Разведение костра обж. Типы костров (ОБЖ)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Урок ОБЖ в 6- м классе

Т ем а " Разведение костра. Типы костров "

Цели и задачи занятия:

Познакомить детей с разными видами костров;
- научить учащихся правильно разводить костры;
- развивать умение работать в группах,
- воспитывать бережное отношение к природе.
-по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.

Ход занятия:

1.Сообщение темы и цели занятия

Сл.1 Сегодня у нас не обычное занятие. Тема нашего занятия на экране «Разведение костра. Типы костров»

Сл.2 .Сейчас мы отправимся в волшебный лес, который научит нас правильно разводить костры, познакомит нас с видами и типами костров. И конечно же,придя в лес, мы не должны забывать о бережном отношении к природе.

2.Изучение нового материала.

1. Функции костра.

Порой бывает очень важно вовремя развести костер.

Как вы думаете, для чего нужен костер?

Давайте посмотрим, правильно- ли вы предполагали.

Сл.3

Сл.4

Функции костра многогранны:

    приготовление пищи;

    сушка одежды;

    освещение;

  • отпугивание насекомых и зверей;

    подача сигнала.

Сл.5

2. Место для костра.

Итак, вы собираетесь разжечь костер . С чего же нам начать?

    найти поляну, защищенную от ветра;

    очистить место для костра от сухой травы, листвы и обложить его камнями;

    на глубоком снегу, болоте сделать настил.

Сл.6

3. Разведение костра.

Заготовить растопку (мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора)

Положить растопку на землю;

Поджечь костер 2-3 спичками;

Положить на растопку ветки по толще;

Соблюдать правила пожарной безопасности.

Сл.7

4.Что нельзя делать, разводя костер?

Не разводить костер возле деревьев;

Не использовать для костра живые деревья;

Не разводить костер на торфяных болотах;

Не оставлять без присмотра горящий костер.

Сл.8.

6. Виды костров.

Выбирать тип и вид костра надо по обстоятельствам.

Общее правило: дрова необходимо запасти заранее и побольше.

Костры бывают трех основных видов:

Пламенные- для освещения места привала и варки пищи.

Жаровые - для приготовления пищи, просушки вещей, у него можно согреться, если ночуешь у костра.

Дымовые -чтобы отогнать комаров и мошкару, а также для подачи сигнала о своем месторасположении.

Сл.9 фото

Сл.10

7.Типы костров (практическая часть)

Знакомясь с типами костров, мы будем их складывать практически из палочек лежащих на ваших столах .

Представим,что наши палочки, это поленья, а то и древна.

Итак:

1. Колодец - 2 полена положи параллельно на некотором расстоянии; поперек них- еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья равномерно будут гореть по всей длине. Этот костер хорош в сырую погоду.

Сл.11.

2. Звездный - поленья уложите по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров подвигай их к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе он погаснет.

Сл.12.

3. Шалаш - короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, а пламя получается жарким. Этот тип костра удобен, если тебе нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если нужно использовать несколько посудин, то лучше применить «колодец».

Сл.13.

4 .Таежный - складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частой подкладки дров.

Сл.14.

5. Нодья - этот костер складывается из 3-х больших бревен, длиной 2-2,5 м. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того, как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Каждый из этих типов костров может быть и жаровым, и пламенным. Это зависит не только от того, как костер сложен, но и от качества дров:

- смолистые они или нет;

- совершенно сухие или с сыроватой корой.

Какие вы запомнили типы костров?

Сложите у себя сейчас какой-нибудь тип костра, скажите название и для чего он нужен.

Сл.17.

10. Хитрости для кострового.

При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать “лапшу” из резины, срезанной с каблуков обуви;

Отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;

Не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.

11. Рефлексия

-Как вы думаете, в какой жизненной ситуации нам могут пригодиться навыки полученные на нашем занятии?

тепло, возможность обогреться, просушить одежду и обувь; необходим для приготовления пищи; это один из вариантов подачи сигнала спасателям; костер отпугивает хищников; помогает успокоиться, почувствовать себя более защищенным.

Выберите полянку, защищённую от сильного ветра. Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листвы. Можно обложить костёр камнями. Не разводите костер возле сухих деревьев.

Если снег неглубокий, разгребите его и разжигайте костёр на земле. При глубоком снеге можно сделать настил.

Если есть дёрн, сними его, переверни травой вниз и уложи вокруг костра. Убери листву, хвою, траву вокруг костра на 1 - 1, 5 м.

Если есть возможность, обложи его камнями. Сделай под костер подстилку из сырых бревен, песка, глины. (Иначе огонь проникнет в торфяник и начнется подземный пожар).

Пламенные — для приготовления пищи и освещения. Жаровые — для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. Дымовые — для отпугивания комаров, мошкары и подачи сигналов.

Мелкие сухие еловые веточки, береста, смола хвойных деревьев, сухой мох, трава, лишайник, стружки, лучины, из срединной части расколотого топором сухостоя (преимущественно хвойных пород), нижние сухие ветви.

Для приготовления пищи подходит валежник березы и ольхи, который горит ровно и почти без дыма. Если надо разнести большой костер, то наилучшими будут дрова из соснового, кедрового и елового сухостоя. Расколотые поленья быстрее разгораются. Мелкий хворост прогорает в первые две-три минуты. Осиновые и пихтовые дрова плохи тем, что слишком сильно стреляют искрами.

Используй для костра преимущественно сухостой хвойных пород. Если в лесу дождь, то сухими остаются небольшие нижние ветки хвойных деревьев, засохшие на стволе. Сырые и гнилые дрова дают много дыма, но мало тепла. Дрова запаси заранее и побольше, чтобы не бегать ночью в поисках топлива. Топливом в безлесных районах тебе могут послужить сухие кусты, трава, камыш, кизяк.

