Внешняя политика России в начале XX века. Внешняя политика России в начале XXI века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В начале 19 в. внешняя политика России заключалась в основном в решении проблемы борьбы за укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и противостоянии агрессии наполеоновской Франции.

В 80-90 гг. 19 в. Иран и Турция пытались военным путем расширить свои территории в Закавказье.

В 1783 г. Грузия заключила с Россией Георгиевский трактат, по которому управление внешней политикой Восточной Грузии передавалось русскому правительству. В 1798 г. царь Георгий XII попросил Россию об участии в управлении внутренними делами Грузии. В 1801 г. по манифесту Александра I управление Картлийско-Кахетинским царством было передано русскому наместнику. В 1803-1804 гг. в состав России вошли Мегрелия, Гурия и Имеретия, что означало полное присоединение Грузии. Завершением строительства Военно-Грузинской дороги Россия подтвердила долгосрочные намерения своего присутствия в Закавказье. Активная политика в этом регионе и присоединение Грузии к Российскому государству стали поводом для начала русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

В декабре 1806 г. турецкое правительство уведомило об объявлении войны. Сделано это было в целях взятия реванша за предыдущие поражения и под влиянием Наполеона, который обещал туркам отдать во владение Крым. Русские войска нанесли Турции ряд тяжелых поражений на Балканах и Кавказе. В октябре 1806 г. войска под командованием И.И.Михельсона заняли Молдавию и Валахию. В 1807 г. русская эскадра под командованием Д.Н.Сенявина разломила турецкий флот. Исход войны был решен 22 июня 1811 г. победой Дунайской армии М.И.Кутузова под Рущуком. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор, по которому Бессарабия (с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Киллия и Измаил) присоединялась к России. Сербия получала долгожданную независимость, западная часть Молдавии за рекой Прут оставалась за Турцией. Она расторгла союз с Францией, что облегчило борьбу России в Отечественной войне 1812 г.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. была закончена победой русской армии и заключением выгодного для России Гюлистанского мирного договора осенью 1813 г. России отошли основная часть Азербайджана и Дагестан. Иран терял право держать военный флот в Каспийском море.

Внешняя политика 1-й четверти 19 в. определилась противостоянием Российского государства агрессивной политике наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. Россия вступает в антифранцузскую коалицию с Англией, Австрией и Швецией. Начавшаяся в 1805 г. война была проиграна русскими и австрийскими войсками в битве под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.) и закончилась оккупацией Австрии.

В 1806 г. создается четвертая коалиция против Франции в составе Пруссии, Англии, России и Швеции. В кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау русские войска сдержали натиск Наполеона, но летом 1807 г. проиграли сражение при Фридланде. Прусские войска потерпели поражение в Иена-Ауэрштедтском сражении.

7 июля 1807 г. в Тильзите был подписан русско-французский договор о мире, дружбе и союзе. Наполеон предоставил России свободу действий по отношению к Швеции и Турции, давая возможность усиления за счет этих стран. Фактически это был договор о невмешательстве в агрессию. Россия соглашалась с колониальной политикой Наполеона в Западной Европе и была вынуждена присоединиться к блокаде Англии. В результате Россия потеряла основного партнера по торговле и понесла убытки.

Условия Тильзитского мира не могли длительно устраивать ни одну из сторон. Россия оказалась изолирована от Балкан, были подорваны ее интересы в Европе. С другой стороны, Россия мешала осуществлению мечты Наполеона о мировом господстве. Началась подготовка к войне.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. шла успешно для Российского государства. Она завершилась подписанием выгодного для Александра I Фридрихсгамского мирного договора, по которому к России переходили Финляндия и Аландские острова.

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внешняя политика России в начале XX века

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия. За основу сценария урока взята работа учителя истории Олега Никанорова из Красноярского края.

Цель урока: 1) Познакомить учеников с внешней политикой России в первом десятилетии XX века. 2) Анализируя международные события, подвести детей к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны. 3) Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков.
Технические средства и наглядные пособия: доска, "Политическая карта мира в начале XX века".

На доске написаны тема и эпиграф:

"Внешняя политика Российской империи в начале XX века.

Железная поступь или игра с огнем?"
Мы не боимся ничего на свете, кроме Бога.
О.Бисмарк
(Из речи 6 февраля 1888 г.)

Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь.
А.М.Горчаков
(Из речи 28 февраля 1888 г.)

Урок начинается вступлением учителя:

Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: "Чувствую конец". За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: "Точно так, папенька", - и скрепил автографом вступительный документ.

