Святые отцы о здоровье и болезни. Взаимосвязь греха и болезни в медицине

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Почему люди болеют? Святые отцы о болезни.

«Прощаются тебе грехи твои».(Ев. от Мф.гл.9,2ю) Эти слова сказал Господь расслабленному.

«Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». (Ев. от Мф.гл.9,6.) Почти всегда вместе с исцелением больного Христос прощает грех .

Есть ли связь между этими двумя явлениями: грех - болезнь души,которую нужно простить, и болезнь тела, которую нужно исцелить?

Апостол Павел разъясняет, что именно потому, что люди растлили свою душу, запачкали грязью свою небесную одежду, у них много недужных, и спят довольно, т.е. умирают.

В самом деле, почти все болезни, даже физические, состоят в прямой связи с болезнью души и от нее зависят . Многие современные ученые разделяют мнение, что источник тела- духовный. Существует непостижимое начало. Все физические болезни происходят от повреждения этого творящего начала. Пока душа здорова -все физические порчи мгновенно заделываются, все заразы парализуются. Но стоит ей поколебаться в своей связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть – тотчас в тело врываются разрушительные силы. Поэтому, прежде чем исцелить больного, Христос всегда упоминает о причине его болезни, о том, что больной сам внес болезненное начало в свое тело, заразив свою душу грехом. Причина болезни – грех. Поэтому лечение всякой болезни – прежде всего в отречении от греха, живущего в человеке, - в Таинствах Исповеди и Причастия.

Святые отцы о болезни.

Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам и нашим детям.(Прп. Серафим Саровский).

Надо благодарить Бога за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу, Спасителю нашему.

Болезнь – вот школа смирения, вот где видишь, что нищ, и наг, и слеп.(Прп.Амвросий Оптинский).

Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение .(Свт. Феофан Затворник).

Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей .(Свт. Феофан Затворник).

Кроме молитвы должно вам иметь духовного собеседника, отвлекающего вас от скорби и уныния.(Игумен Никон).

В болезни не желай себе смерти - это грешно.

Ежели услышишь про болящего, не ленись посетить его и послужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда. Когда увидим болящего, то не будет худо объяснять себе причину его болезни , но постараемся утешить его.

Равную награду получают больной и кто служит ему . (Св. Пимен Многоболезненный).

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями (Св.Димитрий Ростовский).

Когда апостолы увидели слепорожденного и спросили Господа: кто согрешил: сей ли, или родители его, яко слеп родился? – Господь отвечал им:ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем(Ев. от Ин. Гл.9,2-3) Не всегда скорбь и болезнь посылаются человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию.
Расплата за страсти.

За потакание своим страстям и своей плоти, за получаемое удовольствие человек жестоко расплачивается, принося в жертву свое здоровье.

Расплата за чревоугодие – ожирение, болезни печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, атеросклероз.

Расплата за сластолюбие – сахарный диабет, аллергия, дисбактериоз, болезни зубов, кишечника.

Расплата за пристрастие к алкоголю - алкоголизм, деградация личности, психозы, вырождение.

Расплата за блуд – венерические заболевания, СПИД, гинекологические болезни, бесплодие, простатит, уретрит, импотенция.

Расплата за сребролюбие и зависть - нервно-психические расстройства.

Расплата за гнев и злобу – гипертония, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт, мочекаменная и желчекаменная болезнь, неврастения, психопатия, эпилепсия.

Расплата за уныние – депрессивные неврозы и психозы, болезни почек, ослабление иммунной системы, онкологические заболевания.

Расплата за отчаяние - суицидный синдром, самоубийство.

Расплата за тщеславие , которое обычно сопровождается гневливостью - болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания.

Расплата за гордость – психопатия, шизофрения, дискогенные радикулиты, остеохондроз и другие болезни позвоночника.

