Где можно увидеть русалку. Кто такие русалки и существуют ли они на самом деле? Есть ли доказательства существования русалок

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос о существовании мифических существ волнует людей многие столетия. Одни уверены, что это выдумки, другие доверяют фактам. Давайте разберемся вместе.

В статье:

Существуют ли русалки в реальной жизни - правда и вымысел

Кто такие русалки? Это удивительные существа, которые описываются в преданиях и мифах, распространенных на всей планете. Подтверждение существования морских созданий можно встретить в различных источниках.


Все они датированы разным временем. Те, кому удавалось встретиться с русалками, по-разному. Также существам приписывают различные качества и поведение.

В Европе мы часто слышим название «русалка ». Древние греки предпочитали слово «сирена ». Римляне верили, что нимфы и нереиды на самом деле существуют. Также это существо часто называли ундиной .

Колдуны и маги считают, что русалка - это мистическое существо, сгусток энергии, дух воды, приходить на помощь. Но это бестелесное создание, способное управлять стихией воды.

Русалки, найденные людьми в разных частях мира, отличаются внешне от героев книг и мифов. Ученые предполагают, что существует несколько их видов. Также есть мнение, что эти монстры не просто непохожи друг на друга, а располагаются на различных этапах развития.

Это подтверждает теорию о том, что человек является потомком этих морских существ, ведь жизнь зародилась в океане. К сожалению, данная версия еще не доказана, поэтому воспринимать ее как аксиому нельзя. Но большое количество примеров в истории подтверждают, что сирены есть на самом деле.

Настоящие русалки существуют - шокирующие факты

Если мы обратимся к документам, то обнаружим, что в XII веке в исландских хрониках Speculum Regale упоминается странное существо. Оно имело туловище женщины и хвост рыбы. Назвали ее «Маргигр ». Более о судьбе этой дамы ничего не известно.

В 1403 году в Голландии произошла ситуация, которая была описана в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное ». В ней повествуется о том, что после жуткого шторма на суше люди обнаружили странную девушку. Ее выбросило из воды. Нереида была вся в тине и имела плавник вместо нижних конечностей.

Люди отвезли ее в город, переодели, научили готовить еду и заниматься хозяйством. Как именно делала это женщина, используя плавник вместо ног, в источнике не указывается. За 15 лет, которые существо пробыло среди людей, оно не научилось говорить и постоянно пыталось вернуться в родную стихию. Но это не увенчалось успехом, и сирена умерла среди жителей деревни.

15 июня 1608 года два человека, которые отправились в путешествие с мореплавателем Г. Гудзоном, обнаружили в воде живую сирену. Они утверждали, что это была обворожительная девушка с голой грудью, прекрасными черными косами, а ее нижняя конечность в точности напоминала хвост макрели. Более никто это существо из команды не видел и подтвердить слова матросов не может.

Доказательство того, что русалки существуют - удивительный подросток

В XVII веке испанский журналист Икер Хименес Элизари сделал заметку в газете, опубликовав записи, которые он нашел в архивах монастыря. В них говорилось о Франсиско дела Веге Касаре, проживающем в Лиерганесе (Кантабрия).

Этот молодой человек отличался способностью очень хорошо плавать. Легенда гласит, что в 16 лет юнец пошел купаться и его затянуло в пучину. Подростка люди тогда не нашли.

Спустя некоторое время недалеко от места его пропажи моряками было обнаружено необычное создание. Это был все тот же парень, но с белоснежным кожным покровом и чешуей на туловище.

На конечностях между пальцами были плотные перепонки. Юноша не говорил, а только издавал странные звуки. Существо обладало нечеловеческой силой, так как для того, чтобы его поймать, понадобились 10 человек.

Пленника отвезли в храм францисканцев. Там в течение трех недель юношу подвергали ритуалам экзорцизма. Через год подростка вернули домой, его мама призналась в том, что ее сын не совсем человек. Спустя два года необычное создание убежало и скрылось в морской глубине.

Доказательства существования монстров в XVIII–XIX веках

В 1737 году было опубликовано еще одно доказательство существования русалок. На этот раз информацию предоставило издательство «Gentleman’s magazine» . История произошла в Англии. Рыбаки вместе с уловом подняли на палубу странное существо и в страхе забили его насмерть.

Очевидцы утверждают, что монстр издавал человеческий стон. Когда рыбаки пришли в себя, то разобрали улов и поняли, что перед ними сирена мужского пола. Внешность существа была отталкивающей, тем не менее, монстр походил на людей. Труп русалки долгое время демонстрировался посетителям музея в Экстере.

«Scot’s magazine» в 1739 году поразил читателей интересным материалом, в котором говорилось о том, что люди с судна «Галифакс » поймали настоящую нереиду. Однако подтверждений этому факту нет, так как команда была вынуждена приготовить и съесть пойманное существо. Произошло это недалеко от острова Маврикий. Экипаж заверяет, что плоть этих монстров очень мягкая, похожа на телятину.

