События 6 века. История человечества

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Хронология важнейших событий мировой истории

–С древнейших времен по VI век до нашей эры–

VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присва­ивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, пряде­ние, ткачество.

V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельчес­кие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.

IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.

конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распрост­ранение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. По­явление кочевого скотоводства и поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился желез­ным веком, наступившим с распространением металлургии же­леза и изготовлением железных орудий и оружия

ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; прав­ление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.

ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шу­мере. Экономический подъем Шумера,

ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.

ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географи­ческие варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского мо­ря - кикладская культура,

ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объе­динение тем самым под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,

ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.

ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,

ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущест­ва. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,

ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию со­временной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,

ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,

династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превраща­ется в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. За­кончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,

ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,

ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спи­цах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.

ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. За­вершение объединения Хеттского царства.

1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиле­ние централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Ва­вилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и со­здания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ас­сирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.

~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регуляр­ное использование в военном деле и транспорте лошадей и му­лов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,

ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правле­ние трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевро­пейского массива.

1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII дина­стии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший на­ступление по заранее намеченному плану. В результате победо­носных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образо­валась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севе­ра на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платив­шие ему дань.

ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, соору­жены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огром­ными статуями Аменхотепа III - “колоссами Мемнона”.

ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахей­ской культуры, столицы одного из ахейских государств.

ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.

1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную воен­ную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII ди­настии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный рефор­матор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».

1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII ди­настии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)

ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апо­гей военного могущества великой Хеттской державы.

1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ас­сирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.

1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX динас­тии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.

ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разруше­на Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась де­сятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коали­ция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».

1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX динас­тии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.

ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).

ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих пле­мен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.

1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX динас­тии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».

ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.

1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавило­нию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.

1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к сверже­нию господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.

1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.

ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.

1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.

ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.

969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хира­ма). Расцвет Тиро-Сидонского царства.

950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вож­дей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной вла­сти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.

ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем при­бывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.

864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объе­диненного Урарту.

825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.

825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.

817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняю­щихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династи­ей, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.

786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит мо­гущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.

776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отмене­ны в 394 н.э.)

770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китай­ской культуры (появление философских школ - конфуцианст­ва, фацзя, даосизма и др.).

753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он осно­вал Рим (753 до н.э.).

745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возла­гает на себя корону Вавилона, который остается под ассирий­ским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиг­латпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.

743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захваты­вают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте поло­вину урожая.

735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменова­лось ростом могущества Урарту, однако завершилось оконча­тельным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.

730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.

722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Асси­рия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вави­лонией.

715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.

705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. По­давление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).

692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало рас­цвета Лидийского царства.

685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Вос­ставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спар­танской общины - илотов.

681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Вос­становление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Среди­земного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.

669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).

664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.

657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.

650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен ге­гемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.

636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наи­высшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитай­ской равнине.

632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпий­ских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).

627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал по­литику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пере­житки, организовал обширное строительство.

ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В со­юзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), при­соединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.

626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с ли­ца земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.

626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вави­лонии.

621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Гре­ции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отлича­лись жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконов­ские меры»).

616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого ге­гемона на Среднекитайской равнине, не признающего верхов­ное главенство Чжоу.

612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.

610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По при­казу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в ис­тории плавание вокруг Африки.

605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил по­ход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.

594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачаль­ник и государственный деятель. Солон проводит реформы, спо­собствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.

ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).

590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное за­тмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).

578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Тул­лия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внеш­неполитического расцвета Лидии; закончился военной катаст­рофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в ка­честве одной из ее сатрапий.

560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, органи­зовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).

Самое время вспомнить про уже случившуюся землетрясительно-вулканскую мегакатастрофу в 6-м веке н.э.

Загадочный "конец света" и закрытие Солнца черным облаком , о чем писали византийские хроники в 536 и 537 годах нашей эры , и последовавшая за ними чума Юстиниана, были связаны с извержениями вулканов, чьи следы ученые нашли во льдах Гренландии и Антарктики, говорится в статье, опубликованной в журнале Climatic Change.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года. Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонези и", — заявила Кирстин Крюгер (Kirstin Krueger) из университета Осло (Норвегия).

