Структура функции виды политических систем. Понятие, структура и функции политической системы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность. Указанная структура состоит из четырех основных групп элементов: 1) политические институты; 2) политико-правовые нормы; 3) политические отношения; 4) политическая культура. Наличие каждой из них необходима для существования и функционирования политической системы общества и достижение ее целей.

Согласно этих элементов подметят и четыре взаимодействующие подсистемы, а именно:

1) институциональная (или организационно-институциональная) подсистема состоит из политических институтов, к которым относятся государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, органы местного самоуправления. Институциональная подсистема является источником всех важнейших связей, которые возникают в пределах политической системы и поэтому, она выступает основополагающей как в отношении политической системы общества в целом, так и ее отдельных составляющих.

Ведущим институтом политической системы общества, в котором сосредотачивается максимально политическая власть, ее ядром является государство и ее структурные элементы: глава государства, парламент, органы исполнительной власти, судебные органы и т.д. Именно государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и культурную сферы, обеспечивает политическую организованность общества, ориентируя его на достижение определенных целей и направлений общественного развития.

Значительную роль в политической системе общества играют политические партии, которые представляют определенные социальные интересы класса, этнических групп, всех слоев населения или его отдельных групп, а также ее лидеров. Они выступают тем звеном, которое соединяет гражданское общество с государством и представляют его в политической системы. Каждая политическая партия стремится занять такое положение в политической системе, которое предоставит ей возможность определять политику государства или влиять на нее.

В отличие от политических партий общественные организации не стремятся к власти, а ограничиваются лишь воздействием на нее в интересах тех слоев населения, которых они представляют. Одни общественные организации являются составляющей политической системы общества, они постоянно осуществляют взаимодействие с государством и политическими партиями. К ним относятся: профессиональные и творческие союзы, объединения предприятий, молодежные, женские, ветеранские и другие добровольные объединения. Другие общественные организации, как правило, не принимают участия в осуществлении политической власти, но при определенных условиях они могут выступать как группы интересов и тем самым быть субъектами политики. К ним относятся: разнообразные любительские объединения (рыбаков, охотников, филателистов и т.п.), спортивные и научно-технические общества.

Заметное, а в некоторых странах определяющее место в политической жизни общества принадлежит религиозным организациям, церкви.

Активным и самостоятельным элементом политической системы общества выступают средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет-издания и т.п.), которые в демократических странах фактически играют роль "четвертой власти". Они существенно влияют на деятельность всех звеньев управления, способствующих подготовке и реализации целей политики. Необходимо отметить, что интересы определенных социальных сил всегда доминируют в изложении массовой информации.

Постоянной составляющей политической системы общества являются представительные и исполнительные органы, которые избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Эти органы в зависимости от особенностей его политико-территориального и административно-территориального устройства, формы государственного правления и политического режима, исторических, национальных, географических и других особенностей имеют название органов местного самоуправления или муниципального управления. Местное самоуправление является непосредственно органами публичной власти, формой самоорганизации населения в виде территориальной громады для решения вопросов местного значения;

2) нормативно-регулятивная подсистема. Ее образует совокупность социальных норм, с помощью которых осуществляется регулирование общественных, в том числе и политических отношений.

По способу образования различают следующие основные виды социальных норм:

а) нормы права - это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством и направленные на регулирование важнейших общественных отношений путем предоставления их участникам юридических прав и возложении на них юридических обязанностей. Другими словами - это правила, содержащие разрешение, ограничение, запрет или определяет, каким образом следует действовать при определенных обстоятельствах;

б) корпоративные нормы (нормы политических партий, общественных организаций, других объединений граждан) - это правила поведения, устанавливающие для своих членов объединения граждан, которые государство признает или даже предоставляет им обязательного характера. Особенность корпоративных норм заключается в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданием определенных объединений граждан и направленная на достижение определенной цели, ради которой эти объединения созданы. Эти нормы находят свое выражение и закрепление в правовых актах (уставы, положения, программы), которые выдаются соответствующими объединениями. Однако программные установки, сформулированные политической партией, могут существенно влиять на политику государства, политическую систему в целом, особенно тогда, когда эта партия становится правящей;