Перед походом каждый коробок спичек нужно упаковать: в полиэтиленовую пленку; также поместить спичечный коробок в пузырек с герметично притертой пробкой (или резиновый мешочек, металлический футляр для спичечных коробков, которые защищают их от намокания и механических повреждений). Намокшие спички можно высушить в волосах под шапкой.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ 1. Кремень- твёрдый камень. 2. Огниво(кресало)-топор, нож. 3. Трут- любой сухой легковоспламеняющийс я материал(мох, вата, гнилушки, древесная пыль).

Заострённую палочку вставьте в углубление куска древесины или коры и терпеливо вращайте до появления дымка. Затем раздуйте тлеющий трут, который предварительно надо уложить в углубление и возле него.

Перед тем как разжечь костер, надо: заготовить растопку; уложить растопку под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост; поджечь; сверху по мере разгорания аккуратно кладут более толстые дрова.

Более толстые дрова кладут сверху не очень плотно, чтобы обеспечить доступ воздуха. Если костер долго не разгорается, надо его раздуть (увеличить доступ воздуха). Для этого подойдет шапка, миска, штормовка, веник из веток.

В дождливую погоду костер разводят под прикрытием накидки или плаща, который держат двое туристов. Чем сильнее ветер или дождь, тем плотнее укладывают растопку и дрова на костре.

В сырую холодную погоду можно (если позволяет запас дров) разложить два костра. Первый - для приготовления пищи, второй - для просушивания одежды и снаряжения. Около него обязательно нужно иметь дежурного, который будет поддерживать огонь и следить за тем, чтобы вещи не сгорели.

Годятся любые дрова. Поленья ставят наклонно; они частично опираются друг на друга. Пламя яркое, высокое, жаркое, с ограниченной полосой нагрева. Костёр требует постоянного подкладывания дров.

Поленья укладывают на угли по радиусам от одной точки. Горение происходит преимущественно в центре, дрова по мере сгорания продвигают ближе к середине.

Два полена кладут параллельно друг на друга, на некотором расстоянии; поперек них - еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья равно мерно будут гореть по всей длине. Этот костер хорош и в сырую погоду.

Складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частой подкладки дров.

Этот костер складывается из трех больших бревен, длиной 2 -2, 5 м. Два бревна (чем толще, тем лучше) укладывают вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того, как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

1. Угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы, утром их раздуть. 2. Переносное хранилище- факел. 3. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.

Чтобы дольше удержать тепло, угли прогоревшего костра надо засыпать золой и немного землёй. Жар в таком случае сохраняется до 10 часов. Обязательно наблюдайте за горящим костром Покидая место стоянки, непременно затушите костёр, даже если от него остались лишь едва тлеющие головешки и угли. Если есть возможность залей его!

6 класс

Тема: «Добывание огня, разведение костра».

Цели урока: 1) научиться выбирать и готовить место для костра.

2) ознакомить учащихся с видами растопки, различными типами костров и обязательными правилами противопожарной безопасности.

Тип урока : комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).

Оборудование : учебник, тетрадь, деревянные заготовки для изготовления зажигательных палочек или готовые зажигательные палочки, палочки для создания костров.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель называет тему и цель урока.

    Проверка домашнего задания

Но для того, чтобы понять, как вы усвоили материал по теме: «Устройство временных укрытий», я проведу тестирование.

Перед вами карточки с тестами. Ответим на их вопросы. За каждый правильный ответ жетон.

1 тест.

Каково самое главное требование к месту для сооружение временного укрытия (длительного лагеря)

А) Наличие рядом воды.

Б) Живописная природа.

В) Безопасность места стоянки.

Г) Отсутствие комаров и мошек.

2 тест.

Мальчишки из 6-го «А» класса поставили палатку на берегу реки у самой воды, чтобы не ходить далеко за водой. Ночью они проснулись от сырости. Оказалось, что вода в реке поднялась и палатку затопило. Почему так произошло?

А) Надо было не спать, а следить за состоянием воды в реке.

Б) Ребята забыли поставить под палатку сваи.

В) Палатку поставили слишком близко к воде.

Г) Палатка должна была быть водонепроницаемой.

3 тест.

Какое укрытие ты сделаешь зимой в тайге при отсутствии костра:

А) Шалаш из еловых веток и жердей.

Б) Наломаю лапника и сделаю из него постель под елью.

В) Снежную нору

Г) Снежную пещеру или берлогу.

4 тест.

Во время зимних каникул ребята из 6-го «В» отправились в поход. С наступлением сумерек они стали готовиться к ночлегу. Зная, что укрытие лучше всего делать так, чтобы оно было защищено от ветра, ребята расположили его под навесом скалы. Утром они проснулись в огромном сугробе. Почему это произошло?

А) Ветер изменил направление и их замело.

Б) Ночью прошел медведь и выбрал себе берлогу по соседству, засыпав палатку.

В) На ребят обрушился ком снега, упавший с навеса скалы.

Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.

А теперь послушайте загадку

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать (костер)

Правильно, костер. И тема нашего урока «Добывание огня, разведение костра». Перед вами на доске записан план урока. (зачитать и записать в тетрадь).

1. Место для костра

2. Добывание огня

3. Разжигание костра

4. Типы костров. Сохранение огня.

3. Объяснение нового материала

Вводное слово учителя

    После сооружения укрытия тебе необходимо позаботиться о костре. Его значение чрезвычайно велико, поскольку это возможность:

Обогреться, просушить одежду и обувь;

Приготовить пищу;

Подать сигнал спасателям;

Отпугнуть хищников;

Почувствовать себя более защищенным, успокоиться.

Почему так важно уметь выбрать место для костра?

Это первый пункт нашего плана.

Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.

Где нельзя разводить костры?

Ответьте, пожалуйста.

