Главный калибр XXI века: Царь-пушки. Корабельные орудия Пушка возвращается под воду

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

XBT2B-D1 (кликабельно )


Желание вооружить самолет максимально тяжелыми пушками или ракетами совершенно понятно и разумно, но на пути конструкторов встала физика. Точнее, третий Закон Ньютона играл против пушек, а против ракет ополчилась аэродинамика. Но кто такой Ньютон, если война?! "В военное время синус может достигать четырёх ", как известно...


Впрочем, пушки, даже безоткатные, военных устраивали слабо, - даже если и без отдачи, - ствол более-менее мощной безоткатки старательно весил, чем немало мешал стремительным самолетам. Ракетные батареи на малогабаритных направляющих мертвой массы практически не имели, - но то, что они делали с аэродинамикой, - УК РСФСР квалифицировал, в свое время, как "..с особым цинизмом и жестокостью ". По военному времени было терпимо, но Вторая Мировая закончилась, а до третьей было некоторое время, которое хотелось использовать с толком. Нужно было найти решение, которое сочетало бы минимальную мертвую массу ракет и обтекаемость пушек. Но, как говорится, правльно заданный вопрос, - уже половина ответа . Извольте видеть решение:

На полях сражений Второй Мировой весьма недурственно зарекомендовали себя высокоскоростные 5" ракеты HVAR. Эти компактные ракеты развивали в полете вполне пушечную скорость в 1360 футов в секунду и летели почти на пять миль. Одно плохо - болтающиеся под крылом ракеты сильно мешали самолету летать, да и боекомплект оставлял желать лучшего - 8-16 ракет на самолет и все.


"Пушка" и БК крупно. Справа - 20мм пушка, для сравнения. (кликабельно )


Поэтому американские конструкторы решили совместить в одном флаконе безоткатку и головную часть ракеты HVAR. Итог их НИОКР перед вами. У самого мощного винтового штурмовика "Скайрейдер " пара 20мм пушек заменена на полуоткрытые (выхлоп вниз) трубы-"стволы", из которых стартуют активно-реактивные 127мм снаряды AERO X10A.

С аэродинамикой сразу полегчало, а боекомплект, - о, боекомплект нового решения мог удовлетворить самый взыскательный вкус маньяка и фаната бабахинга! 38(!) 127мм снарядов весом по 10 килограммов могли наворотить на земле таких дел, что мало не покажется никому. Тем более, что полный боекомплект мог покинуть самолет за, примерно, шесть секунд, - по три выстрела в секунду на каждый "ствол". Кстати, сама "пушка" вышла на удивление легкой, - всего 73 килограмма штучка. Вполне.

Экспериментальный самолет (заводской номер 09094) проходил наземные испытания в Naval Ordnance Test Center (NOTC) на авиабазе China Lake (Inyokern, California). Несмотря на то, что испытания прошли более-менее успешно, - систему на вооружение не приняли. Возникли проблемы с быстрой подачей таких совсем не самолетного калибра снарядов в ствол, разрешить которые так и не удалось, да и эффективная дальность ракет с урезанными двигателями оказалась слишком мала, чтобы рассчитывать на их безнаказанное применение.

Если настоящие полноразмерные HVAR летели на пять километров, что позволяло стрелять из-за пределов досягаемости всяких МЗА и ККП, - то с этими "пушками" пришлось бы соваться чуть ли не дистанцию пистолетного выстрела, что военных летчиков ну никак не устраивало. Машина осталась в истории с индексом на букву "X", т.е., eX perimental , а программа была свернута к 1950 году как бесперспективная.

Универсальная радиолокационно управляемая одноствольная 127-мм артиллерийская установка Мк 42 была принята на вооружение в конце 50-х гг., как преемница полуавтоматических установок: спаренной 127-мм артиллерийской установки с длиной ствола 38 калибров Мк 32 времен Второй мировой войны и 127-мм одноствольной артиллерийскую установку с длиной ствола 54 калибра Мк 39 первых послевоенных лет. Мк 42 способна к намного более высокому темпу огня и оснащена автоматической системой боепитания с двумя барабанами, в каждом из которых размещается 20 готовых к применению выстрелов. Управляемая электрогидравлическими приводами, Мк 42 может использоваться как в локальном, так и в автоматическом вариантах управления. Расчет для Мк 42 Mod 7/8 — 14 человек, из которых на установке фактически находятся четверо. Более чем 150 артиллерийских установок этого типа используются в военно-морских силах США, Австралии, Японии, Испании и Западной Германии. Вся серия пушек США была доработана к стандарту Мк 42 Mod 10 с дополнением комплекта. То же самое оборудование пригодно для более легкого варианта Мк 42 Mod 9, который был создан для фрегатов класса «Нокс». Оборудование для модернизации имеет твердотельную электронику, требует расчет на 10 процентов меньше и на установке находятся только двое, сокращая численность всего расчета до 12 человек. 127-мм ствол установки Мк 42 имеет обозначение Мк 18. Снаряд с полуактивной лазерной головки самонаведения находится на стадии закупок для них и более поздних установок Мк 45. Снаряд имеет длину 1,548 м, массу 47,4 кг и подобен по концепции снаряду «Копперхед» армии США для 155-мм гаубицы .