"От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской..."

Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и в первую очередь отвечать за международную безопасность государства.
Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору. Повторив дома соответствующий материал учебника, дети отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части) выдержки из их ответов.

Внешняя политика России во времена Александра III:

1. Общий миролюбивый курс.
2. Сближение с Францией.
3. Соперничество с Англией.
4. Расширение влияния на Востоке.
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.
6. "Охлаждение" отношений с Германией.

Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.

Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: "Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?", " Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?", "Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?"

Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.

Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.

Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой - Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.

Для изучения последующих событий предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.
Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.
Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.

Левая половина доски - внешняя политика во времена Александра III.

Правая - внешняя политика во времена Николая II.

1. Общий миролюбивый курс - 1898 г., обращение Николая II к иностранным державам - Гаагская международная конференция.
2. Сближение с Францией - 1893-й, военный союз с Францией.
3. Соперничество с Англией - отказ от соперничества - 1907-й, Тройственное соглашение.
4. Расширение влияния на Востоке - вмешательство Китая - русско-японская война - Портсмутский мир
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан - снижение активности на Балканах - усиление присутствия России на Балканах - 1909 г. боснийский кризис, 1913 г. - албанский кризис.
6. "Охлаждение" отношений с Германией - 1905-й, отказ от союза с Германией - усиление конфронтации с Германией.

Основные выводы, которые делает класс:

1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.

2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.

3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.

4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.

Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: "Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв".

Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:

1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?
2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.
3. Русско-японской войны можно было бы избежать.
4. На Балканском полуострове Россия "присутствовала" лишь из братской солидарности к славянским народам.
5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.
6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.
7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, "цель оправдывала эти средства".

Задания домашнего вопросника:

Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.

1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве...
2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями...
3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону..., что выразилось в...
4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 г. закончило формирование...
5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась...
6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?
7. В чем проявилась внешнеполитическая активность России на Востоке?
8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?
9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?
10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?

На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: "Железная поступь или игра с огнем?".

Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы. Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было. Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства - это "игра с огнем". Третья группа играет роль жюри.

В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию, готовят выступление и выступающего. 1-й ученик из первой группы выступает, оппоненты выслушивают (выступление длится минуты три), затем, несколько секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы задает вопросы, отвечает на которые, после нескольких секунд консультаций, второй участник первой группы.
Затем наступает очередь выступления второй группы. Вопросы, ответы на них - по той же схеме. И, наконец, четвертые участники групп рецензируют выступления и ответы на вопросы своих оппонентов. Рецензии начинаются словами "Правильно ли я вас понял, что..."

В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.


На рубеже 19-20 веков произошло значительное изменение международной обстановки. Это было вызвано борьбой великих держав за откровенный передел мира, за дешевые источники сырья, рабочей силы и новые территории сбыта продукции. На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870г. и не успевшей к первоначальному колониальному разделу мира. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира, возросли противоречия ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, более активно стали действовать на международной арене Япония и США, желавшие расширить зоны своего экономического влияния.

В конце 19 века Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. В борьбе двух групп правящих кругов (тех, кто выступал за мирные и дипломатические средства в разрешении противоречий модернизирующейся России – Витте и Столыпин), победила «военная партия», занимавшаяся открыто завоевательные позиции.

Во внешней политике можно выделить три основных направления:

Западное направление – отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880 –х гг. союзником России в Европе стала Франция. С конца 1880-х гг. союзником в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала в Иране и Афганистане, С Австро-Венгрией – за влияние на Балканах;

Южное направление – отношения с Турцией, Ираном. Россия боролась за черноморские проливы и политико-экономическое господство в Азии;

Дальневосточное направление – отношения с Китаем, Японией. Территория Китая стала предметом особого противостояния между великими державами. В 1891 году было принято решение строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали , имевшей стратегической значение. В 1896г. был подписан договор с Китаем о строительстве КВЖД (китайско-восточной железной дороги), позднее – о сдачи Китаем в аренду Порт-Артура, и Дайрана (Дальнего). Русские войска в 1900г. были введены в Манчжурию. Эти договоры и действия сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае. Борьба за влияние в Северном Китае, Манчжурии и Корее привели к русско-японской войне 1904-1905гг. «Военная партия» считала, что России в условиях тяжелой все более ухудшающейся внутренней социально-политической и экономической ситуации для демонстрации силы власти «необходима маленькая победоносная война» (В.К. Плеве).