Познакомимся с памяткой .(на столах у учащихся). Зачитайте.

Нельзя разводить костер на поле среди сухой травы, тем более, если дует ветер. Трава загорится, и пламя ветром будет переноситься на соседние участки поля.

Нельзя разводить костры в сухих сосновых лесах в засушливый период.

Нельзя разводить костер на каменистых россыпях в засушливый период, если между камнями скопились веточки, сухая трава, труха. Огонь может распространиться под камнями по этим сухим прослойкам топлива, и возникает пожар.

Нельзя разводить костер под корнями деревьев, у корней – все это может загореться.

Запомните это, пожалуйста.

А где можно разводить костер? Как вы думаете?

Познакомимся с памяткой. Зачитайте.

Место для костра готовится в стороне от деревьев и кустов (не ближе 4-6 метров).

Место тщательно очищается от лесного мусора.

Снимается верхний слой дерна.

Место обкладывается камнями (чтобы не распространялся огонь)

Зимой место расчищается от снега до земли, снег утаптывается, делается настил из сырых бревен и веток.

Итак, место для костра выбрали, теперь учимся добывать огонь.

Разжигание костра - это искусство. От наличия огня зачастую зависит жизнь. Существует несколько способов добывания огня с помощью подручных средств:

1. Огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла, но для этого способа потребуется два часовых стекла, а это не всегда может быть под руками.

2. Можно получить огонь трением. Но для этого нужно много усилий и изготовить лук из ствола молодой березы, сверло из сосновой палочки и опору из сухого полена сосны.

Самый простой способ:

3. При помощи двух камней твердой породы. Камни бьют друг от друга и высекают огонь.

Итак, можно воспользоваться любым из этих способов и добыть огонь для разжигания костра .

Это третий вопрос нашего плана.

Заготовка дров. Что для этого пригодно?

Соберите побольше сухих дров, хвороста и достаточно сухой растопки до начала разведения костра. Лучшими дровами для основательного костра считается древесина засохших на корню сосен, елей, дубов, осин, пни хвойных деревьев.

Растопка. Что для этого нужно?

Бересту все знают. Ленточки сухой бересты загораются мгновенно. Если бересты нет – ищите елки.

Растопку складывают в виде маленькой пирамидки, для того чтобы удобно было разжечь костер.

Не следует разводить костер под ветвями деревьев: летом они могут загореться, а зимой с них может упасть снег, загасив костер.

Работа с учебником. Откройте стр. 74.

Зачитайте памятку «Заготовка топлива для костра»(стр. 74.)- (учащиеся читают вслух).

Но нужно помнить : Уходя, потуши костер, залей его водой, засыпь землей, закрой дерном.

А теперь мы познакомимся с типами костров:

На доске типы костров.

Дымовые Жаровые Пламенные

(схема на доске и запись в тетрадях)

Дымовой – для того, чтобы отогнать комаров и мошкару, для подачи сигнала о своем местонахождении.

Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей, для обогрева.

Пламенный – для освещения места, подогрева пищи, кипячение воды.

На доске изображены типы костров . Рассмотрим их.

«Шалаш»

Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если необходимо использовать несколько посудин, то лучше развести «колодец».

«Колодец»

Два полена положи параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них – еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сырую погоду.

«Звездный»

Поленья уложи по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре. И по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.

«Таежный»

Складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частого подкладывания дров.

«Нодья»

Это жаровой костер складывается из трех больших бревен длинной 2-2,5 метра. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Такие типы костров существуют. А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.

4. Закрепление изученного материала

Откройте учебник на стр. 78

1.Тест. Где лучше всего развести костер? (Стр. 78)

2. Какие способы добывания огня тебе известны? (с помощью увеличительного стекла, с помощью трения (лук, сверло, опора), с помощью двух камней.

3. Веселый тест (стр. 80)

5. Практическое задание «Сложи костер»

Из приготовленных палочек сложите известные вам типы костров (стр.77)

6. Подведение итогов урока

Что вы узнали нового на уроке?

И так мы должны запомнить, что уходя, костер обязательно нужно потушить.

Выставление оценок с комментарием. Кто больше набрал жетонов? Кто работал активно на уроке?

Домашнее задание

Параграф 16, вопросы к параграфу.

Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Г. Гомеля

Правила
разведения костров

Учитель ОБЖ

Кравченко Анна Владимировна

Гомель, 2009

1. План-конспект занятия 3

2. Литература 15

3. Приложение 16

План-конспект занятия

ПРЕДМЕТ: Основы безопасности жизнедеятельности

КЛАСС: 7

РАЗДЕЛ: Правила пожарной безопасности

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

обучающая – способствовать формированию умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях; ознакомить с видами и типами костров, а также действиями в случае загорания сухой травы или веток; способствовать овладению знаниями противопожарной безопасности;

развивающая – создать условия для развития у учащихся умений анализировать, делать правильный выбор; формирование мышления, внимания и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса учащихся, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

воспитательная – воспитание ответственного отношения к противопожарной безопасности, личной безопасности и безопасности окружающих людей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи; развития навыков коллективной работы и совместного поиска решений; умения адекватно оценивать чрезвычайные ситуации.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный кабинет

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: коллективная, индивидуальная

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала

ВИД ЗАНЯТИЯ: комбинированный

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (учащиеся сознательно усваивают новые знания, понимают и запоминают);

ОБОРУДОВАНИЕ: парты в классе расставлены полукругом;

презентация к уроку в программе Power Point«Правила разведения костров»; видеоролик о природе; видеоролик «Отдых в лесу»;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

карточки, материал для проведения игровых приемов (рюкзак, походный дневник, кепки, «дрова»); рисунки на которых нарисованы: пожары (3 рисунка)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: физика, экология, биология, химия

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Учащиеся должны знать, как правильно развести костер; как определить место для костра; в чем опасность костра; виды и типы костров; знать места, где нельзя разводить костры;

Демонстрировать умение анализировать, делать выводы;

Владеть навыками речевой культуры, доводить информацию до собеседника посредством сообщения;

План занятия

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Объяснение программного материала.

