Стилет — колющее холодное оружие. Стилет- оружие с историей Стилет в биологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ценителям изящных клинков, способных одновременно выполнять 2-5 функций наш магазин предоставляет возможность купить итальянские выкидные ножи стилеты по выгодным расценкам. Такие изделия отличаются прочностью и экологичностью материалов. Их легко хранить и переносить, и комфортно использовать в бытовых целях и для личной безопасности. Режущие приспособления стилетного типа станут изысканным пополнением коллекции и украсят интерьер, выдержанный в классическом стиле, стилях хай-тек, модерн и пр.

История, застывшая в стали

Стилеты - один из пяти типов ножей, конфигурация которых без изменений сохранилась в XXI веке. Клинки данного типа известны еще с XII века н.э. Единственное усовершенствование, которое коснулось современных моделей - заточка. Первые стилетные клинки имели круглую или ромбическую конфигурацию и не использовались для разрезания. Это было боевое оружие. Сегодня такие ножи наделены стандартными функциями для комфортного использования в быту и на природе.

Классические итальянские изделия стали складными только к XVIII веку. К этому времени конфигурация данного приспособления приобрела конкретные очертания. Стилет классифицируется по нескольким особенностям:

Клинок толщиной 4-6 мм, обязанный своей конфигурацией первоначальным моделям, которые предназначались для парирования ударов шпаг и рапир и для нанесения повреждений сквозь доспехи.

Продолговатое симметричное острие, с помощью которого осуществляют мелкие резы и резы глубиной от 1 см, часто необходимые для тщательного удаления небольших деталей и изъянов. Такое свойство клинков стилетного типа идентично аналогичной характеристике ножей «танто». Острие японских лезвий тантоидной разновидности также отличается показателями повышенной прочности.

Благодаря усиленному рикассо (предрукоятная часть клинка) нагрузка лезвия по максимуму не повредит его состоянию. Этот изящный нож выдерживает веса до 20-30 кг.

Массивный эфес остался в конструкции режущего аксессуара еще со времен, когда с помощью стилета парировали маневры сабель, рапир, мечей и пик. Большинство складных моделей наделены этим элементом, предоставляющим отдельное пространство для фиксирующих механизмов.

Длина рукояти делает комфортным использование складных стилетов, за счет перемещения ладони в необходимую позицию по тонкой, прочной и длинной ручке.

В этом клинке все совершенно. Он прочен, высокоэстетичен, имеет длинную и почетную историю. Купить итальянские выкидные ножи стилеты - значит быть во всеоружии на 100%.

Стилет - колющее холодное оружие, кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх - (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века, во времена Ренессанса, однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в других предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи.

Предком стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд, использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах. Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-хгранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

Позднее, в начале XVI века, в итальянских городах возникло такое оружие как стилет. Предполагается, что причиной его появления явились дуэльные схватки, где стилет использовался в качестве оружия левой руки. Им отражали атаки рапиры и шпаги. В этом качестве он получил наименование «дага». Размеры стилетов варьировались в зависимости от изготовителей. Испанский стилет XVII века имел общую длину 270 мм, клинка - 180 мм, толщину 5 мм. Немецкий стилет XVII века достигал длины 390 мм, длина и толщина клинка - соответственно 260 и 10 мм. Общая длина французского стилета того же времени 475 мм, клинка - 350 мм при толщине 5 мм. После исчезновения рыцарских доспехов и тяжёлых шпаг вес и длина клинка несколько сократились, дага потеряла гарду и превратилась в известный нам стилет с тонким клинком и прямой крестовиной.





Стилет "Бабочка" (серебро, дамаск)



Стилет "Паутинка"



Стилет "Паутинка"



Стилет "Снежная королева"



Стилет "Князь тьмы"



Стилет "Акант"



Стилет "Феникс"




Стилет "Пиковая дама"


15 марта 44 года до н. э. сенаторами-заговорщиками был заколот Гай Юлий Цезарь. Нападавшие нанесли полководцу 23 удара мечом. Согласно Светонию, Цезарь оборонялся лишь «грифелем» или же «стилосом» — острой металлической палочкой для писания по воску — им он проткнул руку одного из заговорщиков. Спустя 15 веков в Италии появится стилет — оружие, которое по иронии судьбы будут считать в большей степени идеальным инструментом профессиональных убийц, нежели средством самообороны. Автор сайт Юрий Кукин рассказывает историю одного из самых красивых и смертоносных кинжалов.