Крюгер и ее коллеги изучали одно из самых загадочных явлений в истории поздней античности и начала средневековья. В 536, 537 и 540 годах нашей эры Прокопий , другие византийские летописцы и их коллеги в других очагах цивилизации в иных регионах Европы писали о "конце света " - загадочном эпизоде затемнения Солнца, в ходе которого некое темное облако накрыло светило, заставив его почернеть, что продолжалось несколько месяцев.



С данными эпизодами хроники того времени связывали самые разные катаклизмы и события - голод в Византии из-за неурожаев, серию политических и социальных волнений, и эпидемию чумы 540 года, которая возникла в результате завоза в Константинополь крыс и чумных блох из Египта вместе с грузами зерна.

О причинах этого события ученые спорят довольно давно - часть климатологов и геологов считает, что в этом были виноваты вулканы, выбросившие большое количества пепла в атмосферу по аналогии со знаменитым взрывом горы Тамбора в 1815 году, которая тоже вызвала "вулканическую зиму", а другие приписывают эту роль иным природно-климатическим факторам.

Авторы статьи выяснили, что первая гипотеза, скорее всего, является верной, проанализировав несколько вариантов летописных описаний данного "конца света", а также изучив содержание образцов льда из Гренландии и Антарктики, сформировавшихся в то время.

Эти фрагменты льда, как показал анализ, содержали в себе большое количество соединений серы и других соединений, содержащихся в большом количестве в вулканических газах и пепле. Используя доли этих соединений в качестве ориентира, Крюгер и ее коллеги построили климатическую модель, описывающую события 536 и 540 годов.

Эта модель показала, что двойное "почернение Солнца" привело к гораздо более сильным последствиям, чем можно было ожидать от каждого извержения по отдельности - его сила была максимальной за последние 1200 лет. В среднем, температура на Земле понизилась на два градуса Цельсия на несколько лет, а больше всего этот феномен затронул северное полушарие Земли, и в особенности северные широты, в том числе Скандинавию во время зимы, а также побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северную Африку - во время лета.

Подобный "рисунок" климатических изменений хорошо соответствует тому, о чем нам говорят римские и константинопольские хроники, а также данные раскопок на севере Европы и Африки. Это, как считают Крюгер и ее коллеги, позволяет с уверенностью говорить о том, что "конец света" 536 и 540 годов были вызваны именно вулканами.

2. Третий - шестой века нашей эры

Длительный кризис, потрясший империю в III в., приносит с собою полное запустение в области художественной литературы на латинском языке. Она возрождается лишь с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются уже резко изменившимися. Абсолютная монархия, создающаяся в конце III в., переносит центр из Рима в Константинополь, господствующей религией вскоре становится христианство. В литературном развитии ведущая роль тоже принадлежит христианской литературе. «Поздняя империя» IV - V вв. - время зарождения средневековой латинской литературы. Античная литература находится в процессе замирания.

Старые литературные формы все же продолжают существовать вплоть до окончательного распада западной части империи и уничтожения ее «варварами». Консервативной силой, поддерживавшей старую литературную культуру, была школа, грамматическое и реторическое обучение. Школа учила владению старым «классическим» языком, от которого живое языковое развитие уже далеко отошло; она учила старому стихосложению, основанному на различении долгих и кратких слогов, исчезнувшем уже в живом языке. Старый язык остается классовым языком верхушки, независимо от ее религиозной принадлежности; христианские прозаики [Минуций Феликс (II - III вв.), Лактанций (III - IV вв.), Иероним (около 348 - 420 гг.), Августин (354 - 430)] пользуются тем же реторическим стилем, что и язычники, а христианские поэты пересказывают библейские сюжеты на манер Вергилия или следуют в своей лирике горацианским формам (видный поэт - Пруденций, около 348 - 410).

Христианская литература, подготовляющая дальнейшее средневековое развитие, лежит вне пределов нашего рассмотрения. Здесь мы ограничимся кратким указанием на несколько важнейших явлений, связанных со старой литературой.

