Воскрешение сына наинской вдовы для детей. Адрес и контакты

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

О ВОСКРЕШЕНИИ СЫНА ВДОВЫ ИЗ НАИНА

(Евангелие от Луки 7:11–16)

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о самом страшном, что только может случиться с каждым из нас - о смерти близкого нам человека. В городе Наин когда–то родилась девочка. Как и все, она росла с верой в возможное земное счастье. А когда стала взрослой, то однажды встретила того человека, с которым решила это счастье осуществить. Спустя некоторое время на свет появился плод их любви - сын. Наверное, это и есть простое человеческое счастье: встретить любимого человека, создать семью, устроить семейный очаг, родить ребенка. К сожалению, мы не всегда это понимаем, как в той пословице: «что имеем - не ценим, потеряем -плачем». И вот, в жизнь этой женщины вошло горе: умирает ее любимый человек - ее муж. В такой ситуации сложно что–то сказать человеку, потерявшему своего близкого. Еще труднее скорбящему услышать за своим горем многочисленные голоса сокрушающихся, плачущих, приносящих соболезнования. Все это - вне скорбящего человека. Все это из другого мира. Из мира живых… А вот здесь, в моем сердце, образовалась невосполнимая пустота. Не стало того, кого я любил и кем был любим…

Но остался еще ребенок. Ради него стоит жить. Ради его счастья стоит трудиться. В нем осталась частичка любимого человека. Надо жить дальше. Но наш мир - это страшное место, где с возрастом ничего хорошего человека уже не ждет. С каждым годом мы все больше и больше начинаем терять своих родных и друзей. С каждым годом нам становится жутко от пустоты и одиночества окружающих нас. У русского мыслителя Владимира Соловьева есть в одном из стихотворений следующие строки: «Смерть и время царят на земле». Именно «царят». Мы постепенно умираем, и умирают близкие нам люди. И мы не в силах отразить победу смерти над жизнью…

Но эту женщину постигла еще более ужасная вещь - смерть единственного сына. Наверное, страшнее всего для родителей -пережить своих детей. Умирает последняя ее надежда. У всех умирали родственники в этом городе, но эту вдову постигло двойное горе. И поэтому множество народа пришло разделить ее горе (Лук. 7:12).

И вот, у ворот города эту похоронную процессию встречает Христос. По евангельскому свидетельству «Христос сжалился над нею» (Лук. 7:14). Он обращается к вдове и говорит одну единственную фразу: «Не плачь» (Лук. 7:13). Как мало и как много в этой фразе Христовой для каждого из нас. Когда нас постигает горе, оно разрывает нашу душу, раздирает наше сердце. Но в такие страшные минуты перед нами всегда стоит невидимо Господь. Он также реально входит в нашу жизнь, как и тогда в городе Наин вошел в жизнь вдовы и ее сына. В такие минуты, если у нас есть на то силы, мы кидаемся к Нему с молитвой, кидаемся со своим горем и говорим: «Господи, помоги! Господи, верни моего любимого человека! Господи, утешь!» А Господь отвечает нам: «Не плачь». Через слова апостольские Он говорит нам: «не скорбите, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… мертвые во Христе воскреснут… утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13–18).

Мне кажется, что митр. Антоний Сурожский раскрывает эту фразу Христову во всей ее полноте. Вот как он говорит об этих словах Христовых в одной из своих проповедей: «Не плачь! Христос не говорит нам «Удерживай свои слезы». Он не говорит нам «Показывай мужество, которого в тебе нет». Он говорит: «Разве ты не видишь Меня, не видишь вечность, разве ты не видишь, что усопший не умер, а уснул? Разве ты еще не понял, что эта любовь соединяет небо и землю, и что уже нет той непроходимой грани, которая была до того, как Божественная любовь обитала среди нас? Брось себя жалеть, брось думать только о себе, брось сосредотачиваться на своем горе, жизнь жительствует, жизнь бездонна, жизнь победоносна».