Стилет появился на севере Италии в XV веке


Связь пишущего инструмента и холодного оружия прослеживается лишь в его названии: слово «стилет» происходит от итальянского stiletto, что в свою очередь корнями уходит в латинское stilus — та самая «палочка для письма». Стилус как инструмент для письма был распространен в Европе вплоть до позднего Средневековья: в середине XIV века производство бумаги становится дешевле, поэтому необходимость в восковых табличках и стилусах пропадает.

Римский стилус на восковой табличке

В это же время в Европе вслед за развитием доспехов следует преобразование оружия. Ведение боя только широким мечом посредством рубящих ударов уже недостаточно, так как воин с ног до головы защищен тяжелыми доспехами. В XIV веке распространен пластинчатый доспех. Для того, чтобы пробить мощные панцири и латы, появляются узкие клинки, которыми можно наносить колющие, проникающие удары, например, в места сцепления доспехов. Поэтому считается, что предшественником стилета был так называемый «кинжал милосердия» — «мизерикорд», а в Японии подобное оружие было известно как «ёрои доси» — сокрушитель доспехов. Эти кинжалы еще с XII века использовались для быстрого и безболезненного убийства противника и для добивания.

Предшественником стилета был «кинжал милосердия»



«Кинжал милосердия»

Стилет же считался в большей степени оружием горожан. В XV веке на севере Италии горожане не могли носить холодное оружие. Поэтому появилась необходимость в небольшом компактном клинке, который всегда можно было бы носить с собой. В отличие от больших кинжалов, которые были в моде среди дворян и которые те носили как показатель статуса, стилет при среднем размере клинка в 200 мм можно было спрятать в сапоге или же в одежде: клинок был узкий и зачастую, будучи трехгранной или ромбической формы, не имел режущей кромки.


Стилет

Рана, которая оставалась после удара стилетом, была очень небольшой, не приводила к обильному кровотечению и очень долго заживала. Поэтому достаточно быстро стилет пришелся по вкусу профессиональным убийцам и закрепил за собой славу коварного оружия (клинок стилета также часто смазывали ядом). Впрочем, за свой небольшой размер и тонкий клинок стилет называли также «дамским кинжалом», надо сказать, вполне оправдано.


Фузетто

За небольшой размер и тонкий клинок стилет называли «дамским кинжалом»

Однако со второй половины XVII века право носить стилеты имели только артиллеристы. Клинки артиллерийских кинжалов, которые назывались фузетто, делались со специальной шкалой — Каттанео. Шкала была от 1 до 120 с насечками между ними. Считается, что она могла использоваться либо для точного отмеривания порций пороха, либо для измерения угла наведения пушек, а также для определения калибра артиллерийских орудий. Кончиком фузетто можно было чистить запальное отверстие или прокалывать зарядный картуз, а если был риск захвата пушки врагом, то конец клинка просто обламывался внутри отверстия, чтобы орудие не могло стрелять.


Стилет-циркуль

Тем не менее, несмотря на запреты на ношение оружия, стилеты вплоть до первой половины XX века сохранили свою популярность: их могли носить тайно, порой даже маскировали под какой-либо инструмент (например, циркуль). Стилет использовали и в Первую, и во Вторую мировые войны: «кинжал в рукаве» любили сотрудники английских и американских спецслужб.

Стилет (от итал. stiletto или от лат. stilus - `палочка для письма`, `острый стержень`) - разновидность кинжала с тонким узким клинком и прямой крестовиной.


Появился стилет в XV веке в Италии и распространился по всей Европе с начала XVI века, в эпоху Ренессанса. Предполагается, что он ведет свое происхождение от кинжалов `под левую руку` или, возможно, его предком является `кинжал милосердия` (мизерикордия) - узкое граненое оружие, предназначенное для нанесения колющих ударов.

В отличие от обоюдоострого кинжала, стилет имеет очень узкое, граненое лезвие, способное разорвать кольчугу, проникнуть в сочленения лат и т.д. В классическом варианте стилет не имеет режущей кромки. Как правило, он имеет трехгранный клинок. Но, кроме этого, сечение может быть также овальным, круглым, двух-, четырех- и даже шестигранным, с ребрами жесткости и долами.

Рукоять обычно металлическая (может еще изготовляться из рога, кости и дерева), имеет короткую крестовидную гарду. В среднем его длина составляет 20-25 см, но может варьироваться в зависимости от страны изготовления и века, например, общая длина испанского стилета XVII века - 27 см, немецкого - 39 см, а длина французского того же века достигала 47,5 см.

На Востоке аналогом стилетов можно считать японские боевые кинжалы `йорой-доши` с особо прочным колющим острием, предназначенным для пробивания доспехов. В зависимости от величины гарды они делились на 3 категории: `танто` (полная гарда), `хамидаши` (половинная гарда) и `айку-чи` (вообще без гарды).