Порождаемые страстями переживания являются теми отрицательными факторами, которые разрушают наш организм. Это и есть закономерное воздаяние за совершение греха. Виновата душа, а страдает тело. Впрочем и душа тоже, если речь идет о душевных страданиях.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МЕДИЦИНЕ. «Читая врачебные книги или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления. Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь. Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым; но занимайся им, как рукоделием для (пользы) братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим, и сохранишься молитвами святых» (прп. авва Дорофей) «Врача приглашать во время недугов ничто не препятствует. Бог провидел, что будет нужда во врачевательном искусстве, и благоволил, чтоб оно наконец составилось на основании опытов человеческих; для того наперед дал бытие и врачевствам в ряду творений. Впрочем не на них должно полагать надежду уврачевания, но на истинного нашего Врача и Спасителя, Иисуса Христа» (Блж. Диадох) «К отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал Господь врачебные средства людям мирским... потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу» (прп. Макарий Египетский)

Святитель Василий Великий о медицине: «Как всякое пособие искусств медицина против немощей естества даровано нам от Бога, например: земледелие потому, что само собою произрастающее из земли недостаточно к удовлетворению наших потребностей; ткацкое же искусство, а подобно и зодчество потому, что необходимо употребление покровов для благоприличия и ради вредоносности воздуха; так и врачебное искусство. Поелику всем возмущаемое тело наше подвержено многоразличным повреждениям и совне приключающимся, и зарождаемым внутри принятою пищею, приводится в изнеможение и излишествами, и недостатками, то распоряжающий всею нашею жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от излишнего и восполнять недостаточное. Как если бы мы жили еще в раю сладости, то не имели бы нужды в земледельческих изобретениях и трудах; так если бы не подвержены были страданиям по дарованию, какое сообщено нам при сотворении и сохранялось нами до падения, то не нуждались бы в пособиях врачебного искусства к своему облегчению. Но как по изгнании нашем в место сие, после того, как сказано: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), в облегчение горестных последствий проклятия, долговременным опытом и многими трудами над землею составили мы искусство земледелия, потому что Бог даровал нам смышленость и способность постигнуть сие искусство, так, поелику повелено нам опять возвратиться в землю, из которой взяты, и поелику сопряжены мы с болезненною плотию, которая за грех осуждена на истление, и чрез это подверглись сим немощам, то дана нам и помощь врачебного искусства, хотя в некоторой мере оказываемая страждущим болезнями. Ибо не сами собой прозябли травы, полезные при той или другой болезни, но, очевидно, по воле Создавшего произведены с целью служить к нашей пользе. Поэтому свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, - все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие. Но что изысканно, излишне и требует долгих трудов, и как бы всю жизнь нашу обращает в попечение о плоти, то должно быть запрещено христианам. И надобно стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством, чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые им пособия во славу Божию и в образец попечения о душе» «Скотское было бы несмыслие надеяться получить себе здоровье единственно от рук врача, чему, как видим, подвергаются иные жалкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством» «...Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский о медицине: «...Докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля» «...На лекарей не серчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит» «...Если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха» «...Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих» «Все от Бога; Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными» «Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит; но это очень смело дерзновенно. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий - ох! - будет в вину, уместно же только одно благодарное радование...» «Кто не чувствует мужества стерпеть болезнь... то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей»

Святые отцы о болезни

Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям (Прп. Серафим Саровский).

Надо благодарить Господа за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина - шествовать ко Христу, Спасителю нашему.

Болезнь - это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа.

Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.

Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари, болящий, Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.

Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.

Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного прп. Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы.

Болезнь избавляет от многих душевных страстей; апостол Павел говорит: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4,16).

Болезни попускаются нам иногда за грехи, а иногда - по Благодати Божией, дабы через них стяжать нам вечное блаженство на небе.

Болезнь - вот школа смирения, вот где видишь, что нищ, и наг, и слеп.

Когда же будут тебя безпокоить неудобства, или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного Писания: Многими скор-бями подобает нам внити в Царствие Небесное (Прп. Амвросий Оптинский).

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом (Свт. Феофан Затворник).

Болезни наши большей частью происходят от грехов, - почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.

Нас сближает с Богом - скорбь, теснота, болезнь, труды. Не ропщи на них и не бойся их.

Болезнь хотя плоть твою мучит, но дух спасает (Свт. Тихон Задонский).

Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей - сатана - перед лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.

Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье - ничто.

Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную (Прп. Амвросий Оптинский).