Тактико-технические характеристики артиллерийской установки Мк 42

  • Калибр, мм: 127;
  • Количество стволов: один;
  • Масса, т: 65,8 (Mod 7/8), 57,65 (Mod 9) и 63,9 (Mod 10);
  • Угол вертикальной наводки, град.: от минус 5... до +80;
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 810;
  • Масса снаряда, кг: 31,8;
  • Максимальный темп стрельбы, выстр./мин.: 20;
  • Дальность эффективного огня, км: 23,8 (по надводной (наземной) цели), 14,8 (по воздушной цели).

Американские военные эксперты встревоэенно обсуждают чудовищное орудие, поставленное на вооружение ВМФ России - АК-130.

Советская пушка калибра 130 миллиметров АК-130 является одной из лучших корабельных артиллерийских установок для защиты от роя беспилотников и огневой поддержки сухопутных войск, полагает американское издание The National Interest. Монструозная система, по мнению авторов портала, представляет смертельную угрозу для корабля противника, оказавшегося в зоне поражения.

Возможности АК-130 объясняются такими ее характеристиками, как скорострельность, масса снаряда и большой боекомплект. АК-130 позволяет делать 80 выстрелов в минуту, снаряд массой около 33 килограммов поражает цель на расстоянии до 23 километров. Система оснащена РЛС сопровождения цели, баллистическим вычислителем и лазерным дальномером.

Масса системы - более 100 тонн, еще около 40 тонн - масса погреба. Для сравнения, американская 127-миллиметровая одноствольная установка Mark 45 весит 45 тонн, а в ее погребе 20 готовых к выстрелу зарядов, тогда как АК-130 может нести в девять раз больше боеприпасов, отмечает The National Interest.

Разработка АК-130 началась в 1976 года в КБ «Арсенал». Двуствольная система принята на вооружение СССР в 1985 году. АК-130 размещены на кораблях ВМФ России, в частности проектов 956, 1144 и 1164.

Информация дана из lenta.ru

Более подробно эту публикацию освящает другой источник - профессиональный военный портал topwar.ru. Благодаря таким ТТХ, как скорострельность, масса снаряда и большой боекомплект, «АК-130 может считаться одной из лучших корабельных артиллерийских установок для защиты от роя беспилотников», отмечает издание.

Данные характеристики также означают, что «пушка превосходно подходит для огневой поддержки сухопутных войск и представляет смертельную угрозу для любого корабля противника, оказавшегося в зоне поражения».

По данным автора, история происхождения этой «монструозной» артиллерийской системы восходит к временам Второй мировой, «когда советские моряки были недовольны низкой скорострельностью орудий калибра 100-130 миллиметров, мешавшей эффективно использовать их против вражеской авиации».

Разработка установки велась в пятидесятые годы, «однако в 1957 году Никита Хрущев запретил создание морских пушек калибром более 76 миллиметров», напоминает издание.

Из-за этого решения крупнокалиберная артиллерия советских кораблей долгое время оставалась малоэффективной, пока, наконец, в 1967 году не началась работа над современной автоматической пушкой. «Уже первые одноствольные 130-мм установки, выпущенные в 1969 году, имели много общего с АК-130. Двуствольная система, получившая это название, была принята на вооружение в 1985 году», заключает автор.

А вот телеканал "Царьград" отмечает некоторые неподмеченные другими источниками характеристики данного орудия. Хоть АК-130 и весит несколько больше, чем ее ближайший американский "аналог" Мk 45, пишет издание, она все же способна нести в своем "багажнике" в 9 раз больше снарядов.

На правах справочной информации портал voenteh.com рассказывает об американском аналоге. Облегченная радиолокационно управляемая одноствольная 127-мм артиллерийская установка Мк 45 использует пушечный ствол Мк 19 и представляет по существу качественный скачок для американской технологии средней корабельной артиллерии.