в) нормы морали - это правила поведения людей, которые сложились в обществе на основании их представлений о честь, достоинство, совесть, добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное, и обеспечиваются их внутренними убеждениями и средствами общественного воздействия. Они документально незафиксированные и существуют как моральные ориентиры в сознании людей. Наибольшее влияние на политическое поведение граждан оказывают нормы политической этики, которые касаются именно политического общения;

г) обычаи и традиции. Обычаи - это неписаные правила поведения людей, социальных групп, исторически сложившихся в обществе в результате многократного повторения и использования в течение длительного времени в аналогичных ситуациях, которые закрепились в их сознании и поведении, стали внутренней потребностью их психической деятельности.

Традиции - это общие правила поведения людей, социальных групп, которые закрепились в общественной практике в результате многократного повторения в течение длительного времени и передаются из поколения в поколение.

Традиции является разновидностью обычаев, они охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, состоят не из одного действия, а по стилю поведения. Обычаи и традиции отличаются друг от друга степенью всеобщности правила поведения. Традиции считаются более общим правилам чем обычаи.

Политические обычаи и традиции хотя и не имеют юридического значения, но они могут существенно влиять на реальные действия политических институтов. По сфере действия различают следующие основные виды социальных норм:

а) экономические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения в экономической сфере жизнедеятельности общества, то есть связанные с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных и иных социальных благ;

б) политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между социальными группами людей, нациями, народностями, их участие в организации и осуществлении государственной власти, отношения с другими субъектами политической системы общества;

в) религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на вере в существование Бога, установленные различными вероисповеданиями и содержатся в религиозных источниках. Эти нормы регулируют отношения верующих в церкви или иной религиозной организации и порядок отправления ими религиозных культов.

Выполнение большинства социальных норм обеспечивается негосударственными средствами: общественным порицанием, санкциями со стороны объединений граждан, церкви. Государство обеспечивает только нормы права;

3) коммуникативная подсистема охватывает политические отношения, т.е. те взаимосвязи социальных субъектов, которые складываются в процессе осуществления политической власти или по ее поводу. Субъектами политических отношений являются граждане и их различные политизированные объединения, социальные общности, политические институты. Существуют межклассовые, внутрікласові, межнациональные и межгосударственные отношения, которые составляют социальную основу политической системы общества и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Можно выделить некоторые разновидности политических отношений.

Во-первых, это отношения, которые возникают внутри политических организаций - между государством и его гражданами, между политическими партиями и политизированными объединениями граждан и ее членами.

Во-вторых, это отношения, которые возникают между различными политическими партиями и политизированными объединениями.

в-третьих, это отношения между политическими партиями и политизированными объединениями граждан с одной стороны, и государством - с другой.

Коммуникативная подсистема охватывает также другие взаимодействия, которые складываются между политической системой и другими системами, прежде всего экономической, социальной, экологической, социокультурной и т.п.;

4) духовно-идеологическая подсистема отражает идеологические, духовные и психологические характеристики политической системы общества и раскрываются прежде всего в политическом сознании и политической культуре населения.

Политическое сознание это одна из форм общественного сознания, совокупность политических идей, взглядов, представлений, оценок, установок, которые отражают осознание отдельного человека, социальных групп или общества в целом реальных событий политической жизни сквозь призму их интересов и ценностных ориентаций.

Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов формируется под влиянием социальных, экономических, исторических, национальных, культурных, идеологических и других факторов. При этом политическое сознание обязательно является атрибутом политического действия, ее непременным элементом, от нее в значительной степени зависит характер политического процесса.

Политическое сознание выполняет следующие функции: познавательную, прогностическую, мобилизующую, интегративную, регулятивную, функцию оценки. Она имеет сложную структуру. За субъектом (носителем) выделяют такие виды политического сознания: индивидуальная (отдельного человека) сознание; групповая (различных социальных групп населения) сознание; общественная (населения страны, отдельного региона, определенного этноса) сознание. Указанные виды политического сознания взаимосвязаны, групповое и общественное сознание состоят из политического сознания отдельных людей. В то же время индивидуальное политическое сознание формируется под влиянием группового и общественного политического сознания.