Старец заболевшему своему другу внушал: "Молиться надо чаще: Господи! Дай мне здесь терпение, а там отпущение".

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти привести к тому, чтобы болящий озаботился наконец и приготовлением к смерти.

Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Кто с благодарностью переносит телесные недуги и терпит из-за болезни разного рода скорби, тот не далек от безстрастия, поэтому с радостью ожидает смерти, как виновницы вступления в жизнь вечную (Блж. Диа-дох). Не может человек терпеливо переносить скорби, если не будет иметь в уме своем смертный исход свой, безконечные мучения и радость Царства Небесного.

Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в Рай. У одра болезни - молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче намолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом - в виде хлеба - в печь и, наконец, - на трапезу Божию (Свт. Феофан Затворник).

Здоровье и болезнь в руках Божиих; промышления - суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно.

Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.

Когда болезнь тяготит нас, не надо скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеж-дения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу (Свт. Григорий Богослов).

Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить этой болезнью благо (Авва Исайя).

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: "Оставил меня Господь мой и не посетил меня" (Древний патерик).

На опаснобольных нападает сильнее диа-вол, зная, что имеет мало времени.

В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша - великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите - и спасена будет душа ваша (старец Арсений Афонский).

Больной и бедный - не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.

Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно.

Больному надо утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя.

Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Будучи больным, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да твори Иисусову молитву (Прп. Анатолий Оптинский).

Будучи немощным, и молитвенное правило, как можешь, так и исполняй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.

Главной причиной малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все случающееся с нами в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбью, он говорит с пророком Давидом: Благо мне (Господи) яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим.

Лечение гипнозом чуждо должно быть веры христианской: ни в Священном Писании, ни в отеческих учениях сего не видим. Употребление гипноза есть отрасль волхвования.

Кто лечится с надеждой на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, тот не согрешает.

Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение (Свт. Феофан Затворник).

Во время болезни всякий должен думать и говорить: "Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности?"

В болезнях должно заботиться об излечении их.

В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой и Таинствами: Исповедью, Причащением и Соборованием.

Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.

Богатство душевное - в терпении.

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (Свт. Феофан Затворник).

Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать.

Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей (Блж. Иероним).

Кроме молитвы должно вам иметь духовного собеседника, отвлекающего вас от скорби и уныния.

О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из келий и даже не желал выздоровления.

Господь послал тебе болезнь не зря и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе (Игумен Никон).

Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностью духа (Свт. Феофан Затворник).

Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апост., 69-е правило) (Свт. Филарет, митрополит Московский).

Человек, проникнутый надеждой на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит себе: "Теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить Небо. Бог все устрояет к моему благу. Он говорит с пророком: Благ Господь терпящим Его в день скорбения, и знаяй боящыяся Его (Наум. 1, 7).

Очень жалею, что вы так расслаблены. Терпите... Это первая добродетель, которую вам теперь следует исполнять. Вторая - благодарение Бога, все во благо нам устрояющего. Третья - благодушествуйте, видя сию к вам милость Отца Небесного. Для страдалиц это хорошо. Если перенесут благодушно, без ропота, и осуждения, и серчания, то мученического чина причастны будут.

Что больна, - пишет прп. Анатолий Оп-тинский, - не беда: грешным людям это - очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь и постоять на молитве (Архимандрит Варсонофий, Александ-ро-Свирского монастыря).

Если в болезни иногда по немощи и помалодушествуете, то не отчаивайтесь, а прибегайте к покаянию, ибо попускает Господь к смирению.

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо (Свт. Феофан Затворник).

Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения), - только сугубое зло.

Если не можешь ходить в церковь по болезни, то не ходи, только не ропщи.

Утешающих тебя в болезни и служащих тебе в ней благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Терпение в болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: "Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым".

Благо тому, кто имеет болезни и скорби. Ими очищаются грехи. Но если, очищаемые Богом болезнями и скорбями, мы продолжаем грешить, то надо опасаться, чтобы не истощилось на нас милосердие Господа, жаждущего нашего покаяния.

Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни во исполнение заповедей Его.

В болезни не желай себе смерти - это грешно.