31 октября 1881 года стало знаменательно тем, что в этот день одно из бостонских издательств огласило новость о выловленном трупе удивительного создания. Удалось определить, что монстр был женского пола. Верхняя часть его тела идентична людской, но все, что ниже живота, являлось хвостом рыбы. Это был далеко не последний случай, когда в XIX столетии люди находили подтверждение существования русалок.

Есть ли русалки - история времен СССР

Долгое время эта история не разглашалась, и мало кто мог узнать подробности происшествия. В 1982 году на западном берегу озера Байкал должны были проводиться тренировки боевых пловцов. Именно там вооруженные силы СССР нашли удивительное чудовище.

Аквалангистам надо было опуститься на глубину в 50 метров. Люди уверяли, что именно там они неоднократно замечали странных существ, которые в длину достигали 3 метров и были покрыты блестящей чешуей. На голове у нимф находились странные шлемы круглой формы. Аквалангисты уверяли, что это были не люди, так как передвигались они очень быстро, не имея специальных костюмов и аквалангов.

Командующий учениями был уверен, что подводникам необходимо найти общий язык с существами и вступить в контакт. Для этого необходимо было выловить одну нереиду. Команду хорошо снарядили и подготовили к заданию. Группа состояла из 8 бойцов, которые должны были четко выполнять инструкции.

Но операция была прервана, так как, когда люди приблизились к существу и попытались набросить на него сеть, оно силой мысли вытолкнуло их на берег водоема. Из-за того, что случилось это резко, а во время всплытия не было важных остановок, все участвующие в операции заболели кессонной болезнью. Трое погибли уже через пару суток, а остальные на всю жизнь остались инвалидами.

Странные монстры в США

В Соединенных Штатах Америки жители небольших городов нередко сталкиваются с подобными существами. Летом 1992 года в поселке Ки-Бич (Флорида) рядом с берегом были замечены необычные существа, напоминавшие людей, но нижняя часть тела у них была как у тюленей.

На конечностях монстров были большие перепонки. Сирены имели огромные головы и выпуклые глаза. Когда рыбаки постарались приблизиться к существам, те быстро отплыли и скрылись в морской глубине. Через некоторое время рыбаки достали свои сети из воды. Они были разрезаны, а улов выпущен.

Также странный экспонат не так давно был представлен в краеведческом музее города Тумстоун . Посетители осматривали труп диковинного объекта, который, на первый взгляд, сильно напоминал морскую корову. Но верхняя часть тела животного была похожа на людскую - руки, плечи, шея, уши, нос, глаза. Также присутствовали достаточно хорошо развитые ребра.

Русалки - загадочные существа морей, рек и озер, которые с древнейших времен волнуют людей своей загадочностью: кто они - разумные существа, как и мы сами, или просто животные? И существуют ли они на самом деле?

В мемуарах некоторых миссионеров можно прочитать о попытках поймать русалку. Так, миссионер, принадлежавший к ордену капуцинов, рассказал, что видел с палубы корабля, идущего в Конго, как русалки и тритоны (морские мужчины) собирали на мелководье водоросли со дна. Судно бросило якорь, и моряки незаметно спустили сети, однако подводные жители заметили их и ловко избежали ловушку (esoreiter.ru).

Пойманные русалки

Итальянский миссионер из города Павии отец Францис, в 1701г. посетивший Анголу, вначале не поверил местным жителям, когда те рассказали ему о русалках, живущих в водах их озера. Тогда аборигены поймали одну из них в сети и предъявили проповеднику в доказательство своей правдивости. Миссионер детально осмотрел и подробно описал русалку, добавив, что спустя сутки после поимки она умерла. Вопрос о том, есть ли у этих существ душа, остался для отца Франциса открытым, а ведь он был очень важен, поскольку, кроме всего прочего, ангольцы охотились на русалок и употребляли их мясо в пищу. Так кого же они, собственно, ели: рыб либо людей?


