Комитет государственной думы по энергетике. Выступление председателя комитета по энергетике государственной думы федерального собрания российской федерации павла завального

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Мероприятие пройдет 19 февраля 2018 г., в 11.00 , зале № 830 (Георгиевский пер., д. 2).

В списке спикеров - заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко , начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев , заместитель директора департамента Минэкономразвития Андрей Габов , председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров , генеральный директор ОАО «ФОРТУМ» Александр Чуваев , председатель правления - генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов , представители экспертного сообщества.

Предметом обсуждения на круглом столе станет программа привлечения инвестиций в модернизацию российской генерации. Сегодня средний возврат оборудования в отрасли составляет 34 года, более 30% оборудования старше 45 лет.

В ноябре 2017 г. по итогам совещания у Президента РФ была в целом одобрена новая программа модернизации на основе ДПМ (договоров на предоставление мощности), известная как ДПМ-штрих. Первая программа ДПМ, запущенная в ходе реформы электроэнергетики, позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в стране. Сейчас проекты ДПМ в основном завершены или подходят к завершению. Величина высвобождаемых средств в действующих тарифах с 2021 года оценивается Министерством энергетики в 130-250 млрд руб. в год, или около 1,5 трлн руб. к 2030г. Предлагается направить эти средства на модернизацию около 40 ГВт установленной мощности с акцентом на тепловой генерации.

При этом ряд представителей отрасли и экспертов высказывают опасения, что такая программа не принесет электроэнергетике ни новых технологий, ни повышения эффективности, снизит интерес к высокотехнологичным инвестициям в генерацию.

Также обсуждаемым является сам подход, при котором модернизацию генерирующих мощностей фактически будут оплачивать не энергетические компании, а, вновь, промышленные потребители, при том, что генерирующий комплекс имеет достаточные ресурсы для обновления мощностей в рамках действующих рыночных механизмов и значительный потенциал для повышения собственной эффективности.

Кроме того, определенные дискуссии идут и вокруг объема мощностей, которые необходимы электроэнергетической отрасли для удовлетворения спроса на тепло и электроэнергию в среднесрочной перспективе с учетом имеющейся на сегодня избыточной мощности и значительного потенциала развития распределенной энергетики.

Ключевым условием запуска программы модернизации объектов генерации по схеме ДПМ-штрих, поставленным Президентом РФ, является неувеличение платежей потребителей выше инфляции, что также представляется экспертам и участникам отрасли сложной задачей.

Итогом обсуждения перечисленных выше и других проблемных вопросов привлечения инвестиций в модернизацию объектов электрогенерации в рамках круглого стола станут рекомендации комитета по энергетике в адрес профильных органов государственной власти.

Счетчики на газ, воду и свет россиянам больше не придется устанавливать за свой счет. С предложением переложить эту обязанность с жителей на поставщиков выступили комитеты Госдумы по природным ресурсам и экономполитике. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс могут рассмотреть уже в ноябре. Сейчас порядка 30% жильцов, не имеющих приборы учета, обязаны платить по повышенному тарифу. С принятием поправок они будут освобождены от таких трат до тех пор, пока их квартиры не оборудуют приборами учета. Минстрой и Минэнерго концептуально поддерживают инициативу депутатов.

Сейчас у потребителя фактически отсутствует обязанность устанавливать счетчики на тепло, свет и газ. При этом, если прибор отсутствует, гражданин платит надбавку. С 1 июля прошлого года она установлена на уровне 50% от базового тарифа.

Это несправедливо по отношению к потребителю, считает группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредом комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрием Афониным и зампредом комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николаем Арефьевым. Они подготовили поправки в Жилищный кодекс (ч. 1 ст. 157) и ФЗ «Об энергосбережении...» («Известия» ознакомились с документом). Эти предложения поддерживает и глава профильного комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.

Предложенные поправки сэкономят деньги жильцов не только на установку, но и на оплату услуг ЖКХ. По закону «Об энергосбережении...» с 2014 года для не имеющих счетчики россиян ввели повышающий коэффициент к тарифу на услуги. С 1 января 2015 года он составлял 1,1, но с 1 июля 2016 года - уже 1,5. Согласно предложениям депутатов, повышающий коэффициент не будет применяться до тех пор, пока потребитель сам не откажется от установки оборудования за счет поставщика. По данным Министерства строительства и ЖКХ, сейчас счетчики имеют порядка 70% домохозяйств страны.

