Знаменитые клады и сокровища, которые ещё не найдены. Затонувшие корабли, которые до сих пор будоражат умы охотников за сокровищами Ненайденные корабли с сокровищами

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Под землей и в глубинах океана спрятаны сокровища на миллиарды долларов. Где их искать?

По предположениям ученых, на нашей планете спрятаны и забыты клады на $900 млрд и более. Сокровища древних цивилизаций, драгоценности с затонувших кораблей, клады морских пиратов, утраченные мировые шедевры и религиозные реликвии — где их искать и стоит ли игра свеч? Мы собрали семь величайших сокровищ, которые не дают покоя кладоискателям всего мира. Читайте с осторожностью: золотая лихорадка очень заразна!

Могила Чингисхана

  • Захоронение Чингисхана
  • Нагорье Хэнтэй в Монголии, а также на Алтае

Место погребения основателя и первого хана Монгольской империи до сих пор не найдено, несмотря на усилия многих людей. Кладоискатели убеждены, что в могиле, кроме тела великого завоевателя, лежат несметные богатства: драгоценные камни, золотые монеты, дорогая посуда, изысканное оружие — клад стоимостью в несколько миллиардов долларов. К сожалению для них, Чингисхан был захоронен тайно в глухой местности и его могила намеренно была лишена опознавательных знаков. Одни ученые считают, что искать могилу нужно в России: в лесах Алтая, в районе Риддерской впадины. Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии. Эта священная для монголов гора в июле этого года была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как место рождения и, возможно, погребения Чингисхана.

Сокровища с корабля Flor de la Mar

  • 200 сундуков с драгоценностями: алмазы размером с кулак, золотые статуи слонов, тигров и обезьян, китайский фарфор — сокровища султанов Малакки, а также богатства, захваченные конкистадорами в Африке и на Аравийском полуострове, в Индии и Сиаме, так и не добравшиеся до португальского короля Мануэла I
  • У берегов Индонезии в Малаккском проливе

    Гигантская копия португальского судна

Кладоискатели называют сокровища с корабля Flor de la Mar («Цветок моря») самым большим кладом в мире, а само судно — самым ценным когда-либо затонувшим кораблем. На нем португальцы везли значительную часть трофеев, добытых при взятии Малаккского султаната. Однако видавшее виды парусное судно так и не довезло трофеи королю: оно затонуло в 1511 году и уже 300 лет лежит на дне Малаккского пролива в неизвестном месте. Кладоискатели со всего мира готовы в любой момент ринуться на поиски сокровищ в Индонезию. Так, американец Роберт Маркс, специализирующийся на кладах с затонувших кораблей, заявлял, что готов потратить $20 млн, чтобы найти и поднять на поверхность груз Flor de la Mar. Однако индонезийские власти все предложения отвергают, надеясь отыскать клад без помощи чужеземцев. В июле этого года было объявлено об археологической подводной экспедиции у берегов острова Суматра. По словам археолога Али Акбара, отыскать «Цветок моря» в Малаккском проливе будет непросто, так как это один из самых оживленных морских путей в мире — в нем может оказаться порядка 400 кораблей, затонувших в период между 1500 и 1800 годами: пойди разберись, где лежит тот самый, золотой…

Золото 11 испанских галеонов

  • Сундуки с золотыми и серебряными монетами и слитками, драгоценности примерной стоимостью $440 млн
  • У побережья Флориды, недалеко от Форт-Пирса

300 лет назад, в 1715 году, у берегов Флориды затонуло 11 кораблей испанского флота, перевозивших сокровища из Нового Света, которые должны были пополнить казну испанского короля Филиппа V. На борту находились товары и драгоценности на сумму до 14 млн песо. Только на одном судне — Nuestra Senora de la Regla — было 300 сундуков монет и слитков, 23 сундука обработанного серебра и 62 сундука подарков королю и его свите, не считая сундучка с золотыми изделиями, дублонами и жемчугом. На другом судне —Santo Cristo de San Roman — согласно описи везли 684 сундука и мешка с песо, 53 сундука обработанного серебра, 14 сундуков китайского фарфора и многое другое… На том же флоте, погубленном сильнейшим ураганом, ехало приданое и подарки для новоиспеченной королевы Португалии Изабеллы Фарнезе — молодая жена Филиппа V так и не получила свои драгоценности. После того как галеоны затонули, испанцы четыре года вели поиски груза под водой, привлекая к ним индейцев: под угрозой смерти ныряльщики отправлялись в воду с тяжелыми камнями, привязанными к ногам. Удалось поднять 30% сокровищ. Однако из-за нападений пиратов, акул и восстаний индейцев поиски пришлось прекратить. Они были продолжены лишь через 250 лет, после того как строитель Кип Вагнер случайно нашел на берегу испанскую серебряную монету. В настоящий момент поисками занимается компания Брента Брисбена и местные кладоискатели. Шесть кораблей все еще остаются ненайденными, а те, что обнаружены, скрыты под слоем песка, что затрудняет доступ к несметным богатствам. Но то тут, то там дайверам удается выловить золотые монеты. Совсем недавно американская семья охотников за сокровищами .

