Жмурки – русская народная подвижная игра.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Для игры необходим платок или шарф (обязательно плотный) и колольчик или бубен . Если нет музыкальных инструментов - ничего страшного, сигналы можно подавать голосом или хлопая в ладоши.

Правила игры Жмурки

С помощь считалочки выбирается водящий . Остальные игроки его раскручивают, приговоривая:

Кот, кот, где стоишь?
- На мосту.
- Что пьешь?
- Пиво, квас
- Лови мышек, а не нас!

Другой вариант:

- Где ты стоишь?
- Во дворе.
- Что ты пьешь?
- Квас.
- Ищи три года нас!

Или просто:

Апапас, Апанас
Лови кошек, а не нас!

После этого все игроки разбегаются в разные стороны.

И начинают «дразнить » водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хопать в ладоши. Во избежание травматизма необходимо обязательно предупреждать водящего о препятствиях или острых углах.

После того, как водящий поймал кого-нибудь, он наощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается.

Облегченный вариант игры – водящему необходимо просто осалить кого-то из игроков, не ловя и не угадывая кто это. В этом случае осаленный становится водящим сам.

Существуют несколько разновиднестей жмурок.

Слепая курица

Правила такие же, как в обычных жмурках, только игроки должны постоянно кричать: «Слепая курица идёт! Слепая курица идёт!». Нельзя намеренно сдаваться в руки «Слепой курицы».

Жмурки наоборот

Звонарь

Одному игроку на шею вешается бубенчик или колокольчик, и завязываются руки за спиной, чтобы он руками не мешал звону колокольчика. Остальные участники завязывают глаза.

Они пытаются поймать «звонаря », который тихонечко, чтобы не звякнуть колокольчиком, старается пробраться между игроками.

Очень весело проводить эту игру в небольшом помещении.

Перелетные птички

Выбирается водящий, остальные игроки садятся на две противоположные скамейки или просто встают в два ряда друг напротив друга. Каждый по очереди подходит к воде и говорит ему на
ухо название какой-нибудь птицы. Названия птиц повторяться не должны.

Далее водящему завязывают глаза и он называет двух птиц из тех, что ему назвали игроки. Если названные птицы-игроки оказываются на противоположных сторонах, они должны «перелеть »
с одной скамейки на другую, т.е поменяться местами. Если водящий назвал птиц с одной скамейки, то он их «спугнул ». Они поднимаются с места, делают круг вокруг водящего и садятся на свои места.

Задача воды поймать или осалить. Тот кого поймали, становится водящим, и игроки перезагадывают птичек заново.

Игра отлично тренирует память и внимание.

Немецкие жмурки

Этот вид жмурок очень популярен за рубежом.

Выбирается водящий, ему завязывают глаза.

Водящий дает первую команду: «Все ко мне !». Все игроки подбегают к нему, касаются его рукой и замирают в такой позе до следующей команды водящего: «Все от меня! ». При этих словах все
разбегаются кто куда как можно быстрее. Водящий дает следующую команду: «Стоп! ». При этих словах все игроки замирают на своих местах.

Игрокам за всю игру разрешается сделать только один шаг. Все остальное время они могут приседать, отклоняться, но не двигаться с места. Найденного игрока водящий должен опознать. Если он угадает, найденный становится на его место. Если нет, то ищет следующего.

Освобождение пленника

Если игра проходит в помещении, то ставится широкий круг из стульев, если на улице - то очерчивается мелом или палочкой.

Считалочкой выбираются двое - «пленник » и его «охранник » . Обоим завязывают глаза, пленника сажают на стул и связывают ему руки. Охранник встает в круг, рядом со стулом, но не совсем вплотную. Начинается игра.

Задача остальных игроков – освободить пленника, развязать ему руки и вывести из круга не попавшись при этом охраннику. Задача охранника – осалить друзей своего пленника. Те игроки, которых охранник осалил, выходят из круга и участия в этом коне игры больше не принимают.

Игра отлично развивает внимание и умение работать в команде.

Елена Анохина

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет)

Елена Анатольевна Анохина

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоровительном лагере и в свободное время в кругу семьи.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которог

он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.

«Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Игра «Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра с Солнцем

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.


Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.


Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Веселые музыканты»

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки, играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.


Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «Баба Яга»

Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

Дразнилка

Баба Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала

Побежала в огород,

Испугала весь народ

Побежала в баньку

Испугала зайку!

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,а беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет

освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе

следующего напарника.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Игра "Каравай"

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».


Игра " Бояре, а мы к вам пришли"

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.


Игра "Калачи"

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.


Спасибо за внимание!

Правила игры просты. Играют несколько человек. Человек должно быть не меньше двух, далее число не ограничивается, хотя вряд ли когда-нибудь одновременно в жмурки играло более 10-12 человек с одним водой. Воду, человека, который водит в игре, выбирают с помощью считалочки.
Например:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить –
Всё равно тебе водить!
На кого выпадает последнее слово – тот и вода.

2 шаг

Для воды – ведущего готовят непрозрачную повязку из свернутого платка, которой плотно завязывают глаза, так чтобы не было возможности подсматривать это основное правило игры. Все остальные встают вокруг водящего и несколько раз поворачивают его вокруг оси, чтобы тот с закрытыми глазами поменял представление о пространстве.

3 шаг

После этого все разбегаются в разные стороны. Цель водящего – поймать или дотронуться до всех своих компаньонов по игре. Тем же, в свою очередь, следует подавать звуковые ориентиры, чтобы направить водящего. Это может быть колокольчик, хлопанье в ладоши, свист, голос. Игроки стараются устраивать водящему обманки, привлекая его звуками и стремительно перемещаясь в другом направлении. В одном из вариантов игры водящему нужно не просто дотронуться до игрока, но и опознать того в слепую.

4 шаг

Жмурки в 16-17 веках были забавой у знатных господ, которые так развлекались от скуки. Сегодня – это детская игра, развивающая координацию движений, чувство пространства и слуховую реакцию. Но также жмурки могут стать и приятным развлечением для взрослых, которые немного вспомнят детство или испытают новые эмоции, если привнесут в эту игру эротический момент.

Вариант этой же игры, не связанный по смыслу с предыдущей и упрощенный.

Пузырь.

Все играющие, взявшись за руки и образовав круг, поют:

Месим, месим тесто,

Месим, месим тесто.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - "месят тесто". На слова "раздувайся, пузырь" начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут "да не лопайся!", каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два "лопнувших" игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем "замесе", поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание "лопнувших". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

Пирожок

Из готового теста мы сделаем пирожок и испечем его.

Все дети становятся парами как в игре «Ручеек» - это наша печка. Два-три «пирожка» пробегают под руками, а все стоящие стараются свободной рукой шлепнуть бегущих по спине или попе. Если дети все хотят побывать пирожками, то можно менять пары по очереди или дать возможность пирожкам выбрать себе замену (как в ручейке).

Игра «Капуста»

Дети берутся за руки цепочкой. Один – закручивает капусту, другой – последний в цепочке изображает «кочешок» - кочерыжку. Он стоит на месте, а водящий – первый в цепочке – закручивает всех остальных детей вокруг него под песенку.

«Уж мы вьем, вьем капустоньку,

Завиваем золотой кочешок.

Мы у батюшки в терему,

Мы у матушки в высоком»

Когда капуста завилась, один из детей начинает продавать ее другому, изображающему покупателя. Покупатель выбирает себе по 1-2 листочку (ребенку), постепенно разбирая весь кочан.

Игра «Колпачок»

Дети становятся в хоровод. Один из них – колпачок – сидит на корточках в центре круга. Дети идут по кругу под песенку.

«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя растили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь»

На словах «На ноги поставили» колпачок поднимается с корточек и начинает танцевать. Он выбирает кого-нибудь, кто становится колпачком и игра начинается вновь.

Вариант. На словах «на ноги поставили» все сходятся в круг и приподнимают (помогают подняться) сидящего в центре ребенка.

Игра «Яша» и другие игры типа «жмурки» в кругу.

Дети становятся в хоровод и движутся по кругу по песенку:

«Сиди, сиди, Яша

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.»

Хоровод останавливается и дети, хлопая в ладоши приговаривают речитативом.

Чок, чок, пятачок,

Стал наш Яша дурачок, (мужичок, простачок)

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут».

Один из детей раскручивает ребенка, стоящего в кругу с завязанными глазами. Когда слова закончились, он останавливается и выбирает кого-нибудь из круга вслепую. Ребенок должен назвать по имени того, кто ему попался. Если он угадал, то они меняются местами и игра продолжается вновь.