В 1560г. церковь как никогда была близка к ответу на данный вопрос. Тогда у берегов острова Маннар близ Цейлона голландские моряки одновременно изловили семь русалок!.. Оказавшиеся в этих краях отцы-иезуиты не упустили случай и попытались выяснить, являются ли эти существа людьми, наделенными бессмертной душой. Исследователи долго дискутировали, однако так и не пришли к однозначному выводу.
Куда больше повезло личному врачу голландского вице-короля в Гоа М. Боскэ, который оказался там же. Анатомировав русалок, пойманных возле Маннара, он сделал заключение, что эти существа во всем подобны людям - как внешне, так и по своему внутреннему строению. Надо полагать, что уважаемый доктор резал не по живому, так как все русалки, помещенные в большие емкости с водой, умерли спустя несколько дней…
Такая же печальная участь постигала и других «подводных людей», стоило им попасть в неволю. В 1682г. возле итальянского городка Сестри (недалеко от Генуи) был пойман т.н. «морской человек», и многие горожане смогли рассмотреть его вблизи. Один из свидетелей писал, что в продолжение дня пленника неоднократно усаживали на стул, а это свидетельствует о том, что его тело довольно гибко и имеются суставы (в отличие от рыб). «Морской человек» прожил лишь несколько дней и за все это время ничего не съел и не выпил, а только плакал и испускал жалобные вопли…
В начале 1738г. в газете «Лондон дейли пост» появилось сообщение: в заливе близ городка Топшем (графство Девон) поймана русалка. Впоследствии ее показывали публике в Эксетере, Бристоле и Бате. Неизвестно, сколько времени это несчастное создание прожило в неволе и что с ним было потом.
По свидетельствам, дошедшим к нам из прошлого, русалки в морях встречались не столь уж редко, однако люди считали их диковинными существами. Неудивительно, что, когда в 1531г. в водах Балтийского моря изловили русалку, ее сразу отправили в подарок королю Польши Сигизмунду II. Правитель и его двор своими глазами видели пленницу, только, к сожалению, недолго: она умерла в неволе на третий день…
Русалки в неволе
В 1430г. в Голландии размыло дамбу, и море затопило большие территории, отчего жителям пришлось передвигаться на лодках. Однажды утром девушки из небольшого городка Эдам отправились таким образом доить коров. На мелководье они увидели русалку, застрявшую в грязи. Девушки взяли ее в лодку и затем привезли к себе домой. Русалка осталась с ними жить и прожила целых… 15 лет! Говорить она, правда, не научилась, зато научилась носить платье, есть, как человек, и вязать. Помимо этого, добрые католички приучили свою подопечную поклоняться святому кресту, и это дало повод похоронить ее по-христиански.
Но если об этой русалке остались только записи, то от другой сохранился даже портрет, написал который «прославленный Сью Готье». В 1758г. в Париже русалку выставили для всеобщего обозрения, поместив в большой аквариум, на ярмарке в Сен-Жермен. Как писал очевидец, пленницу кормили рыбой и хлебом. Она была очень подвижной и с удовольствием плескалась в воде. Отдыхала русалка в вертикальном положении. Внешность имела мерзкую и уродливую. (С этим трудно не согласиться при взгляде на рисунок Готье.)
Следует сказать, что описания русалок не слишком разнятся между собой, несмотря на то что очевидцев разделяют столетия или тысячекилометровые расстояния.
Пойманных русалок нередко отпускали
В одной английской летописи упоминается «морской человек», которого в 1187г. поймали в графстве Суффолк. Неизвестно, сколько времени он провел в неволе, но потом каким-то образом вырвался из плена. Беглец бросился в морские волны, и больше его не видели. Но бывало и такое, когда сами ловцы отпускали пойманных «морских людей».
В 1619г. два датских королевских советника плыли в Швецию из Норвегии. Неожиданно они увидели с борта какое-то человекоподобное существо, плывшее параллельно их судну. Моряки спрятали в ломоть бекона крючок, прикрепленный к прочному шпагату, и бросили приманку в воду. Попавшийся на нее «морской человек» был вытащен на палубу. Однако он столь громко кричал и крик этот был таким угрожающим, что испуганные моряки поспешили сбросить своего пленника обратно в воду.
Иногда и рыбаки отпускали неожиданную добычу. Как-то раз подобное случилось возле одного из Шетландских островов. Эдинбургский журнал сообщил, что в рыбацкую сеть попала русалка. Она была сероватого цвета, без всякой чешуи на хвосте. Рыбаки, подержав какое-то время свою пленницу в лодке, решили, что от нее лучше избавиться. Ведь если потом в море случится какое-нибудь несчастье, обвинят тех, кто мучил несчастную тварь…
Наверное, так же думали и шестеро их «коллег» с острова Йелл, которым в 1833г. пришлось встретиться с русалкой. Та запуталась в сети, которую вынимали рыбаки. Как они потом говорили, рост русалки составлял около трех футов. На теле отсутствовали жабры, так же как на хвосте - чешуя. Пленница не сопротивлялась людям и лишь жалобно стонала. Продержав ее часа три в лодке, рыбаки выпустили русалку в море. Нырнув, она сразу ушла на глубину.

Русалки России

В России порой тоже ловили русалок - «речных» или «луговых» - как следует из рассказов, бесхвостых. В записи, сделанной в 1891г. со слов крестьян, говорилось, что когда-то давно (им это известно от стариков) в деревню приводили двух русалок. Эти создания выглядели как женщины с длинными волосами. Ничего не говоря, они лишь горько плакали. Когда же русалок отпустили, они запели, заиграли и убежали в лес.


