Остробрамская икона божией матери - сказительница. Икона Божьей Матери Остробрамская: значение, молитва, где хранить

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Уважаемый батюшка! Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Aštria broma): икона находится в часовне близ них.

Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских <…> В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим” <….> Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду <…> Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).

Предание

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. В настоящее время святой образ по-прежнему находится на своем древнем историческом месте - в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота (лит. Aušros Vartai, польск. Ostra Brama , белор. Вострая Брама) в Вильнюсе.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.

В конце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отдана униатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православных церквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и снова водворен в часовне над Острыми вратами.

Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, а также надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской Пресвятой Богородицы, достался латинским монахам-кармелитам. Для совершения своих богослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св. Терезе. В 1671 г. кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворном образе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней икону ликом к костелу и городу.

После страшного пожара в Вильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесен в костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне над вратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершались католические и православные богослужения.

В первой половине XIX в., после упразднения церковной унии, древняя Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему осталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Интересным фактом является торжественная коронация Остробрамской иконы Божией Матери, которая была осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором.

В настоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса , неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.

Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.

Празднование иконе Божией Матери Остробрамской совершается 26 декабря / 8 января и 14 / 27 апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Примечания:

1. Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства. Вторая легенда гласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.

2. Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», поскольку местность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительно жителями православного вероисповедания.

Иконография

Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.

Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона - барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем - вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись - хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Списки с иконы

Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна .

Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.


© Все права защищены

В православном мире существует много различных святынь важных и значимых для православного христианина, в католическом - не меньше святынь, почитаемых католиками. Однако, немного существует в мире и таких, которым поклоняются как православные христиане, так и последователи католического вероисповедания. Одной из самых известных и благословенных общих святынь является Остробрамская икона Божьей Матери, лицезреть её можно в Вильнюсской часовне над Острыми воротами.

Древняя святыня Вильны

Икона Божьей Матери «Остробрамская»являет миру чудеса веры в уютной старой части города Вильнюс. Святыня считается достаточно древней, по некоторым источникам, верующие впервые смогли лицезреть её в первой половине 15 века. Другие источники склоняются к версии, что уже в 14 веке икона прибыла на территорию современной Прибалтики. Икона является одним из редких типов изображения Богородицы: без превечного младенца. Традиционным вариантом изображения лика Пресвятой Девы есть Богородица с младенцем Иисусом, икона Остробрамской Божьей Матери относится к особенному типу святого изображения. Святая Дева изображена на ней со склоненной головой и скрещенными руками, с короной на голове и нимбом из сияющих лучей со звёздами. Древняя святыня считается одной из главных достопримечательностей современного Вильнюса, встречает паломников святым ликом, выставленным в часовне над воротами в город.

И католики, и православные…

Приверженцы католического вероисповедания уверены, что икона имеет европейское происхождение. Католики видят в чудесном списке образ Богородицы, характерный западноевропейским изображениям. Некоторые специалисты в области старины и иконописи полагают, что образ писался приблизительно в 17 столетии и является списком с образа нидерландского художника-иконописца. Православный мир, со своей стороны, считает, что икона Божьей Матери «Остробрамская» - византийский образ, уходящий историей в глубокую древность. По некоторым версиям, икона изначально была частью православной композиции. В связи с этим сам образ имел название Корсунской Благовещенской. Как бы там ни было, но святыню миролюбиво делят между собой и католики, и православные, стекаясь и совместно поклоняясь образу Пречистой Девы.

Предания о появлении иконы на Острой Браме

Версий о появлении православной святыни в Вильнюсе существует несколько. По одной из них, икона была привезена из Корсуни литовским князем и подарена им своей супруге Марии, затем уже вторая супруга князя Иулания передала икону в церковь Троицкой обители. После закладки в городе новых каменных стен, защищающих от нашествия врагов, лик Богородицы был выставлен над воротами. С той поры образ стал именоваться Остробрамским от местонахождения: над острыми воротами. По существующим другим версиям, икона не была привезена князем, а прислана ему в подарок греческим императором после принятия христианства. Некоторые православные придерживаются той версии, что чудесный образ сам собой появился над городскими воротами, явив тем самым христианам чудеса веры.

