Можно ли похороны. Чего нельзя делать на похоронах

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Похороны - это неприятное событие, которое случается в жизни каждого. Однако, кроме печали и скорби это жизненное испытание несёт в себе скрытый смысл. Тайные знаки судьбы можно увидеть как во время самой траурной церемонии, так и до неё. Разобраться в этом и открыть перед собой занавес будущего можно с помощью примет, связанных с похоронами.

Если близкий человек, как гласят приметы, на похоронах не был, то ему не стоит общаться с родственниками умершего в этот день

Приметы и суеверия

Как гласят приметы, события на похоронах и поминках могут указывать на положительные или отрицательные события ближайшего будущего.

  1. Питаться по христианским обычаям только постной пищей на поминках – к скорому разочарованию в преданности друзей. Попав в неудобную ситуацию, человек не сможет вовремя найти помощь. Несмотря на многочисленные обращения к приятелям, никто не откликнется. Придётся разбираться с трудностями самостоятельно, что в дальнейшем станет причиной отдаления от товарищей.
  2. Есть мясо на похоронах – предвестие встречи с недобропорядочным партнёром. Через общих знакомых, вы познакомитесь с представителем противоположного пола. Между ними возникнет взаимная симпатия, которая подтолкнёт их к началу отношений. Несмотря на серьёзный настрой обоих партнёров, совместная жизнь в скором времени закончится. Возлюбленный окажется неверным, с чем не сможет смириться вторая половинка.
  3. По народным приметам, опьянеть или прийти в нетрезвом состоянии на погребении – значит, в скором времени совершить непристойный поступок. Человек не сможет контролировать себя во время важного мероприятия, из-за чего совершит непростительную ошибку. Это событие оставит след на репутации человека, причём оправдать себя позднее уже не получится. Случившееся заставит человека стыдиться себя на протяжении длительного времени.
  4. Совсем не пить алкоголь во время поминок – знак, указывающий на скорое разрешение серьёзных проблем. Человек и не заметит, как поймёт, что необходимо сделать для избавления от жизненных сложностей. Поиск ответов, отнявший в прошлом много времени, окажется бесполезным, так как решения окажутся на поверхности.
  5. Возлагать красные или белые цветы к могиле на кладбище – приметы обещают, что вы станете одним из наиболее важных лиц в компании. Карьерный рост будет настолько быстрым, что за год человек поднимется до самых высоких должностей. Его поступки будут чёткими, словно кто-то руководит его действиями сверху.
  6. Если человек пел во время похорон, то ему предстоит серьёзное испытание. Его ждёт проблема, для решения которой потребуется весь полученный ранее опыт. Для того чтобы избавиться от трудностей, придётся потратить немало усилий, отказавшись от других возможностей. Однако результат окупит всё: полученные знания изменят мировоззрение человека и повлияют на его восприятие окружающих.
  7. Как гласят приметы, общаться со старыми товарищами на траурной церемонии – не видеть их длительное время. Расстояние и обстоятельства разъединят их, общение прекратится. Однако после перерыва они с ещё большим удовольствием будут проводить время вместе.
  8. Встретиться с новыми людьми – предвестие перспективных вариантов развития. Человек поймёт, в какой области он может реализовать себя. Выбрав один из предоставленных путей, он сможет с другого ракурса взглянуть на свой род деятельности.
  9. Беседовать на похоронах с врагом – к скорому избавлению от стереотипных мыслей. Человек сможет сделать другим своё мнение по поводу многих представителей общества благодаря общению с одним из представителей. В дальнейшем это изменение положительно повлияет на карьеру, так как работник сможет без проблем контактировать с любыми коллегами.

В день похорон стоит выключить телефон и не заходить в социальные сети

Как вести себя на кладбище?

Опираясь на народную мудрость, можно понять, как нужно правильно вести себя на поминках и похоронах. Созданные приметы дошли до наших дней.