Реликвии Иерусалимского Храма

  • Ковчег Завета, а также другие реликвии и ценности, хранившиеся в Иерусалимском Храме
  • В Израиле, в Ираке на месте бывшего Вавилона, в эфиопском городе Аксум

На протяжении столетий кладоискатели, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского Храма, который стоял на Храмовой горе и был центром религиозной жизни еврейского народа с X по VI век до н. э. В первую очередь всех интересует судьба Ковчега Завета — еврейской святыни, которая символизировала союз Бога с народом Израиля. В этом ящике, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, согласно верованиям, хранятся скрижали Завета с десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. Его подробные описания есть в Ветхом Завете, и, кроме прочего, сказано, что он отделан чистым золотом. Считается, что Ковчег Завета был вывезен во время разрушения Храма царем Навуходоносором, после чего был надежно спрятан, но где — тайна. Также бесследно пропали сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей из храмового хранилища. Подсказкой к их обнаружению, по мнению многих ученых, может стать Медный свиток — одна из легендарных кумранских рукописей, известных также под названием «свитки Мертвого моря». Этот древний документ, найденный в пещере Кумрана в 1953 году, представляет собой опись спрятанных сокровищ с указанием мест для поиска — правда, довольно абстрактных. Упомянуто более 60 тайников, в которых в сумме хранится 65 т серебра и 26 т золота. Текст с хрупкого Медного свитка с риском для артефакта был расшифрован в 1955 году, и с тех пор не утихают споры о реальности существования описанных богатств. Многие считают, что никаких сокровищ и не было, указывая на то, что ессеи кумранской общины, составившие этот текст в 50-100 годы н. э., не могли обладать такими ценностями, а прятать сокровища Иерусалимского Храма им не позволили бы строгие воззрения.

Восьмое чудо света

  • Янтарную комнату — шедевр искусства XVIII века
  • В Калининграде, на территории Германии, в Дании в деревне Асаа


    Деревня Асаа

Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем, была вывезена немцами из Екатерининского дворца в Царском селе во время Великой Отечественной войны. Последний раз ее видели в 1945 году в Кенигсбергском замке за три дня до штурма города. Несмотря на версии о гибели Янтарной комнаты в результате пожара или разложения, ее продолжают упорно искать в разных частях света: не только в Европе, но даже и в Америке. Два года назад 90-летний Вильгельм Крафт, бывший солдат вермахта, сделал заявление, что шедевр был зарыт в землю в датской деревне Асаа. А в этом году российский историк Сергей Трифонов объявил о том, что практически нашел Янтарную комнату в Калининграде под тайным бункером последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Бункер вел в ныне не существующий Кенигсбергский замок и был найден совсем недавно. В феврале Трифонов уже сделал первые исследования: с помощью зонда, опущенного в подземелье, он разглядел большой металлический ящик под бункером и входы в тоннели. Дальнейшая работа запланирована на осень 2015 года. Эпизод о поисках Янтарной комнаты вошел в новый документальный фильм телеканала «Моя Планета» о Калининграде-Кенигсберге.

Клад Байкала и золото Колчака

  • Часть золотого запаса Российской империи, хранившегося в слитках, монетах и самородках общим весом в 490 т
  • На дне Байкала


В 1918 году значительная часть казны императорской России оказалась в распоряжении адмирала Колчака, провозглашенного верховным правителем России. Эти 490,5 кг золота стали именовать «золотом Колчака», несмотря на то что уже в 1920 году адмирал был расстрелян, а деньги попали к большевикам. Часть запаса Колчак успел потратить на укрепление своей власти и покупку оружия, часть была разворована, а еще часть бесследно исчезла. Многие верят, что ящики с уцелевшим золотом упали в Байкал во время транспортировки и до сих пор лежат на дне самого глубокого озера в мире. Один из ярых сторонников этой версии — археолог Алексей Тиваненко утверждает, что видел свидетелей ж/д аварии. «Когда я еще был юнцом, я жил на берегах Байкала и много путешествовал. Местные жители показали, где именно в озеро упали вагоны военного эшелона. На дно ушло около 40 ящиков с золотом», — рассказывает Алексей. В 2008-2010 годах проходили поиски сокровищ Колчака на дне Байкала с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Экспедиции удалось найти обломки железнодорожного вагона и ящик с патронами времен Гражданской войны. Тиваненко, принимавший участие в погружениях, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — недавно признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно.

Пиратские клады

  • Награбленные сокровища пиратов
  • На острове Кокос, на Каймановых островах и на Панамском перешейке — клад Генри Моргана; на островах Сент-Мари, Реюньон и Сейшельских островах — клады Оливье Левассера; на острове Горда — клады Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода, на острове Ангела (Энджел) — клад Фрэнсиса Дрейка

По оценке одного американского банкира, все вместе пираты запрятали кладов на сумму в несколько миллиардов долларов, причем на сегодняшний день найдено не более 7% этих сокровищ. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, в этом году у берегов Мадагаскара археологи с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. «Те, кто скрывал сокровища, почти всегда оставляли записи об этом. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела (Энджел) на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка.

Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой.

Помимо путешествий, которые совершают научные экспедиции, существуют и экспедиции, которые преследуют совсем другие цели. Прежде всего, речь идет поисках сокровищ. Чтобы разобраться с этим, вернёмся к истории мореплавания.

Именно жажда золота зачастую способствовала значительным географическим открытиям. Золото было целью португальцев, исследовавших африканское побережье и Индию; испанцы ради него покорили Атлантический океан, иными словами, золото было первой и главной целью белых колонизаторов. И в этом деле белый человек достиг значительных успехов. Когда Колумб начинал свою первую экспедицию, согласно некоторым данным, общая масса золота в Европе составляла около 90 тонн. Но в результате разграбления одной только Мексики и Перу золотые запасы Европы за каких-то 100 лет увеличились больше чем в 8 раз!

Правда, далеко не все награбленное золото отправлялось по назначению. Огромное количество сокровищ осело в трюмах кораблей, что в различные времена затонули в морях и океанах. Из-за этого морская пучина, как огромный музей, хранит уникальные экспонаты былых времён, изучив которые можно пролить свет на множество тайн истории.

Учёными подсчитано, что в течении последних 2000 лет до 500 кораблей каждый год становились жертвами стихии. Соответственно, на дне морском нашли свой покой не менее миллиона кораблей разных эпох и народов. Существуют районы Мирового океана, где дно буквально усеяно затонувшими кораблями. Такие места называют "кладбища кораблей". Они возникли именно там, где постоянно происходят неблагоприятные для мореплавателей явления, такие как туманы, мели, опасные рифы и сильные штормы.

