Инженерно саперная рота. Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед переднем краем обороны противника

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Оригинал взят у onepamop в Про гвардейское штурмовое подразделение инженерных войск

1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область) приступили к формированию инженерно-сапёрной бригады центрального подчинения. Бригада была сформирована в целях повышения возможностей инженерных войск и оперативности их применения, создания резерва для решения внезапно возникающих задач и усиления группировок войск на стратегических направлениях. Бригада находится в резерве Верховного Главнокомандующего.

В составе бригады, впервые со времён Великой Отечественной войны, возрождён батальон штурма и разграждения, предназначенный для обеспечения беспрепятственного продвижения сил общего назначения на урбанизированной местности, что позволяет значительно повысить эффективность действий при штурме зданий, максимально избежав при этом потерь.

На этот раз удалось с «лейкой» и блокнотом понаблюдать за работой «штурмовиков». Из личных впечатлений: один из самых интересных моих армейских заездов.


Нажимая на кнопки, ты помогаешь в борьбе

На наши и ваши вопросы отвечает гвардии старший лейтенант Дмитрий Анатольевич Ф., командир роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады.
Все вопросы в одно интервью втиснуть не получилось, но возможность оставить вопросы в комментариях и получить на них ответ - есть!

1. Совсем кратко о себе
В армии служить мне хотелось всегда, на военной службе я с 2005 года. Закончил военное училище в Санкт-Петербурге и волею судеб и своей собственной оказался в рядах 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригаде. Наша бригада центрального подчинения была сформирована 1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область). Службой в бригаде доволен, это именно то, чем мне нравится заниматься.

2. С незапамятных времён ходят слухи, что инженерные войска нужны только для постройки мостов и установки/снятия мин. Ещё, говорят, можно их привлечь к копанию всего. Что ещё входит в круг реальных задач современных инженеров?
Инженерные войска, конечно же, не только строят мосты, ставят и снимают мины. Мы занимаемся фортификацией, инженерной разведкой местности, можем оборудовать подходы и рубежи для удобства своих войск или сделать их непригодными для продвижения войск противника, проделать проход в минных заграждениях или обезопасить целое направление для манёвра своих войск. Наведение мостов и переправ через водные преграды тоже наша зона ответственности. Кроме того, военные инженеры обеспечивают войска в полевых условиях электричеством и водой, в том числе и питьевой. Мы можем сильно затруднить действия разведки противника: где необходимо - военными инженерами применяются маскировка и скрытие важных объектов или, наоборот, имитация и обустройство ложных объектов, например, при помощи надувных макетов боевой техники. Действуем мы на суше и на море, кроме армейских инженерно-сапёрных подразделений в составе инженерных войск есть и флотские или морские инженерные подразделения.

3. Что входит в задачи именно штурмового подразделения военных инженеров?
Непосредственные задачи именно моего подразделения - разграждение и штурм. Разграждение, проще говоря, это ликвидация заграждений противника (в том числе и минированных) разными методами, а штурм - это уничтожение противника в укреплённых точках и целых районах. Плюс обеспечение беспрепятственного продвижения по территории противника пехоты, артиллерии, танкистов и других сил, следующих за нами.

Подразделения, подобные нашему, широко применялись в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, информации по ним достаточно. Современные военные конфликты, конечно, заметно отличаются от обстановки на фронтах Великой Отечественной, но есть и немало общих черт. Создание штурмовых подразделений - веление времени и адекватная реакция на современные военные реалии.

4. В чём специфика «штурмовиков»? Есть ли в ВС РФ подразделения со сходной спецификой?
Получается так, что специфика штурмовых инженеров включает в себя и часть работы, которую выполняют подразделения СпН, часть задач созвучны с теми, что ставят перед десантно-штурмовыми подразделениями, а в части работы в городских условиях, завалах и зданиях мы в некотором смысле пересекаемся со спецификой полицейского спецназа (СОБР) и спецназа ФСБ. В современных ВС РФ ничего похожего на нас (и с похожими задачами) нет.

5. Какой тяжёлой техникой вооружены «штурмовики»?
В батальоне есть роты разграждения и штурма (из тяжёлой техники - бронетранспортёры БТР-82А и бронеавтомобили «Тайфун-К») и роты специальной тяжёлой инженерной техники (инженерные машины разграждения - ИМР-3, установки разминирования - УР-77 «Метеорит»). На вооружении у нас есть робототехнические средства (роботы разминирования и пожаротушения), с робототехникой работают специально обученные военнослужащие роты робототехнических средств.

6. Какое стрелковое оружие есть у штурмовых подразделений?
Из стрелкового оружия нам в данный момент доступны АК-74 с подствольными гранатомётами и АКС-74, ПК, ПКТ (ну и плюс 30-мм пушка на БТР). Из желаемого - очень нужно снайперское оружие. Но тут вопрос не столько в оружии, необходимо ввести в наше штатное расписание снайперов. Группе, которая подходит к зданию или развалинам, а особенно во время действий в городских условиях, снайперская поддержка необходима. Это и потери в группе может предотвратить и само продвижение к точке «работы» облегчить.

Из стрелкового оружия хотелось бы пополнить наш арсенал автоматами АК «сотой» серии. И, конечно, нужна замена легендарному ПМ. Мне по штату положен именно он. А заменить бы его хотелось на АПС (автоматический пистолет Стечкина).

7. Если бы имелся выбор не только из отечественных пистолетов, а вообще из любых - что бы хотелось иметь с собой в бою в качестве короткоствольного личного оружия?
АПС.

8. А из более тяжёлого оружия?
Возможно, огнемёты. По ним есть определённые планы, мы ведь опытное подразделение, возможно, они и будут реализованы.

9. Как дела со связью?
Все новинки, появляющиеся в ВС, у нас есть. Со связью проблем не вижу, в том числе со связью между бойцами штурмовой группы.

10. Чем экипированы «штурмовики»?
Начну с ОВР-3Ш. Костюм разминирования (штурмовой вариант) удобный и продуманный. Нуждается, конечно, в индивидуальной подгонке, но это нормально. Про вес и удобство скажу так: весь световой день сегодня активно двигался по зданию в ОВР-3Ш. Усталось, конечно, есть, но, без преувеличения - нормативы по физподготовке готов сдать прямо сейчас. Ощущения удобства приходят со временем, костюм должен «притереться» к человеку, потом в нём нормально работается. Всего у костюма три типоразмера, но это не самая востребованная опция. Есть естественное ограничение - «штурмовик» должен быть средней комплекции. Большой солдат - большая цель и не везде сможет пролезть, у маленького солдата может не хватить физических сил в бою на выполнение тяжёлой физической работы.

Уровень защиты костюма определятся бронепанелями, размещаемыми в специальных «карманах» на груди, по бокам, в паху и т.д. Какой у них класс защиты есть - такой и у костюма. У нас панели 6-го класса защиты, стреляли в костюм с такой панелью из СВД бронебойно-зажигательной пулей с десятка метров. Пробитий не зафиксировали. Забрало на шлеме держит пистолетную пулю. Ну и, конечно, осколки.


Стропы molle на костюме удобные. Позволяют разместить необходимое оборудование именно там, где лично тебе удобнее.

«Ратник». Одобряю. Кроме, пожалуй, расположения «разгрузки» на груди. Её надо перемещать на бёдра, иначе в огневом контакте не получается минимизировать собственный силуэт в положении «лёжа», ведь лежать приходится на «броне» и отделениях с магазинами, размещёнными поверх «брони». Кроме того, если подразделение стоит на днёвке или ночёвке, обеспечено наблюдение и безопасность, солдат может снять с себя «броню» на время отдыха, не расставаясь с боекомплектом. В «Ратнике» так не получится. Сначала надо снять разгрузку с боекомплектом и потом «броню». И ещё деталь: хорошо загруженная снаряжением и боекомплектом «разгрузка» в теперешнем виде при длительном ношении приводит к чрезмерной усталости спины.

Мультитулы. Есть штатные и личные. Иметь лично приобретённый не возбраняется. У меня лично как раз такой, купил ещё до поступления штатных. В целом я бы сказал, что штатный мультитул нормальный, позволяет решать весь спектр задач, но есть и инструменты получше. От такого элемента экипировки как мультитул, в нашей работе может зависеть жизнь, так что экономить на компактном инструменте для себя лично считаю неправильным.

Наверное, не все знают, что когда-то сапёр из подобного инструментария имел только нож. В годы войны в Красной Армии это был универсальный нож финского типа, им всё и делали. В послевоенной Советской Армии это был уже складной нож «Подрывник» с несколькими лезвиями. «Подрывник» позволял что-то открутить, отрезать (например, огнепроводный шнур), что-то проколоть, оголить и зачистить провод. С современным мультитулом пространства для манёвра стало больше. Вообще говоря - сегодня без мультитула никуда, это как третья рука.