Когда умирает близкий нам человек, мы становимся взрослее, глубже, человечнее. В такие моменты хочется по особенному начать ценить жизнь и дорожить всеми, кто в ней есть, особенно теми, кто рядом с нами и пока еще жив. Да, главное, чтобы было здоровье и жизнь, все остальное такая чепуха, но только вот не обращать на эту чепуху внимание мы не в силах. И сегодняшнее евангелие учит нас ценить каждый миг жизни близкого нам человека. Ценить, потому что через мгновение все может измениться…

А потом Господь подошел к гробу и прикоснулся к нему. Процессия остановилась. Никто не понял что сейчас происходит… Все были погружены в свое горе. А между тем, Жизнь преградила дорогу смерти… Как это дивно! У городских ворот смерть встречается с Жизнью, Жизнью нестареющей. Жизнью Вечной. И смерть оказывается побежденной этой Жизнью. У священника Александра Ельчанинова в «Записях» есть такая мысль: «Бог создал жизнь. Дьявол победил ее смертью. Бог отразил победу смерти Воскресением». Вот миниатюра великой борьбы между добром и злом в трех образах. И в сегодняшнем евангельском чтении мы видим завершающий, победоносный аккорд вечной жизни. Последнее слово оказывается не за смертью, а за Жизнью.

Христос говорит простые слова: «Юноша! тебе говорю, встань» (Лук. 7:14). Когда читаешь эти строки, как–то не по себе становится. А затем, после слов Христовых, все происходило как будто во сне: «мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лук. 7:15). Как страшно читать эти строки нам, и как страшно стало тем, кто оказался тогда у ворот города Наина: «всех людей объял страх» (Лук. 7:16). Мертвый воскрес. Жизнь вернулась и упразднила смерть. Вначале я приводил строки из стихотворения Владимира Соловьева, сейчас мне хочется прочесть их завершение: «смерть и время царят на земле, ты владыками их не зови». С того времени, как Христос воскрес, смерти нет! Христос изменил привычное течение нашей земной временной бессмысленности. Он остановил движение жизни в никуда. Он упразднил смерть.

Христос пришел на землю спасти человека не только от греха, но и от одиночества. В Евангелии сказано, что Господь «отдал сына матери его» (Лук. 7:15). И в этом надежда для нас, потерявших детей, родителей, друзей, мужей и жен. Однажды Христос подойдет к нам и скажет: «Не плачь. Прими обратно к себе своего мужа, жену, ребенка, отца или мать. Встречай их, ибо смерть уже не имеет над ними никакой силы. Смерть не властна над Жизнью. Я возвращаю тебе любимого и дорогого, который заполнит пустоту в твоем сердце. Я лишаю тебя одиночества и скорби. Ты, человек, создан для того, чтобы жить»…

Господь уже одержал победу над смертью. Он сейчас дарует жизнь не временную, а вечную. И хотя мы еще видим смерть наших родных и близких, и хотя мы чувствуем приближение собственной смерти - в нашем мире уже занимается свет Вечности. В наш мир уже вошло Воскресение, вошла Жизнь. По слову апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). И именно этой вестью, вестью о жизни, вестью о воскресении, мы с вами призваны делиться с окружающими нас людьми. «Не плачь» - это наша проповедь тем, кто теряет самое главное и самых дорогих в своей жизни. Аминь.

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Воскрешение сына вдовы. Евангелие от Луки 7:11-17 После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Воскрешение сына вдовы наинской Спаситель из Капернаума шел в город, называемый Наин. За Ним по обыкновению шли Его ученики и много народа. У самых ворот города Наина они встретили людей, которые выносили умершего юношу. Мать умершего шла тут же и горько плакала: она была

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Воскрешение сына Наинской вдовы Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили умершего юношу, единственного сына одной наинской вдовы. Несчастная

Из книги Проповеди. Том 1. автора

Воскрешение сына вдовы Наинской Лк. 7, 11–17 Из Капернаума Господь Иисус Христос предпринял хождение по городам и селениям Галилеи с проповедью и, провидя нуждающееся в утешении Его сердце бедной вдовы, лишившейся единственного сына, в сопровождении учеников и множества