Откроем географическую карту и посмотрим на пролив Ла-Манш, разделяющий Великобританию и Францию. Он и пролив Па-де-Кале соединяют Северное море и Атлантический океан. Пролив, одно из наиболее судоходных мест планеты, тем не менее, круглый год затянут густыми туманами. На дне проливов покоятся десятки, если не сотни тысяч судов, образовав некий уникальный музей, в котором хранятся экзменпляры всех времен и типов, начиная от древнеримских галер и заканчивая современными мощными лайнерами.

Ужасную славу настоящего "пожирателя кораблей" имеет внушительная мель Гудвин, находящаяся на расстоянии в 10 км от устья Темзы. Знакомое название имеет, не правда ли? А. Волков, при написании своей сказки «Волшебник Изумрудного города», «одолжил» у карты имя сказочного героя.

Столь же опасна и акватория Атлантического океана, местность поблизости от островов Силли, которые окружены огромным количеством мелей и подводных скал. Это местность – действительно «кладбище кораблей», точное количество погибших там судов неизвестно, сведения имеются лишь о 1250. Самым страшным является риф под названием Семь камней, где в марте 1967 г. произошло крушение огромного танкера "Терри Каньон".

Помимо большой акватории вокруг островов Великобритании и Ирландии, множество судов нашли последний приют на дне бурного и непредсказуемого Бискайского залива.

Опасность подстерегает мореплавателей и в прибрежных водах полуострова Ютландия, относящегося к территории Дании. В этих краях часто бушуют бури, приводящие к крушению множества кораблей.

Но самые внушительные кладбища затонувших кораблей находятся в районе "треугольника сокровищ", в основном, в районах Мексиканского залива и Карибского моря. Только у берегов Мексики, по данным исторических хроник, в годы с 1521 по 1830 гг. потерпели крушение тысячи кораблей, везущие огромные богатства. Огромные кладбища кораблей находятся у берегов американского полуострова Флорида, и в восточном направлении от полу острова Новая Шотландия, что известен своими густыми туманами, опасными мелями и рифами. Напомним, что именно в этих жестоких водах на расстоянии около 900 км на юго-восток от острова Ньюфаундленд, в апреле 1912 г. из-за столкновения с айсбергом затонул печально известный "Титаник".

Гибель Титаника стала одной из крупнейших во всей истории мореплавания аварий, в результате которой погибло более 1500 человек. По словам современников, помимо ценностей, которые везли с собой пассажиры, в сейфе корабля перевозили бриллианты, общая стоимость которых на то время оценивалась в 5 млн. фунтов стерлингов. Эти драгоценности одна из голландских фирм отправляла в Нью-Йорк. Титаник был обнаружен американской экспедицией только после длительных поисков, в 1985 г. Находился он на глубине 3800 м. Первая фотография затонувшего гиганта была сделана с помощью автоматического устройства, за ней последовало множество других. Благодаря использованию специального робота, ученым удалось "заглянуть" в некоторые из помещений затонувшего корабля, "побывать" в паре кают, танцевальном зале и капитанской рубке. Некоторые из отснятых кадров были показаны по телевидению. Учеными был сделан вывод о том, что ни обшивка, ни оборудование корабля, несмотря на высокое давление воды и низкую температуру, а может и благодаря им, практически не были повреждены. Но на сегодня все сходятся в том, что Титаник навеки заключён в подводную ловушку, ведь носовая часть корабля увязла в иле на 15м. Кроме того, в результате крушения, корпус корабля раскололся.

Гораздо больших успехов при обследовании "Титаника" удалось достигнуть французской экспедиции в 1987 г. За короткий срок в полтора месяца, участники экспедиции, часть которых работала на борту маленький научно-исследовательской подводной лодки "Наутилус", не просто смогли сделать около 10000 фотографий, но и сняли несколько видеофильмов. Такие съемки стали возможны благодаря телеуправляемому роботу "Робин", который соединял с "Наутилусом" 70-метровый кабель. На роботе был установлен целый комплект разнообразной техники - фотоаппарат со вспышкой, мощные прожекторы и видеокамеры. Робот "Робин" был оборудован электромоторами, позволяющими ему двигаться под водой в любом необходимом направлении. Во время работы членами экспедиции было осуществлено 32 погружения "Наутилуса", в конечном счёте проведшего под водой 150 часов. Но наиболее интересно то, что экипажем этой подводной лодки благодаря использованию механических рук были проведены первые в истории уникальные операции, в ходе которых на поверхность было поднято множество разнообразных предметов с борта Титаника. В результате этого члены экспедиции явили на свет более 3600 различных, в числе которых была разнообразная посуда, уникальные статуэтки, компас, и даже бутылки с вином и отлично сохранившиеся кожаные чемоданы людей, находившихся на корабле. Наиболее ценный экземпляр этой коллекции - кожаный саквояж, набитый банкнотами, золотыми монетами и уникальными драгоценностями, а также небольшой сейф. Все предметы, которые удалось подняться с "Титаника", сначала демонстрировались в разных странах, а после были перемещены в специальный музей.

Корабль «Рипаблик» часто называют братом знаменитого "Титаника". «Рипаблик» также затонул в Атлантическом океане, но немного южнее, близ побережья Американского штата Массачусетс в далёком 1909 г. в результате столкновения с другим кораблём. Эта катастрофа стала причиной гибели около 400 человек. Есть данные о том, что на борту корабля могли быть золотые монеты и ценности на общую сумму около 1,5 млрд. долларов. Правда, экспедиция, работавшая здесь в 1987 г. ничего не обнаружила.

По утверждениям учёных, только в так называемой трехмильной зоне территориальных вод Соединённых Штатов Америки затонуло более 50 тысяч кораблей.