Мачете. Или нож штурмовой «Сапёр». Отечественный. Рубит, режет, точится легко. Ничего плохого про него не скажу.

По снабжению в целом. Отмечу, что нехватки в чём-то у нас нет. Среди штатного довольствия встречается немало новинок. Как-то «проапгрейдить» лично своё имущество не возбраняется. Это, кстати, позволяет опять же суммировать персональный практический опыт и транслировать его на всё подразделение. Один что-то купил, принёс, показал, проверил в деле - о, можно брать! Надёжная и функциональная вещь никогда не помешает. Опять же, изоленту, простор для улучшений и персональных доработок никто не отменял. Из очевидных уже сейчас вещей - нужны зацепы на автоматные магазины. Для «Ратника» это особенно важно: насуёшь в каждую ячейку по три магазина - без зацепа доставать уже не очень удобно, да и выпасть впопыхах может.

На ОВР есть специальные фиксирующие резинки для магазинов, позволяющие не потерять магазин в движении. Мелочь, а важная. На других подсумках такой мелочи нет, дорабатываем их под себя, потому что проверено и удобно. Есть перенятый сторонний опыт. В СОБРе подсмотрели: у «щитовика» на левой руке бинтом или изолентой примотаны запасные магазины к пистолету. Приспичило перезарядиться - делаешь это не отнимая руки от щита. У нас тоже есть на вооружении два типа щитов - лёгкий и тяжёлый. Можно составлять три щита в один. Тяжёлый щит снабжён колёсиками, в здании это может быть очень удобно.

11. Кем комплектуются штурмовые подразделения инженерных войск?
И «контрактниками» и «срочниками». При комплектовании нашего батальона принято обращать пристальное внимание на военнослужащих контрактной службы, отслуживших срочную или ранее служивших «контрактниками» в разведывательных подразделениях и войсках специального назначения, в ВВ. У нас очень ценят ранее приобретённые ими навыки.

Для меня, как для командира роты, желанный кандидат в подразделение выглядит примерно так: «контрактник», возраст - 20-25 лет, спортсмен, физически развитый, крепкого телосложения. Обращу внимание на рост и вес. Плюсом для кандидата станут ранее приобретённые навыки сапёрного профиля и водительские права. Отлично, если ранее кандидат уже получил воинскую специальность, например, пулемётчика, радиста. И очень важный аспект лично для меня, как для командира - желание кандидата служить именно в нашем батальоне. Таких вот, «отборных контрактников», к нам пришло более 30 человек за полгода. Могло быть и заметно больше, но отбор и отсев у нас никто не отменял.

Того, кто сам хочет служить в штурмовом подразделении, учить новому проще. У нас каждый «контрактник», как минимум, умеет стрелять, водить БТР, обращаться со взрывчатыми веществами и оказывать первую помощь. И, конечно, соблюдать правила техники безопасности.

12. Как обстоят дела со стрелковой подготовкой?
Особое внимание уделяем стрелковой подготовке, практика у нас постоянная и систематическая. Штурмовое подразделение, не способное отлично стрелять, «штурмовым», считаю, называться не может. Владеть штатным оружием «штурмовик» обязан в совершенстве. То же самое касается минно-взрывной специфики. Кроме того нужно, как минимум, уметь обращаться с иностранными образцами стрелкового оружия. Пока мы формируемся, не по всем образцам есть возможность знакомства «вживую», обходимся электронными документами и план-конспектами, но работа в направлении расширения и пополнения материальной базы конкретно для нас командованием ведётся.

13. Есть ли нехватка в личном составе или определённых специалистах?
В настоящий момент сказать, что у нас есть нехватка в кадрах - не могу. Наши собственные «кадры» работают, желающих попасть к нам на службу немало. Это же относится и к солдатам-«срочникам», сразу после КМБ (курс молодого бойца) большинство стремится на службу в наш батальон. Мотивация у «срочников» разная: кто-то «по слухам», кто-то видит как и чем мы заняты в ходе ежедневной боевой подготовки. Её много. Некоторых удивляет, что у нас и строевая подготовка есть. А как без неё? Это же фундамент группового ведения боя. Кто хорош в строю - хорош и в бою, с суворовских времён известный факт. Для повышения уровня слаженности подразделения строевая незаменима. Огневая, сапёрная, специальная, физподготовка - у нас есть чем заняться на службе. Лично наблюдаю, как комплекс мер делает из вчерашних мальчишек сегодняшних мужчин. В том числе при помощи утренней физической зарядки.

14. Физподготовка - это просто борьба за «хорошую спортивную форму» или есть ещё какие-то сверхполезные аспекты?
У наших военнослужащих в принципе физические нагрузки повышенные. Однако со временем этот «повышенный» уровень нивелируется за счёт личного роста, люди постоянно развиваются и в какой-то момент времени начинаешь расценивать высокие нагрузки как нормальные. Просто становишься сильнее и выносливее. Это, в том числе, и из личного опыта наблюдение.

15. Сколько получает «средний контрактник» в штурмовом подразделении?
В среднем «контрактник» получает около 30 тысяч рублей, а если он успешен и упорен в части индивидуальной физической подготовки, имеет (и может подтвердить) спортивную «классность», то получает право на денежную надбавку в 10-15 тысяч рублей. Поддержание отличной личной спортивной формы, как видите, неплохо оплачивается. В таком деле как работа над собой лично финансовый стимул считаю очень полезным.

16. Есть ли что-то из техники, чего пока в распоряжении нет, но хотелось бы иметь именно для командира штурмовой роты?
БПЛА. У нас пока что нет таких, но лично мою работу по принятию решений на основании оперативных разведданных они сильно облегчают. Опыт взаимодействия с БПЛА у меня был.

Если именно техники не касаться, считаю, что очень полезной для нас, как для молодого подразделения с уникальной спецификой, была бы возможность привлечения сторонних экспертов и инструкторов. Для обучения. Мы сейчас активно формируем базу боевого опыта, вот здесь инструкторский опыт «узких» специалистов из других подразделений для нас бесценен. Например, хотелось бы освоить нюансы действий в горах, на практике изучить опыт тех же полицейских СОБРов по работе в здании, инструкторы из числа разведки СпН познакомили бы со своим опытом действий в лесу. Это всё необходимо суммировать, накапливать и адаптировать. Сейчас проводим видеосъёмку наших занятий с последующим «разбором полётов» и анализом. Учимся непрерывно. Опять же, напомню, наши «контрактники», пришедшие из специальных подразделений тоже становятся источниками новых знаний и, в какой-то мере, выполняют роль инструкторов. Это, как раз, часть моей работы, как командира: выделять главное, суммировать, адаптировать, накапливать и передавать подчинённым.

В этом ключе в ближайших планах у нас намечено сотрудничество с ССО (Силы специальных операций). Из того, что об этом могу сообщить - это будет практический курс разносторонней подготовки, проводимый силами инструкторов ССО на базе ССО для всех наших офицеров и «контрактников». Такой курс подготовки ожидает, в том числе, и меня. Отлично, что такая возможность у нас есть и очень правильно, что сотрудничество с ССО намечено как постоянное. Мы ведь тоже создавались как подразделение для выполнения специальных задач в рамках инженерно-сапёрной тематики.

17. Если вашему подразделению поставили бы задачу «Взять Кенигсберг!» - как действовали бы?
Вот так сразу, «на коленке», за пару минут штурм Кенигсберга планировать - не есть правильно. Но если похожую задачу нам поставят - выполним. Рассуждая в общем: персональная бронезащита бойца сильно продвинулась с тех пор вперёд, современное стрелковое оружие, бронетехника, установки разминирования - в общем, Кенинсберг образца последних лет войны из сегодняшнего дня не выглядит абсолютно неприступным. Тем более - наши деды его взяли и без всего перечисленного.

Мы, кстати, изучали опыт обеих чеченских компаний, когда приходилось воевать в малоэтажной городской застройке. Там успешно применялись УР-77. Зачем нужны человеческие жертвы, когда укреплённое здание с боевиками внутри можно дистанционно закидать из УР-77 и только после этого произвести зачистку силами личного состава. Хотя там часто и зачищать было уже нечего после УР.

Иногда бывает, что надо вломиться в здание через брешь в стене. Которую ещё предстоит проделать. Тут важно иметь максимум информации о здании и противнике: что за здание, какие подходы, кто внутри, сколько их, чем вооружены. Отталкиваясь от этих данных, определяем тактику для конкретного случая: какая из групп в каком составе работает по первому этажу, какая по второму, кто прикрывает центральный и запасной входы-выходы. Скажем, когда-то удобнее войти просто в дверь, а когда-то сверху, пробив потолок или крышу. Если обстановка и дверь позволяют - можно обойтись и без взрыва, гидравлическими ножницами или дисковой пилой. В двух словах и без конкретики тут толком не расскажешь. В общем случае один человек под прикрытием группы подходит к зданию, устанавливает заряд (их немало самых разных) и производит подрыв ВВ одним из способов. Дальше штурм через пролом или одновременно через пролом и другие точки входа.