За социальными функциями политическое сознание может быть консервативной, реформистской, революционной. По признаку отношения к власти сознание может быть демократическим и недемократическим. В гносеологическом плане выделяют следующие уровни политического сознания: эмпирический, обыденный, теоретический. Кроме того, политическое сознание может быть деформированной, "раздвоенной", особенно тогда, когда существует разрыв между словом и делом, сознанием и поведением, когда официальная пропаганда не отражает реального состояния дел. Неотъемлемым элементом политического сознания является стереотипы. Хотя они являются упрощенным отражением действительности, однако необходимы, поскольку дают возможность человеку ориентироваться в политической жизни, играют роль определенных эталонов при оценке событий, фактов и т.д. Вместе с тем политическое сознание не является суммой стереотипов. Изменение стереотипов - достаточно сложный процесс. Как правило, она происходит путем вытеснения одних сложных типов другими. Достаточно интенсивной является изменение стереотипов в переходные периоды, когда происходят преобразования в социально-экономической и политической сферах.

Одной из форм проявления политического сознания является политическая культура, которая представляет собой особый вид общей культуры народа. Формирование политической культуры не является обособленным процессом от развития других видов культуры.

Политическая культура - это совокупность политических знаний, взглядов, убеждений, духовных ценностей и образцов поведения отдельных граждан, социальных слоев населения, которые касаются их взаимодействия с политической властью.

К политической культуре относят: базисные знания о политике; оценку политических явлений, мысли о том, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций; признанные в обществе образцы и нормы политического поведения. Ученые выделяют следующие типы политической культуры:

1) патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса населения к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы, чтобы эти изменения имели место. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности характерны для этого типа политической культуры;

2) підданський, где присутствует сильная ориентация на политические институты, соединенная с низкой индивидуальной активностью людей, которыми руководит опасения наказания или ожидание благ;

3) активістський (партиціпаторний), для которой характерна заинтересованность населения в политическом участии и проявление на практике такой активности.

Указанные типы на практике взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры, что является производным от трех перечисленных основных типов культур.

Некоторые политологи проводят типологизацию по уровню общественного развития и выделяют четыре типа: архаичную, элитарную, представительскую и политическую культуру высокой гражданственности, другие - в зависимости от типа политического режима определяют три типа: тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры в легитимности существующей системы и действующего политического режима. В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, главное место принадлежит элементам, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Вместе с тем, было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему распространенных в обществе ценностей, убеждений и символов и ограничивать ее только позитивными установками в отношении существующей политической системы. Социальные группы, что выступают за изменение системы, также имеют свои ценности и убеждения.

Итак, политическая культура играет чрезвычайно важную роль в функционировании политической системы, она способствует формированию отношения человека к окружающей среде, основных целей и содержания политики государства, предусматривает содействие единению всех слоев населения, создание широкой социальной базы для поддержки системы власти и политической системы в целом.

Явления, предметы и действующие лица, ассоциирующиеся с понятием "политика", составляют сферу политической жизни общества. Функция политической системы зиждется на упорядоченной системе, системной целостности. Это, прежде всего, государство, партии, политические нормы, институты (например, монархия или избирательное право), это символы - гимн, герб и флаг, это политическая культура, все её ценности и ещё многое, многое из того, что составляет структуру политики. Функция политической системы состоит в том, что все эти элементы работают в совокупности, взаимосвязанно, и ни одна из них не существует обособленно.

Политическая система

Упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, взаимодействий и отношений между ними, организующих политическую власть, - это и есть политическая система. Она является целым комплексом негосударственных и государственных институтов, которые осуществляют функции политической системы общества, деятельность, при помощи которой происходит вся работа государственной власти. Хотя понятие это гораздо более ёмкое, чем просто государственная власть и государственное управление.

Политическая система охватывает все институты и все лица, которые участвуют в политическом процессе и, кроме того, все неправительственные и неформальные явления и факторы, обладающие влиянием на постановку проблем, а также и выработку решений и их реализацию в государственно-властных отношениях. Если толковать наиболее широко, то в это понятие можно включить всё то, что в любой мере имеет отношение к политике. Функция политической системы - влияние на политические решения с помощью людских и материальных ресурсов.

