Изучение телеграфной азбуки (азбука Морзе). Азбука Морзе

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Бывает так, что детки начитаются книжек про разведчиков или насмотрятся фильмов про отважных моряков и просят папу или маму научить их азбуке Морзе. И у родителей становится вопрос, как выучить азбуку Морзе самостоятельно и потом еще и обучить ей ребенка.

Чтобы быстро обучить ребенка азбуке Морзе, нужно две вещи – постоянная тренировка и системный подход. Системный подход заключается в том, что вам нужно выбрать тот или иной способ обучения. К примеру, вы можете установить компьютерную программу, которая быстро и легко обучит ребенка кодировать то или иное сообщение. В этом случае вам подойдет программа «Азбука Морзе» и Morse Code Trainer.

Можете использовать для обучения учебную табличку. В ней будет не только словесное обозначение каждого знака азбуки Морзе. Также там можно найти разные комбинации из тире и точек, которые создают слоги. Запоминать такую азбуку будет легко также за счет ассоциаций. К примеру, буква «Д» ассоциируется со словом «домики». Слоговое обозначение этого знака Морзе выглядит как «доо-ми-ки». Если перевести его в код Морзе, получится следующая комбинация «таа-ти-ти», где «та» обозначает длинное тире, а «ти» – короткую точку.

Ну и последний вариант – это изучать с ребенком азбуку Морзе при помощи алфавита. Это будет не простой алфавит, в нем каждая буква, нарисованная на языке азбуки Морзе будет повторять контур каждой соответствующей буквы. Такой алфавит проще учить, рассматривая каждое изображение. Можно попросить малыша зарисовать каждую букву, потом попробовать воспроизвести алфавит по памяти.

Код Морзе

Полуавтоматический телеграфный ключ

Первые полуавтоматические телеграфные ключи появились еще в 19 веке. Но современные электронные полуавтоматические ключи появились в середине 20 века. Такой ключ состоит из переключателя, на котором есть два контакте. Они замываются при небольшом отклонении рукоятки вправо или влево от нейтрального положения.

Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Основу блока обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема.

Как сделать телеграф

Конечно же, ребенок может спросить родителя, как сделать телеграф самостоятельно. Конечно же, это не дело пяти минут. Чтобы самому быстро составлять код дома и кодировать символы и цифры так, чтобы на бумаге отображались только точка и тире.

Самый простой телеграф можно сделать самому, но для этого нужно будет иметь:

  1. Последовательно соединенные плоские батарейки.
  2. Трансформатор от звонка.
  3. Кнопка от звонка.
  4. Магнето.
  5. Антенна.

Сборка такого телеграфа конечно же не дело пяти минут, но если вы постараетесь, то сможете создать простой, но работающий инструмент для продолжения обучения. Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы собрать телеграф:

  1. На досточку с основанием прикрепите трансформатор от звонка и магнето, оно должно быть изготовлено из кусочков медной проволоки, которая намотана на два гвоздика.
  2. На подставке закрепите батарейки и кнопку от звонка. Закрепите на дощечке антенну из тонкого листа.
  3. Нужно соединить положительный полюс батарейки через трансформатор с магнето. Если все работает правильно, то между наконечниками магнето должна проскакивать искра.
  4. Приемник должен состоять из батарейки, лампочки, выключателя, антенны и когерера.
  5. К доске на подставке прикрепите когерер. Его можно сделать из куска стеклянной трубки длиной примерно в 3 см с диаметром 0.5 см, заполненной опилками железа и серебра (в соотношении 2:1). С двух сторон трубку нужно закупорить резиновыми пробками, а в них пробить иглы так, чтобы их острия в опилках были на расстоянии около 3 мм друг от друга.
  6. там же поместите лампочку в патроне и батарейку. Закрепите выключатель и установите антенну.
  7. Оба устройства расположите напротив друг друга. Можно начинать пользоваться.

Телеграф Морзе

Учимся читать по слогам

Чтобы легко и быстро научиться читать по слогам код морзянки, состоящий из тире и точек, вы должны будете сначала начать уделять по несколько минут в день запоминанию символов морзянки на слух, а также иметь перед собой зрительное восприятие. Лучше всего распечатать табличку с символами тире и точками и носить ее с собой. Повторять то, что написано в табличке желательно не только про себя, но и проговаривать вслух.