«Настоящий законопроект возлагает обязанность установки, контроля и замены приборов учета на организации, предоставляющие коммунальные услуги. Это соответствует канонам рыночной экономики, приборы учета ставит тот, кто в этом заинтересован», - отметили депутаты в пояснительной записке.

С аналогичной инициативой на заседании президиума Совета законодателей 31 октября выступала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Во время обсуждения вопроса ее предложение поддержали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минстроя.

В Минэнерго также высказались за перенос ответственности за счетчики на поставщиков. Это даст толчок к развитию интеллектуального учета электрической энергии на территории страны, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

При внедрении интеллектуального учета электрической энергии основными выгодами для энергокомпаний будут снижение хищений, сокращение расходов и формирование прозрачного механизма взаимодействия сетей с энергосбытовыми организациями. Потребителю же не придется каждый месяц передавать показания приборов учета, это будет делаться автоматически, - отметили в ведомстве. - Заменяя старые приборы на новые в течение 15 лет мы сможем полностью обновить парк приборов учета.

Энергетики, впрочем, не согласны так быстро переходить к новой модели работы. Поправки потребуют включения расходов на счетчики в тариф, что, в свою очередь, приведет к перекрестному субсидированию: уже установившие счетчики жители заплатят за тех, кому это только предстоит, заметили в пресс-службе крупного поставщика тепла и электричества компании «Квадра». Кроме того, непонятно, что считать отказом собственника в допуске к установке приборов учета, добавили в компании.

Приборы учета требуют специальных условий для установки и нормальной эксплуатации, обеспечить которые может только собственник. Если прибор выйдет из строя, неясно, кто будет за него ответственным, говорит представитель генерирующей компании «Фортум».

Необходимо двигаться поэтапно, начав с передачи ресурсоснабжающим организациям общедомовых приборов учета, а только затем переходить к индивидуальным, причем, с параллельной установкой систем интеллектуального учета, считает представитель компании «Т Плюс».

Представители «Газпром Межрегионгаза» и «Энел Россия», а также ФАС от комментариев отказались.

Министерство строительства и ЖКХ пока не знакомо с поправками, но поддерживает переход к установке систем учета за счет поставщиков. Это должны быть современные счетчики, оснащенные онлайн-передачей информации напрямую поставщику, сообщил «Известиям» замглавы ведомства Андрей Чибис. Он также отметил, что, просто «переложив на ресурсоснабжающие компании установку индивидуальных приборов учета, мы не сделаем систему более прозрачной и эффективной, тогда как системы онлайн-учета с дистанционной передачей данных на это способны».

Переложив обязанность по оборудованию квартир приборами учета на поставщиков, государство решит еще одну проблему. Нередко сторонние организации обманывают жильцов, предлагая переустановить якобы устаревшие счетчики. К примеру, в Москве граждане ежемесячно получают грозные предупреждения о переустановке водяных счетчиков, хотя срок их службы далеко не истек, указывают депутаты в своей инициативе. Часто это становится причиной судебных разбирательств между жителями и ресурсоснабжающими компаниями, подтвердил управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.

По его словам, с юридической точки зрения нет никаких препятствий для того, чтобы сделать установку счетчиков обязанностью поставщиков ресурсов. К тому же это заметно увеличит темпы роста доли оснащенных счетчиками домов - установка оборудования будет в интересах поставщика, считает эксперт.

При отмене повышающего коэффициента к жильцам, не имеющим счетчики, платеж снизится на 30–40%, прогнозирует начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский.

По словам главы профильного комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, поправки могут быть приняты одновременно с другими поправками, благодаря которым поставщики будут сами собирать плату за ЖКХ в обход управляющих компаний. Как писали «Известия», над соответствующей инициативой сейчас работает Минстрой.
10 ноября 2017, Арсений Погосян,
«Известия»,

Завальный

Николаевич

Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы

Прежде всего я рад возможности в относительно новом статусе выступить на столь значимом мероприятии. Я возглавляю Комитет чуть меньше года, считаю эффективное взаимодействие с Министерством энергетики одним из важнейших условий качественной законотворческой деятельности.

На мой взгляд, Комитет по энергетике может и должен выступать в качестве государственной площадки для диалога между исполнительной властью и отраслевым сообществом, экспертного обсуждения законодательных инициатив, проблем ТЭКа и необходимых для их преодоления решений.