Характеристика

Любая политическая система имеет характеристики, которые рассматриваются по следующим параметрам:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, традиции и обычаи.

Основные функции политической системы общества состоят в следующем:

  • преобразование общественного требования в политическое решение (конверсия);
  • приспособление политической системы к условиям жизни общества, которые постоянно меняются;
  • концентрация людских и материальных ресурсов (избирателей и денежных средств) для преследования политических целей;
  • защита базовых ценностей и исходных принципов общественно-политического строя - охранительная функция;
  • установление и развитие сотрудничества с другими государствами на взаимовыгодной основе - внешнеполитическая функция;
  • согласование требований отдельных социальных групп и коллективных интересов - консолидирующая функция;
  • создание духовных и материальных ценностей и их распределение.

С организацией институтов политической власти регулируется каждая функция политической системы, в совокупности это названо политическим режимом.

Принципы

Прежде всего, это способы принятия решений со стороны власти и пределы вмешательства их в регулирование отношений в обществе. Способы принятия властных решений могут быть демократические и авторитарные, что и определяет вид и функции политической системы власти. Ещё один признак такого деления различается по пределам вмешательства в регулирование отношений в обществе, и здесь можно назвать тоталитарные и либеральные политические режимы. Относительно социально-экономической основы режимы делятся на следующие виды.

  1. Тоталитарно-распределительный режим, где экономика подверглась огосударствлению, материальные блага тоже распределяются государством. Такая структура и функции политической системы свойственны тоталитарному режиму.
  2. Либерально-демократический, где основой является рыночная экономика. Этот политический режим демократический.
  3. Мобилизационные и конвергенционные, где в рыночную экономику существует различной степени вмешательство со стороны государства. Такие структура и функции политической системы являются авторитарным режимом.

Основные элементы

Каждое конкретное общество формирует собственную специфическую политическую систему, потому что все элементы, её составляющие, - институты и традиции, политические ценности и само понятие структура и функции политической системы - в разных общностях различны. Поскольку политика - система открытая, активно взаимодействующая со всеми сферами общественной жизни, она не только оказывает влияние на экономическую, духовную, социальную и другие составляющие, но и сама испытывает огромное ответное влияние.

Но основные элементы содержит абсолютно любая политическая система общества. Понятие, структура, функции её обрисовывают более чем наглядно, для этого нужно всего лишь рассмотреть отдельные подсистемы.

  • Организационно-институциональная подсистема. Организации (разнообразные социальные группы, оппозиционные и революционные движения и так далее), а также институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и тому подобное).
  • Нормативно-регулятивная подсистема. Правовые, политические и моральные нормы, традиции и обычаи.
  • Коммуникативная подсистема. Отношения, формы и связи взаимодействия между участниками политического процесса, а затем между обществом и политической системой.
  • Культурно-идеологическая подсистема. Политические идеи и политическая культура, идеология, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Люди, совместно действующие организованной группой для достижения какой-либо политической цели, - это политическая организация. Например, политическая партия, общественное движение или объединение, которое влияет на государственную политику, а также группа граждан с инициативой выдвижения кандидатов в депутаты, даже ячейка революционеров. Можно назвать и те организации, для которых политические цели не являются основными, - церковь или профсоюз, клубы рыбаков или нумизматов, однако в некоторых условиях и они подчас выступают как политические организации.

А вот политический институт - это гораздо более сложный элемент системы, поскольку социальное взаимодействие у него устойчиво и постоянно, где он регулирует свой участок на политической арене общества. Политическая система, понятие и функции которой значимы для всего общества, формирует упорядоченное устройство с распределением социальных ролей и чёткими правилами взаимодействия. Здесь можно назвать институт госслужбы, парламент, исполнительную власть, институт главы государства, монархию, президентство, гражданство, судопроизводство, политические партии и тому подобное.