18. Предположим, речь идёт о большом одноэтажном кирпичном доме, внутри до 30 человек, предположительно это боевики запрещённой в РФ ИГИЛ и, вероятно, все они вооружены. Как быть?
Подогнать УР-77. Если такой техники нет, то у нас найдутся специалисты, способные аккуратно «сложить» здание. Это не вершина квалификации подрывника, есть задачи и посложнее.

19. Правда ли, что разминирование - это дело прошлого, а сейчас всё, что было заминировано, просто уничтожается?
Да, всё верно, если речь про «обезвреживание» на месте или эвакуацию взрывного устройства для последующего уничтожения. Сапёр - высококлассный специалист, напрасный риск специалисту противопоказан, он ещё может чьи-то жизни спасти. Зачем лишний раз заниматься обезвреживанием, когда без опасности для окружающих можно уничтожить взрывное устройство водомётом, накладным зарядом, разрушить его на месте направленным взрывом без последующей детонации, да хоть примитивно и надёжно сдёрнуть его «кошкой» или просто расстрелять? Это только в кино проводки режут, когда гениальный «хороший парень» должен переиграть гениального «плохого парня».

Но случаи, когда необходимо именно обезвреживание на месте или вывоз взрывного устройства для последующего уничтожения тоже в практике есть. Это как раз работа для высококлассного специалиста-сапёра, связанная с риском для жизни. В этой части опыта накоплено огромное количество, в том числе и со времён Великой Отечественной. И в современных инженерных войсках настоящих гениев минно-взрывного дела хватает.

20. Что можете делать полезного в мирное время? Привлекаются ли инженерные войска, скажем, к задачам ГО?
Привлекаются по необходимости. Можем вести разведку в зоне стихийного бедствия, аварии или катастрофы. Можем работать спасателями. Можем работать пожарными. Можем оказать первую помощь и эвакуировать. Можем возвести мост и навести переправу. Можем работать под водой, у нас свои водолазы есть. В общем - можем спасти жизни людям, терпящим бедствие или оказавшимся в зоне ЧС.

21. Что у вас считается признаком профессионального мастерства? Лётчики, например, сложный пилотаж крутят на малых высотах, снайперы в наручные часы с 300-х метров попадают, а что у «штурмовиков»?
Хороший инженер-«штурмовик» возвращается живым после успешного выполнения боевого задания.

Часть вторая, фотографическая

В часть прибыл ещё затемно, до подъёма.

Позавтракал в солдатской столовой.

На завтрак выдали пшённую кашу с подливой, курицу, свиное сало, коровье масло, хлеб, куриное яйцо, сладкий чай, карамель, пряники, печенье, молоко.

Сало и курица в моей тарелке в двойном размере, наконец-то нашёл в армии первого вегетарианца! Целый подполковник оказался.


Капуста, морковка, фасоль, горох к завтраку на выбор. Всё съесть не смог, хоть и был голоден. Завтрака, кстати, хватило на целый день беготни по муромским окраинам, еда добротная, сытная, хоть и не самая вкусная.

После завтрака отправились знакомиться с военными инженерами из роты разграждения и штурма. По предварительной договорённости они должны были продемонстрировать процесс облачения в новое защитное снаряжение.


У ОВР-3Ш предусмотрено три типоразмера.

Костюмы транспортируются и хранятся вот в таких сумках. Круглый отсек предназначен для шлема.

На столе разложены основные составные части ОВР-3Ш: слева видны фрагменты системы охлаждения, облегчённая куртка, брюки, «безрукавка» и защитный шлем.

Система охлаждения состоит из двух частей - фуфайки и «кальсон».

Лёгкие гибкие пластиковые шланги пришиты по всей внутренней поверхности фуфайки и кальсон.


Шланги гоняют воду из такого бачка при помощи электромотора. Аккумулятора хватает примерно на сутки работы. Хладагентом призвана выступать обыкновенная вода со льдом (со льдом!?).

Про лёд, вообще говоря, не очень понял: зимой его навалом, но система охлаждения не нужна, а летом где его взять? Насколько эффективно будет охлаждать пользователя обыкновенная вода (без льда) - выяснить не удалось.

В любом случае, система, заправленная питьевой водой может выполнять роль носимого запаса воды.


Система охлаждения надевается трубками к телу прямо на термобельё. Видны коннекторы для подключения к бачку с водой.

В зимний период система охлаждения не требуется, была надета только для демонстрации.

Поверх термобелья и системы охлаждения (или без последней) надевается вот такая облегчённая куртка, по сути это только рукава, куртка же служит вынужденным несущим элементом.

Облегчённую куртку удобнее надевать и подгонять вдвоём, но и в одиночку задача вполне посильна каждому. Шнуровка на спине не позволяет костюму елозить по телу, регулирует «ход» рук и плеч и общий комфорт.

Вслед за курткой надеваются брюки.

Брюки соединяются с курткой специальными стропами на защёлках, они видны слева на снимке.

Осталось водрузить на себя «безрукавку» с наплечниками.

По бокам, на груди и в паху костюма предусмотрены специальные «карманы» для размещения бронепанелей.
Панели могут быть разными, в данном случае у них 6 класс защиты, держат выстрел в упор из СВД бронебойно-зажигательной пулей.

По тому же принципу работает и плечевая защита, только она гибкая и не столь высокого класса защиты. Но от осколков, порезов и ожогов защищает надёжно.

Бронешлем «Воин Кивер РСП» с забралом. Забрало держит пистолетную 9-мм пулю.

Забрало на шлеме съёмное. На снимке оно только что с мороза, так что в помещении запотело. На улице запотевало значительно слабее, специально обращал внимание.

Щиток из трёхслойного пластика тяжёл, отменно прозрачен, но здорово меняет центр тяжести шлема.
Узлы крепления на шлеме позволяют размещать разнообразные предметы на шлеме, например, фонарик.

Связь, защита слуха и узел подключения для миноискателя.

Инженер-«штурмовик» в ОВР-3Ш. Забрало со шлема снято.

Для демонстрации прогресса в деле индивидуальной бронезащиты «штурмовиков» принесли пару современных реплик стальных кирас-нагрудников СН-42.
Кирасы специально сделали для демонстрационных целей на одном из предприятий по чертежам и фотографиям, а элементы крепления и «демпфер» сшил своими руками один из офицеров.

Стальной шлем, как видно, не самый аутентичный, но это дело наживное. Зато пехотная лопатка с клеймом «1917».

Макет ППС. Странно видеть такие вот «новодельные» надписи на оружии, сделанном в СССР. Наших, отечественных, «макетчиков» это тоже касается.
Или есть какая-то особая доблесть в холощении (иногда просто варварском) хоть и старого, но боевого оружия? Или это какие-то законодательные требования?

По многочисленным просьбам заинтересованных лиц некоторые фотоподробности из жизни мультитула НС-2 и штурмового ножа «Сапёр».
Чехол со штатным мультитулом виден у левого бойца на левом бедре.

Применение мультитула по прямому назначению.

Мультитул в чехле. Столовый нож из солдатской столовой для масштаба.

Чехол можно крепить на поясной ремень или снаряжение несколькими способами.

Нож штурмовой «Сапёр».

Ножны со штурмовым ножом видны на правом бедре «штурмовика».

Нож штурмовой «Сапёр» сразу же привлёк к себе моё внимание довольно распространёнными грамматическими ошибками.
На всякий случай сообщаю, что в словосочетании «Вооружённые Силы России» все слова надо бы писать с большой буквицы.
А вот в словосочетании «Инженерные войска» слово «войска» грамотно было бы написать с малой буквицы.

Пообщался с пользователями «Сапёра», они выразились в том духе, что подобный нож полезен и необходим, конкретно к данному изделию претензий пока нет.
А вот у меня тайное сомнение закралось: имел удивительный опыт владения и пользования чудо-ножом выживания, гордо нёсшим на себе похожее «лосиное» клеймо.

Полной загадкой для меня стало изображение якоря на пластике рукояти. Кто-нибудь знает к чему на «Сапёре» якорь?

Попробовал немного порубить «Сапёром» древнее бревно. Голой рукой не очень удобно показалось, рукоять узковата снизу, где пальцы.
В перчатках действовать значительно сподручнее.

На этом со снаряжением предлагается уняться и перейти к осмотру фотографий с тренировок «штурмовиков» на местности.

Инструктаж, построение. Двое «штурмовиков» в ОВР-3Ш, двое в исторических костюмах времён Великой Отечественной (реплики камуфляжа «Амёба» и нагрудников СН-42), четверо в «Ратнике».

БТР-82А расставлены у всех входов-выходов в бригаде. На случай предотвращения возможной террористической угрозы.

