Американская история ужасов мари лаво. Королевы вуду

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Дата рождения: 10.09.1794
Гражданство: США

Согласно историческим записям, Мария Лаво родилась свободной от рабства во французском квартале Нового Орлеана, Луизиана (New Orleans, Louisiana), в четверг, 10 сентября 1801-го. Она была внебрачной дочкой двух свободных цветных людей, один из которых был креолом.

4 августа 1819-го Мария вышла замуж за некого Жака Пэриса (в других записях, Сантьяго), эмигрировавшего в Луизиану в 1809-м, после революции на Гаити (Haiti) 1791-1804 гг. Свидетельство о браке хранится в Соборе Святого Луи в Новом Орлеане. Свадебный обряд проводил отец Антонио де Седелла (Antonio de Sedella), священник-капуцин, известный как Пер-Антуан.

Согласно записям, Жак Пэрис умер в 1820-м при невыясненных обстоятельствах. История жизни самой Марии окутана легендами, достоверных фактов из ее биографии осталось совсем немного. Она работала парикмахером, и это помогло ей завоевать расположение богатых клиентов, к которым жрица выезжала на дом. Считается, что Мария дала одной из дочерей свое имя, которое принято записывать как Мари Лаво II.

Мать обладала большим могуществом и прослыла основательницей луизианского вуду, тогда как дочь прекрасно чувствовала себя на публике и проводила ритуалы на глазах многотысячной толпы. Предположительно, у Лаво II было трое детей, которых она отправила в Доминиканскую Республику (Dominican Republic). Она боялась, что угрожавшие сжечь заживо ее детей неприятели могут оказаться неголословными.

Супруг Мари Лаво II, Хосе Уэрта, воспитал ее детей как своих, тем самым сохранив традиции вуду в своей семье. Последними потомками из семейства дочери верховной жрицы, о которых упоминается в сохранившихся документах, стали Виктор Дельгадо-Уэрта, родившийся в 1999-м, и Малени Дельгадо-Уэрта, которая родилась в 2003-м. Виктор и Малени до сих пор практикуют вуду, но они не удостоились никаких почетных званий.

Одним из сыновей Марии Лаво и ее гражданского мужа, Кристофа Думини де Глапиона (Christophe Duminy de Glapion), был Алексис Селестин Глапион. Он родился в 1834-м. Сын оставался в Новом Орлеане, где женился на Эмме Викнейр, родившей одиннадцать детей. Последние известные потомки Алексиса и Эммы проживают в Детройте, Мичиган (Detroit, MI), и Бостоне, Массачусетс (Boston, MA).

Доподлинно известно, что Мария была импортером спиртных напитков, по крайней мере, в 1832-м, на Дофин-стрит в предместье Мариньи, в Новом Орлеане. Она прожила со своим любовником Кристофом до самой его смерти в 1835-м. Считается, что у пары было пятнадцать детей, в том числе и Мари Лаво II, родившаяся в 1827-м.

О колдовских практиках Марии Лаво, якобы наделенной магическими способностями, больше говорят фольклорные легенды и сказания. Неизвестно, на самом ли деле она держала при себе змею по имени Зомби, названную так в честь африканского бога, и на самом ли деле "примешала" к африканским духам римских католических святых в своем видоизмененном культе вуду.

Есть объяснение, согласно которому Лаво была столь искусна в ворожбе, потому что обладала талантом убеждения и пользовалась целой сетью информаторов. Ее доверенные лица трудились в домах влиятельных белых людей. Информация о городских событиях также поступала из борделя, который принадлежал ей.

Лаво изготавливала талисманы вуду, известные как Гри-Гри, пользуясь такими ингредиентами, как битые кости, ногти, кладбищенская пыль, конские волосы, гнезда птиц, цветные камни, масла и прочее.

Влияние Марии возрастало, как и росло число ее богатых покровителей, восхищавшихся ее умением держать в страхе их слуг. Мария располагала к себе рабов, просто подкупая их или излечивая от "загадочных" недугов. Некоторые богатые креолы Нового Орлеана с подачи Лаво стали поклоняться Дамбале, старейшему лоа (невидимому духу) в религии вуду.

16 июля 1881-го в газете "Daily Picayune" появился некролог Марии. Она умерла 15 июня 1881-го, в возрасте 86 лет. Если верить книге "Voodoo in New Orleans" Роберта Талланта (Robert Tallant), жрица мирно скончалась в своем доме. Однако впоследствии появились неназванные свидетели, утверждавшие, что видели Лаво живой в городе после предполагаемой ее кончины.

Многие верят, что останки Марии покоятся в склепе семьи Глапион, на Кладбище Святого Луи № 1 в Новом Орлеане. Туристы по сей день посещают предполагаемое место захоронения "Королевы вуду". Некоторые из них оставляют на могиле выложенные в ряд три монетки или рисуют три крестика на надгробии. Такими странными спосо бами просят о заступничестве от жрицы.

17 декабря 2013-го могила пострадала от действий вандалов. Она была выкрашена розовой латексной краской. Полагают, что это мог сделать "бездомный, психически неуравновешенный парень", пожелавший замазать все крестики.

Мария Лаво послужила прообразом для некоторых вымышленных персонажей. Она фигурирует в качестве основного персонажа в романе Джевелл Паркер Родс (Jewell Parker Rhodes) "Voodoo Dreams: A Novel of Marie Laveau" 1993-го.

На страницах комиксов Лаво впервые появилась в выпуске "Dracula Lives #2" в 1973-м. Она преподносится как могучая колдунья с большими магическими силами и хранительница тайных знаний, остающаяся вечно молодой и красивой благодаря зелью, изготавливаемому из вампирской крови.

Могила Марии Лаво занимает видное место в приключенческой видеоигре "Gabriel Knight: Sins of the Fathers" ("Габриэль Найт: грехи отцов") Джейна Дженсена (Jane Jensen).

Судьба Мари не менее удивительна, чем поклонение ее праху, ведь с Вуду его будущая королева познакомилась не в детстве, а лишь в 25 лет.

Кто такая Мари Лаво

У вуду - пришедшего с Гаити тайного культа черных рабов Луизианы - была своя королева, и звали ее Мари Лаво. Даже после смерти ее образ сохраняет свою притягательную силу для тех, кто верил в вуду, и на могилу Мари на новоорлеанском кладбище приходят тысячи паломников с дарами.

(Предположительно родилась 10 сентября 1794 , Новый Орлеан, Луизиана, США - умерла 16 июня 1881)

Биография и Первые шаги

Отцом Мари Лаво был богатый плантатор, матерью - чернокожая рабыня, а воспитывали девочку в католической вере, безмерно далекой от тайн колдовских культов. О существовании вуду Мари узнала от своего мужа, который родился на Гаити и через некоторое время после свадьбы снова отправился на родной остров. Больше супруга Мари не видела. Перед женщиной встал вопрос: как прокормить себя? На имевшиеся у нее небольшие деньги она открыла парикмахерский салон, но заниматься одними прическами умной и энергичной Мари было скучно.


Постепенно она стала собирать информацию про своих клиентов. Что-то сболтнули сами дамочки, желавшие отвести душу, что-то рассказали чернокожие рабы. Через несколько лет не было в Новом Орлеане семейной тайны, о которой не знала бы ловкая Мари. А знание - не только сила, но и деньги: аристократы готовы были щедро платить, лишь бы их темные делишки не выплыли наружу.

Так Мари подчинила себе с помощью шантажа белых и знатных жителей города, однако тайная власть шантажистки была ничем по сравнению с подлинной властью, которую давал культ вуду. Узнав все тайны культа у жреца с Гаити, Мари решила переделать вуду на свой лад.

Тайный обряд и танцы с питоном

До Мари церемонии вуду были тайными и лишенными зрелищности - обряды творили без затей и зрителей. Мари резонно рассудила, что в таком виде вуду мало кого заинтересует, и радикально изменила внешний облик культа. Суть - поклонение духам - осталась неизменной, зато обряды стали необычайно зрелищными. Белые богачи приходили на церемонию только ради того, чтобы увидеть танец Марии с огромным питоном. Питону отводилась своя роль в ритуале - он душил курицу или петуха, кровью которых окропляли себя вудуисты. А завершала обряд общая оргия.


