Всеволод санаев биография личная жизнь. Всеволод васильевич санаев

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Всеволод и Лидия прожили вместе долгую, счастливую и насыщенную жизнь. Познакомились молодые в Киеве. Тогда актер находился на гастролях МХАТа, там он встретил девушку и влюбился. За то время, что он находился в городе, ему удалось уговорить Лидию выйти за него замуж. Актер влюбился в нее с первого взгляда.

Лидия Санаева с дочкой Леной

Он часто вспоминал ее красивую, стройную фигуру и симпатичное лицо. В то время его возлюбленная училась в университете на филолога. Родители девушки сильно удивились решению покинуть родину, выйти замуж и уехать в Москву. Но Лидия не спрашивала их разрешения, ей было наплевать на их ответ. Она безумно любила юного артиста и уехала к нему.

Всеволод Санаев

Они поженились, и через пару лет в семье появился сын Алексей. Потом началась война. Отца семьи не сразу забрали на фронт, поначалу он успевал даже сниматься. Но как то раз их эвакуировали со всей съемочной командой.

Супруга Всеволода забрала ребенка и тоже покинула Москву. Мужу она ничего сказать не успела, ее отправили в Алма-Ату и поселили в школе.

Всеволод Санаев

В военных условиях жить было сложно, в школе постоянно стоял холод и сырость. Сын Лидии заболел, силы покидали его с каждым днем, шансов на выживание не осталось. Мать похоронила сына и начала искать мужа. Они встретились и долго не могли оправиться от смерти единственного сына. Примерно через год у Всеволода родилась дочь.

Всеволод Санаев в юности

После окончания войны семья с ребенком вернулась в Москву. Им приходилось на троих делить маленькую комнату. В то время каждый пытался на кого-то донести. И однажды Лидия во время беседы начала рассказывать анекдот. Видимо упомянула что-то неправильное и тут же попала под подозрение. К ним приезжали люди в форме и давили на бедную женщину. После такого она так и не смогла оправиться. Лидия начала страдать психической болезнью. Но Всеволод Санаев был с ней до последних дней и даже не задумывался об уходе.

Советский кинематограф кардинально отличается от современного российского не только качеством производимых кинолент. Телезрители всего СНГ и сейчас продолжают смотреть «Иронию судьбы, или с легким паром» каждый Новый год, да и вне праздников не против пересмотреть фильм «Волга, Волга» режиссера , «Сердца четырех» Константина Юдина и другие.

Секрет успеха кинофильмов периода Советского Союза связан не только с ностальгией, исторической ценностью и режиссурой, большой вклад в их популярность вносит душевная игра актерского состава.

Детство и юность

Всеволод Васильевич Санаев родился в России (тогда Российская империя) 25 февраля 1912 года в небогатой многодетной семье рабочих (12 детей в семье). Мальчик рос на окраине промышленного города Тулы. Учеба в школе давалась Всеволоду с трудом, да и учился он нехотя. По этой причине Василий Санаев забрал сына из школы и отправил осваивать рабочую профессию на фабрику, производившую гармони.


Так будущий актер стал подмастерьем на предприятии, где работал и его отец. В обязанности юноши входила сборка и настройка музыкальных инструментов. В 16 лет Всеволод уже сам обучал профессии двоих подмастерьев. Во время работы на фабрике юношу не покидала мысль о том, что он занимается не тем, к чему лежит душа.

Еще в детстве Всеволод с матерью ходил в театр, где гастролирующий Московский Художественный театр показывал спектакль по пьесе «Дядя Ваня». Мальчик очень был впечатлен игрой актеров, атмосферой театра, но даже мечтать о театральной карьере не смел. Однако Всеволод стал с удовольствием посещать в качестве слушателя любительский театр в Туле «Серп и молот». Достигнув положительных результатов в актерской игре, молодой человек хоть и не с первого раза, но поступил в драматическую студию.


Всеволод Санаев в юности

Уже в 1930 году Санаев стал актером дублирующего состава театра, работавшего при ОАО «Тульский патронный завод». Карьера его стремительно шла вверх. Через год Всеволод уже работал актером в Тульском государственном академическом театре драмы имени . Для дальнейшего профессионального развития молодому человеку необходимо было получить профильное образование.