Вернемся же к теме нашего разговора. Если верить картам, пролив Дрейка крайне опасен для судоходства, ведь там пересекаются все штормы, сходясь на стыке Атлантического и Тихого океанов. Наиболее опасна область мыса Горн, затянутая постоянными туманами и усеянная множеством подводных скал и непредсказуемых айсбергов. Множество галеонов нашли приют в водах у острова Куба и неподалёку от перуанского побережья. Больше всего кораблей погибло у порта Кальяо, бывшего главным тихоокеанским портом испанцев в колониальную эпоху. Именно оттуда и вывозилась большая часть отобранных у местного населения сокровищ. Ну а мыс Доброй Надежды гораздо более соответствует по сути своей предыдущему названию - мыс Бурь, ведь штормы у берегов Южной Африки – это крайне частое явление.

Перейдём к Индийскому океану. Здесь, неподалёку от о. Маврикий, Мальдивских и Сейшельских островов, погибло множество французских, португальских и английских, а в некоторых случаях и интернациональных кораблей пиратов XVI-XVIII ст. Большинство из них затонуло не во время катастроф, вызванных природными факторами, но и в результате многочисленных морских баталий. Среди пиратов, бороздивших просторы Индийского океана, своей жестокостью знамениты Робер Сюркуф и Оливье Ле-Вассёр.

Несметные богатства этих пиратов и их коллег уже не одну сотню лет являются предметами тщетных поисков искателей сокровищ. Охотников за золотом особенно привлекают Сейшельские острова, бывшие в те времена необитаемыми, благодаря чему и стали базой для пиратов. Интерес претендентов на пиратское золото постоянно подогревают легенды о несметных богатствах и карты, составленные пиратами. Одну таких карт, якобы, перед своей казнью бросил в толпу знаменитый пират Ле-Вассёр, выкрикнув: "Тому, кто разгадает".

За прошедшие годы данные о сокровищах пиратских капитанов, передаваясь из уст в уста, преобразились до неузнаваемости и обросли огромным количеством легенде. К примеру, знаменитый Эдвард Тич, известный как Чёрная Борода, ставший прообразом капитана Флинта, сделал своей базой один из островков, находящийся в "треугольнике сокровищ". Там он прятал награбленные сокровища весьма оригинальным образом. Выбрав самого несимпатичного ему матроса, он вместе с ним уносил сокровище в глубь острова, подальше от чужих глаз. Матрос выкапывал яму, которая и становилась его могилой – убив помощника, капитан закапывал его вместе с сокровищем.

Команде пират говорил, что его спутник сорвался с утёса. Команде оставалось либо поверить в это, либо просто промолчать. Со временем остров получил второе название - Сундук мертвеца. В 1817 году Эдвард Тич погиб, унеся с собой сведения о местах захоронения сокровищ. Множество кладоискателей в поисках этих богатств побывали на острове, но так ничего и не нашли.

Английский географ Квентин Марле посетил остров не в качестве охотника за кладами, а как исследователь. Занимаясь изучением архивных материалов о пиратах Карибского моря, он заметил необычное название островка и обнаружил интересную историю, связанную с ним. Как оказалось, Сундуком мертвеца остров назвал сам Эдвард Тич. Будучи жестоким, властным, не терпящий возражений Тич постоянно вызывал возмущение своей команды, из-за чего на корабле поднялся бунт. Жестоко подавив восстание, капитан высадил на безлюдный остров пятнадцать уцелевших бунтовщиков. Был среди них и известный по роману «Остров Сокровищ » Билли Бонс, желавший занять место капитана. Тич был уверен, что бунтовщики умрут на острове от голода и жажды, и «на память» оставил каждому из них по бутылке рома. Спустя месяц, вернувшись на остров, Тич увидел, что моряки остались живы. Пытаясь выжить, они объединились под руководством Билли Бонса и проявили всю возможную изобретательность. Чтобы добыть воду, они собирали росу на куски парусины и разбавляли её солёной морской водой. Есть им приходилось моллюсков, рыб и черепах, пойманных после отлива. Более того, для поднятия боевого духа они даже сочинили песню под названием "Кошмары Билли Бонса". Увидев это, Тич сменил гнев на милость и вернул мятежников на корабль. Ну а родившаяся на острове песня о Сундуке мертвеца вскоре стала популярной в пиратской среде, а её предыстория забылась. Мы же знаем её только из романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ". Так что это вовсе не плод фантазии, а реально существовавшая пиратская песня, основанная на историческом событии.

Существует еще одна интересная история, связанная с сокровищами, принадлежавшими французскому пирату Роберу Сюркуфу, XVII ст. известный как Гроза морей. После своих славных "подвигов", содеянных в водах Индийского и Атлантического океанов, в конце концов, грозный пират был схвачен и отдан в руки королевского суда. Правда, оказалось, что на его корабле "Ля-Фудр" не оказалось ни одной золотой монеты, хотя Сюркуф упорно твердил, что все свои сокровища она возил с собой. Судьям не удалось добиться от пирата больше ни единого слова о сокровищах, поэтому Гроза морей был приговорён к повешению и унёс свою тайну в могилу.

Спустя столетия, в наши дни поиски разгадки тайны сокровищ Сюркуфа начал Анри Лаудок, кладоискатель из Франции. Потратив множество времени на поиски клада, он в конце концов нашёл пиратский корабль, погребённый на кладбище затонувших кораблей у острова Барбадос. После детального обследования корабля, оказалось что его якорь был отлит из драгоценного металла – сплава серебра и золота. Вес якоря составлял 470 килограмм – несметное, даже по нашим временам, богатство. Так что капитан не шутил – все его сокровища всегда были с ним.

Теперь же давайте поговорим об Австралии. За последние полторы сотни лет более 400 кораблей затонуло в проливе Басса, разделяющим Австралию и остров Тасмания. Наибольшее количество кораблей потерпело крушение у маленького островка Кинг, известного своими коварными рифами. Движение вдоль восточного побережья Австралии требует огромного мастерства, ведь воды эти ограничены Большим Барьерным рифом. Только в водах, что омывают австралийский штат Виктория, находится более 600 "морских могил".

«Отличилось» и западное побережье материка – в его водах не так давно были обнаружены останки множества судов, принадлежавших голландской Ост-Индийской компании. Все корабли нагружены золотом, которое со временем надеются поднять.

