Запятая. Когда ставится запятая

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Велик и могуч русский язык. В каком ещё языке одно и то же слово может выражать разные значения, в зависимости от постановки запятой? А в русском языке такие явления сплошь и рядом. Возьмём, например, слово «значит» - запятая, выделяющая его, даёт нам знать, что оно вводное.

«Значит» - вводное слово

Слова, которые выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, выделяются запятыми. Они называются вводными, так как не имеют прямого отношения к тому, о чём идёт речь в предложении. Такие слова выражают уверенность, неуверенность автора в достоверности излагаемой информации, её источник, порядок мыслей автора, его обращение к собеседнику.

Слово «значит» помогает говорящему логически выстроить свои мысли. Его ещё можно заменить синонимами «следовательно», «таким образом», «итак». Проверка запятых в таком случае производится очень просто: если слово можно пропустить, и смысл предложения при этом не изменится, то запятые ставятся.

Примеры использования вводного слова «значит» в начале предложения

Приведём предложения, в которых ставится запятая после «значит», в них это слово или его синонимы должны стоять в самом начале:

  • Значит, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • Следовательно, уроки сегодня отменили?
  • Итак, домашнее задание вам не задавали?
  • Таким образом, я сегодня абсолютно свободен.
  • Значит, бери куртку и иди домой.
  • Следовательно, вы успеете ещё на стадион.
  • Значит, скоро ты освободишься.
  • Итак, будем ждать.
  • Следовательно, нужно переделать.
  • Значит, соберись, подумай.

Как видно из этих примеров, смысл предложений не совсем ясен. Это вводное слово «значит» выражает отношения следствия. То есть перед ним необходим контекст. Рассмотрим такие примеры.

Вводное слово «значит» в середине предложения

В этих случаях обратите внимание, что запятая перед «значит» и его синонимами тоже ставится, то есть это слово выделяется с двух сторон:

  • Сегодня занятия отменили, следовательно, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • В школе с сегодняшнего дня карантин, итак, уроки отменяются.
  • Сегодня занятий не было, следовательно, домашнее задание вам не задавали.
  • Домашнее задание нам не задавали, значит, я сегодня абсолютно свободен.
  • Если ты уже закончил работу, следовательно, бери куртку и иди домой.
  • Вас раньше отпустили, таким образом, вы успеете ещё на стадион.
  • Сегодня сокращённый день, следовательно, скоро ты освободишься.
  • Мама вернётся ещё не скоро, значит, будем ждать.
  • У тебя в работе очень много ошибок, следовательно, нужно переделать.
  • Ты выполнил задание с ошибками, значит, соберись, подумай.

Проверка запятых

Вспомним, что постановка запятых при вводных словах проверяется их пропуском:

  • Сегодня занятия отменили, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • В школе проходит пробник ЕГЭ, уроки сегодня отменили?
  • Сегодня занятий не было, домашнее задание вам не задавали.
  • Домашнее задание нам не задавали, я сегодня абсолютно свободен.
  • Если ты уже закончил работу, бери куртку и иди домой.
  • Вас раньше отпустили, вы успеете ещё на стадион.
  • Сегодня сокращённый день, скоро ты освободишься.
  • Мама вернётся ещё не скоро, будем ждать.
  • У тебя в работе очень много ошибок, нужно переделать.
  • Ты выполнил задание с ошибками, соберись, подумай.

Как видим, это вводное слово вполне возможно удалить из предложения без ущерба для смысла. всё же наличествует, он в этих случаях разделяет простые предложения в составе сложных. К слову «значит» запятая не имеет никакого отношения.

Не является вводным

Слово «значит» выделяется запятыми или нет. Рассмотрим условия, при которых не требуется никаких знаков препинания. Во-первых, оно должно быть сказуемым, и его тогда невозможно будет удалить без ущерба для смысла высказывания, во-вторых, к нему можно поставить вопрос от подлежащего, от него ставится вопрос к зависимым словам.

Например:

  • Семья (что делает?) значит (для кого?) для меня всё.
  • Это ничего (что не делает?) не значит.
  • Кое-что да (что делает?) значит.
  • Его слово много (что делает?) значит.

