Что такое приказы в истории. Приказная система на руси

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Московский государь, объединивший под своей властью всю северо-восточную Русь, в управлении ею уже не мог обходиться при помощи тех органов, которыми пользовались его предшественники - Московский и другие удельные князья. Такими органами, как уже было сказано в своем месте, в центре государства были управители отдельных отраслей обширного дворцового хозяйства - дворецкий, казначей, стольник, чашник, конюший, ловчий, сокольничий и другие путные бояре, а в уездах и волостях - наместники, волостели и тиуны. Те дела, которые выходили из ведения всех этих правителей, решал сам князь единолично или советуясь с боярами. Органам княжеского управления в удельную эпоху были должностные лица, но не учреждения, не присутственные места с определенным кругом дел, с канцелярией и архивами. С объединением Великой Руси вокруг Москвы усложнились непомерно и увеличились правительственные задачи, и Московскому государю стало уже невозможно обходиться при помощи старых удельных сотрудников, а понадобилось много и других, новых, а главное - невозможно стало править так, как раньше - через лиц, потребовалось создать целые учреждения, присутственные места, бюрократические средоточения. Такие учреждения получили название приказов.

Приказы частью выросли вокруг прежних должностей удельной эпохи, а частью появились вновь для заведования делами уже чисто государственного значения, для которых в удельную эпоху не было никаких особых должностей. С расширением владений великого князя Московского расширилось и его дворцовое хозяйство, умножилось количество дел у тех лиц, которые им заведовали, и прежде всего у дворецкого. Одному ему и даже с помощником было уже не под силу справляться со всеми делами, и поэтому мало-помалу около него выросло целое учреждение со штатом дьяков и подьячих, с книгами и столбцами, получившее название приказа Большого дворца. Название Большого дворца этот приказ получил в противоположность другим приказам - «дворцам», которым на первых порах поручалось управление делами новоприсоединенных земель и княжеств. Таковы были приказы дворцов Нижегородского, Дмитровского, Ростовского, Тверского и Рязанского. С течением времени, однако, эти дворцы упразднились, и дела их распределены были между другими приказами, в том числе и приказом Большого дворца. Исключение представил приказ Казанского (и Мещерского) дворца, в котором сосредоточено было высшее управление областями царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Приказ Большого дворца заведовал содержанием дворца и теми людьми и местностями, которые доставляли это содержание. Таковы были: дворцовые села и разные оброчные имущества, московские ремесленные слободы, работавшие на дворец. Кроме того, в приказе Большого дворца судились те самые лица, которые освобождены были от суда наместников и волостей (преимущественно духовенство) и которых судил сам великий князь или его боярин введеный (дворецкий чаще всего бывал таким введеным, особо уполномоченным боярином). К приказу Большого дворца примкнули и стали к нему в подчиненное положение дворы: Кормовой, Хлебенный и Сытенный. В этих приказах сосредоточилось заведование теми делами, которые в удельное время подлежали ведению стольника и чашника, - около боярина-конюшия вырос в XVI веке приказ Конюший; соответствующие приказы образовались около ловчия и сокольничия. На место казначея удельной эпохи, принимавшего и хранившего княжеские доходы впредь до распоряжения князя, с образованием Московского государства, с увеличением поступлений и расходов и отчетности по ним, возник целый ряд приказов, а именно: приказ Большой казны, который под управлением боярина казначея собирал и хранил преимущественно прямые налоги и ведал судом и управой гостей и торговых людей; ему подчинен был Денежный двор, где чеканилась монета; приказ Большого прихода, который ведал преимущественно таможни, мосты и перевозы, а также московские лавки, которые давали правительству большие доходы; и, наконец, так называемые чети, или четверти, взявшие на себя во второй половине XVI веке в известных районах государства прием и учет прямых (и некоторых косвенных) налогов, в том числе и оброков, заменивших кормы наместников и волостелей, а в связи с этим - и высший суд над податными людьми этих районов (четверти, по-видимому, возникли как ответвления приказа Большой казны и были первоначально столами, или повытьями в этом приказе).

Но особенно творческая работа жизни проявилась в сфере государственного управления в собственном смысле. Для этого управления в удельное время не было никаких центральных органов, помимо князя и его думы. Теперь эти органы вырастают один за другим. Таким образом, возникает особый Посольский приказ, или особая канцелярия при государе и его думе по иностранным делам, которой заведует думный посольский дьяк. В этой канцелярии хранятся получаемые бумаги и изго-товляются отпускаемые, находится целый штат дьяков, подьячих и переводчиков. Образование такого учреждения было вполне естественно. Пока Московский князь был мелким владетелем, у него не могло быть большой и сложной дипломатической переписки. Не так стало, когда этот князь превратился в правителя огромного государства. Уже у Ивана III завязались оживленные отношения с соседями и даже отдаленными государствами Европы, и накопилось несколько ящиков дипломатических бумаг, которые по роду дел назывались немецким, волошским и т. д. и были отданы на хранение казначею. Чем дальше, тем более развивались дипломатические отношения, росла переписка и увеличивалось количество бумаг. В конце концов царь Иван Васильевич приказал в 1565 году построить особую Посольскую избу и сосредоточить в этой избе все делопроизводство по иностранным отношениям и весь архив. Таким же путем возникли и другие канцелярии думы - Разряд и Поместный приказ. В удельную эпоху все служебные назначения делались князем по совету с боярами или единолично. Таких назначений не могло быть особенно много, и потому не возникало надобности в особой канцелярии для записи этих назначений. Иное дело стало, когда под властью Московского князя объединилась вся великая Русь, оказались сотни мест и должностей, которые приходилось замещать, понадобилось давать сотни всяких поручений и т. д. Тут уже нельзя было без записей, без предварительного составления проектов служебных назначений к докладу государю и боярам. Эти записи и эти проекты стали необходимыми в силу требований местничества. Все это вызвало возникновение особой канцелярии при государе и думе - Разряда под управлением думного дьяка. Когда началась усиленная вербовка военнослужащих людей, то понадобилось вести списки этих людей и их денежных и поместных окладов. Это делопроизводство сосредоточилось также в Разряде. Через Разряд же шли различные распоряжения по обороне государства, по ведению военных действий, по управлению некоторыми окраинными городами, имевшими стратегическое значение. Для регистрации и учета земель, которые шли в раздачу военнослужащим людям при государе и думе, возникла третья канцелярия - Поместный приказ под управлением особого, иногда думного, дьяка.