Больные пусть помнят, что им служат ради Бога, и пусть не опечаливают служащих им братии излишними своими требованиями. Впрочем, и таких надо терпеливо сносить, потому что через это стяжается богатейшая награда.

Ежели услышишь про болящего, не ленись посетить его и послужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда.

Не забывай писать утешительные письма тем, кто страдает за веру Христову и страждет в болезни или находится в темнице и скорби.

Помогайте ближним вашим болящим, но не думайте, что добро делаете, а из любви и сострадания.

Что вы удостаиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога, но только не выше сил и не с потерей своего здоровья.

Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших, нуждающихся, скорбящих.

Делайте для больного, старого и пр., но не желайте воздаяния за свою деятельность.

Будь готов посетить всякого человека, когда он находится в страданиях, трудах и скорбях.

Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешая страдальца добрым, ласковым, увещательным словом или краткой молитвой. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать для больного что-либо Божественное.

Кто пренебрегает больным, тот не узрит свет; кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его.

Больного надо утешать Божественным Писанием и страданием Спасителя.

Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешить его.

Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью.

Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбью плоти избавляет от беса гордыни и блуда.

В посещении болящих должна быть рассудительность.

Есть тяжкие больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомленной нервной системой и т. п.), которые тяготятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами. Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких - будет ли приятно их посещение болящему.

Посещай болящих, да посетит Бог тебя.

Равную награду получают больной и кто служит ему (Св. Пимен Многоболезненный).

Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.

Хотя и доброе дело - иметь заботу о больных и посещать их, но надо иметь рассуждение; где повреждается душевное устроение ваше, там и без вас дело обойдется.

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями (Св. Димитрий Ростовский).

Из всего, что случается в земной жизни, только один грех должен печалить христианина.

Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек (Свт. Иоанн Златоуст).

Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более... Вместе с тем нужно веровать и надеяться, что если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения (Прп. Серафим Саровский).

Все ли болезни от бесов?

Все наши болезни от наших грехов. Когда ко Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи, неправедная жизнь порождают наши болезни. Но бывает, что болезни посылаются и святым людям, не за грехи, а для большей святости. Был один великий подвижник, он сильно болел, и к нему приходила братия за наставлениями. Как-то пришли, а он лежит с разрезанным животом, врач без наркоза ему операцию на желудке делает. Этот подвижник, не обращая внимания на боль, давал наставления как спасаться. Один из пришедших не вытерпел: "Отче, тебе что - не больно?" Он ответил: "Ну, почему же не больно? Больно, но вырезают ту часть желудка, которой я, видать, любил грешить".

Слышала, что можно излечить болезни, например - инсульт, избавившись от грехов. Так ли это?

Когда у нас в голове много лишних мыслей, нехороших, грязных, когда в голове постоянно они крутятся-крутятся, тогда, конечно, от переживаний может быть инсульт. Особенно это случается с эмоциональными людьми. Они не предались всецело воле Божией и близко к сердцу принимают все, что с ними происходит. Самое лучшее лекарство для таких людей - частая исповедь. В Таинстве Покаяния Господь дает благодать и сохраняет душу. Потому, когда в душе нет мира, покоя, тогда надо прийти к духовнику и сказать все грехи. Бес сразу отходит, потому что на исповеди мы просим у Господа помощи и защиты от врагов. А когда откроем грехи, надо начать над собой работать, иначе останемся там же, где и были.

Болезни нам даются по грехам, значит, лечиться не надо?

Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам - для большей святости. Если человек грешит и его постигли болезни, надо перестать грешить. Есть такая книга - "Вопросы и ответы" преподобных Варсонофия и Иоанна, там рассказывается, как ученик приходит к старцу и говорит: "Отче, как нам быть, если заболеем? Обращаться в болезнях к врачу, или всецело надеяться на Господа?" И старец ответил: "Нам, грешным, надо обращаться к врачам. К врачам не обращаются только люди совершенные. А нам, для нашего смирения, надо обращаться к врачам". Но здесь есть одно "но". Современная медицина пользуется химически приготовленными препаратами. Эта медицина в истории лечения человечества себя не оправдала: уколы, таблетки, химия убивают в организме человека то, что создано Богом для борьбы с болезнями. Господь премудро все устроил. Допустим, человек заболел. В крови начинают усиленно вырабатываться лейкоциты - они отвечают за доставку организму необходимого "стройматериала" для восстановления нормальной формы, нормального самочувствия. Например, поранена рука или нога. Лейкоциты несут этот материал, чтобы восстановить ликвидированные, нежизнеспособные клетки около раны. Это место опухает. Почему? Потому, что подвезен строительный материал. Вот, у нас в монастыре стройка идет. Вокруг храма много всякого строительного материала. А как только закончится строительство - весь материал приберется, территория облагородится. Все будет израсходовано на стройку. Точно также существует и клетка в организме человека. Для того, чтобы ее создать заново, эти воины-лейкоциты ведут борьбу с любой болезнью и тратят резервы организма на восстановление и создание клетки. Когда клетку они создали, "стройматериал" увозится и опухоль спадает. Все восстановлено. Бог так премудро создал организм человека (и любого животного), что если организму холодно, то его клетки вырабатывают дополнительное тепло; если человеку жарко, то он потеет, а пот охлаждает организм.

Когда мы начинаем пользоваться химией для излечения болезней, тогда она убивает в первую очередь воинов нашего организма. Они становятся безжизненными, недееспособными. Они борьбу с болезнью уже не могут вести. Таким путем, человек каждый раз, принимая таблетки, уколы, заглушает болезнь, но не лечит и не излечивает ее. Болезнь все больше и больше обостряется и становится хронической. Человек уже протаптывает дорожку в поликлинику. Слабые таблетки уже перестают помогать, он начинает пить более сильные. Потом и сильные становятся слабыми против его болезни. Организм ослаблен до предела; болезни берут верх и человек умирает прежде времени.

Если человек заболел, то сам организм начинает бороться с болезнью и должен выработать иммунитет (защиту), и тогда человек быстро восстанавливает силы и здоровье.

У преподобных Варсонофия и Иоанна мы читаем, что врачи тогда разумно подходили к излечению болезней. Они правильно выбирали лекарство - растения, а не химию!

У нас в Преображенском соборе О.Николай долгое время, лет 20, болел хроническим насморком, отчего у него постоянно болела голова. Какие только таблетки он не перепробовал. Уже ничего не помогало. Как только в алтаре откроют форточку, он сразу бежит закрывать. Чуть где просквозило - он сразу не может служить: глаза покраснеют, нос заложен и сил нет. Я его два года приглашал в парную. Он все не соглашался. Однажды, когда его в очередной раз прихватил насморк, я подъехал к нему домой; вижу - он весь замотан шарфом, в шапке сидит. Я ему: "Батюшка, есть дело! скорее поехали!" - "Что такое?" - "Быстро одевайся!" И почти насильно отвез его в баню. Завели в парную - ему понравилось. Он и второй, и третий, и четвертый... и шестой раз зашел туда. "Ой,- говорит,- как хорошо!" Сел на краю бассейна я его в холодную воду столкнул. Потом говорю: "Быстро в парную!" И так несколько раз сделал. Дня через три он говорит: "У меня головные боли прекратились, и нос очистился". Он всем об этом рассказывал, так радовался.

Был еще случай. Одна женщина мучилась головными болями. Что только не перепробовали - уже никакое лекарство не помогало. Осталось только сделать операцию, трепанацию черепа. У меня была книга Суворина "Лечение голодом". Я ей дал эту книгу, и она поголодала 21 день. На 18-м дне у нее из головы вышло где-то пол-литра гноя. Она освободилась от этой болезни. И так уверовала в пользу лечебного голодания, что каждый год по 21 дню голодает. Сейчас ей 56 лет, и голова о себе никак не дает знать.

Конечно, надо просить и Господа, и Матерь Божию, и святых об исцелении болезней, но с расчетом, чтобы исцелев, служить и жить во славу Божию. А то есть такие, их излечи - а они еще дел разных натворят! Господь знает, что многие люди просят здоровья, а если им дать исцеление, так они могут много дров наломать. Не полезно этим людям быть здоровыми.

Как нужно вести себя в болезни? Что важно в этот период для человека?