«Дрема»

Дети движутся в хороводе под песенку вокруг сидящего в кругу ребенка с завязанными глазами.

«Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема сама спит, сама спит (2 раза)

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, когда хошь, когда хошь,

Бери, Дрема, кого хошь, кого хошь.»

Игра «Почта»

Все дети выбирают себе название любого города. Рассаживаются на подушках на ковре или на стульчиках так, чтобы между ними мог спокойно проходить водящий.

С помощью считалки выбираем водящего. Это «Почта». Водящий идет между детьми со словами:

Динь-динь-динь,

Идет, идет почта

И видит город.

Водящий останавливается у ребенка и спрашивает:

Что это за город?

Новгород (любой задуманный ребенком город)

Как у вас в Новгороде поживают?

Хорошо! (нормально, неплохо и т.д.)

Что у вас в Новгороде делают?

Пироги пекут (может быть названо любое действие)

Показывай как.

Ребенок, назвавшийся Новгородом, показывает как пекут пироги, а все остальные за ним повторяют.

«Почта» уходит к другому городу и все повторяется.

Если детей много, то целесообразно собирать города в почтовый поезд. Ребенок, которого уже спросили, становится сзади «Почты», образуя паровозик. За время игры паровозик увеличивается, пока всех не объедут.

Игра «Змея»

Выбирается голова Змеи. Голова подходит к играющим по очереди и спрашивает:

Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом?

Игрок соглашается, пролезает под ногами змеи и становится за ней, крепко держась за талию. Так собираются все дети. После этого Змея ползет – идет – по комнате, извиваясь. Наконец, Змея проголодалась и хочет съесть кого-нибудь. Оставшийся вне змеи игрок должен убегать, а Змея ловит его, стараясь не развалиться. Поймать может только голова Змеи.

Коза .

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга - «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Давай,коза, попляшем, попляшем, попляшем

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и в заключении топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в центр круга, и игра продолжается до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

В конце игры все поют:

Головкой покачаем, качаем, качаем

И песенку кончаем, кончаем, кончаем.

Тетёра .

Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В ней проигрываются такие ситуации, которые в жизни всем взрослым хорошо знакомы: идешь, идешь и вдруг что-то, кто-то тебя останавливает, «ловит». И даже не от тебя зависит, когда тебя поймают, кто это будет, ты просто должен подчиниться ситуации. В этой игре, многократно проигрываемой, ребенок учится терпению, ожиданию. И все это излагается в доступной для восприятия ребенка манере – в игре.

Два человека становятся «воротами», то есть, держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие могли вереницей пройти через «ворота». Все поют:

Тетёра шла, моховая шла,

По каменьям, по раменьям сама прошла,

Всех детей провела,

Самолучшего детёныше оста-авила!

Со слов: «оставила» ворота закрываются, и пойманные в них играющие становятся в круг с воротами. Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, время от времени проходя через ворота. Когда в следующий раз пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся другими воротами, а вереница проходит уже и через новые ворота и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все ходящие вереницей не будут пойманы в ворота.

Коршун .

Актуальная игра для детей в возрасте от 6-7 до 11 лет. Игра стимулирует выбор, активизацию двигательных функций (так как надо догнать того, кто затем сядет рядом с тобой). Также эта игра стимулирует речевую функцию и развивает регулирующую функцию речи, так как здесь присутствует момент совместного речевого сопровождения своих действий.

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине на корточках сидит «коршун». Все, кроме «коршуна» идут по кругу и поют:

Коршун, коршун-дедушка, коршуниха-бабушка,

Вокруг коршуна хожу, за собой детей вожу,

Дети малые, сама старая…

Круг останавливается и, обращаясь к «коршуну», затевает с ним хором разговор, а «коршун» отвечает:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Денежку ищу.

- А зачем тебе денежка?

- Ситец купить.

- А зачем тебе ситец?

- Мешочек сшить.

- А зачем тебе мешочек?

- Камушки собирать.

- А зачем тебе камушки?

- Ваших деток шуркать-буркать!