Не стоит забывать и о коварных морях Юго-Восточной Азии, известных своими постоянными жестокими тайфунами. Наиболее опасной зоной считается акватория Малаккского пролива. На дне этого пролива покоятся обломки множества судов, принадлежавших Британии, Голландии и Португалии.

Специальная малазийская поисковая экспедиция в 1988 г. нашла на дне пролива обломки флагманского корабля «Флоре де Мара», принадлежавшего португальскому мореплавателю Альфонсу де Альбукерки. 26 января 1512 года, после того как команде корабля удалось совершить плодотворный пиратский рейд, в ходе которого были разграблены многие города Малаккского Султаната, корабль потерпел крушение. Предположительно, на борту корабля находилось золото и драгоценности, по оценкам некоторых экспертов способные «потянуть» на сумму, превышающую три миллиарда долларов. Из-за этого местность, в которой покоятся останки корабля, держится в строжайшем секрете, чтобы не привлечь искателей лёгкой наживы.

Большая часть кораблей долгое время была недоступна для искателей сокровищ из-за того, как глубоко они лежат на морском дне. Но в наши дни, благодаря изобретению акваланга и многих других гораздо более эффективных средств, возможности человека в сфере исследования морских глубин значительно возросли. Именно этим и можно объяснить появление "золотой лихорадки" подводного кладоискательства. Понятно, что это работёнка не их лёгких, да и далеко не все океанские глубины уже доступны человеку. Кроме того, большинство затонувших кораблей скрыто под многометровым слоем ила и надёжно замаскировано кораллами. По этим причинам чаще всего поиски корабля, покоящегося на морском дне, даже при том, что известны его точные координаты, становятся трудной, практически неразрешимой задачей.

Тем не менее, в некоторых странах, а особенно в США, поиск подводных сокровищ стал целой индустрией. Множество экспедиций, отправляющихся на поиски сокровищ затонувших кораблей спонсируются отдельными бизнесменами или целыми компаниями.

Огромными тиражами издаются справочники и пособия, содержащие рекомендациями по добыче денег из морских глубин. Наибольший спрос наблюдается на карты местонахождения останков кораблей с краткой справкой о каждом из них. Если верить этим картам, то наиболее богато на сокровища пиратов дно Карибского моря .

Самый серьёзный ажиотаж наблюдается вокруг поисков сокровищ пресловутой "золотой армады", состоявшей из 14 больших галеонов с сокровищами, вывезенными испанцами их Перу, Мексики и Колумбии. Суда затонули во время сильнейшего шторма, разразившегося 30 июня 1715 г. в водах у мыса Канавералл.

Не даёт покоя искателям сокровищ и другой "золотой флот", в 1720г. якобы разбитый англичанами в водах бухты Виго, что на северо-западе Испании. Об этом факте упоминается в известных романах Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой" и "Таинственный остров".

Огромное количество кораблей погибло в XV-XVIII ст. в "треугольнике сокровищ" из-за нападений пиратов.

В 1815 г. борцы за независимость подорвали в венесуэльском заливе Кумана испанский военный корабль под названием "Сан-Педро Алькантара". Оказалось, что вместе с кораблём они утопили ценности на сумму более 50 млн. долларов.

В заливе Тобермори, врезавшемся в берег Шотландии, в далёком 1588 г. потерпел крушение корабль, входящих в число самых больших суден "непобедимой армады" – галеон "Флоренция". На борту судна находился груз из 30 млн.золотых дукатов.

В 1980 г. группой французских и американских аквалангистов на океанском дне близ северных берегов острова Гаити был обнаружен флагманский корабль, принадлежавший самому известному пирату XVII ст. - Генри Моргану. Судно "Оксфорд" нелепо погибло в 1669 г. – причиной крушения стал взрыв в пороховом погребе. В обломках только одного этого корабля было найдено драгоценных металлов и изделий из них на несколько миллионов долларов.

Самый большой и роскошный из галеонов далеких времен, "Сан-Хосе в 1982 г. был обнаружен у берегов колумбийского порта Картахена, находящегося в Карибском море. Затонувший в 1708 году в результате нападения кровожадного Чарльза Уэйджера, этот гигант, под завязку набитый награбленными у индейцев сокровищами, до наших дней лежит на глубине более 200 метров. Предположительно, в его трюмах находится самый поразительный клад планеты – 116 оббитых сталью ящиков, наполненных золотом и драгоценными камнями. Общий вес сокровищ превышает 600 тонн и ни один из кораблей ранее не перевозил столь дорогого груза. По расчетам историков, из обломков корабля можно извлечь сокровищ на сумму около 5 миллиардов долларов. Правительство Колумбии уже начало подготовку к подъему покоящихся на морском дне сокровищ, таким образом надеясь улучшить своё финансовое положение. Правда, это удастся сделать только в том случае, если этим кораблём окажется действительно «Сан-Хосе». Ну а для того чтобы сокровища не растащили раньше времени, местность, где лежит останки судна патрулируют военные.

В 1984 г. в глубинах Средиземного моря, неподалёку от порта Александрия, был обнаружен флот Наполеона, затопленный англичанами. Среди лежащих на дне кораблей – и императорский флагманский корабль, на котором, помимо денег, предположительно перевозились награбленные французами сокровища рыцарей мальтийского ордена.

Но в гораздо большем количестве случаев надежды искателей сокровищ не оправдываются. Например, относительно недавно у побережья Флориды был найден оббитый железом большой сундук с надписью «Сан-Фернандо», погребённый под толщей песка. Поскольку "Сан Фернандо" вёз в Испанию драгоценный груз мексиканского золота (150 млн. пиастров), ожидалось что содержимое сундука будет стоит огромных денег. Но в итоге оказалось, что в сундуке перевозились иголки для починки парусов.