Православное значение уникальной святыни

Православные полагают, что икона является частью Благовещенской иконы, что делает её незаменимой для тех, кто ищет защиту от напрасной клеветы. Считается, что уникальный образ помогает от всякой беды и внезапной смерти. Верующие утверждают, что благодать Господня снизойдёт на тот дом, в котором есть Остробрамская икона Божьей Матери. Значение образа для верующего христианина в том, что по искренним молитвам этой иконе снимаются проклятья и всё плохое всего рода до седьмого поколения. Святое изображение обладает уникальной способностью умиротворять и успокаивать атмосферу в доме по молитвам живущих в нём. Незаменимым образ будет и для тех, кто молится о душевнобольных родственниках, склонных к депрессивным состояниям, унынию. Икона Остробрамской Божьей Матери особо почитается православными, которые не любят нежелательных гостей в доме, по их молитвам чудесный образ охраняет дом от непрошенных гостей.

Остробрамская помощница верующих

Кроме основного значения иконы для верующих, существует ещё немало чудесных исцелений по молитвам и просьбам. Зафиксировано исцеление маленького мальчика от задержки речевого развития по молитвам его матери перед образом "Остробрамская икона Божьей Матери". От чего защищает такой лик, мать ребёнка знала, однако, решила просить также о том, чтоб малыш исцелился от немоты. Искренняя просьба матери была услышана, и ребёнок заговорил сразу сложными фразами. Успех верующей женщины вдохновил вторую мать больного ребёнка, находящегося между жизнью и смертью, на молитвы перед чудесным образом. Неустанные мольбы матери помогли исцелиться больному малышу от тяжёлого заболевания лейкемией. Родители пропавших или похищенных детей, наслышанные о чудесах, исходящих от образа, также обратили свои молитвы к Остробрамской иконе. По их усердным мольбам зафиксированы случаи возвращения детей к родителям целыми и невредимыми. Тем самым Икона Божьей Матери Остробрамская показала свою действенную помощь отчаявшимся родителям в спасении их чад.

Остробрамская защитница верующих

Святая защитница верующих не устаёт демонстрировать чудеса заступничества по молитвам её просящих. Считается, что заступничество Божьей Матери Остробрамской от нежелательного вмешательства в семью защищает супругов от вмешательства и влияния на семейные дела недоброжелателей. Нет такой семьи, в которой не было бы таких гостей и посетителей, которых хозяева не хотят видеть в силу ряда причин. Сказать людям о том, что они в доме персоны «нон грата» часто не позволяет врождённая тактичность, в этом случае за хозяев это сможет сделать икона Остробрамской Божьей Матери. В чём помогает этот образ, так это в том, что отвращает от порога дома нежелательных посетителей. Хозяевам вовсе не надо вывешивать список людей, которых они не хотят видеть у порога - Пресвятая Богородица сама сделает это за них и не допустит в дом недоброжелателей. Немаловажный вопрос при этом возникает у многих: раз обладает такой силой Остробрамская икона Божьей Матери, где вешать в доме этот образ?

Место святого образа в жилище

Каждая икона в доме имеет своё место, то, где её влияние и защита будут наиболее действенными. Икона Божьей Матери «Остробрамская» традиционно вешается в доме над входной дверью, учитывая её значение для верующих христиан. Так как историческое место иконы над входными воротами в город, то и в доме правильным будет поместить образ при входе. Молитвенное обращение к Пречистому образу следует сделать регулярным для того, чтоб икона стала частью дома, в который её поместили. Естественно, без веры в чудесную защиту иконы, в её благотворное влияние на микроклимат семьи и дома, надеяться на Пречистую бессмысленно, ибо истинно сказано: «По вере вашей да будет вам…». Веру в милость Господа и его заступничество несёт человеку Остробрамская икона Божьей Матери. Где дома хранить образ понять несложно, достаточно лишь ориентироваться на историю святыни и её значение для верующего христианина.

