К какой категории относится главный экономист. Служащие

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Есть люди, именующие себя специалистами, а есть те, которые предпочитают называть себя служащими. Чем могут заниматься те и другие?

Определение

Термин «специалист » - очень емкий. Под ним может пониматься человек, который хорошо разбирается в какой-либо области - в силу большого опыта или полученного образования. Есть и официальные определения термина. Например - если речь идет о квалификации «специалист», указываемой в дипломе после 5-летнего обучения в вузе.

Многие сотрудники российских офисов работают на должностях специалистов. При этом области их профессиональной деятельности могут быть самыми разными. Есть специалисты по консалтингу, информационным технологиям, HR, финансовым вопросам. Крайне редко, однако, специалистами именуются рабочие и инженерные профессии. Разве что неофициально.

Термин «специалист» нередко применяется и с целью обозначения уровня должности, занимаемой человеком. Например, в госструктурах ей соответствуют самые младшие позиции. В свою очередь, по мере профессионального роста человек может становиться «старшим» или, например, «ведущим» специалистом.

Таким образом, термин «специалист» обозначает область занятости человека, его профессию или уровень квалификации.

Под термином «служащий » чаще всего понимается человек, занимающийся умственным трудом, а также занятый в сфере торговли и предоставления сервисов. Самое главное - чтобы он на кого-то работал. То есть индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по инженерной разработке проектов или занимающийся торговлей, называться служащим никак не может.


Есть устоявшиеся словосочетания, в которых рассматриваемый термин обязательно применяется. Например, «государственный служащий», «муниципальный служащий».

Таким образом, термин «служащий» может обозначать не только профессиональную область, но и социальный статус человека - как работающего по найму и занимающегося умственным трудом.

Сравнение

Во многих случаях сколько-нибудь очевидное отличие специалиста от служащего обнаружить непросто. Например, специалист финансового отдела крупной компании, скорее всего, будет считаться и служащим. Но, как мы отметили выше, термин «специалист» может обозначать главным образом только профессиональную область, но не социальный статус. Который, в свою очередь, может выражаться в служебной деятельности.

Таблица

Итак, теперь мы знаем, в чем разница между специалистом и служащим. Попробуем отобразить ее критерии в таблице.

Служащие — категория наёмных работников, занятых преимущественно нефизическим трудом и получающих заработок (или доход) в форме жалованья (т. е. фиксированного заработка). Понятие служащих, применяемое для обозначения широкого круга профессий и занятий, сильно различающихся по социальному положению, не имеет точного и общепринятого определения.

Служащие подразделяются на ряд крупных профессиональных групп: инженерно-технические работники (ИТР), торговые работники (продавцы и прочие), конторские работники, административно-управленческие работники хозяйственных предприятий, государственных учреждений и общественных организаций (руководящие служащие), занятые по найму представители интеллигенции (учителя, медицинские работники и др.).

Профессия служащих в их современном понимании возникает, с одной стороны, в результате процесса разделения общественного труда , с другой – в результате постепенной передачи капиталистами принадлежащих им, как собственникам, функций управления наёмным работникам. Развитие транспорта, связи, торговли и кредита также способствует огромному увеличению числа служащих. Процесс индустриализации и урбанизации создает предпосылки и одновременно объективную необходимость расширения системы образования, медицинского обслуживания, роста сферы услуг, вызывая тем самым всё более широкое применение труда служащих в этих занятиях. Наконец, важнейшим фактором увеличения численности служащих при капитализме является рост бюрократического аппарата буржуазного государства, развитие государственно-монополистического капитализма и милитаризма. В США, например, с 1870 по 1960 численность служащих выросла в 21 раз и их доля в самодеятельном населении – с 6,6% до 34%.

В середине 19 в., когда число служащих было невелико, они в целом занимали сравнительно привилегированное положение по отношению к другим слоям трудящихся. Любой служащий по сравнению с квалифицированным рабочим был лучше образован, вел мелкобуржуазный или буржуазный образ жизни, находился в постоянном личном контакте с предпринимателем, мог рассчитывать на выдвижение. По мере развития капитализма категория служащих становится всё более многочисленной, но вместе с тем – всё менее однородной. Особенно быстро растет число низших служащих – конторских и торговых, а среди них – доля женщин. Основная масса служащих постепенно утрачивает привилегированное положение, всё более превращаясь в частичных рабочих, верхушка служащих, напротив, сближается, а отчасти прямо сливается с буржуазией.