Самое главное - не забывать за все благодарить Господа. Когда нас постигла болезнь, то надо помнить: чем сильнее боли, тем сильнее надо благодарить Господа. Говорите: "Слава Тебе, Господи! За грехи мне как раз эта болезнь. Это мне для очищения надо, да еще и мало. Мне надо еще больше скорбей и болезней - у меня столько грехов!" Если мы так будем благодарить Господа, переворачиваясь с одного бока на другой, то Господь даст силы. Душа тогда быстро очистится от грехов.

Я знал в Почаевской Лавре одного иеродиакона Герасима, он сильно обгорел: руки сгорели, спина, живот. Он шесть дней стоял на коленях, нельзя было прилечь. Он не роптал, хотя руки и были все черные, обожженные. Он ни разу не возроптал. Каждый день его причащали. Через шесть дней он перешел в Вечность. Когда его отпевали на Праздник Введения во Храм Божией Матери, я сказал проповедь народу чтобы молились о нем. После службы пришел в келию, прилег отдохнуть и сразу увидел его. Он стоит на том месте, где горел и говорит мне: "Спасибо тебе большое. Я - живой". Значит, народ помолился за его душу.

Вот и надо благодарить Бога в болезни, не роптать. Многие добрые люди даже просили у Бога, чтобы Он дал какие-то болезни. То есть надо нести на плечах своих какую-то ношу, какой-то груз. Здоровые люди раньше носили на себе мешочки с песком, вериги по пуду-два. Мы сейчас этого не осилим, так хотя в болезнях будем благодарить Бога. Господь ведь знает, что у нас и печень больная, и сердце болит, и голова. Господь знает кому что нужно для спасения, для очищения души. А ведь многие из нас столько много зла ближнему сделали! Порой всех подряд терзаем, душу выматываем, а нас - не тронь. Мы больные, у нас нервы оголенные. Я таким "больным" часто говорю: "Надо ваши нервы изолировать". Знаете, как искрят оголенные провода? Может и током ударить, замкнуть. Так и человек: то инсульт, то инфаркт на почве "оголенных нервов". Изнутри искрит - огонь 113 сердца идет, дым и смрад. Надо изолировать свои нервы чистосердечным покаянием (вспомнить все грехи от юности), не поверхностным, а основательным. И смирить себя, терпеть всех и вся. Тогда наши нервы укрепятся.

Можно ли обращаться к целителям, которые владеют мануальной терапией?

У нас есть знакомый врач, который все косточки может поставить на место. Этот способ оздоровления организма люди знают с древности. Здесь ничего опасного для души нет, опасно только для тела - можно навредить: немногие обладают этим искусством в совершенстве.

Церковными правилами дозволяется делать массаж, вправлять кости, лечиться травами, здесь греха никакого нет. Господь дал нам много способов лечения и много средств, помимо тех, которыми мы привыкли пользоваться - таблетками и уколами. Вышли у человека позвонки, пойдет он к костоправу в больницу (а тот может быть и нецерковным человеком), и врач все поставит на место. Значит, Господь послал больному этого врача.

На особом периоде моей жизни Господь, зная мои телесные немощи, посылал добрых людей. Они помогли: и косточки на свои места поставили, и шейные позвонки. Привели в более-менее нормальное состояние.

Врач назначил меня на операцию, а там велели снять крестик. Я не согласилась...

Если крест будет мешать врачам делать операцию, то его можно закрепить в волосах.

Собираясь на операцию, надо, в первую очередь, пойти в церковь на исповедь, во всех грехах покаяться, чтобы ничего на совести не оставалось. А потом пособороваться и причаститься. Дней двенадцать надо особенно усиленно помолиться: по сто пятьдесят раз читать "Богородице Дево, радуйся..." и через каждые десять молитв просить Матерь Божию о помощи. Например, так: "Царица Небесная, мне предстоит идти на операцию, а я не знаю, будет она мне на пользу или нет. Подскажи". Пройдет время, и Матерь Божия даст знать, делать операцию или нет: если будет в душе желание делать, значит, идите в больницу. А если не будет - не делайте операцию. Ваша душа сама почувствует.