«По молитвам вашим дано будет вам…»

Многих интересует закономерный вопрос о том, как правильно обратиться к Пресвятой Деве Остробрамской с мольбами и просьбами. Первое непреложное правило - слова, обращённые к Высшим Силам, должны быть искренними и идти, что называется, «от души». От многих бед и напастей по мольбам людским защитит Остробрамская икона Божьей Матери. Молитва этой иконе отражает суть самой святыни: « О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти…» Правильно произносимый текст молитвы гарантирует прочную защиту и покровительство Богородицы.

Покровительство Святой Девы будущим матерям

Незаменимой для помощи будущим матерям в вынашивании и благополучном родоразрешении будет также Остробрамская икона Божьей Матери. Значение образа для беременных женщин в его защите и покровительстве в этот ответственный период для семьи. Особенно ценен образ для тех пар, которые отчаялись иметь малыша из-за проблем с вынашиванием, благополучным родоразрешением. Молитвенное правило обращения к иконе Остробрамской Божьей Матери содержит в себе просьбу о сохранении ребёнка и особой защиты для матери и малыша во время беременности: «Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей, и прими молитву сию к Тебе, от всего сердца возносимую, сохрани плод чрева моего и благополучно разродитеся (родить) во время благопотребное (положенное) благоволи Твоею великою и неизреченною милостью…»

Православный оберег от ссор и уныния

Большинство православных, побывавших в Вильнюсе, отмечают сильную позитивную энергию, которую несёт Остробрамская икона Божьей Матери. От чего защищает образ, в момент нахождения с ним рядом многие даже не думают: просто обнажают голову и становятся перед иконой на колени. Мощный заряд святой энергии, исходящей от иконы, воцаряет в душах верующих покой и умиротворение, что особенно важно для современного человека. Древняя святыня как будто специально поставлена над городскими вратами для того, чтоб нести в мир радость, покой, искоренять уныние во славу Господа. И в подтверждение милости Всевышнего сияет на вратами икона Остробрамской Божьей Матери. В чём помогает христианину святой образ в первую очередь - это в том, что вносит в души покой, рассудительность, радость. А в таком состоянии намного проще самому решать проблемы, расставлять приоритеты.

Эту икону хорошо иметь дома и молится ей она успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Перед ней молятся о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям. Эту икону хорошо дарить крестникам младенцам что бы матери их молились о покое и радости в их душах. Этой иконе молятся ещё от нежелательных гостей. При молитвах этой иконе, снимаются проклятья и всё плохое до 7го поколения рода.

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.
Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Был период в моей жизни, когда я находилась в крайне нервном напряжении. С каждым днем напряжение и тяжесть росли и росли. В этот период ноги сами понесли меня в церковь. Там мой взор упал на Остробрамскую икону Божией Матери. Я смотрела на нее, и на душе становилось мирно и спокойно. Этот образ стоит сейчас в моем доме и приносит спокойствие.
Слава Богу, что состоялась моя встреча с этим образом.

Своё название икона получила благодаря месту своего заступничества. Святой образ находится в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе.

Предания о происхождении образа.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

1. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников, замученных Ольгердом в начале его княжения. В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.
После введения унии, православные иноки утратили, вместе с Троицкой обителью, и священную часовню Остробрамскую. Но при уничтожении унии (в 1839 году) древняя Троицкая обитель перешла опять в руки православных, а чудотворная икона осталась в руках католических монахов (кармелитов).
Существуют и два других православных предания о происхождении образа.

2. Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства.

3. По преданию икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. крепостной ограды города Вильны.

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение…

(Акафист Пресвятей Богородице пред иконою ея остробрамской во граде Киев)

Кто может сказать, какая из икон Божией Матери предпочтительней среди всех остальных? И уместен ли данный выбор, ведь каждая из них прекрасна по-своему. Однако при созерцании Остробрамской иконы Богородицы, что-то внутри меня отзывается особым трепетом и теплотой.

Долгое время я даже не задумывалась над тем, почему именно эта икона вызывает во мне прилив чувств. Ключом к пониманию этого может послужить её история.