Выяснившаяся потребность в создании особого пешего войска - стрельцов - вызвала к жизни и особый Стрелецкий приказ специально для набора и снабжения всем необходимым этого войска. С введением артиллерии возникло и особое специальное учреждение для литья пушек и ядер и заведования артиллеристами - Пушкарский приказ. Такие же специальные учреждения появились и для изготовления холодного оружия - приказы Оружейный и Бранный. В удельную эпоху великий князь сам с боярами разбирал тяжбы и иски, связанные с существованием холопства, важные уголовные и гражданские дела, переходившие к нему прямо в силу так называемых несудимых грамот. Теперь управиться ему со всеми этими делами стало немыслимо, и потому в центре возникают особые приказы для разбора таких дел - Холопий, Разбойный, судные приказы Владимирский. Московский, Дмитровский и Рязанский. Разнообразные отрасли государственного управления вследствие его осложнения получают теперь особые учреждения, которыми заведуют особые лица с дьяками и подьячими. Таким образом, возникают приказы Ямской, который заведует ямской гоньбой и ямщиками во всем государстве; Каменный, который заведует казенными постройками; приказ Книгопечатного дела, Челобитенный с 1550 года (комиссия по принятию прошений на Высочайшее имя) и т. д.

С конца XV и в течение XVI века в России складывается новая (по сравнению с периодом феодальной раздробленности) система центрального управления -- приказная.

Превращение Московского княжества в крупное централизованное государство, усложнение функций государственной власти должно было повлечь за собою крупные изменения в системе управления. Появился целый ряд дел и отраслей управления, которые не могли быть увязаны с системой дворцового управления. В практике Русского государства такие дела (отрасли) поручались («приказывались») какому-либо боярину или дьяку. Последние обзаводились помощниками и постепенно оформлялись приказы учреждения с вполне определившейся компетенцией.

Окончательное развитие приказной системы произошло во второй половине XVI века. Во многом этому способствовали события, связанные с началом царствования Ивана IV. К середине века борьба за власть между боярскими группировками в малолетство Ивана дезорганизовала правительственный аппарат. Правительство молодого монарха было поставлено перед необходимостью изменения системы управления страной. Появляются центральные органы отраслевого управления - приказы. Таким образом, в развитии приказной системы можно выделить три этапа:

I этап. XV - начало XVI века - расширяются функции дворцовых ведомств; они превращаются в органы общегосударственного управления.

II этап. Первая половина XVI века - внутри дворцовых ведомств появляются самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими специальные поручения («приказ»).

III этап. С середины XVI века - приказы становятся исключительными органами центрального управления, совмещавшими административные и судебные функции.

Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40.

Термин «приказ» понимался современниками как любое ведомство безотносительно его места в структуре органов государственной власти, ведущее своё делопроизводство и наделенное судебной властью. Термин «приказ» начинает использоваться на практике с 30х гг. XVI в. Анализ статей Судебника 1497 г. позволяет утверждать о существовании в конце XV в. учреждений приказного типа «суда боярина», в функции которого входило осуществление судопроизводства. По меньшей мере, четыре должности составляли его штат. «Суд боярина» характеризуется в соответствии с нормами Судебника 1497 г. следующими чертами: во-первых, суд боярина центральный суд; во-вторых, суд боярина является судом первой инстанции; в-третьих, суд боярина обладает определенной компетенцией по подсудности; в четвертых, следует говорить о нескольких судах бояр, независимых друг от друга в административно иерархическом отношении, но обязанных координировать свои действия.

Появление первых приказов было вызвано распоряжениями монарха Ивана III, они упоминаются в источниках с конца XV в. В равной мере это относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций.

Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стоявшие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов.

Основная причина появления новых органов государственной власти и трансформации старой системы управления заключалась и в изменении условий общественной и государственной жизни, происшедших в последней четверти XV в. в связи с созданием единого русского государства. Необходимость эффективного управления повлекла за собой изменения в структуре органов государственного управления. Указанные изменения не были итогом целенаправленной политики по реформированию механизма государства. Новые ведомства возникали по мере необходимости и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях. В условиях партикуляризма как характерной черты средневекового права это не обязательно означало унификацию органов и принципов управления. Данное обстоятельство объясняет относительно длительный процесс формирования приказов как системы центрального управления на протяжении более чем полувека: с появления первых приказов в конце XV в. до административных преобразований 50х гг. XVI в.

Важной особенностью почти всех новшеств середины XVI века были сугубый практицизм правительственных мер, слабость их идейного обоснования и несовершенство или отсутствие у них законодательной основы. Приказы не имели регламента, который определял бы структуру новых учреждений и регламентировал их деятельность.

Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Служащие в приказах и княжеской администрации составляли костяк формирующегося дворянства.

Вся приказная система была основана на предположении личного участия царя в управлении. Приказные судьи и дьяки только приказчики царя. С течением времени, по мере роста государства, умножения и усложнения дел, личное участие царя в делах становится все затруднительнее, пока не делается во многих отношениях фикцией.