Не забыла Мари включить в новую версию культа и элементы католической веры, в которой она выросла. Танцы с питоном происходили рядом со статуями католических святых, а участников орошали не только кровью, но и святой водой. Сочетание архаичных гаитянских верований и католицизма определило уникальный облик вуду Нового Орлеана. Каждый находил в нем что-то для себя: пресыщенный аристократ - ритуальный секс, униженный раб - отмщение, безнадежно влюбленный - надежду на обретение взаимности.

Благодаря Мари новый культ стал очень популярен не только среди черного, но и среди белого населения города, провозгласившего Мари его королевой. Многие верили, что она может все, и Мари охотно поддерживала самые невероятные слухи о себе.


Предположительно Фото Мари Лаво

Рассказывали, например, о таком случае. Глубокий старик захотел жениться на 16-летней красотке, и ее родители дали согласие, так как он был очень богат. Девушка же любила своего ровесника, отправившегося в дальние края, и категорически не соглашалась на брак со стариком. Самые суровые меры воздействия не помогали, и отец девушки в отчаянии отправился к Мари. Та пообещала, что поговорит с девушкой и престарелым женихом и все уладит. И впрямь, после того, как Мари пошепталась с девушкой и дала волшебный порошок старику, свадьба состоялась. После венчания устроили бал, на котором свежеиспеченный муж упал и скоропостижно умер, оставив юную красотку богатой вдовой. Овдовев, девушка написала своему любимому, тот вернулся, и влюбленные жили вместе долго и счастливо.


Была ли «Святая женщина»

Казалось бы, у такой женщины, как Мари, должны были быть проблемы с церковью, но все обстояло наоборот. Церковные иерархи, и, в частности, ее духовник Антуан считали Мари идеальной католичкой, чуть ли не святой женщиной. Поддерживая этот имидж, Мари занималась благотворительностью, посещала заключенных в местной тюрьме. Официально она ухаживала за больными желтой лихорадкой, а на самом деле продавала узникам амулеты, помогающие выбраться из темницы.

Конечно, были в Новом Орлеане и те, кто подозревал Мари во всяких темных делах, но доказать никто ничего не мог. На прямые вопросы Мари отвечала, что знать не знает ни о каком вуду. Все обитатели ее дома говорили то же самое, и на этом расспросы заканчивались. При свете дня Мари жила как примерная католичка, и также умерла, оставив легенду о великой колдунье.

Легенда о королеве вуду стала такой неотъемлемой частью культуры Нового Орлеана, что когда ураган «Катрина» разрушил ее могилу, городские власти сочли за необходимое ее восстановить. А тем, у кого в ближайшее время не получится посетить эту новоорлеанскую достопримечательность, достаточно взять в руки колоду Таро «Вуду»: ведь карта верховной жрицы во 2-м аркане традиционно посвящена ей, самой знаменитой ведьме Нового Орлеана, королеве вуду Мари Лаво.

Королева Вуду Нового Орлеана

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о женщинах. :)
Верней, об одной женщине, но зато какой!
Она еще при жизни стала легендой Нового Орлеана. Власть ее в Луизиане была поистине безгранична, она держала в своих руках всех: и белых и черных, и богатых и бедных. Известные политики и аристократы искали ее расположения, неподкупные судьи платили ей за то, чтобы она помогла победить им на выборах, все важные люди, приезжая в Новый Орлеан, прямиком с вокзала направлялись к ней – засвидетельствовать свое почтение. Все хорошо знали: лучше быть другом этой женщины, чем врагом, потому что все ее враги жили недолго: ровно до того момента, как обнаруживали на своем пороге невесть как попавшую туда куколку Вуду…
Мари Лаво была некоронованной королевой Нового Орлеана, самой влиятельной его фигурой и это тем более удивительно, что она была мулаткой - в Новом Орлеане, оплоте работорговли, это было поистине невероятно.

Мари Лаво имела огромную власть над людьми, и любой мог в этом убедиться.

Вот взять, например, такой случай.
В Новом Орлеане готовилась свадьба. Богатый жених, красавица-невеста – и все бы ничего, да только жениху шел восьмой десяток, а невесте было всего шестнадцать. Строптивая невеста заупрямилась: поговаривали, что у нее уже был суженый – как и полагается, красивый малый, но бедный, который отправился в дальние края, чтобы разбогатеть и вернуться к своей любимой.
Разумеется, ни отец невесты, ни старик-жених в расчёт его не принимали. Другое дело девушка! Она никак не соглашалась на свадьбу, хотя отец уже поучил ее уму-разуму при помощи плетки и запер в комнате, посадив на хлеб и воду.
Узнав, что невеста стоит на своем, несмотря на порку и голод, богатый жених забеспокоился: всё же он хотел получить молодую жену, а не её труп!
Он решил обратиться за помощью к Мари Лаво: все знали, что ее любовное зелье действует безотказно. Пара капель в стакан с водой – и красавица непременно согласится на брак!
Так думал преклонный старец, но не учел одного: невеста успела обратиться к ней раньше, чем он.
И когда жених явился к Мари Лаво, та выслушала его и успокоила – конечно, если он так хочет, свадьба состоится!
Тут же, как по волшебству, невеста перестала упрямиться и согласилась назначить день свадьбы.
И свадьба состоялась - после венчания был роскошный обед, а затем - бал. Тут-то все и приключилось: прямо во время танца жениха хватил удар и он рухнул на пол. Вызвали врача, но, увы, было поздно! Красавица овдовела, пробыв женой не больше часа, но получив законные права на богатство своего безвременно усопшего супруга.
Говорят, что первое, что сделала новоиспечённая вдовушка и наследница огромного состояния - это вызвала из Вест-Индии своего любимого, которому больше не было нужды охотиться за деньгами, и вступила с ним в законный брак.

В 1830 году приключилось дело посерьезней. К Мари Лаво обратился богатый горожанин: его сын обвинялся в убийстве. Если обвинение подтвердилось бы, молодого человека ждала виселица.
Отец пообещал Мари Лаво подарить собственный особняк, если она сделает так, чтобы сына признали невиновным.
Колдунья Вуду подумала – и согласилась.
Утром дня, когда должен состояться суд, она явилась в церковь, положив в рот три стручка перца, и долго молилась, накладывая на перец заклинания. Потом она пошла в здание суда, (оно находилось на той же площади, что и церковь) и прошла в зал, где должно было состояться слушание. Там она подложила по стручку перца под сиденье каждого из судей.
Результат заседания был таков - молодой человек был признан невиновным, а совершенное им убийство признано самообороной. Отец молодого человека, сдержал свое слово и передал особняк Мари Лаво.

Этот случай, ставший известным в городе, принес Мари Лаво еще большую славу, а ее колдовство было признано всемогущим.
Да, Мари Лаво, знаменитейшая колдунья Вуду из Нового Орлеана, наводящая ужас на недругов, действительно была живой легендой.
Одна только угроза ее проклятия заставляла людей становиться покорными и мягкими, как воск и выполнять все ее требования и просьбы. Она с одинаковой легкостью обращалась как с приворотными зельями, так и с проклятиями, была в курсе всех тайн Нового Орлеана и поговаривали, что Мари умела читать мысли.
Все это было очень похоже на правду.
Но было ли это правдой?
Являлась ли Мари Лаво колдуньей Вуду или была хорошей актрисой и незаурядным психологом, умело используя в своих целях добытую осведомителями информацию?
Давайте разберемся.
Незаконная дочь владельца плантации и рабыни, Мари Лаво родилась в 1794 году, в Нью-Орлеане и воспитывалась, как католичка.
В двадцать пять лет она вышла замуж за свободного цветного, по имени Жак Пари. Венчал молодых отец Антуан из собора Сен-Луи. (Его именем теперь названа аллея около собора).
Очень скоро Мари осталась одна: ее супруг решил прогуляться на родину, да так и не вернулся. По истечении срока, он был объявлен мертвым, а молодая вдова стала думать, как зарабатывать себе на жизнь.
Хорошенько подумав и посчитав деньги, которые остались у нее в качестве приданого, она решила открыть парикмахерский салон.
Это было поистине гениальным решением.
Руки у нее оказались золотыми: она умела делать сложные прически, завивать и укладывать волосы и скоро «Салон Мари» стал популярным в Новом Орлеане.
Местные аристократки, богатые белые красавицы, приезжали к Мари, чтобы та помыла им головы, сделала модную прическу, завила локоны.
Дело это было долгое и дамы, пока Мари хлопотала с щипцами и расческой, болтали о своем. Обсуждали семейные дела, перемывали косточки соседям, знакомым, мужьям, родственникам, делились сердечными тайнами, сплетничали, а на цветную парикмахершу обращали внимания не больше, чем на мебель.
Это было колоссальной ошибкой.
Мари слушала и запоминала все.
Вскоре она знала все тайны Нового Орлеана и вовсе не собиралась их хранить.
Умная и расчетливая Мари собиралась использовать полученную информацию в своих целях.
Оставалось совсем немного до того времени, как Мари назовут «королевой Вуду», но гораздо точнее было бы назвать ее «королевой шантажа».
В шантаже Мари Лаво не было равных.
Ежедневно выслушивая болтовню клиенток и размышляя о том, как можно использовать полученные сведения, Мари подумала, что неплохо было бы расширить свою агентурную сеть, знать не только то, что болтают женщины, но и то, что происходит у них в домах.
Как этого добиться?
Кто обитает во всех этих домах, но на кого не обращают ровно никакого внимания?
Ответ был простым: чернокожие слуги.
Прибрать их к рукам умной шантажистке оказалось несложно.
Суеверия буквально пропитывали всю жизнь чернокожих, вспомните «Приключения Тома Сойера» и черного слугу по имени Джим.
Мари придумала хитрую уловку: в один прекрасный день на пороге дома кто-нибудь из прислуги находили подброшенную куколку Вуду.