В свое время В.И.Даль тоже записал рассказ об одной такой поимке. События происходили в деревне, которую крестьяне называли Монастырем и которая стояла на берегу большого озера. Когда-то давно мужики вытащили сетями из озера ребенка. Когда его опускали в воду, ребенок резвился и играл, а когда приносили в избу - томился и плакал. Мужик, поймавший странного мальца, однажды сказал ему: слушай, не стану я тебя больше томить, отпущу обратно, только и ты услужи мне. Расставлю я по вечеру сети, а ты нагони в них рыбы побольше. Сидевший на шестке ребенок задрожал, его глазенки засверкали от радости. Мужик расставил на озере крепкие сети, посадил мальца в ушат, принес на берег да и бросил в озеро. А утром пришел осматривать сеть, а она полна рыбы!
Русалок видят и в наши дни, однако все реже и реже, а уж поймать… То ли они постепенно вымирают в водоемах, которые так усиленно травит наша цивилизация, то ли стали более осторожными, видя какими совершенными технологиями для ловли морских животных обладает современный человек. А может тому виной и другое: мы перестали верить в русалок, сочинять про них стихи и песни, как делали наши предки, а потому навсегда утратили связь с их миром, который, возможно, лишь соприкасается с нашей физической действительностью. Впрочем, есть исследователи, которые серьезно занимаются этой проблемой, и у них имеются доказательства, что «водные люди» существуют на самом деле…

1 июня наступает Духов день - Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок. А раз так, то давайте о них и поговорим.

Морских дев любили математики и воспевали поэты, им посвящены сказки и легенды, но удалось ли разгадать тайну этих водных созданий? Сирена, Ундина, Русалочка – в чем разница, с чего началась история о русалках-проститутках и почему по сей день не стоит заходить в воду на "русальной неделе".
Существовали ли эти полуземные жители на самом деле? Если резюмировать все исследования культурологов – да, но все могло быть иначе, чем мы себе представляем. Истина о подлинных русалках где-то посередине. Все примерно так, как с легендами о драконах. "Огнедышащие" казались чистой выдумкой, пока не были изучены скелеты динозавров. Образ драконов передавали люди - они шифровали реальность в сказочный код, который мы разгадываем до сих пор.

Главный признак русалки – она не одна, у нее много родственников. Именно за это русалок любили математики, они спорили: число ли рождает русалку или русалка число?
Русалки увеличиваются в геометрической прогрессии, только начни изучать. Водных дам настолько много в мифах разных стран, что немецкий литератор Андреас Красс создал "русалочью энциклопедию", в которой описал около 20 видов получеловека-полурыбы. Он пишет о наядах, нереидах, мелюзинах, сиренах, которые приходятся друг другу дальними или ближними родственниками
Андреас Красс говорит и об исторической подоплеке, например, истории жительниц моря в «Одиссее» Гомера. В поэме речь идет об одном из видов подводной братии – "сиренах". Они серьезное испытание для моряков, которые вынуждены проплывать мимо острова "сладкозвучных сирен". Мужчины, услышав пение, забывали про дом, жен и детей - пускали жизнь и корабль под откос. Одиссей, впрочем, согласно сюжету, однажды велел своим спутникам заткнуть уши воском, а себя привязать к мачте, чтобы не соблазниться. Но речь не о мудром решении, а о том, какая реальная история легла в основу сюжета.
Вполне может быть, что сирены – эпитет для прекрасных девушек легкого поведения, что владели искусством любви.
Дело в том, что на том месте, о котором пишет Гомер, реально находился остров, но там располагались публичные дома и жили там, соответственно, не подводные, а вполне земные существа - древнегреческие проститутки, которые завлекали мореходов, обещая такие наслаждения, что впору забыть и жену, и детей, и дом родной.

О чем говорят сказки, где фигурируют русалки и сестры? Возможно, речь о необычных женщинах-музах, преданных и потому кардинально поменявших амплуа: из музы - в дьяволицу.
Грустная и романтическая сказка о Русалочке Ганса Христиана Андерсена одна из самых популярных в детстве. Однако ее главная героиня не русалка, а морская дева. Если дословно с датского, ту, что мы называли Русалка, зовут "Маленькая морская госпожа" и относится эта госпожа к классу "Морских дев". Они имеют родственные связи с русалками, но ими все-таки не являются. Русалка – героиня славянской мифологии, которая живет вблизи водоемов, тогда как Морская дева - это сестра своих сестер и родилась под водой.
Русалку в прямом толковании слова можно встретить на земле в течение Русальной недели (примыкающей к празднику Троицы) и у нее есть ноги. Считается, что русалки пришли в воду из земного мира: умершие до замужества девушки или на Русальной неделе, утонувшие, реже - некрещеные дети. Часто сердце русалок разбито, вот они и мстят - заманивают мужчин в воду, откуда последние не возвращаются. Четкого описания их внешнего вида нет, иногда - это молодые девушки в белых одеждах и с длинными волосами, иногда уродливые бабы с большой грудью, которую они перебрасывают за плечи.
Прародителем морских дев считается - вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму, в итоге он некий русал - голова и торс мужчины и рыбий хвост вместо ног. Первая женщина с хвостом - богиня Луны и рыболовства - Атаргате.
Но вернемся к сказкам.

