Попросили стать крестной. Почему нельзя отказываться быть крестной? Какие требования предъявляются к крестным родителям

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Количество записей: 224

Добрый день! Будем очень вам благодарны за разрешение нашего вопроса! 7 декабря наша семья собирается крестить нашего первенца – сыночка! Крестным отцом должен был быть мой брат, но он уехал, работать в Китай. Я пригласила быть крестным отцом своего отчима, человека глубоко верующего, живущего в венчанном браке, он с радостью согласился! Но моя свекровь говорит, что он быть крестным отцом не может, что он ранее был разведенный, и вообще ему 40 лет. Что крестный отец, якобы, передает свою судьбу крестнику! Вы знаете, я прочитала, много литературы, но нигде про это не написано! Надо сказать, что моя свекровь человек очень далекий от церкви и вообще детей своих не крестила. А мне бы хотелось, чтобы у моего сыночка был Ангел-Хранитель! Конечно, выбор крестных дело ответственное. Помогите пожалуйста! Спасибо заранее за ваш ответ, будем с нетерпением ждать, хотя до 7 декабря времени у нас совсем мало.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина.
Благочестивый человек, живущий в венчанном браке, близкий к Вашей семье, - Вы выбрали хорошего крестного.
То, что говорит свекровь о передаче судьбы, - суеверие.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, могу ли я отказаться от предложения стать крестным отцом, как-то у меня не лежит душа в данном случае становиться крестным не очень близким мне людям, да и в дальнейшем предвижу проблемы в участии в воспитании духовном, или же мне надо смириться со всем и стать крестным отцом? Можно мне отказаться, и если можно, то чем аргументировать людям, чтобы их не обидеть? Скажите, как благословите, так и поступлю, я уже один раз стал крестным отцом. Жду Вашего ответа.

Богдан

Здравствуйте, Богдан! На крестном лежит ответственность за духовное воспитание своего крестника. Это должны понимать и крестные, и родители ребенка. Если Вы понимаете, что не сможете в полной мере быть крестным отцом, лучше отказаться, чтобы не согрешить. Можете объяснить, что Вы считаете себя недостойным и боитесь, что не оправдаете высокое звание крестного. В любом случае, выбор за Вами.

иерей Владимир Шлыков

Благословите. Родственники хотят покрестить ребенка и хотят взять крестным своего друга мужчину, который живёт в браке с мужчиной (за рубежом). Они мне об этом рассказали. Я в замешательстве. Не знаю, как мне теперь правильно поступать, что я могу для них сделать? Хочу убедить их не брать в крестные человека, который живёт в таком грехе, чему он научит девочку? Спасибо.

Нина

Да уж, Нина, сказать, что эта их идея приводит в замешательство, значит не сказать ничего! Категорически отговаривайте, не соглашайтесь, демонстративно не участвуйте в таких крестинах – это безумное дело! Не будет никакого греха даже объявить родственникам за это полный бойкот!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Батюшки, у меня такая ситуация. Я много раз была крестной у совершенно незнакомых мне людей. Дело в том, что мой муж на тот момент был человеком известным, при высокой должности (в наших краях), у него была масса знакомых, друзей, и часто они приглашали нас быть крестными их детям. Я всегда сомневалась, так как не хотела быть крестной, совершенно не зная людей. Но мой муж- человек властный, которому лучше не перечить. Я тогда еще не была верующей, не отдавала себе отчет, какая это ответственность на всю жизнь. Но раз муж сказал - соглашалась, в противном случае, если бы отказывалась - мог неделю дуться, не разговаривать. Только теперь, воцерковившись, я понимаю, какой грех сотворила. Честно скажу - крестников своих даже не помню, какова судьба их - неизвестно. Даже не могу вспомнить, как, когда их крестила, что говорил священник. Короче говоря, вот так безответственно я была неоднократно крестной, чистой воды формализм. А сколько таких же как я, далеких от Бога, от веры "крестных" еще было тогда вместе со мной!..

Мне стыдно за себя, что тогда, много лет назад, не смогла честно признаться приглашающим меня в "крестные", что не готова, не за служила такой чести. Наверное, это тот самый случай, когда я должна была возразить моему мужу. Я на исповеди давно раскаялась в этом грехе, но горечь осталась. Хочу высказать свое (личное!) мнение по этому вопросу уже как верующая православная, пусть с небольшим "стажем" церковной жизни. Мне думается, нельзя брать на себя миссию быть крестным человеку невоцерковленному, а тем более неверующему! Считаю, недопустимо даже становиться крестным только на том основании, что "очень просят" друзья, родственники, знакомые! Опять же, это мое личное мнение - крестным может быть только человек глубоко верующий, живущий постоянно жизнью Церкви, регулярно исповедающийся, причащающийся. Если бы так было всегда и везде - думаю, что в нашей вере православной не было бы "формальных" христиан. То же самое касается и венчания. Простите, если я не права. Очень неразумно я поступила. Поэтому, если кто-то прочтет мое письмо - может, задумается, готов ли всю жизнь быть светом, примером своему крестнику, вести его к Богу, помогая на пути СПАСЕНИЯ! А иначе - это грех! Благослови всех Господь!