Слуги, после обнаружения куколки, были убеждены в том, что они прокляты, а Мари Лаво, которая всегда оказывалась тут как тут, предлагала рассеять злые чары – за небольшую услугу, конечно. Например, рассказывать о том, что творится в доме: о чем говорят хозяева, не хворает ли кто, какие заботы и проблемы их одолевают: таким образом она могла знать обо всем, что происходит в доме, где служит жертва маленькой куколки Вуду.
Запугивая слуг, она достигла таких успехов, что чернокожие готовы были передавать каждое слово своих хозяев, лишь бы Мари не наслала на них разгневанных духов.
Ходили слухи, что на средства от парикмахерской, Мари вскоре открыла небольшой публичный дом на берегу озера Поншартрен и девушки, работающие там, все до одной были ее осведомителями, исправно сообщая все, о чем болтали клиенты и сами расспрашивали их о том, о чем велела им Мари.
И скоро у нее было самое ценное оружие – подробное досье на каждого, живущего в Новом Орлеане.
Она знала все.
Настала очередь Вуду.

Чернокожие тайно практиковали колдовство Вуду в Новом Орлеане с тех пор, как туда прибыли первые корабли с рабами. Белые рабовладельцы этому делу особых помех не чинили, более того, со временем и сами стали прибегать к помощи колдунов для решения своих проблем. Среди черных вудуистов сложилась целая каста тех, кто совершал обряды и исполнял ритуалы, и, разумеется, начала складываться иерархическая система.
Колдуны и колдуньи Вуду стали выбирать так называемых "докторов" (Doctors) и "королев" (Queens). Одним из наиболее известных докторов был Джон Монтень (John Montenet), известный как Доктор Джон (Dr.John).
Это был вольноотпущенный раб, который рассказывал про себя, что он был принцем в Сенегале, был взят в плен испанцами, продан на Кубу, а потом освобожден своим хозяином за верную службу.
Попав в Новый Орлеан, он занялся колдовской практикой, и вскоре преуспел в этом деле.
Он стал весьма влиятельным человеком, у него имелся свой дом, несколько жен… поговаривали, что у него были даже рабы! Он мог предсказывать будущее, читать мысли, снимать и накладывать заклятия, лечить болезни. Доктор Джон был значимой фигурой в мире Вуду и весьма известным лицом в Новом Орлеане.
После того, как доктор Джон удалился от дел, его заменил доктор Я Я (Dr. Yah Yah), больше известный под именем Вашингтон.
Он был рабом, и история его была печальной. У него не было харизмы, которой обладал доктор Джон и он не имел такого железного характера и несгибаемой воли и ума, как Мари Лаво. Он продавал некий эликсир, который должен был лечить от всех болезней, но вскоре его обвинили в том, что снадобье содержало яд и убивало пациентов. Взбешенный хозяин послал его работать на поля, чтобы расплатиться со штрафами, которые наложили на него как ответственного за действия своего раба и на этом карьера доктора Вашингтона была закончена.
После него место главы колдунов вуду заняла королева Санит Деде (Queen Sanite Dede), вольноотпущенная рабыня, которая мало чем запомнилась Новому Орлеану.
Пожалуй, о ней помнят только потому, что именно ее в свое время сменила Мари Лаво.
И вот тут-то и началась знаменитая история Королевы Вуду.

Новый Орлеан был местом, где процветала африкано-карибская магия.
Почему?
Новый Орлеан являлся главным звеном в системе работорговли. Именно сюда прибывали корабли с рабами, именно здесь действовали самые крупные в США работорговые рынки.
Огромное количество плантаций требовало большое количество рабов!
Жило здесь и немало вольноотпущенных и по закону, им полагался один выходной день в неделю, плюс несколько свободных часов по вечерам.
Чаще всего чернокожие собирались на небольшом пустыре за Французским кварталом, который в те времена назывался Старым. Сам же пустырь они называли площадью Конго (Congo Square). Там устраивались воскресные пляски, а на озере Поншартрен проводились церемонии Вуду.
Мари Лаво взяла дело в свои руки.
Будучи истинной католичкой, она привнесла много нового в обряды Вуду: святую воду, ладан, статуэтки святых и христианские молитвы.
Вудуистские обряды на озере она сделала зрелищными, превратила в настоящие спектакли, на которые приглашала полицию, прессу, молодых новоорлеанских повес и влиятельных особ города.
Ни угрожать, ни шантажировать знатных особ ей не пришлось: достаточно было организовать особые церемонии для богатых белых мужчин, которые были не прочь завести красивых любовниц среди чернокожих, мулаток и квартеронок.
Вскоре за зрелища обрядов Вуду на площади и озере Поншартрен стала взиматься плата, что сделало Вуду весьма выгодным делом. Среди прочих танцоров, танцевала и сама Мари – всегда с огромным питоном по кличке «Зомби».
Кроме того, она искусно распространяла слухи о себе самой, о своих колдовских способностях, о магии Вуду, которой она, якобы, владела – и все это со временем сделало ее самой могущественной женщиной в городе.
Именно Мари успешно соединила экзотическое вуду с католицизмом - и получилась то, что впоследствии называли нью-орлеанским вуду.
Она закрыла парикмахерскую и обратила всю свою энергию на то, чтобы стать королевой Вуду в Новом Орлеане – и преуспела в этом.
Вуду боялись все – и белые, и черные, а Мари Лаво искусно поддерживала этот страх и умело играла на нем.
Кроме кукол Вуду, которых любой ее недруг мог обнаружить на пороге, существовали еще и так называемые мешочки «Гри-гри».

Что же это такое?
Гри-гри это талисман вуду или амулет для защиты владельца от зла или же "на счастье".
Вообще, это небольшой матерчатый мешочек, маленькая сумочка или кошелек из ткани,в который кладут травы, камни, костей, волосы, обрезки ногтей - в общем, состав может меняться в зависимости от того, для чего гри-гри предназначен.
Гри-Гри были традиционными в Новом Орлеане и использовались они для различных магических действий: привлечение денег и любви, прекращение бед, защиты дома, для хорошего здоровья и многого другого. Говорят, что до сих пор каждый сотрудник полиции в Новом Орлеане носит с собой Гри-Гри - для защиты. Легенды о знаменитой новоорлеанской Королеве Вуду Марии Лаво утверждают, что ее Гри-Гри, содержали битые кости, цветные камни, пыль с кладбища (называемая также "goofer"- пыль, goofer - это любой объект, используемый в магии, связанной с мертвыми), соль и красный перец.
Красный фланелевый мешочек, содержащий магнит, был любимым Гри-Гри для азартных игроков, ведь он гарантировал удачу!
Другим любимым Гри-Гри у игроков был мешочек, наполненный зубами акулы и смоченный голубиной кровью. Голубиной кровью на кусочке замши писали сумму, которую игрок хотел выиграть, которую затем замшу аворачивали в красную фланель вместе с зубами акул и все это сшивали волосами кошки.
Хлопотно, конечно, а ведь еще этот амулет нужно было носить в левом ботинке, только тогда удача не обойдет тебя стороной!
Было еще выражение "наложить (или наслать) гри-гри" на кого-либо, это значило «навести порчу»
Одним из наиболее ужасных заклятий Мари Лаво, был сумочка гри-гри из савана человека, который был мертв девять дней. В ней содержались сушеная одноглазая жаба, мизинец чернокожего человека, который совершил самоубийство, сушеные ящерицы, крылья летучей мыши, глаза кошки, печень совы, и сердце петуха.
Стоило такой гри-гри спрятать в вещах жертвы - и он обязательно умрет.
Много белых хозяев, которые жестоко обращались с их рабами, частенько получали смертельные гри-гри…
Да, Мари Лаво знала, как нагнать страху на людей!

