Прочитайте предложения искони бог вся глаголы глаголет. они вызывают потрясение читателей

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Школьная олимпиада 2016-2017 год
6 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
итог

4
10
4
4
5
16
4
3
4
10
64

1.Выпишите слово, в котором букв больше, чем слов. Обоснуйте ответ.

Паяц, макароны, летит, якорь, меньше, съел, кость, отбор.
2.К выделенному в предложении слову подберите максимальное количество
синонимов. Составьте предложения с примерами употребления каждого из этих синонимов (по одному предложению на каждый синоним).

Гений берёт простые, БАНАЛЬНЫЕ сюжеты и рассказывает их так, что
они вызывают потрясение читателей.
3.На уроке дали для разбора по составу следующие слова: вазочка, грядочка,
избёночка, точка (знак препинания), строчка. Один учащийся сделал это так:
корень,
суффикс -очк- и
окончание
корень,
суффикс -к- и
окончание

Корень
суффикс -оч-
суффикс -к- и
окончание

Корень и
окончание

Ваз-очк-а
изб-ён-очк-а

Строч-к-а

Гряд-оч-к-а

Найдите ошибки учащихся и исправьте их.
4.Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех фразеологизмов – «сразу выполнить два нужных, важных дела, решить две важные проблемы». Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации «одно орудие/средство убивает сразу двоих»:

to kill two birds win one stone («убить двух птиц одним камнем», англ.);
zwei Fliegen mit einer Klappe schlagen («убить двух мух одной хлопушкой», нем.);
matar dos pajaros de un trio («убить двух птиц одним выстрелом», исп.).
Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением.
5. Исправите орфографические ошибки в тех словах, где они допущены. Запишите эти слова без ошибок.

Желтолиций темп лыжы
Парашютный сестрицин испанцы
Силуэт сброшуровать маестро
Принцыпы дуелянты ателье
Поэктировать циплята чюжой

6. Дано предложение: Новый классный нашего класса – классный! Сколько в этом предложении существительных и прилагательных? Ответ обоснуйте.

7. Оля в шутку написала целое предложение в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.
пимпечку Нада чень
щёо чепоут прох
ладно раме имыто
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин. Пример: Кекс Али (ответ: лексика).

Разгадайте анаграмму Яго Фромило, напишите лингвистический термин.

9. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев.

Объясните, в чем разница лексических значений «царица» и «царевна». Смогли бы вы догадаться о том, чем различаются значения этих слов, если бы впервые с ними встретились? Поясните ответ.

Обясните лексическое значение слова «хватилась» в тексте.

Выпишите из текста синонимическую пару.

10. Прочитайте предложения.

Искони Бог вся глаголы глаголет ангеловыми усты, и того ради слово ангелово - слово Боже есть [И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему(1718 – 1725)]
На Руси испокон веку почитается та красота, которая украшается душой. [В. Г. Распутин. Новая профессия (1998)]

Первое предложение переведите на современный русский язык.
Как соотносятся подчёркнутые в предложениях слова со словом «начало»?


Приложенные файлы

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(6 класс)

1. Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Паяц, макароны, летит, якорь, меньше, съел, кость, отбор.

2. К выделенному в предложении слову подберите максимальное количество синонимов. Составьте предложения с примерами употребления каждого из этих синонимов (по одному предложению на каждый синоним).

Гений берёт простые, БАНАЛЬНЫЕ сюжеты и рассказывает их так, что они вызывают потрясение читателей.

3. На уроке дали для разбора по составу следующие слова: вазочка , грядочка , избёночка , точка (знак препинания) , строчка . Один учащийся сделал это так:

корень, суффикс - очк- и окончание

корень, суффикс - к- и окончание

корень, суффикс - оч- , суффикс - к- и окончание

корень и окончание

ваз- очк- а

изб- ён- очк- а

строч- к- а

гряд- оч- к- а

точк- а

Найдите ошибки учащихся и исправьте их.

4. Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех фразеологизмов – «сразу выполнить два нужных, важных дела, решить две важные проблемы» . Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации «одно орудие/средство убивает сразу двоих»:

to kill two birds with one stone («убить двух птиц одним камнем», англ.);

zwei Fliegen mit einer Klappe schl аgen («убить двух мух одной хлопушкой», нем.);

matar dos pájaros de un tir о («убить двух птиц одним выстрелом», исп.).