Русалочка Андерсена - с хвостом и она никогда не тонула, она "Морская дева", что живёт в подводном царстве. Согласно сюжету, когда подводной даме исполняется 15 лет, ей дозволено посмотреть на мир над водой. С этого момента и начинается активное развитие сюжета: принц тонет, она спасает юношу и это любовь с первого взгляда. Дальше девица наводит справки о людях и узнает от бабушки о прелестях человеческой души, которая перерождается и вообще бессмертна. Помочь почувствовать себя человеком вызывается ведьма, она забирает голос Русалочки. Договор подписан, но принц безголосой водной девушке предпочитает земную. Экс-русалке грозит смерть и сестры предлагают решение - если убьет принца, снова станет подводной жительницей. Но она превращается в пену. Кажется, что это грустный конец, но как поясняют культурологи, да и в тексте самой сказки есть этот пункт: русалочка становится одной из дочерей воздуха, кардинально меняя стихию. И здесь узнает, что и с мечтой о человеческих ногах не все так плохо: 300 лет ей совершать добрые дела и быть тогда человеком с бессмертной душой.
У братьев Гримм "Русалка в пруду" менее безобидная, хотя и прекрасная. Обедневший мельник обещал отдать русалке за возвращенное богатство своего новорожденного сына, но, когда ребенок появился на свет, он передумал и стал прятать мальчика. Однажды, завещанный до рождения принц, на тот момент уже женатый, подошел-таки к пруду, и был благополучно погружен на дно. Жена не обрадовалась такой участи, обратилась к колдунье и вызволила из-под воды суженного. Он остался жив, благодаря титаническим усилиям другой женщины, которая не исключено, тоже имела русальи корни.
В этих сказках не говорится о путанах, что заманивают голосом и чудным видом, здесь перед нами и другой вид русалок и другая стратегия: жертвенность и любовь ради бессмертия, возмездие за предательство и невыполнение обязательств.
В других преданиях и легендах, также часто прослеживается некая перепись страхов: потерять любимого, предательства, а также неуверенность в себе и ревность. По-сути все представители русальего племени - роковые женщины, которых изображают, примерно так, как после будут изображать ведьм: с зеркалом и распушенными волосами.

Существует легенда, которая живет в наши дни "благодаря" заболеванию "синдром ночного апноэ", который негласно называют - "Проклятье Ондины". Как гласит придание: "русалочка"- дева по имени Ондина, наложила на суженного проклятье, после того как он несколько десятилетий спустя нашел себе другую: "Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай - пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь".
Сегодня "синдромом ночного апноэ" страдает по статистике 10% мужского населения планеты, а около 40% склонны к этому заболеванию после 40 лет. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя.
И всё-таки русалки - миф или реальность? Легенды о них будоражат человеческое сознание. Представления о русалках противоречивы, поэтому сложно сказать что они из себя представляют: добрых или злых существ? Каждый народ дает свое представление о них. Давайте посмотрим на представление наших предков. Насколько современное представление об этих водных обитателях соответствует представлению наших предков. В славянской мифологии известны существа, называемые русалками. Образ русалки является исконно славянским . Считается, что слово русалка происходит от "русло", "русый" . Видимо, из-за этого в современном мире обитанием русалок стали считать только воду. В Украине русалок называли мавки, а в Белоруссии - водяница или купалка. Основным их предназначением является охрана лесов, вод и полей. А как же делать это, если находиться только в воде?
Образ русалки

Дело в том, что образ современных русалок отличен от образа мифологического. Славянская русалка - это красивая девушка в белом платье. Рыбьего хвоста у них никогда не было. Поэтому они спокойно могли перемещаться по суше, сторожить леса и сидеть на деревьях. Образ русалки с хвостом пришел в умы людей из литературы и прочего искусства. Но в славянской мифологии "девушки воды" имеют ноги. Хвосты же принадлежат сиренам, которых многие знают по легендам об Одиссее.
Длинные распущенные волосы - это атрибут, который имеется у русалок в мифологии всех народов. Сейчас девушки с распущенными волосами на улице это норма, но раньше это было недопустимо. Существует даже выражение:

"Ходит как русалка (нечесаная девушка)."

Это современным модницам на заметку.
В некоторых местах русалки имеют образ девочек с распущенными зелеными волосами и длинными руками. Но в народной традиции есть и совсем другой образ русалки - косматой, безобразной и заросшей шерстью . Все это подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Часто при этом упоминаются большие груди:

"цыцки большие-большие, аж страшно."

