Храм артемиды в турции. Храм Артемиды в Эфесе (Турция)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Храм Артемиды в Эфесе был известен далеко за пределами города по всей территории древней Греции. Он был зачислен в число «Семи чудес света» — список самых прославленных достопримечательностей Древнего Мира. Сегодня остатки знаменитого храма Артемиды находятся в современном городе Турции Сельчуке , недалеко от античного Эфеса (), и посетить его можно, отправившись на .

Артемида почиталась как богиня плодородия, покровительница луны, животных и охоты, позже как покровительница целомудрия и хранительница рожениц. Культ богини Артемиды был очень значим в .

Храм в честь Артемиды строился и перестраивался много раз. Место для храма было выбрано не случайно – в древности на этом месте располагалось святилище карийский богини плодородия. Первоначальные деревянные постройки разрушались от землетрясений, сгорали в пожарах и приходили в ветхость со временем. В середине VI века до н.э. эфесцы решили построить самый большой и самый красивый храм для покровительницы города. Царь Лидии Крез, славившийся своим богатством, сделал крупное пожертвования на строительство храма.

Для того, чтобы храм не был разрушен землетрясениями, архитектор Херсифрон из Кносса решил строить новый храм на болотистом участке рядом с Эфесом. Мягкая почва должна была самортизировать колебания грунта при землетрясениях.

Чтобы защитить храм от проседания в болотистую почву, был вырыт огромный котлован и заполнен многометровой смесью угля и шерсти. Решение было нестандартным, но горожане одобрили проект.

Началось строительство храма. Чтобы доставить колонны к храму, приняли необычное решение: колонны перевозились не на повозках, которые вязли в мягком грунте, а были сами превращены в своеобразные колеса. К стержню в верхней и нижней части колонны пристегивалась упряжка волов, это позволило колоннам послушно катиться на предназначенное им место.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Известна легенда, по которой каменная балка порога никак не хотела занимать свое место. Архитектор Херсифрон был в отчаянии и готов был покончить с жизнью, но богиня Артемида сама вмешалась в строительство храма и помогла упрямой балке лечь на отведенное ей место.

Однако Херсифрон не успел закончить свое великое творение. При нем было сведено здание храма и установлена колоннада. Строительство храма затянулось на 120 лет. Храм достраивали сперва его сын Метаген, а позже — Пеонит и Деметрий.

При архитекторе Метагене была закончена верхняя часть храма. Но возникла новая трудность – архитрав нужно было положить на верх колонны осторожно, чтобы не повредилась капитель колонны. Проблема была решена опять нестандартным образом – на вершину колонны были положены мешки с песком. На мешки аккуратно укладывали балки, под их тяжестью песок высыпался, и балка постепенно занимала нужное место.

Архитекторы Пеонит и Деметрий закончили строительство храма к 550 году до н.э. Огромный храм Артемиды был длиной 110 метров шириной 55 метров. Два ряда 18-метровых колонн окружали храм. По легенде «127 царей подарили по колонне» прекрасному храму. Крыша была покрыта не черепицей, как это делалось обычно, а мраморными плитами.

Но храм простоял менее 200 лет.

По легенде, в ночь, когда в столице Македонии родился будущий Александр Великий, некий Герострат, желая прославиться в веках, сжег храм Артемиды, в 356 году до н.э. Легенда гласит, что богиня Артемида помогала рождению Александра и не могла защитить храм.

По решению городского совета наказанием для преступника должно было стать его полное забвение, но не смотря на это имя дошло до наших дней, став нарицательным.

Храм сильно пострадал при пожаре, и на его восстановление эфесцы не жалели своих сбережений и украшений. При содействии Александра Македонского началось восстановление храма в еще больших масштабах, и к III веку до н.э. строительство было закончено. Руководил работами архитектор Александр Дейнократ (или Хейрократ, согласно Страбону), который сохранил прежний план храма, возведя его на более высоком основании.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Пораженный масштабами нового творения, Александр Македонский предложил эфесцам покрыть все текущие и будущие расходы на создание храма с условием, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично ответив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам». Храм в Эфесе так и остался храмом Артемиде.