Но Япония, осуществив с помощью английских и американских советников перевооружение своей армии и флота, первой напала на Россию. 27 января 1904г . японский флот совершил внезапное нападение на порт-артурскую эскадру и находившийся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг». Несмотря на смелость и героизм русских солдат и матросов, некоторых генералов и офицеров (адмирал Макаров, генерал Кондратенко), ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Был проигран ряд сухопутных сражений (Ляоян, Мукден ) и потерян почти весь флот (в Порт-Артуре, в Цусимском сражении) . Россия вступила в войну неподготовленной. Война вскрыла вопиющие недостатки в армии и на флоте, свидетельствовала об экономической и военно-технической отсталости страны. Война, совпавшая с экономическим кризисом, стала важным революционизирующим фактором. Считая своей главной задачей подавление начавшейся революции, правительство С. Витте согласилось на посредничество американского президента Т. Рузвельта в подписании мирного договора. В августе 1905г. в Портсмуте (США ) глава русской делегации С.Витте подписал мирный договор для России. Россия отдавала Японии Южный Сахалин и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, окончательно признавала право Японии на Курильские острова. К чести С. Витте, было отвергнуто требование Японии о контрибуции.


Тема: Внутреннее и внешнеполитическое положение России в 1907 -1917 годах. Лекция 14.

В 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.

Внешняя политика России является одной из ключевых проблем современного мира. Это обусловлено многими причинами, главными из которых являются:

  • - большая территория страны и в связи с этим большое количество населения,
  • - запасы полезных ископаемых, добыча которых существенно влияет на мировой рынок,
  • - тесно связанная с предыдущим пунктом - Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, что определяет котировки мировых валют,
  • - вся история нашей страны показывает, что любое событие, происходящее в России, может существенно повлиять на ход истории всех остальных стран.

Все это определяет повышенный интерес к нашей стране. Особенный интерес вызывали происходящие в нашей стране события в конце прошлого начале нынешнего века. Сейчас стираются границы между внутренними и внешними интересами государства. Любой внутренний конфликт может перерасти в международный конфликт, или даже войну. Поэтому внешняя политика становится одной из главнейших при планировании дальнейшего развития страны.

Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.

Концепция 2000-го года официально закрепляла идею великодержавности России в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России. В число основных целей внешней политика вошли:

  • - обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;
  • - формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;
  • - создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;
  • - формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
  • - защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

В Концепции была подтверждена приверженность модели многополярного мироустройства. Отмечалось, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения проблем, стратегия же односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, усугубить межгосударственные противоречия.

Принятие национально ориентированной Концепции и несомненное стремление нового руководства целенаправленно работать над её реализацией ещё не создавали гарантий от ошибок и спорных решений. Среди них ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, а также двух дивизий ракетных войск стратегического назначения на железнодорожной основе. Ликвидированные железнодорожные комплексы до сих пор не имеют аналогов в мире.

В этих решениях прослеживается инерция политики уступок Западу и прежде всего США, жёстко реагировавших на растущую самостоятельность поведения России на мировой арене:

  • - позиция России по вопросу о расширении НАТО была полностью проигнорирована и вслед за странами Восточной Европы в НАТО были приняты страны Балтии;
  • - на постсоветском пространстве проводилась политика вытеснения России и поддержки антироссийски настроенных деятелей, что вполне определённо проявилось в ходе так называемых «цветных революций» в Грузии и на Украине;
  • - Центральная (Средняя) Азия, Закавказье, Прикаспий были объявлены зоной интересов США, что предполагало активную американскую политику и ослабление позиций России в этих регионах;
  • - США продолжали сохранять дискриминационные ограничения в торговле с РФ, введённые ещё в бытность СССР, и отказывались предоставить нашей стране на постоянной основе статус наибольшего благоприятствования в торговле, являющийся нормой для стран, находящихся в партнёрских отношениях;
  • - Россия находилась под постоянным огнём критики и давлением в связи с её действиями в Чечне, при этом в оценке этих действий использовался двойной стандарт, что было особенно очевидно на фоне действий НАТО в 1999 г. против Югославии, когда авиация блока, преимущественно американская, 11 недель подвергала бомбардировке всю территорию страны.

Список можно продолжить, но достаточно привести только один факт: в декабре 2001 г. США приняли решение о выходе из Договора ПРО 1972 г., проигнорировав позицию России, считавшей, что развал ПРО угрожает глобальной стратегической стабильности.