Так, задачу возрождения римской литературы ставит себе во второй половине IV в. кружок аристократов, группирующийся вокруг оратора Симмаха (около 350 - 410 гг.). Кружо"к этот, остающийся «верным древней религии, противопоставляет традиции старой римской культуры христианству, с одной стороны, и «варварству», - с другой. Сохранение тщательно выверенных текстов многих римских писателей, создание комментариев к ним, - один из результатов деятельности этого кружка. Но собственное литературное творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью. Речи и письма самого Симмаха, прекрасно отделанные стилистически, чрезвычайно бедны содержанием. Пересказы старых авторов, вычурная форма и стиховые фокусы, школьный педантизм и символико-аллегорическая фантастика - характерные признаки этой литературы. Особый вид литературного кунстштюка представляют собой «центоны» (лоскутные платья): новое произведение создается с помощью объединения стихов, надерганных из разных мест какого-либо поэта (чаще всего Вергилия).

Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний (около 310 - 395 гг.), преподаватель грамматики и реторики в Бурдигале (современный Бордо) и воспитатель императора Грациана. Этот мастер поэтической игрушки, любивший сочинять на одну и ту же тему «одностишия» и «двустишия» (или «четверостишия»), оставил несколько произведений, представляющих не один только формально-стилистический интерес. К числу их относится Моse11а, описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы, и «Эфемерида», - описание дневного времяпрепровождения. Римский патриотизм соединяется у Авсония с любовью к родной провинции, и в его многочисленных стихотворениях культурная жизнь верхушки галло-римского общества IV в. получает разнообразное отражение. Поэту удается изображение семейных чувств, дружеских отношений, светских добродетелей; более глубоко его интересы не проникают. Авсоний - христианин, но взоры его обращены преимущественно к прошлому, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической «ученостью». Он хорошо знает классическую поэзию и старается непосредственно примкнуть к поэтическим традициям I - II вв. н. э. (Марциал, поэты времени Адриана).

Выделение западной части империи в конце IV в. вернуло Италии ее утраченное было политическое значение. Вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с «варварами». Самый талантливый представитель этой поэзии на грани IV и V вв. - Клавдий Клавдиан (умер в 404 г.), по происхождению александрийский грек, блестящий мастер стиха, писавший стихотворения на обоих языках. Клавдиан составляет стихотворения в честь западного императора Гонория и фактического правителя Запада, Стилихона, и обрушивается с резкой насмешкой против фаворитов восточного императора; страстная инвектива против евнухов и интриганов константинопольского двора чередуется с чрезмерными похвалами по адресу покровителей поэта. Единство латинского мира в его противопоставлении греческой империи нашло в лице Клавдиана красноречивого и патетического выразителя: он прославляет римское прошлое и возвещает вечность Рима. По живописному лиризму и богатству использования мифологического аппарата Клавдиан часто приближается к манере Стация. Большим изяществом отличается его мифологический эпос «Похищение Прозерпины». Восторженную хвалу Риму, как центру мирового владычества, содержит поэма Рутилия Наматиана, описывающая в элегических стихах возвращение автора из Рима в Галлию в 416 г.

Многие стихотворения позднего времени дошли до нас в сборнике, обычно называемом «Латинская антология». Сборник составлен, по-видимому, в Африке в VI в., но содержит произведения разного времени. Среди них выделяется по художественным достоинствам «Всенощная Венеры»: наступление весны и праздник рождения Венеры прославляются автором, для которого личная» весна не наступила. Стихотворение разделено на неравные части, окаймленные рефреном: «Завтра да любит, кто никогда не любил, а кто любил, да любит завтра». Ни автор, ни время стихотворения. неизвестны (может быть IV в.).

Старыми традициями питается также и внецерковная проза. Составляются «панегирики» по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония. Из прозаиков позднего времени, кроме уже названного Симмаха, наибольший интерес представляют Аммиан Марцеллин (около 330 - 400 гг.), последний крупный римский историк, продолжатель Тацита, и казненный в 524 г. Теодорихом философ Боэтий, автор трактата «Об утешении, доставляемом философией».