Что касается итогов 2015 года, постоянный Комитет по энергетике, топливно-энергетический комплекс в целом продемонстрировал эффективную работу и устойчивое развитие, о чем свидетельствуют показатели в приведенном докладе Александра Валентиновича. И самое главное, положительная динамика их изменений.

В части законодательного обеспечения энергетики в 2015 году Комитетом по энергетике был рассмотрен 21 законопроект, из них два, внесенных Правительством России, было принято Государственной Думой. Первый был направлен на укрепление платежной дисциплины потребителей ресурсов, о чем было сказано. Работа над ним заняла более полутора лет. В окончательной версии закона речь идет об усилении платежной дисциплины за все виды потребляемых ресурсов, содержатся механизмы, направленные на прекращение возникающей задолженности. Уверен, вступление в силу данного закона и практика его применения позволит значительно повысить платежную дисциплину в сфере потребления энергоресурсов, что положительно скажется на надежности работы организаций ТЭК и ЖКХ. Ну и будет практика применения, в случае необходимости будем его корректировать и совершенствовать.

Второй из принятых в 2015 году правительственных законопроектов о внесении изменений в федеральный закон об электроэнергетике в части установления ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. На мой взгляд, значительно улучшил условия доступа к электроэнергии для потребителей, и результаты эти уже видны.

В Комитете утвердилась практика проведения публичных мероприятий по ключевым направлениям работы Комитета с участием представителей федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов, и также представителей энергетических компаний, обсуждение ключевых законопроектов при прохождении их через Госдуму.

В 2015 году мы провели 10 таких расширенных заседаний и 8 круглых столов, касающихся нормативного обеспечения развития всех отраслей энергетики. В планах работы Комитета на весеннюю сессию 32 законопроекта, из них 7 правительственных. Сегодня рассмотрено 10, принято 2, из них один правительственный, по остальным идет работа.

Наша задача – постараться рассмотреть большинство законопроектов в ходе весенней сессии, чтобы не оставлять их следующему созыву Государственной Думы.

Далее мне хотелось бы кратко остановиться на основных проблемных моментах, связанных с развитием отдельных отраслей ТЭКА и нашим видением путей их преодоления, в том числе при помощи совершенствования законодательства.

Две трети законопроектов, рассматриваемых Комитетом, касается электроэнергетики. Это прежде всего свидетельствует о том, что реформа отрасли формально уже завершившаяся по сути продолжается, и ряд вопросов по-прежнему нуждается в урегулировании. Среди них проблемы совершенствования работы оптового рынка электроэнергии, недостаточного развития розничных рынков электроэнергии и распределенной энергетики, доступности электроэнергии, надежности и качества поставок электроэнергии. А также проблема перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей.

Достаточно сказать, коллеги, что сельское хозяйство получает электроэнергию на 30-40% выше, чем другие потребители, промышленные потребители, и при этом сетевая составляющая составляет около 70%. Сельхозпроизводители – те, которые нас кормят. Я думаю, это энергетикам чести не делает.

Остаются проблемы развития сетевого комплекса и высокой доли сетевой составляющей в тарифе для конечного потребителя. Требуется совершенствование вопросов учета энергоресурсов. И наше предложение, коллеги, предложение Комитета по энергетике, чтобы ответственность за установку, эксплуатацию и поверку приборов учета энергоресурсов, была ответственность поставщика, а у потребителя было только право установки этих счетчиков. И такие рекомендации круглого стола по этой проблеме нами даны.

Требуют снижения технологические и коммерческие потери, и всё еще недостаточна платежная дисциплина. Также (об этом было сказано) требуется реформа и повышение эффективности теплоснабжения, особенно у генерации.

Основные пути преодоления проблем Министр обозначил в своем выступлении, не буду на них подробно останавливаться. Отмечу только, что, на мой взгляд, наша главная задача, всё же, реально завершить реформирование электроэнергетики и теплоснабжения, причем прежде всего в интересах потребителя. Главная цель – удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры. Ее достижение, по моему глубокому убеждению, возможно лишь за счет развития конкуренции по всем направлениям: между централизованным энергообеспечением и распределенной энергетикой, между видами генерации электроэнергии и тепла, между производителями, между сетевыми организациями, где это возможно, и сбытовыми компаниями. Директивными методами мы этой цели не достигнем.

