Теория животного белка, как белка необходимого для человеческой жизни, трескается по швам. Загадочное племя тубу Тубу в Ливии: политика Каддафи и восстания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В позднее средневековье и новое время территории, входившие некогда в государство гарамантов, были населены народами, отличающимися по языку и антропологическому типу, но в общем сходными по культуре. На основании этого последнего признака их можно назвать центральносахарскими. Возможно, центральносахарская культурно-историческая общность формировалась еще в гарамантскую эпоху и цивилизация Гарамы занимала в ней центральное место. Кроме того, в оазисах жили большими группами потомки поздних северных (арабы, берберы) и южных (канембу, хауса) пришельцев. На западной периферии этой территории, в оазисе Туат, часть населения составляют бербероязычные иудаисты, в прошлом обитавшие и в других оазисах.

Центральносахарские этносы группируются в две общности: туарегов и тубу, из которых первая связана в основном с берберами, а вторая с загава Центрального Судана.

Туареги (араб. мн. ч. тавариг , туарег от ед. ч. тарги ) - народ, сложившийся в средние века в Центральной Сахаре, хотя в настоящее время свыше 90% примерно из 300-320 тыс. туарегов проживает в городах, селениях и лагерях беженцев Центрального Судана (Нигер, Северная Нигерия, Восточное Мали, Буркина-Фасо), а также Алжира и Ливии. Язык туарегов - томашек - относится к берберским. Он разделяется на пять крупнейших диалектов по числу основных областных групп (в прошлом - конфедераций туарегских племен). Из них четыре населяют горные области Сахары: ихаггар, или ахаггар,- нагорье Ахаггар, аджер - плато Тассили-н-Аджер, ифорас - плато Адрар-Ифора, аир, или асба - плато Аир. Пятая и крупнейшая группа племен (игеллад, юлемидден, тадмекет и др.) живет в сахельской зоне по обе стороны от р. Нигер (Восточное Мали, Западный Нигер, Буркина-Фасо). К этой группе принадлежит примерно 150 тыс. туарегоязычного населения, тогда как к аир - около 100 тыс., к аджер - около 30-40 тыс., а к ифорас и ахаггар - только по 10-15 тыс. человек.

Туарегов обычно характеризуют как воинственных кочевников пустыни. Действительно, хозяйственно-культурный тип номадов наложил специфический отпечаток на всю туарегскую культуру. Однако более тщательный анализ показывает, что туарегское общество могло сформироваться и существовать лишь как система различных хозяйственно-культурных типов: скотоводов-номадов в двух вариантах - всадников-верблюдоводов и пастухов-козоводов (у юлемидден развился еще один подтип - пастухов крупного рогатого скота), земледельцев оазисов (с подтипами земледельцев сахельской зоны и нагорий), а также групп потомственных ремесленников и соледобытчиков. Туарегское общество развивалось на ближней периферии городской цивилизации, и туарегская знать-владела городами (Тадмекка, города Аира, в XV в. Томбукту, Шингит и др.), контролировала транссахарские караванные пути.

Экономическую основу туарегского общества составляли как скотоводство, так и земледелие, ремесла и промыслы. Эти отрасли хозяйства объединялись посредством комбинирования труда преимущественна на общинно-кастовой и рентальной основе. В результате развилась сложная система общин и каст.

Общественный строй туарегских конфедераций (собственно говоря, примитивных раннефеодальных государств) был в принципе один и тот же, с неизбежными местными особенностями. Все население делилось на племена и кланы. Господствующее племя принадлежало к социальной категории воинов - имхар, и его название (например, кель-аджер, кель-ахаггар и т. д.) было в то же время названием всей конфедерации. Кроме того, имелись вассальные племена и различные группы (общины, кланы, семьи и пр.) несвободного населения, низшие касты ремесленников и пр. Во главе каждой конфедерации стоял аменокал - глава аристократического имхарского племени и привилегированного клана этого племени.

Например, аменокал конфедерации Ахаггар принадлежал к клану кель-рела племени кель-ахаггар. Однако его сан внутри клана не передавался по твердым правилам престолонаследия, но аменокала пожизненно избирало собрание имхаров. При выборе учитывались как личные качества кандидата, так и его происхождение (точнее - происхождение его матери, которая должна была быть старшей из сестер внутри аристократической семьи). Мать аменокала вообще пользовалась особым авторитетом и властью; она имела право вето на любое решение своего сына. Вновь избранный аменокал сам избирал себе помощника. Кроме него представителями публичной власти были в основном клиенты и слуги правителя, игравшие роль его посланцев и свиты, тогда как его сородичи и соплеменники пользовались властью в первую очередь как члены аристократической касты, а не как представители аменокала. Социальная структура туарегских конфедераций крепилась в основном родо-племенными узами и отношениями личной зависимости (сюзерен - вассал, патрон - клиент, господин - невольник).