У московских царей не было постоянных контрольных учреждений, обычно они рассчитывали на частные изветы, жалобы пострадавших и обиженных, чем на сыскные и счетные приказы. Ревизии производились редко. Внутренний контроль в приказах не был предусмотрен определенными правилами и всецело зависел от предусмотрительности и служебного усердия судей и дьяков.

Важным средством контроля над приказными были челобитья населения. Никто не был ограничен в праве подать лично царю челобитную с просьбой о какой-нибудь милости, с жалобой на любой судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще.

Личный состав приказов был очень разнообразен. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Дьяки, первые приказные люди, зародившись в пределах государева двора и для целей дворцового управления, малопомалу проникают во все важнейшие отрасли суда и администрации. Всего в 38 приказах, находившихся в городе Москве, в середине XVII века дьяков было до 70 человек. Дьяки были главными дельцами приказов. В противоположность дворянам, которые садились управлять приказом между военной и дворцовой службами, дьяки были специалистами дела. Большинство дьяков происходило из подьячих, выслужившихся после нескольких десятков лет приказной работы.

Черную работу в приказах исполняли подьячие, набранные чаще всего из детей духовенства и посадских людей. Подьячие делились на старых и молодых. Молодые употреблялись для письма, а старые, как давно состоящие в должности подьячего и потому опытные и дело знающие, для более важных назначений.

В приказах имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах (Посольском и Казанского дворца) переводчики и толмачи.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Деление приказов на столы и количество столов было различным. К примеру, денежный и судный столы встречаются в большинстве приказов.

Эта структура была довольно устойчивой. Так, на протяжении XVII века в Поместном приказе было 4 территориальных стола: Московский, Псковский, Рязанский, Ярославский (Владимирский), хотя состав подчиненных им городов со временем изменялся. К концу века в этом приказе появились чисто функциональные столы: Вотчинных дел и др. Менее устойчивой была структура Разрядного приказа. В разные годы здесь существовали территориальные столы: Белгородский, Казанский, Московский, Новгородский, Смоленский и функциональные: Денежный, Приказной, Хлебный. Сибирский приказ был разделен только на территориальные столы: Ленский, Тобольский и Томский. Во многих приказах, даже крупных, деление на столы отсутствовало.

Повытья в основном создавались по территориальному принципу. Они получали названия по местности, делами которой занимались, либо назывались по фамилии стоявших во главе их подьячих. К примеру, в Московском столе Разрядного приказа было 8 повытий, в ведении каждого из которых было от 4 до 26 городов.

Обычно приказ помещался в просторной избе, его обстановку составляли простые деревянные столы и скамейки. Общегосударственные приказы чаще всего размещались в Кремле. В царствование Бориса Годунова между архангельским собором и Спасскими воротами было построено длинное двухэтажное здание, и каждый приказ занимал в нем по дветри комнаты. В одной из них работали дьяки, в другой подьячие, а третья предназначалась для хранения денег и документов. Просители ожидали решения вопроса в прихожей или на улице. Рабочий день в приказах продолжался по 12 часов и более. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел изза болезни, например, судьи, утраты документов изза продолжения работы над ними в домах судей и дьяков, непонимание многими служащими приказов новых задач, стоявших перед органами центрального управления, привели к отказу от приказной системы управления.

Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» какойлибо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.

Особенности приказов как органов государственной власти XVIXVII в. заключались, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими бюрократическими принципами:

  • 1) должностные лица приносили присягу и должны были лично исполнять обязанности;
  • 2) существовал порядок продвижения по службе;
  • 3) велась подготовка кадров служащих приказов;
  • 4) существовал единый порядок подготовки и рассмотрения дел;
  • 5) в приказах было развитое делопроизводство;
  • 6) существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц на выполнение определенных функций;
  • 7) за исполнение должностных обязанностей было предусмотрено частичное государственное обеспечение. Многие из указанных принципов, лежали в основе деятельности приказов уже в XVI в. Наибольшее значение они приобрели лишь в XVII в., в эпоху расцвета приказного управления.

Введение

Прика́зы - органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами , избами , дворами , дворцами , третями или четвертями .

1. Этимология

По мнению В.И.Сергеевича, приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно: какому-нибудь лицу, или нескольким, поручается ведение некоторых дел, «приказывается» ведать этими делами - и возникает приказ , который иногда даже называется именем человека, кому приказано, например «Приказ (четь) дьяка Варфоломея».

Название избы и приказа употреблялось сначала смешано, но затем за известными органами управления утвердилось название приказов, за другими - изб.

Название палата было более почётным, чем изба .

Дворами и дворцами назывались органы управления, заведовавшие преимущественно хозяйственной частью; иногда, впрочем, этим именем назывались и те органы управления, которые ведали отдельными областями государства.

Названия палата , двор , дворец заимствованы от помещений.

Происхождение названий трети и четверти стоит в связи с делением государства при Иоанне III на три части, при Иоанне IV - на четыре. Впоследствии название четверти стало присваиваться и другим приказам.

2. Появление и краткая история

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году, в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю .

2.1. Приказы при Иване III

Ко времени Ивана III Неволин относит появление приказов разрядного , холопьего , житного , Большого двора , казённого , постельного , конюшенного , а также приказов для управления отдельных княжеств и земель, приобретенных Иоанном III, и, наконец, приказов, которые позже носили название четвертей . Причем, наименование Большой приказ возможно, принадлежало приказам, заведовавшим делами собственно Московского Великого княжества, то есть земель, наследованных Иоанном III от своего отца, в противоположность приказам, которые, заведуя делами только отдельных княжеств, носили название от этих княжеств.

2.2. Василий III

При Василии Ивановиче (1505-1533) число придворных чинов увеличилось тремя: ловчим (с 1509 г.), оружничим (1511) и кравчим (1514), причём, вероятно, при каждом из них был учреждён особый приказ.