  • По традиции, одно из мест оставляют для покойного. Оно может быть украшено, или на него ставят фотографию умершего. Однако иногда место совсем не отмечают, чтобы не усиливать горе родных. Поэтому перед тем, как сесть за стол, необходимо узнать, где находится такое кресло. Случайно сесть на место покойника – дурной знак, указывающий на раннюю смерть. Человек не сможет стереть с себя метку загробного мира.
  • В день похорон стоит выключить телефон и не заходить в социальные сети. Общение с окружающими может навредить как самому человеку, так и другим. В течение суток человек притягивает к себе негативную энергию, которая аккумулируется из-за горя. Общаясь лицом к лицу или в виртуальном пространстве, индивид передаёт часть зла другому, что пагубно скажется на будущем приятеля. А также при общении с посторонним можно неосознанно собрать ещё больше негативной энергии, что повлияет на самочувствие.
  • Несмотря на всеобщую грусть, не стоит изменять напряжённую атмосферу в момент, когда хоронят человека. Шутить, развлекать окружающих и смешить их – то, чего нельзя делать на похоронах. Несоответствие эмоций человека с окружающей обстановкой приведёт к формированию неправильного мнения. Именно эта неприятность станет решающим, когда дело зайдёт о взаимоотношениях с роднёй покойного или с его приятелями. Испорченную в их глазах репутацию будет сложно восстановить.
  • По приметам, в день похорон говорить тосты с пожеланиями любви, финансового благополучия и других благ запрещено. Они превратятся в негативные пожелания, относящиеся к данной области. При тостах, которые направлены на почтение памяти умершего или являются пожеланиями ему, не принято чокаться стаканами. Первый тост должен сказать хозяин дома. Затем подготовленные слова говорят те, кого попросили. Нельзя отказываться от предоставленного права, иначе это сочтётся как личное оскорбление усопшего.
  • Хлеб, пироги, булки и другие изделия из теста разламывают руками. После похоронного застолья все оставшиеся на столе крошки относят на могилу. Считается, что собранные остатки еды указывают на реальное присутствие покойного за столом.

Что нельзя делать после похорон?

В определённые дни необходимо почтить память усопшего. Приметы и суеверия также могут подсказать, что нельзя делать после похоронной церемонии и как вести себя в эти священные даты.

  1. Если близкий человек, как гласят приметы, на похоронах не был, то ему не стоит общаться с родственниками умершего в этот день. Даже если важные дела стали причиной пропуска погребения, такой знак будет считаться неуважением покойника. Те, кто был на траурной церемонии, напротив, должны ещё раз связаться с родными усопшего в этот день, показывая тем самым, что готовы в будущем помочь этим людям, несмотря на смерть одного из членов семьи.
  2. Православные верят, что спустя три дня необходимо сходить в церковь и поставить свечку за умершего божьего раба. В этот день запрещается материться: душа только попала в рай, и каждое нецензурное слово ударяет по ней, словно пуля. Чрезмерное употребление брани родственниками может пагубно повлиять на решение страшного суда. Также на третий день принято перестирывать оставшиеся после умершего вещи. Особенное внимание нужно уделить той одежде, которую покойник носил в последнее время чаще всего. Такой ритуал – метафора очищения души от земных грехов. Если хозяйка постарается, то и душе человека станет легче.
  3. На 40 день после поминок вновь собираются гости на застолье. По приметам, если человек поскупится, то его самого ожидает старость в нищете. Рекомендуется вспомнить как можно больше хорошего о покойнике. Особенное внимание уделяется родственникам, похоронившим близкого человека. Они должны как можно чаще говорить тосты, тогда все добрые слова помогут покойнику на страшном суде. Во время приборки после гостей мясо – то, что нужно убрать со стола в первую очередь. Это олицетворяет отказ от главного блюда в пользу умершего. На 40 день нужно съездить на могилу и положить рядом с ней крестик из любого материала, тем самым показывая, что духовная связь с неживым человеком всё ещё есть.
  4. Ежедневное поминание погибшего также является традиционным. В дни погребения обязательно ходят в церковь и ставят свечу за упокой души раба Божьего. С регулярными поминками связаны ритуалы, помогающие усопшему. Например, все собравшиеся в этот день люди должны вслух сказать, что прощают умершего и отречься от дурных мыслей, которые приходили им в голову за этот год.
  5. Важной датой, которая может изменить загробную жизни человека, является 5 годовщина смерти. В этот день нужно начать поминки только в кругу родственников, к которым затем присоединятся друзья и знакомые усопшего. В первую часть нужно вспомнить как можно больше моментов с покойным и поделится ими друг с другом. По приметам, когда к столу придут новые гости, то именно им предстоит говорить тосты. Такие традиции обусловлены тем, что этот день сложен для того человека, чья душа попала в преисподнюю. Соблюдая эти требования, близкие смогут облегчить участь усопшего.