Валентина

Да, Валентина, я полностью согласен с Вашим мнением - недопустимо становиться крестным только на том основании, что очень просят друзья, родственники, знакомые. Тем более недопустимо, чтобы крестным был человек нецерковный и неверующий.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой будущий муж недавно крестил ребенка наших знакомых. Он не очень хотел этого, и предлагал им другие кандидатуры, но они настаивали и отказывать ему было неудобно. А я изначально была против этого, не могу объяснить почему,но чувствую,что к хорошему это не приведет. Я высказывала ему свои возражения и до крестин, но он сказал "значит буду плохим крестным". Но так же нельзя,он взял ответственность на себя.. Получается, он согрешил без ярового желания став крестным. И я отговаривая от этого. Как нам быть в такой ситуации?

Даша

Здравствуйте, Даша.
Ваш жених еще ничем не согрешил. Не упрекайте его напрасно. Каким он будет крестным, - дело его совести. Вам в такой ситуации надо проявлять деликатность и сдержанность.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый вечер, хотелось бы узнать, как мне поступить. Хочу покрестить дочку, дело в том, что у меня нет крестных. Как мне быть?

Вера

Вера, в исключительных случаях допускается крещение и без крестных, обговорите это предварительно со священником того храма, где собираетесь крестить ребенка.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, скажите пожалуйста, мой муж - крестный отец сына его друга, а вот крестная мать живет далеко и давит на меня тем, что они с моим мужем родители и у них общий крестный сын и они должны общаться, хотя она является родной сестрой отца ребенка, и о том, как он, может узнать и у него. Как быть? Как правильно себя вести в данной ситуации?

Ольга

Ольга, насколько я Вас понял, Вас смущает, что какая-то женщина будет излишне общаться с Вашим мужем? Это – справедливые опасения, и если это общение не принесет никакой пользы крестным, то можно и запретить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые священнослужители Русской Православной Церкви! Меня перекрестили крёстные родители, а потом заключили брак в ЗАГСе. В настоящее время они от меня отреклись, так как считают, что я раскрестился. Можно ли считать духовный союз, заключенный в Таинстве Крещения, расторгнутым? Буду ждать Вашего ответа на адрес электронной почты.

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий.
В Таинстве крещения заключается духовный союз крещаемого с Господом нашим Иисусом Христом. Такой союз не может быть расторгнут по воле других людей.
Что же касается Ваших крестных, то надеюсь, Вы уже достаточно повзрослели, чтобы не зависеть от их руководства.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я бы хотела узнать: можно ли некрещёной матери читать молитвы за крещеного ребёнка, можно ли ей ходить в церковь на причастие с малышом? Просто наш крестный живёт далеко.

Светлана

Да, Светлана, можно, и сопровождать ребенка на Причастие тоже можно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Сложилось так, что меня крестили 2 раза, в детстве и потом в 14 лет. Родители решили крестить второй раз, т. к. первая крестная мать оказалась, по их словам, нехорошим человеком и проявила потом себя не хорошо, а крестными второй раз стали муж и жена. Не знаю, как такое могли разрешить в самой церкви, а я стала интересоваться духовной жизнью только полгода назад, и тогда тоже многого не знала и не понимала. Только сейчас узнала, что муж и жена не могут быть крестными матерью и отцом. Несколько лет назад крестный умер, а крестная сильно начала пить. Подскажите, как мне повести себя? Как относиться к двукратному крещению и к тому, что жизнь моих крестных сложилась так печально?

Света

Света, за крестных вам не отвечать, это – их жизнь и их выбор, но помолиться о них можно и нужно, это доброе дело. А к двукратному крещению надо относиться следующим образом: крещение совершается только один раз, все остальное надо признать недоразумением и ошибкой. Если в первый раз Вас крестил священник, в церкви, по всем правилом, то это – и есть Ваше настоящее крещение.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Подскажите, хочу стать крестной племяннику, можно ли ему при крещении подарить свой крестик серебряный, который мне дарил мой крестный. Сама я ношу золотой, освященный.

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Дарить крестик по церковным обычаям не запрещается. Вы можете подарить этот крестик, только не забудьте освятить его, если не освящен.

иерей Владимир Шлыков

Меня попросили стать крестной. В ближайшем будущем я не смогу общаться с крестником, да и, скорее всего, вообще не смогу с ним часто общаться (переезжаю в другой город). Попыталась отказаться, сказав, что это очень большая ответственность. Родители ребенка говорят, что им ничего, кроме заочных молитв не нужно. Не будет ли грехом такое восприемничество, если я заранее знаю, что никак не смогу повлиять на духовное воспитание ребенка?

Серафима

Серафима, со стороны родителей такое отношение к восприемничеству – большая странность или даже небрежение. Я думаю, с ними надо поговорить и убедить их, что как раз вся сила восприемничества в том, чтобы крестные родители не только молитвой – мы и так друг за друга все молимся, - а именно делом и, самое главное, своим примером участвовали в воспитании ребенка. В данном случае лично я одобряю Ваш отказ и считаю, что Вы поступаете разумно.

игумен Никон (Головко)

Помогите, пожалуйста. Я нахожусь в разводе с мужем около года. У нас есть ребенок, к которому муж интереса не проявляет, алименты не платит и не видел его уже около 8 месяцев. Ребенку годик. С бывшим мужем отношения также не поддерживаю. 2 месяца назад покрестила малыша, выбрав ему в крестные своего знакомого, к которому испытывала симпатию, но никаких отношений у нас с ним не было. Выяснилось, что я небезразлична этому парню, и он мне тоже. Он не догадывался о моих чувствах, поэтому согласился быть крестным. А я не догадывалась о его чувствах. А потом всё выяснилось. В итоге мне очень плохо от этой всей ситуации, оттого, что вот так поздно всё прояснилось, ему, видимо, тоже. Отношений и каких–либо физических связей между нами не было и нет. Мы вообще перестали общаться. Я не воспринимаю его как родственника, хотела бы создать с ним семью, но знаю, что это запрещено. Помогите советом, пожалуйста.