С завоеванием Смоленска появляется Смоленский разрядный приказ .

В 1516 г. был учреждён Ямской приказ.

2.3. Эпоха Ивана Грозного

Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды:

    Челобитный,

    Посольский,

    Поместный,

    Стрелецкий,

    Пушкарский,

  • Разбойный,

    Печатный,

    Сокольничий,

    Земские приказы,

а также четверти:

    Галицкая,

    Устюжская,

  • Казанский приказ.

2.4. Федор Иоаннович

С присоединением Сибири был образован Сибирский приказ.

С учреждением в 1589 г. патриаршества появились, вероятно, и патриаршие приказы - патриарший разряд и патриарший казённый приказ .

Борис ГодуновПри Борисе Годунове был вновь учреждён один только приказ каменных дел. Смутное время

После смерти Бориса Годунова до избрания на престол Михаила Фёдоровича Романова новых приказов не было учреждено, ввиду общей разрухи некоторые прекратили свою деятельность. Так, с потерей для России Смоленска был уничтожен Смоленский разрядный приказ, не встречаются также Дмитровский и Рязанский судные приказы.

2.7. Михаил Федорович

При Михаиле Фёдоровиче учреждено было несколько временных приказов, которые по достижении свое задачи прекращали свою работу. Из постоянных приказов в это царствование были основаны Дворцовый, Судный и Аптекарский приказ.

2.8. Алексей Михайлович

При Алексее Михайловиче создалось много новых приказов. Некоторые из них вызывались военными обстоятельствами и исчезали в мирное время: так, исчезли ещё при Алексее Михайловиче приказы столовых и счетных дел, полоняничный, денежной раздачи, литовский, лифляндских дел. Кроме них, при нём были основаны приказ тайных дел, хлебный приказ, панихидный, рейтарский, счетных дел, строения богаделен, монастырский, смоленский, малороссийский.

2.9. Федор Алексеевич

При Фёдоре Алексеевиче заметно стремление к сокращению количества приказов и к более правильному распределению между ними круга ведомства.

В 1677 г. челобитный приказ был соединен с владимирским судным, монастырский - с приказом Большого дворца.

В 1680 г. были соединены вместе приказы новгородский, владимирский, новой чети, галицкой чети и Большого прихода, при чём многие предметы их ведомства были отданы приказу Большой казны. В том же 1680 г. было сделано новое распределение ведомства ратных людей между П.

В 1681 г. дела холопьего приказа были переданы в судный. Вскоре после воцарения Фёдора Алексеевича был закрыт Приказ тайных дел, а в 1680 г. - Приказ строения богаделен.

2.10. Регентство царевны Софьи

В правление Софьи Алексеевны (1682-1689) был закрыт Панихидный приказ и вновь учреждён Великороссийский приказ.

2.11. После правления царевны Софьи до учреждения коллегий

Первоначально у Петра не было, по-видимому, определённого плана преобразования административных порядков; приказная система продолжает существовать, подвергаясь только частичным видоизменениям, в большинстве случаев не касавшимся сущности приказного строя: некоторые П. соединяются в одно целое, круг ведомства других расширяется, они получают новые названия, оставаясь, в сущности, старыми учреждениями, создаются новые П. Рядом с П. учреждаются канцелярии, по типу сходные с П. и отличающиеся от них только названием и, может быть, меньшим объёмом: ингерманландская, мундирная, банная и т. п. Впоследствии название канцелярия стало употребляться вместо П. Решительное преобразование приказного управления началось только с учреждением коллегий. В 1721 г. в Духовном Регламенте были изложены главнейшие основания реформы. В П. управление и решение дел было единоличным; в коллегиях дела решаются несколькими лицами. Этим гарантируется: 1) большая успешность в раскрытии истины; 2) большее уважение к приговору со стороны общества; 3) большая быстрота в решении дел; 4) меньшая возможность злоупотреблений со стороны судей и 5) большая свобода при решении дел.

2.12. Поздняя история приказов

Коллегии заменили П., но последние не исчезли совсем. Некоторые из них - под собственным именем (Малороссийский, Сибирский П.), другие - под именем канцелярий (Ямская канцелярия) продолжали существовать и пережили даже Петра I. Приказная система только постепенно уступила место новому порядку вещей. К ней иногда возвращались и после Петра I. В 1730 г. был восстановлен, например, Сибирский П., просуществовавший до 1755 г., вновь учреждены Судный и Сыскной П. Окончательно следы старого приказного московского строя исчезли только с изданием в 1775 г. при Екатерине II Учреждения о губерниях. Название П. удержано и здесь для некоторых учреждений (например Приказ общественного призрения), но характер этих учреждений и их положение в общем строе государства были совсем иные.

см. также Приказ общественного призрения

3. Расположение приказов

Основная статья: Здание приказов

Приказы располагались в Кремле. Большая часть приказов размещалась в длинном здании приказов, располагавшемся по бровке Кремлевского холма от Архангельского собора почти до Спасских ворот. Здания были разобраны в период с 1767 года по 1770 год .

4. Состав приказов, их ведомство и устройство

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие - письменной частью. Первые назывались судьями, вторые - дьяками и подьячими.

Судей в приказах было по одному, а в более важных - по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же - стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.

Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце - трубники, в других приказах - дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям. Профессор В. И. Сергеевич полагает, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин и профессор М. Ф. Владимирский-Буданов думают иначе. «Хотя по закону, - говорит первый, - в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел» («Соч.», VI, 141). «Даже в случае множественности членов, - замечает профессор М. Ф. Владимирский-Буданов, - присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718 г. (Полн. Собр. Зак., 3261), который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, по словам М. Ф. Владимирского-Буданова, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».органами управления в соответствующее подразделение о представлении...

