Общение как восприятие людьми друг друга психология. Общение как восприятие людьми друг друга

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Возникновение и успешное развитие общения связано с особенностями восприятия и понимания людьми друг друга. Эффективность взаимопонимания зависит от того, как люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них - самих себя и в целом ситуацию общения. Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как одна из основных составных частей общения. Условно этот процесс называют перцептивной стороной общения { .

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.

Социальная перцепция - это одно из самых сложных и важных понятий в социальной психологии. Его следует отличать от общепсихологического понятия «перцепция», которое трактуется как искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком окружающей действительности. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации.

«Понятие “социальная перцепция” включает в себя все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

  • собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения;
  • интерпретацию воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;
  • эмоциональную оценку;
  • построение стратегии собственного поведения» .

Само понятие «восприятие» не полностью отражает ситуацию общения. В отечественной литературе часто в качестве синонима понятию

«восприятие человека» употребляется выражение «познание другого человека» (А. А. Бодалев). В процесс межличностного познания включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и сопоставляет себя с партнером по общению. Эффективность понимания людьми друг друга зависит от действия ряда механизмов межличностного познания.

Важное место среди механизмов межличностного познания занимает идентификация , буквально означающая отождествление себя с другим человеком. Уподобление себя другому является одним из самых простых и доступных способов понимания другого человека. Оно представляет собой умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Когда мы хотим, чтобы нас поняли, мы говорим: «Встань на мое место!», «Побудь в моей шкуре!» Отождествление себя с кем-то позволяет построить свое поведение гак, как строит его другой. Психологический смысл этого процесса заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка формируются многие личностные черты, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации, гендерный, этнический и другие аспекты идентичности. М. Р. Битянова подчеркивает роль механизма идентификации в подростковом и юношеском возрасте: «Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе личностного развития, чаще всего - в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между сверстниками (например, отношение к кумиру)» 1 .

Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Эти качества делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей. Кроме общих способностей и жизненного опыта большое значение имеет такое свойство человека, как эмпатийность.

Эмпатия (от греч. ampatheia - сопереживание) - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (чувствование) .

Данный механизм познания и понимания человека включает в себя умение правильно представить себе, что происходит во внутреннем мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия - это аффективное понимание другого. Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация партнера по общению не столько продумывается, сколько прочувствуется. Развитая способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионально значимого качества практического психолога и педагога, как проницательность.

Наряду с идентификацией и эмпатией одним из основных механизмов межличностного познания и понимания является социальная рефлексия. Социальная рефлексия - это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Р. М. Битянова поясняет этот тезис на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

В начале общения область «неизвестного мне» шире, но в процессе установления открытых, прямых отношений мы получаем возможность лучше узнать себя, проявляясь во взаимодействии с партнером по общению. Таким образом, раскрывая в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души 1 .

Еще одна особая форма восприятия и познания другого человека - аттракция - основана на формировании по отношению к партнеру устойчивого глубокого чувства, чаще приязни. Однако не всегда оно должно быть положительным: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого человека.

Аттракция (англ, attraction ; от лат. attrahere - тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле - привлекать, склонять) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека .

Этот механизм социальной перцепции, связанный с выраженным интересом к другому, способствует более полному и глубокому пониманию партнера но общению. Изучая феномен аттракции, исследователи обнаружили, что фактор взаимной досягаемости оказывает влияние на возникновение заинтересованности и взаимной расположенности. Д. Майерс подчеркивает, что мы часто находим друзей среди тех, кто пользуется теми же проходными, участками для парковки и местами отдыха. Коллеги, которые случайно оказались соседями в офисе и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как членов одной социальной общности 1 .

Механизм социальной перцепции - каузальная атрибуция - связан с приписыванием человеку причин поведения. В обыденной жизни люди часто не знают причин поведения других людей, поэтому, особенно в условиях дефицита информации, они начинают приписывать людям как причины поведения, так и более общие черты, возможно, им не свойственные. Изучению процесса каузальной атрибуции в социальной психологии посвящен целый раздел. Наиболее известны среди создателей схем каузального анализа Э. Джонс, К. Дэвис, Г. Келли, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд.

Способность толкования поведения присуща каждому человеку и составляет багаж его житейской психологии. Анализируя, как «рядовой человек», «человек с улицы» старается понять и объяснить причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является, исследователи обнаружили, что люди избирают разные типы атрибуции в зависимости от того, являются они сами участниками какого-либо события или его наблюдателями. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается личностным склонностям совершающего поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Мера и степень приписывания причин может зависеть от степени уникальности или типичности поступка и степени его «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение связано с ролевыми образцами, поэтому легко объяснимо. Напротив, нетипичное поведение допускает множество интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и объяснению .