София

Дорогая София, брак с крестным Вашего сына канонически недопустим. Чтобы окончательно решить данный вопрос, обратитесь к епископу вашей епархии. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Моя подруга предложила мне стать крестной ее дочки. Я сомневаюсь. И тут вдруг, изучая всю эту процедуру, наткнулась на то что пишут: "первым девушка должна обязательно крестить мальчика", мол, девочки забирают счастье, замуж не выйдешь и т. д. Хочу услышать Ваше мнение, правда ли это? Крестины у меня впервые, и теперь это у меня из головы не выходи! Ведь не просто так люди говорят об этом.

Дарья

Дорогая Дарья! Вы сами еще не готовы стать крестной матерью, и информацию берете не из нужных источников. Быть крестной – огромная ответственность, Вы должны воспитывать ребенка в вере, следить за его характером и нравами. То, чего Вы испугались – ерунда и суеверие. Советую Вам лучше подумать о том, как самой воцерковиться, как чаще ходить в храм, исповедаться и Причащаться, постигать неиссякаемый кладезь творений святых отцов Церкви. И тогда из Вас получится действительно хорошая крестная! Храни Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, скажите, пожалуйста, я неженатый молодой человек и мне предложил лучший друг стать крестным его сына. Мама и бабушка мне говорят, что нельзя крестить, так как я передам ему своё счастье. Даже не знаю, что мне делать...

Виталий

Здравствуйте, Виталий! Если Вы крещены в Православии, то Вы можете стать крестным. Но не забывайте об обязанностях крестного отца перед крестником: Вы должны будете принимать участие в православном воспитании малыша, учить его основам нашей веры, водить его в храм к Причастию. Быть крестным – большая честь и большая ответственность. А то, что сказали Вам Ваши близкие – настоящее суеверие! Нельзя гневить Бога такими словами.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Простите, пожалуйста, что замучила Вас вопросами. 1. Я хочу причаститься первый раз, но для начала хочу просто походить на службы. Можно ли по воскресеньям ходить на службы и не причащаться, ведь там будут люди, которые пришли на причастие, и до каких пор там находиться, до тех пор, когда люди начнут причащаться, или мне надо будет подождать и остаться на дальнейшую службу? Простите за глупый вопрос, просто я в церковных правилах пока не разбираюсь. 2. Меня крестили в возрасте 9 лет в Белоруссии вместе с мамой и дядей. Я помню, что нас никуда не окунали, а просто помазали в области запястий и лба, кажется... И еще в этот момент в комнатку, где нас крестили, заглядывали мой папа и дедушка и улыбались, а батюшка, который нас крестил, опаздывал на службу и торопился, вроде, как мне сказали, но не точно. И у меня нет крестных и их не спрашивали. Считается ли такое крещение правильным? 3. Я сама крестная мама, но плохая. В 18 лет мне предложили, и я согласилась, не понимая ответственности. Сама на тот момент никогда в храм не ходила. Да и предложили мне, как я думаю, потому что больше было некому. С крестницей своей я не общаюсь и не вижусь, когда бываю в храме, подаю за нее записочки. Как мне на исповеди назвать этот грех? Спасибо!

Марина

Марина, ходить на службы можно, и желательно оставаться до самого конца Литургии, когда, приложившись к кресту в руках священника, можно идти домой.
В отношении Вашего крещения надо подробнее выяснять. Я не думаю, что Вас только помазывали, скорее всего, и обливали водой, по крайней мере, голову, тоже, но Вы не запомнили. Если же этого не было – хотя это очень и очень странно – то придется креститься как положено.
А в отношении своих обязанностей крестной так и скажите на исповеди, как написали в письме. Батюшка Вас поймет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, возможен ли брак между мной и сыном моего крестного? Мы уже 3 года живем вместе и вот, решили повенчаться. Крестная моя совсем из другой семьи

Елена 29 лет

Здравствуйте, Елена! Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви ограничил браки духовного родства только в двух степенях, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями. По степени родства брак между Вами и сыном Вашего крестного не запрещается.
Из Вашего вопроса не ясно, живете ли вы в зарегистрированном браке или в так называемом "гражданском". С точки зрения Церкви "гражданский брак", не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Подобные отношения не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в "гражданском браке" не может быть совершено Таинство венчания, для этого им необходимо сначала зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе.
Вам нужно прийти в храм и побеседовать со священником, который будет решать все вопросы исходя из сложившейся ситуации.

иерей Владимир Шлыков

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День «.

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

— Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Крест носите?

— Молитвы читаете?

— Евангелие читаете?

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

ЗАПРЕТЫ НА КРЕСТИНЫ
Самое главное правило, о котором священнослужители устали повторять, касается присутствии крестных родителей в церкви. Если человек не присутствовал во время проведения обряда - крестным он не считается.
Безусловно, помогать ребенку и молиться за него никто не запрещает, но своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником и обязуется воспитывать дитя согласно христианской веры. Заочно этого нельзя сделать.