После этой фразы коршун вскакивает и ловит «под крылышко» кого-нибудь из круга. Условия игры допускают иногда ловить два человека – «под два крыла». Все, кого «коршун» поймал, садятся вместе с ним в круг (теперь они все «коршуны»), а остальные снова ходят по кругу и поют ту же песню. Затем все повторяется до тех пор, пока не будут пойманы все, кто ходил вокруг «коршуна», то есть пока все не становятся «коршунами».

Птицы, блохи, пауки.

Игра на логическое мышление, на быстроту реакции. Играть можно, начиная с 10-тилетнего возраста. Играющие разбиваются на две команды, у каждой из которых есть отдельный домик по краям площадки, а посреди площадки проходит разделительная черта. Втайне друг от друга одновременно обе команды в своих домиках решают, кем они будут: пауками, блохами или птицами. Пауки едят блох, блохи едят птиц, а птицы едят пауков. Пауков показывают согнутыми в локтях руками и устрашающими движениями кистей рук, блох показывают указательным пальцем одной руки стучащим по ладони другой руки, а птиц показывают взмахами рук наподобие крыльев. Когда обе команды решили кто они будут – они выходят к разделительной черте и по сигналу судьи (например «раз, два, три!») должны одновременно показать кто они. Соответственно те, кто показал пауков гонятся за теми, кто показал блох, те, кто показал блох гонится за теми, кто показал птиц и т.д. Просто дотронуться до противника – это значит поймать. Пойманный становится членом той команды, которая его поймала. Игра может продолжаться долго, до тех пор, пока в одной команде остался хоть один человек, но может, по желанию игроков закончиться, когда уже осталось один-два человека в команде.

Подружка .

Игра для возраста от 12 лет. Раньше не желательно.

Игра в кругу. Круг идет и поет. Человек в центре во время первой половины песни решает, кого он выберет; ко второй части песни, «подружка» должна выбрать себе другую «подружку», причем это может быть как мальчик, так и девочка. Под «ла-ла-ла-ла-ла» они кружатся, взявшись за руки крест-накрест, при этом один человек перекрещивает свои руки, а второй - нет. Важно, чтобы получалось кружение с невидимой осью посередине, очень важно, чтобы оба играющих доверяли друг другу и смотрели в глаза. Затем, первый встает в общий круг, а тот, кого выбрали, остается в кругу и выбирает следующую «подружку».

Подружка моя, ты не беспокойся

Я люблю тебя, потому не бойся!

Ла-ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ла-ла, (стоящие в кругу хлопают)

Ла-ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ла-ла

Курочка.

Дети учатся отличать животных, характерные звуки произносят, показывают их характерные черты и есть обратный цикл, когда всех перечисляют в обратном порядке.

Куплю я, милая, курочку себе.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, уточку себе.

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, гусушку себе.

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, индюшку себе.

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, козочку себе.

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, барашка себе.

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, свиночку себе.

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, тёлочку себе.

А тёлочка му-у-у

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, собачку себе.

А собачка гав-гав

А тёлочка му-у-у

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Во время пения дети могут показывать руками определенные движения. Например, курочку как бы кормят, рассевая зернышки, уточка крякает, а дети раскрывают и закрывают пальцы руки, как будто это клюв утки, гусочка хлопает крыльями, индюшка болтает головой, козочка и барашек трясут головой и т.д.

Король и работники.

- Тук-тук!

- Кто там?

- Работник (работники - если детей много, они объединяются в артели)

- Что ты делать умеешь? (что вы делать умеете?)

Работники должны показать без слов жестами, а король должен отгадать, что они делают, и принять на работу.

Знакомство .

Все по очереди называют своё имя, а весь круг повторяет хором.

Фруктовая корзина.

Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего, который стоит в центре. Он назначает каждого, а также себя самого, яблоком, грушей или бананом. Затем он говорит: «ветер дует на яблоки». Все «яблоки» меняются местами, остаться на своём месте нельзя. Ветер может дуть на груши, бананы или на всю фруктовую корзину, тогда все должны сменить место. Кто не успел занять стул, становится ведущим.

Можно говорить не только названия фруктов, а признаки общие для играющих, например, «на тех, у кого нет шнурков» или «кто не в брюках». Таким образом можно делать акценты как педагогические, так и психологические.

Красочки

Выбирается водящий – «Ангел» и ведущий – «продавец».
Все остальные играющие загадывают в тайне от «Ангела» цвета красок. Цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, Ангел, пришел к вам за красочкой».
Продавец: «За какой?»
Ангел называет любой цвет, например: «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»
«Ангел» начинает игру с начала.
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «Ангела», а тот его догоняет.
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

Гуси

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком».