Как гласят приметы, взять с собой цветы с кладбища на похоронах - дурной знак

Плохие приметы

После траурной церемонии следуют поминки. Во время этих событий, может случится то, что укажет на неприятные события ближайшего будущего. Среди плохих примет на похоронах будут следующие:

  1. Опрокинуть воду - значит, в скором времени стать свидетелем тяжкого преступления. Несмотря на уверенность в себе, человек не станет заявлять об увиденном, так как его будет мучить страх расправы из-за данных показаний.
  2. Пролить алкоголь на поминках - к нежелательным половым связям. Начало отношений с представителем противоположного пола ознаменуется позором, так как подобный контакт, по мнению общества, будет неправильным.
  3. Как гласят приметы, взять с собой цветы с кладбища на похоронах - дурной знак, предвестие наихудшего. Стоит ждать смерть одного из близких родственников.
  4. Подраться с кем-нибудь во время траурной церемонии или на поминках - к несчастной любви. Человек не встретит взаимности, несмотря на искренность чувств. Это будет тяготить его и станет причиной длительной меланхолии.
  5. Если кому-то стало плохо на похоронах или поминках, то человека ждёт неожиданная встреча с тем, кто давно забыт. Старый знакомый своим появлением невольно заставит вспомнить былое, в том числе и ошибки. Это приведет к длительным размышлениям над своими поступками.
  6. Увидеть призрака или неясное белое свечение на кладбище - дурное предзнаменование. В скором времени у человека начнётся чёрная полоса. Лишь оставшись совсем без денег и помощи, он сможет изменить ситуацию в лучшую сторону.
  7. Уронить гроб с покойником - наложить проклятие на всю похоронную церемонию. Гостям придётся неоднократно сталкиваться со своими страхами и бороться с ними, на что будут затрачены практически все усилия каждого.
  8. Как гласят приметы, непроизвольные слёзы во время погребения - предвестие сильного недуга. Человек обнаружит, что его одолела серьёзная болезнь, на лечение которой потребуются средства и силы.

Траурная церемония - событие, которое отбирает массу сил у каждого из присутствующих.

Однако, кроме моральных трудностей гости столкнутся со знаками судьбы. Правильно увидев и расшифровав их, человек сможет подготовиться к грядущим событиям и быстрее разобраться с проблемами.

Краткое описание внизу!

В жизни каждого человека случается такое неприятное событие, как смерть близкого человека.И бывает так, что похороны приходится организовывать лично. Как правило это безрадостное событие застает врасплох, чем и пользуются похоронные агенты. Они обрабатывают людей в самый "подходящий" момент, пока человек еще в растрепанных чувствах и плохо соображает и как правило ничего не знает о своих дальнейших действиях.