Старший наставник в театре готовил Всеволода к вступительным экзаменам на театральный рабочий факультет в Москве. Несмотря на порицание семьи (родители рабочих специальностей не воспринимали всерьез увлечений взрослого сына), Санаев уехал в столицу учиться.


Окончив рабфак, Всеволод повышал профессионализм в театральном техникуме под руководством Николая Плотникова. Учитывая острый недостаток финансов, вечерами молодому человеку приходилось напряженно работать. Усердие Всеволода помогло ему по окончании техникума поступить в Государственный институт театрального искусства, где наставником будущего актера стал талантливый режиссер Михаил Тарханов.

С 1943 года Всеволод сменил еще несколько театров, на сцене которых выступал. В 1943 году он работал в Государственном ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическом театре имени Моссовета, а в 1946 – в Государственном театре киноактёра. В 1952 году Санаев хотел перейти во МХАТ, но предложенные роли его не устроили: жена актера тяжело заболела, и семья остро нуждалась в деньгах.

Фильмы

Окончив институт, Всеволод Санаев устроился актером в Московский Художественный театр. Несмотря на популярность искусства в те времена, работы было немного, а конкуренция высока, поэтому начинающий актер обратил взор в сторону только развивающегося кинематографа.


В 1938 году на советские телеэкраны вышла музыкальная комедия с участием Всеволода «Волга, Волга». Актер дебютировал в кино сразу в двух небольших ролях: молодой человек сыграл музыканта и лесоруба. Зато уже через два года Санаева ждала первая большая и серьезная роль рабочего Добрякова в художественном фильме «Любимая девушка».


Всего на счету актера 89 сыгранных ролей в советских и российских кинофильмах, 2 роли в телевизионных спектаклях и один озвученный мультфильм.

Личная жизнь

Биография Всеволода Санаева в части личной жизни актера до недавнего времени оставалась белым пятном, пока внук Всеволода Санаева не выпустил биографическую книгу «Похороните меня за плинтусом», рассказывающую о семейной жизни знаменитого деда.

С будущей супругой Лидией Антоновной (в девичестве Гончаренко) актер познакомился накануне Великой Отечественной Войны, когда вместе с театральной труппой МХАТа был на гастролях в Киеве. Едва ли не с самого знакомства с тогда еще студенткой филологического факультета Лидией Всеволод решил жениться на молодой красавице. Вся родня девушки была против их брака, но сердцу не прикажешь – Лидия уехала в Москву вместе с Санаевым.


Лидия Антоновна была искренне преданна мужу и семье, но страдала депрессивным расстройством, что осложняло семейную жизнь Санаевых. После одного опрометчиво рассказанного анекдота на общей кухне (семья жила в коммунальной квартире) личностью девушки заинтересовались спецслужбы, в результате чего впечатлительная Лидия оказалась в психиатрическом отделении с официальным диагнозом мания преследования.


С началом войны Всеволод Васильевич уехал на гастроли в Борисоглебск, оставив жену с маленьким сыном в Москве, а вернуться обратно не смог в связи с боевыми действиями. Лидия с малышом на руках была эвакуирована на территорию Казахстана. Там двухлетний Алексей подхватил корь и дифтерию, отчего вскоре умер. Потеря первенца стала страшным ударом для Лидии Санаевой.

В 1943 году у Санаевых родилась дочь , которая в раннем детстве перенесла желтуху. На фоне тяжелой болезни дочери у Лидии Антоновны развился острый страх потерять и дочь вслед за сыном, который сопровождал женщину всю жизнь. Эта проблема сильно осложняла семейную жизнь супругов. В результате, по словам внука артиста, Всеволоду Ивановичу зачастую не хотелось возвращаться домой, хоть он и преданно любил жену.


Отношения с дочерью у Всеволода Васильевича тоже складывались сложно: властная Лидия Антоновна не хотела принимать выбор дочери, а отец не хотел спорить. Елена Всеволодовна сначала вышла замуж за инженера Владимира Конузина, а вторым мужем девушки стал режиссер . От первого брака Елена родила сына Павла, ставшего писателем, режиссером, актером.