Коммуникативная подсистема

Связи, отношения, формы общения и взаимодействия, складывающиеся при политической деятельности - коммуникативный компонент, который имеет каждое политическое общество. Функции политической системы государства охватывают все компоненты этой системы. А для реализации собственных целей организации, институты, крупные социальные общности и отдельные лица должны отношения друг с другом выстраивать, а также обрабатывать социальную среду, здесь и взаимодействие комитетов парламента, и связи между госорганами и политическими партиями, и отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, и, конечно, общение государства со своим населением.

Самое важное в этих взаимоотношениях - каналы связи, вся коммуникативная подсистема на них держится. По этим каналам передаётся информация населения, предназначенная государственной власти (комиссии по расследованию, открытые слушания, результаты выборов, социологические опросы и так далее), а также и в другую сторону - от государства к населению (СМИ, из которых становится известно о политических решениях, новых законах и тому подобном). Для любого политического взаимодействия существуют нормы - правовые, политические и моральные, кроме того, не забываются и традиции, и обычаи.

Культурно-идеологическая подсистема

Сюда входят политические взгляды, идеи, убеждения, представления и чувства политических деятелей всех уровней. В этом компоненте политической системы можно выделить аспекты политико-психологический и политико-идеологический. Первый касается поведенческих черт политики, а второй сфокусирован на её теории. Политическая психология концентрируется на поведенческих чертах как целых обществ, так групп и отдельных лиц, их настроениях, мотивации, чувствах, мнениях, эмоциях, заблуждениях и убеждениях.

Значительно влияют на характеристику культурно-идеологического компонента харизма лидеров, психология толпы и манипуляции массовым сознанием. Политическая идеология находится на более высоком уровне и входит в функции политической системы государства. Сюда включаются политические учения, теории, концепции и идеи. Политическая культура - это часть духовной культуры человечества с совокупностью политических знаний, моделей поведения и общепринятых ценностей, в неё входят традиции государственности, символы и политический язык.

Основные функции

Политической системы не бывает без взаимодействия её элементов, поскольку именно оно определяет все её самые важные социальные функции.

  • Политическая система определяет перспективные направления социального развития.
  • Она же и оптимизирует движение общества к намеченным целям.
  • С её помощью происходит распределение ресурсов.
  • Она согласовывает интересы различных субъектов и приобщает граждан к активнейшему участию в политике.
  • Политическая система разрабатывает нормы и правила поведения всех членов общества.
  • Она же и контролирует выполнение правил, норм и законов.
  • Только политическая система может обеспечить стабильность и безопасность в обществе.

Политическая система функционирует в следующих институтах:

  • государство и все его органы;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, иначе говоря - группы интересов;
  • политические партии.

Государство

Это главный системообразующий элемент, имеющий практически все функции политической системы. Государство - объект политики наиболее сильный, поскольку обладает властью и способно принуждать. Здесь же и разворачивается самая ожесточённая политическая борьба, самые разные политические силы хотят заполучить этот приз - государственную машину. Однако далеко не всегда государство работает в политической системе слаженно.

Борьба за власть довольно часто даёт самостоятельность отдельным государственным подразделениям, например армии, затем совершающей государственный переворот. Случаются подобные конфликты между парламентом и президентом (Россия 1993 года, когда политические силы разделились именно по этому принципу). Государство и его власть получает победитель на выборах, если система взрастила развитые политические партии и у них есть контроль над органами власти.

Политические партии

Идеологическая организация, которая объединяет граждан, имеющих одинаковые политические взгляды, для реализации своей программы во власти создаёт партию. Идеология - это философия, идеи, которыми партия руководствуется в политической борьбе. По этому принципу партии можно разделить на либеральные, консервативные, социал-демократические и просто демократические, коммунистические, социалистические и националистические. У каждой из них руководящие кадры и организационная структура постоянны, есть устав и оформляется членство.

Организация, не имеющая пятидесяти тысяч членов, партией в России называться не может. Государство подразделяет партии на системные и несистемные, где системные являются частью действующей политической системы и руководствуются существующими законами. Несистемные обычно полулегальны или нелегальны и борются против существующей системы. Демократические государства обычно переходят из рук в руки: правящая партия после следующих выборов вполне может стать оппозиционной, а оппозиционная - правящей. Авторитарные и тоталитарные государства обычно однопартийны, редко двухпрартийны, а демократические многопартийны.