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением. Объясните, почему мы можем говорить о неполном сходстве русского фразеологизма с иностранными.

5. Исправьте орфографические ошибки в тех словах, где они допущены. Запишите эти слова без ошибок.

желтолиций

парашютный

сестрицин

сброшуровать

принцыпы

дуелянты

проэктировать

6. Дано предложение: Новый классный нашего класса классный ! Сколько в этом предложении существительных и прилагательных? Ответ обоснуйте.

7. Оля в шутку написала целое предложение в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).

Разгадайте анаграмму Яго Фромило , напишите лингвистический термин.

9. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нём хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев.

-Объясните, в чём разница лексических значений слов «царица» и «царевна».

Смогли бы вы догадаться о том, чем различаются значения этих слов, если бы впервые с ними встретились? Поясните свой ответ.

-Объясните лексическое значение слова «хватилась» в тексте.

-Выпишите из текста синонимическую пару.

10. Прочитайте предложения.

1) Искони Бог вся глаголы глаголет ангеловыми усты, и того ради слово ангелово − слово Божие есть... [И.Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718−1725)]

2) На Руси испокон веку почитается та красота, которая украшается душой. [В.Г. Распутин. Новая профессия (1998)]

-Первое предложение переведите на современный русский язык.

- Как соотносятся подчёркнутые в предложениях слова со словом «начало»?

2. А такова безумия не моги сотворити, еже бы ти, не окончив обеда и оставя тех своих избравных гостей, итти в чертог. То бо есть дело не христианское, еже, не окончив обеда и благодарения Богу за обед не воздав, да из за третия ествы востати и итти на постелю. [Я мню, что сей обычай древней поганской застарел в народе нашем]. Но и соверша обед, не ускори итти в чертог свой, да не оскверниши того дня: понеже той день, в онь же еси венчался, свят ти есть, за еже Дух Святый низшел есть на вас; и аще не проженеши каким своим непотребством, то во весь день имать на вас почивати. И того ради ты, сыне мой, не моги язычески сотворити, но весь той день пребуди во благодарении и в хвале Божией, а не в похоти плотстей. И не токмо похоть своя плотская исполняти, но и песней скверных не попусти воспети, но в духовных песнех да проводиши весь той день. Не дерзни прогнати от себя низшедшаго на вы Духа Святаго.

По прямой же правде, подобает всякому христианину до трех дней со обручницею своею не совокуплятися. О сем ангел Господень Товии ясно изъявил (Тов., глава 6, стих), яко аще кто уподобится коню и мску, в нем же несть разума, Бога ис помышления своего изринув, да токмо блуду настоит, и над таковыми людми диавол власть имеет. И прирече святый ангел Товии, глаголя: ты же, егда приимеши невесту свою, и, входяще в ложницу, по три дни воздержися от нея и ни что же ино твори, токмо в молитвах с нею пребуди. К сему же еще и сие прирече святый ангел Рафаил: первая нощь - на прогнание демонов; вторая нощь - в честь святым патриархом [то есть святым отцем, угодившим Богу] 15 ; третию же нощь - ради благословения плода, да родятся от вас сынове здравые.