Смерть Всеволода Санаева

Всеволод Васильевич с неуемной жизненной энергией работал на съемочной площадке до конца жизни, пока позволяло состояние здоровья.

В 75 лет актер перенес серьезный инфаркт, но выжил, по словам дочери, исключительно ради любви к жене – боялся оставить ее без поддержки. В 1995 году Лидия Антоновна умерла, а через десять месяцев скончался и Всеволод Антонович.

Причиной смерти актера стало тяжелое онкологическое заболевание – рак легкого. Могила Санаева и его супруги находятся на Новодевичьем кладбище в Москве.

В память о вкладе актера в театральное киноискусство в декабре 2011 года вышел почтовый конверт с нанесенным на него фото Всеволода Санаева.

Фильмография

  • 1938 – «Волга, Волга»
  • 1941 – «Сердца четырех»
  • 1948 – «Молодая гвардия»
  • 1959 – «Баллада о солдате»
  • 1963 – «Оптимистическая трагедия»
  • 1969 – «Странные люди»
  • 1983 – «Белые росы»
  • 1987 – «Забытая мелодия для флейты»
  • 1995 – «Ширли-мырли»

Меня ничто в ней не смутило и не могло смутить хотя бы потому, что я видела многое из того, что в книге описано, своими собственными глазами: и бабушку, и деда Санаева, и маленького Пашу. Мы были соседями, в будни маленький Паша Санаев проходил в школу мимо наших окон.
Бабушку прекрасно помню. Да, очень странную женщину. И деда - народного артиста СССР Санаева. Почитайте, ЧТО случилось у Вс. Санаева и его жены Лиды ("бабушки" из повести) во время войны, и вы многое о них поймёте :

"Санаев на несколько дней уехал со съемочной группой в Борисоглебск в авиационную школу им. Чкалова, взяв с собой только бритву и две смены белья. Съемки закончились, но вернуться домой ему не пришлось. Въезд в Москву был закрыт, враг подошел к самому городу. МХАТ эвакуировался. Супруге Всеволода удалось выехать из столицы в Алма-Ату, но он об этом ничего не знал.
...........
А в это время в переполненном беженцами холодном спортивном зале Алма-Аты от кори и дифтерита умирал его первенец Алеша. Двухлетний малыш горел в жару и задыхался, но при этом еще утешал плачущую мать: «Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь». Похоронив сына, безутешная Лида Санаева несколько месяцев пробиралась к мужу и чудом нашла его. А потом, еще во время войны, у них родилась я - рахитичная, с тоненькими ручками-ножками, совсем не похожая на крепыша и умницу брата. Наверное, поэтому родители воспитывали меня с удвоенной строгостью и любовью. То есть, если я падала, мама могла мне еще за это и поддать. А на вопрос «почему?» обычно отвечала: «Проклятие воодушевляет, а благословение расслабляет!»

ПОСЛЕ войны наша семья вернулась в Москву, в девятиметровую комнатушку в Банковском переулке. Отец работал день и ночь, чтобы поменять ее на большую, но накопления съела одна реформа, после войны - другая. Однажды на большой коммунальной кухне Лида Санаева неосторожно рассказала какой-то анекдот про царей, и вскоре пришли «люди в штатском» - стали интересоваться, чем «дышит» эта молодая женщина, почему не работает. Мама очень тяжело переболела этот эпизод, на несколько месяцев попала в психиатрическую больницу с диагнозом «мания преследования». Всеволод Санаев очень хотел оградить жену от подобных историй и злых языков соседей по коммуналке, но отдельную квартиру в кооперативном доме купил только к сорока четырем годам, после того как пережил обширный инфаркт во время съемок в картине «Алмазы»… В этой двушке они с Лидой прожили до конца дней." (из воспоминаний Е. Санаевой)