Марксизм видит в служащих капиталистического общества конгломерат различных социально-экономических групп, которые или принадлежат к противостоящим друг другу антагонистическим классам, или занимают по отношению к ним промежуточное положение. 1) Работники преимущественно умственного труда, занятые непосредственно в материальном производстве, – инженеры, мастера, техники, технологи, лаборанты и т. п. – образуют составную часть «совокупного рабочего». Отличаясь от остальных рабочих по характеру труда и квалификации, отчасти по уровню заработной платы, они не отличаются от них по своему объективному классовому положению (см. Рабочий класс); 2) Конторские и торговые служащие, выполняющие в процессе капиталистического воспроизводства функции обращения, представляют собой особый отряд наёмных рабочих. В отличие от промышленных рабочих они не создают стоимости и прибавочной стоимости, но в остальном «…торговый рабочий совершенно такой же наёмный рабочий, как и всякий другой» . 3) Мелкие служащие, занятые в непроизводственной сфере (управленческий аппарат концернов, трестов и банков, государственное управление, личные услуги), принадлежат к полупролетарскому промежуточному слою, непосредственно примыкающему к названной выше группе. 4) Учителя, медицинские, научные и другие, подобные им наёмные работники умственного труда, составляют особую общественную группу, неоднородную в социальном отношении. Большинство учителей, медицинских работников и значительная часть научных работников находится на государственной службе. Вместе с тем, труд многих представителей интеллигентных профессий непосредственно подчинён частному капиталу и является прямым объектом капиталистической эксплуатации. Развитие капитализма все более низводит служащих из интеллигенции до положения наёмных рабочих. 5) Руководящие служащие капиталистических предприятий и государственного аппарата (чиновники правительственных учреждений, офицерство, полиция, судьи и т. д.) в основной своей массе образуют верхний промежуточный слой, тяготеющий или непосредственно примыкающий к буржуазии . Сюда же примыкают некоторые наиболее высококвалифицированные специалисты, адвокаты, журналисты, верхушка церковников. 6) Верхушка администраторов монополий – директора, председатели и члены правлений и т. п., а также высшие чиновники, т. е. группы, которые иногда относят к разряду служащих, в действительности по своему происхождению, социальным связям, имущественному положению, доходам принадлежат к буржуазии, отчасти к монополистической буржуазии.

Приведенная классификация, конечно, условна. Внутри каждой группы, а также между группами имеются переходные ступени, затемняющие пограничные линии. Однако очевидно, что служащие не образуют слоя, которому можно было бы дать однозначную социальную характеристику. Социально-классовая неоднородность непосредственно проявляется в неодинаковых условиях труда и жизни различных групп служащих. Труд конторских и торговых работников, вследствие растущей механизации, автоматизации и капиталистической «рационализации», всё более сближается по своим условиям и характеру с трудом промышленных рабочих. Продолжительность рабочего времени основной массы служащих была в прошлом значительно меньше, чем у рабочих, сейчас она у тех и других примерно совпадает, а иногда даже больше у первых, чем у вторых (особенно в торговле и на транспорте). На протяжении последних нескольких десятилетий в основном ликвидировался разрыв в уровне заработной платы служащих и рабочих (в результате быстрого роста численности служащих, распространения в этих профессиях женского труда, обесценения старых квалификаций, ухудшения положения служащих на рынке рабочей силы и т. д.). Многие группы служащих зарабатывают даже меньше, чем полуквалифицированные рабочие. Доходы управленческой верхушки, наоборот, в огромной степени возросли. Для современного капитализма наличие постоянной резервной армии служащих так же характерно, как и наличие резервной армии рабочих физического труда (в США в июне 1958 безработные составляли: среди конторских служащих – 5,5%, торговых служащих – 4,7%, специалистов – 2,5%).