  • Управление вексельным обращением в коммерческом банке (2)

    Реферат >> Астрономия

    Безусловное денежное обязательство, т.к. приказ его оплатить и принятие... кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный... городским отраслевым органам управления - департаментам, комитетам, главным управлениям (далее по...

  • Управление финансами муниципальных образований: состояние, направления совершенствования

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Г. № 114. 2.2 Характеристика деятельности органов управления финансами Лебедянского района Перечень органов управления финансами Лебедянского района... , Федеральными законами, Законами Липецкой области, приказами Министерства Финансов РФ, Бюджетным кодексом...

  • Управление качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

    Реферат >> Медицина, здоровье

    ... – осуществляется посредством обязательных для исполнения приказов , указаний, требований нормативной документации воспитательная... контроля Результат использования Аттестация персонала Орган управления здравоохранением Добровольно Экспертная оценка Присвоение...

  • Раньше, чем усложнилось управление государственными делами, произошло усложнение управления дворцовым хозяйством Московского княжества как вотчины московских князей. Первоначально князья управляли хозяйством лично, поручая, отдельные отрасли его своим слугам. Постепенно около этих слуг образовались целые дворцовые учреждения: это были или отдельные приказы, или подчиненные им части, называвшиеся "дворами". Так вокруг дворецкого сложился приказ Большого дворца, вокруг казначея - Казенный приказ, сокольничего - Сокольничий приказ, ловчего - Ловчий приказ, постельничего - Постельный приказ, конюшего - Конюшенный приказ.

    Самым старым дворцовым приказом является приказ Большого дворца, ведавший первоначально только московскими землями, так как вновь приобретавшимися землями заведовали другие приказы. Приказ Большого дворца разделялся на несколько подчиненных органов - дворов (а именно: казенный двор, сытенный двор, кормовой двор, хлебенный двор житенный двор). Для суда дворцовых служащих и крестьян существовал Дворцовый Судный приказ. Приказу Большого дворца были ведомы монастыри до 1649 года, когда для них был учрежден особый приказ - Монастырский.

    Из ведомства великокняжеского казначея образовался Казенный приказ (приказ Большой Казны), ведавший казну в широком смысле слова: деньги, товары, "твердую рухлядь" (металлы, иконы в ценных окладах, золотая и серебряная посуда, предметы домашнего обихода, драгоценные ткани), "мягкую рухлядь" (меха) и т.д.

    Среди московских дворцовых приказов следует отметить еще Конюшенный приказ, который ведал скотоводство вообще и коннозаводство, а также взимание пошлин с купли-продажи скота по всей Московской Руси. Кроме того, в ведении Конюшенного приказа находились все луга, "пожни" на Московской земле и доходы с них, как натурой, так и от продажи сена; в его ведении находилась также конюшенная казна (сбруя и пр), всякого рода средства передвижения: кареты, коляски, сани и т.п.

    Разные мелкие нужды царского обихода удовлетворял целый ряд мелких самостоятельных приказов: Аптекарский, золотой и серебряный, Постельный и др Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 373.

    В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Стрелецкий приказ ведал выдачей стрельцам жалования, наделял их землями и дворами, судил и т.п.

    Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.) История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 233.

    Одним из первых возник Разрядный приказ. Он ведал личным составом боярской и дворянской конницы, фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества -- по родовитости, знатности. Приказ регулярно проводил смотры дворян и детей боярских, определяя их готовность к воинской службе.

    Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами Сенин А. С. История российской государственности. М. 2003. С. 53.

    Поместный приказ занимался поместными и вотчинными делами, раздавал и отбирал поместья, следил за переходами их и вотчин от одних лиц к другим и судил истцов в земельных делах. Приказ производил описания земель и переписи населения, рассматривал споры по земельным делам служилых людей. В конце первой трети XVII века в Поместном приказе сосредоточилось писцовое дело всех поместных и вотчинных земель, которое до того он разделял с приказом Большого прихода и четвертями Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 371.

    Под названием четвертей или четей в XVII веке существовало шесть приказов. Вопрос о происхождении четей до конца не выяснен. С уверенностью можно сказать, что в начале второй половины XVI века в связи с отменой кормлений часть государства была разделена между 4 учреждениями, которые получили название четвертей. Чети должны были собирать со своих городов доходы, которые были предназначены на жалованье служилым людям, т.н. четвертчикам вместо отмененных кормлений.

    Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог - малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

    В 1624 году создается Иноземский приказ, который ведал военными, в основном офицерами, нанятыми на русскую службу за границей. Он выдавал им жалования, распределял по полкам, решал вопросы, связанные с их проживанием в России, и дела судебного характера.

    С 1649 года обязанности по комплектованию полков нового строя (рейтарских, драгунских, солдатских) были возложены на Рейтарский приказ Сенин А. С. История российской государственности. М. 2003. С. 53.

    Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Приказ судил их за преступления и проступки на службе и т.д.

    Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 233.

    В период сословно-представительной монархии возникает подобие центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. В 1682 году он был преобразован в Сыскной приказ. Обеспечением порядка в Москве ведал Земский приказ.

    Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии -- могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. Этот приказ имел двойное назначение. Во-первых, в нем были ведомы судом и управою дьяки и подьячие всех приказов, то есть ему были подсудны все иски частных лиц к приказным. Во-вторых, он был как бы канцелярией для челобитных, подаваемых царю Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 357.

    В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 234.

    В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

    Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Посольский приказ занимался делами иноземной торговли и судил иноземцев в торговых и других делах. В его же руках было дело выкупа пленных Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 370.

    Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе История отечественного государства и права / Под. ред. О. И. Чистякова. Ч. 1., М. 2003. С. 235.