Крестными могут быть только те, кто уже крещен. Причем главный крестный у ребенка один: у мальчика - отец, у девочки - мать. Поэтому, если других вариантов нет, на крестинах может присутствовать один человек. Матери строго воспрещается присутствовать на таинстве в течение 40 дней после родов. До этого времени она считается нечистой. Запрет на вхождение в храм касается и крестной, если день крестин совпал с ее месячными.

Запрещается крестить ребенка человеку, который принял монашество или болеет психическим расстройством.Родителям нельзя быть крестными собственному дитю. На приемных родителей этот запрет тоже распространяется.

Строго-настрого запрещены браки и любовные отношения между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника. Вопрос брака восприемников между собой является спорным и в разных храмах к нему относятся по разному.Хотя у нас принято считать, что брать семейную пару за крестных нежелательно, но это скорее традиция, чем запрет. Служители церкви напоминают, что духовное родство всегда превыше телесного.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей. Восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак».


Мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. И разрешается крестить детей «крест на крест», то есть родители ребенка (по крайней мере один из них) могут быть крестными у своих кумовьев.
Запрещено проводить святой обряд крещения сознательно второй раз. Если человек не знает, был ли он крещен, совершить таинство можно только после разрешения священника.


В старинных канонах встречается запрет на купание ребенка после крестин. Омовение нужно совершать на восьмой день после обряда.Запрещено причащать ребенка, крещенного до 40 дней от рождения. Первое причастие возможно только после воцерковления, которое совершается на сороковый день от роду или позже.


Чтобы не допустить нарушений и не испортить праздник, заранее сходи в храм и узнай у батюшки, как правильно провести обряд, как подготовиться, что нужно купить заранее, а что можно в церкви.
Если у тебя есть крестники, вспоминай о них не только на дни рождения. Приглашай ребят сходить в храм на исповедь и причастие. А в ежедневной молитве всегда проси у Господа защиты для них и благословения.

Дорогая редакция!

Вы пишете, что ваш журнал - для сомневающихся.

Поэтому когда приятель обратился ко мне с просьбой стать крестным отцом его сына - я согласился, практически не раздумывая. Конечно, я понимал, какая это большая ответственность - быть восприемником малыша. Тем более, что родители его (т.е. мой приятель и его жена) особой церковностью не отличались. Отец - по сути, неверующий, хотя и не был против ("Пусть женщины поиграют в религию. Сейчас все крестят детей. А мы разве хуже?"). Мама - ближе к Церкви, но тоже "понимает", что в жизни есть и другие, более "серьезные"дела ("В конце концов, мы же не фанатики какие-нибудь"). Все это я знал, но согласился, предупредив родителей, что к своим обязанностям крестного собираюсь относиться всерьез: ребенка причащать, водить в храм и т.д. Они не были против.

Мы действительно пару раз носили младенца в храм к Причастию. После службы, по дороге домой, я долго и, как мне казалось, умно, рассказывал о важности Таинства Причастия, о жизни Церкви. Мама улыбалась, папа (который сам в храм никогда не ходил, но ждал нас дома - на "рюмку чаю") тоже был благосклонен, а я себя чувствовал чуть ли не князем Владимиром в отдельно взятой семье.

Но вот как-то раз я решил навестить крестника. Взял иконку в подарок, конфеты к чаю... За чаем говорили обо всем, как обычно. Но вдруг Таня (мама моего крестника) сказала: "Кстати, Сережа, я тут статью недавно прочитала про Храм Христа Спасителя... Ужас просто. Специально для тебя оставила". Я быстро пробежал глазами небольшую публикацию (сейчас даже не вспомню, из какой газеты), в которой говорилось, что установленные на Храме Христа барельефы сделаны не из мрамора, а из пластика или чего-то в этом роде. Я сначала даже не понял, почему это так задело Таню. В принципе, все бульварные газетенки не преминули лишний раз «лягнуть» Церковь. Ну и что! "Как! - возмущалась Татьяна, - кричали "Символ, символ!", а теперь народ обманывают!" Я пытался сказать, что не верю этим журналистам, что им плевать и на Храм Христа, и на веру. Единственная цель таких публикаций - еще раз очернить Церковь, еще раз пнуть ее. Но Татьяна совершенно не хотела меня понимать. На помощь ей пришел и муж: "Да как ты можешь защищать всю эту аферу с Храмом Христа Спасителя! Вытянули у народа деньги, на которые, кстати, столько церквей можно было восстановить. Да и вообще, что тут неясного, я всегда говорил, что все попы - хапуги... Дурят простой народ. Почитай, - кричал он мне, - хотя бы Некрасова". Я тоже стал горячиться, объясняя им, что деньги, полученные на Храм Христа Спасителя, только на него и дали, что их никто никогда бы на другие церкви не получил. Что это действительно важный символ для всего народа. Да и вообще дело не в этом, нужно понимать, как сейчас всем сложно. Но меня уже никто не слушал. Вслед за Некрасовым вспомнили и "Сельский крестный ход на Пасху", и отлучение Толстого и Рерихов, и попов на "мерседесах", и конечно же, опальный фильм Скорцезе.

Страсти накалялись, и я вдруг, сам того не желая, еще подлил масла в огонь: Зачем же вы тогда Петьку-то крестили, если Церковь у вас такая плохая!?" Ответ Тани меня ошеломил: "А что крестили! Нуда. Вера - она в душе. Пока пусть растет, смотрит. Вот мы тебя позвали в крестные. Вырастет Петенька, у него будет школа, двор, друзья всякие. И ты. Ты - человек церковный, расскажешь о вере. А он пусть сам и выбирает. Мы же не запрещаем!"