Прослушивайте знакомые и очень простые тексту морзянки на слух хотя бы по пару минут в день и очень скоро вы начнете распознавать, где тире, а где точки, а также сможете сразу воспринимать целые слова. Постарайтесь выбирать очень легкие тексты, которые подходят вам по уровню, тогда проблемы с учебой не будет.

Манипулятор ключа

Конструкции манипуляторов ключей бывают самыми разными. Рукоятка может быть одинарной, может быть общей доя двух контактов или же может быть сдвоенной, состоящей из двух половиной, которые располагаются параллельно, чтобы каждая замыкала свой контакт. Чтобы хорошо кодировать код одинарная рукоятка может быть неудобна. Это происходит потому что рукоятка может случайно отклонится при работе и замкнуть второй контакт.

Самый примитивный вариант манипулятора – это упругая пластинка, которая одним концом прикреплена к вертикальной основе, а другой конец имеет плоскую рукоятку и пару контактов с двух сторон. На манипуляторе не должно быть люфтов, должен быть хороший контакт и легкий рабочий ход.

Как наращивать скорость приема

Когда вы уже разучили азбуку и знаете все символы, то, возможно, пора научиться принимать тексты которые имеют стандартные паузы между тире и точками. Вам нужно будет научиться в короткие сроки, скажем, за несколько минут, принимать около 50-60 знаков. Конечно же, можно сначала слегка снизить скорость приема и записывать код медленнее и с ошибками. Постепенно за несколько минут вы сможете принимать больше символов и код перестанет содержать ошибки.

Для того, чтобы натренироваться в приеме радиосвязи и ее кода, а также научиться делать перевод принятой информации, вам нужно будет научиться записывать символы тире и точка знак к знаку, а ручку при этом совершенно не отрывать от бумаги. Если вы не смогли сразу записать тот или иной знак, который входит в код, сразу пропускайте его, не совершая задержек. Позже вы сможете идентифицировать знак, если только не пропустите следующие знаки.

Если вы понимаете, что за несколько минут приема ваш код получает одинаковые ошибки, которые повторяются раз за разом, вам нужно поучиться принимать только те знаки, цифры или слова, с которыми возникают проблемы. Такая тренировка позволяет научиться распознавать символы и снизить количество ошибок.

Принимая большой код за несколько минут, постарайтесь не добиваться идеального приема. Если за несколько минут процент ошибок будет не более пяти, то вы должны будете продолжать тренироваться и повышать скорость.

Чтобы научиться принимать код и делать его перевод за несколько минут, легко расшифровывая, где точка, а где тире, вы можете прослушивать уже знакомые тексты на высокой скорости и одновременно расшифровывая точки и тире по распечатке.

Любые несколько минут тренировки, пока вы принимаете код должны быть разнообразными. Меняйте скорость, тональность, содержание текстов. Делайте скоростные рывки, принимая небольшие тексты на высокой скорости.

Учим азбуку Морзе

Азбука Морзе - особый способ кодирования различных языковых знаков - букв, а также цифр при помощи Используется два короткий обозначает точку, длинный - тире. Первоначально код Морзе использовали в телеграфе.

Азбука Морзе была изобретена американцем Самюэлем Морзе в 1838 году. Идея создать систему посетила Самюэла после выхода книг М. Фарадея, а также опытов Шиллинга. Морзе работал над своим детищем более трех лет, пока его труды не увенчались успехом. Первый сигнал был послан им по проволоке, длина которой составляла 1700 футов. Эксперименты заинтересовали Стива Вейла, который и профинансировал опыты Морзе. Именно благодаря ему 27 мая 1844 года было отправлено первое связанное сообщение, текст которого звучал так: "Чудны дела твои, Господи".

Конечно, в течение времени система менялась и совершенствовалась. Окончательный вариант был предложен в 1939 году. Интересен тот факт, что азбукой Морзе сам код начали называть лишь с началом первой мировой войны. Именно в то время широкое распространение получил ее "континентальный" вариант.