Во всех данных предложениях при слове «значит» запятая не ставится.

Работа с текстом

Допустим, нам нужно выписать номера предложений, в которых вводное слово «значит» выделяется запятой:

1) Бабушка очень любит музыку, но её карьера пианистки как-то не задалась. 2) И она изо всех сил стремится сделать из Алёши музыканта. 3) И мечта увидеть внука знаменитым артистом значит для неё многое. 4) Она находит, что Алексей даже внешне похож на юного Паганини.

5) Никто из семьи лично не знаком с этим знаменитым скрипачом, но папа смеет утверждать, что у того были чёрные глаза и худое бледное лицо, обрамлённое смоляными волосами. 6) Алёша же круглолиц, румян, голубоглаз и светловолос. 7) Значит, полного совпадения внешних признаков нет. 8) Но бабушка упрямо твердит, что сходство кроется в глубине глаз, и они у её внука светятся таким же вдохновением, как и у знаменитого итальянца. 9) Это видит только она одна. 10) Все же остальные находят, что в глазах мальчика полное спокойствие, которое иногда только слегка смешивается с лукавством.

11) Музыкальная карьера внука всё не задаётся, и чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мёртвой точки, бабушка решается на хитрость. 12) Однажды она отвечает на вопросы концерта-загадки, и отправляет письмо в редакцию от имени внука. 13) И через несколько дней дикторша удивлённым голосом сообщает по радио, что ученик второго класса правильно ответил на одиннадцать из тринадцати вопросов, а это значит, что он занимает второе место в музыкальной викторине. 14) Кроме этого, она замечает, что ответы ребёнка не по-детски обстоятельны и умны, что свидетельствует о том, что музыка в его школе преподаётся на самом высоком уровне.

15) А на самом деле музыка в Алёшиной школе вообще не преподавалась: никак не могли найти толкового педагога. 16) Но после победы Алёши в музыкальном конкурсе пришлось сразу найти. 17) Ведь другие стали умолять обменяться опытом. 18) «Если у вас такие успешные ученики, значит, у вас прекрасные учителя музыки, - говорили директору Алёшиной школы руководители учебных заведений города, - не жадничайте, делитесь».

19) Бабушка Алёши ликовала: значит, её затея всё-таки принесла пользу, пусть не её внук, а хотя бы кто-нибудь станет великим музыкантом при её непосредственном участии.

Правильный ответ будет такой: при вводном слове «значит» запятая ставится в предложениях 7, 18, 19.

Далеко не всем просто запомнить, в каких случаях необходимо использовать такой пунктуационный знак, как запятая. Иногда люди то ставят лишние запятые, то не употребляют их в тех местах, где они необходимы.

Некоторым может показаться, что если бы этих запятых не было вовсе, то проблем с письменным русским языком стало бы куда меньше. Но так ли это на самом деле? Ведь если речь идет о длинных предложениях, то без запятых сложные предложения представляли бы собой нагромождение слов.

А что, если писать только простые предложения, после которых ставить лишь точки? Тогда такие предложения больше напоминали бы какие-то «обрубки», лишенные как эмоций, так и интонаций.

Без запятых на письме никак не обойтись, ведь они выделяют в предложениях конструкции, которые не входят в общую структуру предложения. Эти знаки препинания необходимы и при перечислениях, и для отграничения простых предложений в составе сложного.

Обособляются и такие конструкции, как причастные и деепричастные обороты, обращения и уточнения, вводные слова и междометия, определения и обстоятельства. При помощи запятых мы также отделяем прямую речь от косвенной. Такие знаки препинания используются и для разделения целой и дробной частей.

Если говорить о смысловом значении запятых, то эти пунктуационные знаки способствуют созданию в предложениях интонации. В том месте, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу, выделяя, таким образом, значимые части как семантически, так и эмоционально.

Запятая также берет на себя функцию разделения предложения на смысловые блоки, но при этом объединяя их. Другими словами, запятая - это связующий элемент, который наполняет смыслом все части по отдельности и все предложение в целом.