Погрузились в армейский «Урал» и прибыли на территорию бывшей ткацкой фабрики «Красный луч».
Сапёры получили оружие, холостые патроны и накрутили на автоматы втулки для холостой стрельбы.

Ткацкий комбинат, как видно, давно позаброшен людьми и теперь служит полигоном для тренировок «штурмовиков».
Удобно отрабатывать тактику действий штурмовой группы в городских развалинах.

Старшина считает патроны, пересыпая их из пачек в свою шапку. Очень распространённая в армии картина.

Здания бывшего ООО «УК «Муромский ХБК», или комбината «Красный луч», входившего в состав концерна «Русский текстиль».
В 1900 году здесь впервые заработали бумаготкацкие станки, а в наши дни комбинат оказался нерентабельным и сейчас переживает неудивительное превращение из классического «заброса» в руины.

Судя по обилию всяких надписей на стенах, муромские подростки уже прошли здесь суровую школу жизни.

Пока сапёры обсуждали план своих действий, немного походил по зданию. Кругом следы активной, в прошлом, жизнедеятельности.

Разделившись на боевые «двойки», приступили к тренировкам по штурму здания. Первыми идут бойцы в ОВР-3Ш, за ними ядро штурмовой группы.

Пару раз парни любезно прошлись с оружием без «холостых» втулок, специально для фотографий. Далее просто фотографии рабочего процесса по штурму городских развалин.
Все деньги, как говорится, на экране!

Для досмотревших всё до самого конца предусмотрен поощрительный приз. Это индивидуальный армейский рацион питания, меню 2.
Коробка подписана командиром штурмовой роты и достанется автору самого интересного вопроса о службе штурмового подразделения инженерных войск.
Экспертные оценки, комментарии и рекомендации, как всегда, приветствуются.

Ссылочку для установления победителя и получения разъясняющих ответов отправлю товарищу гвардии старшему лейтенанту. Победителя определим 1 марта сего года.

Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед переднем краем обороны противника

Московский ордена Tрудового Красного

Знамени Горный Университет.

Военная кафедра.

КУРСОВАЯ___РАБОТА

по тактико-специальной продготовке

тема: " Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода

по проделыванию проходов в

минно-взрывных заграждениях перед

передним краем обороны противника."

Работу выполнил:

студент взвода 343

Руководитель:

подполковник

Скоробогатов В. А.

Студенту взвода 343

на выполнение курсовой работы по тактико-специальной подготовке.

Тема: "Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед передним краем обороны противника."

Вариант N6.

I. Исходная обстановка.

Карта 25000, листы

У-32-108-В-г, У-32-108-Г-в,У-32-108-Г-г,

У-33-97-В-в, У-32-120-Б-а, У-32-120-А-б,

У-32-120-Б-б, У-33-109-А-а.

Командир 2 иср 1 исб в 16.00 20.07 в створах проходов поставил задачу командиру 1 исв.

командира 2 иср 1 исб на проделывание взводом проходов в минных полях перед передним краем обороны.

1. 4 мпб противника занимает оборону с передним краем по:

восточная окраина Розенхорст (83-04), восточная окраина Борстель (81-03).

2. 12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП (его 2 мсб).

3. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 20.07 проделать 2 прохода в минных полях противника.

4. Проходы N 7,8 устраивает 1 исв, NN 9,10

5. Приказываю: 1 исв в ночь на 20.07 проделать проходы NN 7,8 в минных полях противника. Готовность проделанных проходов к 5.00 21.07. На проделанных проходах организовать комендантскую службу силами одного отделения. Слева проделывает проходы 2 ивум. Необходимые средства для проделывания проходов получить на складе ВТИ 45 МСП в районе с отметкой 56.5 (81-06) и у старшины роты в районе расположения роты (отметка 56.0 (81-06)).

Я буду в районе расположения роты. Связь со мной- связными.

Мой заместитель- Вы.

Указания

командиру 2 иср по организации взаимодействия и различным видам обеспечения.

1. Действия взвода по месту и времени согласовать с командиром обороняющейся 6 мср 45 МСП, на которую возложено боевое прикрытие действий взвода.

2. По проходам NN 7,8 будут наступать подразделения 1 мсб 12 МСП, с которыми организовать взаимодействие по вопросам: места и времени проделывания проходов, их обозначения, обозначения путей выдвижения к проходам.

3. Во взводе иметь наблюдателя за действиями противника и сигналами старшего начальника.

Сигналы оповещения, установленные в полку:

Химическое нападение противника и радиоактивное заражение местности- две красных ракеты, голосом "Атом";

Появление воздушного противника- две зеленые ракеты, голосом "Воздух".

4. Личный состав противогазы имеет при себе, ОЗК- на местах выполнения задачи.

II. Дополнительные данные

Личным составом, средствами инженерного вооружения и транспортом исв укомплектован полностью. Все машины имеют по одной

заправке ГСМ.

III. Исполнить

Студенту изучить задание и в роли командира исв организовать выполнение полученной задачи взводом.

В пояснительной записке изложить:

Уяснение задачи командиром взвода;

Расчет и распределение времени;

Предварительные распоряжения;

Оценку обстановки с необходимыми расчетами;

Выводы из оценки обстановки и рекогносцировки;

Решение на выполнение задачи;

Боевой приказ подчиненным подразделениям и расчетам, и указания по различным видам обеспечения.

На отдельном листе представить:

Исходную обстановку с карты со схемой организации действий исв при выполнении задачи;

Схему действий отделений по проделыванию проходов;

Схему организации комендантской службы на проходах;

Обозначение проходов.

IV. Руководства и пособия.

1. Руководство по устройству и преодолению инженерных заграждений.

2. Тактико-специальная подготовка. Учебник для курсантов военно-инженерных училищ.

3. Пляскин В.Я. и др. Инженерное обеспечение общевойскового боя.

Срок исполнения 1.04.97.

Руководитель курсовой работы

подполковник

Скоробогатов В. А.

“___”_______________1997г.

Время отдачи приказа: 16.00 20/07

Время готовности: 5.00 21/07

I. Уяснение задачи командиром взвода.

Оперативное время: 16.00 - 16.10

Место: створы проходов.

1. Противник обороняется с передним краем обороны по рубежу: восточная окраина Разенхорст, восточная окраина Бортсель.

12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 20.07 проделать 2 прохода в минных полях противника.

2. 1 исв поставлена задача к 5.00 21.07 проделать проходы 7,8 глубиной до 100 м. Способ проделывания - вручную. На проходах организовать комендантскую службу.

3. Необходимые средства для выполнения поставленной задачи получить у старшины роты.

4. Огневое прикрытие действий взвода возложено на командира 6 мср.

С командиром 6 мср организовать взаимодействие по вопросам:

Какие средства выделены на прикрытие действий взвода;

Сигналы вызова и прекращения огня средствами прикрытия;

Время начала и окончания действий взвода по проделыванию проходов в минных полях противника. Командир 2 иср будет в районе расположения роты. Связь с ним связными. Заместитель

командира 1 иср - Я.

II. Расчет и распределение времени.

Оперативное время: 16.10 - 16.15

Сейчас 16.00 20/07. Донесение представить к 5.00 21/07.

Всего имеется времени на подготовку и выполнение задачи

13 ч.00 мин.

Светлого времени - 6ч. 00мин. с 16.00 до 22.00,

Темного времени - 7ч.00мин. с 22.00 до 5.00

На выполнение задачи потребуется до 4 часов. К выполнению задачи приступить в 21.40 20/07.

Имеющееся время распределить:

1. Уяснение поставленной задачи.......... 16.00 - 16.10

2. Расчет и распределение времени........ 16.10 - 16.15

3. Передвижение командира в район сосредоточения

взвода.................................................. 16.10 - 16.30

4. Предварительные распоряжения........ 16.30 - 16.35

4.а Получение и проверка ВТИ у

старшины роты....................................16.35 -18.10

4.б Отдых личного состава

и прием пищи.......................................18.10-19.10

4.в Подготовка к выполнению задачи......19.10-21.20

5. Выдвижение в район выполнения задачи команди-

ров отделений и командира взвода...... 16.35 - 16.55

6. Оценка обстановки с учетом затрат времени на

организацию взаимодействия с командиром I мсб

и рекогнoсцировку................................16.55 -18.30

7.Передвижение командира в район сосредоточения взвода.........................................................18.30-18.50

8. Принятие решения на выполнение задачи.........................................................18.50 - 18.55

9. Постановка задачи командирам

отделений..................................... 21.20 - 21.30

9. Отдача боевого приказа..................... 21.30 - 21.40

10. Выдвижение в район выполнения задачи.......

21.40 - 22.00

11. Выполнение задачи отделениями..... 22.00 - 02.30

12. Доклад о выполнении задачи........... 04.55 - 05.00

III. Предварительные распоряжения.

Оперативное время: 16.30 - 16.35

Нашему взводу приказано к 5.00 21.07 проделать вручную проходы 7,8 в минных полях противника глубиной до 100м. и организовать комендантскую службу на проходах.