А) В поход.

Б) Функции костра.

В) Правила разведения костров.

Г) Виды и типы костров.

Д) Дежурство у костра. Тушение костра.

Е) Запрет разведения костров в сухую погоду. Действия в случае загорания сухой травы или веток.

4) Закрепление программного материала.

5) Рефлексия.

6) Подведение итогов.

Ход занятия

Представление. Слайд 1. (Приложение 4)


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я приветствую, вас на очередном занятии по основам безопасности жизнедеятельности. На очень важном предмете для каждого человека, который ценит свою жизнь и жизни окружающих людей.

2) Сообщение темы и цели занятия.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРОВ ;

Слайд 2. (Приложение 4)

(учащиеся записывают тему занятия)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: способствовать формированию умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях; ознакомить с видами и типами костров, а также действиями в случае загорания сухой травы или веток; способствовать овладению знаниями противопожарной безопасности;

3) Объяснение программного материала.

А) В поход.

Сегодня я хочу научить вас правилам разведения костров в походных условиях. А для этого, давайте отправимся в поход.

Общение учителя с учениками . Слайд 3 . (Приложение 4)

Для похода нам понадобятся рюкзаки. У меня есть, (учитель показывает свой рюкзак) а у вас?-

Имеются? Учащиеся отвечают – имеются.

Походный дневник, … то есть ваша рабочая тетрадь.

Имеется? Конечно, имеется, ведь мы уже записали тему занятия.

Хорошее настроение и заряд бодрости.

Имеются? Учащиеся отвечают – имеются.

И, конечно, ваше воображение.

Имеется? Учащиеся отвечают – имеется.

Ещё в походе нам понадобятся головные уборы, которые я вам приготовила.
Учитель раздает ученикам кепки, на которых заранее прикреплены «функциональные обязанности туриста во время похода».(см. Приложение 1)

Рассмотрите вашу кепку и найдите записку с возложенными на вас обязанностями во время похода.

Общение учителя с учениками .

Какая обязанность у тебя? А у тебя?

А кто из вас врач (завхоз)? Что обязательно должно быть в твоем рюкзаке?

(ответы учащихся)

А в моем рюкзаке собраны не только теплые вещи и продукты питания, но и полезная информация, разнообразные задания и мой большой опыт.

Слайд 4. (Приложение 4) (ребята с рюкзаками идут в поход)

Теперь я вижу, что вы готовы в путь. Ведь в походе каждый человек узнаёт для себя что-то новое, интересное, знакомиться с родным краем, любуется природой. Вперёд!

Звучит куплет песни Ю. Визбора « Изгиб гитары желтой».

Видеоролик о природе.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Лес - это национальное богатство, принадлежащее многим поколениям. Но в жизни порой то, что природа создавала десятилетиями, человек может разрушить за минуты. Оставленные непотушенные костры или окурки в местах отдыха, игры детей с огнем, неконтролируемое сжигание мусора владельцами приусадебных участков, выжигание сухой травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях – все это может привести к пожарам, результаты которых могут быть непредсказуемыми.

Наибольшую опасность для леса представляет небрежность или незнание правил разведения костров, а так­же забывчивость некоторых граждан затушить костер, остав­ляя место отдыха.

Я думаю что, многие из вас знают, как развести костёр, но не каждый знает, как это сделать правильно? Сейчас, во время привала мы всё узнаем.

Как командир отряда я объявляю - ПРИВАЛ.

Слайд 5 . (Приложение 4) (поляна, палатки)

А какой привал без костра?! Слайд 6. (костёр) (Приложение 4)

Скажите ребята, какие функции выполняет костёр? Для чего он служит? (ответы учащихся на фоне слайда 6)

Б) Функции костра. Слайд 7. (Приложение 4)

«Костёр – приспособление для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды» . Однако согреться, приготовить еду и просушить одежду можно и дома. А вот в полевых условиях (в походе) без костра не обойтись. Костёр - это больше, чем огонь. Это центр туристической стоянки. Костёр - это и сухая одежда, и горячая вода, и вкусная еда, и защита от комаров; это место общения, тепло, уют и песни под гитару. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра.

Ребята, вы хоть раз в жизни разводили костер?

Учащиеся вспоминают: как они сами разводили костры, или видели, как их разводят, или читали о том, как надо разводить костры.

А знаете ли вы особенности разведения костров в походных условиях?

И сегодня мы познакомимся с требованиями выбора места для костра, узнаем, где нельзя их разводить, познакомимся с видами и типами костров. И в этом мне поможет мой рюкзак, где с нужными в походе вещами, я всегда с собой беру полезную и практичную книгу.

Учитель достает из рюкзака и показывает учебник ОБЖ 7-8 классы.

Рассаживайтесь поудобнее! Приготовьте к записям ваши «дневники похода».

В) Правила разведения костров. Слайд 8 -9 . (Приложение 4)

Наиболее безопасным местом для костра является песча­ный берег реки или озера, открытая поляна. Вместе с тем необходимо учитывать направление ветра и его скорость. При сильном ветре искры от костра могут разлетаться, по­этому обращайте внимание на расстояние до ближайших де­ревьев. Особенно много искр разлетается при горении ели, сосны, от которых может загореться палатка, а так­же одежда и обувь, находящиеся на просушке.

От предполагаемого места под костер необходимо уда­лить не менее чем на 0,5 метра все, что может гореть: сухие ветки, траву и листья. Затем нужно снять дерн и отложить его в сторону. Сняв дерн по размеру будущего костра, мы заботимся, таким образом, о природе. Вспомните, сколько выгоревших пятен остается на земле после отдыхающих! А ведь для восстановления травяного покрова на выгоревшем месте необходимо много лет.