Другие группы

Менее значительное место в политических системах занимают общественно-политические движения и общественные организации. К выборам они допускаются редко, поскольку малочисленны. Группы интересов или группы давления - это профсоюзы, а также крупные монополии, организации промышленников, СМИ, церковь и многие другие институты, не имеющие целью приход к власти. Но оказать влияние (давление) на власть для удовлетворения тех или иных интересов (например, налоги уменьшить) такие группы могут. Все эти структурные элементы - и государственные и нет, - действуют с соблюдением особых политических традиций и норм, поскольку определённые опыт уже наработан.

Традиционно проводятся выборы, где в избирательном бюллетене менее двух кандидатов не бывает, проводятся демонстрации, митинги, встречи действительных и будущих депутатов и избирателей, далеко не одна функция политической системы способна сплотить общественные группы вокруг правильно поданной идеи. Политическая власть значительно шире власти государственной, ей подчиняется такая масса различных институтов, что в целом она выглядит даже несколько обезличенной. Функция политической системы состоит в совокупности усилий всех элементов и подразделений её, а система правления органов политической власти - механизм этой функции.

Понятие «политическая система» объёмно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Теория политической системы.

Тема 5. Политическая система общества и проблема власти.

1. Теория политической системы.

2. Структура и функции политической системы.

3. Типы политической системы.

4. Политическая система советского типа.

Необходимость создание целостного представления о процессах в политической сфере, её взаимосвязях с внешним миром обусловило развитие системного подхода в политической науке.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. американским политологом Д. Истоном, который создал теорию политической системы. Затем эта теория получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча. и др. Это было связано с необходимостью рассмотрения политики как системы. Это понятие было призвано отразить 2 момента: 1) целостность политики, как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов(партий гос-ва, лидеров, права…); 2) характер связи политики с внешней средой (экон-й,..).Понятие политическая система д/б помочь выявить факторы которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрыть механизм согласования интересов различных групп.

Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, участвующие в политике, (гос-во, партии, лидеры,и т.д), но и экономические социальные, культурные институты, традиции и ценности, нормы, имеющие политическое значение и влияющие на политический процесс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экон-е, валютные, матер-ые, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Ранее политика сводилась к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление свободной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство через политические организации. Власть перестала быть монополией (прерогативой) государства, а властные отношения приобрели сложный характер, т.к. в них стали участвовать негосударственные организации. Сложность властных отношений привела к пересмотру преобладающих в то время институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Политика должна была решать более сложную задачу: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды .



Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах 20в.

Понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. Фон Берталанфи (1901-1972). Он исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е как систему связанную с внешней средой. Эти элементы так связаны между собой, что если изменить даже один элемент системы, то изменятся и все остальные, вся совокупность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.

Понятие «система» на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс . Он политическую систему рассматривает как специфический элемент социальной системы . Т.о. Толкотт, Парсонс рассматривает общество как социальную систему, состоящую из четырех подсистем, которые находятся во взаимодействии - это экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из подсистем выполняет свои функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений, составляют функции политической подсистемы . Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передает новым членам общества нормы, традиции, обычаи, ценности, (которые составляют мотивационную структуру личности.) И, наконец, интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляет духовная подсистема .

Однако модель Т. Парсонса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы в политической сфере, она не включает случаи конфликтов, сой- ой напряжённости. Тем не менее, теоретическая модель Парсонса оказала заметное влияние на исследования в области социологии и политологии.

Теория политической системы Д. Истона . (системный анализ)

Теорию систем в политологию ввёл американский политолог Д. Истона, который определил политику, как «волевое распределение ценностей». (Основной вклад Истона в полити­ческую науку применение методов системного анализак изучению политических систем , а также с исследование проблем по­литической социализации). Следовательно, политическая система, по Д. Истонуестьсовокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение её состоит в распределении ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более чётко определить место политики в жизни общества и выявить механизм соц-х изменений в ней.