    Каменный приказ управлял во многих городах каменщиками, занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.д.

    Важное место в системе приказов занимал Печатный, который хранил государевы печати и собирал печатные пошлины со всех документов, которые исходили из всех приказов, за исключением приказа Большого Дворца, который обладал самостоятельностью и сам брал пошлины со своих грамот.

    Казенные сообщения с городами поддерживал один из древнейших приказов - ямской. Он строил ямские слободы, наблюдал за ними, судил ямщиков, а в XVII веке стал собирать один из самых тяжелых прямых налогов - большие ямские деньги. Последнее придало ему значение важного финансового приказа.

    При царе Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, который можно рассматривать как симптом упадка приказного строя Веселовский С. Б. Московское государство: XV - XVII вв. Из научного наследия. М. 2008. С. 364. Приказ Тайных дел - это личная канцелярия царя. Он имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов.

    Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячие других приказов были обязаны предоставить в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций Сенин А. С. История российской государственности. М. 2003. С. 55.

    Приказы — распорядительные документы, издаваемые руководителем компании в рамках его полномочий и обязательные для исполнения подчиненными. В акционерных обществах должностным лицом, уполномоченным их издавать, считается генеральный директор, в медицинских учреждениях — главврач, на предприятиях — директор и т. д. Законную силу имеют только правильно оформленные распорядительные документы, содержащие все необходимые реквизиты и заверенные в надлежащем порядке.

    Самые важные изменения этой весны!


    • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

    • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

    • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

    • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

    • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

    Приказ — самый распространенный тип распорядительной документации. Они регулярно издаются даже в сравнительно небольшой компании, штат которой ограничен парой десятков сотрудников; с их помощью руководство решает текущие или стратегически значимые задачи — производственные, административные, хозяйственные или кадровые.

    Даже если у приказа нет установленной формы, укажите в нем все обязательные реквизиты. Бывает сложно придумать правильный заголовок, подходящую преамбулу и другие элементы документа. Редакция практического журнала «Кадровое дело» собрала советы, которые позволят вам .

    Виды приказов

    Любой приказ, издаваемый в организации, с точки зрения выполняемой функции можно отнести к одной из двух обширных категорий — по личному составу и по основной деятельности. издаются для документирования кадровых процессов — приема на работу, перевода и увольнения, поощрения сотрудников и применения к ним дисциплинарных взысканий, командировок и других процедур, без которых не обходятся трудовые отношения.

    Приказы по основной деятельности могут издаваться как по инициативе руководителя (поэтому такие документы называют инициативными), так и с целью исполнения распоряжений, поступивших из вышестоящих органов управления. Они позволяют осуществлять оперативное управление ключевыми производственными процессами, с их помощью оформляется утверждение графика отпусков или штатного расписания, изменение режима работы предприятия, внесение корректив в локальные нормативные акты, создание всевозможных комиссий и рабочих групп, аттестация и обучение сотрудников.

    Приказы по личному составу обычно сразу же начинаются с распорядительной части (хотя в отдельных случаях могут содержать и констатирующую) и составляются как в свободной форме, так и с применением унифицированных бланков Госкомстата или их аналогов, разработанных работодателем — все зависит от типа, функционального назначения и других особенностей документа. Например, для оформления приема на работу или направления сотрудника в командировку существуют унифицированные бланки, утвержденные Госкомстатом, а вот распоряжения об установлении надбавок, дежурствах или привлечении к сверхурочным работам составляются в произвольной форме.

    Стандартный образец приказа по основной деятельности состоит из двух частей — вводной, или констатирующей, и распорядительной. Как видно из названий, в первой части констатируется цель управленческого решения, а во второй — излагается непосредственное распоряжение руководителя. Поэтому распорядительная часть обычно начинается со слова «приказываю».

    Унифицированные формы в кадровом делопроизводстве

    Унифицированные «госкомстатовские» бланки широко применяются в кадровом делопроизводстве. До недавних пор какой-либо альтернативы привычным унифицированным формам не было, но после вступления в силу федерального закона №402-ФЗ от 6.12.2011г. («О бухгалтерском учете») каждый работодатель получил законное право на разработку собственных бланков на базе существующих стандартов. Впрочем, многие компании решили не изобретать велосипед и продолжили использовать для оформления основных кадровых процедур готовые формы, в том числе:

    • и (о приеме на работу);
    • и (о переводе на другую работу);
    • и (о предоставлении отпуска);
    • и (о прекращении действия трудового договора);
    • и (о направлении в командировку).

    Если речь идет об одном сотруднике, заполняется форма Т-1, Т-5, Т-6, Т-8 или Т-9, если же документ составляется на нескольких работников (например, когда в командировку одновременно направляется группа специалистов), используется форма с пометкой «а».

    Как оформить и утвердить приказ?

    Весь процесс работы с распорядительной документацией сводится к стандартной схеме:

    • подготовка проекта (предварительный, «черновой» вариант документа составляется, обсуждается, поступает на согласование и по необходимости редактируется);
    • утверждение окончательного варианта;
    • регистрация и тиражирование;
    • передача копий заинтересованных должностным лицам или структурным подразделениям;
    • помещение контрольного экземпляра в дело, а затем — передача на хранение.

    Одним из наиболее ответственных этапов в этой цепочке последовательных процедур считаются подготовительные работы. Зачастую ответственность за составление чернового варианта текста возлагается на секретаря, делопроизводителя, сотрудника отдела кадров (если речь идет об оформлении решения по личному составу) и т. д. Готовый, проверенный на предмет недоработок и ошибок документ передается руководителю для утверждения, а затем — на регистрацию.