Выбрать место возле водоёма на песчаном берегу или на открытой поляне, с учётом направления ветра и его скорости;

Очистить место для костра от сухой травы, листвы и всего что может гореть на расстояние 0,5м.

Снять часть дёрна и положить его в стороне;

Если есть поблизости камни, то необходимо обложить костер камнями (быть внимательным, некоторые камни, нагреваясь, с треском лопаются);

На сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.

(учащиеся записывают в тетрадь пункты слайда 8-9 )

Но я как бывалый турист скажу вам, что костёр всегда:


  • надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём;

  • может выйти из под контроля, если относиться к нему пренебрежительно;

  • потенциально опасен, и нельзя об этом забывать.
По информации, предоставленной мне центром пропаганды МЧС Гомельской области, только с начала 2009 года произошли возгорания в лесах и на торфяниках. Выгорели торфяники на площади - 27,53 га , лес – 803,92 га, кустарники – 465,44 га. Наиболее пожароопасные районы в Гомельской области: Лельчицкий, Ельский, Житковичский, Наровлянский.

А как же всё-таки правильно развести костёр?

Как правильно развести костер. Слайд 10. (Приложение 4)

Для разжигания костра нужны спички и дрова.

Учитель из рюкзака достает материал для проведения игровых приемов (спички и «дрова» - счетные палочки). У учащихся на партах уже лежат «дрова».

На парте у каждого из вас имеется материал для костра (растопка и дрова), давайте правильно его сложим. А мне будет помогать в этом представитель отряда костровых.

(представитель отряда костровых подходит к столу учителя). Повторяйте наши действия.

1. сначала помещаем растопку

2. укрываем сверху шалашиком.

3. если идет дождь, постарайтесь накрыть растопку бумагой.

Больше всего подходят дрова из сосны и березы. Лучше всего для костра отыскать сухо­е дерево. Дров должно быть заготовлено в достаточ­ном количестве. Параллельно с дровами заготавливаем и растопку, чтобы легче и быстрее развести костер. Для растопки подойдут мелкие и сухие, толщиной со спичку, ветки сосны и ели, сложенные в пучки. На подготовленное место сначала помещаем растопку и укрываем сверху шалашиком. Шалашик образуют тонкие и сухие ветки с небольшими просветами между ними.

Затем поджигаем растопку двумя вместе сложенными спичками с той стороны, откуда дует ветер. По мере разгорания костра подкладываем сначала ветки, а затем уже и заготовленные дрова, сохраняя форму шалашика. Когда пламя будет сильным и появятся раскаленные угли, тогда можно подкладывать более толстые дрова, в том числе и сырые. Но при этом не нужно увеличивать размер костра больше, чем подготовленное для него место.

Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы – оргстекло, бумага, резина.

Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.

Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья.

Кто не справился с заданием? Кому нужна помощь друга? (в случае необходимости учащийся помогает своему соседу по парте)

А сейчас я вас познакомлю с видами и типами костров. Посмотрите на экран.

Г) Виды и типы костров

Виды костров: Слайд 11. (Приложение 4)


  • пламенные;

  • жаровые;

  • дымовые.

Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения, жаровые – для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми, если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошек и для подачи сигналов.

Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое. Мы рассмотрели виды костров, а есть ещё и типы.

Типы костров: Слайд 12-16. (Приложение 4)


  • - «шалаш» - для приготовления пищи.

  • - «колодец» или «решетка» - для приготовления пищи.

  • - «звездный» - для обогрева на ночь и приготовления пищи.

  • - «камин» - для обогрева и просушки вещей.

  • - «нодья» - для обогрева на ночь

  • - «полинезийский» - устраивается в углублении в земле при дожде и сильном ветре, давая много углей и золы. Ис­пользуется для приготовления пищи.

А теперь закрепим пройденный материал. Учитель достает из рюкзака секундомер.

За 10 секунд вам необходимо сложить костер любого типа. Время пошло.

Учащиеся складывают костер. Отряд костровых проверяют правильность выполнения действий.

А какой тип костра ты сложил? А ты? Хорошо!

Я, как опытный турист, хочу обратить ваше внимание, что не везде можно разводить костры.

Записываем в наш дневник похода: Костры запрещается разводить :

Слайд 17. (Приложение 4)

Давайте подумаем, где нельзя разводить костры? И я с этим вопросом обращаюсь к отряду спасателей. Ответы отряда.

Необ­ходимо знать, что правилами пожарной безопасности запрещено разводить костры на старых горельниках (местах, где уже был пожар), хвойных молодых посадках, на нефтепроводах. Особенно запрещены костры в сухую погоду при сильном ветре, вблизи скирд сена или соломы. Нельзя также разводить костры на торфяниках, под нависающими ветками, а также около лежащих на земле веток, сучьев, деревьев и старых пней. Дело в том, что в старых пнях тление сохра­няется долгое время. При ветре оно раздувается и затем переходит в сильный огонь, который впоследствии и может явиться причиной лесного пожара.

А сейчас я проверю находчивость и сообразительность начинающих туристов и предлагаю следующее задание.

Найдите ключ к заданию и решите его. Слайд 18. (Приложение 4)

Ответы принимаются в письменном виде в вашем походном дневнике.

Вам даётся 2 минуты. Время пошло.