Но самые целеустремленные и упорные всё же добиваются успеха. Например таким счастливчиком ста легендарный американский охотник за сокровищами Мел Фишер, посвятивший всю свою жизнь поиску утраченных богатств. История его находок началась со случайности. Проводя отпуск во Флориде, Фишер во время плавания с аквалангом, случайно обнаружил на дне неподалёку от Форт-Пирса клад, состоящий из почти 2000 золотых монет, в числе которых были уникальные королевские дублоны, каждый из которых был продан коллекционерам-нумизматам за 25 тыс. долларов. С того времени и берёт начало его осмысленная поисковая деятельность. Ранее выращивавший кур в Калифорнии, Фишер переехал во Флориду и занялся поиском сокровищ в прибрежных водах. И тут ему снова невероятно повезло. В 1966 г., Фишеру, вооруженному специальным электронным металлоискателем, умеющим отличать золото и серебро от других металлов, удалось поднять с морского дня неподалеку от небольшую партию сокровищ, перевозимых испанскими судами, что затонули здесь в 1715 г.

Но далеко не эти «мелочи» были основной целью неутомимого охотника за потерянными кладами. Его главной целью были галеоны "Святая Маргарита" и "Нуэстра сеньора де Аточа", затонувшие в 1622 году. Оба галеона везли невероятные сокровища, отобранные у коренных жителей Нового Света.

Для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, Фишер занялся организацией специальной поисковой компании. В своих поисках он руководствовался старинными испанскими документами, в которых было указано приблизительное место катастрофы.

Наконец, спустя месяцы тяжёлой и упорной работы, летом 1971 г. члены экспедиции Фишера, исследуя район Мексиканского залива, наткнулась на почти полностью засыпанные песком и поросшие кораллами останки старинных кораблей. Вскоре оказалось, что останки принадлежали именно искомым судам.

Понятно что найти потерпевшие крушения корабли - только половина дела. Главное – добраться до их груза и ухитриться поднять его, не пострадав от зубов акул или частых в тех краях штормов. По этой причине работы по извлечению клада продолжались до лета 1985 гола, то есть целых 14 лет. За эти годы аквалангисты экспедиции Фишера смогли поднять с морского дна фантастические сокровища. Всего на свет божий было извлечено 150 тысяч монет из золота и серебра, более 150 золотых и 1000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг. Также команда Фишера стала богаче на 3200 изумрудов и огромное количество ценнейших ювелирных изделий - всего на сумму около 700 млн. долларов.

Есть в этой истории и трагическая страница - за "Аточи" Мел Фишер заплатил жизнью своего сына Дирка, молодой невестки Анхель и одного из членов экспедиции Рика Кейджа.

Поразительные успехи Мела Фишера – отличный пример, не дающий покоя множеству менее удачливых искателям сокровищ. Их азарт подогревается ещё и тем, что, если верить Фишеру, в том же районе, где была найдена «Аточи», находятся ещё около 75 испанских галеонов с золотом.

Ну а сам "счастливчик", к тому времени достигший 67-летнего возраста, прекратил поиски сокровищ, выгодно продал свою фирму и занялся постройкой собственного туристического комплекса на Барбадосе.

Невероятно повезло и аргентинскому океанографу Рубену Кольядо. Некоторое время назад, изучая давно забытые архивы испанских колоний в Севилье, он случайно обнаружил довольно интересный список поразительных сокровищ испанского галеона «Эль Пресьяндо». Корабль, направлявшийся из Перу в Испанию, был настигнут пиратами в 1792 году в водах, принадлежавших нынешней республике Уругвай. Капитан корабля рассчитывал, обогнув мыс Горн, доставить в Испанию 47 тонн золотых монет и слитков, а также вылитую из золота полутораметровую статую Девы Марии. Также в трюмах находилось 147 тонн серебра и огромное количество жемчуга и изумрудов. На сегодня все эти ценности стоили бы около 3 миллиардов долларов. Заключив договор с уругвайским правительством, Кольядо рассчитывает получить половину найденных сокровищ. Согласно заключенному договору, работы по поиску и поднятию финансируют немецкие, аргентинские и уругвайские бизнесмены.

С октября 1990 г. тридцать аквалангистов из команды Рубена Кольядо, начали поиск легендарного корабля, трюмы которого набиты сокровищами. Члены экспедиции использовали самое современное радиоэлектронное оборудование для поисковых работ под водой. Метр за метром они обыскивали прибрежные воды и исследовали илистое дно. В итоге "Эль Пресьядо" был обнаружен именно там, где и было указано – всего в 400 м от главного пляжа Монтевидео, столицы Уругвая. Но из-за высокой сложности необходимых для поднятия сокровищ работ, первый сколько-нибудь значимый успех был достигнут только в июле 1992 г. Тогда из трюма корабля было поднято золотых монет и слитков на общую сумму в 2 млн. долларов.

Работы по извлечению сокровищ проводились под неусыпным надзором военных кораблей Уругвайской армии, а поднятые со дна ценности поступали на хранение в государственный банк Уругвая. В конце апреля 1993 г. сейфы банка уже хранили в себе разнообразные ценности на сумму более 20 миллионов долларов.

Другие искатели затонувшего золота не могут похвастаться такими серьёзными успехами. Например, в 1949 г. американцем Мак-Ки разбогател «всего» на миллион долларов, найдя затонувший испанский галеон у рифов Ки-Ларго. Барри Клиффорд на сороковом году жизни неподалёку от флоридского пляжа Кейп Код нашёл затонувшую шхуну «Уайда» - пиратский корабль сел на мель в 1717 году и был поглощён песками. С судна уже подняты разнообразные ценности на сумму более 15 миллионов долларов, но поиски продолжаются, ведь, если верить документам, стоимость всех пиратских сокровищ, что перевозила шхуна, составляет 380 млн. долларов.