Из книги Иллюстрированная Библия автора

НЕДЕЛЯ 20. О ВОСКРЕШЕНИИ СЫНА НАИНСКОЙ ВДОВЫ. Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Воскрешение сына вдовы. 3 Царств 17:17-24 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Воскрешение сына вдовы в Наине 11 Вскоре после того Иисус в сопровождении Своих учеников и большой толпы народа отправился в город, называемый Наин. 12 В то время, когда Он подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери - вдовы, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Воскрешение сына вдовы 17 Через некоторое время сын той женщины, хозяйки дома, заболел. Ему становилось всё хуже и хуже и, наконец, он перестал дышать. 18 Тогда она сказала Ильясу:- Что у тебя против меня, человек Всевышнего? Ты пришёл, чтобы напомнить мне о моём грехе и убить

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Воскрешение сына вдовы 11 Вскоре после этого Иса пошёл в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики и много других людей. 12 Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила большая

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Воскрешение сына вдовы 17 Через некоторое время сын той женщины, хозяйки дома, заболел. Ему становилось все хуже и хуже, и наконец он перестал дышать. 18 Тогда она сказала Илии:- Что у тебя против меня, человек Божий? Ты пришел, чтобы напомнить мне о моем грехе и убить моего

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Иисус воскрешает сына вдовы 11 Вскоре после этого Иисус пошел в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики и много других людей. 12 Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Воскрешение сына вдовы наинской Однажды Иисус Христос пошел в город Наин. С Ним шли ученики Его.Около городских ворот Господь встретил погребальное шествие. Хоронили единственного сына вдовы, и из города шло много народа.Увидев плачущую мать, Иисус Христос сжалился над

Из книги автора

Из книги автора

Воскрешение из мёртвых сына вдовы Как-то шёл Иисус Христос со своими учениками по дороге, и встретилась им траурная процессия.Мужчины в чёрных одеждах несли гроб с телом молодого человека. Следом за гробом люди вели плачущую женщину. Она не могла даже идти сама. Умер её

Из книги автора

Неделя 20. О воскрешении сына Наинской вдовы Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним

Не плачь!» С этими словами обратился Господь к вдове, которую встретил идущей в похоронной процессии — вдове, хоронившей своего единственного сына. Когда-то она похоронила мужа, а теперь прощалась с тем, кто был ее единственной надеждой, любовью и радостью, — с сыном (Лк. 7:11-17).

Страшно терять близких — родителей, братьев и сестер, друзей. Но нет, наверное, большего горя, чем то, которое испытывает мать, теряя своего ребенка: вся жизнь ее словно обрывается, утрачивает смысл. Мы не можем даже в малой степени представить себе, чтó пережила Матерь Божия, стоя у креста Сына Своего. Матерь Божия не стала бы нашей Матерью и Матерью Церкви, если бы не прошла через это великое, безмерное страдание, о котором преподобный Силуан Афонский сказал: «Когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая. И если осталась Она жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его воскресшим». Горе и страдание всех матерей земли понесла на Себе Матерь Божия, и именно к Ней тянется сердце наше, когда, кажется, не к кому больше обратиться в минуту отчаяния и скорби о потере близких.

Читая евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы, мы невольно задаемся вопросом: почему чудо возможно было тогда и почему оно не происходит сегодня? Почему матери теряют своих детей, и Бог не воскрешает их? Почему каждый из нас теряет близких и не может воскресить их, даже если горячо молится? Почему те, кого мы так горячо и нежно любим, уходят от нас, часто преждевременно, неожиданно? Почему Бог, Который воскресил сына вдовы Наинской, не воскрешает моего сына, брата, отца, друга, мою мать, мою дочь?

Праведный Иов, потеряв всех своих детей, разодрал на себе одежды в знак скорби и сказал: «Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Это был мужественный, глубоко верующий человек: он «смирился под крепкую руку Божию» (1 Пет. 5:6). Но вряд ли кто из нас способен принять потерю близких с такой же верой и таким же смирением. Чаще нас гложут вопросы: почему? за что? И мы не находим на них ответа, потому что нет на них ответа в настоящей жизни. Только в будущем веке, когда мы вновь встретимся с нашими родными и близкими, мы поймем, почему всем нам надо было умереть, чтобы потом воскреснуть.