  • на протенефдахво;

  • на прозовогадах;

  • под минакро редееввь;

  • вблизи хойсу вытра, говсто насе или ломысо, рыхста пней;

  • на фяторкахни;
Кто справился с заданием? Загляните в дневник своего товарища и помогите ему. (учащиеся записывают в дневник похода свои ответы )

Проверьте себя: Слайд 19. (Приложение 4)


  • на нефтепроводах;

  • на газопроводах;

  • под кронами деревьев;

  • вблизи сухой травы, стогов сена или соломы, старых пней;

  • на торфяниках;

А еще в моем рюкзаке есть серьёзная книга, которая называется «Кодекс РБ об административных правонарушениях», выдержку, из которой я зачитаю:

Статья 15.58. Разжигание костров в запрещенных местах

Разжигание костров в запрещенных местах - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

(Одна базовая величина составляет - 35000рублей.)

Впереди нас ждет ночлег. Присаживайтесь ближе к костру. И тихонечко подпевайте любимую туристами песню. Звучит куплет песни

Слайды с красивыми фото во время походов. (50 сек)

Слайд20 – 26. (Приложение 4)

Д) Дежурство у костра. Тушение костра.

Чтобы не произошло несчастных случаев, и не возник пожар в лесу, необходимо организовать дежурство у костра. Дежурный должен вести постоянное наблюдение за огнем.

Оставляя место отдыха, обязательно нужно потушить костер. Для этого залейте его водой или присыпьте землей. Не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что не осталось ни одного тлеющего уголька или головешки. Если ранее был снят дерн, то уложите его на прежнее место.

В случае загорания рядом с костром сухой травы, листьев или веток необходимо как можно скорее погасить этот огонь.

А теперь предлагаю провести физкультминутку.(2 варианта)

1.Сидя на своих местах, вытяните ноги. Поднимите руки вверх и потрясите кистями рук. Поставьте ноги на место. Займите исходное положение. Наклонитесь влево и коснитесь пола. Примите исходное положение. Наклонитесь вправо и рукой коснитесь сиденья (снизу) своего стула. И достаньте спрятанную информацию.

2. Мы сидели и писали

Мышцы тела все устали

Потянулись и зевнули

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево -

Стало гибким наше тело.

Ножки вытянули вперёд

Влево, вправо, поворот,

Влево, вправо, поворот,

И на место их поставили.

Тело влево наклонили,

А затем и вправо,

Где рукою мы достали

Спрятанную информацию.

(На сиденье (снизу))

Учащиеся достают карточки разного цвета с текстами. (Приложение 2.)

Ознакомьтесь с содержанием вашей карточки, какого она цвета и какой у неё номер. Учащиеся, на столах которых оказались карточки синего цвета, прошу вас четко и громко прочесть правила по порядку. Итак,

Во время стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на синих карточках)

Уходя со стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на оранжевых карточках)

1.) костер нужно тщательно затушить, залить водой или присыпать землей.

2.) закрыть костёр ранее снятым дерном,

3.) снимаясь окончательно, надо убедиться, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода.

4.) за собой уберите мусор, оставьте порядок, и в добрый путь.

Теперь, сделаем запись в наших походных дневниках. Смотрим на экран. Слайд 27. (Приложение 4)

(учащиеся записывают в дневник похода пункты слайда 27)

Хитрости для кострового. Слайд 28. (Приложение 4)

А у кострового есть свои маленькие хитрости. Внимание на экран.

Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.

Е) Запрет разведения костров в сухую погоду. Действия в случае загорания сухой травы или веток.

Ребята, а ведь не всегда можно разводить костры! У кого красные карточки?

(учащиеся зачитывают правила на красных карточках)

Известно, что лесные пожары в большинстве случаев происходят по вине человека. В связи этим в летний период при очень жаркой сухой погоде местные органы власти принимают специальные постановления по ограничению доступа в лес. На это время запрещается вообще разводить костры в лесах по причине повышенной пожароопасности. Для массового отдыха населения могут быть выделены менее опасные участки. Поэтому, собираясь в лес в эту пору, нужно позвонить в местный исполком или службу МЧС и получить необходимую информацию.

Действия в случае загорания сухой травы или веток.

Взлетает в прозрачное небо дымок:

Туристы в лесу разожгли костерок,

И песня с дымком понеслась в высоту

Про искры, что гаснут порой на лету.

Туристы ушли – не потухли уголья.

Тут ветер повеял с соседнего поля,

Он искры раздул,- загорелась трава-

И лес запылал, как сухие дрова.

(Во время чтения стихов учитель на доске укрепляет 3 рисунка пожара в лесу.)

В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар возле костра (загорелась сухая трава, листья, ветки), и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его потушить. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой тканью (одеждой). Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток лиственных пород. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону очага пожара. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть.

(Во время объяснения учитель закрывает рисунок с пожаром другим рисунком, на котором изображено средство пожаротушения: ведро с водой, мокрая ткань, веник)

Чтобы не допустить пожара в лесу – необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности.


  1. Закрепление программного материала.

Для того чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю посмотреть следующий видеоролик, героями которого стали ученики нашей школы и указать ошибки.

Видеоролик « Отдых в лесу». Состоит из двух частей. В первой части (найди ошибки) (ответы учащихся). Во второй части (проверь себя).

5.Рефлексия.

Задача: инициирование обратной связи с учащимися, направленной на выяснение отношения их к уроку.

Осталось несколько минут до конца урока и сейчас мы подведём итоги. Сегодня на уроке мы узнали: о функции костра; о выборе и подготовке места для костра в походе; о правилах разведения костров; о видах и типах костров; о дежурстве у костра; как и чем можно потушить костёр; о запрете разведения костров в сухую погоду и действиях в случае загорания сухой травы или веток.

Учащимся предлагается зафиксировать своё состояние на уроке, выразить отношение к уроку.

Предлагаю поиграть в блиц - турнир. На каждый вопрос вы должны дать 3 ответа. Все ваши ответы я соберу в рюкзак, для того чтобы вместе с вашим хорошим настроением передать ученикам других классов. И так…

1. Назовите 3 места где можно разводить костер?

2. Назовите 3 места где нельзя разводить костер?