В 1979 г. группой американцев из затонувшего в ХVII ст.у острова Гаити принадлежавшего Испанской короне галеона "Консепсьон" было извлечено несколько тонн золотых ювелирных изделий, множество серебряных слитков и уникального фарфора. Все добытые сокровища уникальны и имеют огромную ценность. Также к находкам последних лет можно отнести и сокровища, поднятые с испанского корабля под названием "Херона", погибшего на рифах западного побережья Ирландии в октябре 1588 г., и ценности, затонувшие вместе с экипажем голландского судна "Голландия", которое в 2743г. затонуло поблизости от юго-западного побережья Великобритании.

В СНГ для поисков затонувших кораблей созданы судноподьемные организации. В апреле 1981 года совместными усилиями советских и английских учёных с глубины 260м. были подняты сокровища корабля «Эдинбург». Этот английский крейсер пал в бою с германскими кораблями, и, в результате боя, затонул, утащив на дно 5 тонн золотых слитков, плату за оружие, купленное для борьбы с фашистами. Треть найденных сокровищ была возвращена бывшему СССР.


Деревянные каравеллы и галеоны, громадные современные лайнеры - тысячи судов покоятся на морском дне. Некоторые из них скрывают в своих трюмах сокровища: бочки с золотыми слитками, серебряными монетами и произведения искусства. Подводные археологи, современные охотники за сокровищами, азартно исследуют остовы кораблей в поисках ящиков, в которых могут быть как испанские пиастры, так и знаменитая Янтарная комната. В этом обзоре - судьба знаменитых затонувших кораблей, которые ждут своего открытия и исследования подводными археологами.




Подводный археолог Роберт Баллард, обнаруживший обломки «Титаника», «Бисмарка» и авианосца «Йорктаун», однажды сказал: «Почему мы не исследуем океаны?.. В них больше истории человечества, чем во всех музеях на Земле, вместе взятых».

«Санта Мария» Христофора Колумба



В свое знаменитое плавание в Америку Христофор Колумб отправился на трех кораблях: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». В Рождественский вечер 1492 года флагман экспедиции, 36-метровая каракка «Санта-Мария», потерпела крушение возле острова Гаити. Как оказалось, рулевой матрос передал управление молодому юнге, который и посадил судно на рифы. Понимая, что судно не может быть спасено, экипаж снял часть груза с корабля. Колумб приказал извлечь из остова как можно больше досок и бревен. Их использовали для строительства форта La Navidad («Рождество»), который вскоре уничтожили индейцы.



Точное местоположение останков «Санта-Марии» с тех пор было потеряно для истории. В 2014 году подводный археолог Барри Клиффорд заявил, что он нашел обломки «Санта-Марии», используя информацию из журналов Колумба. Но расследование экспертов ЮНЕСКО показало, что затонувшие обломки принадлежало совсем другому кораблю XVII-XVIII в.

Находка «Санта-Марии», скорее всего, не принесет много денег нашедшему ее. Но имя обнаружившего этот исторический артефакт станет известно всему миру.

Испанские галеоны серебряного флота



Испания XVI-XVIII вв. процветала за счет своих американских и ост-индских колоний. На тяжело груженых кораблях испанцы ввозили в Европу золото, серебро, бриллианты, шелк, табак, пряности, жемчуг, сахар. Обратно в колонии отправляли текстиль, инструменты, книги. Тяжелые, маломаневренные корабли, галеоны, загружались сразу десятками и оправлялись вместе конвоями. Так им было проще противостоять пиратам в Карибском море и Малайе.



Иногда галеоны тонули, унося на морское дно несметные сокровища. А иногда в жестоких вест-индских штормах тонули целые эскадры, груженые серебром из рудников Потоси, Мехико и Лимы.


Местонахождения останков некоторых из этих кораблей известно, а многие пропали бесследно. Одна из последних находок – галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». В сентябре 1622 года восемь кораблей, в том числе и этот, погибли в шторме у берегов Флориды. На его борту, кроме прочего груза, было 40 тонн золота, серебра и драгоценных камней. За прошедшие века они рассеялись подводными течениями на километры вокруг. Десятилетия поисков искателей сокровищ увенчались находками на 450 миллионов долларов. В 40 километрах восточнее Флориды, под водой, все еще покоятся оставшиеся ценности на полмиллиарда долларов.

Лайнер нацистов «Вильгельм Густлофф»



В январе 1945 года советская подводная лодка потопила один из крупнейших лайнеров нацистской Германии – «Вильгельм Густлофф». 208-метровое судно было переполнено: на его борту находилось более 10 000 человек, в том числе моряки немецкого флота.



В ходе «атаки века», которую удачно провел командир подлодки С-13 Александр Маринеско, лайнер затонул. С ним на дно ушли от 7000 до 9000 человек, а также, предположительно, упакованное в ящики «восьмое чудо света» - Янтарная комната. Она была подарена в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому царю Петру I. А в годы Великой Отечественной Войны немцы тайно вывезли ее из Ленинграда и пытались переправить дальше, в Рейх.

После завершения войны на затонувшем лайнере проводили работы советские водолазы специальной службы ВМФ СССР. Но Янтарная комната по сей день не найдена. Вместо этого в Екатериненском дворце была воссоздана ее точная копия.

2 февраля 2012 года стало известно, что искатель сокровищ из США Грег Брукс (Greg Brooks) установил местонахождение затонувшего британского торгового судна Port Nicholson, на борту которого находятся слитки платины из СССР стоимостью более трех миллиардов долларов.

Судно Port Nicholson направлялось в Нью-Йорк с грузом платины и было потоплено немецкой подводной лодкой в 1942 году у берегов полуострова Кейп-Корд на северо-востоке США. Платина предназначалась для расчетов советского правительства с властями США за поставки оружия по госпрограмме ленд-лиза, по которой США передавали союзникам боеприпасы, военную технику, продовольствие и стратегическое сырье.

Брукс сообщил, что судно находится на глубине более 213 метров (700 футов) в 50 морских милях от побережья Кейп-Корда.

Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.

В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.

Мел Фишер — самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарного испанского галеона «Аточа», затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия — золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.

Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.