Для России на рубеже тысячелетий сложилась непростая ситуация в сфере обеспечения национальной безопасности: на западе расширение НАТО приобрело необратимый характер, усиливалась нестабильность на южном направлении (Афганистан, Ирак, Пакистан), на востоке росло военное могущество Китая и Японии. Плюс к этому - огромный дисбаланс с США не в пользу России во всех сферах, включая военную: в 2004 г. военные расходы США составили 455 млрд. долларов, России - 19,4 млрд. долларов.

Однако и в таких условиях Россия сохранила приверженность принципам и целям своей политики.

Наиболее известные эпизоды внешней политики России минувшего десятилетия:

  • - рассматривая борьбу с международным терроризмом как важнейшую национальную и внешнеполитическую задачу, Россия поддержала меры, предпринятые США после событий 11 сентября 2001 г. и содействовала их реализации, предоставив американской авиации воздушный коридор для доставки грузов войскам в Афганистане;
  • - однозначное осуждение со стороны Российской Федерации получило вторжение США и их союзников в Ирак, осуществлённое весной 2003 г. без санкции ООН под фальшивым предлогом наличия в Ираке оружия массового уничтожения (ОМУ);
  • - последовательно отстаивая хельсинкский принцип нерушимости границ в Европе, Россия не признала провозглашённую албанскими сепаратистами независимость Косово: узаконивание данного прецедента создавало все условия для масштабного пересмотра границ в Европе, и не только;
  • - решительными действиями была остановлена агрессия Грузии против народа Южной Осетии, сопровождавшаяся неспровоцированным нападением на российских миротворцев.

В каждом случае отечественные политики и дипломаты были последовательны в проведении курса, направленного на отстаивание национальных интересов.

Россия медленно, но последовательно восстанавливала свои позиции не только в Евразии, но и за её пределами. Визиты высших российских руководителей во главе представительных делегаций в страны Латинской Америки и Африки, сопровождавшиеся подписанием многочисленных соглашений об экономическом, военном и других видов сотрудничества, продемонстрировали всему миру, что Россия снова возвращается в узкий круг держав с глобальными интересами.

Концентрированное изложение идеологии внешней политики современной России было представлено гражданам РФ и мировому сообществу в июле 2008 года на страницах Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России Д.М. Медведевым. Документ дополняет и развивает положения предыдущей Концепции с учётом изменений в мире после 2000 года.

Главное, что характеризует Концепцию - её реалистичность. В основание внешней политики кладутся прагматизм, открытость, предсказуемость, неконфронтационное продвижение национальных интересов. В качестве отличительной черты российской внешней политики выделяется её сбалансированность и многовекторность.

Впервые в самостоятельный раздел выделена проблема верховенства права в международных отношениях. Подчёркивается, что поддержание и укрепление международной законности - приоритетное направление для Российской Федерации. Обращает на себя внимание то, что тезис о решимости России выступать на международной арене в поддержку права проходит через весь документ.

Другая сквозная тема Концепции - роль и место ООН в современном мире. Главный тезис, который всесторонне обосновывается в тексте документа, утверждает, что ООН и в XXI веке должна оставаться центром регулирования международных отношений и координации мировой политики. Действия каждой страны на мировой арене должны строиться в соответствии с принципами и нормами Устава Организации Объединённых Наций. Любое применение силы с миротворческой целью допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН.

В Концепции осуждается применение в международной политике двойных стандартов; отмечается возрастание влияния религиозного фактора в международных отношениях, что требует обращения к таким категориям как справедливость и нравственность; обращается внимание на недопустимость избирательного подхода к истории и превращение исторической темы в инструмент практической политики.

Положения Концепции опираются как на анализ современных международных процессов и тенденций, так и на уроки прошлого, в т. ч. выводы из ошибок СССР. В частности подчёркивается, что Россия не даст вовлечь себя в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

Итак, можно утверждать, что в «нулевые» годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.

В 2000--2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США, 2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007).

6--8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в 21 веке») в Нью-Йорке. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем У. Бушем в столице Словении Любляне.

В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича -- кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного. Но после выборов 21 ноября оппозиционные партии Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Александра Мороза вывели на улицу десятки тысяч человек и заявляли о фальсификации выборов (Оранжевая революция). После победы Ющенко в назначенном Верховным судом Украины третьем туре к власти пришла «оранжевая коалиция», провозгласившая главными целями внешней политики вступление в ЕС и НАТО при сохранении сотрудничества с Россией, но без вступления в ЕЭП.