Но Павел ведь рассказал в книге об этом. Неужели никто этого не заметил? Неужели ни у кого не возникло жалости к этой женщине? И неужели никто не понял, что она безумно, беззаветно любила внука?
"Похороните меня..." - трагическая книга; а некоторые люди, оказывается, перед прочтением думали, что им предлагается комедия. И обиделись: название смешное, а повесть - о тяжёлом детстве.
Не понравилась повесть девушке (автору поста в одном комьюнити, что и вызвало появление моего ответа), которая выросла в других условиях, и ей трудно понять, зачем Санаев написал это. Ей читать было противно. Мне - нет. И моим френдам в комментах, как оказалось, книга понравилась. Не зря мы в друзьях...
(Вообще-то читать и Достоевского - о детях и их страданиях - очень тяжело. Наверное, автор поста не знает про Неточку Незванову и детей Катерины Ивановны - им жилось похуже, чем Саше Савельеву...)
Кто из вас испытал хотя бы десятую часть того, что было в жизни Павла/Саши, тот всё понял и не может не полюбить "Похороните меня..."
Тому, у кого было розовое счастливое детство и отрочество, наверное, трудно воспринять повесть Павла Санаева.
Только вот о сплошном счастье детства писать - неинтересно. Когда абсолютно всё - хорошо, прекрасно и отлично.
Есть и трагические истории, драматические, и страшные; и ведь Павел объясняет, почему его бабушка была такой странной - неужели никто не заметил?.. Его повесть - редкая по силе. И это, как ни крути, - единственная за почтис20 лет книга, которая серьёзно говорит с нами о детстве, о "слезе ребёнка", о тяжёлых семейных отношениях.
И главное в том, что герой/автор вырос умным человеком, что у него замечательная мама, и всё закончилось хорошо.

Прах супруги Всеволода Санаева предали земле почти через год после её смерти

Прах супруги Всеволода Санаева предали земле почти через год после ее смерти

Всеволоду САНАЕВУ в нынешнем году исполнилось бы 100 лет. О непростой личной жизни замечательного актера его поклонники узнали из повести «Похороните меня за плинтусом», написанной его внуком Павлом. Но дочь, Елена САНАЕВА, актриса и вдова Ролана БЫКОВА, просит не смешивать художественное произведение и реальную жизнь. По этому поводу она высказывалась во многих интервью. Но только читателям «Экспресс газеты» Елена Всеволодовна раскрыла некоторые семейные тайны, о которых раньше молчала.

- Бытует мнение, что Всеволод Васильевич был несчастлив в личной жизни.

Счастлив любой человек, который родился. Из миллионов сперматозоидов какой-то один прорвался, и случилось чудо жизни. В возрасте 17 лет папа сильно заболел. Однажды он сказал своей маме: «Наверное, скоро умру». На что она, женщина, потерявшая половину из своих двенадцати детей, ответила: «Севка, не печалься. Там, наверху, есть старичок, а у него книжечка - в ней про каждого все написано». Эти слова вселили в папу веру, он выкарабкался из тяжелой болезни и решил стать артистом.

- Пробиться в то время было необычайно сложно.

Конечно. Фаина Раневская, с которой я познакомилась в санатории, сказала мне, что в театре может работать человек либо с талантом Ермоловой, либо с характером Сталина. Такого характера у папы не было. Когда он служил во МХАТе, однажды заболел знаменитый актер Михаил Яншин, и отец сыграл его роль. А по закону если два раза исполнил героя, то уже имеешь право по очереди выходить на сцену с коллегой. Так вот на второй спектакль Яншин пришел с высокой температурой, лишь бы никому не уступать свое место. Со временем отец ушел из МХАТа, понимая, что, пока жив костяк актеров старого театра, ему не дадут толковой работы.

- У отца было много недоброжелателей?

Да. Особенно в кино. Но папа, как и великий Качалов, их не замечал.

Мания преследования

- Ваши родители прожили вместе более полувека. Что позволило им сохранить семью?

Мама - человек большой преданности, а папа вырос в такой семье, где жен не бросают. Когда в начеле 50-х мама заболела и попала в психиатрическую больницу с диагнозом «мания преследования», актер Сергей Лукьянов посоветовал папе: «Сева, оставь все Лидии и уходи от нее. Поверь, дальше будет хуже». Папа ответил, что жена родила ему двоих детей (старший сын Алеша скончался во время войны в возрасте двух лет от кори и дифтерита. - Я. Г. ), отдала молодость, красоту. Дескать, собаку больную на улицу не выбрасывают, как же он мог оставить супругу.