Как и любая знаковая система, азбука Морзе имеет как преимущества, так и недостатки. Среди достоинств данного кода можно выделить такие, как возможность записывать и воспроизводить сигналы при помощи простейших устройств, возможность ручной кодировки, а также высокая защищенность от помех при условии приема сообщения на слух даже при наличии сильных радиопомех.

Что касается недостатков, к ним относятся низкая скорость телеграфирования, сам код малопригоден для буквопечатающего приема, да и к тому же на передачу одного такого знака требуется в среднем около 9-10 элементарных посылок, что довольно неэкономично.

Наиболее известный сигнал, который передает азбука Морзе - СОС. Данный сигнал разрешается подавать лишь в ситуациях, когда существует неминуемая угроза для жизни людей либо же судна на море. Несмотря на то, что сигнал SOS многие интерпретируют как «Save our souls» (переводится как "спасите наши души") или же, по словам некоторых, «Save our ship» (спасите наш корабль), это абсолютно не так. Данный вид сигнала был выбран лишь из-за своей простоты: три точки, затем три тире и снова три точки, что довольно легко запоминается.

Как запомнить все знаки, передаваемые при помощи азбука Морзе? Напевы - один из наиболее известных и простых способов выучить код Морзе.

Напевы представляют собой ритмическое проговаривание различных наборов тире и точек. При этом стоит отметить, что слоги, в состав которых входят такие гласные, как «а», «ы» или «о», обозначают тире, а остальные слоги, а также звук «ай» - точку.

К примеру, буква «и», состоящая из двух точек, заучивается с помощью напева слова «и-ди», а буква «к» (-.-) - с помощью словосочетания «кааак-же-тааак».

На сегодняшний день существует масса различных программ, с помощью которых можно изучить код Морзе, синтезировать сообщения, кодировать и декодировать информацию с помощью азбуки, а также потренироваться принимать и подавать сигналы Морзе при помощи света.

Несмотря на то, что в наше время существует масса новых систем и кодов передачи информации, азбука Морзе все так же популярна среди радиолюбителей.

Так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между знаками в букве - одна точка, между буквами в слове - 3 точки, между словами - 7 точек.

Была названа в честь американского изобретателя , который изобрёл её в .

Если же говорить о самой телеграфной азбуке (системе кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 г. С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.

Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться и , которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания.

Для передачи русских букв использовалось коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в , а потом в и (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ - Я).

На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. При этом слоги, в состав которых входят гласные а , о , ы , соответствуют тире, а все остальные слоги и слог ай - точке.

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
A A · − ай-да
Б B − · · · ба-ки те-кут
В W · − − ви-да-ла
Г G − − · га-га-рин (га-ра-жи)
Д D − · · до-ми-ки
Е E · есть
Ж V · · · − же-ле-зи-сто (жи-ви-те так)
З Z − − · · за-ка-ти-ки
И I · · и-ди
Й J · − − − йес-на па-ра
К K − · − как де-ла? (как же так?)
Л L · − · · лу-на-ти-ки
М M − − ма-ма
H N − · но-ет (но-мер)
О O − − − о-ко-ло
П P · − − · пи-ла по-ёт
P R · − · ре-ша-ет
С S · · · си-не-е
Т T так
У U · · − у-нес-ло
Ф F · · − · фи-ли-мон-чик
Х H · · · · хи-ми-чи-те
Ц C − · − · ца-пли хо-дят (ца-пли на-ши)
Ч ö − − − · ча-ша то-нет
Ш ch − − − − ша-ро-ва-ры
Щ Q − − · − ща вам не ша
Ь X − · · − то мяг-кий знак
Ы Y − · − − ы не на-до
Э é · · − · · э-ле-ро-ни-ки
Ю ü · · − − ю-ли-а-на
Я ä · − · − я-мал я-мал
1 · − − − − и толь-ко од-на
2 · · − − − две не-хо-ро-шо
3 · · · − − три те-бе мно-го
4 · · · · − че-тве-ри-те-ка
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е
6 − · · · · по шес-ти бе-ри
7 − − · · · да, да се-ме-ри
8 − − − · · вось-мо-го и-ди
9 − − − − · но-на но-на-ми
0 − − − − − ноль-то о-ко-ло
Точка · · · · · ·
Запятая · − · − · −
/ − · · − ·
? · · − − · ·
! − − · · − −
Знак раздела − · · · − ра-зде-ли-те нас
Ошибка/перебой · · · · · · ·
Ошибка/перебой · · · · · · ·
@ · - - · - ·

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) - способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака - одна точка, между знаками в слове - 3 точки, между словами - 7 точек. Назван в честь Сэмюэля Морзе.

Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем - факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал (а заодно приписывал себе изобретение телеграфа как такового). Вейлем же, возможно, была придумана и цифровая часть кода. А в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом некоторые из нас и пользуются до сих пор.

Телеграфная азбука

Если же говорить о самой телеграфной азбуке (системе кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известной как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, то она существенно отличается от той, что предложил в 1838 г. С. Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что её автором был Альфред Вейл - партнёр Самюэля Морзе по бизнесу, известный тем, что ввел «коммерческий код» из групп по 5 символов. Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.

Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи - компактнее.
Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью - это зависит от возможностей и опыта радистов. Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60 - 100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приёму-передаче находятся в диапазоне скоростей 260-310 знаков в минуту.


Ручная пер едача азбуки Морзе производится при помощи телеграфного ключа, электронного ключа (одно- или двухманипуляторный, а также электронный виброключ, использовавшийся вплоть до конца 1980-х годов), а также при помощи клавиатурных датчиков кода Морзе (например, Р-010, Р-020). Приём коротких стандартных сообщений возможен без записи, но обычно весь принимаемый текст должен быть записан либо вручную, либо на печатной машинке. При приёме опытные радисты производят запись с отставанием на несколько знаков, что делает приём более спокойным и надёжным и является показателем мастерства оператора (на высоких скоростях, выше 150 знаков в минуту, отставание может составить до 100 знаков за полминуты - радисту приходится их запоминать и дописывать после окончания радиограммы). При приеме на высоких скоростях (более 125 знаков в минуту) приходится записывать тексты, отказавшись от стандартных алфавитных символов и использовать специальные укороченные значки (например, знак «точка» для буквы «e» или знак «галочка» для буквы «ж»). В таком варианте после окончания приема радисту необходимо переводить текст в символы обычного алфавита.

Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания, например свободно распространяемая программа для персонального компьютера CwType. Кроме того, радиолюбителями разработано множество аппаратных декодеров азбуки морзе на базе микроконтроллеров.

Азбука Морзе - средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны (например, в тюрьмах).


Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ - Я).

В 2004 Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @, для удобства передачи адресов электронной почты.

На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. В таблице ниже приведен вариант напевов, в котором слоги с гласными а, о, ы, соответствуют тире, а все остальные слоги и слог ай - точке.[источник не указан 136 дней] «Напевы» не являются стандартными, они могут различаться в зависимости от школы обучения или вообще не применяться (тогда обучаемый запоминает «мелодию» символа). Если в радиограмме только цифры, то вместо пяти тире нуля передается только одно тире.

В русском языке есть гласные которые звучат кратко - это Е и И . А есть такие, у которых длинный звук - это А , О , Ы . В хорошем напеве должны использоваться короткие и длинные гласные вместо точек и тире соответственно. Так для буквы H, хорошим напевом будет “хи-ми-чи-те”, а плохим “хо-лос-тя-ки”. Для буквы С, хорошим напевом будет “си-не-е”, а плохим “са-мо-лет”. Неправильное использование длинных и коротких гласных звуков, не способствует быстрому обучению, хотя может и не влиять на скорость и качество приема. Согласные, входящие в состав напева, а также ударение особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева – дело личных пристрастий обучаемого. Число слогов “напева” должно соответствовать числу знаков Морзе в букве.

Как работает метод обучения по напевам?

Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память – так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое “у-нес-лооо”, обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У , аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, она “раскладывается” в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными буквами и цифрами. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак, а читают принятое сообщение уже после окончания приема, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют принимать передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные.