На Седьмом Вселенском соборе святые отцы сказали: "Кто будет со вниманием по сто пятьдесят раз читать молитву "Богородице Дево, радуйся...", тот человек обретет над собой особый покров Матери Божией.

Можно ли лечиться мочой?

Это делают люди нецерковные, язычники или еретики. У святых отцов сказано: "Латиняне в пост едят мясо и пьют мочу." Некоторые люди, которые лечатся мочой, ссылаются на Библию, указывая место, где написано: "Каждый пей из своего источника." Но в Библии говорится о другом, не об излечении от болезней. В те времена колодцев в Израиле было мало, вода была на вес золота. И каждому рекомендовалось выкопать свой источник, колодец, чтобы пить свою воду. В книге Левит (5, 3; 7, 21) сказано: "Все то нечистое, что выходит из человека, если он принимает снова внутрь себя, то оскверняет его." Потому пить мочу нельзя.

Для исцеления у нас есть святая вода.

Как православному христианину относиться к тибетской и китайской медицине?

Восточная медицина для тех народов, которые живут там. Так лечиться для них естественно, потому что они не знают Истинного Бога. Для нас, живущих на Святой Руси, первый Врач - Господь. Мы должны прийти к Нему через покаяние. Но если болезни наши продолжаются, значит, воля Божия пострадать за грехи. Страданиями наша душа очищается от страстей.

Господь не лишил нас медицины. Есть возможность лечиться травами, народными средствами. Многие медики обладают искусством фитотерапии. Российская медицина особая, она сильна своими традициями.

Я купила крестик, а он у меня почернел. Почему?

Ко мне однажды пришла женщина и говорит: "Батюшка, я купила у вас в храме серебряный крестик с цепочкой, а они оказались некачественными, потемнели". Я говорю: "У меня тоже самое, крестик серебряный и цепочка настоящая, а потемнели". Почему? Потому, что организм у некоторых больных людей выделяет кислотные элементы. Когда они встречаются с серебром, серебро начинает темнеть.

Не надо думать, мол это оттого, что душа темная. Тут ничего духовного и магического нет. Крестик может опять стать светлым. Некоторые на солнце прогреются, смотрят, а крестик опять чистый.

Корытько Е. С.

Во все времена, начиная с античных, многие мыслители, а затем и ученые, большое внимание уделяли вопросу о болезнях. Не обошли этот вопрос и мыслители-богословы такие, как врач с мировым именем и архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святой Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, преп. Иоанн Лествичник и мн. др. Сущность их богословского мышления сводится к следующему.

Болезни бывают как наказание, как вразумление, как испытание терпения и веры. Но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с греха первородного. Опыт свидетельствует о том, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу.

За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни. «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139); «Кроткое сердцежизнь для тела, а зависть-гниль для костей» (Притч. 14); «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17); «Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие» (Сир. м1;18) и т. д.

В XX в. болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание, а в старину, говорят, доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» - и не приступал к лечению пока больной не исповедуется и не причаститься. Постараемся проанализировать взаимоотношения греховных страстей с происходящими от них соматическими и психическими недугами. Начнем с чревоугодия. В понятие этого греха включается злоупотребление и излишества в питании (переедание, нарушение постов, пьянство, лакомство), курение и вообще любое неумеренное услаждение плоти. Священное Писание неоднократно предупреждает о пагубности чревоугодия. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка…Страдание бессонницею и холера, и резь в животе, - подчеркивает Премудрый, - бывают у человека ненасытного» (Сир. 31).

Очевидный факт, что этот грех является одной из причин ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, обменных нарушений в суставах, болезней сердечно-сосудистой системы, алкоголизма, болезней органов дыхания и т. д. По данным статистики, средняя продолжительность жизни людей с ожирением снижается приблизительно на 7 лет.

С чревоугодием органично связан грех любодеяния. Кожно-венерические заболевания, СПИД, бесплодие, импотенция, сопровождающиеся нервно-психическими нарушениями в большинстве случаев проистекают от половых извращений и сексуальной распущенности. Такие люди губят и телa и дyши, причем, и свои и чужие. Грех любодеяния влечет за собой грех детоубийства во чреве. Его последствия - различные осложнения абортов, бесплодие, воспалительные заболевания половой системы и т. п.