- Мама боялась потерять отца?

В актерской профессии есть соблазны, но все зависит от меры таланта. Можно сыграть любую страсть, не открывая свое сердце навстречу партнеру. Впрочем, отец никогда не считал себя красавцем, мама тоже так думала. Она же была умной, интересной и острой на язык женщиной. Эмоции никогда не сдерживала. Мы с ней часто в киноэкспедициях сопровождали отца.

Мама тряслась над нами обоими: когда я была маленькая, чуть не умерла от желтухи, а у папы в 35 лет случился инфаркт. Словом, родители оказались очень преданы друг другу. Правда, случались моменты, мама плакала и повторяла: «Я никто и ничто - домохозяйка! Ненавижу эти кастрюли!» Папа ее успокаивал: «Лида, как ты можешь такое говорить. Если бы не ты, я бы никогда не состоялся».

- Он искренне так считал?

Разумеется. Мама читала больше, чем отец. Интересовалась многими вещами, будила внимание мужа к чему-то большему, чем его любимая рыбалка. Давала советы по работе. Правда, не всегда проявляла прозорливость. Например, была категорически против, чтобы отец соглашался на роль Сиплого в «Оптимистической трагедии»: «Ты такой положительный, играешь героев. Как ты будешь такую мразь играть?!» Я тогда училась в театральном институте и убедила его: «Папа, ты же актер, и отказаться от такой интересной роли нельзя». И оказалась права! До этого он сыграл череду проходных и безликих персонажей.

Одноразовые женщины

- Неужели у вашего отца никогда не было любовных увлечений?

Может быть, какие-то короткие встречи у него и случались, но семьи это не касалось. Никто не писал ему писем, не караулил под дверью. Однажды, я уже тогда была взрослой, папа со мной поделился: «Знаешь, в киноэкспедициях, когда вас с мамой не было рядом, я всегда говорил женщинам, что у меня есть жена и дочь и я их никогда не оставлю». Когда мужчина сразу об этом предупреждает, то женщины понимают: да, может получиться что-то одноразовое, но на большее рассчитывать не стоит.

- Вы не боялись, что мама, которая в свое время наблюдалась у психиатров, могла покончить с собой?

Депрессивные состояния, вызванные тем, что она не состоялась в жизни, у нее, конечно, случались. Но мама никогда не шантажировала нас с отцом. Бывало, что она выражала недовольство мной, но вполне оправданно. Молодость же безумно эгоистична.

- Ваш папа занимал высокую должность в Союзе кинематографистов. Наверное, коллеги постоянно мучили его просьбами?

Он возглавлял в Союзе сначала актерскую секцию, а потом стал руководить бытовой. Квартиры, похороны, памятники, направления в санатории - всем этим занималась его комиссия. Помню, как-то рано утром нам домой позвонила Регина, супруга Михаила Козакова. И стала жаловаться, что им отказали в путевке в Пицунду, а Маргарита Гладунко, которой улыбнулась удача, вместо себя отправила туда сестру с дочкой. Ну что, отец должен был стоять на перроне и проверять, кто, с кем и куда поехал?! Кстати, ни папа, ни я, ни мой муж Ролан Быков в Пицунде ни разу не были. За право съездить туда шла настоящая война!

- А зачем Санаев взваливал на свои плечи чужие заботы?

Чувствовал, что нужен людям, что к нему хорошо относятся. Когда строился Дом ветеранов кино, огромную работу проводил именно папа: выбивал землю, искал строителей. К нему - человеку огромного обаяния - посторонние люди замечательно относились.

Последнее «прости»

- Ваши родители умерли практически друг за другом.