До нашего времени дошла еще одна легенда. В знак благодарности Александру Македонскому за участие в восстановлении храма после пожара, жители города Эфес заказали художнику Апеллесу портрет полководца. На портрете он был подобно Зевсу изображен с молнией в руке. Картина оказалась настолько совершенной, а оптический эффект, который убеждал смотрящего на картину, что рука с молнией выступает за пределы полотна, настолько впечатлял, что заказчики заплатили художнику целых двадцать пять золотых талантов. Сумма вошла в историю, так как за последующие три столетия такую сумму за одно полотно не удалось получить ни одному художнику.

Храм Артемиды в Эфесе фото. Реконструкция

В украшении храма принимали участие лучшие скульпторы и художники. Храм Артемиды в Эфесе был выполнен из мрамора и известняка. 120 колонн высотой 20 метров обрамляли его. Колонны были сделаны из огромных блоков, скрепленных между собой. Внутри храм Афродиты был украшен скульптурами Праксителя и рельефами Скопаса. Храм был крупнейшим храмом древнего мира. Даже Парфенон в Афинах был намного меньше эфесского чуда света.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

В храме была установлена статуя богини Артемиды. При раскопках храма была обнаружена мраморная многогрудая богиня Артемида, которую можно увидеть в музее Эфеса. Артемида «Полимастос» с тремя рядами грудей (по другой версии – бычьих яичек) являлась символом изобилия.

Артемида Эфесская

До сих пор точно не известно о происхождении этих образований на богине. Наиболее аргументированной представляется гипотеза о том, что «эти образования» — бусы, которые вешались на статую в ритуальных целях. Данная гипотеза подтверждается большим количеством бусинок в форме сосудов, которые были обнаружены при раскопках в Артемисионе Эфеса. При всей загадочности происхождения облика Артемиды ясно только одно, культ богини Артемиды в Эфесе в своей основе восходит к культу восточной Великой матери, существовавшему на этих территориях в древности. Это подтверждает и тот факт, что несмотря на трудности с построением храма именно на болотистой территории, храм не был перенесен на другое более подходящее место. Версия о «многогрудости» Артемиды была описана в основном только христианскими авторами, по одной из версий в целях дискредитации богини, как пережитка язычества, и которая не вписывалась в новую концепцию.

Храм Артемиды в Эфесе был не только местом культа богини плодородия Артемиды, но и деловым и финансовым центром древнего Эфеса. Он был полностью независим от властей Эфеса и управлялся жрецами.

Как и рассчитывал Архитектор Херсифрон, храм Артемиды на болоте простоял еще почти пятьсот лет. В эпоху римлян он стал называться храмом Дианы, императоры дарили ему золотые и серебряные статуи. Богатство и красота храма принесли ему большую славу и поставили в число семи чудес света.

Согласно легендам богиня Артемида не желала расставаться со своим местом обитания. Эфесцы изгнали апостола Павла и тех, кто решил следовать за ним. За это и получили наказание.

В 263 году храм Артемиды был разграблен племенами готов, однако окончательное разрушение храма Артемиды произошло в 400-х годах, когда культ богини Артемиды потерял свое значение. На месте храма была построена церковь, которая также со временем разрушилась.

В Византийский период облицовку из мрамора стали растаскивать для нужд строительства других зданий. После того, как разобрали крышу, единство общей конструкции было нарушено, колонны стали падать и тонуть в болоте. За несколько десятков лет последние следы самого прекрасного и большого храма Ионии потерялись, даже место храма было забыто.

Английский археолог Вуд долгое время искал руины храма и в 1869 году, наконец, нашел. Фундамент святилища Артемиды был открыт только в ХХ веке. Под фундаментом более позднего храма был обнаружены остатки храма, сожженного Геростратом. И имя, которое эфесцы решили забыть, опять вспомнили.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

От одного из чудес света – храма Артемиды – в наше время осталась одна колонна. Высота колонны составляет 14 метров и это ниже оригинальной колонны на 4 метра.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

В 1870 году экспедиция Британского музея производила раскопки в Эфесе, в ходе которых были обнаружены лишь часть фрагментов фриза и более мелкие детали. Сейчас эти экспонаты находятся в археологическом музее Стамбула и Британском музее Лондона.

Храм Артемиды в Эфесе находится в так называемом Артемисионе. Найти его можно, если свернуть на первом повороте из Сельчука на дорогу, ведущую в Кушадасы и к нижнему входу в Эфес.