Об одном мы должны твердо помнить: смерть никогда не бывает наказанием за что-либо. Смерть — это вершина человеческой жизни, ее венец и завершение: человек живет для того, чтобы умереть и перейти в лучшую жизнь. Смерть может иногда выглядеть как наказание за грех, ибо Господь не забывает научать нас различными способами, в том числе и через смерть наших близких. Но для самого человека, даже если он умер преждевременно, например, в результате несчастного случая, даже если умер без покаяния, смерть не есть наказание. Смерть — это переход туда, где человека ждет встреча с Богом. И если смерть преждевременна по человеческим меркам, она никогда не преждевременна в глазах Божиих. Только Бог знает тот момент, когда каждому из нас надлежит умереть, и только Он определяет день и час нашей смерти.

Но почему люди умирают преждевременно? Прежде всего потому, что многие созревают для встречи с Богом и вырастают в полную меру духовного роста и возраста гораздо раньше, чем достигают старости. Земная жизнь есть лишь подготовительный этап к будущей вечной жизни: по сравнению с этой вечной жизнью и сто, и семьдесят, и пятьдесят, и двадцать, и десять лет настоящей жизни — лишь краткий миг.

Но есть и другая причина, по которой человек может умереть преждевременно: когда он настолько укоренился в грехе, что дальнейшее его пребывание на земле становится бессмысленным, и Бог прекращает жизнь этого человека, пока остается для него надежда на спасение. Страшно умереть во грехе, умереть, не успев покаяться; но это все же лучше, чем дожить до того, когда исправление станет невозможным.

«Не плачь!» — с этими словами Господь обращается к каждой матери и к каждому из нас, кто теряет своих близких. Не плачь, потому что воскреснет твой сын, твоя мать, твои братья и сестры. Не плачь, потому что все мы — один за другим — умрем, но все и воскреснем и вновь встретим друг друга. Не плачь, потому что усопшие близкие наши, оставив земную жизнь, перешли в лучшую — ту, о которой преподобный Симеон Новый Богослов сказал, что по сравнению с ней настоящая жизнь — словно небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с реальным небом. Не плачь, потому что настанет время, когда «отрет Бог всякую слезу» с очей человеческих, «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Есть несколько моментов, на которых хорошо бы остановиться. Первое – это то, что Господь обращается к несчастной женщине со словами утешения, он говорит ей: «Не плачь». Мы часто пытаемся помочь людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации, стараемся их ободрить, поддержать. Но дальше благородных и красивых слов дело не идет.

Евангелие от Луки. Глава 7, стихи 11-16

11. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

После этих кратких слов Спаситель касается одра, процессия останавливается, люди понимают, что происходит что-то, из ряда вон выходящее, ибо ни один, уважающий себя иудей не захотел бы коснуться одра с лежащим трупом, чтобы не оскверниться, и тут Спаситель говорит юноше властным голосом: «Тебе говорю, встань!»

Не было в истории Ветхого Завета подобных ситуаций, чтобы человек своей властью, своим словом воскрешал умерших. Юноша поднимается и начинает говорить. Как повествует далее евангелист, великий страх объял всех, все славили Бога и благодарили за то, что восстал великий пророк.

Какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего евангельского чтения? Вывод очень простой – Господь особенно близок к нам не тогда, когда нам комфортно, не тогда, когда в нашей жизни, в общем-то, нет острой нужды в его активном участии. А именно тогда, когда, казалось бы, происходит непоправимое, когда человек в своей жизненной истории утыкается в тупик и понимает, что выхода, в общем-то, не может быть в принципе.

И в этот момент, когда душа открывается и становится способной принять действие Божие, в этот самый момент приходит Господь, изменяет ситуацию таким образом, что нам порой трудно это представить.

Великие святые благодарили Бога, когда к ним приходили скорби и напасти. Они видели в этих, казалось бы, ненужных и лишних проблемах великую милость и посещение Божие. Они понимали, что тем самым Бог отвечает на их просьбы об укреплении веры, об усилении молитвы.

Хочется каждому из нас пожелать, чтобы в любой крайне острой и тяжелой ситуации, мы вспоминали наинскую вдову, человека, который, казалось бы, некогда потерял самую главную надежду своей жизни, но потеряв, не только снова обрел ее, но и получил бесценный дар веры во Христа.

Протоиерей Павел Великанов

Отрывок о воскрешении Господом Иисусом Христом
сына вдовы из города Наин


Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

С егодня за Божественной Литургией читается евангельский отрывок о воскрешении Господом Иисусом Христом сына вдовы из города Наин (Лк.7:11-16) .