3. Назовите 3 способа тушения костра?

4. Назовите 3 действия, если вы увидели, что огонь перекинулся на сухую траву?

5. Назовите 3 полезных навыка, которые вы получили во время занятия?

6. Назовите 3 момента, которые вам больше всего понравились на занятии?

6.Подведение итогов .

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Ребята, огромное спасибо за хорошую работу на занятии.

(Учитель анализирует работу как класса в целом, так и отдельных учащихся.)

Наш поход благополучно подошел к завершению. Мы с вами достигли намеченной цели. И перед тем, как закрыть свой рюкзак в знак признательности, хочу вручить на память каждому из вас памятку с правилами противопожарной безопасности в лесу. (Приложение 3)

На фоне слайда 29. (Приложение 4) и песни « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» вручаются памятки.

Все молодцы! До свидания!

Литература


  1. Методическое пособие по обучению школьников правилам пожарной безопасности Министерства народного образования РБ, МВД РБ. – Минск, 1992.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-8 классы: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Н.Н.Яковлева (и др.); под науч. ред. Н.Н.Яковлевой. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007.

  3. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения с 11-летним сроком обучения. - Минск, 2008.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / М.К.Мишкевич. - Минск: Национальный институт образования, 2009.

  5. Береги лес! Гомельское областное управление МЧС / Центр пропаганды и обучения.

  6. Безопасность жизнедеятельности /Авт.-сост.И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – М.:Издательство деловой и учебной литературы – Мн.: Амалфея, 2004.

Приложение 1

Функциональные обязанности туриста во время похода:

1) отряд костровых – 4 ученика

2) отряд спасателей – 4 ученика

3) отряд пожарных – 5 учеников

4) повар – 3 ученика

5) завхоз – 1 ученик

6) врач – 1 ученик

7) помощник врача – 1 ученик

8) отряд экологов – 3 ученика

9) фотограф – 1 ученик

10) журналист – 1 ученик

11) командир отряда – 1 ученик

Приложение 2

Во время стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на синих карточках - одно правило на отдельном листе)

1) никогда нельзя оставлять костер без присмотра!

2) на ночь надо организовать дежурство у костра.

3) приготовленное про запас топливо необходимо держать метрах в трех-пяти от горящего костра.

4) нельзя разводить очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например).

5) необходимо следить за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду.

6) надо запастись водой, если поблизости есть водоем.

Учащиеся, на столах которых оказались карточки оранжевого цвета, прошу вас четко и громко прочесть правила по порядку. Итак,

Уходя со стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на оранжевых карточках - одно правило на отдельном листе)

1) костер нужно тщательно затушить, залить водой или присыпать землей.

2) закрыть костёр ранее снятым дерном,

3) снимаясь окончательно, надо убедиться, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода.

4) за собой уберите мусор, оставьте порядок, и в добрый путь.

Запрет разведения костров в сухую погоду.

(учащиеся зачитывают правила на красных карточках - одно правило на отдельном листе)

1.В летний период при очень жаркой сухой погоде запрещается разводить костры в лесах по причине повышенной пожароопасности.

2.Для массового отдыха населения могут быть выделены менее опасные участки. Для этого нужно позвонить в местный исполком или службу МЧС и получить необходимую информацию.

Приложение 3

Как не допустить пожара в лесу? (памятка )

2. Для одиночного похода (не только из-за вероятности пожара) рекомендуется приобрести складную саперную лопату с чехлом и заточить ее края. Таким образом, она послужит вам и лопатой, и топором.

3. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще.


  • Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте.

  • Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни.

  • Костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, стенкой из камней.

  • Помните, костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ.

  • Необходимо знать, как выбрать место для костра или постараться использовать попавшееся старое кострище.
Приложение 4

Представлено в презентации.

Учебные вопросы:

  1. Выбор места и правила разведения костра.
  2. Виды и типы костров.
  3. Способы добывания и сохранения огня.

Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.

Основное содержание урока:

1. Функции костра. Слайд 2. Приложение .

Порой бывает очень важно вовремя развести костер. Не одну человеческую жизнь в автономном существовании спас костер.

Функции костра многогранны:

  • приготовление пищи;
  • сушка одежды;
  • освещение;
  • обогрев;
  • отпугивание насекомых и зверей;
  • подача сигнала.

2. Место для костра. Слайд 3.

Итак, вы собираетесь разжечь костер:

  • определить место;
  • выбрать поляну, защищенную от ветра (если не удается, соорудить заслон);
  • очистить место для костра от сухой травы, листвы;
  • обложить костер камнями (быть внимательным, некоторые камни, нагреваясь, с треском лопаются);
  • на сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.

3. Как правильно развести костер.

Чтобы развести костер, нужны спички и дрова. Но крупные поленья вы спичкой не зажжете. Поэтому прежде, чем достать спички, соберите мелкие сухие веточки и сухую траву для растопки . Для этой цели подойдет и березовая кора (только не сдирайте ее с живых деревьев). Лучшая растопка – тоненькие, сухие веточки, которые вы увидите на нижней части ствола молодой елочки или на концах высохших нижних ветвей взрослой. Недаром туристы эти веточки называют порохом . Они разгораются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.

Приготовив растопку, приготовьте ветки потолще. Ведь как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще. А потом уже укладывать толстые поленья.

Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы – оргстекло, бумага, резина.

Костер разгорелся, и вам стало хорошо. Но теперь вы должны следить за костром, ведь его надо постоянно “кормить” дровами. Дрова надо заготовить заранее в большом количестве, чтобы не пришлось ночью ходить по лесу, собирать сушняк.

Для заготовки дров не обязательно иметь пилу и топор. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.

Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.

4. Разведение костра. Слайд 4.

5. Что нельзя делать, разводя костер. Слайд 5.