  • 14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. В 2005 году состоялась демаркация российско-китайской границы, в ходе которой Китай получил 337 кмІ спорной территории -- остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский. В качестве положительного результата соглашений называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали подписание договора как ослабление позиций России.
  • 24 февраля 2005 Путин провёл встречу с Бушем в Братиславе (Словакия), главной темой которой стала ситуация с демократией в России.
  • 25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России.
  • 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века -- терроризмом и поблагодарили победителей фашизма.

В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН.

В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»).

Путиным были подписаны договорённости о выводе российских военных баз из Грузии. По ним Россия обязалась вывести свои военные силы из Грузии до 2008 года. Во время Российско-грузинского шпионского скандала Путин приказал ускорить вывод российских войск из Грузии. 15 ноября 2007 года последний российский военный покинул территорию Грузии.

Соединённые Штаты и Российская Федерация занимают резко противоречащие друг другу позиции по ряду вопросов:

  • · Поддержка «цветных революций» на посоветском пространстве;
  • · Поддержка непризнанных властей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья;
  • · Вступление Украины и Грузии в НАТО;
  • · Строительство системы ПРО;
  • · Продвижение трубопроводов, доставляющих каспийскую нефть в обход российской территории;
  • · Независимость Косово;
  • · Строительство ядерного реактора в Бушере, Исламская Республика Иран;
  • · Военные поставки Венесуэле;
  • · Приём в Москве представителей террористического движения «Хамас» после его победы на выборах в Палестине.

Обострение отношений происходит на фоне массированных обвинений российских властей в сворачивании демократии, и требованиях исключить Россию из G8, и не допускать в ВТО.

Обостряются также отношения с Польшей, президент которой Александр Квасьневский сыграл заметную роль в событиях «оранжевой революции» 2004 года на Украине, и с Израилем, который выражает сильную обеспокоенность российскими военными поставками Сирии и строительством ядерного реактора в Иране.

Волна «цветных революций» на постоветском пространстве в 2006 году затухает; победа «революции тюльпанов» в Киргизии не привела к смене её внешнеполитической ориентации, Узбекистан и другие бывшие республики СССР приходят к выводу о необходимости жёсткого подавления протестов, невзирая на дипломатическое давление и санкции со стороны США и ЕС. Основные «оранжевые» страны, Украина и Грузия, входят в полосу глубокого политического кризиса. Кроме того, Россия оказывает экономическое давление на Украину, Грузию и Молдавию, также на Польшу и Эстонию.

В апреле 2007 обеспокоенность русского меньшинства в Эстонии своим положением выливается в массовые беспорядки в Таллине. Россия встаёт на сторону протестующих, осуждает действия эстонской полиции, и оказывает на эстонские власти меры дипломатического и экономического давления.

Внешняя политика России определяется её Президентом и осуществляется Министерством иностранных дел.

Россия -- один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия наравне с остальными постоянными членами Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую двадцатку» экономически развитых государств, ранее также входила в «Большую восьмёрку» (в 2014 году членство в ней приостановлено), является членом многих других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕАЭС ОДКБ, ШОС.

Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии.

Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами -- членами ООН.

В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами -- членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:

во время своей речи Президент РФ Д. Медведев] уделил большое внимание развитию внешней политики России, а также вовлечению россиян в решение многих вопросов. Он подчеркнул, что только планомерное развитие гражданского общества может дать положительный результат внешней политики страны, а также ее правильной реализации.

В современном мире страна оценивается по многим критериям, в частности по уровню развития культуры, экономики, политики, техники, науки, условиям жизни, уровню обеспеченности населения. Все эти факторы и позволяют стране занять то или иное место в мире. Смена внешней политики России может привести ко многим последствиям, которые не можем предугадать даже сейчас. Прозападно ориентированная Россия так неожиданно поменявшая курс своего партнерского взаимодействия позволила многим странам проявить и даже заявить себя на мировом рынке. Направление внешней политики России оказывает большое влияние на политическое и экономическое развитие многих стран. Произошедшие изменения и усиление роли России за последние годы позволяет по-новому взглянуть на историю становления внешней политики России, оценить критерии, в которых ошибались исследователи и по которым они оказались правы. Именно поэтому многие ученые, экономисты и политологи так интересуются направлением внешней политики России конца XX века - начала XXI века. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что многие происходящие сейчас события были предопределены и теми событиями, которые случились в ЭТОТ период.