И ты, сыне мой, аще хощеши сам с невестою своею здрав быти, то ты первую нощь воздержися от совокупления; буде же хощеши, дабы за тебя святии отцы в молении твоем помагали тебе, то ради их чести и другую нощь воздержися; а аще же восхощеши сынов себе здравых имети, дабы тебе наместниками, паче же наследниками были, то ты и третию нощь воздержись. Не изнеможет бо глагол ангелов: како бо он изрек, тако то и будет, понеже к Товии послан бысть святый ангел от Самого Бога, и еже Бог повелел ему рещи, то он изрек, то и изъявил, что ему от Бога повелено было. Ангели бо Господни никогда не лгут и собою без Божия повеления не глаголют, ниже что делают своим умом, но вся по воле Божией творят и глаголют. И святый Рафаил открыл Товии о таинстве женитвенном с повеления Божия, дабы и мы вси о том таинстве сведомы были. И по тому Рафаилову слову аще кто учинит, тот и сам будет здрав, идети будут родитися здравы. Искони Бог вся глаголы глаголет ангеловыми усты, и того ради слово ангелово -слово Божие есть, и верно оно есть. И тамо от ангела речено, в ветхом завете, яко первая нощь воздержатися ради прогнания демонов, вторая же нощь в честь святым угодникам Божиим, третия же нощь ради здравого рождения детей. И ты, сыне мой, аще по сему ангелову слову исправиши, то евждь, яко будет так, како он изрек. Обаче, аще вышеявленные три дни воздержешися, то ты, сыне мой, по новой благодати 16 , тридневным своим воздержанием прославиши Святую Троицу: ибо первое нощеденство будет в честь Богу Отцу твоему небесному, второе нощеденство в честь Богу единородному Его Сыну, третие же нощеденство в честь Богу Духу Святому. И за таковое почтение Святыя Троицы не токмо на сем свете здрав будеши, но и во грядущем здравствовати имаши, и с сожителницею своею, вкупе и с чады вашими, в некончаемые веки веков, и будете веселитися, яко на браке, и за прославление Божие и вы прославлени будете. О сем Господь Бог чрез пророка ясно изъяви, еже прославляющаго Его прославит (1 Цар., глава 2, стих 30); и егда уже Господь обещался прославляющаго Его прославити, то уже и на сем свете и на оном прославлени будете. И сего ради ты, сыне мой, непрестанно Бога прославляй, и за всякое дело благодарение Ему возсылай, и не престая в мысли своей Бога имей; и аще из мысли своея Бога испускати не будеши, то и Бог с тобою будет, и диавол не токмо вредити тя, но и приближитися к тебе не возможет. И о сем, сыне мой, сам ты в себе разсуди: язычески ли тебе лучши исправляти, яко же они обыкоша, или божески, дабы и Бог в тебе был? И аз ти, сыне мой, сказую, яко аще с Богом будеши неразлучно жити, то яко диавол, тако и всякая сего света пакость, коснутися тебя не может. Языцы бо, яко дикие волки, нападают на своих невест, или яко жеребцы на кобылиц; ты же, христианин сый, не моги быти ни хищным волком, ни яростным жеребцом, ниже язычником, но буди подражатель праведному Товии.

А аще же, сыне мой, юность твоя преодолеет тя и воздержатися до трех дней никоими делы не возможеши, то всячески потщися, дабы тебе поне един день сохранити честен, да не проженеши Духа Святаго, того дня на вас сошедшаго и брак вашь освятившаго. Тако Его сохрани, яко же ти выше речеся. И егда той твой святый день окончится, и гости твои вси разидутся, то ты тогда, благословение от презвитера прияв, в чертог твой вниди. И вшед, первее станте оба пред образом Спасителевым или пред образом Пресвятыя Богородицы и, в начале вашего моления, прочитайте канон, сочиненный Богу Отцу нашему небесному, да канон Пресвятей

Богородице, нарицаемый параклис, или акафист. Приложите же и третей канон, святому ангелу хранителю, а по канонех учиненное правило на сон грядущих прочитайте, иже в канонниках положен бяше. И читайте каноны и молитвы оба вкупе; и аще невеста твоя читать не умеет, то ты не борзостно читай, дабы и ей внятно было и вся бы читаемая словеса могла во ум свой вместити и разумети. И читай каноны и молитвы от дву лиц, а не от единаго токмо своего, дабы молитва ваша была обща.

3. По скончании же того вашего правила, сотворите вкупе по три поклоны пред святым образом и тако на одре своем да возляжете. Егда же и на одре возляжеши, не зверски напади на ню и не зело ускори в совокупление внити, но первее сотвори любовное лобзание и побеседуй, какие можеши полезная словеса и побожная, или и житейская кая, несквернавая и некощунная. А весьма бы лучши, еже соснув совокупити(с)я, дабы не яростно было твое совокупление. Люторове и ученицы их напрасно святят схождение со женою: оно токмо на душу греха не наводит, а тело от снития веема сквернится. Апостол бо Павел нарицает снитие со женою блудом, глаголя: блуд одеяния ради койждо муж да имать себе жену, и каяждо жена своего мужа да имать, и жене муж должную любовь да воздает, такожде и жена мужу (1 Коринф., глава 7, стих 2). А святый Иоанн Богослов ясно нарече совокупление со женою скверною, глаголя: иже со женами не осквернишася, девственницы, сии последуют Агнцу, аможе аще идет, и наречени суть первенцами Богу и Агньцу (Апок., глава 14, стих 4). И на сие слово зря, преемниче люторской, что отвещаеши? Аз мню, что лучши 17 , уста своя заградив, молчати.