    Некоторые виды распорядительных документов визируются не только генеральным директором, но и другими должностными лицами. Приказы по вопросам направления сотрудников в , или вызова из отпуска могут передаваться на подпись главному бухгалтеру, а связанные с увольнением или наложением дисциплинарного взыскания — юристу компании. Сделать это необходимо до того, как документ поступит к директору на подпись. Общий срок согласования не должен превышать пяти рабочих дней, если иной срок не указан исполнителем.

    Структура текста может быть простой (когда он касается одного вопроса или лица) или сложной, насчитывающей несколько разных распорядительных пунктов.

    Приказы должны оформляться в соответствии с нормами трудового законодательства РФ:

    • при увольнении работника обязательно указывается причина решения работодателя со ссылкой на конкретную статью, пункт или подпункт Трудового кодекса;
    • поощрение или наложение дисциплинарного взыскания необходимо лаконично, но ясно обосновать, указав причину и конкретный вид применяемого воздействия (выдача премии, объявление выговора, награждение ценным подарком и т. д.);
    • предоставляя отпуск, нужно указать его вид, продолжительность, а также точные даты начала и окончания;
    • отражаются его причина и вид (временный или постоянный), полное наименование новой должности сотрудника и структурного подразделения, в которое он переводится, сведения об изменении оплаты труда;
    • оформляя , нужно указать основные условия трудоустройства (срок, наличие и продолжительность испытания, размер оплаты труда);
    • при направлении в командировку прописывается ее цель, продолжительность, место назначения, даты начала и окончания.

    Оформление документа не должно противоречить требованиям ГОСТ Р6.30-2003 («Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»). Проследите, чтобы каждый приказ, издаваемый в организации, содержал обязательные реквизиты:

    • наименование организации или учреждения;
    • название вида документа;
    • дату и место издания;
    • заголовок к тексту;
    • регистрационный номер;
    • подпись руководителя;
    • визы согласования.

    Если распорядительная часть содержит конкретное задание, нужно указать ФИО и должность лица, ответственного за его выполнение, а также отведенные руководством сроки. Порядок выполнения постоянного поручения определяется не конкретным сроками, а заданной периодичностью реализации мероприятий: например, можно обязать сотрудника предоставлять еженедельную сводку или ежемесячный отчет о выполнении работ. Количество исполнителей при этом может быть любым. Детали поручения (схемы, графики, инструкции, таблицы) обычно оформляются в виде приложения. Приказы вступают в силу с даты издания (за исключением документов, в которых содержится иное указание).

    Процедура регистрации

    Каждому распорядительному документу в обязательном порядке присваивается регистрационный индекс в соответствии с утвержденной работодателем номенклатурой, в пределах календарного года. В большинстве случаев такой индекс представляет собой порядковый номер с кратким буквенным обозначением (например, «112-Л», где первая часть — порядковый номер, а вторая говорит о принадлежности документа к группе приказов по личному составу). В ходе регистрации реквизиты каждого документа переносятся в специальную форму — карточку, книгу, журнал, электронную базу данных.

    Вопрос из практики

    Как оформить приказ о наложении дисциплинарного взыскания

    Ответ подготовлен совместно с редакцией

    Отвечает Иван Шкловец,
    заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    Когда все доказательства вины сотрудника будут собраны: , , оформите приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

    Если взысканием является замечание или выговор, то приказ оформите в .

    А если в качестве взыскания организация решит уволить сотрудника, то оформите приказ о прекращении трудового договора по унифицированной , утвержденной или по . Издавать дополнительный приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в этом случае не нужно. Вместе с тем, и издание двух приказов не считают нарушением трудового законодательства. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда в .

    Задайте свой вопрос экспертам

    Сведения вносятся в журнал в хронологическом порядке, так что по последней записи сразу можно установить общее количество зарегистрированных работодателем документов определенного типа. Дополнительный плюс такой формы регистрации — невозможность изъять информацию о зарегистрированном приказе или внести ее «задним числом». С этой точки зрения даже самые современные электронные системы автоматизированной регистрации и хранения данных считаются менее безопасными, поскольку позволяют бесследно удалить сведения о документе.

    Если объем кадрового документооборота постоянно растет, появляется потребность в более подробной систематизации регистрационных данных. Для таких случаев рекомендуется завести несколько дополнительных журналов — например, отдельные журналы регистрации приказов о предоставлении отпуска, прекращении трудовых отношений и т. д. На обложке каждого журнала необходимо указать дату, с которой он ведется, и наименование организации. Журнал ведут до полного заполнения, а когда в нем уже не останется свободных граф, на обложке проставляется дата окончания и заводится новый экземпляр. Если за период ведения регистрации изменились реквизиты компании (например, организационно-правовая форма), вовсе не обязательно заводить новый журнал: достаточно обновить данные на обложке.

    Журнал регистрации приказов. Титульный лист

    Журнал регистрации приказов.

    Систематизация и хранение приказов по личному составу

    Хранение кадровой документации осуществляется в соответствии с «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (утвержден решением Министерства культуры РФ в 2010 году).

    Согласно требованиям законодателя, приказы, оформляющие трудовые отношения и отражающие важные факты трудовой биографии работника, необходимо хранить в течение 75 лет. Но есть и другая группа распорядительных документов, предназначенных для оперативного регулирования выполнения работником трудовой функции и подлежащих гораздо менее продолжительному хранению (5 лет). Поэтому перед тем, как отправить документы в архив, их необходимо поделить на две группы — по .

    Группа продолжительного хранения включает приказы:

    • о приеме на работу;
    • о переводе на другую работу;
    • о поощрении, награждении подарком и премировании;
    • о прекращении трудового договора;
    • о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
    • об установлении доплат и надбавок к должностному окладу (за стаж, совмещение, особые условия труда или характер работы), а также о любом другом изменении размера зарплаты как одного из существенных условий трудового договора;
    • о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы;
    • о направлении в зарубежную командировку или продолжительную (свыше одного месяца) командировку в пределах страны.