Особенно, конечно, всех устрашала угроза, превратить человека в зомби (никто не сомневался, что королеве Вуду и это под силу).
Вообще под зомби понимается умерший человек, которого колдун вуду воскресил для того, чтобы тот служил ему.
Так как при воскрешении колдун имел дело только с телом, а не с душой, то воскрешенный ничего не помнил, ничего не понимал, а лишь послушно выполнял команды своего хозяина.
Естественно, страх превратиться в зомби был очень силен.

Но, хотя Мари Лаво использовала свои колдовские знания для того чтобы упрочить свой авторитет и влияние на людей, она, говорят, была довольно-таки милосердна. Знаком того, что ее очень высоко ценили в обществе, явилось то, что Мари была одной из немногих афро-американок, которых пригласили на похороны генерала Жана Хамберта, героя Новоорлеанской битвы. Хамберт, один из французских генералов, служивших при Наполеоне, получил известность, отличившись в борьбе против британцев в Ирландии.
Мари ездила в тюрьмы и навещала смертников, которые ждали виселицы.
Иногда, по договоренности с родственниками (и за хорошую плату), королева Вуду приносила им угощение: гамбо – традиционное новоорлеанское блюдо из даров моря, приготовленное по особому африканскому рецепту.
Отведавший этого кушанья человек в первую же ночь тихо умирал в своей камере, счастливо избежав позорной смерти на виселице.
Время шло, и с годами Мари Лаво стала отходить от ритуалов вуду и все больше и больше времени проводить в церкви.
В 1869 году Мари Лаво была главой последнего официального конклава вуду, на котором собравшиеся почитатели решили, что она должна уйти в отставку, поскольку ей уже миновало семьдесят лет.
Она продолжила свою работу в одиночестве и полностью не прекратила активной деятельности вплоть до 1875 года, когда она переехала в дом на улице святой Анны и не покидала его до смерти, наступившей в 1881 году.
После того, как Мари была смещена с поста королевы, ее заменила женщина по имени Мальвина Латур (Malvina Latour). Однако она не была столь харизматичной личностью как Мари Лаво, и ее последователи стали требовать, чтобы она уступила свой титул кому-нибудь другому. Сменившие ее на почетном посту доктора и королевы также не преуспели в этом деле, и вскоре вуду перестали воспринимать всерьез. То значение, которое оно имело при докторе Джоне и особенно при Мари Лаво, быстро пропало. Именно поэтому сейчас, когда речь заходит о традициях вуду в Новом Орлеане, все помнят только одно имя - Мари Лаво.

Могила Мари Лаво – объект поклонения и у жителей города, и у туристов. Есть поверье: если нарисовать на ее склепе крестик, загадать желание а потом постучать в дверь склепа, то оно непременно сбудется.
Самые отчаянные даже проводят на ее могиле ритуалы Вуду!
Говорят, вся эта кутерьма очень не нравится самой Мари Лаво. Рассказывают, что ее привидение - статная смуглая женщина в красно-белом тюрбане с 7 узлами (именно в нем жрица часто представала на своих портретах), часто разгуливает между гробницами, и бормочет New Orleans Santeria Hoodoo Voodoo curse (особое вуду-проклятие) в адрес нарушителей кладбищенского покоя.
Местные жители говорят, что это началось совсем недавно, что Мари встревожена числом вандалов и состоянием самого кладбища, которое как известно сильно пострадало от урагана Катрин.

Кое-что о ЗОМБИ

«Самое страшное - это глаза. И это вовсе не игра моего воображения. То были глаза мертвеца. Но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет.

К этому времени я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого разумения, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: «Великий Боже, что если весь этот ужас - правда...»
Так описывает Уильям Сибрук в книге «Таинственный остров» свою встречу с самым зловещим созданием среди всех загадочных существ, порожденных миром сверхъестественного, - гаитянским зомби.
Ходячие мертвецы
Участь зомби ужаснее, чем вампиров или оборотней. Вампиры все же возвращаются к тем, кого любят. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий облик. Но зомби - это автомат без разума, обреченный жить в полусне. Он способен двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит свое прошлое и не осознает настоящее. Без проблеска узнавания зомби может смотреть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо родного дома. Не призрак, но и не живое существо, он, по сути дела, ходячий мертвец, помещенный, может быть навечно, в пограничную зону между жизнью и смертью.
С помощью колдовства их телам придают видимость жизни, а лишая души и разума, фактически обрекают на смерть. Они - порождение бокоров, гаитянских колдунов, исповедующих религию вуду, уникальную смесь верований африканцев, католиков и некоторых племен американских индейцев.
Родина этого феномена - Гаити. На том острове есть много свидетельств очевидцев, знавших людей, которые умерли, были погребены, а через некоторое время вновь объявились, став зомби. Колдуны-бокоры обычно сдают их внаем, чаще всего для работы на полях, реже держат при себе в качестве рабов.

Один из самых знаменитых случаев, описанный американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор вспоминают на Гаити. В 1909 году там умерла очаровательная молодая девушка по имени Мария. Через пять лет после ее смерти бывшие школьные друзья Марии вдруг увидели туд евушку в окне одного из домов гаитянской столицы города Порт-о-Пренсе. Его владелец наотрез отказался дать этому какие-либо объяснения. Отец умершей девушки сам взялся за расследование. Но было уже поздно: в том доме не оказалось ни Марии, ни его владельца.
По городу поползли зловещие слухи. Чтобы пресечь их и успокоить жителей, власти провели эксгумацию трупа умершей. В гробу обнаружили скелет, слишком большой для девушки ее возраста. Он был обряжен в одежды, в которых похоронили Марию, и они явно не соответствовали длине скелета. Почему это? И куда вдруг исчез человек, бывший хозяином дома, в окне которого видели давно похороненную девушку? Ответы на эти вопросы получить не удалось.
Родственники и друзья людей, превращенных в зомби, чаще всего не знают о случившемся. А если им даже известно о проделке бокора, то они бывают слишком запуганы, чтобы пытаться что-то сделать. К тому же, если человека уже превратили в зомби, ему никто не сможет помочь.

Та же Зора Херстон приводила историю, рассказанную ей матерью одного умершего мальчика. В ночь после погребения семья была разбужена громким плачем, доносившимся из спальни. Оказалось, что сестра умершего услышала на улице пение и шум, а затем узнала голос брата. Выглянув в окно, домашние увидели зловещую процессию, медленно бредущую по улице. В конце ее шел похороненный накануне мальчик. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с домом, все безошибочно его узнали и услышали его жалобный плач. «Но ужас, внушаемый зомби, был так велик, что даже мать не отважилась выйти на улицу и попытаться спасти сына, - пишет Зора Херстон. - Вскоре процессия скрылась из виду. После того ночного кошмара сестра мальчика сошла с ума».
Ужин с трупами
Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук. Молодая девушка по имени Камилла вышла замуж за некого Мэтью Тусселя. В первую годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это событие. Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В торжественно убранной и освещенной свечами комнате кроме молодых супругов было еще четверо молчавших гостей.
Мэтью извинился за гостей, пообещав жене, что после застолья мужчины развеселятся и с ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно напряженным. Она внимательнее посмотрела на сидевших за столом и увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимаютбокал, из которого льется вино.
Молодая женщина схватила стоявший в стороне подсвечник и поставила его в центре стола. Только тогда при свете разгоревшихся свечей она обнаружила, что сидит за столом с трупами.
В панике Камилла бросилась наверх и заперлась в своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но молодая женщина упорно отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от пережитого кошмара, а ее муж на следующий же день уехал с Гаити.
Возникает законный вопрос: насколько достоверны подобные истории? Тем более, что во всех приводимых случаях появления зомби есть недосказанность, будто пропущены какие-то важные факты. Но католические и протестантские священники на Гаити приводят собственные свидетельства, которым трудно не верить. Они рассказывают, например, как собственными глазами видели покойника, отправляли заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали в могилу землю. А спустя несколько дней или недель вдруг встречали «бывшего покойника» с застывшим взглядом и отсутствием мимики. Невменяемого, но не мертвого. «В Порт-о-Пренсе даже среди образованных людей немало таких, кто хотя бы отчасти верит этим зловещим историям», - пишет Альфред Метро, автор книги «Вуду на Гаити», исследовавший феномен зомби.