Заместителю командира взвода до 21.40 20.07 получить у старшины роты и проверить комплектность и исправность 3-х комплектов КРИ,18 указок и 18 фонарей для обозначения проходов.

Взводу к 21.40 прибыть в район выполнения задачи.

Всему личному составу иметь оружие, индивидуальные средства защиты и противогазы.

В 16.55 командирам отделений убыть со мной из района расположения роты на рекогносцировку.

IV. Вопросы, решаемые на рекогнoсцировке.

Оперативное время: 16.55 - 18.30

А. План рекогносцировки.

В ходе рекогносцировки определить:

Места, направления и ориентиры предполагаемых проходов.

Места расположения минных шлагбаумов.

Организовать взаимодействие с командиром Iмсб.

Способы обозначения проходов.

Б. Организация взаимодействия.

В ходе организации взаимодействия с командиром мсб уточняются следующие вопросы:

Порядок обозначения и ограждения проходов.

Устанавливаются сигналы для взаимодействия с Iмсб.

В. Выводы из проведения рекогносцировки.

Выводы из оценки противника:

В связи с возможным применением противником оружия массового поражения быть готовым к действиям в условиях радиоактивного заражения местности, средства противохимической защиты иметь при себе наготове;

При выполнении задачи иметь наблюдателей за воздушным и наземным противником и сигналами оповещения;

Выводы из оценки своих сил:

Взвод личным составом, средствами инженерного вооружения,транспортом укомплектован по штату, ГСМ- одна заправка, потерь нет;

Взвод способен выполнить задачу за 7 часов;

1,2 расчеты проделывают соответственно 7,8 проходы, затем 1 и 2 исо несут комендантскую службу;

Выводы из оценки местности и времени:

Местность открытая, позволяет выполнять задачу только ночью;

Время суток способствует успешному выполнению задачи;

V. Решение на выполнение задачи

Оперативное время: 18.50 - 18.55

1. Проходы проделать вручную, передвигаясь по-пластунски,уступом вправо.

2. 1,2 расчеты проделывают соответственно 7,8 проходы в минных полях противника глубиной до 100 м, после выполнения данной задачи 1 и 2 исо несут комендантскую службу. Во время проделывания

проходов 6 мср обеспечивает огневое прикрытие действий взвода. К выполнению задачи приступить в 21.40 и закончить в 4.30 21.07,

до этого времени заниматься подготовкой к выполнению задачи.

3. Взаимодействие с командиром 6 мср организовано по следующим вопросам:

Согласовано место расположения проделываемых проходов;

Согласованы вопросы огневого взаимодействия в случае появления противника;

Согласовано время начала и окончания выполнения поставленной задачи;

Связь с командиром 6 мср связными;

4. Я буду находится с 1 исо, связь со мной лично и связными.

VI. Боевой приказ

Оперативное время: 21.30- 21.40

1. Противник обороняется по рубежу: восточная окраина Разенхорст (8304), восточная окраина Бортсель (8103).

2. 12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 26.07 проделать 2 прохода в минных полях противника глубиной до 100 м.

3.Нашему взводу приказано к 5.00 21.07 проделать проходы 7,8 в минных полях противника перед передним краем обороны. Огневое прикрытие действий взвода возложено на командира 6 мср.

4.Слева проходы проделывает 2й ивум.

5. Задачу выполнять ночью вручную, передвигаясь по-пластунски. При освещении местности прекращать все движения.При выполнении задачи строго соблюдать маскировку.

Приказываю:

В 21.40 отделениям сосредоточиться в первой траншее наших позиций и в 21.40 непосредственно приступить к выполнению поставленной задачи, начав проделывать: 1 расчет - проход 7, 2 расчет

Проход 8,1 и 2 исо после выполнения взводом

задачи организуют комендантскую службу на проделанных проходах.

Выполнение задачи закончить к 4.30 21.07, до этого времени заниматься подготовкой к выполнению задачи.

На каждом проходе оставить по два человека с минными шлагбаумами в готовности к закрытию проходов в случае перехода противника в атаку.

Извлеченные мины и взрыватели сосредоточить на пункте боепитания полка и сдать под охрану.

7.Все необходимые средства подготовить и проверить.

В каждом отделении иметь: 1КРИ и миноискатели на каждого.

8. Я буду находится с 1 исо, связь со мной лично и связными.

9.Мой заместитель - штатный.

10. Сигналы оповещения, установленные в полку:

Химическое нападение противника и радиоактивное заражения местности - две красные ракеты, голосом "АТОМ";

Появление воздушного противника - две зеленые ракеты, голосом "ВОЗДУХ";

Сигналы взаимодействия с 6 мср:

Вызов огня -

очередь трассирующими в направлении цели.

Отзыв при возвращении в траншею-

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ РОТА предназначена для ведения тактической разведки в бою. Состоит из двух разведывательных взводов. Один из взводов имеет на вооружении четыре БРДМ, а другой взвод оснащен БРМ на базе БМП.

В наступлении рота может выслать один-два разведывательных дозора и выставить один-два наблюдательных поста, или действовать в полном составе в качестве разведывательного отряда.

ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНАЯ РОТА предназначена для:

· ведения инженерной разведки противника и местности;

· устройства инженерных заграждений;

· нанесения противнику потерь минно-взрывными и другими средствами;

· проделывания проходов в заграждениях и разрушениях;

· устройства переходов через препятствия;

· разминирования местности и объектов;

· оборудование путей движения и переправ;

· механизированной отрывки траншей, окопов, ходов сообщения;

· выполнение инженерных мероприятий по маскировке;

· оборудование и содержание пунктов водоснабжения.

В своем штатном составе рота имеет:

Инженерно-саперный взвод;

Инженерно-технический взвод;

Транспортное отделение.

Иинженерно-саперный взвод состоит из четырех инженерно-саперных отделений. На вооружении отделений состоят:

ИМР – инженерная машина разграждения – для подготовки путей движения и разграждения завалов и разрушений.

ГМЗ – гусеничный минный заградитель – для механизированной установки противотанковых мин (выкладка одного боекомплекта 208 ПТМ в грунт за 11-14 минуты, на поверхности – за 6 минут).

Инженерно-технический взвод в своем составе имеет:

· отделение дорожных машин с путепрокладчиком БАТ-М. Скорость прокладки колонных путей – 4-8 км/час, землеройные работы по перемещению грунта – до 150 куб.м/час (траншей);

· отделение землеройных машин с полковой землеройной машиной ПЗМ. Производительность – 120-150 пог.м/час (траншей), при отрывке укрытий – до 10 куб.м/час;

· отделение водоснабжения с автомобильной фильтрованной станцией МАФС. Для добычи и очистки до 8 куб.м воды в час.

· отделение тяжелого механизированного моста .

В составе отделения:

ТММ – тяжелый механизированный мост для устройства 60 тонного моста длинной 40 метров через преграду глубиной до трех метров. Установка моста производится за один час.

МТУ – мостоукладчик для установки моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствие шириной 18 метров. Монтируется за 5 минут.

Транспортное отделение имеет на вооружении:

Колесные минные тралы – 12 шт. (со средствами перевозки).

Катковый и ножевой колейный минный трал КТМ 5 (вес – 7,5 т);

Ножевой колейный минный трал КТМ-6 (вес – 1 т);

Грузовые автомобили.

ВЗВОД ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ предназначен для:

Ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки;

Осуществления дозиметрического и химического контроля;

Проведения специальной обработки подразделений;

Снаряжение дегазационных комплектов и приборов в подразделениях.

Состоит из отделения РХР и двух отделений спецобработки. На вооружении имеется:

Машина радиационной и химической разведки (БРДМ-2рх);

Автозаливочные станции на 12 или 14 рукавов (АРС-12, АРС-14);

По две дегазационных комплекта в отделениях спецобработки ДКВ.

Возможности взвода:

По спецобработке – 1,5-2 батальона;

По разведке маршрутов – тремя РД на удалении до 20-30 км;

По разведке районов – разведка района местности до 100 кв.км.

По масштабам и характеру выполняемых задач По принадлежности
Стратегический Окружной (фронтовой) тыл
Армейский тыл
Оперативный
Корпусной тыл
Дивизионный тыл
Войсковой Полковой тыл
Тыл батальонов (тыл дивизионов)

Рис.1. Структура тыла Вооруженных Сил

ГАЗ-66 -3 шт. под личные вещи ПАК-200 -3 шт. -полевые автомобильные

ЗИЛ-131 -1 шт. под кухни и кухни и 1-П-1,5 -1 шт. -прицеп

продовольствие Всего: 8 человек (3 водителя)

УРАЛ-375 -3шт. под боеприпасы

АТМЗ-5 -3 шт. под топливо

Всего: 10 человек (все водители)

БРЭМ-2 -1 шт. -бронированная МТО-АТ -1 шт. -машина технического

ремонтно-эвакуационная машина обслуживания автомобильная

Всего: 6 человек (2 мех.-водителя) Всего: 5 человек (1 водитель)

Рис.2 Организация взвода обеспечения мотострелкового батальона


О о

Рис. 3 Вариант расположение взвода обеспечения на местности.