Такого оборота я совсем не ожидал! Конечно, я понимал, что мы крестили младенца в нецерковной семье, но я так надеялся, что, помогая мальчику, мы вместе с родителями будем "возрастать в вере". Тем более, что они меня так слушали всегда, с таким интересом неподдельным. И вдруг: Церковь для них в лучшем случае - лакировка старины, этакий музей-заповедник, а в худшем - не более, чем ненужный институт для обмана народа. Не помню, как мы тогда сгладили острые углы. Расставание было не очень приятным...

Меня же этот разговор совершенно выбил из колеи. Как, - думал я, - как же я буду крестным, если они (родители) и не собираются воспитывать сына в православии? Что же мне делать? Как я ни пытался найти окончательный ответ, ничего не получалось. Все разговоры о трудностях креста крестного и советах молиться о родителях стали казаться мне отговорками тех, кто не хочет всерьез заниматься этой проблемой. И только совсем недавно один очень уважаемый мною священник несколько прояснил для меня ситуацию. В ответ на мои излияния он довольно жестко сказал: "Я вообще считаю, что нужно очень осторожно подходить к крещению младенцев. А то мы крестим всех, а в вере их никто не воспитывает. Это ты вот мучаешься, а большинство крестных и лба-то перекрестить не могут, не то что крестнику чего рассказать. Вот и получается профанация. Между прочим, в ранней Церкви не крестили детей язычников, а только детей в христианских семьях, способных дать младенцу основные понятия о вере. Но что делать, сегодня время другое". Да, это действительно так. И я теперь не всегда убеждаю своих знакомых непременно крестить их маленьких детей, если сами родители - далеко не церковные люди. Но все чаще я задаю себе один и тот же вопрос: А может быть, зря я стал крестным?

Сергей Лисицкий, 31 год, г. Москва

"МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРЁСТНЫЙ..."

О проблеме крестных наш корреспондент беседует с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (г. Москва).

Корр.: Отец Владимир, как бы Вы прокомментировали письмо, что бы посоветовали его автору?

О.В.: Прежде всего, автору письма не нужно конфликтовать с родителями крестника. Потому что сейчас, когда он уж стал крестным (ведь он мог отказаться сначала) - надо помнить свою главную цель. А цель эта - любовью "привязать" ребенка к Богу, своей любовью и примером показать ему путь к Церкви. Если он будет конфликтовать с родителями, то ему это не удастся сделать. Поэтому лучше решать все проблемы миром.

Нужно суметь показать светлый и добрый путь. Сейчас в жизни так мало по-настоящему светлого, радостного, такой дефицит любви, что естественно душа ребенка к ней тянется. И если ребенок почувствует любовь крестного, то он обязательно прилепится к нему, обязательно полюбит и захочет воспринимать, что крестный говорит, захочет быть похожим на него.

Корр.: Вы сказали, что можно было отказаться...

О.В.: Да, отказаться можно. Я, правда, не стал бы давать конкретных рецептов, "моделировать" возможные ситуации... Ведь душа человека - это тайна. И исходя только из каких-то рациональных, даже канонических, юридических соображений часто не удается принять правильное решение. Необходимо молиться Богу, просить, чтобы Господь помог почувствовать сердцем - как поступить.

Корр.: Отец Владимир, но все-таки если человек, помолившись и заглянув в себя, понимает, что он не может быть крестным. Как ему объяснить это людям так, чтобы их не обидеть? Я вот некоторое время назад отказался быть крестным у взрослого уже человека - своего друга - так он на меня до сих пор обижен...

О.В.: Вместо ответа расскажу Вам такой случай. Недавно один священник из нашего института ездил со студентами в миссионерскую поездку на север, на Пинегу. Там они увидели тяжелую картину. Большой поселок, в котором один маленький молитвенный дом, верующих мало, священника нет. Наш батюшка там служил, крестил желающих. Сначала народ отнесся к нему с подозрением по очень простой причине: священник, который раньше там был, брал большие деньги за Крещение, делал все очень формально (кстати сказать, больше он не является священником Русской Православной Церкви, перешел в

"филаретовский" раскол). Поэтому и нашего батюшку народ встретил не очень приветливо. Но когда люди увидели, что он крестит бесплатно, что с ним хорошие ребята приехали, помогают, поют, что все делается с любовью, то народ просто "повалил" в храм...

В один из дней во время Литургии к Причастию подходили дети, которые накануне крестились. Потом оказалось, что среди них был мальчик некрещеный - детей много и запомнить всех батюшка не мог, и его тоже причастили. Когда мальчика спросили: "А ты крещеный?" Он ответил, что нет, но пришел креститься. Просто не знал, что причащаются уже после Крещения. Всех причащали, он и решил, что надо причащаться. Потом выяснилось, что у этого мальчика мать алкоголичка, отец повесился, два брата утонули в реке, сестра - тяжело больна полиомелитом. Мальчику 10 лет, а ростом он с семилетнего. Он плохо очень питается, плохо развит физически, но очень хороший и сообразительный. Крестного для него найти было невозможно, но он очень просил, чтобы его крестили. Тогда один из наших студентов согласился быть крестным - без крестного мальчика крестить нельзя. После Крещения мальчик от наших миссионеров уже не отходил. Появлялся в 7 утра и уходил в 12 ночи. И за эти несколько дней научился читать по-славянски, стал помогать на службе: подавал кадило, ходил со свечой - и видно было, что внутренний благодатный свет появился в его душе. Уезжая, ребята сказали ему, чтобы помогал, когда приедет новый священник. И он ответил: "Да, я буду ждать и помогать".