На осмотр руин храма Артемиды будет достаточно 15 минут, поэтому посетить его можно не торопясь после посещения Эфеса.

Вход на территорию Артемисиона в Сельчуке бесплатный.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе


Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Его, конечно, строили – и не раз. Но деревянные здания быстро ветшали или гибли от нередких в этих краях землетрясений. Знать гневалась на горожан великая богиня! И, чтобы тронуть ее сердце, в середине VI века до н.э. решили построить для нее жилище, которое простоит века.

Вдохновленные идеей соседи обещали помощь. Плиний пишет: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Возможно, царей столько и не было в округе, но доля истины в его словах есть.

Известно, что богатейший из деспотов, царь Лидии Крез – и это имя известно поныне!- сделал немалый взнос. Колонн вокруг здания тоже было множество – знаменитый Херсифрон предложил окружить мраморный храм двумя рядами стройных мраморных стволов…

Храм богине Артемиде

Храм никак не должен был уступать по красоте той, в честь кого он был воздвигнут. Как рассказывают мифы древних греков, Артимида была сестрой златокудрого Аполлона и дочерью всемогущего Зевса, царя богов и людей.

Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом – покровительницей целомудрия и хранительницей рожениц.

Величайшие греческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты - она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.

Херсифрон архитектор храма Артемиды

Храм обещал быть красивым. Но красота – то, что было всегда подвластно грекам. А вот как обеспечить сооружению долгую жизнь? Херсифрон решил ставить храм на болоте у реки. Над ним сперва посмеялись – но, послушав его доводы, рассудили, что мастер, пожалуй, прав.

Мягкая болотистая почва будет служить вечным амортизатором при землетрясениях. И тут еще одни голос раздался – что, если мраморный колосс увязнет в трясине? А чтобы под своей тяжестью он не погрузился в землю, ответил Херсифрон, надо вырыть глубокий котлован. Заполним его смесью древесного угля и шерсти – и выйдет подушка толщиною в несколько метров. Которая прослужит вечность.

Воплощение столь оригинальной идеи требовало нестандартных решений. Надо было доставить через болото многотонные колонны. Какие только повозки ни конструировали строители – они все вязли и вязли,… тогда Херсифрон превратил сами колонны в колеса – в торцы стволов вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли оглобли. И колонны послушно покатились за десятками пар быков…

Поистине гениален был великий Херсифрон. Когда же и он оказывался бессильным – на помощь спешила сама Артемида. Ну, никак не удавалось уложить на место каменную балку порога! Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления.

И все же, несмотря на усилия охотницы с Олимпа, Херсифрон не успел достроить храм. Дело продолжил его сын Метаген, а когда и тот скончался, за дело взялись Пеонит и Деметрий.

Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе

Как выглядел тот Храм Артемиды в Эфесе – мы уже никогда не узнаем, Потому что в 365 году до н. э. жил в Эфесе человек по имени Герострат. Давно уже стала притчей история маленького человека, который решил себя обессмертить, совершив преступление века…

Движимый странным тщеславием, он поджег храм Артемиды. Подобно гигантскому факелу вспыхнуло прекрасное строение! Выше неба взметались искры, с треском падали балки, раскалывались колонны, навек исчезали в огне разноцветные фрески…



Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил – а давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

С той поры повсюду люди рассказывали друг другу: «А знаете, что за казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут! Его имени не узнают потомки. А кстати, как его звали? Ах да, Герострат…»

Второй храм Артемиде – второй архитектор Герострат

Забыть Герострата не удалось еще и потому, что, благодаря его преступлению, в Эфесе появилось настоящее чудо света. Второй храм строил архитектор и неутомимый выдумщик Хейрократ, мечтавший превратить гору Афон в Статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого струится река. Все завершили в считанные годы – ведь путь по болоту был уже проторен. На новую подушку положили новое здание, еще больше прежнего – 109 м в длину, 50 – в ширину.

«После того, как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма», - писал Страбон. Ничего не пожалели эфесцы для богини-покровительницы!