    Оригиналы в будущем могут понадобиться для удовлетворения социально-правовых запросов граждан о стаже работы, полученных наградах, размере заработной платы и других немаловажных аспектах трудовой деятельности. Поэтому нужно четко соблюдать сроки и условия их хранения. Ко второй группе относятся приказы:

    Документы такого типа формируются в дела с пятилетним сроком хранения, по истечении которого они уничтожаются с составлением соответствующего акта. Помните, что для организаций, относящихся к отдельным сферам деятельности, утверждены ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения. Приложения хранятся вместе с приказами, в отличие от документов-оснований (служебных и докладных записок, заявлений, копий личных документов сотрудников компании), которые помещаются в архив отдельно.

    Ошибки, часто допускаемые при оформлении приказов

    Несмотря на существование довольно четких стандартов оформления распорядительных документов, делопроизводители нередко допускают досадные ошибки — процедурные или правовые. Процедурные ошибки обусловлены умышленным или случайным отступлением от общепринятой схемы работы и обычно сводятся к несоблюдению требований, выдвигаемых законодателем и локальными нормами самой организации к содержанию и форме приказа.

    Чаще всего допускаются неточности в указываемых сведениях (паспортных данных, наименованиях структурных подразделений и должностей, реквизитах компании), не заполняются обязательные пункты, предусмотренные разработчиком формы («Дата составления», «Табельный номер», «Место составления», «Номер документа» и т. д.) Ошибкой считается также отказ от использования бланка установленного работодателем образца или применение нелогичных, размытых формулировок. Текст должен быть предельно четким и лаконичным. Использование оборотов, свойственных повествовательному стилю или способных трактоваться двояко, недопустимо.

    Визирование должностным лицом, не наделенным соответствующими полномочиями, или ссылка на ненадлежащим образом оформленный документ-основание — менее распространенные, но все же допускаемые в кадровой практике ошибки. Например, в общих случаях приказ о трудоустройстве работника издается со ссылкой на трудовой договор. Если договор по каким-то причинам признан недействительным, изданный на его основании распорядительный документ считается утратившим силу, а содержащееся в нем управленческое решение — не подлежащим исполнению. Любые другие распоряжения, при составлении которых работодатель ссылается на соглашения, акты и прочие документы, оформленные с нарушениями актуальных правовых норм, аналогичным образом теряют юридическую силу.

    Для приказов о прекращении трудового договора характерно несоответствие указанного в них основания увольнения формулировкам, содержащимся в Трудовом кодексе РФ, и отсутствие ссылок на конкретные статьи, пункты и подпункты. Предоставляя сотруднику отпуск, работодатели часто забывают указать его вид (основание) или продолжительность.

    Практическая ситуация

    Как оформить кадровые приказы в сложных ситуациях

    Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала « »

    Отвечает Вероника ШАТРОВА,
    эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

    С работником случился инсульт, он парализован. Родственники принесли документы, которые подтверждают инвалидность. Прекращаем трудовые отношения в связи с полной нетрудоспособностью. Кто имеет право подписи вместо работника, если он сделать это не может?

    Александр Виноградов, начальник отдела кадров (г. Мурманск)

    Графы под подпись сотрудника в приказе и личной карточке оставьте незаполненными. Укажите «невозможно ознакомить под подпись по медицинским показаниям» и внесите реквизиты документа об инвалидности. Поясняющую запись заверьте своей подписью с расшифровкой и проставьте дату ( )…

    Полная версия ответа доступна после бесплатной

    Отмена и исправление приказов

    Как поступить, если производственная ситуация изменилась, и внезапно возникла необходимость в отмене или изменении кадрового решения, которое уже успело вступить в силу? В этом случае придется издать новый приказ, отменяющий предыдущее распоряжение или изменяющий его отдельные пункты. В нем необходимо указать:

    • номер, дату и название документа, подлежащего отмене или изменению;
    • основания для отмены (изменения) решения с кратким изложением обстоятельств, послуживших причиной его пересмотра;
    • порядок действий, которые надлежит предпринять исполнителям в связи с новыми обстоятельствами;
    • ФИО и должность лица, уполномоченного контролировать исполнение распоряжения.

    Заголовок может выглядеть следующим образом: «О признании утратившим силу приказа по личному составу (основной деятельности)». Как только новая директива вступит в силу, действие предыдущего документа (или отдельных его пунктов, если речь идет о частичных изменениях) прекратится.

    Проверьте себя

    1. Какой вид приказов не предусмотрен действующими нормативными актами:

    • a. по личному составу;
    • b. по хозяйственно-административной деятельности;
    • c. по основной деятельности.

    2. Какой из документов составляется в свободной форме в отсутствие утвержденного унифицированного бланка:

    • a. приказ о привлечении к сверхурочной работе;
    • b. приказ о приеме на работу;
    • c. приказ о направлении сотрудника в командировку.

    3. Что обязательно присваивается каждому распорядительному документу:

    • a. регистрационный индекс в соответствии с утвержденной работодателем номенклатурой, в пределах календарного года;
    • b. порядковый номер в объединенном журнале приказов в организации;
    • c. регистрационный индекс в соответствии с законодательно утвержденным журналом индексов.

    4. Какие приказы необходимо хранить в течение 75 лет:

    • a. о предоставлении учебного отпуска;
    • b. о применении дисциплинарного взыскания;
    • c. о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

    5. Какой приказ необходимо обязательно доводить до сведения сотрудников с указанием даты ознакомления:

    • a. о направлении в ежегодный основной оплачиваемый отпуск;
    • b. о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
    • c. о применении дисциплинарного взыскания.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»