Тем не менее на южной периферии Центральной Сахары отдельные аменокалы (или султаны, как они назывались по-арабски) достигали могущества: например, многие правители Аира XIV-середины XIX в., правители Томбукту XV в. и некоторые другие.

Аменокалы жили за счет феодальной и рабовладельческой эксплуатации пастухов, земледельцев, ремесленников и добытчиков соли, принадлежавших к лично-зависимым кастовым группам вассалов, крепостных, невольников и клиентов. Они присваивали также труд караванщиков, облагая их данью как платой за беспрепятственный проход торговых караванов и их защиту от грабителей. Важную роль в системе доходов каждой из конфедераций играл военный грабеж - набеги с целью захвата скота, зерна, различных ремесленных изделий, а также людей для продажи их в рабство.

Военную силу для набегов и внеэкономического принуждения пастухов, земледельцев, добытчиков соли давала каста имхаров.

Однако имхары не только обогащали аменокалов, деля с ними военную добычу, но и вместе с ними участвовали в эксплуатации непосредственных производителей.

По своему антропологическому типу имхары являются наиболее европеоидной из всех кастовых групп туарегского народа. Они - высокие, светлокожие люди с мягковолнистыми волосами. Это указывает на сравнительно северное, средиземноморское происхождение имхаров. Считается, что на Ахаггар, на крайний север страны туарегов, предки имхаров - ахаггаров пришли более полутора тысячелетий назад из еще более северных районов (Нумидия или Гарама?).

Благодаря принесенной из Средиземноморья или Гарамы военной технике, военной организации, разведению верблюдов, которых не было у местных племен, а также другим достижениям культуры (в том числе письму) воинственные и сравнительно цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди этих племен.

Важную роль в процессе накопления и хранения культурной информации у имхаров играли женщины. Они знали письмо, сочиняли и пели песни под собственный аккомпанемент на однострунном инструменте амзад. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на ахалах - собраниях незамужних женщин вместе с молодыми людьми (такой ахал в XIX в. был, в частности, описан русским путешественником А. В. Елисеевым). Женщины имхаров, как и все туарегские женщины, не закрывают лиц, хотя и считаются мусульманками. Зато все взрослые мужчины - имхары и их вассалы - носят на лицах покрывала (тагельмуст), которые не снимают на людях. В средние века такой же обычай существовал и у санхаджа - берберов-номадов Западной Сахары, являвшейся до ее арабизации во всех отношениях продолжением страны туарегов.

С течением времени имхары стали высшей кастой, избегавшей физического труда. Аристократизм, галантность, воинственность, максимальная подвижность, когда почти постоянно приходилось совершать длительные переходы через пустыню, любовь к верблюдам и презрение к труду, даже труду пастуха, вместе с тем утонченное восприятие поэзии, музыки, танца - вот отличительные черты образа жизни, системы ценностей и субкультуры имхаров.

Они почти постоянно передвигались на своих верблюдах, совершая набеги, встречая торговые караваны и собирая с них дань товарами, обходя полюдьем кочевья вассальных племен (и отбирая у них свою долю коз и овец) и земледельческие вассальные общины, где имхары поселялись на время сбора урожая фиников и проса, чтобы отдохнуть, попировать и получить свою долю урожая.

Во время этих полюдий аменокалы главным образом осуществляли свои судебные функции, улаживая частые споры о размерах дани между своими соплеменниками-имхарами и подданными, или вассалами, имрадами.

Имрады (или имгады, амгиды) - название второй в сословно-кастовой иерархии и наиболее многочисленной группы туарегского общества. В различных конфедерациях имрадов было в пять-восемь раз больше, чем имхаров. Антропологический тип имрадов напоминает эфиопеоидный: они более темнокожи, волнистоволосы и низкорослы, чем имхары, но отличаются и от негроидов. Главное их занятие - разведение мелкого рогатого скота. Само название имрад (имгад) происходит от слова эрейд (или эгейд) - козочка. И не случайно некоторые имрадские племена носят название кель-улли - козьи люди. Согласно легендам, в прошлом имрады совсем не имели верблюдов, а разводили только коз, овец и ослов. Подобно имхарам, имрады группируются в племена и кланы, причем каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских. Последние платили имхарам ежегодную дань козами (в новое время также верблюдами), безвозмездно предоставляли им животных во временное пользование.