Правильно сделал этот студент, что согласился быть крестным? Конечно, ездить туда на север он часто не сможет, но он будет за него молиться, будет письма писать. Неужели лучше было отказаться? Не крестить, потому что крестного нет? А где там найдешь крестного?

Я бы сказал так. Отказаться можно, когда ваш отказ не повлечет отказа от Крещения вообще.

Корр.: О.Владимир, вот Вы сказали, что без крестного нельзя ребенка крестить. Но ведь, наверное, так было не всегда? Какова вообще история "института" крестных?

О.В.: Уже апостолы крестили многих людей. Они были взрослыми и принимали крещение совершенно свободно и сознательно. Никакое насилие здесь недопустимо.

Вообще - это не магия, не колдовство, не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед, сглаза и других неприятностей или дающий земное благополучие. Крещение не делает человека "настоящим греком или русским" и не создает "необходимые условия для дальнейшего экстрасенсорного лечения". Это христианское таинство, которое, по словам Христа, рождает человека водою и духом в новую жизнь с Богом. И эту жизнь человек должен выбрать сознательно, сам.

Конечно, во времена апостолов, при таком понимании таинства вопрос о крещении младенцев стоять не мог и не стоял.

Но как только появились первые христианские семьи, сразу возникла острая проблема: младенцы, которые не могли сознательно принять крещение, оказывались лишенными той благодати, в которой жила вся семья. Получалось, что дети не могли быть членами Церкви, к которой принадлежали старшие члены семьи. А ведь Господь сказал: "Не возбраняйте детям приходить ко Мне" (Мф. 19, 14).

Этот абсурд, конечно, не мог быть терпим. Церковь сознавала себя Телом Христовым (Еф. 1, 22-23) -единым богочеловеческим организмом, каждый член которого является не отдельным индивидуумом, а частью одного живого целого, и поэтому, естественно, уже первые христиане стали крестить своих детей. Но важно помнить (особенно сейчас, когда религиозная ситуация в России так напоминает Римскую империю раннехристианских времен), что Церковь не просто согласилась крестить всех подряд младенцев. Речь шла о детях в ХРИСТИАНСКИХ семьях, т.е. там, где были гарантированы воспитание и жизнь в Церкви. Как справедливо заметил священник автору письма Сергею, христиане не крестили младенцев из языческих семей.

Именно потому, что пребывание ребенка внутри Церкви было самым важным условием для Крещения, Церковь (помимо церковности родителей) утвердила еще одно непременное требование: при Крещении младенца поставляется дополнительный гарант - восприемник.

Корр.: То есть крестный?

О.В.: Да, хотя это слово сначала не употреблялось. Восприемник - это человек, который не просто "присутствует" при Таинстве Крещения, но перед Богом принимает на себя обязательства и ответственность по церковному воспитанию ребенка.

Корр.: Батюшка, а действительно необходимо, чтобы у младенца было два восприемника?

О.В.: Нет. Совершенно необязательно. Более того, по канонам Вселенских Соборов при крещении девочки необходима лишь восприемница, при крещении мальчика - восприемник. Гораздо позже на Руси для каждого ребенка стали звать двоих восприемников. Тогда же и родилось уподобление их родителям по плоти. А отсюда произошли и соответствующие имена: крестная мать и крестный отец.

В действительности в Таинстве Крещения совершается ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ человека по благодати, и Отцом в этом рождении является Сам Бог, а Матерью - Святая Церковь. Эту мысль подчеркивают широко известные слова святого III века - священно-мученика Киприана Карфагенского: "Кому Церковь -не мать, тому Бог - не Отец".

Корр.: Отец Владимир, в чем, по учению Церкви, состоят основные обязанности восприемников?

О.В.: Восприемники принимают на себя ответственность за воспитание ребенка. Поэтому в чине оглашения* они произносят крещальные обеты и исповедуют православную веру от лица младенца. Этим они обязуются вырастить его таким, чтобы он и эти обеты, и исповедание считал своими. Именно поэтому совершенно абсурдной и профанирующей Таинство является ситуация, когда на крестинах выясняется, что крестные не знают Символа веры, или, того хуже, не могут правильно перекреститься.

Ни для кого не секрет, что среди людей не вполне церковных, но все же желающих крестить своих детей, очень часто встречается стремление выбрать крестных из среды своих приятели, подруг или "полезных" знакомых, потому что крестины - хороший повод попраздновать и "покумиться", вступить в полезные и приятные "родственные" отношения. Если при этом родители и восприемники не собираются обеспечить младенцу церковную жизнь и воспитание, т.е не будут его часто причащать в Церкви, учить вере и молитве, заповедям, прививать любовь к храму и т.д., то это значит, что с их стороны совершается профанация Таинства Крещения.

Корр.: А что с церковной точки зрения значит эта профанация?

О.В.: Все Таинства дарованы Богом для нашего спасения. Но они могут совершаться и "в осуждение" человеку (т.е. вместо ожидаемой пользы принести вред). Если человек приступает к Таинству без должной веры и серьезности, то последствия греха (профанация Таинства) скажутся и на родителях, и на крестных, и, возможно, на самом ни в чем не повинном младенце по вине его ближайших взрослых родственников. В этом нас убеждает печальный опыт.