Вспомним всем известный пример, в котором запятая несет огромную смысловую нагрузку: «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от места постановки запятой значение фраз может быть истолковано совершенно по-разному. Лишь правильно поставленный знак препинания способен придать конкретный смысл. Бывает, что и лишние запятые также могут не только усложнить восприятие текста, но и искажать смысл написанного.

Функции запятой довольно многообразны. Без этого знака препинания значение письменной речи донести до адресата будет просто невозможно.

Велик и могуч русский язык. В каком ещё языке одно и то же слово может выражать разные значения, в зависимости от постановки запятой? А в русском языке такие явления сплошь и рядом. Возьмём, например, слово «значит» - запятая, выделяющая его, даёт нам знать, что оно вводное.

«Значит» - вводное слово

Слова, которые выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, выделяются запятыми. Они называются вводными, так как не имеют прямого отношения к тому, о чём идёт речь в предложении. Такие слова выражают уверенность, неуверенность автора в достоверности излагаемой информации, её источник, порядок мыслей автора, его обращение к собеседнику.

Слово «значит» помогает говорящему логически выстроить свои мысли. Его ещё можно заменить синонимами «следовательно», «таким образом», «итак». Проверка запятых в таком случае производится очень просто: если слово можно пропустить, и смысл предложения при этом не изменится, то запятые ставятся.

Примеры использования вводного слова «значит» в начале предложения

Приведём предложения, в которых ставится запятая после «значит», в них это слово или его синонимы должны стоять в самом начале:

  • Значит, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • Следовательно, уроки сегодня отменили?
  • Итак, домашнее задание вам не задавали?
  • Таким образом, я сегодня абсолютно свободен.
  • Значит, бери куртку и иди домой.
  • Следовательно, вы успеете ещё на стадион.
  • Значит, скоро ты освободишься.
  • Итак, будем ждать.
  • Следовательно, нужно переделать.
  • Значит, соберись, подумай.

Как видно из этих примеров, смысл предложений не совсем ясен. Это потому, что вводное слово «значит» выражает отношения следствия. То есть перед ним необходим контекст. Рассмотрим такие примеры.

Вводное слово «значит» в середине предложения

В этих случаях обратите внимание, что запятая перед «значит» и его синонимами тоже ставится, то есть это слово выделяется с двух сторон:

  • Сегодня занятия отменили, следовательно, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • В школе с сегодняшнего дня карантин, итак, уроки отменяются.
  • Сегодня занятий не было, следовательно, домашнее задание вам не задавали.
  • Домашнее задание нам не задавали, значит, я сегодня абсолютно свободен.
  • Если ты уже закончил работу, следовательно, бери куртку и иди домой.
  • Вас раньше отпустили, таким образом, вы успеете ещё на стадион.
  • Сегодня сокращённый день, следовательно, скоро ты освободишься.
  • Мама вернётся ещё не скоро, значит, будем ждать.
  • У тебя в работе очень много ошибок, следовательно, нужно переделать.
  • Ты выполнил задание с ошибками, значит, соберись, подумай.

Проверка запятых

Вспомним, что постановка запятых при вводных словах проверяется их пропуском:

  • Сегодня занятия отменили, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • В школе проходит пробник ЕГЭ, уроки сегодня отменили?
  • Сегодня занятий не было, домашнее задание вам не задавали.
  • Домашнее задание нам не задавали, я сегодня абсолютно свободен.
  • Если ты уже закончил работу, бери куртку и иди домой.
  • Вас раньше отпустили, вы успеете ещё на стадион.
  • Сегодня сокращённый день, скоро ты освободишься.
  • Мама вернётся ещё не скоро, будем ждать.
  • У тебя в работе очень много ошибок, нужно переделать.
  • Ты выполнил задание с ошибками, соберись, подумай.

Как видим, это вводное слово вполне возможно удалить из предложения без ущерба для смысла. Знак препинания всё же наличествует, он в этих случаях разделяет простые предложения в составе сложных. К слову «значит» запятая не имеет никакого отношения.