Горелки

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Воробей

По считалке выбирают двух-трех воробьев. Предварительно выбирают куда воробьи полетят – к людям или животным, и кого они там увидят. Например, они летят к людям и увидят, как ходят девицы, старушки, солдаты и космонавты. Воробьи становятся в центре хоровода, а остальные игроки идут по кругу и поют:

Летал, летал воробей

Видел, видел молодой

Как девицы ходят, как девицы ходят.

В это время воробьи летают по кругу, махая крылышками.

А девицы ходят эдак,

А девицы ходят так,

Так они раз-эдак,

Так они раз-эдак.

Воробьи в кругу показывают как, по их мнению, ходят девицы.

Хор повторяет песенку и называет новый персонаж – старушку. Так продолжается пока песенка не кончится, и все персонажи будут показаны.

Вариант игры.

Все дети вместе с ведущим показывают действия задуманных персонажей, двигаясь по кругу. Ведущий может не предупреждать заранее, к кому летит воробей, тогда игра становится более динамичной.

В центре круга стоит Дударь. Хоровод, двигаясь по кругу, поет песенку

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище

Тебя под колоду,

Тебя под сырую,

Тебя под гнилую.

Все останавливаются и хором спрашивают Дударя:

Дударь, Дударь – что болит?

Стоящий в центре дударь отвечает, называя любую часть тела, например, «голова».

Стоящие в хороводе должны взяться за указанную часть тела, но не у себя, а у стоящих рядом – справа и слева. Таким образом, у всех перекрещиваются руки и хоровод уплотняется. Держась за соседей, все вместе двигаются по кругу с песенкой, останавливаются и повторяют свой вопрос. Дударь называет новую часть тела и все повторяется вновь, пока он не скажет – «Выздоровел!» Обычно Дударь называет последовательно части тела сверху вниз: голова, плечо, спина, поясница, коленки, и пяточки. Движение в кругу становится все более сложным и некоторые выбывают из игры.

Вариант игры.

Стоящие в хороводе дети держатся за свои части тела. Тогда у водящего есть большая свобода в назывании – нос, ушко, живот, что в предыдущем варианте игры может быть неудобным из этических соображений.

Раз-два, правая рука.

Все дети сидят на стульчиках в кругу. Один стульчик лишний – пустой. Тот, у кого этот стул стоит с правой руки, стучит по нему правой рукой и ритмично приговаривает:

Раз, два, правая рука,

Маша сядь справа от меня.

Названный ребенок садится на этот стул, а тот, справа от кого стул освободился, также стучит правой рукой и говорит, называя любого другого ребенка.

Игра продолжается пока всем интересно.

Можно брать фанты у того, кто прозевал свое имя или не начал вовремя стучать по освободившемуся справа стульчику.

Дети стоят кругом, один ребенок в центре. В круге четное количество детей. Дети поют песенку и показывают жестами то, что поется.

По дубочку постучишь

Вылетает птица чиж

У чижа у чижика

Хохолочек рыженький

Чижик по небу летал

Правой ножкой все качал

Все – чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай.

Дети, проходя через центр, должны выбрать себе пару и обнять ее. Кто остался один – тот Чиж.


Похожая информация.


Жмурки - детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

У англичан эта игра известна как Blindman’s buff («толчок слепца»),
у немцев — Blindekuh («слепая корова»),
у итальянцев - а mosca cieca («слепая муха» или «слепой полет»),
у испанцев - la gallina ciega («слепая курица»).
В Швеции игра называется blindbock («слепой самец»), а у французов — Le collin-maillard. Игра названа в честь средневековой борьбы между французским лордом Левеном и человеком по имени Колин, который дрался с молотом и был в битве ослеплен.

В жмурки играют не только в Европе.
Например, в Папуа-Новая Гвинея игра называется kamu namu, а в Нигерии игра носит длинное название “Can you find the person who knocked you on the head?”, которое переводится, как «Можешь найти человека, ударившего тебя по голове?». В этой версии один ребенок закрывает глаза руками другому ребенку, потом третий ребенок ударяет «слепого» ребенка по голове и убегает в круг или толпу детей. Тогда ребенок, которого ударили, должен правильно угадать, кто его ударил. Если он правильно угадал, ударивший должен занять его место.