Характерно развитие повествовательной литературы. «Деяния Александра», «Диктис», «Дарет» получают латинскую обработку, которая стала источником знакомства средневековой Европы с этими произведениями. Огромным распространением в Средние века пользовался еще и другой латинский роман приключений - «История Аполлония, царя Тирского», разрабатывающий сюжет о разбросанной по всему миру и воссоединяющейся семье. Аполлония преследуют несчастья. Ему приходится спасаться от царя Антиоха, кровосмесительную связь которого с дочерью он разгадал по ее загадкам; жена Аполлония, киренская царевна, умирает во время морского путешествия, и ящик с ее телом погружается в воду; новорожденная дочь, оставленная на воспитание недостойным людям, подвергается смертельной опасности и считается погибшей, но в действительности попадает в дом сводника. Все оканчивается, конечно, благополучно. Царство Антиоха переходит после его смерти к Аполлонию; ящик с телом жены прибило на сушу, смерть ее оказалась мнимой, и врач вернул ее к жизни; дочь осталась чиста, и Аполлоний, дошедший уже до состояния полного отчаяния, узнает дочь в грубо оттолкнутой им было певице и находит затем жену в должности жрицы Дианы Эфесской. Порок наказан, и все добродетельные персонажи вознаграждаются. Сюжет «Истории Аполлония» послужил материалом для приписываемой Шекспиру трагедии «Перикл, принц Тирский».

Распад Западной империи, варварские завоевания и переход античного общества в феодальное довершают процесс замирания старой римской литературы. На грани VI - VII вв. она уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы Но потребности школы и техники требовали сохранения древних памятников. В монастырях, cтaновящихся отныне центрами просвещения, идет работа по переписыванию текстов старых римских писателей; особенно значительна в этом отношении инициатива Кассиодора (родился около 480 г.), видного государственного деятеля времен Теодориха. Войдя в обиход школьно-монастырской жизни, особенно со времени Каролингов, переписка римских текстов сохранила их до того времени, когда они снова стали мощными факторами культурной жизни Европы, до эпохи Возрождения.


Имперский город: Константинополь в 6 веке нашей эры

Реферат по истории ученика 7 класса школы "Взмах" Павловского Олега.

Введение
Основание Константинополя
Стратегическое значение
Оборонительные сооружения
Центр города
Обеспечение повседневной жизни
Городское население
Константинополь- научный центр
Юстиниан и его правление
Заключение

"Не свемы(не знаем), на небе ли есмы были, ли на земли:
несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя..."

Легенда ли это, или действительно настолько сильным был восторг, пережитый во время православного богослужения в храме св. Софии, но тем, кто посетил Константинопль, удалось передать свои ощущения правителю древнерусского государства(князю Владимиру Святославичу). А это был воистину удивительный город с многовековой историей, с поражающими своей красотой архитектурными памятниками(многие из которых до сих пор украшают современный Стамбул). Это был город в котром трудились известные всему миру архитекторы, художники и ювелиры. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. А начиналось это всё так...