По напевам обучение ведется “на слух”. Назвав напев очередной буквы, инструктор дает прослушать звучание соответствующего знака Морзе, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе (обучение приему и передаче часто ведут параллельно). Затем все эти процедуры многократно-многократно повторяют, через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Эти тексты полагается записывать – как для тренировки, так и для последующей проверки качества приема.

Напевы нужны как для работы на прием так и на передачу. Человек передает текст – читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом.

Не проще ли запомнить сочетание и количество точек-тире?

Запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака – дело вполне посильное, А – это точка-тире, Б – тире-три-точки, и т.п. Но добиться связной передачи, а тем более качественного приема вы не сможете. Обычная скорость в радиолюбительской практике – от 70 до 110 знаков в минуту, но человек, не успевает за 0,5 – 0,9 секунд пока звучит знак, сосчитать элементарные посылки составляющие знак, и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из 50 кодов Морзе. Учите напевы – это гарантированно надежнее!

Доводы против метода обучения по напевам!

  • Если учить морзянку по напевам (лу-на-ти-ки), то смысл принимаемого текста на ходу понять сложно, а если учить по музыкальному звучанию (таа-таа-ти-ти), то слова сами в голове собираются.
  • Если учить по напевам, то когда записываешь текст и начинаешь читать его боковым взглядом, то тут же сбиваешься на приеме. У тех кто учил по звучанию – такого эффекта нет.
  • В армии учил морзянку по напевам. Помню правило: когда принимаешь морзянку можно думать о чем угодно – о бабах, о дембеле… но только не тексте, который принимаешь под запись. Тут же произойдет сбой и ошибка. Чудно конечно, но действительно так оно и есть.
  • Я учил по напевам, но мосле того как преодолел скорость приема 100 зн/мин, напевы сами “поотвалились”, стал принимать по звучанию.
  • После 5 лет работы телеграфом, все эти напевы отпали сами-собой, происходит работа “на автомате”. Цепочка: ухо-рука работает без контролируемого мозгового анализа… При приеме уже не напевы в голове, а “готовые” буквы.
  • Со временем, напевы просто трансформировались в музыкальные знаки. Например цифра 4 (че-тве-ри-те-каа) уже слышится просто как тональность “ти-ти-ти-ти-та”. Другие буквы и цифры аналогично, о напевах вообще не вспоминаю.

Итак, если вы решили учить азбуку Морзе по напевам, ниже приведены международные и русские коды азбуки Морзе. Жирным выделены рекомендуемые для запоминания напевы, можете придумать свой напев, или выбрать из числа перечисленных альтернативных. О том как и в какой последовательности учить азбуку – читайте в соответствующем разделе нашего сайта.

Обратите внимание, что коды Морзе некоторых знаков в русской и международной системе значительно отличаются (точка, запятая, восклицательный знак, скобки).
Например, то, что мы считаем “запятой”, в международном коде соответствует “точке”. А “запятая” по международному коду передается так же, как мы передаем “восклицательный знак”.

Сперва учите международный вариант (26 букв) по русским напевам, затем все цифры, затем недостающие русские буквы и знаки препинания. Применяйте тот или иной вариант при передаче знаков, в зависимости от того с кем вы общаетесь – с русскоязычным, или иностранцем.