Чтобы понять, что я имею в виду, представьте себе такую картину. Зимой мать затапливает в доме печку, зажигает керосиновую лампу. В доме делается тепло и светло, на печке она готовит необходимую пищу. Но если она неправильно, легкомысленно обращается с огнем, то может случиться пожар, в котором сгорит и дом, и дети, и она сама. Без огня жизнь невозможна, но огонь требует надлежащего отношения. Так и без Крещения не будет настоящей жизни. Но креститься нужно с верой и желанием жить дарованной жизнью.

Корр.: И все-таки я хотел бы вернуться к началу беседы: вправе ли человек отказаться быть крестным?

О.В.: Я в первые годы священства несколько раз отказывался крестить, когда ко мне приходили прямо "с улицы". И каждый раз, когда это происходило, меня мучила совесть. Я не находил себе места. Исходя из канонических соображений я поступал совершенно правильно: я не имел права крестить. Но почему-то душа не могла успокоиться, совесть меня просто мучила. Когда же я поступал совершенно наоборот: крестил, хотя люди были совершенно не готовы, и старался добрым отношением и лаской дать почувствовать, что В ЦЕРКВИ ХОРОШО, старался сделать так, чтобы им ЗАХОТЕЛОСЬ ОСТАТЬСЯ, на душе было спокойно и радостно! Поэтому, мне кажется, что рационализирующие церковную жизнь "ревнители порядка", апеллирующие сегодня в вопросах о Крещении к древним церковным преданиям, чаще всего - просто неразумные дети по сравнению с теми мудрыми простыми батюшками, у которых меньше учености, но больше любви и духовной интуиции.

Корр.: Отец Владимир, но ведь Вы сейчас говорите больше о задачах священника?

О.В.: Образ действий священника и крестного очень похожи. Священник прежде всего должен встретить каждого пришедшего в храм С ЛЮБОВЬЮ. Явить любовь Христову - особенно в наше страшное время. И крестный должен себя вести подобным же образом. Это очень важно, гораздо важнее, чем многое другое! Это заронит семя, которое потом прорастет. Может быть, не скоро, но окажется, что ребенок не зря крестился. Родители вспомнят - какой был батюшка добрый, который тебя крестил (или крестный), надо бы тебе к нему сходить.

И ведь не случайно так получилось, что огромное количество людей, совершенно "неправильно" крещеных, все-таки к Церкви хорошо относятся, а многие со временем становятся верующими. Как можно сказать, что их напрасно крестили! Конечно, бывают ошибки и злоупотребления. Но я думаю, что во многих таких случаях священник виноват. Особенно если формально крестит. Ведь формально, по-фарисейски совершать Таинство - это со стороны священника намного более тяжелая провинность, чем формальное отношение желающих креститься. Ведь священник знает и понимает, о чем идет речь. А приходящие люди по большей части не знают, не представляют себе, что такое Таинство Крещения. И только любовью им можно открыть смысл великого Таинства.

Корр.: Батюшка, ну а может ли будущий крестный требовать что-либо от родителей крестника, если угодно, ставить свои условия?

О.В.: Понимаете, этот вопрос не совсем, я бы сказал, продуктивный. Точнее, ответ на него. Теоретически крестный может и должен предупредить родителей, что ребеночка будет воспитывать в церковном духе и т.д. - здесь ваш корреспондент Сергей все сделал правильно. Но на практике такое предупреждение либо не требуется (если родители церковные), либо оно потом забывается родителями или понимается ими по-своему, как это описано в письме. Поэтому в таких случаях нужно действовать по ситуации, и, как я уже сказал, ни в коем случае не конфликтовать, а решать все проблемы, руководствуясь любовью. Ну а предупреждать родителей, конечно, нужно. Просто самому надо быть готовым к любым последствиям.

Корр.: Отец Владимир, у меня есть еще несколько более "мелких" вопросов. Прежде всего, нужны ли взрослым людям крестные?

О.В.: Восприемник взрослого крещаемого, конечно, уже не несет на себе той ответственности, которая возлагается на восприемника младенца. Взрослый сам сознательно и ответственно совершает свой выбор, принимает решение креститься и стать членом Церкви, сам проходит предварительную катехизацию** и приносит покаяние в содеянных раньше грехах, сам произносит крещальные обеты и исповедует свою православную веру. Восприемник в этом случае призван быть старшим другом, призван помочь воцерковлению новокрещенного. Взрослого в крайнем случае можно крестить и без восприемника, если священник уверен в подготовленности и серьезности крещаемого.

Корр.: Правда ли, что между "кумовьями" возникает какое-то особое родство и они уже не могут, например, жениться друг с другом?

О.В.: Да, правильно. По канонам при Крещении "духовное родство" возникает только между крестником, его родителями и крестным, или между крестницей, ее родителями и крестной, т.е восприемник не может жениться на овдовевшей матери крестника, а восприемница не может выйти замуж за овдовевшего отца крестницы.

Корр.: Батюшка, давайте еще раз определим обязанности крестного в современных условиях. Что он должен делать при ЛЮБЫХ обстоятельствах, в ЛЮБОЙ ситуации?

О.В.: Если под современными условиями понимать случаи, подобные описанному в письме Сергея -т.е когда нецерковные родители, в момент Крещения обещавшие не мешать восприемнику воцерковлять ребенка и воспитывать его в вере, потом забывают об этом, не пускают в храм, говорят "вырастет - сам разберется", то тут можно посоветовать прежде всего молиться и так любить ребенка, так привязать его к себе любовью, чтобы он, вырастая, сам захотел быть таким же верующим, как и его любимый крестный. Важно, чтобы ребенок рос с представлением: "мой крестный - настоящий христианин. Хочу быть на него похожим".