Как это происходит: как только тело поступает в морг, сотрудник первым делом звонит "своему" агенту, а уже потом родственнику умершего. Т.е. когда родственники приезжают в морг, то там их уже встречает потирая ручки агент. Эти люди не знаю сочувствия, это всего лишь их работа, и относятся они к ней так же, как и мы с вами к своей работе. Более того очень любят улыбаться, глядя на потенциального клиента, в голове у них нет осознания, что событие трагическое, главное расположить клиента к себе.
Мы знали, что съедутся агенты и позвонили по телефону, который оставила бабушка на "всякий случай", по которому ей обещали бесплатные похороны. Как позже выяснилось это тот же самый агент. В общем договорились о встрече в морге (причем о смерти нам сообщили через 3 часа после самой смерти и сказали скорее приезжать, пока тело не отправило под судебную экспертизу из-за отсутсвия родственников). Приехали, нас тихонько провели в кабинет, сказали, что от нас агент уже звонил, скоро приедет. А пока расписывали нам процедуры, которые они готовы предложить нам.
Я немного успела провинтилировать ситуацию в интернете до отъезда в морг, т.к. наш бюджет сильно хромал и наличных денег практически не было. Дельной информации практически не было (именно по этому решила написать это руководство), лишь в кратце нашла описание процедур, необходимых к проведению и ценах, а так же о похоронах за счет государства . Именно этот пункт нас интересовал.
В итоге, когда нам начали расписывать услуги морга и их необходимость, а потом назвали цену за все, у нас глаза стали по пять рублей. Горе-горем, а грабить в наглую жестоко. Мы покивали и решили пока молчать, до приезда агента. Агент как раз подъехала, они мило поздоровались как старые подруги с работницей морга, пошушукались за углом и пошли обрабатывать нас. прямиком из одних рук, нас выпустили в другие, где продолжили обрабатывать. При переходе нас по рукам агент выдала странную фразу работнице морга: "ты рассказала им о пунктике?". О нем нам известно еще не было, отложили на сладкое.
Агент сразу начала с расписывания прекрасных похорон, которые должны быть у близкого родственника, после чего выдала: "что бы я могла с Вами работать, Вам нужно доплатить за гроб, т.е. по госбюджету нам полагается гроб за 2000р., а мы работаем только с дорогими от 8000р., соответсвенно Вам нужно будет доплатить 6000р. и все будет чики-пуки". Этот момент нас сразу не устроил и ввел в возмущение. От доплат мы категорически отказались и агент обиделась, начала даже унизительные вещи говорить: "как Вы можете хоронить свою маму в таком ужасном гробу, надо же сделать все красиво, дорого". Мы были в ауте и прямо сказали, что денег нет и спасут нас только гос похороны. На что агент сказала, что в таком случае она нам не нужна. Т.к. ее услуги стоят денег. Точную сумму она назвать так и не смогла, все вокруг да около ходила, около получаса вытаскивали из нее четкие суммы на необходимые предметы. В итоге выудили около 25000р. по минимуму, при том ее услуги стоили 8000р. Мы в ауте остались, обещали подумать над ее услугами, перед уходом агент потребовала 1000р. за выезд, хотя это не было оговорено заранее. Прайса на услуги мы так и не увидели, лишь согнув в три погибели листок она косперативно показала строку, где написано "выезд агента 1000р."
А что касатся "пунктика" работницы морга, то там тоже своя мафия: цену за услуги морга нам назвали 12000р., но если мы работаем с агентом, то можно провести без чека и за 9000р. Т.е. цена сама по себе не официальная, они ее накручивают и потом делят между собой. Мы позвонили родственникам, которые уже хоронили, их цена тоже ввергла в шок, таких не бывает. Пошли к работнице морга, сказали, что платить нам не чем, потому давайте сокращать цены с "пунктиком", но без агента. На что получили фразу: "Вам в какую цену надо уложиться?". Вот это да! Ну мы назвали 7000р. Она залезла под стол, что-то там поковыряла в бумагах, вылезла и назвала 4180р. с минимальным бальзамированием (эта цифра официальная, именно такая установлена законом!), причем прайса на услуги мы тоже так и не увидели. После чего недовольно нас выпроводила до завтра, т.к. сегодня вскрытие проводит не будут, причем потому, что патологоанатом НЕ ЗАХОТЕЛ - так и сказали. В итоге тело сутки пролежало просто так.
На след. день приехали за справкой о смерти (от агента мы отказались), выдали прямо на улице, не проводив в кабинет. Но мы вовремя выяснили, что для отпевания в церкви нужна еще одна соответсвующаяя справка, попросили ее выдать, на что получили грубый отказ, якобы мы заплатили мало и в эту стоимость такая справка не входит. Пришлось поругаться, это опять не законно. В итоге рассчитывать на чью-то помощь не следует, никто ничего не расскажет и не предупредит, придется бегать по 10 раз в одно и тоже место. Вроде раз вы без агента, то сами разбирайтесь, мы ничем не обязаны. Интернет в этом плане вещь великая.
Сразу после получения справок отправились в ЗАГС по месту прописки что бы обменять справку о смерти на свидетельство о смерти. Там все прошло довольно быстро, нужно помнить, что агенту справку не выдадут, обязательно присутствие родственника. Далее отправились в Собес за оформлением похорон по гор бюджету. Там женщины ленивые сидели, разбираться с нами очень не хотелось им. В Собесе не выдают денежной компенсации, там все проводится по безналу. Если хочется получить деньги, то нужно ехать в пенсионный фонд и получить квитанцию, которую обналичивают в сбербанке. Гор. бюджет рассчитан на 15000р. (туда входит гроб, копка могилы, венок, транспорт). Мы решили по безналу, в Собесе этого в жизни не делали работники и потому озадачились и очень хотели послать нас в пенсионный, но ехать далеко, а сделать все нужно быстро. Оформление данного поручения заняло часа полтора. Открыть это поручение мы уже не успевали, но решили сразу отправиться на кладбище и договорится там обо все (благо оно рядом с домом). Без подписанного поручения они не сразу за нас взялись, но потом снизошли и оформили все необходимое, а документы сказали принести в день похорон. В итоге за один день мы успели сделать почти все, оставалось лишь заказать ритуальные услуги.
На второй день отправились прямиком в ГуП "Ритуал", где оформили все услуги. Надо сказать, что от метро они довольно далеко, нашли их еще не сразу, прогулочка не для слабеньких. Люди там работают довольно не приятные. опять начали давать, что родственников нельзя хоронить так бедно, плохо и неказисто, нужно вложиться в похороны и т.п. Мы это вынесли достойно, т.к. не понимаем зачем лишняя мишура, не праздник все-таки, а вот есть люди, которые очень хотят устроить шикарные похороны близкому, но в силу обстоятельств не могут и им такое скажут...у человека истерика будет, он себя столь ничтожным почувствует. В итоге нам включили только гроб, тапочки, покрывало, транспорт и копку могилы, за остальное хотели немало денег. С транспортом тоже хотели прокатить. Мы назначили похороны на 4 день после смерти, т.е. уже на след. день после заказа услуг. Объявили, что катафалок нет, пришлось опять поругаться, сразу нашлась машина.
Осталось посетить церковь и заказать отпевание. Тут все просто и быстро, церковь была на кладбище. Рабочие по копке могил хотели еще нагрузить наш бюджет носильщиками для гроба (стоят 6 человек 6000р.), но у нас были мужчины родственники + у кладбища всегда есть каталки, на которых можно приспокойно везти гроб, единственное когда понадобились руки, так это от дорожки до самой могилы. Хоронили зимой, потому все было завалено снегом по колено и пришлось платить за расчистку тропинки к могилке, а расчистили очень узко на одного человека, а нести нужно гроб с двух сторон, выкрутились, пронесли.