Эти сдвиги в социально-экономическом положении служащих не всегда получают отражение в их сознании, которое обычно пропитано мелкобуржуазными взглядами и профессиональными предрассудками. Для служащих типично, в частности, представление о превосходстве над рабочими физического труда, что объясняется, в частности, спецификой труда служащих, известной разобщённостью между ними и рабочими (первые работают в других помещениях и иногда в другие часы, чем вторые), отчасти сохранением непосредственного контакта с хозяевами или управляющими.

Предприниматели, со своей стороны, пускают в ход самые изощрённые средства, чтобы поддержать имеющиеся различия в психологии служащих и рабочих (проповедь «естественной солидарности» между служащими и капиталистами, льготы в отношении социального обеспечения и страхования, организация отдельных столовых и т. п.). Перечисленные факторы создают сравнительно благоприятную почву для влияния мелкобуржуазной и буржуазной идеологии среди служащих. Идеологически и политически отсталые слои служащих часто оказываются на поводу у консервативных и реакционных сил.

Однако по мере изменений в положении служащих, действие факторов, тормозящих развитие их сознания, ослабляется. По данным национальных исследований, около половины конторских и торговых служащих относят себя к рабочему классу. Сдвиги в сознании служащих получают отражение в развитии их профессиональной организации, зародившейся в конце 19 в. и получившей значительное развитие начиная с 40-х гг. 20 в.

Коммунистические партии видят в служащих близкого союзника промышленного рабочего класса, решительно отстаивают их жизненные требования и стремятся привлечь к активной борьбе против капиталистической эксплуатации. История рабочего движения в капиталистических странах свидетельствует о всё большем втягивании служащих в общую борьбу рабочего класса и всех трудящихся. После 2-й мировой войны забастовки служащих, в том числе совместные забастовки рабочих и служащих в масштабе района, отрасли, страны стали обычным явлением (особенно во Франции, Италии, Японии, Бельгии, Индии, Аргентине). Широкие массы служащих остро реагируют не только на экономические и социальные, но и на политические требования, становясь все более значительным фактором демократического антимонополистического движения, развёртывающегося под руководством авангарда рабочего класса в странах империализма.

На рынках труда отдельных государств сформировалась парадоксальная ситуация: люди больше не хотят зарабатывать на жизнь своим умом, так как «ручные» профессии оплачиваются лучше и не требуют так много эмоциональных затрат. Вот почему необходимо чётко понимать разницу между рабочими и служащими. Это поможет выбрать труд по вкусу, который будет подходить не только по оплате, но и по другим параметрам.

Определение

Служащие – работники нефизического труда, занятые в таких сегментах экономики, как государственное управление (чиновники, топ-менеджмент), промышленность (конструкторы, инженеры, проектировщики, вторичный персонал), образование (преподаватели, аспиранты), сфера услуг (тур-менеджер, IT-специалист), торговля. Данную социальную группу роднят такие общие черты, как необходимость профильного (чаще всего – высшего) образования, отсутствие больших нагрузок, необходимость использовать творческий подход в решении поставленных задач.

Рабочие – обладатели трудовых ресурсов, занятых в производственном секторе экономики и занимающиеся физическим трудом. К ним относится как традиционный «рабочий класс», так и сотрудники конвейерного производства, водители, строители. Рабочие не обладают средствами производства и чаще всего получают зарплату на сдельно-премиальной основе.

Сравнение

Итак, особенности труда социальных групп существенно различаются. Начиная с того, что служащие чаще всего трудятся «с 9 до 6», а рабочие – круглосуточно, но посменно. Места пребывания социальных групп значительно отличаются. У рабочего это станок, стройплощадка, цех, где он создаёт реальный продукт, который можно посчитать и измерить физическими средствами. У служащих место труда – это кабинет в офисе или стол. Там он создаёт «умственный» продукт, который можно посчитать умозрительно.

Выводы сайт

  1. Квалификация. Рабочим в большинстве случаев необходимо средне-специальное образование, служащим – высшее.
  2. Средства производства. Рабочие используют «ручные» инструменты труда, служащие – «интеллектуальные».
  3. Продукт труда. Рабочий производит реально исчислимые объекты, служащий – оказывает услуги.
  4. Престиж. Труд служащего считается более почётным, чем рабочего.
  5. Особенности рабочего дня. Служащие, как правило, трудятся с 9 утра до 6 вечера, рабочие производственных специальностей – круглосуточно посменно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»