Международный
символ
Русский
символ
Код Морзе Напев для запоминания
A А · − ай-даа , ай-ваа
B Б − · · · баа-ки-те-кут , беей-ба-ра-бан
C Ц − · − · цаа-пли-наа-ши , цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
D Д − · · доо-ми-ки , дааай-во-ы, дааач-ни-ки
E Е · есть
F Ф · · − · фи-ли-моон-чик , фи-ти-фаааа-ти
G Г − − · гаа-гаа-рин , гаа-раа-жи, гоо-воо-ри
H Х · · · · хи-ми-чи-те
I И · · и-ди , ишь-ты
J Й · − − − йош-каа-раа-лаа , и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа
K К − · − каак-де-лаа , каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа
L Л · − · · лу-наа-ти-ки , ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки
M М − − маа-маа , моор-зее
N Н − · ноо-мер , наа-те, нооо-сик
O О − − − оо-коо-лоо
P П · − − · пи-лаа-поо-ёт , пи-лаа-ноо-ет
Q Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа , щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа,
щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа
R Р · − · ру-каа-ми , ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та
S С · · · си-не-е , сам-та-кой, са-мо-лёт
T Т таак , таам
U У · · − у-нес-лоо , у-бе-гуу
V Ж · · · − я-бук-ва-жее , же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо
W В · − − ви-даа-лаа , вол-чаа-таа
X Ь − · · − тоо-мяг-кий-знаак , знааак-мяг-кий-знааак
Y Ы − · − − ыы-не-наа-доо , тыыы-не-мыыы-тааа
Z З − − · · заа-каа-ти-ки , заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-дноо , ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо , я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо , и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя
и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа,
е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа , че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа,
че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е , пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри , шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли,
даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки
7 − − · · · даай-даай-за-ку-рить , даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо,
да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь,
даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воось-моо-гоо-и-ди , вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит,
наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми , паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит,
дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо , саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва
Ö Ч − − − · чее-лоо-вее-чик , чаа-шаа-тоо-нет
CH Ш − − − − шаа-раа-ваа-рыы , шуу-раа-доо-маа
Ñ Ъ − − · − − твёёр-дыый-не-мяяг-киий
(Сейчас практически всегда вместо Ъ передают Ь)
É Э · · − · · э-ле-роо-ни-ки , э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки
Ü Ю · · − − ю-ли-ааа-наа
Ä Я · − · − я-маал-я-маал , а-яяя-ска-заал
Дефис, знак минус [ – ] − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай , чёёр-точ-ку-ты-пи-шии, чёёрт-те-бя-по-бе-рии
даай-ти-ре-де-фис-наам
Точка [ . ]
· · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Точка [ . ]
· − · − · −  a-STOP- a-STOP- a-STOP
Запятая [ , ]
· − · − · − крю-чок-крю-чок-крю-чок , и-так-и-так-и-так, я-ваам-за-пяя-та-яяя
Запятая [ , ]
− − · · − −  COM-MA-it’s-a-COM-MA
[ ; ] − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я , заа-пя-таа-я-ктоо-чке
Восклицательный
[ ! ]
− − · · − − ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа , гааа-дааа-ли-три-браа-тааа
поо-каа-нет-при-каа-заа
Восклицательный
[ ! ]
− · − · − −  AU-tumn-ON-a-PO-NY
Дробна черта [ / ] − · · − · доо-ми-ки-ноо-мер , дробь-здесь-пред-ставь-те
Знак вопроса [ ? ] · · − − · · э-ти-воо-проо-си-ки , у-нес-лоо-доо-ми-ки, вы-ку-даа-смоо-три-те,
до-про-сии-лии-е-го
Собака [ @ ] · − − · − · со-баа-каа-ку-саа-ет , со-баа-каа-ре-шаа-ет
Двоеточие [ : ] − − − · · · пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит , слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш
двоо-еее-тоо-чи-е-ставь
Апостроф [ ‘ ] · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь , и-ааа-поо-строоф-стааа-вим
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа , слуу-шай-те-ме-няя
Кавычки [ ” ] · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки , ка-выы-чки-от-крыы-ли, ка-выы-чки-за-крыы-ли
Конец связи · · − · − хо-ро-шоо-по-каа , хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те , ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
Открывающая скобка
[) ]
Скобки
[ (] и [) ]
− · − − · − скоб-ки-раз-скоб-ки-два , скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь,
скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии
Закрывающая скобка
[ (]
− · − − · ???
Знак доллара [ $ ] · · · − · · − ???
Амперсанд /Ждите
[ & ]
· − · · · ???
Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Знак раздела,
Знак равно [ = ]
− · · · − ТАК-жи-ви-те-ТАК , РАЗ-де-ли-те-КА
Знак плюс [ + ] · − · − · ???
Знак подчерка [ _ ] · · − − · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Starting Signal − · − · − ???
Начало передачи − · · − − ·

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»