Британский антрополог Френсис Хаксли приводит историю зомби, которую ему рассказал католический епископ о «живом мертвеце», который слонялся по собственной деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были слишком испуганы и, не зная, что делать, просто выставили его обратно на улицу.
Какое-то время спустя того зомби снова вернули в полицейский участок. И тут кто-то вспомнил, что «ходячего покойника» можно частично вывести из транса, дав ему соли. Набравшись смелости, полицейские напоили зомби соленойводой, и свершилось чудо: он пробормотал свое имя. Потом его узнала тетка, по словам которой тот человек умер четыре года назад.

Позвали священника, и зомби открыл имя бокора, заставившего его и еще нескольких зомби работать на себя. Окончательно перепуганные полицейские не нашли ничего лучшего, как послать колдуну письмо с требованием забрать своего зомби. Но спустя два дня несчастный умер по-настоящему. Не исключают, что из-за сделанных им разоблачений его убил сам колдун. Того бокора арестовали, однако вскоре отпустили на свободу, поскольку других зомби у него дома найти не удалось, а свидетельство сумасшедшего покойника доказательством служить не могло.
Ta же американская писательница Зора Херстон была одной из первых, кому довелось самой видеть и фотографировать «живых мертвецов». В частности, она снимала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили почти тридцать лет назад.

Фелисия была в ужасном состоянии, и ее отправили в больницу. Там женщину-зомби увидела писательница Херстон. «Это было страшное зрелище, - вспоминала она. - Белое лицо с мертвыми глазами... Веки были абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать и получить в ответ, если она ничего не сознавала? Оставалось только смотреть на нее. Но долго выносить это зрелище никто не мог».
Колдуны, крадущие души13-летняя жрица вуду созналась в убийстве 50 человек
Несмотря на юный возраст, убийце грозит пожизненное заключение или смертная казнь, сообщает lenta.ru со ссылкой на AFP.

13-летняя нигерийская школьница Джуммай Хассан была арестована по подозрению в убийстве двухлетнего мальчика.
В ходе следствия она созналась, что состоит в тайной секте, исповедующей религию вуду и практикующей убийства с последующей продажей органов жертв для колдовских ритуалов.
Девочка заявила, что за прошедшие со времени инициации семь лет она принимала участие в ритуальных убийствах более 50 человек, в том числе собственного отца.
Она согласилась указать места захоронений своих жертв, а кроме того, сообщила, что священники местной церкви были ее постоянными "покупателями" - она продавала им органы жертв, в том числе глаза и сердце.
Убийца также указала на своего сообщника. Проведя обыск в его доме, полиция обнаружила множество принадлежностей, используемых в ритуалах вуду.
Дело в том, что в некоторых районах Нигерии до сих пор распространены верования, что органы принесенных в жертву культу вуду обладают магическим действием и могут излечивать многие болезни.
Большинство жителей Гаити уверены в том, что превращают людей в «ходячих мертвецов» колдуны-бокоры, которые крадут у них души.
По их представлениям, эта кража совершается так. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и едет к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает душу» и «помещает ее» в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может.

После его погребения в полночь бокор с помощниками раскапывает могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и чуть приоткрывает ее. После этого мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, связывают и для полного оживления бьютпо голове все той же бутылью. Затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем.
Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После этой процедуры она уже никогда не сможет узнать свой дом и не будет пытаться
туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений.
Есть у бокоров и другие способы кражи человеческой души. Под подушку умирающего могут положить сосуд с магическими предметами и травами, которые вытягивают у него душу. Бокоры приготовляют из кладбищенской земли и костей покойников специальный порошок, заговаривают его и рассыпают перед дверью намеченной жертвы. Он вызывает паралич, лишая обреченного способности сопротивляться.

Колдуны-бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу, а свои ритуальные церемонии проводят на кладбищах. Обычно они превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести. Но нередко случается, что, когда имеется подходящая жертва, из нее делают зомби, чтобы использовать как рабочую силу. Гораздо реже люди становятся зомби, потому что колдуны заключают договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Кстати, если христиане верят в продажу дьяволу собственной души, то у приверженцев вуду в ходу иная версия: одни люди в обмен на власть и богатство продают души других.
Чтобы бокор не мог достать труп и превратить его в зомби, применяются разные способы. Богатые семьи бетонируют могилы. Многие хоронят близких людей в собственном саду или на обочине дорог с оживленным движением. Поскольку для «изготовления» зомби годится только свежий труп, родственники могут установить у могилы дежурство до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда мертвеца убивают еще раз, протыкая голову железным прутом, вводя яд или затягивая на горле удавку. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы умерший сам мог защититься от пришедшего за ним колдуна. Часто тело в могиле кладут лицом вниз, а в ротнабивают землю и зашивают губы, чтобы покойник не смог отозваться, когда бокор назовет его имя.
«С помощью черной магии можно создать видимость «жизни» мертвого тела, - считает знаток черной магии Монтегю Саммерс, - оно будет двигаться и говорить. Но, по признанию самих бокоров, наложить заклятье надолго, без его периодического повторения, по силам лишь единицам, самым изощренным колдунам, погрузившимся вглубь адских пучин».
По мнению некоторых исследователей, более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби это вовсе не умершие, а просто умственно неполноценные люди, которых специально выискивают и используют бокоры.

Но как тогда быть со свидетелями, которые клянутся, что видели тела зомби мертвыми? Причем далеко не все зомби изначально были идиотами. Некоторых родственники и друзья помнят их здоровыми, умными людьми, позднее появившимися уже в виде собственного жалкого подобия.
Возможное объяснение можно найти в старом уголовном кодексе Гаити. «Также покушением, - говорится в нем, - является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения этих средств... Если же человек похоронен в состоянии такого летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством».
«Порошок зомби»
Доктора, с которыми беседовала Зора Херстон, вполне допускают, что зомби - это человек, признанный мертвым и похороненный в состоянии транса, которого бокор потом извлек из могилы. «Мы долго строили теории, объясняющие появление зомби, - пишет Херстон. - Это конечно же не воскрешение из мертвых. Скорее всего, те люди были погружены в состояние, очень близкое к смерти с помощью каких-то снадобий. Способ их изготовления, вероятно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение среди колдунов. Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей, речью и рассудком. Жертвы могут двигаться и выполнять приказы, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, пытавшимися раскрыть тайну этих средств, так и не удалось узнать способ их изготовления. «Это - тайна, - сказали им, - и посвященные скорее умрут, чем раскроют ее».

И все-таки нашелся человек, сумевший проникнуть в тайну «порошка зомби». Им стал американский этнобиолог УэйдДевис, который привлек к своему проекту «Зомби» талантливых химиков, врачей, этнографов, историков, даже богословов и искусствоведов. Этнобиология - это новая научная дисциплина, включающая фармакологию, биологию, ботанику и антропологию.
Начатое Девисом исследование проводилось по стандартной научной схеме: описание проблемы, выработка гипотезы, выявление противоречий, проверка данных и их оценка, а при необходимости возвращение к исходной точке. Его работа была уникальна, поскольку в качестве платных экспертов он пригласил... самих колдунов-бокоров, с которыми велись многочасовые неторопливые беседы. Общение с ними дополнялось массовыми опросами рядовых гаитян.
Шаг за шагом Девис и его команда постепенно изучили весь процесс зомбирования, вникнув в подоплеку каждой части тайного ритуала и всех применяемых методов и средств.
В итоге подтвердилась гипотеза о том, что при зомбировании нет никакого воскрешения мертвецов. Сначала с помощью «колдовского порошка» человека вводят в особое состояние - его можно назвать трансом или комой, когда все жизненные процессы настолько слабы, что даже самый опытный врач не отличит жертву зомбирования от обычного покойника. Затем не позднее чем через двенадцать часов после похорон кандидата в зомби извлекают из могилы и возвращают к жизни. В жарком климате умерших хоронят довольно быстро, так что бокор может быть уверен, что тело окажется в земле, когда действие снадобья закончится, а оно продолжается в течение суток. Это снадобье в сочетании с кислородным голоданием навсегда выводит из строя важнейшие центры головного мозга, превращая человека в зомби.
Буквально по крупицам Девису удалось собрать сведения и о составе «порошка зомби», который можно подсыпать в какое-либо питье, нанести на иглу или острый прут и уколоть им жертву. Причем этим занимаются не сами бокоры, а члены возглавляемых ими тайных обществ вуду.
Одним из главных компонентов таинственного порошка является рыба иглобрюх, содержащая тетродотоксин. Ее сушат на солнце несколько дней и затем измельчают в порошок, который ни в коем случае нельзя вдыхать, чтобы не отравиться. Для второго компонента порошка используют гаитянскую жабу буфо маринус. Ее предварительно держат ночь в банке вместе с морским червем, который кусает жабу. В результате каратоидные железы буфо маринус вырабатывают большое количество активных химических веществ - буфотеин, буфо-гении и буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок.
В число других компонентов снадобья входят желчные пузыри мертвых тел мула или человека, местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие. Особенно ценятся кожа и кости ребенка. Наконец в «порошок зомби» входят черный порох и тальк.
Одновременно с порошком бокор готовит и противоядие. Но оно предназначено вовсе не для «оживления» жертв, как принято считать, а для защиты от отравления участников процесса зомбирования.