С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры «Уайда» , которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах «Уайды» ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны. Останки галеры «Уайда» были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Другой крупнейший «улов» XX столетия достался двум американцам — Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона «Нуэстра сеньора де ля Консепсьон «, затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.

В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна «Sussex», на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.

Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.

В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.

В декабре 2009 года суд штата Флорида постановил, что морской клад на сумму 370 миллионов евро, обнаруженный американской компанией Odyssey Marine Exploration, принадлежит Испании и должен быть возвращен королевству в течение 10 дней.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же постановил, что морской клад принадлежит Испании.

В январе 2009 года интернет-издание «Морской бюллетень — Совфрахт» сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, обнаружили кладоискатели у побережья Гайаны (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения — США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron («Голубой барон») .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что немецкие кладоискатели обнаружили 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, обнаружили сокровища на месте произошедшего в ХVI веке кораблекрушения в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) обнаружила в Атлантике потопленное во время Второй мировой войны британское судно Gairsoppa , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Подводным археологам удалось обнаружить британское судно Mantola , которое затонуло в феврале 1917 года после атаки немецкой подводной лодки U-81.

Стоимость груза на судне может составлять более 19 миллионов долларов.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив — на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы — корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту «Святой Михаил». Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне — резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета — подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера «Эдинбург».

В конце апреля 1942 года английский крейсер «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер «Эдинбург» был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, «Эдинбург» был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы «Эдинбург» и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз «Эдинбурга» неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма «Рисдон-Бизен» с помощью специально оборудованного судна «Дронсфорд» обнаружила точное местонахождение «Эдинбурга». В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать — в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера «Эдинбург» хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: «Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича — Царя Всея Руси»; груз серебряных монет, включая редкие «веревочные» деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля «Фрау Мария» . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают, что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз «Фрау Марии» музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что «Фрау Мария» окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта принимают участие фонды «Крейсер «Варяг» и фонд «Спасение национально-культурных ценностей», а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с «Фрау Марии» в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам, если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу — частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит «бесхозное» судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать «бесхозным». Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

«Подводное культурное наследие» означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Самые крупные сокровища с затонувших кораблей обновлено: Май 19, 2018 автором: kross

С затонувшего корабля Gairsoppa водолазы подняли последнюю партию серебряных слитков, стоимостью 26 млн долларов. Общая же стоимость найденного клада, достигает 35 млн долларов. Мы составили список других мест с сокровищами, которые все еще хранятся на морском дне.

Золото Гровенора

Британский парусный корабль «Гровенор», перевозивший из Индии в Европу сокровища побежденных заморских правителей, затонул у восточного побережья Южной Африки более 200 лет назад. В специально оборудованное помещение корабля были погружены сокровища. Это в основном было золото — более 800 слитков; 2000 слитков чистого серебра, а также 45 бочек с золотыми монетами индийских монархов и тридцать ящиков с алмазами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями. Официальная стоимость всего этого богатства составляла более 18 миллионов фунтов стерлингов. Сегодня эту сумму можно смело умножать как минимум на 100, то есть это около 3 млрд долларов . Профессиональные экспедиции и кладоискатели-любители неоднократно пытались добраться до этих сокровищ, однако пока безуспешно.

Произведения Фрау Марии

Судно «Фрау Мария» затонуло в 1771 году с грузом художественных ценностей для Эрмитажа, закупленных по личному указанию Екатерины II. По оценкам экспертов, на дне покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Общая стоимость сокровищ составляет около 500 миллионов евро .

Корабль был обнаружен финской экспедицией на дне Балтийского моря в 1999 году. Финляндия намерена поднять корабль к 2017 году, но вопрос о том, какой стране достанутся ценности, до сих пор не решен.

Дайверы установили, что «Фрау Мария» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

По мнению экспертов, в таких условиях коллекция в трюме затонувшей шхуны не сильно пострадала. Полотна могут быть в сохранности, поскольку для перевозки их упаковывали не в ящики, а в кожаные пеналы, затем в свинцовые сосуды, и сверху заливали воском.

Фашистские сейфы

Долгое время оставалось загадкой место захоронения сокровищ фельдмаршалом фашистской Германии Роммелем. Поиски клада продолжались шестьдесят лет. Примерное место их захоронения было известно из некоторых источников (у берегов Корсики), но отыскать сокровища не удавалось никому. В 2007 году британский исследователь Терри Ходжкинсон заявил, что ему удалось найти точное место расположения клада. Как и предполагалось ранее, сокровища покоятся на дне море вблизи французского острова Корсика.

Однако искатель утверждает, что поднять клад на поверхность без дополнительного специального оборудования невозможно. Клад был запакован в стальные сейфы, и таких сейфов было шесть штук, а в каждом из них находились не менее 200 килограмм золотых слитков (стоимость должна составлять примерно 12 млн долларов ) и прочих драгоценностей. Кроме того, эти сейфы надежно сварены между собой, так, что поднимать их по одному нельзя. Наконец, за шестьдесят лет сейфы покрылись песком. Поэтому для того, чтобы провести операцию по подъему золота с морского дна, необходимо высосать грунт из-под сейфов при помощи специальной техники. Желающих инвестировать в этот проект пока не нашлось.

Золотые рубли Варягина

В 1906 году в Уссурийском заливе ударился о мину и взорвался пассажирский пароход «Варягин». При взрыве погибли почти все пассажиры и весь груз, а также около 60 000 рублей золотом - это более 70 млн. в современных рублях . Спасшийся капитан парохода Овчинников получил разрешение на поднятие парохода.

Водолазы, проводившие подготовку к поднятию, утверждали, что с ценным грузом ничего не случилось и его с легкостью можно достать из-под воды. Через восемь лет после катастрофы под руководством бывшего капитана начались работы по подъему парохода. Однако выяснилось, что корпус сильно занесло песком, поэтому расчистку отложили на весну следующего года. Но в то время началась Первая мировая война, затем революция и гражданская война. В результате «Варягин» до сих пор так и не был поднят.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»