Тяжко уродует образ Божий в человеке и вредит здоровью грех сребролюбия. Библейский пример сребролюбца - Иуда Искариот; классические литературные примеры - гоголевский Плюшкин, бальзаковский Гобсек. Архиепископ Иннокентий Херсонский рисует образ сребролюбца, снедаемого злобой из-за богатства ближнего. Бледность лица, могильный оттенок очей и уст, безжалостное сердце доказывают, что извращен весь порядок душевных и телесных сил. Подлинно, «бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон» (Сир. 31).

Поведение одержимого сребролюбием зависит от многих причин социального характера и проявляется в разных формах асоциального поведения (воровство, вымогательство, рэкет, взяточничество и пр.). У таких людей часто развиваются различные нервно-психические расстройства (неврозы, депрессии, психозы). Все это красноречиво свидетельствует, что сребролюбцы подобно другим грешникам духовно больные люди.

Одним из самых пагубных для здоровья грехов является гнев. Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что гневливые и властолюбивые люди, если они в силу объективных обстоятельств не выражают в полной мере свои страсти, склонны к развитию гипертонической болезни. Также способствуют резким скачкам давления не находящие выхода агрессивные черты личности (подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и непрощенная обида и др.).

Видно недаром сказано в Библии: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30).

В той же главе Премудрости находится и другое замечательное наставление по поводу еще одного греха: «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие… утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30). Печаль и уныние сопровождаются леностью, праздностью, маловерием, сомнениями в Боге, празднословием. Клинически печаль и уныние вырисовываются как астения, различные формы депрессии (апатия, тоска, тревога) и т. д.

Депрессия снижает иммунитет. Она, подобно курению и алкоголизму, повышает уязвимость к онкологическим заболеваниям, провоцирует язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нервно-психические расстройства. Апостол Павел различает «печаль ради Бога» и «печаль мирскую». Первая производит покаяние ко спасению, а вторая - смерть (2 Кор.7; 10).

Наряду с мирской печалью и унынием, катастрофически неблагоприятно отражаются на здоровье тщеславие и особенно гордыня. Их проявления: властолюбие, эгоизм, чрезмерное самомнение, презрение и уничижение людей, неверие и хула на Бога.

За шестьсот лет до Р. Х. жил богатейший и весьма знаменитый царь Вавилонский Навуходоносор. Он славился своими воинскими победами, колоссальной властью и великолепными постройками (например, одно из семи чудес света - так называемые висячие сады Семирамиды). Исторический факт - на всех кирпичах, сохранившихся в каменных развалинах, читается единственная надпись «Навуходоносор, царь Вавилонский». Книга пророка Даниила повествует о том, как он не переставая восхищался своим величием. Бог покарал гор-деца. В течение 7 лет в припадках безумия царь считал себя волом. Воистину, прав преподобный Иоанн Лествичник: «Наказание гордому - его падение, а признак оставленности его Богом - есть умоисступление» .

Тщеславие и гордыня - факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь, - ишемической болезни сердца, гипертонии, а также нервно-психических заболеваний. Стенокардия, инфаркт - типичный результат стрессов; неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных условиях меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Таким образом, мы видим, многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии - греховный) образ жизни. Но сама по себе болезнь - не грех, а его следствие. Врач, имея правильное понимание о духовных корнях болезни, не вправе порицать и осуждать больного человека. Духу христианского отношения врача к страждущим людям учат многие святые отцы Православия. Они советуют, когда кого-нибудь увидим в страдании и недуге, не лукаво объяснять себе причину его болезни, но принять с простотой и бескорыстной любовью и постараться уврачевать, как самого себя. Православная медицина основывается на милосердии, человеколюбии и христолюбии. Она сочетается с умением грамотно применять медицинские знания, а также учитывать влияние Промысла Божия на здоровье и болезнь.

_______________
Литература

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Симферополь. 2005.

Зорин, К. В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание / К. В. Зорин. М.: Русский хронограф. 2000.

Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию / Священник Валентин Жохов. М.: Даниловский благовестник. 1997.

Священник Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной / Священник Сергий Филимонов. М.: об-во свт. Василия Великого. 2001.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»