Корр.: Отец Владимир, но как быть, если нет возможности встречаться с крестником часто. Я, например, со своим не каждый месяц могу видеться. А еще один мой крестник вообще живет в другом городе - его я вижу раз в год.

О.В.: Это плохо. Но и это не может служить оправданием. Значит, надо письма писать... Надо, чтобы ребенок постоянно чувствовал Вашу любовь. Иначе, зачем становиться крестным? Поэтому и в письме, которое Вы показали, Сергей не должен оправдываться нецерковностью родителей. В конце концов, они же его не гонят. Да и незачем ему их воспитывать. Его задача - полюбить крестника и сделать так, чтобы тот полюбил его. Как говорит Христос: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн, 13, 35).

* Оглашение - чинопоследование, предшествующее Крещению и подготовляющее его.

** Катехизация (оглашение) - подготовка к Крещению, состоящая в научении истинам веры

Можно ли отказаться быть крестной?

    Отказывать в крещении ребенка конечно нельзя.Но я считаю если нету возможности или есть какие-то весомые причины лудше сразу об этом сказать.Ведь кресный и кресная это вторые мама и папа.А когда ребенок не видит их подрастая ему становиться очень обидно и мягко он будет их не любить (это мягко сказано)

  • Можно ли отказаться быть крестным отцом или матерью?

    Стать крестной или крестным это очень серьезная ответственность. Прежде чем соглашаться, нужно хорошо подумать, готовы ли ее на себя взять. Ведь смысл крестного не заключается только в участии в обряде крещения, вы всю жизнь должны будете нести ответственность за ребенка перед Богом. Если не чувствуете желания, то лучше отказаться от того, чтобы стать крестной. Церковь это не запрещает и не осуждает.

  • Добрый вечер!Вот мне девочка предложила стать крстной,я как бы сказала сразу что хорошо.Только когда она будет крестить ребночка она не знала!Вот и я решила что не могу стать крстной так как денег нет…Да и ещ сколько она мне подлости сделала вместе со своею мамой.Но я всегда прощала,но тоже подумать,может я на крещение где то бы и одолжила,но в тоже время в дальнейшем я не смогу что то купить т.к самой жить за что то надо да и тем более снимаем квартиру с мужем,и нам нет помощи со стороны его родителей,никогда ничего ему не дали!А у меня тоже 1 бабушка е тоже трудно…мы сами как белки в колесе!Да я слышела что нельзя отказываться от крстной,но я тем более не хочу душа не горит быть ею.

    Есть приметы или поверья о том, что нельзя отказываться, если тебе предложили стать крестной мамой или крестным папой, но по мне так лучше отказаться, чем потом быть плохим крестным родителем, потому что для детей очень важно внимание крестных.

    Отказаться быть крестной можно! И понимающий человек обязательно оценит этот отказ и не обидится. Напротив, отказываться крестной нужно, чтобы не быть плохой крестной, например. Не каждый человек согласится на такую нагрузку, поэтому лучше отказаться.

    У примет нет никакого основания, поэтому и доверять им не стоит.

    Согласно приметам отказываться нельзя, хотя мне не понятно откуда в православной церкви приметы и поверья, пусть еще к гадалкам сходят посоветуются…

    Я в свое время не отказля, теперь жалею об этом…

    Можно отказаться и нужно, если Вы беременны, это вам даже батюшка скажет. Люди считают, что можно отказаться даже тогда, когда у Вас уже есть трое крестников. ещ считается, что первым девушка должна крестить мальчика,а парень должен крестить первую девочку.

    Можно отказаться быть крестной. Вы имеете на это полное право. Кстати, я как-то беседовала со священником, когда мне предложили быть крестной и он тоже сказал, что да, я могу отказаться и никаким грехом это не является. Грехом будет, если согласиться быть крестной, а потом не выполнять обязанности крестной, в которые входит и ежедневная молитва о крестнике. Вы будете отвечать за крестника перед Богом, поэтому, решать только Вам. И не бойтесь испортить отношения с родителями крестника, если откажитесь. На самом деле — быть крестным родителем — это огромная ответственность, жаль, что многие этого не понимают. Ведь случается, что человек сам ещ духовно слаб, и его самого ещ вере учить надо. Тогда он тоже может отказаться, чтобы потом в духовном воспитании крестника не наломать дров.

    У меня крестной была какая-то бабка и с того дня я ее больше не видел. Я слышал, что женщине нельзя первой крестить девочку, а мужчине мальчика. Но это скорее всего бред. Если уж предложили, то отказаться стыдно будет.

    Отказаться быть крестной нельзя .

    Хотя можно культурно дать понять, что вы будете крстной в седьмой раз. Человек осмыслит такую ситуацию и решит, что как крестная вы не подходите для е ребенка.

    Но так говорить можно тогда, когда вы действительно много раз избраны крстной. Думаю, грехом такое не назовешь.

    Много раз быть крстной тоже есть нехорошо.

    Фактически это зависит от человека, в принципе конечно можно, если это противоречит вашим интересам, и дальнейшим планам на жизнь — возможно вы не хотите стать настолько близким с этими людьми и ваше решение должно быть ясным и объяснять ни кому ничего не надо!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»