Сходный антропологический (но не хозяйственно-культурный!) тип у харатинов (ед. ч. хартани) - оазисных мотыжных земледельцев Центральной Сахары, издавна культивирующих финиковую пальму, просо, бахчевые культуры, применяющих искусственное орошение. Харатины находились на положении крепостных. Возможно, до прихода имхаров они были в подчинении у имрадов. Своим господам-имхарам харатины платили дань в виде доли урожая фиников, проса и пр.

Одно из низших мест в кастовой иерархии туарегов занимали икланы - негроиды, потомки чернокожих рабов, жившие отдельными семьями в кочевых общинах - имхаров и имрадов. Икланы в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принадлежавший их господам. В конце XIX-XX в. часть икланов была превращена в горных, оазисных или чаще сахельских земледельцев; возможно, так бывало и в прошлом, и в некоторых местах икланы смешивались с харатинами.

Особняком от других каст стояли лично-свободные, но всеми презираемые ремесленники - инадены (или энадены). Их место в системе туарегской культуры определяется тем, что оружие и другие железные и деревянные изделия традиционного быта туарегов изготовлялись инаденами по вековым, даже тысячелетним канонам.

Описание традиционной структуры туарегского общества было бы неполным без упоминания о промежуточных по своему статусу, смешанных по происхождению группах (исеккамерен, ирегуэнатен и др.), а также о марабутах (инислемен), - частью происходящих от пришлых мусульман, частью же - коренных туарегов.

В конце средневековья среди улемов Томбукту, Шингита, Агадеса встречались туареги. В XVIII - XIX вв. широкую известность получили улемы-марабуты туарегского племени антессар (или игеллад), известного, впрочем, еще в XIV в. Распространяя арабскую грамотность и исламские знания, инислемены успешно соперничали со старой военной аристократией за культурную гегемонию в туарегском обществе.

Все туареги уже давно считаются мусульманами. Однако в их народной религии обнаруживается обширный доисламский субстрат: анимистические верования, культ духов мест, культ предков (по материнской линии), культ священного барабана табол, закрывание лиц у мужчин, высокое положение женщин в обществе. У туарегов оазиса Гат сохранились пережитки женских союзов и еще недавно устраивались ритуальные девичьи бои, напоминающие те, которые были описаны Геродотом у древних ливийцев. Исследователи отмечают отдельные следы влияния христианства и иудаизма, при полном отсутствии каких бы то ни было пережитков политеизма.

Во многом сходную социальную и культурную систему мы находим в традиционном обществе тубу (тибу, или теда), живущих к востоку от туарегов на территориях Нигера, Чада и Ливии. Всего на языке тубу в настоящее время говорит около 200 тыс. человек.

Тубу во многих отношениях похожи на имрадов. Их антропологический тип - эфиопеоидный, хозяйственно-культурный тип - кочевой скотоводческий (верблюды и мелкий рогатый скот). Они населяют нагорья Тибести, Эннеди, горы близ группы оазисов Кавар и ряд других районов Ливийской и Чадской Сахары. Сходный хозяйственно-культурный тип у бэле нагорья Эннеди. К номадам - тубу и бэле - по языку и культуре близки этносоциальные группы полукочевников, оседлых земледельцев и добытчиков каменной соли, а также бродячих ремесленников. Крупнейшие из них следующие: даза (в Борку, на севере Чада), камаджа (в Борку), аканаза (на юге Тибести), уния (в оазисе Униянга), а также загава Чада и Судана, живущие в суданском поясе. В Феццане обитает несколько тысяч тубу и шавашна (ед. ч. шушан) - земледельцев смешанного происхождения, находившихся в прошлом на положении крепостных. Особый интерес для историка представляют тубуязычные оседлые жители оазисов Кавар (на северо-востоке Нигера) и загава, создавшие вскоре после падения Гарамы обширное государство на территориях нынешних Чада, Нигера, Судана.

Оседлые и полукочевые этнические группы Северного Чада носят собирательное название горан. Как и загава, горан были известны арабским географам еще в IX в.