Один из центральных вопросов в этом направлении исследований - происхождение закономерных ошибок и искажений в процессе межличностного восприятия и познания. Исследователи атрибуции обнаружили, что часто, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления личностных черт и установок индивида. Это скептическое отношение к той роли, которую играет ситуация, Ли Росс (1977) назвал фундаментальной ошибкой атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других 1 .

Д. Майерс иллюстрирует этот феномен, описывая свои наблюдения, когда он вел занятия, которые начинались в 8:30 и 19:00. В 8:30 его встречали молчаливые взгляды; в 19:00 ему приходилось просить, чтобы компания не болтала во время занятий. В каждой ситуации кто-то разговорчивее других, но разница между двумя ситуациями увеличивает индивидуальные различия. Даже зная, как время дня влияет на разговоры в аудитории, ему так и хотелось предположить, что люди, которые приходят па занятия к 19:00, более экстравертированы, чем те молчаливые типы, что «подползают» к 8:30 .

Среди других ошибок и эффектов восприятия, вносящих искажение в межличностное познание, наиболее известными являются: эффект «простого нахождения в поле зрения», эффект «ореола», эффекты «первичности» и «новизны» и явление стереотипизации.

Множество экспериментов показало, что к возникновению чувства симпатии может приводить простое нахождение в поле зрения. Эффект «простого нахождения в поле зрения» - это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего. Этот эффект влияет на то, как мы оцениваем других: знакомых людей мы любим больше. Рекламщики и политики широко используют этот феномен. Когда у людей нет определенности по отношению к какому- либо продукту (или кандидату), просто постоянное упоминание о них может повысить количество продаж (или число голосов). После многократных повторений названия товара покупатели, не задумываясь, совершенно автоматически одобрительно отзываются о рекламируемом продукте. Если кандидаты сравнительно малоизвестны, побеждают обычно те, кого чаще упоминают в СМИ .

Первые впечатления могут отложить отпечаток на нашу интерпретацию более поздней информации. Сущность эффекта «ореола » как раз и заключается в том, что информация, получаемая о человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, играет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого субъекта, а общее неблагоприятное впечатление, наоборот, способствует преобладанию негативных оценок. Например, если нам сказали о ком-то, что он «умен», мы можем в дальнейшем интерпретировать такую его черту, как «дерзость», в смысле «смелость», а не «безрассудство».

Внешняя привлекательность также вызывает эффект «ореола» и способствует ошибочному восприятию. Люди склонны внешне привлекательного человека переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Например, в эксперименте учителям давали идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и успевающего в учебе 1 .

Ошибка восприятия может возникать в результате того, что мы склонны выше оценивать психологические качества людей, которые хорошо относятся к нам или разделяют какие-то важные наши идеи. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды. На этом свойстве социального восприятия построены самые знаменитые приемы манипулятивного общения. Скажем, правило «трех ДА»: сделай так, чтобы человек в разговоре три раза подряд ответил на твои вопросы «да» (пусть самые простые), и ты можешь рассчитывать на его большую благосклонность при решении принципиальных вопросов .

С эффектом ореола тесно связаны эффекты «первичности» и «новизны». Суть их в том, что при восприятии незнакомого человека для нас наиболее значимой является первая информация о нем (первое впечатление может выполнять функцию эффекта «ореола»), а при восприятии знакомого человека наиболее значимой будет новая информация (анализ поступков осуществляется на основании последней информации о человеке).

В более широком плане эти эффекты рассматриваются как проявление особого процесса, сопровождающего межличностное восприятие и связанного с формированием впечатления о человеке на основе выработанных группой стереотипов. Этот процесс получил название стереотипизации. Стереотипизация выполняет функцию упрощения и сокращения процесса восприятия, тем самым являясь необходимым и полезным инструментом социального познания мира. Различные социальные стереотипы (этнические, гендерные, возрастные, профессиональные и т.д.) участвуют в селекции, категоризации, ограничении того потока социальной информации, который обрушивается на человека ежедневно, способствуя «экономии» психических ресурсов и «ускоряя» процесс мышления.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация ) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатиеи. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии . Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, он и воспринимается партнером по общению так же. По внешней стороне поведения мы, согласно С. Л. Рубинштейну, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, при узнавании другого формируется сам познающий индивид. Во-вторых, от того, насколько точно «прочтение» другого человека, зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя второму. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки первого. В результате осознание себя через призму другого включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация ) себя ему. Это, разумеется, не единственный путь, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится как попытка поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением - эмпатией. Она также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем того, что случается при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня ее развития:

  1. Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника.
  2. Второй уровень: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
  3. Третий уровень: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания особенностей своей личности и личности другого человека - рефлексия. Это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на такое обобщение, сделать частные выводы относительно конкретных примеров взаимодействия. Достаточно часто и обобщающие, и частные выводы формируются на основе ограниченного числа признаков, бывают неверными и ригидными (т. е. не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания «осложняется» рефлексией . Под ней в данном случае подразумевается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но осведомленность в том, как этот человек понимает тебя; это своеобразно удвоенный процесс взаимных зеркальных отражений, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в нем отражается твой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Главные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект «ореола» состоит в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне личности обобщается и распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
  10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции . Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

  • постоянное поведение: в сходных ситуациях поведение однотипно;
  • отличающееся поведение: в других случаях поведение проявляется иначе;
  • обычное поведение: в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли показал, что постоянное, мало чем отличающееся поведение, да еще и необычное, объясняется внутренними причинами, спецификой личности и характера человека («Таким уж он уродился»).

Если в похожих ситуациях человек демонстрирует постоянство, а в иных его поведение отличается, к тому же оно обычное (т. е. как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять внешними причинами («В этой ситуации так вынужден себя вести»), Фриц Хайдер, автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Ученый считает, что люди чаще всего дают разумные интерпретации, но склонны приходить к заключению, будто намерения и диспозиции другого человека соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного.
  3. Неверное объяснение поступков людей происходит в том случае, когда есть много различных, но близких возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Она также сказывается в том, что человек полагает, будто поведение соответствует диспозициям. Поступки других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свои собственные - как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди интерпретируют свое собственное поведение ситуативно («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами ответственны за свое поведение.
    Ошибка атрибуции происходит еще и потому, что в центре нашего внимания находится та личность, за чьим поведением мы наблюдаем, а ситуация остается в целом относительно незаметной. Когда мы действуем сами, наше внимание направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется отчетливее.
  5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Согласно мировоззрению представителей Запада, люди, а не ситуации являются причиной событий. Но жители Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение, принимая в расчет диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, от средств массовой информации. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

  • когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
  • аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
  • поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются (с трудом) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может восприниматься совершенно по-разному (это жестокий или добрый человек?) в зависимости от того, что известно о нем: он нацист или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демонстрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровержение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные доказательства, чем для его создания.

В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить взаимное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила ее таковы:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
  3. Не давай оценок.

Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).

Тема 2.

Общение как восприятие людьми друг друга.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, а также различных социальных объектов.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга:

1) Идентификация (лат. identificāre - отождествлять)– это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.

2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку (со-чувствую). Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии:

а) эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной (познавательной);

б) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии);

в) предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с пациентом, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление.

Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больным субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания в случае симулятивного поведения.

3) Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение)– это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Рефлексия, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Рефлексия - обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

4) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

5) Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта, буквально означает «причинное приписывание»).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

6) Децентрация – это противоположность эгоцентризму; возможная смена позиции и координация своей точки зрения с другими возможными точками зрения; это способность отказаться от того, чтобы принимать свое Я за точку отчета и умение переключаться на другую точку зрения. Неадекватная децентрация – когда она используется для манипуляции. Уровни децентрации: а) смена перцептивной позиции и координация своей точки зрения с точкой зрения другого; б) принятие точки зрения другого.

Выделяют различные виды слушания , которые представлены на рис. 2: плохое (-1), отсутствие слушания (0), нерефлексивное (+1), рефлексивное (+2), эмпатическое (+3).

Плохое слушание (-1) – это не просто отсутствие слушания, а такое слушание, при котором говорящему создаются определенные помехи, затрудняется процесс говорения.