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса. Все как один любовались дивными картинами – вот Одиссей в припадке безумия запрягает вола с лошадью, вот воин, вкладывающий свой меч в ножны,… а вот и он – великий Александр Македонский, родившийся, по странному стечению обстоятельств, в тот день и час, когда Герострат вершил свое черное дело. Римский историк Плутарх позже напишет об этом: «Богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм…»



А потом он вырос и стал великим полководцем. И подошел к Эфесу в разгар строительства. Пораженный его размахом, он тот же предложил отнести все затраты – прошлые и будущие – на его счет. При одном условии: чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Как отказаться от благодеяния? Искушение велико – в единый миг любимые женщины могут получить назад свои украшения, да и город в долгах.… Но честь эфесцам была дороже золота. «Негоже богу воздвигать храмы другим богам», - сказали они Александру. И храм так и остался – просто храмом Артемиды в Эфесе.

Но, чтобы Александр не затаил обиды, эфесцы заказали художнику Апеллесу его портрет. На нем полководец стоит с молнией в руке, подобно Зевсу… Рука словно выступает из полотна, так велико было мастерство художника. Горожане испытали священный трепет – и заплатили автору 25 золотых талантов. Ни одному из художников не довелось с тех пор получить такого гонорара за одну работу…

Храм Артемиде считался третьим чудом на Земле

Давно почивший Херсифрон не ошибся в расчетах - храм-на-болоте простоял еще половину тысячелетия. Берегли его и римляне – сам Вибий Салютарий подарил храму Дианы, как стал он называться, много золотых и серебряных статуй. Храм был настолько красив и богат, что впоследствии его причислили к великим чудесам света. Он считался третьим великим чудом на Земле.

Говорят, что во времена раннего христианства богиня долго не желала уступать свою славу тому, кто шел ей на смену. Эфесцы бесцеремонно изгнали апостола Павла и тех, кто пошел за ним.… А вскоре на город обрушились готы, разграбившие святилище. Но и опустев, оно продолжало стоять – как последний оплот уходящей эпохи.… И, лишь когда мраморную облицовку стали растаскивать на постройки, разобрали крышу – храм обрушился в болотную топь… Обломки того, что веками восхищало и вселяло трепет, безжалостно поглотила трясина, которую удалось обмануть хитроумному Херсифрону.

Она цепко держала свою добычу. Английскому археологу Вуду потребовался ни один месяц, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему, наконец, повезло. Что же обнаружилось под древним фундаментом? Правильно – следы сгоревшего храма Артемиды в Эфесе . И человечество вновь вспомнило полузабытое имя Герострата.

Фото которого сегодня изображают всего несколько колонн, по праву считается одним из чудес античного мира.


По легенде, Артемида - сестра-близнец Аполлона - заботилась о животных и растениях, опекала домашний скот и диких зверей, могла вызвать рост деревьев, цветов и кустарников. Не обделяла она своим вниманием и людей, давая им счастье в семье и благословение на рождение детей. Женщины часто приносили ей жертвы как покровительнице продолжения рода.

Первый храм Артемиды был построен в шестом столетии до нашей эры в греческом городке Эфес, который в настоящее время является турецкой провинцией Измир. В середине четвертого века до н.э. он был сожжен Геростратом, затем восстановлен и снова разрушен готскими варварами.

Храм Артемиды стоял на месте находившегося в этой области святилища карийской богини, покровительницы плодородия. Средства на его строительство были пожертвованы знаменитым лидийским богачом царем Крезом, надписи которого до сих пор сохранились на базах колонн, а проект, как пишет Страбон, был разработан архитектором Херсифроном из Кносса. При нем была установлена коллонада и возведены стены, а когда он скончался, строительство продолжил его сын, а после - зодчие Деметрей и Пеоний.

Огромный белокаменный храм Артемиды вызывал восхищение и удивление. Точных сведений о том, каким именно образом он был украшен внутри, до нас не дошло. Известно лишь, что скульптурным убранством одного из чудес Древнего мира занимались лучшие мастера, а сама статуя богини была создана из слоновой кости и золота.

Это священное место использовалось не только для проведения религиозных служб и церемоний, оно почти сразу же стало деловым и финансовым центром Поскольку им управляла коллегия только из жрецов, он был практически независимым от городской власти.