Правила игры:

Жмурки – очень простая игра, которая требует только платок для завязывания глаз и достаточного игрового поля.
Существует несколько вариантов этой игры.
Основным условием игры является, чтобы у «водящего», он же «вода», он же «слепец», он же «blindman», были завязаны глаза. Водящего вращают три раза вокруг его оси, пока другие игроки разбегаются.

Суть одного из самых популярных вариантов этой игры в том, что «водящий» (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. Игроки могут свободно двигаться по площадке и хлопать в ладоши, привлекая внимание «слепца». После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза. После этого всё начинается сначала.

В другом из вариантов, после того, как игроки разбежались, они не могут передвигаться, а могут только менять положение тела (отклоняться, приседать), чтобы их не затронули. Когда игрока «поймали», «водящий» должен угадать, кого он поймал.
В третьем варианте «водящий» стоит в центре зала в то время, как другие игроки двигаются вокруг него по кругу. Когда «слепец» командует: «Стоп!», все останавливаются. Водящий указывает рукой перед собой и спрашивает: «Кто там?».
Тот, на кого указали, отвечает: «Это я». Он может даже изменять голос. И водящий должен по голосу угадать, кто это. Если водящий правильно угадал, то игрок становится водящим.

Игра в жмурки. Гравюра XIX в.

Жмурки.

В этой игре одному из участвующих, по уговору или жребию, чаще всего выражаемому в форме прибауток, завязывают глаза платком, потом отводят на середину комнаты, заставляют повернуться несколько раз на одной ноге, чтобы он не знал, к кому стоит лицом и спиной, и затем заставляют ловить бегающих вокруг него игроков. Иногда же, завязав глаза, ведущего отводят в какой-нибудь угол к двери или печке и спрашивают: «Что пил?» — «Квас!» — «Ищи всех нас!» (Тверская губерния), «Что пил, ел?» — «Квас да ягоды!» — «Ищи нас два годы!» (Пермская губерния). Или «У чего стоишь?» — «У столба» — «Что продаешь?» — «Квас да ягоды!» — «Ищи нас 22 годы!» При последнем слоге играющие ударяют водящего по спине и разбегаются в разные стороны, а слепой водящий, разведя руки, ходит и ловит их. Поймав кого-нибудь, водящий обязан назвать его по имени, и если угадает, то передаёт пойманному свою роль, в противном случае продолжает ловить до следующего удачного случая. Во избежание столкновения, падения, ушиба или какой-либо другой угрожающей опасности играющие предупреждают водящего словами: «Огонь!». Выход за определённую черту или в другую комнату в этой игре никому не дозволяется. Нарушивший это правило называется прогорелым и он обязывается водить.

Два слепых.

Играющие становятся в круг, сцепляясь друг с другом за руки, кроме слепого барина и его слуги — Якова. Затем барин начинает звать своего слугу: «Яков, где ты?». Яков старается как можно ближе подойти и ответить или откликнуться на зов барина, а потом тихо удалиться и тем спутать своего барина. Барин старается чаще спрашивать Якова о каких-нибудь делах, а тот, ответив, отскакивает дальше. Барин поворачивает в ту сторону и старается словить Якова, а Якова уже и след простыл. Когда барину становится трудно поймать Якова, Яков начинает сам приставать к барину: «Барин, а барин! Мне письмо пришло, прочитайте его!». Барин сердится за насмешку и с озлоблением ловит Якова и т. д. Чем находчивее играющие, тем живее и интереснее игра. Остальные играющие в значительной степени поддерживают иногда юмор и веселье игры. Игра продолжается до тех пор, пока барин не поймает Якова.

Звонок.

Составляется круг или замкнутая цепь. В круг входят двое играющих — один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звонку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

Пора, бабушка, в пир.

Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середину круга ставят одного с завязанными глазами — это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу говорит: «Бабушка, бабушка, пора в пир!» Бабушка отвечает: «Не в чем!» — «В рогоже!» — «Не гоже» — «В лукошке!» — «Покато» — «На крылышках полетай!» — При последних словах бабушка, кружась и махая руками наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнаёт, то последний делается бабушкой, если не узнаёт, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.

Жмурки наоборот.

Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Аленушка и Иванушка.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»