Так с одной стороны ,политика выступает как самостоятельная сфера, основное назначение которой распределение ресурсов , а с другой стороны , политика есть часть общества , она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Т.о. политическая система может существовать, имея способность реагировать на импульсы, поступающие из внешней среды и приспосабливаться к внешним условиям функционирования.

Механизм функционирования политической системы .

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу «входа » и «выхода ».


"Вход" – это способы

влияния внешней среды на политическую систему.

"Выход" – это ответная реакция, (обратное воздействие) системы на внешнюю среду, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее институтами.

Д. Истон различает 2 типа входа : требование и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной з.п. или требования учителей об увеличении ассигнований на образование. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям соц-х групп.

Поддержка, напротив, означает усиление пол-й системы, и является выражением преданного, благожелательного отношения к режиму. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству.

В результате, воздействия на «входе» вызывают реакцию на «выходе ». На «выходе » появляются политические решения иполитические действия . Они выступают в форме новых законов, политических и заявлений, решений судов, субсидий и т.д.

(Следовательно, политическая система и внешняя среда в глубокой взаимосвязи).

В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход " системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи" . В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система , игнорирующая обратную связь , неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности .

Т.о. политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

Однако Д. Истон сосредоточил внимание на взаимодействии с внешней средой и оставил без внимания внутреннюю структуру пол-ой системы , которая позволяет поддерживать равновесие в обществе.

Теория политической системы Г. Алмонда. (функциональный анализ П.С.)

Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил амер-й политолог Г. Алмонд. (специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования и поддерживать стабильность зависит от функций и ролей политических институтов. Алмонд проводил сравнительный анализ различных политических систем, с целью выявления основных функций, которые способствовали эффективному социальному развитию. Сравнительный анализ П.С. предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, Г. Алмонд и Г. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий , осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. Политическая система должна осуществлять три группы функций: Функции взаимодействия с внешней средой ;

· Функции взаимосвязи внутри политической сферы;

· Функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

Коммуникативная теория политической системы К. Дойча .

Переход развитых стран к информационным технологиям, внедрению компьютерной техники , позволили рассматривать политическую систему как механическую модель. Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р. 1912 г). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Особое значение в политической коммуникации имеет обмен информацией между управляющими и управляемыми с целью добиться согласия. Поэтому формулировка целей осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношений к данным целям. Функционирование политической системы зависит от качества и объёма информации, поступающей из внешней среды, и информации, о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения.

Модель К.Дойча обращает внимание на важное значение информации в жизни пол-ой и

соц-й системы, но опускает значение других переменных : пол-я воля, идеология, которые тоже могут влиять на отбор информации.

Политическая система состоит из подсистемы, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Изменение одной приводит к изменению функционирования всей системы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, общественные организации и движения, группы давления, СМИ, церковь и т.д. Центральное место отводится государству, которое представляет всё общество. Оно обладает суверенитетом в рамках гос-х границ и независимостью за их пределами. (Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает большими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни). Зрелость этой подсистемы определяет степень специализации ролей и функций её структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения .

Нормативная включает правовые, политические, моральные нормы, ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, граждан .

Функциональная – это методы политической деятельности, средства и способы осуществления власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.). Преобладание тех или иных методов (принуждение или согласование), определяет хар-р взаимоотношений власти и гражданского общ-ва, способы интеграции и достижения целостности..

Коммуникативная включает в себя все формы политического взаимодействия власти, общества, индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д). Система коммуникаций характеризует открытость власти, её способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на потребности различных групп, обмениваться информацией с обществом .

Культурная включает систему ценностей, религию, ментальность (совокупность представлений об обществе, образ, характер и способ мышления). Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности пол-х институтов.

Функции политической системы .

Взаимодействуя друг с другом, подсистемы обеспечивают жизнедеятельность П.С., способствуют эффективной реализации её функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций функций П.С. дали Г. Алмонд и Д. Пауэлл.

. Функция политической социализации .

1. Регулирующая функция . Она выражается в регулировании поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью.

2. Экстракционная функция . Сущность её заключается в способности системы черпать из внешней и внутренней среды ресурсы для своего функционирования. Любая система нуждается в матер-х, финансовых ресурсах, политической поддержке.