Т. Гордон выделил ряд ответных суждений слушающего, которые создают трудности говорящему и назвал их «барьерами общения»:

Приказ, указание, команда: «Повторите еще раз!», «Говорите медленнее», «Не говорите со мной подобным образом!»;

Предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится – и с Вами все кончено», «Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю», «Вы пожалеете, если сделаете это»;

Поучение, указание на целесообразность: «Вам следует пойти первым», «Это неправильно», «Вам не следует так поступать»;

Нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе», «Вам это поручено, значит – это Ваша проблема», «В Вашем возрасте я и такого не имел»;

Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо», «Теперь Вы на верном пути», «Я больше не могу спорить с Вами», «Я ведь предупреждал Вас, что это случится»;

Похвала, согласие: «Я считаю, что Вы правы», «Это было замечательно», «Мы гордимся Вами»;

Брань, необоснованные обобщения, унижение: «Ну, хорошо, господин Всезнайка!», «Все женщины одинаковы»;

Интерпретация, анализ, диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?», «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня», «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали»;

Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: «В следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше», «Я тоже испытывал такое чувство», «Все делают ошибки», «Мы все поддерживаем Вас»;

Выяснение, допрос: «Кто Вас надоумил?», «Что же Вы сделаете в следующий раз?»;

Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы Вам не выбросить это из головы?», «Давайте поговорим о чем-нибудь другом», «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?» .

Эти виды реакций слушающего оказывают разрушительное воздействие на общение. Они, как правило, мешают собеседнику и нарушают ход его мыслей. Большинство из них означает желание изменить ход мыслей собеседника или переделать его самого. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли и чувства, вместо того чтобы раскрыть их перед партнером по общению. Ирония заключается в том, что эти помехи люди чаще всего создают в силу привычки, а не сознательно. Однако эффект один и тот же: люди не слышат то, что им говорят, то есть плохо слушают.

Отсутствие слушания (0). Существует множество причин, по которым люди не слушают говорящего. Многие из них довольно просты: человек не слушает, когда устал, когда чем-либо расстроен или когда поступающая информация ему не интересна, иногда слушать просто лень. Однако тому, что человек не может слушать, есть ряд причин, которые не всегда очевидны.

Во-первых, человек не слушает тогда, когда чрезмерно занят собственной речью. Именно по этой причине бессмысленно пытаться перекричать в ссоре или споре своего оппонента, целесообразно, выслушав его, представить свои аргументы.

Во-вторых, в качестве причины отсутствия слушания можно выделить ошибочное представление, что слушать – значит просто не говорить. Следует вновь отметить, что слушание – это активный процесс, требующий постоянных усилий, значительного внимания и сосредоточения на предмете беседы.

В-третьих, слушание отсутствует тогда, когда человек поглощен самим собой, своими переживаниями, заботами или проблемами. И особенно люди не слушают как раз в критические моменты жизни, когда им очень надо было бы прислушаться.

В-четвертых, люди не слушают просто потому, что не хотят. Как уже отмечалось, слушание всегда предполагает желание слушать. В отдельные моменты, конечно, каждый может отвлекаться от разговора. Внимательное слушание вряд ли возможно в возбужденном состоянии или когда у слушающего уже сложилось определенное мнение по обсуждаемому вопросу. Кроме того, в состоянии волнения или неуверенности у человека может возникнуть боязнь услышать то, о чем он меньше всего хотел бы узнать. Едва ли будет внимательно слушать и тот, кто считает себя специалистом обсуждаемой темы и имеет готовые ответы на все вопросы.

В-пятых, люди не слушают также и потому, что просто не умеют слушать. Это нисколько не удивительно, если вспомнить, что человек приобретает любые навыки, в том числе и умение слушать, следуя примеру или подражая другим в период формирования личности. Те, кто воспитывается в семье с низкой культурой общения, склонны копировать дурные привычки, как, например, стремление переговорить или перебивать собеседника, истолковать молчание другого как слушание, высказать скоропалительные выводы. Многие начинают учиться слушать только тогда, когда это становится необходимо или когда они понимают, что это в их интересах.

В-шестых, люди не слушают еще и потому, что судят. Одной из главных причин неэффективного слушания является склонность людей к суждениям, оценкам, одобрению и неодобрению заявлений других. Другими словами, первая реакция человека – это суждение о явлениях со своих личных позиций. Очень часто, однако, реакция, основанная на личных убеждениях, является серь-езной помехой эффективного слушания.

Нерефлексивное слушание (+1) – внимательное молчание, когда не вмешиваются в речь говорящего с замечаниями.

При нерефлексивном слушании может быть выражено понимание с помощью различных невербальных проявлений. Если в процессе нерефлексивного слушания возникают определенные замечания к речи говорящего, выражать их следует очень кратко и, по возможности, нейтрально. Так или иначе, ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа: «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д.