Основание Константинополя.
Берега пролива Босфора оказались идеальным местом для создания поселения. Здесь было всё, что нужно для жизни: прекрасные условия для занятия земледелием и рыболовством, удобная, естественная гавань для тороговых судов. В эпоху великой греческой колонизации(VIII-VI вв. до.н.э.) там появились первые переселенцы. Однако возникновение настоящего города историческая традиция относит к началу 60-х гг. VII в. до н.э. Как гласит легенда названием своим этот город был обязан человеку по имени Визант(он был участником плавания за золотым руном на корабле "Арго"). Город назвали Византием. Исторические источники сообщают, что впервые Византий был разрушен до основания в период греко-персидских воин(VI-V в. до н.э.). Позже город стал яблоком раздором между Афинами и Спартой. В плоть до начала IV в. н.э. Византий переживал период упадка. Как гласит леганда, боги указали когда-то греческим переселенцам воистину одно из чудеснейших мест на земле. Построенный на этом месте город, как Феникс из пепла, возрождался вновь и вновь. Его новое явление миру связано с именем императора Константина, который смог по достоинству оценить исключительно удачное расположение города и решил перенести сюда столицу Римской империи.
Предание рассказывает о том, что границы будущего города были начертаны прямо на земле копьём Константина. По размерам территория нового поселения во много раз должна была превосходить прежнюю. Церемония открытия новой столицы состоялась в 330 г., возведена и обустроена она была небывало высокими темпами-за шесть лет. На берегах Босфора собрали лучших мастеров империи: архитекторов, строителей, скульпторов, художников. Всячески поощрялся переезд в новый город торгового и ремесленного населения из других районов Римской империи. В буквальном смысле насильно из Рима переселялись имперские сановники с семьями и многочисленной челюдью. В добавление к налоговым и другим льготам, которые получали решившиеся обосноваться на новом месте купцы, ремесленники и другие полезные для будущего развития граждане, было установлено правило: каждому, построившему себе в городе дом, следует бесплатно выдавать хлеб, масло, вино.Во многом благодаря тому, что власти несколько десятков лет подряд выполняли своё обязательство, население прирастало чрезвычайно быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. человек. Сначала город был наименован "Новым Римом", однако это название не прижилось. В историю он вошёл, увековечив имя своего создателя, императора Константина Великого, и до середины XV в. назывался Константинополем(рис. 1).