3. Распределительная (дистрибутивная) функция . П.С.распределяет полученные ресурсы, статусы, привилегии социальным институтам, индивидам и группам, чтобы обеспечить интеграцию внутри общества. Так, централизованного финансирования требует образование, управление, армия. Эти ср-ва черпают из внешней среды, например, из экономической сферы, через налоги.

4. Функция реагирования . Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к (импульсам), требованиям различных групп населения. Быстрое реагирование системы определяет её эффективность.

5. Функция политической социализации . Означает процесс усвоения человеком пол-х ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему выполнить различные политические роли.

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе выделяют следующие компоненты, или подсистемы , политической системы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

1. Институциональная;

2. Нормативная;

3. Функциональная;

4. Коммуникативная;

5. Культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профсоюзам, организациям предпринимателей всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важным участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и Церковь, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на политическую власть.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции, ценности, обычаи. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан, определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого состоит в обеспечении функционировании, преобразовании и защите механизма власти и общества.

Коммуникативная подсистема предполагает совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. При этом это и отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.


Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым , относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая каккомплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, они выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

На сегодняшний день редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы : патриархально-подданническая, подданническо-гражданская ипатриархально-гражданская политическая культура.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнедеятельности.

Можно выделить следующиефункции политической системы:

1. Функция политической социализации , т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

2. Функция адаптации . Подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Функция реагирования . С помощью этой функции политическая система реагирует на сигналы, поступающие извне или изнутри системы. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4.Экстракционная функция . Извлечение ресурсов из внешней и внутренней (природной, экономической, социальной и т.д.) среды.

5 . Дистрибутивная (распределительная) функция . Предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, Распределение ресурсов среди групп внутри общества; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

6.Функция регуляции , т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

Контрольная работа

Выполнила:

студентка гр. М-61

Грицук О. А.

Гомель 2013 г.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе . Понятие “политическая система” является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункционую структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

- институииональный , состоящий из различных социально- политических институтов и учреждений (государство, политические общественные движения, организации, объединения, разные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

- функциональный , складывающийся из совокупности тех лей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

- регулятивный , выступающий как совокупность политике - правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

- коммуникативный , представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

- идеологический , включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное сияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. о собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально0классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим модели американского ученого Г. Алмонда.

Г. Алмонд предложил свой вариант политической системы в своих работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). При исследовании способов сохранения и регулирования политической системы он использует функциональный метод.

С точки зрения Алмонда, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда (схема 11) учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле.

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтоб обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятель правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов сечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний.

В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Подфункцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Схема 11. Политическая система: модель Г. Алмонда

Первый уровень - это возможности системы. Причем, под возможностью он понимал власть правительства над общественными мессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. Это мобилизационная, регулирующая, распределительная, реагирующая и символизирующая возможности. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень - функции поддержания модели и адаптации, к которым Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянно изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечил общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Типы политических систем

Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем.

Основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан" плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества" уровень политической культуры и другие факторы.

В начале XX в. в типологизации политических систем проявилось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа формации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

Основанием типологизации может явиться форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные виды политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к легальным, рациональным.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолог Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержании формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические (характеризуются равенством социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения); традиционные (поддерживается неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляется олигархией, управлению присущ метод консерватизма); популистские (стремление к равенству авторитарными методами и средствами управления); авторитарно-консервативные (сохраняют сложившееся неравенство “жесткими” средствами).

Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное - это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.

Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной долей свободы.

Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно множеству взаимно пересекающихся групп. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме

Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате - под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (на пример, политические системы стран Центральной Европы).

Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. Различают демократические и авторитарные политические системы.

Демократической политической системе свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе все общих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; построение и Функционирование государственного аппарата по принципу “раз- Деления властей”, причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления и т.д.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приводить к различным результатам.

Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурных сферах и особенно форму и способы реализации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, они динамичны, свою очередь, трансформирующиеся системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития.

Весьма распространена классификация политических систем и традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.

Существуют и другие варианты классификации" политических систем.


Похожая информация.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»