Тубуязычные земледельцы (в том числе полуоседлые земледельцы, занимающиеся отгонно-пастбищным скотоводством) культивируют в оазисах финиковую пальму, а также сеют ячмень, пшеницу и особенно просо (не только в оазисах, но и в горах, где зимой бывают холодные ночи, заморозки, выпадают дожди). У полукочевников земледелием занимаются в основном женщины (в прошлом также рабы), а мужчины пасут коз, овец и других домашних животных на горных пастбищах или ходят с караванами через пустыню. В июне они присоединяются к своим семьям для сбора урожая зерновых, а затем и фиников. У этих земледельческо-скотоводческих этносов сохранилась архаичная форма постоянных жилищ - круглых в плане, сложенных из плитняка, с куполообразной тростниковой или травяной крышей. Хижины кочевников также архаичны - они овальной формы, из циновок и жердей.

Основу традиционной социальной организации тубуязычных этносов составляют структуры, в основании которых лежат семейные общины и патрилинейные линиджи и кланы, местами (как у бэле) группирующиеся в племена. Как и повсюду в Сахаре, кланы и племена кастово неоднородны: скотоводы-номады считают себя более благородными, чем полуоседлые земледельцы-скотоводы, тем более оседлые земледельцы, занимающиеся такими арабскими сферами производства, как мотыжение почвы или добыча соли с помощью тех же мотыг из солончаков. Полукочевники также считают скотоводство более благородным занятием, чем ковыряние в земле. Наименее престижные виды труда - это охота и ремесленное производство, тогда как караванная торговля - вполне почетное дело, достойное благородных верблюдоводов. Низшие касты ремесленников (азза, или анза) наряду с потомками земледельцев-невольников составляли наиболее презираемые и угнетенные кастовые группы у тубу и родственных им этносов. На вершине кастово-клановой пирамиды находится клан Томагера, к которому принадлежит традиционный правитель Тибести, носящий титул дерде. Исторически этот князь с XVII в. был вассалом императора Борну, владения которого временами включали и Феццан. Канембу и канури - жители Борну - живут вперемешку с тубуязычными земледельцами и земледельцами-скотоводами в оазисах Кавар и в районе озера Чад. Вообще социально-политическая структура тубуязычных этносов испытала многовековое влияние центральносуданских феодальных государств, более сильное, чем конфедерации северных туарегов (Ахаггар, Аджер, Ифорас).

Как и туареги, все тубу и родственные им этносы считаются мусульманами. Однако доисламский субстрат в их религиях (особенно у бэле, формально исламизированных только в конце XIX в., когда в горы Эннеди проникли сенуситы) еще значительнее, чем у туарегов. Они приносят жертвы (обычно овцу, козу, реже корову или верблюда) предку - основателю своего клана. Считается, что дух предка пребывает в пещере, скале или одиноко растущей акации. Сбор урожая сопровождается праздником культа плодородия. В недавнем прошлом тубу, бэле, анаказа и некоторые родственные им этносы приносили жертвы солнцу, а мертвых хоронили связанными под кучей камней.

Несмотря на патрилинейный порядок наследования и счет родства и на некоторое распространение многоженства вместе с обычаем уплаты брачного выкупа за жену (покупка жены), женщины тубу занимают такое же почетное положение в местном обществе, как и женщины у туарегов. Они вооружены кинжалами, которые легко пускают в ход при столкновениях и ссорах. Как мужчины-тубу, они славятся своей поразительной выносливостью при перекочевках и крайней умеренностью в питании.

Южными соседями центральносахарских народов являются народы Центрального Судана, в этногенезе которых приняли участие и отдельные центральносахарские элементы. Таковы уже упомянутые выше канембу (букв, люди Канема), а также джерма, или зарма, области Зармаганда в долине р. Нигер (западная часть Нигера, отчасти соседние территории Буркина-Фасо и Нигерии). Джерма говорят на диалекте языка сонгаи и по своей культуре близки к сонгаям Восточного Мали. Они занимаются мотыжным земледелием в долине р. Нигер, ведут вполне оседлый образ жизни, исповедуют ислам, который начал среди них распространяться еще с XI в. Их название имеет некоторое сходство с названием гарамантов и, возможно, имеет ту же самую этимологию - жители постоянных поселений, земледельцы. Тем не менее, их никак нельзя отождествлять с древними гарамантами.

Тубу - это африканский народ, населяющий центральную часть пустыни Сахара. Его представители ведут полукочевой образ жизни. Культура и традиции африканцев сильно отличаются от европейских. Тяжелые условия жизни сделали народ невероятно стойким и выносливым.