Она была разработана для установки на вновь строящиеся корабли и полностью автоматизирована. Для ее обслуживания требуется только шесть человек в перегрузочном отделении погреба боеприпасов унитарного заряжания для перезарядки единственного барабана, рассчитанного на 20 унитарных выстрелов. Установка реализует все усовершенствования в 127-мм артиллерийской установке, которые были разработаны за последние 50 лет, начиная с 127-мм пушки с длиной ствола в 38 калибров.

В версии Мк 45 Mod. 1, выпущенной в 80-х гг., под палубные заряжающие механизмы были изменены, чтобы обеспечить быстрый выбор выстрела из нескольких типов боеприпасов, загруженных в барабан. Артиллерийская установка использовалась при обстреле берега в период участия военно-морских сил США в Ливане и показала себя исключительно надежной и легко обслуживаемой. До настоящего времени никакая другая страна пока не купила это оружие для своих кораблей, хотя она все еще находится в массовом производстве для военно-морских сил США, в том числе как главное артиллерийское вооружение для оборудованного «Иджисом» ракетного крейсера класса «Тикондерога» и ракетных эсминцев класса «Орли Берк».

127-мм/40 Тип 89

Береговая установка на атолле Кваджалейн
История производства
Разработано 1928–32
Страна производства Японская империя
Изготовлено, ед. ~1500
История службы
Годы эксплуатации 1932–1945
Состояло на вооружении Императорский флот
Характеристики орудия
Калибр , мм 127
Длина ствола, мм/калибров 5080/40
Начальная скорость снаряда,
м/с
720-725
Скорострельность,
выстрелов в минуту
12-16
Характеристики артустановки
Угол подъёма ствола, ° -8°…+90 °
Угол поворота, ° 360°
Максимальная дальность стрельбы, 14 800
Досягаемость по высоте, м 9400
Медиафайлы на Викискладе

История создания

Зенитное и универсальное морское орудие Тип 89 было разработано в 1929 году н. э. (соответствует 2589 году от восшествия на престол императора Дзимму) на основе орудия Тип 88, 1928 года разработки, предназначенного для установки на подводные лодки I-5 и I-6. Орудие отличалось простой конструкцией со стволом-моноблоком и горизонтальным скользящим затвором.

Если оно и уступало знаменитому американскому 127-мм орудию с длиной ствола в 38 калибров, то не очень сильно. Японцы смогли создать хорошее орудие, но, в соответствии с известной формулой «зенитное орудие эффективно настолько, насколько совершенна его система управления», а система управления была лучше у американцев.

В целом, Императорский флот Японии был удовлетворен противовоздушными возможностями этого орудия и использовал его как на крупных кораблях от крейсера и выше, как часть батареи ПВО , так и на малых кораблях и вспомогательных судах, в частности, как орудия главного калибра на эскадренных миноносцах типов «Мацу» и «Татибана» . Общий объём производства оценивается в 1306 единиц, причем 836 из них были произведены с 1941 по 1945 годы. 362 орудий были установлены на батареях береговой обороны, 96 из них в морском районе Йокосука и 56 в морском районе Куре .

Конструкция

Лафет вращался электромотором мощностью 10 л. с., предусматривалась и возможность ручного поворота. Заряжать пушку можно было при любых углах возвышения, теоретическая скорострельность достигала 14 выстрелов в минуту. Практическая скорострельность зависела от физических возможностей расчёта. Максимальная дальнобойность пушки по вертикали составляла 9400 м, а эффективная - только 7400 метров.

По калибру и длине ствола орудие было эквивалентно 5in/38 американской пушке . Тем не менее, оно использовало унитарные выстрелы весом 34,32 кг (75,6 фунта), тогда как американская пушка использовала раздельно-гильзовые боеприпасы, что позволило использовать относительно более тяжелый и мощный заряд. Сам снаряд весил 23 кг (50,7 фунта), что немного меньше, чем американский. Начальная скорость составляла 720 м/сек, что находится посредине между 5"/25 и 5"/38 американскими орудиями, и значительно ниже, чем у предшественницы - 12-см пушки (825 м/с). Снижение начальной скорости уменьшало эффективный потолок до 7400 м с 8450 м у предшественницы. Скорострельность увеличилась с 10-11 до 14 выстрелов в минуту (продолжительная стрельба соответственно 6-8 и 11-12 выс./мин.). Новая установка орудия имела угол возвышения 90°, а не 75° как 12-см пушка. Оба орудия использовали горизонтальные клиновые затворы. Сдвоенное установка 127-мм орудий поднималось гораздо быстрее, чем одиночная (12°/с против 6,5°/с), а угол поворота был медленнее (6°/с против 10°/с). Обе установки заряжались вручную под всеми углами, что означает, что скорость стрельбы снижалась на более больших углах возвышения.