А теперь краткое руководство:
1. Поехать в морг, отказать агентам, потребовать прайс у работника морга!, взять справку о смерти + справку на отпевание (если нужна)
2. Если соглашаетесь работать с агентом: требовать у него прайс! иметь ввиду, что ездить за всеми документами придется вместе с агентом, иначе не выдают. Т.е. агент лишь сократит время пребывания в том или ином месте и уже четко отработана схема разъездов у него.
3. Поехать в ЗАГС по месту прописки умершего, получить свидетельство о смерти.
4. Пойти в Собес или пенсионный фонд по месту прописки умершего и получить поручение на похороны за счет гор бюджета (если нужно)
5. Если нужно получить наличными, то в сбербанк.
6. Поехать в ГуП "Ритуал" (или иное ритуальное агентство), оформить ритуальные услуги: транспорт и гроб, остальное лучше покупать в других местах - в разы дешевле.
7. Поехать на кладбище, заказать копку могилы (если нужно: купить место), купить крест и венок. Надгробие и цветники задолго после покупают, когда земля осядет.
8. Пойти в церковь, заказать отпевание, купить иконку и свечи и постель в гроб.
9. В день похорон подъехать к моргу, найти свой автобус, не забыть свидетельство о смерти и паспорта (нужно предъявить в морге и водителю). Прощаетесь в морге с телом, едите в церковь или на кладбище.
Вот и все дела. Не так страшно, когда все знаешь. За 3 дня полностью самостоятельно и без подсказок похоронили человека.