Да, папа скончался через десять месяцев после мамы. Еще при ее жизни у него обнаружили рак легких. В 75 лет он выкарабкался после обширного инфаркта только ради мамы, чтобы не оставить ее одну. Они проросли друг в друга, а все остальное, кто бы и что ни говорил, не имеет значения. Папа умер у нас с Роланом дома. Последние дни он провел, окруженный любовью, вниманием и состраданием. Отец чувствовал, что уходит, и незадолго до смерти произнес: «Не хочу больше жить». - «Папа, ты пожалей меня, нельзя же, чтобы вы с мамой ушли один за другим». - «Рад бы рад, да не получится», - ответил он.

- Он часто приходил на могилу жены?

Маму мы кремировали, и, понимая, что папа тяжело болен, я тянула время с погребением урны с прахом. Она хранилась у меня дома. Я прочла, что японцы всегда держат прах родных у себя. Словом, когда папы не стало, я похоронила их вместе. Они покоятся на Новодевичьем кладбище. Неподалеку могила Ролана. Кстати, места на кладбище для папы добился именно Быков, хотя отец говорил, что ему будет хорошо и на Ваганьковском.

Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT »! Вчера решила перечитать повесть «Похороните меня за плинтусом» , естественно, возникло желание написать свои впечатления по поводу этого неоднозначного произведения.


Следует сказать, что автор книги Павел Санаев , режиссёр и писатель, приходится сыном известной советской актрисе Елене Санаевой (Помните, Лису Алису из фильма «Буратино»?). В силу семейных обстоятельств (брак Санаевой с Роланом Быковым ) детство мальчика проходило в доме его бабушки Лидии Антоновны Санаевой и актера Всеволода Санаева .


В течение семи лет ребенок вынужден был жить в атмосфере постоянных семейных скандалов и споров. Безусловно, это не могло не наложить определенный отпечаток на становление маленького Павла.

Эти факты позволяют судить об автобиграфичности произведения, несмотря на стремление автора слегка завуалировать реальные подробности, например, сменой имен и фамилий. Повесть представляет собой череду воспоминаний, порой смешивающихся друг с другом, идущих вразнобой, но, тем не менее, в полной мере обрисовывающих тот мир, в котором существует герой.


Важно заметить, что произведение воспринимается и трактуется, как правило, диаметрально противоположно: одни видят в описании жизни ребенка много юмора и иронии, другие отмечают жестокость, которой пропитан весь сюжет…

Итак, рассказ ведется от лица восьмилетнего мальчика:

«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу» .

Эти строки сразу окунают нас в мир семьи Савельевых, наполненный криком, бранью, оскорблениями, мир, который кажется ужасным, немыслимым в своем деспотизме. И мне становится понятной реакция тех читателей, кто увидел мрачную картину издевательств, унижения, обид. Но вчитайтесь еще раз в первые слова повести. Вчитались? Да, слова эти произносит ребенок, но ведь за каждым из них стоит взрослый. А мальчик, как любое дитя, полное непосредственности, лишь вторит тому, что слышит ежедневно о себе, о матери, о людях, зачастую не вникая в то, что говорит, и просто не понимая, в силу своего возраста, смысл сказанных слов. И тут я начинаю понимать тех, у кого произведение вызывает улыбку. Достаточно ироничны и некоторые детали повествования, например, история с купанием, или забывчивость бабушки о местах хранения денег, или посещение гомеопата.

«— Здравствуйте, здравствуйте! — приветствовал нас с бабушкой престарелый гомеопат.

— Простите, за Бога, за ради! — извинялась бабушка, переступая порог. — Дед на машине не повез, пришлось на метро добираться.

— Ничего, ничего, — охотно извинил гомеопат и, наклонившись ко мне, спросил: — Ты, значит, и есть Саша?

— Я и есть.

— Чего ж ты, Саш, худой такой?

Когда мне говорили про худобу, я всегда обижался, но сдерживался и терпел. Стерпел бы я и в этот раз, но, когда мы с бабушкой выходили из дома, одна из лифтерш сказала другой вполголоса:

— Вот мается, бедная. Опять чахотика этого к врачу повела.

Вся моя сдержанность ушла на то, чтобы не ответить на «чахотика» какой‑нибудь из бабушкиных комбинаций, и на гомеопата ее уже не хватило.