Не является вводным

Слово «значит» выделяется запятыми или нет. Рассмотрим условия, при которых не требуется никаких знаков препинания. Во-первых, оно должно быть сказуемым, и его тогда невозможно будет удалить без ущерба для смысла высказывания, во-вторых, к нему можно поставить вопрос от подлежащего, от него ставится вопрос к зависимым словам.

Например:

  • Семья (что делает?) значит (для кого?) для меня всё.
  • Это ничего (что не делает?) не значит.
  • Кое-что да (что делает?) значит.
  • Его слово много (что делает?) значит.

Во всех данных предложениях при слове «значит» запятая не ставится.

Работа с текстом

Допустим, нам нужно выписать номера предложений, в которых вводное слово «значит» выделяется запятой:

1) Бабушка очень любит музыку, но её карьера пианистки как-то не задалась. 2) И она изо всех сил стремится сделать из Алёши музыканта. 3) И мечта увидеть внука знаменитым артистом значит для неё многое. 4) Она находит, что Алексей даже внешне похож на юного Паганини.


5) Никто из семьи лично не знаком с этим знаменитым скрипачом, но папа смеет утверждать, что у того были чёрные глаза и худое бледное лицо, обрамлённое смоляными волосами. 6) Алёша же круглолиц, румян, голубоглаз и светловолос. 7) Значит, полного совпадения внешних признаков нет. 8) Но бабушка упрямо твердит, что сходство кроется в глубине глаз, и они у её внука светятся таким же вдохновением, как и у знаменитого итальянца. 9) Это видит только она одна. 10) Все же остальные находят, что в глазах мальчика полное спокойствие, которое иногда только слегка смешивается с лукавством.

11) Музыкальная карьера внука всё не задаётся, и чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мёртвой точки, бабушка решается на хитрость. 12) Однажды она отвечает на вопросы концерта-загадки, и отправляет письмо в редакцию от имени внука. 13) И через несколько дней дикторша удивлённым голосом сообщает по радио, что ученик второго класса правильно ответил на одиннадцать из тринадцати вопросов, а это значит, что он занимает второе место в музыкальной викторине. 14) Кроме этого, она замечает, что ответы ребёнка не по-детски обстоятельны и умны, что свидетельствует о том, что музыка в его школе преподаётся на самом высоком уровне.

15) А на самом деле музыка в Алёшиной школе вообще не преподавалась: никак не могли найти толкового педагога. 16) Но после победы Алёши в музыкальном конкурсе пришлось сразу найти. 17) Ведь другие стали умолять обменяться опытом. 18) «Если у вас такие успешные ученики, значит, у вас прекрасные учителя музыки, - говорили директору Алёшиной школы руководители учебных заведений города, - не жадничайте, делитесь».


19) Бабушка Алёши ликовала: значит, её затея всё-таки принесла пользу, пусть не её внук, а хотя бы кто-нибудь станет великим музыкантом при её непосредственном участии.

Правильный ответ будет такой: при вводном слове «значит» запятая ставится в предложениях 7, 18, 19.

ЗНАЧИТ , вводное слово, союз и связка

1. Вводное слово. Указывает на связь мыслей, последовательность их изложения; то же, что «стало быть, выходит, следовательно». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2 .

Село, значит, наше – Радово, // Дворов, почитай, два ста. С. Есенин, Анна Снегина. «Здравствуй, здравствуй, внучек, – произнесла она неожиданно звучным басом. – Это, значит , и будет новый программист?» А. и Б. Стругацкие, Понедельник начинается в субботу. Перед уходом я достал из-под стекла список и предельным нажимом вымарал слово «Волобуй» своей радужной ручкой. Я решился на это потому, что оно лохматилось бумажными ворсинками и, значит , его уже царапали до меня когтем… К. Воробьев, Вот пришел великан. Случайно появляется газ или нет, связан ли он с циклонами, а значит , можно ли по этому признаку прогнозировать – вопрос требует выяснения. А. Гладилин, Прогноз на завтра. Собираешься, значит , уезжать? Ты, значит , думаешь иначе?

2. Союз. Соединяет предложения или части сложного предложения (в том числе в составе двойного союза «если... значит» или «раз... значит»). Сближаясь по значению с вводными словами «следовательно», «таким образом», союз «значит» отделяется запятой (реже тире) от последующей части предложения.

Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня чуть больше рубля. Значит , за рубль переваливать нельзя... В. Распутин, Уроки французского. Послал он мне крест – значит , меня он любит . И. Тургенев, Живые мощи. У меня так было с сыном. Тоже думали, что погиб, а он лежал в госпитале. А сейчас прыгает без ноги, но – дома, в армию его не взяли, значит , будет жить . Ю. Семенов, Семнадцать мгновений весны. А если он в таком состоянии, что и чинить нельзя, значит , надо выбросить. В. Войнович, Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. Раз эсер, то, значит , безгрешен! Ю. Семенов, Непримиримость. Раз вы читаете это мое письмецо, значит , я вас уже покинул и познал тайну смерти, которая сокрыта от вас за семью печатями. Б. Акунин, Азазель. Идя коридором своего отеля, он заглянул в комнату дежурной горничной, комната была пуста, значит – девушка не спит еще . М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

3. Связка (при сказуемом, выраженном инфинитивом). То же, что «это, есть». Перед связкой «значит», присоединяющей сказуемое к подлежащему, ставится тире. После связки знак препинания не ставится.

В свете идти на любовь – значит идти на верный обман. В. Соллогуб, Метель. У Шекспира есть выражение: понять – значит простить . М. Анчаров, Сода-солнце. Идти обратно вдоль реки, чтоб наткнуться на знакомую тропу, которая ведет в сосновый бор, – значит потерять день . В. Тендряков, Находка.

! Не смешивать с употреблением в роли члена предложения (сказуемого).

«Корнет, что всё это значит ?» – шепотом спросил командир полка. Б. Окуджава, Путешествие дилетантов.

См. препятствие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. запятая остановка, препятствие; запятушка, зацепка, затруднение, трудность, знак, закавычка, узкое место, закорючка,… … Словарь синонимов

ЗАПЯТАЯ, запятой, жен. 1. Знак препинания (,), разделяющий синтаксические группы в пределах одного синтаксического целого (грам.). Поставить запятую. Поставить слова в запятых. Отделить запятою. 2. Препятствие, затруднение (разг. шутл.). Вот тут… … Толковый словарь Ушакова

ЗАПЯТАЯ, запятие, запять и пр. см. запинать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

запятая - (Comma) Одиночный разделительный знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. В русском языке употребляется при перечислениях, между однородными членами предложения и предложениями, при выделении причастных и… … Шрифтовая терминология

Знак препинания (,), употребляемый для выделения и отделения друг от друга различных составных частей простого и сложного предложений … Большой Энциклопедический словарь

ЗАПЯТАЯ, ой, жен. 1. Знак препинания (,), обычно обозначающий интонационное членение, а также выделяющий нек рые синтаксические группы. 2. перен. Препятствие, затруднение (разг. шутл.). В этом то вся и з. До последней запятой (знать, изучить)… … Толковый словарь Ожегова

запятая - точечный точка — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы точечныйточка EN point … Справочник технического переводчика

Запятая - см. Условные разделительные знаки (УРЗ) в библиогр. записи … Издательский словарь-справочник

ЗАПЯТАЯ - (1) плавающая форма представления чисел в цифровой вычислительной машине с переменным положением З. , отделяющей целую часть числа от дробной. В этом случае машина оперирует только с числами в пределах интервала (1, +1). Плавающая З. позволяет… … Большая политехническая энциклопедия

Термин, относящийся к представлению действительного числа дробью, к способу представления действительных чисел в цифровой вычислительной машине. Пусть выбрана система счисления с основанием q, и пусть для действительного числа химеет место… … Математическая энциклопедия

Книги

  • Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. ФГОС , Запятая Ольга Валентиновна. Одна из задач, поставленных перед школой новыми федеральными государственными образовательными стандартами, - формирование у обучающихся коммуникативных учебныхдействий. В пособии…
  • Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. ФГОС , Запятая О.В.. Одна из задач, поставленных перед школой новыми федеральными государственными образовательными стандартами, - формирование у обучающихся коммуникативных учебныхдействий. В пособии…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»