Капитан 2 ранга Д. Румынов

В сухопутных войсках (СВ) Германии решение задач инженерного обеспечения боевых действий возложено на инженерно-саперные батальоны (исб), входящие в состав мотопехотных (танковых и горно-пехотной) бригад.

Концептуальными документами, регламентирующими степень готовности и порядок задействования национальных воинских контингентов, определено, что каждое из двух подразделений (батальонных тактических групп), одновременно участвующих в двух различных операциях за пределами национальной территории, должно иметь в своем составе инженерно-саперную роту для обеспечения общей и непосредственной инженерной поддержки.

Исходя из среднего четырехмесячного цикла задействования военнослужащих бундесвера в международных воинских контингентах за рубежом в течение года может потребоваться привлечение шести подразделений данного типа. С учетом необходимости обеспечения 20-месячного периода реабилитации и подготовки личного состава между участиями в боевых операциях определено, что в сухопутных войсках должно быть 12 инженерно-саперных рот.

В рамках реформирования вооруженных сил ФРГ инженерно-саперные подразделения переводятся на новую типовую организационно-штатную структуру. Вместо имеющихся (по состоянию на вторую половину 2014 года) одного отдельного инженерно-саперного полка (три исб), четырех отдельных инженерно-саперных батальонов и пяти отдельных инженерных рот в новую структуру сухопутных войск будут входить шесть однотипных развернутых исб, две инженерно-саперные роты (иср), а также два скадрованных инженерно-саперных подразделения батальонного уровня.

Перспективная дислокация инженерных подразделений сухопутных войск ФРГ
Инженерные войска в перспективной структуре сухопутных войск ФРГ
Типовая структура инженерно-саперного батальона
Типовая структура инженерно-саперной роты
Типовая структура роты инженерных машин

В соответствии с планами в СВ Германии до конца 2015 года будут расформированы:
- 100-й инженерно-саперный полк (Минден), при этом входящие в его состав 1-й инженерно-саперный и 130-й тяжелый инженерно-саперный батальоны будут переданы в 21-ю и 9-ю танковые бригады (тбр) соответственно, а 901-й инженерный батальон сокращенного состава - в непосредственное подчинение командира 1-й танковой дивизии с присвоением наименования "тяжелый";
- 90, 200 и 260-я отдельные инженерно-саперные роты.
По завершении реформирования в каждую из шести бригад, являющихся основой сухопутных войск бундесвера, будет входить один инженерно-саперный батальон:
- в состав 9-й танковой бригады - 130 исб (пункт дислокации - Минден, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия);
- в 21-ю танковую бригаду - 1-й инженерно-саперный батальон (Хольцминден, Нижняя Саксония);
- в состав 41-й мотопехотной бригады (мпбр) - 803 исб (Хафельберг, Саксония-Анхальт);
- в 23-й горно-пехотной бригаде - 8-й горный исб (Ингольштадт, Бавария);
- в состав 12 тбр войдет 4-й инженерно-саперный батальон (Боген, Бавария);
- в 37-ю мотопехотную бригаду - 701 исб (Гера, Тюрингия).

Дивизия быстрого реагирования и франко-германская бригада будут включать соответственно 270-ю парашютно-десантную (Зеедорф, Нижняя Саксония) и 550-ю отдельную (Штеттен ам калтен Маркт, Баден-Вюртемберг) инженерные роты.

В дивизионном комплекте танковых соединений будут два инженерно-саперных подразделения:
- 901-й тяжелый инженерный батальон сокращенного состава (Хафельберг, прямое подчинение командиру 1 тд). Входящие в него рота штабная и обеспечения, а также одна из рот инженерных машин скадрованы и не имеют штатной техники; две тяжелые понтонно-мостовые роты и рота инженерных машин полного состава предназначены для передачи в зависимости от поставленной задачи в состав любого из отдельных инженерно-саперных батальонов.
- 905-й скадрованный инженерный батальон (Ингольштадт, прямое подчинение командиру 10 тд), куда вошли две скадрованные иср и одна рота инженерных машин. Они приписаны к определенным инженерно-саперным батальонам и исходя из складывающейся обстановки могут быть переданы в их распоряжение.

После проведенного реформирования общая численность личного состава инженерно-саперных войск Германии должна составить 3 950 человек (до 13,2 % сухопутных войск ФРГ, с учетом военнослужащих учебного центра подготовки специалистов инженерных войск).

Кроме того, к выполнению специфических задач, включая строительство и обслуживание передовых операционных баз, полевых лагерей и складов ГСМ германских контингентов, действующих за пределами национальной территории, привлекаются 164-й (Хузум, федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн) и 464-й (Шпейер, Рейнланд-Пфальц) специальные инженерные батальоны объединенных сил обеспечения ВС ФРГ.

Согласно планам реформирования вооруженных страны 464-й специальный инженерный батальон будет расформирован до конца 2015 года.

Организационно-штатная структура инженерно-саперных подразделений сухопутных войск Германии. Типовая структура инженерно-саперных батальонов, входящих в состав мотопехотных (танковых, горно-пехотной) бригад сухопутных войск, предполагает одновременное выделение необходимых сил и средств (до двух усиленных инженерно-саперных рот) для инженерного обеспечения двух независимых операций. В свою очередь, штатная структура инженерно-саперной роты, а также обеспеченность ее специальной техникой должны гарантировать задействование этого формирования за пределами национальной территории в течение четырех месяцев.

Новая типовая структура инженерно-саперных частей и подразделений СВ ФРГ была разработана на основе шести основополагающих принципов: - планирование и организация инженерного обеспечения должны осуществляться на всех уровнях (от батальонного до дивизионного);
- основным подразделением, предназначенным для инженерного обеспечения боевых действий, является инженерно-саперная рота, а при выполнении задач, связанных с приведением строительных работ, - рота инженерных машин;
- для поддержания 70-процентной готовности инженерно-саперных рот к боевому использованию в соответствии с новой концепцией выделяемые в их состав отдельные структурные элементы рот инженерных машин и понтонно-мостовых рот должны проходить усиленную подготовку;
- при подготовке инженерно-саперных рот и рот инженерных машин повышенное внимание необходимо уделять планированию и проведению строительных работ;
- борьба с минами и самодельными взрывными устройствами является одной из основных задач всех инженерно-саперных подразделений (силы и средства разминирования включены в состав инженерно-саперных рот и рот инженерных машин);
- сокращение возможностей инженерных подразделений по установке минно-взрывных заграждений.

Инженерно-саперный батальон согласно штату входит в состав мотопехотной (танковой, горно-пехотной) бригады сухопутных войск Германии. Командир инженерно-саперного батальона является начальником инженерной службы бригады (оперативного соединения) и отвечает за следующие вопросы:
- организация инженерного обеспечения проводимой операции на бригадном уровне;
- планирование, организация и выполнение строительных работ в районе боевого предназначения;
- ведение инженерной разведки.

Инженерно-саперный батальон организационно включает отделение планирования инженерных работ, в составе которого имеется взвод инженерной разведки, а также четыре роты: штабная и обеспечения; две инженерно-саперные и тяжелая саперная (рота инженерных машин).

Взвод инженерной разведки исб предназначен для сбора необходимой для планирования операции (боевых действий) информации о местности и об объектах инфраструктуры. При выполнении задач разведки взвод может действовать самостоятельно или во взаимодействии с разведывательными подразделениями мотопехотных (танковых) бригад, а также погруппно придаваться боевым ротам. Организационно он состоит из группы управления на БТР "Фукс-1" и четырех разведгрупп на машинах инженерной разведки "Феннек". Всего во взводе 32 человека личного состава, один БТР "Фукс-1" и четыре разведывательные машины "Феннек".

Инженерно-саперная рота является основным тактическим подразделением инженерных войск, осуществляющим соответствующее обеспечение проводимых сухопутными войсками операций по стабилизации обстановки на уровне батальонной тактической группы, включая:
- непосредственную инженерную поддержку боевых подразделений;
- расчистку минно-взрывных заграждений в тактической глубине;
- противоминную защиту боевых подразделений;
- обеспечение преодоления подразделениями естественных препятствий шириной до 24 м;
- выполнение строительных работ по инженерному оборудованию районов с использованием инженерных машин.

Инженерно-саперная рота организационно включает отделение планирования инженерных работ, а также четыре взвода - инженерно-саперный, разминирования, тяжелый разминирования и инженерных машин.

Инженерно-саперные взводы инженерно-саперных рот в ходе операции могут придаваться боевым ротам, обеспечивая им непосредственную инженерную поддержку, или выполнять другие специфические задачи.