Появившаяся к концу Второй Мировой войны авиационная техника не оставляла никаких сомнений в одном простом факте: существующие зенитные средства уже устарели. В самое ближайшее время все имеющиеся зенитные орудия не только потеряют свою эффективность, но и станут практически бесполезными. Требовалось что-то совершенно новое. Однако до создания полноценных зенитных ракет оставалось немало времени, а защищать воздушное пространство нужно было уже сейчас. Увеличение высот полета самолетов привело военных нескольких стран к своеобразному «увлечению» зенитными орудиями особо большого калибра. К примеру, в конце сороковых и начале пятидесятых в СССР конструкторы работали над проектом орудия КМ-52 калибра 152 миллиметра.

В это же время в Великобритании развитие зенитных систем также шло по направлению увеличения калибра. До 1950 года было проведено две опытно-конструкторские работы под названиями Longhand и Ratefixer. Целью обеих программ было увеличение калибра зенитных пушек и одновременное повышение темпа стрельбы. В идеале орудия этих проектов должны были представлять собой некие гибриды крупнокалиберных зенитных пушек и скорострельных автоматов малого калибра. Задача была непростой, но английские инженеры с ней справились. В результате программы Longhand было создано 94-мм орудие Mk6, также известное под именем Gun X4. Программа Ratefire привела к созданию сразу четырех 94-мм пушек, обозначенных литерами C, K,CK и CN. До 1949 года, когда Ratefire закрыли, скорострельность пушек удалось довести до 75 выстрелов в минуту. Gun X4 была принята на вооружение и использовалась до конца 50-х. Продукты программы Ratefire, в свою очередь, в войска не пошли. Результатом проекта стал только большой объем материалов, касавшихся исследовательской стороны проектирования таких артиллерийских систем.

Все эти наработки планировалось использовать в новом, более монструозном проекте. В 1950 году RARDE (Royal Armament Research & Development Establishment – Королевское управление по исследованию и разработке вооружений) выбрало в качестве разработчика новой системы известную фирму Vickers. В первоначальном техническом задании говорилось о создании скорострельного зенитного орудия калибра 127 мм (5 дюймов) с водяным охлаждением ствола при стрельбе и с двумя барабанными магазинами на 14 выстрелов каждый. Автоматика пушки должна была работать за счет внешнего источника электроэнергии, а в качестве метаемого снаряда предлагался стреловидный оперенный боеприпас. Управление огнем нового орудия, согласно заданию, должен был осуществлять один человек. Информация о расположении цели и необходимом упреждении выдавалась ему отдельной РЛС и вычислителем. Для облегчения разработки компания «Виккерс» получила всю необходимую документацию проекта Ratefire.

Проект назвали QF 127/58 SBT X1 Green Mace («Зеленая булава»).

Фото 2.

Поставленная перед Vickers задача была весьма непростой, поэтому RARDE разрешили сначала сделать орудие меньшего калибра и на нем отработать все нюансы полноценной пушки. Меньший калибр пробной пушки по факту оказался больше, чем у программ Longhand и Ratefire – 4,2 дюйма (102 миллиметра). Постройка опытной «малокалиберной» пушки под обозначением 102mm QF 127/58 SBT X1 закончилась в 54-м году. Восьмиметровый ствол этого орудия вместе с противооткатными устройствами, двумя бочкообразными магазинами, системами наведения, кабиной оператора и прочими системами в итоге потянул почти на 25 тонн. Само собой, такому монстру требовалось некое специальное шасси. В качестве оного избрали специальный шестиколесный буксируемый прицеп. На нем и установили все агрегаты опытной пушки. Надо заметить, прицеп смог уместить на себе только орудие с системой крепления, магазины и кабину оператора. Последняя представляла собой будку наподобие кабины современных автокранов. Поскольку наведение орудия, перезарядка и перекачивание воды для охлаждения ствола производились при помощи электромоторов, в состав комплекса пришлось ввести отдельные машины с электрогенератором и запасом снарядов. И это не считая радиолокационной станции, необходимой для обнаружения целей и наведения на них пушки.

Фото 3.

Фото 4.