Стратегическое значение.
Главным обстоятельством, на многие века вперёд предопределившим значимость города на Босфоре, независимо от того, кому он принадлежал и центром какого государства являлся, было его уникальное географическое положение. Однако, находясь на стыке двух континентов, Европы и Азии, в стратегически важном месте(не потерявшем, своего значения до наших дней), на перекрёстке мировых торговых путей, он одинаково был обречён и на процветание, и на разорение, и даже разрушение которые несли ему бесчисленные захватчики. Торговые пути были: сухопутные-из Европы в Азию и морские-из Средиземного моря в Чёрное. Обилие удобных морских гаваней благоприятствовало мореплаванию в Византии. Византийские купцы богатели на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе куда они привозили дорогие восточные товары.
Оборонительные сооружения.
Большое внимание уделялось возведению оборонительных сооружений. Ещё при Константине Великом были сооружены каменные стены. После того как они пострадали во время землетрясения, их пришлось укреплять и помимо них соорудить более мощные новые. Построенные во времена правления императора Феодосия II(первая половина V в.), они пересекали весь Босфорский мыс и тянулись на 5,5 км(рис. 2). Феодосиевы стены были построены в три ряда. Первый ряд, высотой 5 м, был защищён глубоким рвом(20 м в ширину и до 10 м в глубину). Второй ряд(до 3 м в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15-метровых оборонительных башен. Последний ряд стен(толщеной около 7 м) располагался в 25-30 метрах от второго ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Конструкция укреплений практически исключала возможность подвести под них подкоп, так как основание стен находилось ниже уровня земли на 10-12 м.
Морские стены города имели один ряд и также были снабжены башнями. Общая протяжённость всех стен Константинополя составляла 16 км.
В стенах было устроено несколько ворот, некоторые служили военным целям, а некоторые использовались в мирный период, а во время войны замуровывались. К воротам которыми горожане пользовались в мирное время, через ров вели деревянные мосты. В случае опасности они немедленно сжигались. Главными воротами Феодосиевых стен были Золотые ворота, сделанные в виде триумфальной арки с тремя пролётами(рис. 3). Остатки прежних стен и башен сохранились в нескольких местах. Во время штурма Константинополя османами крепость была разрушена, но в последствии турки отстроили её заново.
Центр города.
Столица на Босфоре ничем не должна была уступать городу на Тибре. Ещё при жизни её основателя было сооружено 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов для римской знати, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром, Последний занимал важное место в жизни горожан и служил не только для состязания конных колесниц и организации других популярных зрелищ, но и как площадь для собраний-форум(ри. 4, рис. 5).
Знаменитый ипподром, возведённый при Константине Великом, находился там, где в настоящие время стоит мечеть султана Ахмеда и на прилегающей к ней территории(рис. 6). Длина ипподрома составляет 370 метров, ширина 118 метров. Одновременно за зрелищем могли следить 100 тысяч собравшихся. Арену окружали 40 тысяч рядов скамей, поддерживаемых арками. Проходы на ярусы и галереи были украшены статуями. Ещё при жизни оснавателя в Константинополь начали свозить многие замечательные произведения искусства из разных уголков империи.
Так, на площади ипподрома появилась бронзовая витая колонна из Дельф, которая когда-то служила подножием знаменитого золотого триножника в храме Аполлона. Когда-то колонна была преподнесена храму в дар от 31 греческого народа. Греки благодарили своих богов за то, что с их помощью смогли разгромить персидское войско. Восьмиметровая колонна представляла собой три переплетённых змеиных тела. Головы змей на высоте 6,5 метров образовывали капитель. Колонна стоит в углублении. Её основание находится более чем на 2 метра ниже поверхности земли(рис. 7).
Из Египта был приезён гранитный обелиск, относящийся ко времени правления фараона Тутмоса III(1525-1473 гг. до н.э.). Обелиск представляет собой монолит из порфира выстой около 18,5 м, поставленный на 4 бронзовых куба, которые расположены по углам пьедестала. На каждой грани пьедестала-барельефы, представляющие сцены из жизни императора Феодосия. Высота колонны вместе с основанием-25м. Обелиск привезли из Египта по морю и доставили на место, где он стоит сейчас, по проложенной для этого случая дороге. С помощью специально сконструированных лесов обелиск был поставлен вертикально. На это потребовалось 32 дня. На каждой грани обелиска начертаны надписи Египетскими иероглифами.
Великолепная колонна римского храма Аполлона стал опостаментом
для бронзового изображения Константина. В Константинополь она была привезена из Рима. Колонна составлена из восьми гранитных глыб в форме барабанов. Швы между ними были скрыты под опоясывавшими колонну бронзовыми лавровами венками. На вершине находилась статуя Аполлона. Император Константин приказал поместить вместо статуи бога собственное изображение.
На террасе, располагавшейся посреди арены ипподрома статуя Геракла работы одного из знаменитейших скульпторов IV в. до н.э., Лиссипа. Там же находились четыре покрытых позолотой бронзовых коня его работы.
Византийские императоры постоянно украшали свою столицу. Ко времени правления Юстиниана I (527-565гг.) относятся сооружения храма св. Софии(рис. 8), который, по мысли императора, должен был превзойти великолепием иерусалимский. История создания храма, как и каждое событие, происходящие на этой земле, было окружено многочисленными легендами. Но любой вымысел меркнет перед вполне реальными сведениями о том, сколько средств и драгоценных материалов пошло на сооружение этой христианской святыни. Работы длились 5 лет, 11 месяцев и 10 дней и поглотили почти все доходы государства за это время. Сам храм был сложен из кирпича, но для его внутренней отделки использовался дорогой поделочный камень(рис. 9). Восемь колонн из красного порфира были доставлены из храма Артемиды в Эфесе. Со всех концов империи в столицу везли мрамор самых изысканных цветов: белоснежный, розовый, нежно-зелёный, бело-красный. Стены, выложенные этим холодным камнем, благодаря искусству старых мастеров, выглядели так, словно были покрыты дорогими коврами. Дошедшие до нас свидетельства очевидцев позволяют заключить, что пышность убранства и используемой для богослужения священной утвари была воистину сказочной и поражала обилием золота, слоновой кости, редких пород дерева, драгоценных камней, жемчуга и дорогих тканей.
Византийские зодчие огромное значение придавали внутреннему убранству храма и до совершенства развили унаследованное от античного мира искусство мозаики. В отличие от античных мастеров, использовавших кубики, выточенные из природных материалов, византийцы начали применять наряду с ними смальты-стеклянные сплавы разных цветов. При изготовлении тонированного стекла удовалось добиваться необычных оттенков, в частности, исключительный эфект создавали смальты с тончайшей золотой прокладкой.
Второе достижение византийских мастеров заключалось в умелом использовании освещения храмов. Кубики смальты и камешки разной формы и величины закреплялись на специальной основе под разным наклоном. Поэтому лучи света, проникавшие в храм через окна, а также отблески зажжённых свечей многократно отражались в стекле и заставляли краски в буквальном смысле слова сиять. Изображения получались живыми, парящими в пространстве.
Золотистая смальта, которая использовалась для создания фона мозаичных изображений, создавала иллюзию сверхъестественного мира,
из которого перед зрителем появлялись фигуры святых.
Главное украшение собора-купол по форме, близкой к кругу(диаметр 32м, высота 55м). Сложен из кирпича и камня и украшен мраморными скульптурами и мозаикой(впоследствии побелён). Он как бы "парит" в воздухе. Эффект "парения" создаёт подкупольноё пространство(длина 68м), состоящая из 40 арок с окнами.
В течение тысячи лет собор является самым крупным культовым сооружением всего христианского мира.
Не меньшее внимание римские императоры уделяли строительству портовых сооружений, гаваней, верфей, так как одной из основных целей было возрождение деловой активности города, господствующего над проливами и находящегося на пересечении сухопутных торговых путей