Каждый из этих кинжалов мог быть использован как орудие сопровождения к короткому или длинному (`вакидаши` и `катана`) самурайским мечам, без одного из которых самурай никогда не покидал дома. Заслугой японцев является изобретение широкого набора коротких клинков с вариативной формой лезвия для различных целей (в том числе и для метания), которые часто использовались в дополнение к основному кинжалу, всегда носимому с собой. К числу вспомогательных ножей относятся:
- `когай` - вертел, стержень, хозяйственный инструмент, использовался для добивания раненых солдат;

- `козука` - боевой нож, использовавшийся для метания и хозяйственных работ;

- `шакен` - шип, гвоздь, использовался для метания и ловушек;

- `кансаси` - стилеты длиной 20 см, оформленные в виде заколок для волос и используемые женщинами в качестве тайного оружия.

Вообще тема небоевого применения стилетов заслуживает отдельного внимания. Он тонкий и узкий, его легко спрятать, но использование требует знания и твердой руки для удара в уязвимое место человека. Это и обеспечило ему мрачную славу "Оружия профессиональных убийц". Раны, нанесённые стилетом, особенно трёхгранным, дают очень мало крови. Это тоже работает на имидж оружия для необратимого разрешения дворцовых интриг и наследственных споров.

Стилетом нельзя вульгарно зарезать - можно только изящно заколоть. Для пущего эффекта убийцы часто покрывали лезвие стилета различными ядами: мышьяком, сильной консистенцией белладонны, цикуты или вытяжкой из бледной поганки. Известны факты покрытия клинка оружия толченым стеклом. Это увеличивало возможность летального исхода, ведь теперь не нужно было тратить время на несколько уколов - могло хватить и одного удара отравленным лезвием, если жертва и не умирала на месте, яд довершал дело.

Классическим стилетом принято считать итальянский и испанский вариант кинжала 17 века, имевший сильно вытянутое, без режущих острых краев трехгранное или четырехгранное лезвие. И хотя век стилета был относительно недолог, на его основе периодически появлялись осовремененные версии. Так, артиллеристы-офицеры XVIII-XIX веков носили кинжал с линейкой на клинке, который служил для измерения количества пороха и прочистки затравочного отверстия в пушке.

Вариант стилета ХIХ века - шилообразный нож - тоже предназначался для нанесения колющих ран. Тонкое лезвие легко прокалывало одежду и кожаную амуницию, но его гарда снабжалась заостренными выступами, так что рукоятка превращалась в кастет и удар кулаком становится смертельно опасным. Кроме того, гарда на рукояти ножа предохраняла от случайного выпадения из руки. Длина лезвий - около 23 см, форма - треугольная.

Во время Первой Мировой войны (1914-1918 года) среди солдат по обе стороны окопов большой популярностью пользовались различные стилеты для ближнего боя в траншеях. Стилеты были как фабричного производства, так и самодельные, очень часто рукоятка таких стилетов была выполнена в виде кастета или с широкой стальной дугой для защиты кисти и ударов.

Самодельные стилеты делались из любого подручного материала: начиная от штыка или сломанной сабли, заканчивая арматурой или инженерными гвоздями-опорами для колючей проволоки. Общее их название - окопный нож (более редкие синонимы - инерционный нож, тайный нож, почечный нож). Исключительное распространение получили стилетообразные кинжалы: колюще-рубящие - восьмигранные и колюще-режущие - четырёхгранные. Ближайшим родственником первой версии является кортик (хотя кортики, сами по себе, бывают и трёх-, и четырёхгранные), а во второй версии - метательные кинжалы.

Англичане, большие приверженцы традиций, до 1945 года держали на вооружении спецподразделений армии и флота Её Величества стилетообразный кинжал фирмы `Фейрбейрн и Сайкс`. Кинжал этот был стилетом по форме и простым боевым обоюдоострым ножом по содержанию. Он, как никакой другой, соединял в себе нож, возможности оружия колющего, рубящего, режущего и метательного. Это была последняя модификация аналогичных ножей, стоявших на вооружении британской армии почти двести лет. В 1945 году появилось много универсальных ножей, но это уже были именно ножи, не имеющие ничего общего со стилетами.

В классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх- (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века , во времена Ренессанса , однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи .

Предшественником стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд (фр. miséricorde ), использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах . Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-гранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии , там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

Известные случаи применения стилета

См. также

Напишите отзыв о статье "Стилет"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Стилет

– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»