И о сем, сыне мой, известно веждь: аще и един день воздержешися и по выше писан ному сотвориши, то никаковая ти пакость не коснется. Господь бо Бог, видя твое исправление, не попустит на тя приитти никаковому злу, но якоже Товии юному приставил Господь ангела Рафаила, тако и тебя за воздержание твое соблюдет невредна.

Глава 3

О НАЧАЛЕ МИРСКАГО ЖИТИЯ

1. И по браце твоем, сыне мой, живи христиански, не яко иноверцы или немцы люторскаго зловерия, но в схождении имей воздержание. Дни неделныя и прочиих праздников храни в чистоте, такожде среды и пятки и субботы снабди; имей со женою своею снитие токмо на понеделник, на вторник и на четверток, и то аще праздника не случится. А коея нощи снидешися, то, не обмывшися, из дому своего не изходи и в ризы своя не облецыся: не уподобляйся безсловесному скоту. Аще бо брак и честен, и ложе не скверно, но истечение и без похотения, по Господню словеси, не чисто есть; колми же паче нечисто, кое от похотения блудного истечет. И ты, сыне мой, не ради душевныя, но ради телесные чистоты обмыйся, паче же того, повелешя ради Божия измыйся, да не явишися Богу противником. Вси бо противляющиися Богу погибнут.

Искони бе слово и слово бе от Бога и Бог бе слово. Се бе искони у Бога и тем вся быша.
Ин. 1:1-2

«Искони было слово…» - так начинается текст Евангелия от апостола Иоанна в Остромировой рукописи. «Искони» можно перевести как «в начале» или «из кона». Слово «кон» было одно из самых святых слов в древней Руси. Понятие кона олицетворяло собой и связь времен, и поколение людей, и родовую принадлежность (испокон веков, исконно русский). А иносказательно кон – это зеленеющая, то есть существующая в данный момент часть дерева Рода, символически обозначающая народ, живущий по заповедям Божьим. Кон – это отражение образа Божьего в древе Рода, а «искони» - момент, когда Род стал жить по Его заповедям.

Отсюда и слово «за-кон» обозначает то, что находится за пределами кона, то, что противится Богу и подчиняется земным порядкам. В первом послании апостола Павла к Тимофею читаем: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников» (1 Тим. 1:9). То есть закон – это свод правил для тех, кому Божьи заповеди не писаны. И если кон – это свобода воли человека делать добрые дела, то за-кон – это узы, рабская зависимость от греха. Именно в таком контексте более ясным становится смысл понятия «вор в законе».
Что же стало со словом «кон» в наши дни? Истинное сакральное содержание понятия утеряно, и это слово в упрощенном смысле употребляется в азартных играх. Слово «кон» теперь обозначает текущий игровой момент, очередь игрока в игре или определенное, особо значимое для игры место. Самое святое для русского человека в этом слове было попрано, а то, что всегда было вне этой святости, стало теперь для нас государственным законом и порядком жизни.

Ведь если задуматься, почему такими пространными становятся современные законы, почему постоянно в них вносятся поправки и дополнения, но все равно находятся лазейки для тех, кто хочет закон преступить? Правду говорят: «закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло». А все потому, что законом пытаются объять необъятное – хитрость человеческую. Богом же даны нам всего две заповеди, а по сути одна – заповедь любви к Богу и к человеку. И слушаясь слова Божьего, люди достигали не просто законопослушной, но и святой жизни.