6. Виды и типы костров. Слайды 6–11.

Выбирать тип костра надо по обстоятельствам. Общее правило: дров необходимо запасти заранее и побольше, чтобы, например, вместо отдыха не провести всю ночь в поисках топлива. Нельзя, однако, забывать, что при любом количестве дров за костром нужно постоянно следить: костер все время живет, меняется.

Еще важно знать, что греет не только прямой огонь, но и отраженный.

У костра можно даже замерзнуть. Вот поэтому необходимо костер объединить с временным жилищем или навесом – отражателем тепла. Он может быть и летним, и зимним.

Зимой навес особенно важен, даже на коротком привале. И сделать его нетрудно. Можно на воткнутые в сугроб палки или ветки нагрести снег. Он подтает и образует козырек. А можно воткнуть в снег крепкие палки и повесить на них кусок полиэтилена или ткани.

Костры бывают трех основных видов:

  • пламенные;
  • жаровые;
  • дымовые.

Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения бивуака, жаровые – для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми , если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошкары и для подачи сигналов.

Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое.

Самый простой костер – “шалаш” . Дрова ставят над растопкой по кругу так, чтобы они соприкасались верхними концами. При такой конструкции пламя получается узким и мощным. На таком костре можно быстро вскипятить воду.

Если над костром надо повесить два-три ведра или котелка, то разводят костер, пламя у которого широкое и низкое. Это “колодец” , или “решетка” . Чтобы дрова хорошо горели, им необходим кислород. Поэтому не кладите дрова вплотную друг к другу. Если и неплотно уложенные дрова горят плохо, раздувайте костер, дуя на него или размахивая кепкой, куском коры, густой веткой. При этом поток воздуха надо направлять не на пламя, а под основание костра.

Жаровые костры, как правило, горят долго и дают много тепла. Для них используют крупные бревна, а для разжигания – сухие ветки. Среди них назовем “звездный”, “таежный” и “нодью” . Чтобы бревна быстрее разгорелись, их надо затесать топором, т. е. сделать на бревне насечки.

Отдельно нужно сказать о костре “нодья” (еще одно название – “три бревна”). Главное его достоинство – сильный и долгий жар. Сухостойное бревно диаметром больше 40 сантиметров, разрубленное на три части по 2–3 метра длиной, будет гореть в таком костре несколько часов. Это позволит не заботиться о дровах и долгое время практически не заниматься костром (надо только очищать время от времени бревна от золы и пепла, постукивая обухом топора или поворачивая их). Легко понять эти преимущества, если ты хочешь выспаться.

Укладывая нодью, между бревнами надо оставлять зазоры; если бревна ложатся слишком плотно, между ними следует вставить ветки-клинья. Сверху должно быть самое толстое бревно (например, нижняя часть ствола), потому что верхнее бревно горит быстрее. Разжигать нодью надо с середины. Чтобы разгореться, такому костру обычно требуется не меньше получаса.

Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.

7. Способы добывания огня. Слайд 12–13. Приложение .

Для разжигания костра нужны спички. А если их нет?

Вы, наверное, знаете, что в каменном веке огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. Роль кремня может играть твердый камень, огнива (или кресала) – топор, нож или какой-то другой предмет из твердой стали. В качестве трута подойдет любой сухой легковоспламеняющийся материал: мох, вата, гнилушки, распушенные куски веревки, мелко раздробленная кора, птичьи гнезда, древесная пыль, которую образуют насекомые под корой засохших деревьев.

Ударяя огнивом по кремню, высекайте искры. Трут расположите так, чтобы искры падали на него. Как только трут начнет тлеть, аккуратно раздувайте его до появления огня.

Вы знаете, что, используя увеличительное стекло , лупу, в солнечную погоду несложно; воспламенить трут . Выпуклое стекло собирает солнечные лучи на маленькой поверхности трута, вследствие чего там значительно повышается температура, становясь достаточной для возгорания. Для этого можно использовать линзы от оптических приборов: фотоаппаратов, биноклей, других приборов.

Можно воспользоваться еще одним способом, пришедшим к нам из древнейших времен. Заостренную палочку вставьте в углубление куска древесины или коры и терпеливо вращайте до появления дымка. Затем раздувайте тлеющий трут , который предварительно надо уложить в углубление и возле него. Некоторые племена, находящиеся на низкой стадии развития, до сих пор пользуются таким способом добывания огня.

Этот способ можно усовершенствовать.

Вращение можно осуществлять при помощи лука. В качестве тетивы используйте веревку, ремень, шнурок от ботинка...

8. Сохранение огня. Слайд 14.

Если нет спичек, возникает еще одна проблема – как сохранить огонь. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный. Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы, утром их раздуть и положить на них сухую растопку. И костер вспыхнет с новой силой. Только постарайтесь вечером использовать дрова, дающие хорошие угли, ведь некоторые породы деревьев прогорают, оставляя только золу.

Но как быть, если вы выходите к населенному пункту и после ночлега должны двигаться? Тогда можно сделать переносное хранилище огня" – факел . Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.

9. Хитрости для кострового. Слайд 15.

  • При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать “лапшу” из резины, срезанной с каблуков обуви;
  • отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;
  • не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.

10. Викторина. Слайд 16. Приложение

  1. Необходимый предмет для разведения огня? (Спички.)
  2. Мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора для костра, что это? (Растопка.)
  3. Что используют при разведении костра на глубоком снегу, болоте, сырой земле? (Настил.)
  4. Дымовые костры используют для приготовления пищи? (Нет.)
  5. Жаровые костры используют для подачи сигнала? (Нет.)
  6. Пламенные костры используют для сушки вещей? (Нет.)
  7. На каком костре можно быстро вскипятить воду? (Шалаш.)
  8. Переносное хранилище огня? (Факел.)

11. Итог урока.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»