В нефтяной отрасли, несмотря на высокие производственные показатели, продемонстрированные в прошлом году, существует риск снижения добычи, причем уже в среднесрочной перспективе. Главный вызов, стоящий сегодня перед отраслью, это, на мой взгляд, ухудшение структуры запасов и также преодоление технологической отсталости, повышение коэффициента извлечения нефти до мирового уровня.

Для того, чтобы нефтегазовый комплекс и впредь мог исполнять роль не просто опоры российской экономики, уже сегодня нужно принимать меры, направленные на интенсификацию и повышение экономической рентабельности нефтегазодобычи. Эти меры лежат в плоскости налогообложения и в сфере развития отечественных технологий.

Во-первых, необходимо совершенствовать действующие системы налогообложения. Дальнейшая диверсификация НДПИ в разрезе не просто отдельных месторождений, но, может быть, даже и скважин. На выездном круглом столе Комитета по законодательному обеспечению развития нефтегазового комплекса, который мы провели три дня назад в Ханты-Мансийске, прозвучали конкретные предложения по данной теме, и они будут включены в рекомендации комитета и направлены в Министерство энергетики и другие профильные органы власти.

Во-вторых, необходимо скорейшее внедрение прогрессивных механизмов налогообложения по финансовому результату, позволяющих разделить риски в разработке месторождений между инвестором и государством. Законопроект о переходе к НФР, внесенный Ханты-Мансийским автономным округом Югрой находится на рассмотрении в Государственной Думе уже с октября прошлого года. Комитет по энергетике является по нему соисполнителем. Кроме того, я как депутат от Югры назначен ответственным за его рассмотрение.

Скорее всего, законопроект подвергнется изменениям, и на выходе будет конвергенция подходов, предлагаемых Югрой и Министерством финансов России. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие модели. Комитет по энергетике готов подключиться к ускорению работы над законопроектом с тем, чтобы до конца весенней сессии выйти хотя бы на его первое чтение. Для этого необходимо объединение наших усилий профильными министерствами.

В-третьих, необходимо развитие современных отечественных технологий и технологий нефтедобычи. Об этом было сказано. Нужно срочно создание соответствующих полигонов для их апробации и отработки. Это требует соответствующего нормативного обеспечения. Инициативы такие есть, в том числе Ханты-Мансийский округ проявляет такую инициативу на истощенных месторождениях, на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти создать такие полигоны уже в этом году.

В газовой отрасли первоочередной задачей по моему глубокому убеждению является создание в России полноценного внутреннего рынка газа, способного быть надежным источником развития для всех его участников. С одной стороны, к этому нас подталкивает ситуация на глобальном энергетическом рынке. С другой стороны, противоречия между реальным развитием отрасли и установленными правовыми и институциональными основами ее функционирования не только мешает устойчиво развиваться самой отрасли, но и создает опасные перекосы в экономике.

Устранить их невозможно без изменения конфигурации внутреннего рынка газа, его оптимизации, изменения системы ценообразования, развития прежде всего межтопливной конкуренции.

Я не устаю говорить о необходимости скорейшего принятия решений в этой сфере. И начинать нужно с разработки концепции внутреннего рынка газа, его целевой модели. Причем, отталкиваться надо не от добычи, возможность которой сегодня намного превышает потребность от текущего и перспективного потребления. Если Вы видели тот слайд, единственный слайд, который вызывает вопросы, сегодня уровень потребления и добычи 635 миллиардов кубов, причем в 2015 году было снижение добычи газа 1%, значит, было снижение спроса в целом на 1%. При этом в 2020 году мы должны добывать 723 миллиарда кубов, то есть плюс 88 миллиардов, то есть плюс 17,5 миллиардов каждый год рост добычи, значит, рост спроса. Я, честно говоря, такого спроса не вижу. Ну, может быть, экспорт в Западную Европу, немножко будет увеличение спроса, а на внутреннем рынке вряд ли.

Поэтому уже изначально заложены неправильные целевые показатели, ориентиры для развития газовой отрасли. Такой перекос.

Комитет по энергетике и Российское газовое общество инициировало работу над целевой моделью привлечения ведущих компаний и научных институтов. Надеемся на активное участие и поддержку Министерства.

На сегодня в нефтегазовом комплексе актуальной является задача снижение административных барьеров в недропользовании, негативно влияющих на экономику проектов. Различные эксперты полагают, что административные барьеры могут затормозить развитие экономики едва ли не на 20%.