В работе Е. Левкиевской "Мифы русского народа" упоминаются рассказы о том, как люди видели русалок :

"У нас говорили, что русалка будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула - а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут - в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка - как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало"

Русалки добрые или злые. Как становились русалками

Так кто же русалки? Добрые существа или нечисть, творящая зло. По мнению старообрядцев, когда Сатана пал с небес, то вместе с ним пали иные существа, в том числе русалки. С этой точки зрения хорошими их назвать язык вряд ли повернется. Но все таки нужно разобраться с их происхождением. Согласно славянский мифам русалками становятся утопленницы или молодые незамужние девушки . Иногда говорят только о некрещеных, но суть от этого не меняется. Русалки - это души утонувших/незамужних молодых девушек . Хоронить таких умерших на кладбище нельзя, поэтому погребение осуществлялось за кладбищем. А в Русальную неделю девушка обращалась в русалку. Когда таких умерших хоронили, то плакали не из-за того, что человек умер, а из-за того, что ходить теперь умершему век русалкой по земле. Не бывать покою. Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: как стать русалкой . Вряд ли кто-то захочет обратиться в нее по своей воле на таких условиях.
Про русалок говорят, что они могут соблазнять молодых людей. Чтобы в дальнейшем защекотать до смерти или заманить к воде и утопить . В деревнях даже запугивали русалками детей, чтобы те не лезли в глубокие участки реки, когда купались:

"Далеко уйдешь от берега, русалка утянет под воду."


Это сразу создает образ плохих существ. Так же считается, что они любят воровать у женщин нитки, холсты и прочие вещи для шитья. Связано это с тем, что русалки ходят либо в рваных сарафанах, либо вообще голыми . Так, например, если в русалью неделю встречали в лесу русалку, то обязательно бросали ей платок или открывали кусок ткани.
Способов защитить себя от русалки не много. Если вы встретитесь с ней, то первое, что рекомендуется - это не смотреть ей в глаза. Также считается, что русалок отпугивает полынь или укол булавкой (не забывайте, что это старинные поверья- прим.)

Помимо негативного в русалках есть и некоторые положительные черты. Например, русалки любят детей и защищают их в лесу от диких зверей, а также могут спасти тонущего ребенка. Хотя это не мешает взрослым оберегать детей во время купания образом "плохой русалки".
Русалки известны своей жизнерадостностью. Всем знакомо по фильмам их заигрывание и хохот. Считается, что они веселушки, любящие играть и радоваться жизни. Хотя их шутки кажутся смешными только им самим. Для людей же, например, тушение костра вряд ли покажется забавным. Русалки любят водить хоровод вокруг деревьев. Если в лесу увидеть дерево, вокруг которого не растет трава, то значит вокруг него русалки водили хоровод. Представляя русалку, предстает образ девушки, сидящей на берегу реки или на ветке дерева, которая расчесывает волосы. Именно так пишет А. С. Пушкин:

"Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;"

Известно также, что русалки любят плести венки . Для этого они используют цветы и древесные ветки. Жители Полесье, например, русалку представляют в образе молодой красавицы с длинными волосами и с венком на голове из цветов и трав. Сложно при таком описании представить что-то негативное. Образ исключительно положительный и радостный.
Наиболее активны русалки в ночь на Ивана Купала 22-23 июня. А в день Февронии-русальницы русалки уходят вглубь водоемов.

https://mistika.temaretik.com/1139885221339990841/rusalochka...

О морских и речных жителях, подобных человеку, ходят всевозможные слухи с глубокой древности, о них говорят предания всех народов. Может ли всё это быть только фантазиями, навеянными встречами с какими-то непонятными водными существами? Или нечто подобное русалкам и ихтиандрам всё-таки есть в реальности?

Но если раньше водные люди всё-таки, действительно, были, куда они делись? Похоже, что русалки и русалы реально существуют и в наши дни. Тому есть многочисленные свидетельства с фото и видео, правда, качество их заставляет желать лучшего. Поэтому точно и уверенно сказать, что это такое, не получится, и стопроцентными доказательствами это быть всё же не может.

Никто с древности и по сей день не может с уверенностью также сказать, каков же мир, где обитают русалки. Почему они время от времени появляются среди людей - тоже вопрос. Возможно в их мире что-то меняется, и они вынуждены хотя бы на время оставлять его, а может просто для интереса. Или всё-таки наши миры настолько близки и взаимосвязаны, просто мы так и не можем в этом разобраться...

В Шотландии русалки реальны

Русалок довольно часто видели у берегов Шотландии во все времена. Только 1890 году их встречали неподалеку от Оркнейских островов несколько раз. Сотни свидетелей наблюдали за русалкой в заливе у берегов Шотландии. Она без опаски у всех на виду плавала в море и отдыхала на подводных камнях.

Многие очевидцы рассказывали о том, как выглядела русалка, достоверно описывали ее внешность и рост, равный росту взрослого человека. Все указывали на черные волосы, белую кожу и отмечали, что руки русалки были как у людей. Некоторые наблюдатели отмечали, что русалка и двигала руками как человек.