Остались ли сейчас слова Божии на земле? К счастью и частью – да. Например: любовь, супруг, суженый, брат. Смысл этих слов не был утерян, и мы употребляем их сейчас в исконно славянском смысле. И пока не потерян смысл слова Божьего – не потерян смысл жизни нашей. Но уже много сотен лет идет непрекращающаяся борьба за лишение нашего языка смысла, а народа – жизни. Потому что слово как язык, как словесная и письменная речь – это душа народа, это то, чем народ живет, чем сохраняет свою культуру и самобытность.

Приведем еще всего лишь несколько примеров слов, поменявших свой смысл за несколько последних веков (по материалам словаря древне-русского языка И. И. Срезневского). Смысл этих понятий пытались выхолостить, так как они тесно связаны с жизнью народа. Смысловой ряд, который мы приведем в качестве примера, касается самого важного для любого народа – все эти слова связаны с семейной жизнью: «венец», «к венцу», «под венец», «непраздная», «беременная», «брак».

Всем известно, что в храме над женихом и невестой совершается венчание. Его называют еще Таинством венчания. Таинство иными словами – это обряд, в котором таинственным, непостижимым для нас образом действует сила Божия. А венчание – от слова «венец», которое у славян означало «вершина горы».

Этой вершины человек достигает, приходя к пониманию необходимости слияния в одно целое со своей второй половиной. Еще со времен Адама и Евы известно, что человеку свойственно ощущать неполноту своей природы, и стремиться обрести свою половину. Но именно в полном согласии, которое достигается только путем долгого самосовершенствования обоих половинок, обретается вершина человеческого счастья.

В послании апостола Павла к Ефесянам, которое читается во время Таинства венчания, есть такие слова: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:31-32). Только в состоянии всеобъемлющей любви, при которой двое становятся как одна плоть, становится возможным достижение соединения с Богом. Для семейного человека – это взаимная супружеская любовь и духовное слияние с супругом, для монашествующего – это слияние со Словом Божиим через молитву.

И венец в этом смысле – символ вершины духовной жизни, где две природы сливаются в одно целое. И как в деле продолжения рода, так и в деле Богопознания человек призван обрести свою целостность. Поэтому путь человеческого спасения должен быть устремлен к венцу, к вершине горы, к небу, к Богу.

Словарь Императорской Академии Наук 1847 года издания указывает на форму «к венцу» как на единственно правильную. Формы «под венец», а от нее – «подвенечное платье» - появились позже. Если посмотреть на эти выражения с точки зрения описанной нами символики слова, то получается, что «под венец» - это под гору, под землю, а «подвенечное платье» - то, в чем в пору человека закапывать, а не замуж выдавать.
Мало кому сейчас известно слово «непраздная». Вместо него употребляется слово «беременная» (от «беремя» - нарыв, опухоль), которое по отношению к будущей матери раньше было ругательным (забеременела – опухла). И это ругательство было внесено в повседневный обиход вместо прекрасного слова «непраздная» - т.е. занятая делом, важным делом продолжения рода и умножения своего народа. А «праздность» по-славянски значит безделье, отсюда «праздник» - день, когда не работают.

Браком же в старину называлось как раз то, чем занимались в праздник – а именно – пир, гулянка. Назвать семейную жизнь браком для славянина было бы неприличным, как и сейчас говорят: хорошее дело браком не назовут. Дворец бракосочетаний с такой точки зрения выглядит как пристанище собравшихся на пир (ну а по-современному – на пьянку) людей. Соответственно, и вся брачная жизнь, исходя из своего названия, призвана стать непрекращающимся застольем.

Стоит отметить, что традиция кричать молодоженам «горько!» тоже связана с понятием венца – а именно с пожеланием достижения вершины горы (горки). Раньше именно так и кричали: «Горка!». Это означало, что молодые уже встали на первую вершину и перед ними лежит путь к следующей. Современный же смысл означает совершенно неприемлемое для наших предков присвоение понятию семейной жизни синонима горькой судьбы. Получается, что вступление в семейную жизнь венчается не достижением духовных высот во взаимной любви, а – наказанием в виде тягот и лишений в результате отказа от жизни холостяцкой.