Э та женщина когда-то потеряла мужа — человека, с которым, по слову Писания, была «плотью единой» (Быт.2,24) , с которым разделяла радости и горести, труды и заботы, молитву, и саму жизнь. Он умер — и с ним как бы умерла часть её души. А теперь умирает единственный сын, плод её любви, тот, с кем связывала она свои чаяния и надежды, будущий отец её внуков, продолжатель рода. Теперь она остаётся совсем одна. Но трагедия этой женщины — не только в том, что она лишилась самых близких, родных людей, но и в том, что, по сути, у неё не стало средств к существованию: женщины в Иудее должны были заниматься домашним хозяйством, их обеспечивали ближайшие родственники — муж, сын… В то время не существовало социальной помощи обездоленным, и, таким образом, она была обречена на нищету. Те люди, которые сопровождают сейчас похоронную процессию, возможно, постоят немного у могилы её чада, скажут несколько слов утешения — и возвратятся к своим делам. Вспомнят ли они хоть раз эту женщину, свою соседку? Ведь она не сможет пригласить их на бракосочетание своего сына, на день рождения внуков, не сможет разделить с ними их радости. Она оказывается как бы заживо умершей: оторванной от людей, нет ей места среди них…

Н о не оторвана она от Бога! Мы читаем удивительные евангельские слова — Господь «сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк.7,13) . Не плачь, ибо в мир пришла Сама Любовь! Не плачь, ибо никто не одинок, потому что «С нами Бог» (Ис.8,10 ;Мф.1,23) ! Не плачь, уже скоро придёт та «священная, спасительная… и светозарная» (Канон Пасхи) ночь, когда воскреснет Господь из гроба, возвещая победу над смертью, светоносный день всеобщего воскресения. Христос воскрешает сына вдовы, препобеждая законы тленного, падшего естества, предвосхищая то благословенное время, когда «отрёт Бог всякую слезу с очей…, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» (Откр.21,4) .

И конечно, не к одной только вдове обращены эти слова Спасителя. «Бог есть любовь» (1Ин.4,8) , и Он жалеет весь мир, лежащий во грехе, жалеет каждого из нас, каждого, кто страдает, кто потерян, раздавлен тяжестью жизненных невзгод, собственных грехов, каждого, кто не имеет надежды. «Бог посетил народ Свой» (Лк.7,16) ! Он выходит нам навстречу и приносит избавление от греховных болезней, от самой страшной смерти — духовной. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10.10) — говорит Господь. Его Слово оживотворяет нас. С Ним, Источником жизни и воскресения каждый может уже теперь теснейшим образом соединиться в Церкви, в Таинстве Евхаристии, получая прощение грехов и обретая Его благодать.

И как бы ни было нам порою трудно, и как бы ни казалось нам временами почти невозможным преодолеть грех, но воскрешает нас Христос, вливая в нас силы, укрепляя, даруя спасение и Жизнь вечную.

Х рани Вас Бог!

Сегодняшнее евангельское повествование, в котором для каждого человека так много утешения и надежды, ставит нас, однако, перед лицом того, как Господь требует, чтобы мы открывались воздействию Его благодати.

В Святой земле, в Палестине, есть небольшой город, который сейчас называется Наблус, а раньше, в древние времена, назывался Наин. Сам по себе он ничего не представляет - там сейчас постоянные столкновения между евреями и арабами. Но название его запечатлено в Евангелии и, как сейчас, так и тогда, с ним связана история скорби. Сейчас там вражда двух семитских народов, которой не видно и конца, а в древние времена с этим городом были связаны воспоминания о двух образах предельного человеческого горя - вдовства и потери своего ребёнка.