Почему-то именно Оркнейские острова больше всего привлекают русалок. Возле острова Хой, второго по величине в группе этих островов, в лимане Портленд в 1913 году неоднократно появлялись русалки. Один из исследователей подобных неизученных явлений встречался в Шотландии с очевидцами русалок, среди которых были вполне уважаемые люди.

С морскими царём

Конечно, встречают русалок не только на севере Британских островов, а по всему свету.

В австралийской газете «Мельбурн Сан» в 1978 году была заметка о филиппинском рыбаке, которому русалка помогла вытащить из воды сеть с уловом. По мнению 41-летнего рыбака голубоглазая русалка была хороша собой.

Также на этом континенте, как и в других местах, видели русалок и в компании самого Нептуна. Проблема опять же в том, что чаще всего видели их только издалека, и если даже удавалось сделать фотографии или видеозапись, о качестве говорить не приходится...

В Сибирь, в Читу - к русалкам

В России свидетельства о русалках чаще всего появляются в отдаленных глухих краях. Как правило, очевидцами бывают деревенские жители. Понятно, что эти таинственные существа всегда старались укрыться подальше от людей. Многочисленные записи этнографов и фольклористов свидетельствуют о встречах с русалками.

Один из жителей Читинской области рассказывал о встрече с русалкой в 1977 году. Пришлось ему ехать ночью возле омута. Он увидел на камне посреди водоема похожее на женщину существо. Она расчесывала золотистые волосы. Мужчина решил подойти к ней, но как только направился к русалке, она исчезла в омуте.

В 1980 году там же одной из деревенских женщин довелось встретить русалку. Вечером она пошла к реке ноги помыть. Подходя, глянула на воду и увидела, что оттуда русалка выплывает. Женщина испугалась и сразу домой побежала.

Только на следующее утро она рассказала об этом. Её бабушка, выслушав рассказ, ничуть этому не удивилась и рассказала, что русалку многие издавна на этой речке встречали.

Расчёсывающая волосы

Этнографы в это же время сделали ещё записи о встречах с русалками в той же Читинской области. Водные девы, видать, прямо-таки облюбовали эти края. У некоторых деревенских жителей воспоминания о детстве тесно переплетены с русалками.

Сидели они, например, вечером на бережку речки и увидели на другом берегу девушку, которая пела, подходя к воде. Она нырнула в реку и поплыла к ближайшему камню. Села на него и стала расчесывать длинные волосы. Как завороженные дети смотрели на русалку, потом побежали к ней.

Русалка, оставив на камне гребень, в воду нырнула. Одна девочка этот гребень подобрала. Но мать ее отругала и велела его обратно на место отнести, чтобы русалка за ним в дом не явилась. Дети отнесли гребень к камню. Через день его там уже не было. - Видимо, вернулась за ним русалка.

Современная блонда нижегородская

Русалку в селе Ушаково Новгородской области видели сравнительно недавно - в 1989 году. Подходя к озеру, мужчина увидел сидящую на берегу спиной к нему русалку с длинными белокурыми распущенными волосами. Когда он подошел ближе, русалка бросилась в воду. Издалека озёрную деву видели и другие местные жители.

Получается, не перевелись еще русалки на белом свете, в том числе и России. Возможно, нам тоже ещё доведется встретиться с ними. Будет ли это везение или наоборот?

Однозначно, что сам образ не утратил актуальности. Он продолжает жить в культуре, адаптируясь к меняющемуся миру, обретает новые черты и порождает увлекательные сюжеты.

Ахти — водяной демон у народов севера. Ни злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так что человек будет присмерти. Конечно если его разозлить, то он и убить может.

Берегини
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини-бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом — все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.

Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегинь принадлежит Д. К. Зеленину:«Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под берегинями» в слове (т. е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV- XV вв. -М. В.) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки.

Согласно народным верованиям, вода — традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д. К. Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер — лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)

Вилы — крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Носят длинные волшебные платья. Ноги с копытами. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Могут лечить, предсказывать смерть. Разгневавшись, способны убить взглядом.

Вилы- сербские русалки. Обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное; происхождение: они не утопленницы, а дети тучи. Вот что рассказывает вила о себе:

Меня гора-туча родила;
Утренняя роса падала-
Меня, вилу, вспоила;
От горы-тучи ветер веял-
Меня, вилу, баюкал;
То были мои няньки

По сербским поверьям, вилы насылают бури, дождь и град, поднимают ураганы. Кроме того, они хозяйки родников. Кто напьется из заповедного источника вилы, тому придется заплатить тяжкую дань: «сам он слепнет, а конь его обезножеет». Если же вилам, когда они танцуют, как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу — тут ему и конец настает.

Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

«Водяной дух»
Не ходи к потоку -
Он шумит, бежит,
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днем.

Солнце лишь к закату-
Он встает из реки
Тяжелую пяту
Кладет на пески
И, луной озарен,
Погружается в сон.

До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вокруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна.