— А чего у вас такие большие уши? — с обидой спросил я, указывая пальцем на уши гомеопата, которые действительно делали его похожим на пожилого Чебурашку.

Гомеопат поперхнулся.

— Не обращайте внимания, Арон Моисеевич! — заволновалась бабушка. — Он больной на голову! А ну быстро извинись!

— Раз больной, извиняться нечего! — засмеялся гомеопат. — Извиняться будет, когда вылечим. Пойдемте в кабинет.

Стены кабинета были увешаны старинными часами, и, желая показать свое восхищение, почтительно сказал:

— А у вас есть что пограбить.

— Ого! Да там еще больше!

— Идиот, что поделать… — успокоила бабушка снова поперхнувшегося гомеопата…»

Конечно, мы можем бесконечно говорить о том, что жить ребенок в атмосфере бесконечной травли и ругани не может, жить без матери не может, и я, безусловно, не могу не согласиться с этим…

«– Гицель проклятый, татарин ненавистный! – кричала бабушка, воинственно потрясая рефлектором и хлопая ладонью другой руки по дымящейся юбке.– Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! – Это было любимое бабушкино проклятье.– Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!

– Вылезай, сволочь!

Снова комбинация – это уже в мой адрес.

– Будь ты проклят…

Любимое проклятие.

– Чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил…

Комбинация.

– Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли печень, почки, мозг, сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый…

Комбинация.

– Раздевайся!

Неслыханная комбинация».

Но важно понять и мотивы поведения взрослых…

Я прочитала много отзывов и рецензий на эту книгу, в которых жалели мальчика, сетовали на его несчастную судьбу, переживали за мать, лишенную возможности видеть своего ребенка так часто, как ей хотелось бы, ругали сумасшедшую бабушку и деда-подкаблучника, во всем ей поддакивавшего, рассуждали о психотипах личности и т.п. Но ни разу мне не встретилось ни одного слова, посвященного трагедии куда более страшной. Именно в истории жизни Нины Антоновны Савельевой, бабоньки, как называет ее Сашенька, и кроются причины того, что мы увидели на страницах повести.

Меня до глубины души поразила страшная судьба этой героини, поняв которую, можно разобраться во всем. Совсем юной она, влюбившись, покидает родной Киев, переезжает в маленькую комнатушку в коммуналке, где живет вместе с мужем и новорожденным сыном Алешенькой. С началом войны, несмотря на все увещевания, муж Семен Михайлович отправляет ее в эвакуацию в Алма-Ату, там ее поселяют в неотапливаемой комнате с ледяным земляным полом, где вскоре от дифтерии умирает маленький сын. И она, вся больная, распродав все имеющиеся вещи, едет к мужу… За поддержкой, за пониманием, за вниманием и заботой, которых никогда не чувствовала от него. Поэтому, когда родилась дочь Оля, неожиданный и очень дорогой подарок, она все силы бросила на защиту своего дитя. Нина Антоновна стала гиперопекать дочку, хотела сделать из нее настоящего человека, вложить всю нерастраченную любовь и нежность, мечтала, что ее ребенок будет самым умным, талантливым, красивым, счастливым. Поэтому так сложно происходило взросление девочки, поэтому изнывала она от деспотизма своей матери, стремясь обособиться, обрести самостоятельность, поэтому выбор Оли вызывал в матери тупую агрессию и неприятие, поэтому мужа дочери она называла карликом-кровопийцей, ведь не таким она видела для нее идеальную пару, поэтому отобрала Сашеньку, рассудив, сделать из внука то, что не получилось из дочери. Вот откуда проклятья, сыплющиеся на головы героев, истерики, крики, мания преследования, закрытость, обособленность существования, стремление спрятать каждый рубль, подкупить, задобрить… От безысходности, от бессилия, от всепоглощающего одиночества, от тоски и несчастья… Нет ни одной души, которая бы выслушала, пожалела, поняла эту несчастную старую женщину… У меня она не вызывает гнева и ярости за свои поступки, мне безмерно ее жалко. Мне казалось, что на протяжении всей книги я присутствовала при огромной трагедии человека…


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»