В отчете об итогах своих исследований по проекту «Зомби» Уэйд Девис предупредил об опасности тех, кто захочет последовать примеру бокоров и попробует самостоятельно заняться зомбированием, - они наверняка сами станут первыми жертвами. Изготовление «порошка зомби» технологически настолько сложно, что по силам только посвященным - гаитянским колдунам.

Итак, наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева вуду», которую в 19 веке боялись и уважали повсюду в штате Луизиана. Благодаря древним обрядам вуду она получила сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что было недостижимо для черной женщины во времена рабства.

Да здравствует Королева

Этот рассказ, возможно, смесь фактов и легенды, появился в довоенном Новом Орлеане примерно в 1830 году. Один богатый джентльмен был очень встревожен будущим своего сына, молодого человека, который обвинялся в убийстве. Человек, обладавший определенным состоянием и влиянием, он прибегнул к услугам видных адвокатов, чтобы спасти своего единственного сына. Адвокаты питали мало надежды в успехе дела, и это при том, что они предполагали невиновность мальчика.

Испуганный джентльмен вспомнил о местной женщине, известной своей способностью обеспечить сверхъествественную помощь в безнадежных ситуациях. Хотя его отношение оставалось скептическим, отец разыскал эту колдунью. Он поспешно прибыл к ней без денег, но вместо них предложил ей свой собственный дом на улице.

Святой Анны во Вьё Кер (Vieux Carre - район Старого Нового Орлеана - «Старый Квартал», известный сегодня как Французский квартал), если только она сможет спасти его сына от несправедливости.

Джентльмен рассказал женщине все факты дела его сына, и та внимательно выслушала его. Когда она пообещала, что скоро мальчик будет освобожден, отец был потрясен и почувствовал себя несколько лучше. Он попрощался с женщиной, которая теперь управляла судьбой его сына: колдуньей, Госпожой Мэри Лаво, Королевой вуду.

В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту. Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежное с собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла.

Через некоторое время состоялся суд. Мэри ждала результата недалеко от здания суда. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден.

В результате Мэри Лаво приобрела в собственность дом джентльмена. Джентльмен, восхищенный тем, что его сын освобожден, выполнил свое обещание.

После своей победы в безнадежном деле Мэриаво немедленно стала известной во всех сферах эщества Нового Орлеана, включая элиту - местных аристократов французского и испанского происхождения.

Возвышение Вуду

Многие утверждают, что Мэри Лаво была рождена во Вьё Кер в 1796 году, в то время как другие настаивают, что она происходит с острова Сан - Доминико или Испаньола в Карибском бассейне и рождена в 1794 году. Сан-Доминико, прежняя французская колония, сегодня называется Гаити. Сан-Доминго, прежнее испанское владение, простиралось на восток, на том же самом большом острове, названным Эспаньола Христофором Колумбом. Некоторые говорят, что Мэри умерла в шестьдесят, другие говорят, что она дожила до 87 лет. Эта путаница в датах вызвана тем обстоятельством, что ее дочь тоже звали Мэри и она была жрицей вуду.

Остаются нераскрытыми многие тайны о Мэри Лаво. Известно, что Мэри была свободной цветной женщиной, возможно, дочерью богатого владельца плантации и рабыни. Возможно, она имела и местные, индейские корни. Один источник утверждает, что она прибыла в Новый Орлеан после восстания рабов в Сан-Доминго в 1809 году. Такой беспорядок в фактах не удивителен, так как были очень сильные связи между развитием вуду на Гаити и в Новом Орлеане.

Мэри была воспитана в католицизме, в то время религии французского и испанского большинства. Новый Орлеан принадлежал французам с 1718 по 1762 год, затем испанцам до 1803 года, потом опять стал французским. Затем он вошел в состав штата Луизиана.

Вуду существовало в городе и раньше, до появления Лаво на сцене, но властями предпринимались попытки, чтобы уничтожить его. В 1782 году, например, испанский губернатор Бернардо Галвез запретил импорт рабов из Мартиники из-за их народной религии вуду. Кроме того, Барон де Каронделет, испанский губернатор Нового Орлеана с 1792 по 1797 год, опасаясь распространения вуду и возможности восстания рабов, отверг импорт рабов из Сан-Доминго. В конечном счете, восстание рабов избавило Гаити от европейского контроля. Когда в 1803 году Новым Орлеаном стали управлять американцы, ограничение на импорт рабов было отменено. Кроме того, приток свободных иммигрантов из Сан-Доминго увеличил население Нового Орлеана к 1810 году на 5 тысяч. Вскоре в американском Новом Орлеане вуду стало процветать.

Площадь Конго

Французы и испанцы ввели серьезные ограничения практики вуду. Рабы, большинство из которых транспортировалось непосредственно с западного побережья Африки или с Карибского бассейна, жили в очень суровых условиях. Если они не работали под ударами плетей, они были закрыты в помещении или находились в цепях. После принятия Нового Орлеана в штат Луизиана в 1803 году, условия жизни рабов несколько улучшились. Рабам давали в воскресенье возможность отдыхать, они также имели свободное время ночью и во время некоторых религиозных праздников.

В воскресенье рабам позволяли собираться на площади, получившей название площадь Конго. Там рабы исполняли традиционные африканские танцы, в том числе бамбулу, под ритм примитивных барабанов. Они, возможно, даже проводили некоторые ритуалы вуду, включая поклонение Damballah. Хотя некоторые источники сообщают, что никаких ритуалов вуду на площади Конго не проводилось, тем не менее, это было место для свободного проявления африканской культуры и традиций, особенно танцев под музыку барабанов.

Госпожа Нового Орлеана

Когда Мэри Лаво исполнилось двадцать пять лет, она вышла замуж за почетного гражданина Жака Пари. После смерти Жака (фактически он считался мертвым после того, как пропал без вести) вдова Пари жила с другим мужчиной по имени Кристоф Глапи. Неизвестно, вышла ли она за него замуж, но у Мэри было невероятное количество детей - пятнадцать. Одна из ее дочерей, как было упомянуто выше, была названа Мэри. Позже эта Мэри, благодаря сходству, часто принималась за свою мать. Люди полагали, что колдовство Мэри Лаво было настолько сильным, что она могла появляться в двух местах сразу. В действительности они видели мать и дочь.

Хотя Мэри использовала свое знание вуду, чтобы править и обрести власть, она также была милосердна. В юности она помогла американцу, раненному во время сражения за Новый Орлеан. В более поздние годы Мэри посещала преступников в камере смертников в городской тюрьме, принося им пищу. Когда в 1850 году на Новый Орлеан обрушилась эпидемия желтой лихорадки, видные граждане пригласили Мэри Лаво помогать лечить больных.

Но главное, чем занималась Мэри, было колдовство. Видные политические деятели искали ее помощь, прося ее предсказать их будущее. За плату Мэри могла производить и снимать заклятия. Она хорошо разбиралась в порошках любви и проклятия. Но в чем она особенно преуспела, это была секретная информация о местной знати.