Необходимые документы:
1. В морг - амбулаторную карту умершего (взять в поликлинике) и паспорта свой и умершего, если меняли фамилию, то свидетельство о рождении и о браке.
2. В ЗАГС - справку о смерти, паспорта, свидетельство о рождении и браке.
3. В Собес\пенсионный фонд - паспорта, свидетельство о смерти, пенсионное удостоверение умершего, карточку москвича умершего, свидетельство о рождении и браке.
4. На кладбище: ордер на место на кладбище, свидетельство о смерти, паспорт, свидетельство о рождении и браке.
5. На отпевание - свидетельство о смерти, справку для отпевания, паспорт.
6. В ритуальное агентство - свидетельство о смерти, поручение на похороны (если есть), паспорта.

Смерть и похороны близких людей – неизбежная, но очень неприятная часть жизни каждого из нас.

Любимые люди иногда уходят, так случается. Но кроме того, что похороны – это событие болезненное и трагическое, оно еще и наполнено мистицизмом.

Это – самое время, когда потусторонние силы очень близко к живым людям, и это может быть весьма опасно. Недаром на похоронах принято себя вести правильно, и есть суеверия, связанные с покойниками. Это не просто суеверия, а важнейшие правила, которые необходимо знать и помнить.

Основные приметы на похоронах связаны с двумя вещами. Первое – неверные действия могут привести к неприятностям или хворям.

А второе – это то, что смерть и похороны – прекрасная почва для развития всякого зла, делания порчи и прочих темных вещей. Если вести себя на кладбище или на поминках неразумно, можно привлечь негатив.

Чего делать нельзя

Стоит запомнить плохие суеверия и приметы на похоронах, хорошо понять, чего делать нельзя ни в коем случае, чтобы не навлечь беды на свою семью и себя.

1. Есть разные обычаи, связанные с похоронами, одна из них у православных – нести гроб на руках. Однако считается, что его нельзя нести родственникам.

2. После похорон, уходя с кладбища, нельзя оборачиваться назад, даже если вас окликнули или позвали. Следите, уходя после завершения процесса, чтобы вы ни в коем случае ничего не забыли на кладбище.

3. Есть приметы, запрещающие ходить на похороны детям (несовершеннолетним) и беременным женщинам. Даже если умер очень близкий человек, им не рекомендовалось идти на кладбище, чтобы его хоронить.

Эта примета сохранилась с давних пор и была связана с высокой детской смертностью и опасностью тяжелых родов у беременных. Сейчас эта примета не так актуальна, так что относитесь к ней разумно.

4. Как говорят обычаи, связанные с покойниками, если мимо вашего дома идет похоронная процессия, ни в коем случае нельзя, чтобы в доме кто-нибудь спал. Говорят, что спящего вскоре заберет с собой покойник.

Лучше не проверять, правда это или лишь обычаи – и разбудить спящих. В окно при этом смотреть никому нельзя, лучше плотно задернуть шторы и побыть в тишине.

5. Если вы на улице встретили процессию, как себя вести? Не смотрите на покойника, ни с кем не здоровайтесь, вежливо и тихо пройдите мимо, и не оборачивайтесь. Главное – не переходить дорогу процессии, лучше вообще перейти на другую сторону, обойти мимо.

6. Есть приметы, которые говорят – при похоронах и после них вдове (или вдовцу) больше не следует носить обручальное кольцо.

7. Пока покойник лежит в доме, обычаи запрещают убирать в помещении, подметать или мыть пол, протирать пыль. Даже если что-то рассыпалось или разлилось, нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы дома.