Кстати, слово «наказание» также потеряло свой первоначальный смысл. Происходит оно от слова «наказ», что значит – наставление, поучение, указание. Наказатель – это наставник, учитель. Только в исконно славянском значении этого слова становится понятной фраза: «Всякое доброе дело наказуемо бывает», то есть на добрые дела нам указывает Бог и наставляет на творение их. И за наши грехи-промахи Господь не наказывает нас в современном смысле слова (говорят: «Бог наказал!»), а на самом деле учит нас, как не наступить на те же грабли. Поэтому благоразумней для нас не пытаться избегать наказания за свои ошибки, а наоборот – желать получить его как мудрое поучение. Русские святые всегда по-особому относились к болезни. Если заболел кто, то он искренне радовался и говорил: «Меня Господь посетил, меня Бог не забывает!».

Итак, на примере нескольких слов мы попытались показать, как все-таки незаметно для себя можно знать и одновременно – не знать родной язык. С детства мы привыкаем к определенным понятиям, к определенным значениям слов, а взрослея даже не пытаемся разобраться в потаенных смыслах и покопаться в словарях ради обогащения собственных знаний о языке. Забывая свой язык, мы не сохраняем его для последующих поколений. И нашим детям уже не от кого будет получить знания о значении тех или иных слов, если мы сами не возьмемся за обучение. Задумайтесь, может, настало время вспомнить давно забытые школьные уроки русского языка и снова, как в далеком детстве, с интересом покопаться в словарях?

Искренне ваш,
Кузьма Прутин.

Школьная олимпиада 2016-2017 год

1. Выпишите слово, в котором букв больше, чем слов. Обоснуйте ответ.

Паяц, макароны, летит, якорь, меньше, съел, кость, отбор.

2. К выделенному в предложении слову подберите максимальное количество

синонимов. Составьте предложения с примерами употребления каждого из этих синонимов (по одному предложению на каждый синоним).

Гений берёт простые, БАНАЛЬНЫЕ сюжеты и рассказывает их так, что

они вызывают потрясение читателей.

3. На уроке дали для разбора по составу следующие слова: вазочка, грядочка,

избёночка, точка (знак препинания), строчка. Один учащийся сделал это так:

суффикс -очк- и

окончание

суффикс -к- и

окончание

суффикс -оч-

суффикс -к- и

окончание

окончание

ваз-очк-а

изб-ён-очк-а

строч-к-а

гряд-оч-к-а

точк-а

Найдите ошибки учащихся и исправьте их.

4. Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех фразеологизмов – «сразу выполнить два нужных, важных дела, решить две важные проблемы». Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации «одно орудие/средство убивает сразу двоих»:

to kill two birds win one stone (« убитьдвухптицоднимкамнем», англ.);

zwei Fliegen mit einer Klappe schlagen (« убитьдвухмуходнойхлопушкой», нем.);

matar dos pajaros de un trio (« убитьдвухптицоднимвыстрелом», исп.).

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением.

5. Исправите орфографические ошибки в тех словах, где они допущены. Запишите эти слова без ошибок.

Желтолиций темп лыжы

Парашютный сестрицин испанцы

Силуэт сброшуровать маестро

Принцыпы дуелянты ателье

Поэктировать циплята чюжой

6. Дано предложение: Новый классный нашего класса – классный! Сколько в этом предложении существительных и прилагательных? Ответ обоснуйте.

7. Оля в шутку написала целое предложение в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.

пимпечку Нада чень

щёо чепоут прох

ладно раме имыто

8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин. Пример: Кекс Али (ответ: лексика).

Разгадайте анаграмму Яго Фромило, напишите лингвистический термин.

9. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нем хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев.

    Объясните, в чем разница лексических значений «царица» и «царевна». Смогли бы вы догадаться о том, чем различаются значения этих слов, если бы впервые с ними встретились? Поясните ответ.

    Обясните лексическое значение слова «хватилась» в тексте.

    Выпишите из текста синонимическую пару.

10. Прочитайте предложения.

    Искони Бог вся глаголы глаголет ангеловыми усты, и того ради слово ангелово - слово Боже есть… [ И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему…(1718 – 1725)]

    На Руси испокон веку почитается та красота, которая украшается душой. [ В. Г. Распутин. Новая профессия (1998)]

    Первое предложение переведите на современный русский язык.

    Как соотносятся подчёркнутые в предложениях слова со словом «начало»?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»