Внешняя политика России существенно изменилась в период экономического и политического преобразования страны. Но это связано не только со- внутренними проблемами государства, но и с происходящими в мире событиями.

Так, усиление роли Америки и ее желание стать господствующей страной, привело к тому, что Россия потеряла интерес к взаимодействию с США и начала искать новых партнеров. В это же время начинают набирать силы страны Азии - Япония, Китай, Тайвань, Индия. Они видят в России не только надежного партнера, но и мощного союзника. У нас много совместных интересов с этими странами, поэтому партнерские отношения только укрепляются с каждым годом. Партнерские отношения наблюдаются как в экономическом и политическом плане, так и в культурном. Восстанавливаются старые связи, которые были между нашими народами многие годы

Россия становится более ориентированной на военное сотрудничество с Китаем, Индией со странами Ближнего Востока, на продажу оружия.

Благодаря своим ресурсам и территории Россия обладает большой потенциальной силой, не учитывать которую не возможно. Многополярный мир установился не благодаря желанию какой-то из стран, а благодаря изменению в мире общей политики. Крупнейшими политическими игроками начинают выступать страны Западной Европы, Китай, Япония и, конечно, же, Россия.

Провозглашённый современным российским руководством курс на модернизацию создаёт необходимые политические условия для перехода именно к такой новой экономике.

Итак, можно утверждать, что в эти годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире.

Российская Федерация на современном этапе

3.1 Внешняя политика России в конце XX - начале XXI вв.

После распада СССР и провозглашения СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие изменения геополитической и геостратегической обстановки потребовали переосмыслить роль и место России в системе международных отношений. В новой геополитической ситуации Россия столкнулась с большим количеством проблем. В результате изменившейся экономической, политической и идеологической ситуации в стране резко снизилась ее внешнеполитическая активность. С сокращением экономического потенциала пострадала обороноспособность страны. Перед Россией встала задача интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.

Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

Смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием "холодной войны", крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве;

Переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

Появление нового направления во внешнеполитической деятельности - отношений со странами СНГ (бывшими советскими республиками).

Главными направлениями во внешней политике страны с 1992 г. являются:

1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);

2) российско-американские отношения;

3) взаимоотношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии, а также прибалтийских государств стали приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы - организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.

В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация "Отношения Россия - НАТО: новое качество" (май 2002 г.), в соответствие с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств - членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия - НАТО.

Расширение НАТО на Восток, безусловно, не отвечало национальным интересам России, поскольку приближение военного присутствия альянса к ее границам могло нарушить установившийся баланс сил в Европе. Размещение военных баз НАТО в непосредственной близости от российских границ не соответствовало духу добрососедства и создавало напряженность в отношениях между сторонами. Создание военно-воздушной базы НАТО на территории стран Балтии вызвало у России серьезную озабоченность, поскольку подлетное время боевых самолетов до крупных российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург, сократилось до 5-30 мин.

В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую "восьмерку") в 1998 г.

Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В.Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.

Специфичность вопроса о внешней политике Норвегии в конце XIX - начале XX веков заключается в том, что до 1905 года Норвегия, согласно шведско-норвежской унии 1814 года, находилась в зависимости от Швеции...

Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков

Рассмотрение основного содержания нашей темы логично будет начать не непосредственно с событий «военной тревоги» 1887 г., а с предшествовавших ей обстоятельств, приведших к обострению франко-германских противоречий. Впрочем...

Внешняя политики России в XIX веке

После вступления на престол Александр I начал придерживаться тактики отказа от политических и торговых договоров, заключенных его отцом. Внешнеполитическая позиция, выработанная им вместе с "молодыми друзьями"...

Внутренняя экономическая политика России в конце XIX – начале ХХ вв.

История российско-польских отношений в XVII–XIX веках

В конце XVII в. в России создается общее чувство тяжести положения! Двор, личный состав династии и внешняя политика доводили это чувство до глубокого народного недовольства ходом дел в государстве...

Особенности развития России в начале ХХ века

Особенности таможенно-тарифного регулирования в 1822–1844 гг.

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими...

Преобразования Петра І

После возвращения Великого посольства из Европы, где не удалось заручиться поддержкой в возможной войне против Турции, у Петра I появились крупные сомнения в перспективности дальнейшей борьбы на черноморском направлении...

Экспорт и импорт накануне Первой мировой войны

С завершением промышленного переворота и начавшегося перехода от парового двигателя к электрической энергии наступал новый этап в развитии экономики...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»