История Остробрамской иконы Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. (Познавательное видео о духовной силе Богородицы см. по ссылке).

По преданию, икона чудесным образом явилась 27 апреля 1431 года на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" — "ворота"). Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока, наконец, не стала достоянием людей разных вероисповеданий и национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы — явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти её из крымского города Херсона (Корсуня) (прим. Херсонес).

Что сокрыто в чудотворной иконе

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке:

"Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII 1849 года".

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почётный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам — младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.

Вот что пишется об этой чудотворной иконе в энциклопедии Исконных Знаний «АллатРа »:

"…Достаточно взглянуть на изображение чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери (Виленская икона). Она находится в городе Вильнюсе (Литва) и сегодня весьма популярна в Литве, Украине, Беларуси, Польше, причём почитается как католиками, так и православными. С ней, конечно, связаны разные легенды, в том числе и о её происхождении из Корсуни (древнерусское название города Херсонеса, где был крещён киевский князь Владимир — отец Ярослава Мудрого). Ныне остатки этого города расположены в районе города Севастополя в Украине".

После прочтения книги “АллатРа” информация в моей голове, словно разрозненные пазлики, сложилась в цельную, красочную картину. Оказывается, эта икона примечательна не только своей чудотворной силой и умиротворяющим ощущением, которое возникает внутри рядом с ней, но и тем, что в ней стилизованным образом изображен знак “АллатРа”, состоящий из круга, пустого внутри, и полумесяца под ним, рожками вверх. Если внимательно присмотреться, то круг четко виден вокруг головы Божьей Матери в виде светящегося нимба! И символ полумесяца трудно не заметить.

(Интересную информацию о знаках и символах в жизни человека см. по ссылке ).

"Его изначальное изображение — пустой круг, который снизу окаймлён полумесяцем рожками вверх. Он является одним из 18 первоначальных древнейших рабочих знаков. Название этого знака — «АллатРа» говорит о качестве его силы. Дело в том, что на заре человечества, благодаря исконным Знаниям, люди ведали о Едином (о Том, Кто создал всё), обозначая Его проявления звуком Ра. Созидательную силу Ра — божественное женское начало, Праматерь всего сущего, изначально называли Аллат. Оттуда и пошло среди посвящённых в духовные Знания наименование этого исконного знака — «АллатРа» как обозначение созидательной силы Того, Кто создал всё. Кстати, в древности эти сведения о священном Первичном звуке люди относили к сакральным знаниям о мироустройстве Вселенной в контексте сведений о человеке, как сложном и нестабильном в выборе субъекте этого мира. А вот у современных людей звук Ра в лучшем случае ассоциируется исключительно с мифами Древнего Египта о боге Ра".

"…круг является символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога. А символический знак полумесяца рожками вверх — символом человека, который духовно освободился ещё при жизни. Знак «АллатРа» также использовался в качестве обозначения того, кто пришёл из духовного мира (иного, высшего) в этот материальный мир, обновляя утраченные исконные Знания".

Эта икона, помимо своих чудотворных свойств, словно раскрытая книга о древних Знаниях для тех, кто сумеет её прочитать! Дальше - больше. Читаем…

"Анастасия: Пожалуй, также надо отметить, что рабочий знак «АллатРа» — один из самых сильных знаков, он часто использовался людьми, идущими по духовному пути. И что самое интересное, от него нельзя получить силу, если Личность не находится в позиции Наблюдателя от Духовного начала, в отличие, например, от знака звезды."

"…знак «АллатРа» как проводник созидательной силы Бога люди использовали с давних времён. Он является постоянно активным и взаимодействует с видимым и невидимым миром…"

Так что эта икона, помимо своих защитных и исцеляющих свойств, является, и что, по моему мнению, намного важнее, одним из даров в помощь человечеству в его духовном преображении на пути Домой, в Жизнь Истинную…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю,

Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са

родила́ еси́ душ на́ших.

(Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк.1:28-31; Мф.1:18-25). Знаменитая “Ave, Maria” - это та же молитва на латыни.)

БлагоДарю…

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»