До Мэри Лаво были и другие, кто управлял в Новом Орлеане сторонниками вуду. В первую очередь следует упомянуть Джона Монтенета, больше известного как доктор Джон. Он был африканским жрецом, или «доктором» вуду, который появлялся на ритуалах на площади Конго. Доктор Джон был почетным цветным гражданином. Он часто вспоминал, что когда-то был африканским принцем в Сенегале. Он был взят в рабство испанцами, привезен на Кубу и освобожден своим хозяином за хорошую службу. Потом стал моряком и в конечном счете прибыл в Новый Орлеан, чтобы найти работу в порту. Здесь он стал владельцем дома, заполненного ритуальными предметами вуду - черепами, рептилиями, змеями и скорпионами.

Вуду сделало Джона Монтенета видным человеком. Доктор Джон главным образом предсказывал будущее, читал мысли, насылал и удалял проклятия, исцелял от болезней. До господства Мэри Лаво доктор Джон был наиболее известным колдуном в Новом Орлеане.

Мэри училась у доктора Джона и превзошла его. Самыми известными ее ритуалами были ритуалы 23 июня, в канун Святого Иоанна.

Для проведения церемоний вуду в Старом Новом Орлеане было в основном четыре места. Самым известным была уже упомянутая площадь Конго, затем участок земли на улице Дюмайн, берег реки и дом на берегу озера Понтчартрайн. Кроме того, частные ритуалы проводились повсеместно в городских домах. Танцы вуду исполнялись ночью на заднем дворе дома Мэри Лаво.

На берегу спокойной реки, которая вытекает из озера Понтчартрайн к северу от города, множество людей собирались ночью в месте, называемом «Пятно Желания». Там проходило причащение кровью петуха, поклонение гигантской змее Мэри по кличке Zombi, слышалась игра на барабанах. Приверженцы вуду полагали, что змея обладала колдовской силой. Много белых людей посещали эти ритуалы в качестве зрителей. Религия вуду достигла рассвета в 1850-х годах. Даже некоторые белые участвовали в вуду, конечно, тайно.

Однажды видный гражданин Нового Орлеана посмел бросить вызов Мэри Лаво. Дж.-Б. Ланг-раст обвинил последователей Лаво в совершении преступлений, включая воровство и даже убийство. Ланграст был быстро контратакован. На его пороге появились колдовские амулеты. Личность Ланграста начала изменяться, он стал возбужденным и расстроенным. В конечном итоге он покинул город.

Gris-Gris и zombi

Существенным элементом колдовства Мэри был gris-gris. Gris-gris (произносится как «гри-гри») происходит от французского слова gris, что означает серый, и представляет комбинацию черного и белого колдовства. В Новом Орлеане белое колдовство называлось «juju», а черное - «mojo». Gris-gris был самым сильным колдовским снадобьем и использовался для совершения как добра, так и зла.

Gris-gris - это смесь трав, иногда включавшая измельченный кирпич, охру, перец, обрезанные ногти, человеческие волосы и кожу животных (обычно рептилий) и помещенная в маленький кожаный мешочек. Мешочек нужно было носить на нитке вокруг шеи или оставлять около объекта колдовства. Он приносил или удачу, или неудачу, в зависимости от предназначения.

Что касается веры в zombi, то она не была столь сильна в Новом Орлеане, как на Гаити, но этот термин использовался в ритуалах, что подтверждает кличка змеи Мэри Лаво - Li Grand Zombi.

Наследие Мэри Лаво

В более поздние годы своей жизни Мэри Лаво постепенно отходила от чистого учения вуду. Некоторые из ее критиков утверждали, что она была в союзе с дьяволом (или «Papa La Bas», как дьявол назывался в новоорлеанском вуду, от французского слова, значившего «вниз» или «низко», очевидный намек на черта). Все же она была набожной католичкой, и через какое-то время стала включать католические элементы в вуду. Статуи святых, вера в Деву Марию, святая вода смешались со змеей и gris-gris.

В 1869 году Мэри Лаво на троне Королевы вуду сменила женщина по имени Мальвина Латур. Лидерство Мэри закончилось решением приверженцев вуду на одной из их встреч. К сожалению, ее последователи решили, что Мэри стала слишком старой, чтобы вести дела общины. Мэри провела остальную часть своей жизни как набожная католичка и потратила много времени и сил на посещения заключенных в местной тюрьме; она даже помогла построить алтари в их тюремных камерах.

Мальвина Латур не смогла, однако, поддерживать единство в рядах последователей, и скоро была смещена другими королевами и докторами вуду, которые приобрели своих собственных последователей. Наиболее известным из докторов вуду был Джеймс Александр. Ни один из последующих королев и докторов, которые следовали за Мэри Лаво, не мог вдохновить своих прихожан на объединение. В результате вуду в Новом Орлеане сдало свои позиции. В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи.

Сегодня, когда кто-нибудь говорит о новоорлеанской Королеве вуду, как правило, только одно имя приходит на ум - Мэри Лаво.

Сейчас Королева вуду живет в Новом Орлеане в легендах. Ее могила круглый год посещается приверженцами вуду и любопытными. Кто-то кладет на ее могилу небольшие жертвоприношения, кто-то ставит мелом на каменной плите кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун Святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве вуду.

Ритуал поклонения духу Мэри Лаво

Жертвоприношениями для Мэри являются: соленая вода, масла, свечи, мешочки gris-gris, «вода Флориды».

На земле перед алтарем с помощью зерна изображается символ veve Мэри Лаво.

Все участники кладут жертвоприношения на алтарь, изображая ими крест - символ перекрестка. В дверных проемах совершается возлияние Legba. Делается возлияние перед барабанами.

Свечой над veve в воздухе изображают крест, произнося:

Лих Loas feu au Sud.

Держат руки над свечой, чтобы согреть их, затем держат их над veve, чтобы передать ему тепло рук, произнося:

Ко Во Ni Jo! («Приди и танцуй с нами»).

Изображают крест кубком воды и, проходя через центр, говорят:

Лих Loas leau I"Ouest.

Каплями воды около veve изображают крест, говоря:

Ко Во М Jo/

Ладановой палочкой в воздухе изображают крест и, проходя через центр, говорят:

Лих Loas lair I"Est.

Палочку держат руками, сложенными как во время молитвы, и окуривают veve, говоря:

Ко Во Ni Jo!

С помощью зерна изображают крест и, проходя через центр, говорят:

Лих Loas de la terre au Nord.

Рассыпают зерно по спирали по направлению к veve, говоря:

Ко Во Ni Jo!

С помощью трещотки asson делают знак открытия двери и говорят:

L"Esprit surtout, royaume Bon Dieu Bon.

Под мягкую музыку барабанов, которая становится все громче, льют возлияния на veve, произнося:

Pour les Marassa, sacre dualite qui reflete de 1"interieure a I"exterieure.

Каждый отвечает:

Ко Во Ni Jo!

Пальцами трижды окропляют veve, говоря:

Pour les Morts. Pour les Morts nommes.

Pour ceux dont les noms sont oublies au passage du temps.

Pour ceux dont les os sont sous et dans cette terre.

Подносят воду к губам, говоря:

Des vivantes aux ceux qui sont passes.

Подносят воду к сердцу и говорят:

Des vivanyes aux ceux qui vont arrives.

Ко Во Ni Jo!

Пальцами, смоченными водой, изображают крест перед собой, говоря:

Pour les Mysteres, invisibles, mais toujours presentes.

Пальцами, смоченными водой, изображают горизонтальный крест перед собой, говоря:

Papa Legba, ouvrez la porte. Ouvrez la porte pour vos enfants. Vos enfants vous attendent.

Ко Во Ni Jo!

Потрясая asson над veve, произносят:

Pour Marie Laveau, Loa historique; Reine du Voudou de la Nouvelle Orleans. Femme forte, puissante, fiere, belle, et mysterieuse. Pendant la vie vous danciez avec Les Invisibles, et dans la mort vous dancez toujours avec nous. Acceptez nos offrants. Entrez dans nos coeurs, dans les bras, dans les jambes. Entrez id et dancez avec nous!

Odo Marie Laveau!

Ко Во Ni Jo!

Odo Marie Laveau!

Ко Во Ni Jo!

Odo Marie Laveau!

Ко Во Ni Jo!

Закончив, берут в рот немного соленой воды и распыляют ее по veve.

Танцоры пляшут вокруг veve, чтобы активизировать его. Они берут немного зерна и освящают каждого из участников, касаясь их висков (для вдохновения) или шеи (для одержимости).

Танцоры пляшут и барабанщики играют, пока не устанут. Затем все сидят спокойно, чтобы получить видение или размышление.