Взводы разминирования обеспечивают противоминную защиту подразделений в тактической глубине и проверку объектов на предмет наличия на них мин и СВУ.
Тяжелые взводы разминирования в перспективной структуре будут оснащаться новой системой разминирования RCS и смогут выполнять задачи обеспечения беспрепятственного продвижения военных колонн.

Рота инженерных машин инженерно-саперного батальона наряду с иср решает задачи инженерного обеспечения операций на уровне батальонной тактической группы, такие как:
- планирование, организация и проведение строительных работ с задействованием штатных инженерных машин;
- расчистка минно-взрывных заграждений в тактической глубине;
- противоминная защита боевых подразделений;
- обеспечение преодоления подразделениями естественных препятствий шириной до 40 м;
- восстановление объектов инфраструктуры.

Рота инженерных машин организационно включает:
- отделение планирования инженерных работ;
- отделение планирования строительных работ;
- инженерно-саперный взвод;
- взвод инженерных машин (защищенных), имеющий на вооружении автомобильную и специальную технику с модульным бронированием;
- взвод инженерных машин (незащищенных), оснащенный техникой, без дополнительного бронирования;
- взвод разминирования.

Приведенные выше структуры, являясь типовыми, имеют ряд отличий по количеству инженерных рот в отдельных инженерно-саперных батальонах, а также по их составу. В частности, 701-й батальон 37 мбр в постоянном составе имеет не две, а одну инженерно-саперную роту, а при выполнении поставленных задач в случае необходимости в его состав вместо недостающей второй роты может дополнительно включаться 550 иср франко-германской бригады (не задействованная по плану бригады).

В отличие от типовой инженерно-саперной данная рота имеет в своем составе не один, а два инженерно-саперных взвода и один (вместо двух) взвод разминирования. На ее вооружении находятся девять БТР "Фукс", четыре танковых мостоукладчика "Бибер", три саперных танка "Дакс", три танковых минных трала "Кайлер" и шесть подвижных установок минирования "Скорпион".

Так, 270-я парашютно-десантная инженерная рота насчитывает в своем составе четыре взвода (два легких инженерных, взвод инженерных машин и взвод разминирования). Она предназначена для инженерного обеспечения действий сил воздушно-десантной бригады (парашютно-десантных полков) дивизии быстрого реагирования, а также операций, проводимых силами специального назначения;

4 исб в составе роты инженерных машин имеет взвод буровых установок. Основным предназначением данного подразделения является разработка водонапорных скважин и обеспечение водой полевых лагерей контингентов бундесвера в районах боевого использования или при проведении гуманитарных операций.

Находившиеся ранее в составе 4, 130 и 803 исб роты инженерных машин, оснащенные мостоукладчиками FFB, понтонно-мостовым парком FSB (два понтонно-мостовых взвода, взводы инженерных машин и водолазов) и самоходным понтонным парком с плавающими транспортерами-амфибиями М3 (два понтонно-мостовых взвода с амфибиями М3, взводы инженерных машин, водолазов-минеров и взвод разминирования), переданы частично развернутому 901-му тяжелому инженерно-саперному батальону.

Таким образом, за счет сочетания имеющихся сил и средств шести инженерно-саперных батальонов достигается создание инженерных формирований, способных выполнить весь спектр задач инженерного обеспечения операций, проводимых контингентами германских сухопутных войск за пределами национальной территории. В случае необходимости решения специфичных задач им придается специализированная инженерная техника из состава 901-го тяжелого исб.

В зависимости от обстановки при проведении бундесвером операции по защите национальной территории или операции в рамках союзнических обязательств, а также в ходе мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий (техногенных катастроф) предусмотрено создание на базе 901-го и 905-го батальонов единого инженерного подразделения, которое будет использоваться по национальному плану или под коалиционным руководством.

Подполковник А. Бальшой

Инженерные войска, которые входят в состав каждого вида вооруженных сил США, предназначены для выполнения задач инженерного обеспечения. Оно предполагает проведение комплекса мероприятий по созданию необходимых условий для повседневной деятельности войск (сил) и успешного выполнения ими боевых задач в мирное и военное время, а также по оказанию помощи федеральным министерствам и ведомствам по обеспечению внутренней безопасности страны, сохранности окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и т. п.

По характеру выполняемых задач инженерное обеспечение ВС США подразделяется на три вида: общее инженерное обеспечение, геопространственное обеспечение и инженерное обеспечение боевых действий.

Общее инженерное обеспечение направлено на строительство, содержание и восстановление морских и речных портов, автомобильных и железных дорог, мостов, военных городков (передовых баз), жилых городков для беженцев, лагерей для военнопленных, а также МТО военных операций и защите окружающей среды. К их выполнению привлекается преимущественно гражданский персонал на контрактной основе.

Геопространственное инженерное обеспечение предполагает решение таких задач, как формирование и содержание базы геопространственных данных, оценка местности и создание ее визуального изображения, распределение геопространственной информации между потребителями.

Инженерное обеспечение боевых действий представляет собой комплекс мероприятий по повышению маневренности своих войск (сил) и обеспечению их живучести, а также по снижению маневренности войск противника. Они проводятся, как правило, инженерными подразделениями, входящими в состав боевых соединений и объединений видов вооруженных сил США.

Организационная структура инженерного командования сухопутных войск США
* Общая численность персонала инженерного командования СВ США (без приданных формирований) составляет 245 военнослужащих (офицеров - 96, уорент-офицеров - 7, солдат и сержантов - 142).
Типовая структура инженерного командования (на ТВД)
Типовая структура инженерной бригады
Типовая структура инженерного батальона
Типовая структура инженерно-саперной роты
Типовая структура роты обеспечения мобильности
Типовая структура понтонно-мостовой роты

Решение задач инженерного обеспечения в вооруженных силах США возложено на соответствующие формирования видов ВС, которые представлены инженерными (инженерно-строительными) командованиями (управлениями) и штатными подразделениями, входящими в состав объединений и соединений регулярных сил и резервных компонентов.

В сухопутных войсках (СВ) основной структурой, решающей вопросы общего и геопространственного инженерного обеспечения, является инженерное командование (штаб в г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия), которое подчиняется министру армии. В его составе насчитывается около 650 военнослужащих и до 37 тыс. гражданских специалистов.

На это командование возложены следующие основные задачи:
- планирование, проектирование, строительство дамб и других систем защиты от наводнений;
- проектирование и управление строительством военных объектов;
- восстановление и охрана окружающей среды (очистка территории бывших военных объектов от опасных отходов и боеприпасов, восстановление экосистемы, водных угодий и т. д.).

Инженерное командование включает: штаб, Хэмфриский инженерный центр, девять региональных управлений (45 округов), финансовый центр, центр инженерного и материально-технического обеспечения, НИИ водных ресурсов, центр проектирования водных сооружений, центр научных исследований и разработок, центр сбора геопространственной информации и 249-й инженерный батальон энергетического оборудования. При развертывании командования на удаленных ТВД ему придаются части и подразделения 412-го и 416-го инженерных командований (на ТВД) резерва армии.

Инженерное обеспечение боевых действий СВ США возложено на штатные инженерные формирования объединений, соединений и частей регулярных сил и резервных компонентов. Они подразделяются на четыре типа: органы управления инженерными формированиями при проведении инженерных операций, подразделения в составе боевых соединений, основные и специальные инженерные формирования.

Органы управления инженерными формированиями включают штабы инженерных командований на ТВД, инженерных бригад и инженерных батальонов. Они осуществляют руководство инженерными силами и средствами в районе проведения соответствующих операций.

Инженерное командование разворачивается в зоне ведения боевых действий в интересах зонального командования или объединенного оперативного формирования (армейского корпуса) и осуществляет, при необходимости, все виды инженерного обеспечения. При развертывании на ТВД в его состав включаются части и подразделения (в том числе других видов ВС), необходимые для проведения намеченной инженерной операции.

Инженерная бригада входит в состав инженерного командования на ТВД или развертывается отдельно для проведения соответствующей операции в интересах оперативно-тактического формирования (дивизии).

Бригада является модульным соединением, которое может включать в себя до пяти инженерных батальонов и осуществлять все виды инженерного обеспечения при наличии соответствующих сил и средств. Кроме того, штабу формирования могут подчиняться другие подразделения в целях эффективного решения некоторых задач (например, организация оцепления и регулировка движения при форсировании водных преград).

Инженерный батальон может входить в состав инженерного командования на ТВД, инженерной бригады либо бригады обеспечения маневра или развертываться отдельно при проведении незначительной (по масштабу) инженерной операции в интересах формирований бригадного или дивизионного уровня. В зависимости от проводимой операции штабу батальона придаются до пяти инженерных рот соответствующей направленности (инженерно-саперные, саперные строительные, понтонно-мостовые и т. д.). Кроме того, при развертывании батальона отдельно в его состав включается передовая рота обеспечения. Все инженерные батальоны сухопутных войск США (за исключением 249-го инженерного батальона энергетического оборудования) способны решать задачи двух видов инженерного обеспечения: общего и обеспечения боевых действий.