Можно выделить ряд ситуаций, в которых целесообразно применить нерефлексивное слушание как более полезное и эффективное :

На этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим;

Когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе;

Когда собеседник проявляет большую мотивацию высказаться, горит желанием высказать свою точку зрения;

Когда собеседник собирается (хочет) обсуждать наболевшие вопросы.

Когда говорящий возбужден, с трудом выражает свои мысли или испытывает трудности в выражении своих проблем;

При общении с застенчивыми людьми;

При разговоре с человеком более высокого статуса;

При проведении интервью, при приеме на работу.

Соответственно, следует иметь в виду, что есть и ситуации, в которых нерефлексивного слушания не достаточно, они представлены в характеристике рефлексивного слушания.

Основные приемы нерефлексивного слушания приведены в табл. 1.

Следует отметить, что просто молчание (так называемое «глухое молчание») может быть истолковано как нежелание беседовать, как несогласие; как незаинтересованность.

Таблица 1.

Приемы нерефлексивного слушания

Приемы (реакции)

Цели

Техника (как это сделать)

Примеры

Побуждение

Побудить собеседника к дальнейшим высказываниям

Перестать говорить самому, активно использовать невербальные сигналы, междометья и короткие слова

Зрительный контакт с собеседником, разворот корпуса в его сторону, кивки головой, улыбка и т.п.

Поддакивание

Ободрить собеседника

Кивки головой, невербальные сигналы, междометья и короткие слова

«Ага», «Угу»,

Эхо – реакция

Побудить собеседника к дальнейшим высказываниям, ободрить и др.

Повторять последнее слово в реплике собеседника

Меня эта ситуация так напрягает

Напрягает...

Наводящие вопросы

Запрос дополнительной информации

Вопросы должны быть короткими

Что? Где? Когда? Почему? Зачем?

Критика, выражение несогласия, оценка

Короткие фразы

«Это почему же?», «Почему бы и нет?», «Не может быть!», «Ну, Это Вы зря»

Выражение, презентация эмоций

Невербальное сопровождение

«Ух!», «Ах!», «Здорово!»

Рефлексивное слушание (+2) представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений и предполагает объективную обратную связь. Применяется для подтверждения понимания сообщения говорящего. Рефлексивное слушание увеличивает точность понимания, обеспечивает благоприятные условия для беседы, помогает уточнить значение многозначных слов, иными словами, помогает «раскодировать» человека, как бы попробовать воду, в которую мы собираемся войти.

Ситуации, в которых эффективно рефлексивное слушание:

У собеседника нет желания говорить или оно небольшое;

Когда говорящий стремится получить большую поддержку, в том числе, эмоциональную;

Когда человек нуждается в помощи при решении определенных проблем;

Если говорение одного противоречит интересам другого.

Основные приемы рефлексивного слушания приведены в табл. 2.

Эмпатическое слушание (+3) отличается от рефлексивного, прежде всего, установкой. Цель рефлексивного слушания – как можно точнее осознать и передать чувства говорящего, а эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску идей и их значение для другого человека, проникнуть в систему его внутренних ценностей и понять, что истинно означает это для другого человека и какие чувства он при этом испытывает. Это довольно интимный вид общения с высоким эмоциональным напряжением.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание других людей, помогает нейтрализовать общую склонность к суждению, помогает избежать поляризации типа «я – они», которая, препятствует эффективному общению. Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. Эмпатия – буквально означает «со–чувствую», то есть «чувствую то же, что и Вы». Одно дело – понимать, что партнер радуется и совсем другое – радоваться вместе с ним.

Эмпатическое слушание создает благоприятный климат для открытого выражения другими своих мыслей и чувств. Приемы рефлексивного и эмпатического слушания позволяют узнать, что партнер говорит на самом деле, понять истинный смысл того, что скрывается за его словами. И уж конечно, когда люди видят, что их слушают, они не только принимают по отношению к собеседнику благоприятную установку, но также станут в свою очередь слушать и его.

Правила эмпатического слушания.

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободиться от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно партнера по общению, только в этом случае становится возможным понимание того, что чувствует собеседник и какие эмоции он испытывает.

2. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоции, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только понято правильно, но и принято.

3. Необходимо держать паузу. В ходе беседы партнеру по общению часто бывает нужно помолчать, обдумать услышанное или продумать свой ответ, возникает пауза, которая целиком принадлежит ему. Не стоит в это время высказывать какие-либо дополнительные соображения, разъяснения, уточнения или комментарии, пауза необходима собеседнику для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание не является интерпретацией скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа: «Так это у Вас от того, что Вы просто завидуете своему другу» или «На самом деле Вам хотелось бы, чтобы на Вас все время обращали внимание» – не могут вызывать ничего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер безудержно продолжает говорить, рассказывать, а беседа уже носит доверительный характер, целесообразно перейти с эмпатического слушания на нерефлексивное.