В 356 году до н.э., в ночь, когда родился Александр Македонский, тщеславный Герострат, желая прославиться, поджег этот великолепный храм. Однако к началу третьего до нашей эры века храм Артемиды был полностью восстановлен и получил прежний вид. Деньги на реконструкцию были выделены Александром Македонским, а проводил работы архитектор Хейнократ, который на этот раз поднял здание на еще более высокое основание. Размеры храма были внушительными: 51 метр в ширину и 105 - в длину. Крышу поддерживало 127 колонн в восемь рядов.

Храм фото которого, к сожалению, сегодня изображают только одну восстановленную колонну, внутри украшали статуи и рельефы Скопаса и Праксителя. Эфесцы, в благодарность заказали его портрет, который изображал великого полководца подобно Зевсу - с молнией в руке.

А в середине третьего столетия святилище Артемиды разрушили готы. Позже на его месте была построена небольшая церквушка, которая тоже была снесена.

Облицовочные были разграблены, крышу разобрали, вскоре колонны начали падать из-за нарушения единства конструкции. Падающие каменные блоки со временем засосало болото, на котором был построен храм Артемиды. А несколько десятков лет спустя то место, на котором стояло одно из лучших архитектурных произведений Ионии, было даже забыто.

Долгие годы понадобились английскому исследователю Вуду для того, чтобы найти хоть какие-то следы храма, и в 1869-м ему, наконец, повезло. Работы по вскрытию фундамента храма были закончены только в прошлом веке, и в это же время были найдены и следы колонн самого первого варианта, сожженного Геростратом.

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида. Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников. Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города.

Строительство святыни

В VI веке до н.э. в Эфес прибыл Харсифрон, известнейший архитектор. Именно ему принадлежит идея постройки здания из мрамора. Согласно его замыслу, храм должны были опоясывать два ряда внушительных колонн. При этом мастер, судя по всему, обладал незаурядным инженерным умом, поскольку проект является самым сложным и в то же время оригинальным из всех, что разрабатывались в то время. Так как город был богатым и мог себе позволить постройку такого большого и дорого здания.

Но было одно препятствие - не было еще найдено месторождение, способное удовлетворить аппетиты проекта. Но вскоре, благодаря случаю, достаточное количество камня было найдено, и храм успешно построили. Отдельное место в конструкции здания заслуживают как раз монолитные мраморные колонны. Их перевозили сюда прямиком из каменоломен, расположенных в десятке километров от строительной площадки. Фундамент храма представляет собой высший пилотаж инженерной мысли.

Здание строили на болотистой местности, поскольку еще жива была печальная память об обрушившихся на Элладу землетрясениях. На месте будущего строения был вырыт огромный котлован, который строители заполнили древесным углем и шерстью. Это и плюс весьма неортодоксальный фундамент Храма должны были стать гарантией того, что здание выстоит при подземных толчках любой мощности.

В главном зале Храма была установлена удивительной красоты статуя богини Артемиды, высота которой составляла около 15 метров. Она была очень дорогой, поскольку сплошь и рядом ее инкрустировали драгоценными камнями и золотом. В художественном оформлении здания принимали участие выдающиеся греческие художники и скульпторы. Слухи о прекрасной святыне быстро распространились по всему античному миру, и впоследствии Храм Артемиды стал одним из Семи чудес света.

Судьба Храма

Следует отметить, что Харсифрон не успел довести строительство до конца. Но дело продолжил его сын, а после - архитекторы Пеонит и Деметрий. И вот примерно в 450 году до н.э. мир увидел непревзойденный Храм Артемиды. Говорят, что если бы он сохранился по нынешний день, то мог бы затмить любой из ныне существующих шедевров архитектурного искусства. Но, к сожалению, в 356 году до н.э. Герострат, одержимый идеей прославиться любой ценой, устроил в здании пожар.

Здание было практически полностью уничтожено, естественно, за исключением тех элементов конструкции, которые были изготовлены из мрамора. После этого Храм Артемиды несколько раз возрождался и вновь прекращал свое существование. Но в 263 году до н.э. он был в последний раз разграблен готами. Окончательно «мраморное» здоровье постройки было надломлено болотистой почвой, а также протекавшей неподалеку рекой Каистрой. И чтобы восстановить первоначальный облик здания, ученым со всего мира понадобилось несколько десятилетий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»