Mardi Gras

Mardi Gras (Тучный Вторник) - высший пункт праздника Carnival, за которым следует Пепельная Среда. Carnival буквально означает «Прощай, плоть» (в переводе с латыни: carnis - «плоть», vale - «прощай»). Carnival - праздник избытка. Это праздник плоти и всех телесных удовольствий. Тук, жир, если можно так выразиться, горит и превращается в пепел в среду.

О Carnival обычно судят только исходя из внешних проявлений этого праздника. Но наиболее важными являются внутренние, так сказать, духовные события. Carnival и Mardi Gras богаты и внешними, и внутренними событиями. Carnival, чтобы быть наиболее эффективным, должен иметь место как в душе человека, так и на улице. Поскольку плоть испытывает безудержное удовольствие, душа также должна сломать свои стереотипы, такие, как «я - это, я - не это». Только тогда плоть и душа соединяются вместе и горят так, что получается пепел, из которого возвышается дух, воскресая, как птица Феникс.

Вот что говорит о празднике Carnival Новоорлеанский Тарот (Гадальная книга) вуду (Carnival XXI (Мир/Вселенная)):

Огонь желания возгорается. В эту печь бросается тоска. Кутеж разжигает огонь до белой яркости. Ну-ка, не сдерживай свои прихоти. Все должно быть израсходовано.

В пьяных бессонных удовольствиях тоска пресыщается. Это - Мир. Напейся. Исполни свое желание и наполнись любовью. Душа восхищается, наполняя тело. Дух выходит за пределы телесных чувств. Для того, кто не сдерживается, не будет никаких отказов. Тем, кто дает все, будет дано все. Цыпленок заменен бусами и пентаклями. Руки города тянутся не к пище, а к украшениям. Плоть тянется, чтобы попробовать, прикоснуться, почувствовать, испытать запах - все чувства напряжены праздником Мира и его жертвоприношениями.

В Carnival Мир рвется испытать восхищение. Тела предаются пирам и в них дают возможность душам возродиться. Лица в масках танцуют. Священное время касается всего, что происходит, как часы, крутящие свои двенадцать, двенадцать, двенадцать часов с низменной точностью. Carnival, Пир - прямо Сейчас.

Первый признак праздника Carnival - освобождение. Это освобождение не определено Миром. Мир, вместе со всеми изумительными опытами, которые он предлагает, является частью освобождения. Освобождение дается переходом от ничтожно малого до более полного понимания наших путей и нашего бытия.

Нет никакого роста; мы всегда совершенны. Что растет, так это понимание, способность сосредоточиться и оценить, что в окончательной, сформированной элегантности иллюзии явлена окончательная красота духа…

Mardi Gras в Новоорлеанском Духовном Храме Вуду - это время, когда лихорадка и мода праздника Carnival смешивается с верой приверженцев вуду. Эта комбинация - экстатический брак ритуала и кутежа.

Согласно историческим записям, Мария Лаво родилась свободной от рабства во французском квартале Нового Орлеана, Луизиана (New Orleans, Louisiana), в четверг, 10 сентября 1801-го. Она была внебрачной дочкой двух свободных цветных людей, один из которых был креолом.

4 августа 1819-го Мария вышла замуж за некого Жака Пэриса (в других записях, Сантьяго), эмигрировавшего в Луизиану в 1809-м, после революции на Гаити (Haiti) 1791-1804 гг. Свидетельство о браке хранится в Соборе Святого Луи в Новом Орлеане. Свадебный обряд проводил отец Антонио де Седелла (Antonio de Sedella), священник-капуцин, известный как Пер-Антуан.

Согласно записям, Жак Пэрис умер в 1820-м при невыясненных обстоятельствах. История жизни самой Марии окутана легендами, достоверных фактов из ее биографии осталось совсем немного. Она работала парикмахером, и это помогло ей завоевать расположение богатых клиентов, к которым жрица выезжала на дом. Считается, что Мария дала одной из дочерей свое имя, которое принято записывать как Мари Лаво II.

Мать обладала большим могуществом и прослыла основательницей луизианского вуду, тогда как дочь прекрасно чувствовала себя на публике и проводила ритуалы на глазах многотысячной толпы. Предположительно, у Лаво II было трое детей, которых она отправила в Доминиканскую Республику (Dominican Republic). Она боялась, что угрожавшие сжечь заживо ее детей неприятели могут оказаться неголословными.

Супруг Мари Лаво II, Хосе Уэрта, воспитал ее детей как своих, тем самым сохранив традиции вуду в своей семье. Последними потомками из семейства дочери верховной жрицы, о которых упоминается в сохранившихся документах, стали Виктор Дельгадо-Уэрта, родившийся в 1999-м, и Малени Дельгадо-Уэрта, которая родилась в 2003-м. Виктор и Малени до сих пор практикуют вуду, но они не удостоились никаких почетных званий.

Одним из сыновей Марии Лаво и ее гражданского мужа, Кристофа Думини де Глапиона (Christophe Duminy de Glapion), был Алексис Селестин Глапион. Он родился в 1834-м. Сын оставался в Новом Орлеане, где женился на Эмме Викнейр, родившей одиннадцать детей. Последние известные потомки Алексиса и Эммы проживают в Детройте, Мичиган (Detroit, MI), и Бостоне, Массачусетс (Boston, MA).

Доподлинно известно, что Мария была импортером спиртных напитков, по крайней мере, в 1832-м, на Дофин-стрит в предместье Мариньи, в Новом Орлеане. Она прожила со своим любовником Кристофом до самой его смерти в 1835-м. Считается, что у пары было пятнадцать детей, в том числе и Мари Лаво II, родившаяся в 1827-м.

О колдовских практиках Марии Лаво, якобы наделенной магическими способностями, больше говорят фольклорные легенды и сказания. Неизвестно, на самом ли деле она держала при себе змею по имени Зомби, названную так в честь африканского бога, и на самом ли деле "примешала" к африканским духам римских католических святых в своем видоизмененном культе вуду.

Лучшие дня

Есть объяснение, согласно которому Лаво была столь искусна в ворожбе, потому что обладала талантом убеждения и пользовалась целой сетью информаторов. Ее доверенные лица трудились в домах влиятельных белых людей. Информация о городских событиях также поступала из борделя, который принадлежал ей.

Лаво изготавливала талисманы вуду, известные как Гри-Гри, пользуясь такими ингредиентами, как битые кости, ногти, кладбищенская пыль, конские волосы, гнезда птиц, цветные камни, масла и прочее.

Влияние Марии возрастало, как и росло число ее богатых покровителей, восхищавшихся ее умением держать в страхе их слуг. Мария располагала к себе рабов, просто подкупая их или излечивая от "загадочных" недугов. Некоторые богатые креолы Нового Орлеана с подачи Лаво стали поклоняться Дамбале, старейшему лоа (невидимому духу) в религии вуду.

16 июля 1881-го в газете "Daily Picayune" появился некролог Марии. Она умерла 15 июня 1881-го, в возрасте 86 лет. Если верить книге "Voodoo in New Orleans" Роберта Талланта (Robert Tallant), жрица мирно скончалась в своем доме. Однако впоследствии появились неназванные свидетели, утверждавшие, что видели Лаво живой в городе после предполагаемой ее кончины.

Многие верят, что останки Марии покоятся в склепе семьи Глапион, на Кладбище Святого Луи № 1 в Новом Орлеане. Туристы по сей день посещают предполагаемое место захоронения "Королевы вуду". Некоторые из них оставляют на могиле выложенные в ряд три монетки или рисуют три крестика на надгробии. Такими странными способами просят о заступничестве от жрицы.

17 декабря 2013-го могила пострадала от действий вандалов. Она была выкрашена розовой латексной краской. Полагают, что это мог сделать "бездомный, психически неуравновешенный парень", пожелавший замазать все крестики.

Мария Лаво послужила прообразом для некоторых вымышленных персонажей. Она фигурирует в качестве основного персонажа в романе Джевелл Паркер Родс (Jewell Parker Rhodes) "Voodoo Dreams: A Novel of Marie Laveau" 1993-го.

На страницах комиксов Лаво впервые появилась в выпуске "Dracula Lives #2" в 1973-м. Она преподносится как могучая колдунья с большими магическими силами и хранительница тайных знаний, остающаяся вечно молодой и красивой благодаря зелью, изготавливаемому из вампирской крови.

Могила Марии Лаво занимает видное место в приключенческой видеоигре "Gabriel Knight: Sins of the Fathers" ("Габриэль Найт: грехи отцов") Джейна Дженсена (Jane Jensen).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»