Обеспечение повседневной жизни.
Византийские правители заботились о сооружении водопроводов и хранилищ питьевой воды, столь необходимых огромному городу. При императорах Валенте и Юстиниане было соруженно несколько подземных водохранилищ и акведуков. Для того чтобы в них могла поступать вода, в горах были специально созданы озёра. Двухъярусный арочный водопровод Валента возвышался над домами и улицами и тянулся из одного конца города до другого. В годы царствования Юстиниана был построен акведук, по которому из реки Кидарис в город доставлялась вода. Так же были сооруженны подземные водохранилища, так называемые цистерны. Построенная при императоре Юстиниане цистерна Базилики представляла собой инженерное сооружение, обладающее архитектурными достойнствами. Сводчатый потолок поддерживали 336 колонн высотой 15,5 м. Вершины колонн были украшенны капителями, что предавало сооружению вид дворцовой залы.
Городское население.
Говоря про город нельзя не вспомнить о тех людях которые жили в Константинополе(в VI веке н.э.).
На службу в Константинополь съезжались грузины, аланы, викинги, повсюду происходило общение с западноевропейцами. Все жители Константинополя говорили, пели, гадали, танцевали, стряпали и одевались по своему. Несмотря на своё культурное высокомерие, греки считали, что смешение разных кровей благотворно для человеческого рода. Даже главный герой византийского эпоса, богатырь Дигенис Акрит, был на половину арабом. В Константинополе мирно сосуществовали греческие и чужеземные монастыри: грузинский, болгарский, русский, сербский, румынский, италийский. В одном житии есть такая притча: как-то в греческой церкви грузины запели на родном языке, а священик их прогнал; во сне ему явилась Богородица и сказала, что все языки ей дороги одинаково.
Константинополь-научный центр.
В 425 году в Константинополе была создана христианская высшая школа(Auditorium), в литературе иногда именуемая константинопольским
университетом, а в 6 в.-ещё одна школа при константинопольском патриархе. В руках церкви все науки превратились в отросли богословия. Наряду с философией наиболее ярко это проявилось в области естественных наук. В середине VI века монахом Косьмой Индикопловом(Индикоплевстом т.е. плавателем в Индию) была написана "Христианская топография". Считая систему Птолимея неправильной и противоречащей Библии, Косьма представляет форму земли в виде плоского четырёхугольника, окружённого океаном и покрытого небесным сводом, на котором помещается "рай". Сочинение это было распространенно в средние века не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси и тормозило прогресс науки. В Византии господствовала алхимия с её мистическими комментариями древних рукописей, с поисками "философского камня", с помощью которого можно было превращать металлы в золото, излечивать болезни, возвращать молодость. Правда, наряду с этим некоторое развитие получило химическое ремесло, в особенности изготовление красок для крашения тканей и для живописи, а так же изготовление керамических изделии, мозаик(рис. 11), эмалей. Из медиков только Александр Тралльский пытался отстаивать достижения античной науки. Важнейший его труд-терапия внутренних болезней. Его работы были переведены на латинский, сирийский, арабский и еврейские языки. В VI веке были известны исследователи-математики, строители Софийского собора Исидор, Мелетский и Анфимий Тралльский(автор сочинения "Об удивительных механизмах", в котором даётся объяснение оптических свойств зажигательных зеркал).
Глубокий кризис культуры рабовладельческого общества, острая классовая борьба отраженных в трудах историков VI века Петра Патрикия, Агафия Миринейского, Менандра Протиктора, Прокопия Кесарийского -представителя оппозиционных групп знати, оставившего ряд сочинений, важных для характеристики внутреннего и внешнего положения при Юстиниане.
Юстиниан и его правление.
Империя расширила свой границы в годы правления Юстиниана(рис. 12). Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помошников. С одной стороны он был доступный и обходительный, с другой стороны-беспощадный и коварный тиран. Основным правилом Юстиниана было: "единое государство, единый закон, единая религия"(рис. 13). Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей, начались невиданные гонения на язычников. Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из выдающихся юристов. В короткий срок она собрала и издала законы римских императоров(кодекс Юстиниана). Его изучали юристы в средние века и новое время. В 532 году во время обострения классовой борьбы Юстинианом было подавлено восстание городских масс "Ника"(перевод "Побеждай"). Правительственные войска предательски окружили восставших в цирке, где затем была учинена страшная резня, во время
которой погибло около 35 тысяч человек.
В течение всего своего царствования Юстиниан вёл кровопролитные и крайне неудачные для Византии войны.