Для решения проблемы необходима слаженная работа всех ветвей и уровней власти. При Комитете Госдумы по энергетике совместно с российским газовым обществом существует рабочая группа по снижению административных барьеров в области недропользования. В ее состав входят представители ведущих нефтегазодобывающих компаний, ими подготовлены консолидированные предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования. Часть их предложений уже реализована, по другим сейчас ведется согласование с органами исполнительной власти. И риски там очень высокие.

Достаточно сказать, что сегодня все объекты нефтегазодобычи отнесены к первой категории промышленной безопасности. Это приводит к многим проблемам. Вопросы кадастрового учета лесов, вопросы размещения отходов, которые до сих пор не решены. Это всё увеличивает риски недропользования и будет влиять на эффективную работу наших компаний.

Для угольной отрасли главная проблема связана со снижением спроса на уголь на внутреннем рынке, и об этом было сказано, прежде всего из-за падения доли угольной генерации и вытеснения ее в газовой генерации. Это снижает рентабельность работы отрасли, негативно отражается в том числе и на промышленной безопасности, потому что промышленная безопасность – категория экономическая, и в условиях дефицита средств страдает всегда она. Это один из тех самых опасных перекосов в экономике, порожденных самыми низкими в мире регулируемыми ценами, оптовыми ценами на газ, о которых я говорил выше. Для ее снятия необходимо развитие межтопливной конкуренции, что в свою очередь приведет к коррекции топливно-энергетического баланса. Вы знаете, он перекошен в сторону газа, 52%. Если предыдущие (...) стратегии предполагали снижение доли газа в энергобалансе, то в последнем проекте об этом даже речи не идет. Но что самое плохое, при разработке, при рассмотрении проекта (...) даже не было анализа, что можно и нужно сделать для снижения этого перекоса.

Атомная отрасль демонстрирует не только устойчивое развитие, но настоящие технологические прорывы, главный из которых энергетический пуск реактора нового поколения БН-800. Эффективно ведется работа над укреплением ядерной и радиационной безопасности, в том числе в части нормативного обеспечения, принимаются соответствующие законы. Последний из них был принят меньше месяца назад.

Но в части экономики отрасли, на мой взгляд, есть проблемы, требующие решения. Прежде всего это снижение себестоимости строительства новых блоков, доли выделяемых на это бюджетных средств, повышение реальной конкурентоспособности атомной генерации на внутреннем рынке.

Необходимо, в принципе, четко ответить на вопрос в оптимальном отношении тепловой и угольной, и газовой генерации, атомной и гидрогенерации, роль и место ее с учетом себестоимости производства электроэнергии. И содержаться этот ответ должен в документах стратегического планирования, прежде всего в Энергостратегии-2035. На мой взгляд, в существующем проекте есть перекосы.

К критическим я отнес бы вопросы энергосбережения, энергоэффективности. Об этом было сказано. Ну, целевые показатели Стратегии-2030 по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году вряд ли будут достигнуты. Цель Стратегии-2035 в 1,4-1,6 раза при том, что по мнению специалистов необходимо двукратное снижение.

Общий объем потребления энергии превышает 1 миллиард тонн условного топлива. При этом сам ТЭК потребляет треть этого объема, имеет (...) сбережения не менее 20%. (...) сбережения первичных ресурсов в стране в целом остается больше, чем на 30%. Однако, для его реализации необходима государственная воля и поддержка, жесткая система стимулов и штрафов, такая же как утилизация ПНГ, четкая координация всех мероприятий по энергосбережению, в том числе между отраслями промышленности и субъектами Федерации. Для этого нужны соответствующие решения в нормативной сфере. На мой взгляд, последнее время этой теме уделяется недостаточно внимания, и котировки бюджета на 2016-й год, в программе энергосбережения и развития энергетики даже те небольшие деньги, которые выделялись на эти программы, они секвестированы.

Я хочу выразить слова благодарности Министерству энергетики за то, что ими инициировано публичное широкое экспертное обсуждение проекта Энергостратегия-2035, в котором Комитет по энергетике также принял активное участие. В рамках подготовки к рассмотрению энергостратегии в Правительстве Комитет направил свои предложения к проекту в адрес Министра энергетики и курирующего вице-премьера.

В завершение хочу еще раз поблагодарить Министерство за конструктивное взаимодействие с Комитетом и с Госдумой в прошедшем году, и выразить уверенность, что в этом году мы также будем сотрудничать не менее эффективно. Спасибо за внимание.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»