Основные и специальные инженерные формирования должны выполнять специфические мероприятия, важнейшими из которых являются: оборудование, содержание и восстановление линий коммуникаций; возведение защитных укрытий и других сооружений; строительство взлетно-посадочных полос; производство сплошного разминирования; оборудование водозаборных пунктов.

К основным инженерным формированиям сухопутных войск США относятся роты: инженерно-саперные, обеспечения мобильности, понтонно-мостовые, саперные, инженерно-строительные, строительные, а также роты инженерной техники и оборудования.

Инженерно-саперная рота предназначена для ведения инженерной разведки, повышения маневренности и обеспечения живучести своих войск и объектов, а также для снижения маневренности войск противника. Численность личного состава роты 103 военнослужащих (пять офицеров, 98 солдат и сержантов). В качестве специальной техники на ее вооружении находятся системы разминирования на базе бронеавтомобиля "Хаски" G2, универсальные инженерные машины М9 АСЕ и танковые мостоукладчики М104 "Вольверин".

Подразделение может придаваться штабным батальонам боевых бригад или бригад армейской авиации сухопутных войск США, а также организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады СВ США. В соответствии с американскими нормативными документами инженерно-саперная рота способна:
- развернуть от двух до пяти мобильных групп (инженерно-саперных, заграждения, саперных или мостоукладчиков) для решения конкретных задач инженерного обеспечения на отдельных направлениях;
- проложить за сутки колонный путь общей протяженностью до 120 км;
- проделать проходы в минно-взрывных заграждениях и завалах (для преодоления в пешем порядке - шесть и на технике - три);
- обеспечить выполнение инженерных работ силами из расчета 660 человек в сутки;
- действовать в качестве пехотного подразделения (при необходимости). Рота обеспечения мобильности используется для ведения инженерной разведки, повышения маневренности своих войск и снижения маневренности войск противника. Ее численность 118 военнослужащих (пять офицеров, 113 солдат и сержантов). В качестве специальной техники на вооружении роты состоят минные заградители М139А1 "Волкэно", универсальные инженерные машины М9 АСЕ и танковые мостоукладчики Ml04 "Вольверин".

Подразделение придается штабным батальонам боевых бригад (из расчета легкой или механизированной бригаде "Страйкер" - одна рота, в бронетанковой бригаде - две), а также организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады или бригады обеспечения маневра СВ США.

Рота обеспечения мобильности способна:
- развернуть от двух до пяти мобильных групп (инженерно-саперных, инженерно-штурмовых или заграждения) для решения конкретных задач инженерного обеспечения на отдельных направлениях;
- проделать проходы в минно-взрывных заграждениях и завалах (для их преодоления в пешем порядке - четыре, на технике - от двух до четырех 1 );
- развернуть четыре тактических моста для преодоления рвов и оврагов;
- установить более 4,4 тыс. погонных метров проволочных заграждений;
- действовать в качестве пехотного подразделения (при необходимости).

Понтонно-мостовая рота предназначена для подготовки, развертывания и эксплуатации понтонно-мостовых систем при форсировании водных преград и преодолении участков пересеченной местности. Численность личного состава 185 военнослужащих (пять офицеров, один уорент-офицер и 179 солдат и сержантов). В качестве специальной техники на вооружении роты имеются универсальные инженерные машины М9 АСЕ, танковые мостоукладчики Ml04 "Вольверин", тяжелые механизированные мосты DSB и комплект понтонного моста IRB.

Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады сухопутных войск США. При проведении операций по форсированию различных преград понтонно-мостовые роты включаются в состав инженерных батальонов из расчета одно подразделение на две боевые бригады.

В соответствии с американскими нормативными документами понтонно-мостовая рота способна:
- установить один тяжелый механизированный мост длиной до 40 м и грузоподъемностью до 80 т 2 для преодоления рвов и водных преград или восемь мостов длиной 20 м и шириной 4,3 м;
- развернуть через водную преграду комплект понтонного моста IRB протяженностью до 210 м или шесть паромов по 35 м 3 .

Саперная рота обеспечивает проведение разминирования маршрутов выдвижения и мест расположения формирований сухопутных войск США. Численность ее личного состава 191 военнослужащий (шесть офицеров, 185 солдат и сержантов).

Подразделение может придаваться штабным батальонам боевых бригад или бригад армейской авиации, а также организационно входить в состав инженерного батальона или инженерной бригады сухопутных войск США (из расчета одно подразделение на четыре боевые бригады).

В соответствии с американскими нормативными документами саперная рота способна:
- развернуть от трех до пяти мобильных саперных групп для решения конкретных задач инженерного обеспечения на отдельных направлениях;
- в течение суток провести проверку и разминирование двух маршрутов выдвижения войск общей протяженностью до 225 км;
- в течение суток провести проверку и разминирование территории общей площадью до 8000 м 2 .

Инженерно-строительная рота занимается проведением ремонтно-восстановительных работ дорожного полотна и взлетно-посадочных полос аэродромов, мероприятий по Подготовке строительных площадок для возведения на них объектов военной инфраструктуры, а также прокладкой трубопроводов и созданием дренажной системы. Численность ее личного состава 161 военнослужащий (пять офицеров и 156 солдат и сержантов).

Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады сухопутных войск США из расчета одна рота на дивизию (в обороне из расчета одна рота на боевую бригаду).

Строительная рота предназначена для проведения монтажно-строительных работ по возведению или ремонту объектов военной инфраструктуры, в том числе проведение канализации, водопровода и подключение энергетических систем. Численность личного состава роты 162 военнослужащих (пять офицеров, три уорент-офицера и 154 солдата и сержанта).

Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады сухопутных войск США. Рота способна обеспечить выполнение строительных работ из расчета 1000 чел./ч в сутки.

Рота инженерной техники и оборудования должна проводить работы по фортификационному оборудованию позиций подразделений сухопутных войск, расчистке площадок (без разминирования), а также оказывать необходимую поддержку в технике другим инженерным подразделениям. Численность личного состава роты 122 человека (пять офицеров, 117 солдат и сержантов).

Подразделение может организационно входить в состав инженерного батальона инженерной бригады СВ.
В соответствии с американскими нормативными документами рота инженерной техники и оборудования способна:
- подготовить в течение часа 18 двухместных окопов для стрельбы стоя или 12 позиций для расчетов группового оружия;
- возвести в течение часа защитный вал протяженностью до 200 м;
- обеспечить выполнение инженерно-строительных работ из расчета 1 000 чел./ч в сутки.

Специальными инженерными формированиями сухопутных войск США являются узкопрофильные подразделения, которые применяются только в составе инженерных командований, бригад и батальонов или придаются инженерным ротам боевых соединений для повышения их возможностей при решении поставленных задач. К числу специальных инженерных формирований относятся: роты энергетического оборудования; топографические роты; взводы землеройных машин; взводы разработки карьеров; группы управления строительством, планирования и разработки инженерных проектов; отделения бетонирования; передовые группы инженерного обеспечения; пожарные подразделения; группы асфальтоукладчиков, водолазов и группы операций с недвижимостью. Кроме того, это могут быть отряды бурения скважин, подразделения служебных собак и подразделения по работе со взрывоопасными веществами, центры обработки геодезической информации.

Инженерные войска СВ США представляют собой уникальный по составу и решаемым задачам род войск. Одним из приоритетных направлений их дальнейшего развития является формирование инженерного батальона в составе каждой боевой бригады, что значительно повысит возможности соединения. Кроме того, планируется реорганизовать инженерные подразделения дивизионного и корпусного уровня. .

Другое важное направление развития инженерных войск предполагает использование в них образцов ВВТ, позволяющих с учетом опыта военных конфликтов последнего десятилетия более эффективно проводить работы по разминированию и восстановлению разрушенной инфраструктуры населенных пунктов.

По оценке американского командования, опыт задействования инженерных формирований СВ в Ираке и Афганистане показал высокую функциональность существующей структуры этого рода войск и подтвердил правильность подходов к его использованию в современных видах войн и вооруженных конфликтах.

1 Для бронетанковых бригад - два, для легких и механизированных бригад "Страйкер" - до четырех.

2 При необходимости увеличения грузоподъемности до 110 т устанавливаются два спаренных моста. Восемь человек развертывают один мост длиной 40 м за 1,5 ч (в светлое время суток).

3 Грузоподъемность моста до 100 т. При переправе подразделений на многоцелевых автомобилях повышенной проходимости типа "Хамви" организуется двухполосное движение (при скорости течения до 3,5 км/ч). Для перевозки конструкций моста в роте находится 56 транспортных средств. Установка конструкций моста и перемещение паромов осуществляются при помощи 14 катеров.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»