Заключение.
Византии давно не существует. Сегодня не всякий с ходу ответит, где находилось это государство, кто в нём жил. Правда, довольно часто говорят о "византийской" пышности и церемонности, о "византийских" интригах, подхалимстве и бюрократии. Всё это в Византии было, но было и многое другое. Следы византийского влияния до сих пор сохранились на огромном пространстве-от Великого Новгорода до Эфиопии, от Каспия до Гибралтара. Теперь на территории, некогда принадлежавшей Византии, располагаются 26 государств.
Особую роль сыграла эта древняя цивилизация в истории нашей культуры. Византия познакомила Русь со множеством предметов, о которых наши предки прежде не знали, и в русском языке появились новые слова(из культурной сферы это, например, алфавит, бумага, грамота, тетрадь, из кулинарии-кулич, оладьи, сахар, уксус. А ещё названия растений: огурец, свекла, черешня; названия животных-буйвол, кот, скумбрия.). Главными сферами, где влияние Византии на Русь было всеобъемлющим, по праву считаются государство и Церковь. Царь и тиран, корона и каторга, Библия и Евангелие, патриарх и монастырь, икона и скипетр-все эти слова позаимствованы у византийцев. Но, пожалуй, не меньшую роль сыграло общение двух народов на бытовом, повседневном уровне(отсюда баня, известь, канат, камин, корабль, кровать, кукла, лохань, нефть, плинтус, палата, скамья, торомоз, фонарь, хрусталь и многое другое.). Рассказывая о Константинополе, неизбежно рискуешь быть уличённым в повторение общих мест или излишней восторженности. И тем не менее нельзя не упомянуть о том, что это единственный в мире город, расположеный сразу в двух частях света,-в Европе и в Азии. Это город, который четыре раза в своей двухтысячелетней истории был столицей империй: Римской, Византийской, Латинской псевдоимперией крестоносцев и Османской. Это город, который много раз менял своё имя: Византий, Новый Рим, Константинополь(или Царьград в русских летописях) и, наконец, Стамбул. Это город, который всегда возрождался обновлённым, ни на какой другой не похожим и неизменно прекрасным.
В этом реферате я хотел рассказать вам всё об этой удивительной стране, европейской и в то же время азиатской, победоносной и всё-таки не воинственной, циничной и в месте с тем на редкость простодушной. Империи, которая просуществовала невероятно долго: 1123 года и 18 дней.
Надеюсь для вас как и для меня Константинополь открылся по новому, и поразил своей необычайностью и привлекательностью.

Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:

"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»