8. Очень важно – после погребения ни в коем случае нельзя брать что-либо на кладбище и нести домой. Такие приметы не только про похороны, но и вообще – никогда с могил ничего брать нельзя, навлечете беду.

Важные обычаи и традиции

Кроме того, чего делать нельзя, есть обычаи и поверья, что надо обязательно сделать во время, до и после погребения. Чтобы не привлечь серьезных проблем, стоит запомнить эти важные приметы и поверья, связанные с процессом похорон.

1. Традиционные и известные всем приметы гласят, что при похоронах незамужней девушки ее обряжают в подвенечный наряд. При жизни она не успела обвенчаться, а на том свете ей это, как считается, предстоит. Так что она должна быть соответсвующе одета.

2. После того, как в доме умер человек, очень важно на 40 дней плотно завесить каждое в доме зеркало, и не открывать, даже на себя не смотреть. Иначе они станут ловушкой для души ушедшего человека, и он может застрять в этом мире навсегда.

3. Также приметы гласят, что после похорон важно вытереть тщательно ноги, чтобы не нанести домой кладбищенской земли. Эта земля может доставить немало проблем со здоровьем, она несет плохую энергетику.

4. Когда покойника из дома унесли на кладбище, стоит вымести полы от той комнаты, в которой он был, к порогу, и веник выбросить. Также надо вымыть полы и тряпку также выкинуть. Выбрасывать надо сразу на улицу, не держать дома в мусорном ведре.

5. Еще приметы по поводу похорон советуют все вещи, которые использовались для покойного, такие как гребень, веревки, мерки – поместить в гроб вместе с ним. Иначе на них можно сделать порчу.

6. Покинув кладбище и придя домой, важно как следует согреть руки (даже если не замерзли) – подержать в горячей воде, над огнем. Еще надо вымыться целиком и подержать руки над церковной свечой.

7. Старинные приметы гласят, что во время похорон надо бросить обязательно в гроб горсть земли, чтобы духи умерших не приходили к вам.

8. Стол, на котором раньше стоял гроб, или лавку, необходимо потом перевернуть, и пусть простоит так сутки. Это делается, чтобы в скором времени не появился еще один гроб с мертвецом.

9. Ту воду, которой мертвое тело обмывали, надо вылить в глухое безлюдное место, лучше не под дерево.

10. Старинные приметы, говорящие про похороны и мертвецов, гласят: там, где раньше стоял гроб, на это место положите топор. Иначе считается, что может появиться вскоре еще один умерший.

Что делать, если упал гроб или покойник?

Тут даже не нужно знать приметы, каждый догадывается, что если при похоронах или до них упало тело мертвеца, его случайно уронили, или перевернули гроб (такие случайности бывают), то это – очень дурной знак.

В этом случае приметы гласят, что скоро будут еще одни похороны – в течении трех месяцев. Как же себя вести, если упал покойник или гроб, чтобы отвести беду?

Важно успокоиться и не паниковать на кладбище, если уронили гроб. Не вините тех, кто это сделал – они уронили случайно, а ругаться на кладбище запрещено.

Вернувшись с похорон домой, нужно сделать все важные действия, которые гласят приметы, чтобы похороны не оставили на вас след (вымыться, согреть руки и т.д.), а затем сделать ритуал. Надо напечь блинов и отнести на кладбище.

Если уже вечер, это можно сделать на следующее утро. На кладбище надо подойти с блинами по очереди к трем могилам с тем же именем, что и у вас, и прочитать трижды «Отче наш».

Затем блины раздать возле храма, вместе с милостыней. Обязательно делайте это в одиночку, и молчите по пути туда и обратно, даже выключите телефон.

Конечно, похороны – это большой удар и большой стресс. Но старайтесь во время похорон и на поминках вспоминать и говорить об умершем самое лучшее, и слишком сильно не плакать о потере, ведь он ушел в лучший мир.

Соблюдайте важные приметы на похоронах, ведите себя сдержанно и осторожно, даже если вы не суеверны, и пусть эти знания пригождаются вам как можно реже.
Автор: Василина Серова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»