Лобасты - по берегам рек, в камышах живут русалки-лобасты (албасты), они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух.

Лоскотуха, Лоскотка, особый вид русалок. «Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По мнению Д. К. Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей». Лоскотухи — русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек.

Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы. Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

Мавки — (слав. миф) вид русалок. Особенно любят при полном месяце появляться. Распоясывается так что не ставит ни во что ни охранительный чеснок, ни траву полынь. И через железную цепь не побоится перешагнуть.

Мавки плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.

Вообще мавки красивые, такие красивые какими сроду при жизни не были. Некоторые страхолюдины как раз для этого и топятся. Только красота эта обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и увидишь позеленевшие без воздуха легкие, небьющееся сердце, сопревшие кишки — такая гадость! Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок, только на это вся надежда.

Мемозина — Водяной дух в облике женщины. Упоминания о мемозинах, полурыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго — западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног — рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев.
Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки. Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.
Сирены. Мы знаем древнегреческих сирен, женщин-птиц. Еще в V веке «Физиолог» утверждал, что «образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья».

Но уже в «Бестиарии» XVI века сирены описываются и изображаются как полуженщины-полурыбы. Альберт Великий упоминает их среди «чудищ поэтических сказаний»: лица их безобразны — но голос, как и у греческих сирен, прекрасен. Сирены средневекового «Бестиария», подобно онокентаврам, олицетворяют двойственность человеческой натуры.

Со временем новый образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению полностью истребленные к концу XVIII века.

Но и это не все. За долгие века легендарного существования сирены «приобрели» еще и третье обличье — деворыбоптичье. Такое представление существовало не долго, но оставило свой след в изобразительном искусстве и даже в стихах. Средневековый автор Филипп Танский писал о сиренах так:

Живет сирена в море
И накликает горе.
До пояса она -
Прелестная жена.
Но при таком обличье -
С когтями лапы птичьи
И длинный рыбий хвост.
Когда не видно звезд,
Ночами на просторе
Раздастся песня в море,
И кормчий в мутной мгле
Заснет на корабле.
Смысл в этом сокровенный:
Прекрасные сирены -
Прообраз благ мирских,
Погибель душ людских.

Су-кызлары. В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине торчит из воды скала. Там, как утверждает старинное предание, живут красавицы су-кызлары — наполовину девы, наполовину рыбы.

Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы. Глаза у них голубые, брови — изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает, что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как увидят сукызлары человека, бросаются в воду и больше не появляются.

Тритоны — в греческой мифологии морские существа, похожие на человека, (напоминающие своим видом классических русалок) плавающие на дельфинах и дующие в морские раковины. Во время выхода из дворца Посейдона и Амфитриты тритоны составляют их свиту.

Ундине и наре. «Унда» по-латыни — «вода». В мифологии германских народов издревле известны ундины — духи воды. На весь мир их прославила повесть «Ундина», которую написал граф Фуке де ла Мотт и перевел на русский язык стихами В. А. Жуковский. Ундины — красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие.

Другое дело — ундине, существующие в прибалтийских народных поверьях (заметьте, корень в слове тот же, латинский). Они — типичные русалки с рыбьими хвостами. Вот что рассказывают о водяных девах ундине в Литве.

Раз на Немане ловили неводом рыбу. Закинули рыбаки невод в заводь у самого берега, а заводь эта илистая оказалась, точно болото. Закинули невод, вытянули, а там незнамо что — то ли рыбина, то ли человек: раскрасавица — кудри у нее золотистые, ручки маленькие да коротенькие. Вместо ног — вроде хвост рыбий. Привезли ее рыбаки домой, сделали лохань попросторней и пустили ее в воду. За десять километров приходилось по воду ездить, к Неману, а воду меняли через день. Со всей округи стекались в ту деревню на ундине смотреть. А она, как наберется много народу, пригорюнится, прикроет волнистыми своими волосами личико и зарыдает.

А когда погода была, певала ундине — да так ладно! Голос у нее был дивный, у людей такого не бывает. Жаль только — в песнях ее никто ни словечка разобрать не мог. Изо всех окрестных деревень шли на нее подивиться. А как не стали ходить — повезли ее напоказ по городишкам. А потом и вовсе всем приелось. Тогда отвезли ундине опять к Неману да выпустили на волю. Трижды она нырнула, трижды голову наклонила — благодарила, видно, что выпустили ее! А в третий раз погрузилась — и уж больше не показывалась.

Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и наре. Внешне они точно такие же: до пояса — женщины, ниже — рыбы. И собою красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер. «Ясными ночами, как месяц выходил, они появлялись из воды, пели да хороводы водили. И тогда были они особенно прекрасны: как радуга блистали, сверкали и светились! Многим хотелось полюбоваться на их красоту. Да только не к добру было это: наре топили любопытных без жалости».

http://dreamworlds.ru/intersnosti/9451-mify-o-rusalkakh.html

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»