Господь, обходя многие города и селения Палестины, пришёл и в этот город. С Ним, как всегда, шло великое множество народа, потому что Он есть Жизнь. «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь», - говорит Господь. И когда эта процессия приблизилась к городским воротам, то оттуда навстречу выходила другая процессия - похоронная. Выносили мёртвого юношу - единственного сына матери, которая к тому же была вдовой. Когда-то она потеряла мужа, от которого имела единственного сына - её последнее утешение и поддержку в старости. Умирает муж, она остаётся вдовой, а теперь вот хоронит и своего дорогого сына. Никакими словами невозможно описать этого горя - скорбь её безутешна. И Евангелие говорит, что с ней шло много сочувствующего народа. И вот в городских воротах эти две процессии встречаются: впереди одной - Господь Иисус Христос, впереди другой - покойник. Впереди одной - Жизнь, впереди другой - смерть. И разве могли они разминуться? Даже если бы Христос был простым Учителем, то и тогда Ему надо было бы сказать этой бедной женщине несколько слов утешения. Но ей не нужны были эти слова утешения. Ей нужен был её единственный сын.

Мы знаем, что здесь, на земле, в этой временной жизни, сколько ни живи, а в конце концов всегда придётся умирать. «Прах ты и в прах возвратишься». Любая жизнь неизменно заканчивается смертью. И в Евангелии не сказано, чтобы плачущая мать о чём-то просила Господа. Да, она, поглощённая своим горем, вряд ли и видела кого-либо вокруг себя. Но Господь видел её страдания, и, подойдя к ней, сказал только: «Не плачь». И с тех пор эти слова являются для всех скорбящих по умершим христианам не только утешением и милосердием, но и каким-то твёрдым, неумолимым требованием: «Не плачь!» Впоследствии апостол Павел не только повторит, но и разъяснит эти слова, чтобы не убивались над покойниками «и не сетовали, как язычники, не имущие упования».

Женщина, очевидно, послушалась, подчинилась и отозвалась послушанием на это требование, ибо несшие покойника остановились. Господь прикоснулся к нему и сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!» И мёртвый поднялся, сел, стал говорить; и отдал его Иисус матери его. «Тогда, - сказано в Писании, - всех объял страх, и славили Бога и говорили: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Не нужно и говорить, какая радость охватила скорбящую мать. Господь вернул ей сына. И все воочию увидели обратное - несмотря на то, что смерть всегда побеждает жизнь, здесь, у городских ворот, жизнь победила смерть, потому что в дело вмешался Начальник жизни.

Очень часто подобное бывает и с нами. Когда человека постигает горе и душу раздирают скорби, тогда перед его верой невидимо, но реально стоит Господь, и мы бросаемся к Нему со своей печалью и говорим: «Господи, помоги, Господи, утеши». И тогда Господь говорит каждому из нас: «Не плачь!» Не в том смысле, что Он требует от нас забыть своё горе, а в том смысле, чтобы своей верою в Него мы не унижали нашу надежду на жизнь вечную, но могли перерасти и себя и время, и вырасти в меру истинного человека, способного проникнуться любовью, ни чем не различающейся и к живым, и к усопшим, потому что только любовь и на земле вечна, и после смерти непоколебима. И она соединяет небо и землю, Бога и человека, время и вечность. Вот почему Господь ставит перед нами неумолимое требование веры: брось жалеть себя, перестань надрывать своё сердце, прекрати думать только о себе и упиваться своим горем - ибо жизнь продолжается и тогда, когда человек уходит в вечность. «У Бога нет мертвых, но все живы суть». И там, за порогом смерти, стоит Господь и приглашает покинувшего этот мир в Своё Царство. Недаром в Евангелии Спаситель так часто говорит: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше».

Поэтому вся земная жизнь нашего Спасителя и весь Его искупительный подвиг от Рождества до крестной смерти был всё тем же Божественным, всемогущим и наполненным любовью призывом к каждому человеку - «не плачь». Этот призыв касался и Божией Матери. Вот почему Церковь особым песнопением и восклицает: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе».

Поэтому в предельном отчаянии по покойникам есть нечто богохульное, ибо убивающийся над гробом человек как бы говорит: «Да будет воля моя, а Твоей, Божественной, я не принимаю». А это пресекает возможность взаимодействия с Богом. Ведь без воли Божией и волос с головы человека не падает. Значит, если мы хоть в какой-то малой степени можем называть себя верующими и хотим участвовать в грядущем воскресении мёртвых, дабы встретить воскресшими наших родных и близких - мы сейчас, расставаясь с ними на время, должны хоть в какой-то мере услышать и отреагировать на этот властный призыв «не плачь!», сказанный Господом для всех народов на все времена и над живыми, и над мёртвыми!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»