Итак, слушание не только способствует взаимному обмену информацией и идеями, пониманию чувств, но и является основой плодотворного общения. Следует помнить о том, что не только ситуация определяет необходимость применения того или иного вида слушания, даже в ходе одной беседы могут сочетаться различные его виды.

Таблица 2. Приемы рефлексивного слушания

Приемы (реакции)

Цели

Техника (как это сделать)

Примеры

Простое повторение

    Побудить собеседника к дальнейшим высказываниям и репликам;

    Получить дополнительную информацию.

После каждой новой фразы собеседника повторять ключевое слово.

Я не выношу критику в свой адрес.

Критику?

Ну, не то, чтобы критику... и т.п.

Проявление (уточнение)

    Понять точный смысл сказанного;

    Помочь говорящему определить или уточнить собственную точку зрения.

Задавать вопросы, обращаться к говорящему за уточнениями.

«Когда произошло то, о чем Вы говорите?», «Объясните мне это еще раз, пожалуйста», «Что вы имеете в виду?»

Перефразирование (смысловой парафраз)

    Показать свою заинтересованность;

    Получить дополнительную информацию;

    Проверить точности понимания смысла сказанного и его интерпретации;

    Целесообразно также применять во время возникшей паузы для продолжение беседы.

Повторить своими словами смысл сказанного собеседником сообщения; переформулировка его высказывания, мысли, идеи и т.п.

«Другими словами, Вы считаете, что...», «Правильно ли я Вас понял?...», «Вы сказали, что...», «По Вашему мнению...?», «Иначе говоря...», «Таким образом, как я понял, Вы полагаете, что...», «Так, Вы имеете в виду, что...»

Отражение чувств (эмоциональный парафраз)

    Вербализация собственных чувств и чувств собеседника;

    Дает возможность человеку осознать свое эмоциональное состояние;

    Позволяет понять собеседнику что-то, что он чувствует – это нормально.

Обратить внимания на тон собеседника, выразить своими словами основные чувства говорящего.

«Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, взволнованным и т.д.)», «Представляю, как Вам тяжело...», «Я слышу злость в Вашем голосе, когда Вы говорите о своем сыне...», «Думаю у Вас накопилась усталость»

Признание ценности

    Признать ценность общения с собеседником;

    Показать понимание вами значения для него того, о чем он говорит.

Признать, что вы цените чувства говорящего и его усилия, направленные на его решение проблемы

«Я ценю Ваше желание решить эту проблему», «Я благодарю Вас за серьезное отношение к этой проблеме и Ваш вклад в ее решении», «Благодарю Вас за то особое внимание, которое Вы уделили данному вопросу...».

Резюмирование (обобщение)

    Связать фрагменты обсуждения в смысловое целое (особенно при коллективном обсуждении);

    Обратить внимание на достижения;

    Определить основу для дальнейшего обсуждения проблемы;

    Уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

Еще раз сформулировать наиболее важные мысли и проявленные собеседниками чувства.

«Итак, мыс Вами говорили о том, что...», «Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали...», «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то....».

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией . Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он идругим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных . Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий .

Однако в процесс общения включены как минимум два человека , и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки . Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию .

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему идентификация (попытки поставить себя на его место).

Установлена тесная связь между идентификацией идругим близким по содержанию явлением - эмпатией (стремлением эмоционально откликнуться на его проблемы).

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия ; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии . Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей . Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений , которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов , в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты , и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке - на оценку его отдельных качеств.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку .

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей , стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей , происходящих со временем по естественным причинам.

10. «Эффект последней информации » проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке .

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают иоценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции . Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей . Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

постоянное поведение - в сходных ситуациях поведение однотипно;

отличающееся поведение - в других случаях поведение проявляется иначе;

обычное поведение - в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна . Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем - и ситуация проявляется более явно.

На восприятие людей влияют:

· стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией . Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей .

· предубеждения - эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков .

· установки. Установка - это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации .

Установки имеют три измерения :

когнитивное измерение - мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

аффективное измерение - положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

поведенческое измерение - готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

§ под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристаллизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;

§ на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним . Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения . Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью - сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение - может повышать взаимное доверие. Для того, чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью .

Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила обратной связи:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»