102-мм зенитное чудо отправилось на полигон в том же 1954 году. После недолгих пробных стрельб для испытания противооткатных устройств и системы охлаждения начались полноценные проверки автоматики. Пользуясь возможностями электрического привода системы заряжания, испытатели постепенно поднимали темп стрельбы. К концу года его удалось довести до рекордного значения в 96 выстрелов в минуту. Надо заметить, это «чистый» темп стрельбы, а не практический. Дело в том, что механика перезаряжания могла выдать эти самые 96 выстрелов, но две «бочки» с 14 снарядами в каждой по определению не могли обеспечить залп длиной хотя бы в полминуты с максимальной скорострельностью. Что касается замены магазинов, то на опытной 102-мм пушке проекта Green Mace это производилось при помощи подъемного крана и занимало порядка 10-15 минут. Планировалось, что после отработки систем самой пушки будут разработаны средства быстрой перезарядки. Помимо рекордной скорострельности орудие имело следующие характеристики: 10,43-килограммовый подкалиберный оперенный снаряд покидал ствол со скоростью более 1200 м/с и летел на высоту до 7620 метров. Вернее, на этой высоте обеспечивались приемлемая точность и надежность поражения. На больших высотах из-за аэродинамической стабилизации снаряда эффективность поражения ощутимо падала.

Фото 5.

К весне 55-го испытания опытной 102-мм пушки закончились и фирма «Виккерс» приступила к созданию полноценного 127-миллиметрового орудия. И тут начинается самое интересное. Проект Green Mace и так является не особо известным, а что касается его поздних стадий, то тут больше слухов и предположений, нежели конкретных фактов. Известно только то, что в планы конструкторов входило два варианта «Зеленой булавы» – гладкоствольный и нарезной. Согласно одним источникам, орудие QF 127/58 SBT X1 было построено и даже успело начать испытания. Другие источники, в свою очередь, утверждают о некоторых проблемах в ходе разработки, из-за которых опытный образец 127-мм пушки построить не удалось. Приводятся примерные характеристики «полноразмерного» орудия, но точных данных до сих пор нет. Так или иначе, все источники сходятся в одном. В 1957 году, приняв во внимание неудовлетворительные характеристики проекта Green Mace по высоте досягаемости и точности, британское военное ведомство прекратило работы по скорострельной крупнокалиберной зенитной артиллерии. В то время общемировой тенденцией развития противовоздушной обороны стал переход к зенитным ракетам и «Зеленая булава», даже не закончив испытания, рисковала стать полнейшим анахронизмом.

Словно пытаясь уберечь интересный проект от такого «позора», RARDE в 1957 году закрыло его. До принятия на вооружение первой версии зенитного ракетного комплекса Bloodhound оставалось менее года.

Фото 6.

Фото 7.

Вот блогер strangernn задает такой вопрос: что хотели добиться французы со своей 127-мм скорострелкой Green Mace и куда спешили отставшие по своему пацифизму шведы со 120-мм автоматической зенитной пушкой? И сам отвечает: «Разве могли французы пройти мимо возможности роскошно встать на те же грабли, что и законодатели мод в зенитной артиллерии, съевшие во Вторую Мировую на них всех собак в округе (немцы тоже были знатоки, но им в этот момент было нельзя)? Ну, они на них и встали, построив в и испытав в 1948-1953 годах орудие «Canon SFAC antiaerien de 105″.

Зачем все европейцы последовательно делали это? Да все за тем же, — реактивные самолеты сбивать. С их высотами и скоростями снарядов надо было еще больше, объем подлежащего засеивания снарядами пространства вырос во много раз. А с учетом появления ЯО — даже одиночный самолет надо было сбивать с гарантией. Вот, пробовали…. Правда, калибр орудия французы выбрали менее бескомпромиссный, всего 105-мм, а в остальном… В остальном никуда особенно не денешься: два барабанных магазина на 10 выстрелов (и 11-я позиция в тракте подачи), — 22 выстрела (Наверное, 23 все-таки. В стволе первый-то снаряд должен же быть), которые могли быть выпущены чуть менее, чем за одну минуту (технический темп огня — 30 выстрелов в минуту). Это, все-таки, в 3-4 раза больше, чем самый тренированный расчет сумеет сделать. А в пересчете на батарею — уже близко к требуемому.

Фото 8.

Но, произошло то же самое, что и с другими проектами скорострельных крупнокалиберных зениток: подсчитав стоимость таких орудий, и приплюсовав к этому стоимость сотен и тысяч снарядов с радиовзрывателями — военные сообразили, что очень дорогие управляемые ракеты, — на самом деле, не такие уж и дорогие, и даже больше того, с учетом их дальнобойности (пушка стреляла всего на 17 километров по горизонту и до 9500 по высоте) — просто таки даже очень дешево. А про скорострельную зенитную крупнокалиберную артиллерию постарались забыть, как про страшный сон

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»