Численность

Народ тубу состоит из двух этнических групп: даза и теда. Их количество исчисляется 350 000 человек.

Где живут

Основная часть людей тубу проживает на территории Республики Чад. Это государство, принадлежащее к Центральной Африке, не имеющее береговой линии. На севере страны пролегает каменистая пустыня Сахара и горное плато Тибести. Южная часть занята саваннами и болотами. Тубу сконцентрированы преимущественно на каменистой местности. Помимо Чада, небольшие группы этого народа проживают в Нигере, Ливии.

Язык

Народ тубу общается на языках тубу (теда и даза), которые относятся к сахарской семье языков. Носителями языков тубу являются около 420 000 человек, так как на них говорят и другие народы, населяющие Чад. Язык теда больше распространен на севере страны, на юге преобладает даза, делящийся на несколько диалектов. При этом даза имеет большее число носителей. Также жители Чада могут разговаривать на арабском и французском языках, которые являются официальными в этой стране.

Название

Тубу в переводе с арабского означает «скальный человек». Так арабы называли людей, селившихся на каменных плато Тибести и Тенере.

Религия

Народ тубу исповедует ислам, который во времена Средневековья внедрили арабы. Это довольно распространенная религия в Африке. Большинство жителей является суннитами.

История

Этнографы относят тубу к древнейшим племенам, существовавшим на территории Африки. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что первый человек появился там около 100 000 лет назад. Установлено, что на территории Сахары раньше был влажный климат, там существовали леса, плодородные земли. Древние племена уже 10 000-13 000 лет тому назад умели возделывать землю, выращивали скот. Существовали такие промыслы, как рыбная ловля, бахчеводство, садоводство. Примерно в 5 веке до нашей эры климат изменился, территория Сахары стала засушливой, с мизерным количеством осадков. Находки историков свидетельствуют о том, что до нашей эры африканские племена добывали железо. Они умели плавить металлы (медь, свинец, бронзу). Также племена занимались охотой, собирательством. С 9 по 14 века на территории обитания племени тубу возникло государство Канем. В 10-11 веках произошла исламизация правящей верхушки, которую уже давно проводили мусульманские султанаты на территории Северной и Восточной Африки.

После распада Канема на этих землях образовались исламские султанаты Вадаи и Багирми, которые часто вступали в военные конфликты. Позднее их поглотило государство Раббах, имевшее сильную многочисленную армию (19 век). В начале 20 столетия французы начали захват территорий Раббаха. В результате военной операции земли возле озера Чад стали французской колонией. Во Второй мировой войне из числа местных африканцев вербовали солдат для борьбы с итало-немецкими войсками. К 1960 году Чад обрел независимость. С этих пор начались волнения внутри страны, которые продолжаются до сих пор. В основном они возникают по политическим и иным мотивам между африканцами и арабами.

Внешность

Тубу принадлежат к африканскому типу негроидной расы. Антропологи считают, что внешность негроидов сформировалась под влиянием климатических условий засухи и жары. У представителей этого народа очень темный, почти черный цвет кожи. Это из-за повышенного содержания меланина (вещества, влияющего на цветовой пигмент). Он защищает кожу от ультрафиолетового излучения. Жесткие черные волосы не дают голове перегреваться. Тубу имеют короткий нос с широкими ноздрями. Это необходимо для хорошего воздухообмена. Губы очень пухлые, как у всех негроидов. Физиологически это оправдано тем, что так создается больший объем слизистой оболочки, через которую испаряется лишняя влага. Разрез глаз узкий по сравнению с представителями других негроидных народов. Возможно, это вызвано необходимостью защищать глаза от песка и ветра. В целом тубу довольны привлекательны. У них аккуратное овальное лицо, на котором живые черные глаза резко контрастируют с белозубой улыбкой.


Жизнь

Чад является очень бедной страной с низким уровнем жизни. Большая часть населения живет на грани нищеты. Печально обстоят дела с образованием, здравоохранением. Грамотных людей практически нет. Распространены инфекционные болезни, часты вспышки кишечных заболеваний. Это происходит из-за дефицита чистой питьевой воды. Больницы есть только в крупных городах, вдали от поселений тубу. Во многом тяжелое экономическое положение вызвано местоположением страны и климатом. Государство удалено от моря, большую его часть занимают горные плато, каменистая пустыня. В этой части и обитают тубу. На значительном удалении от них находится озеро Чад. Осадки очень редки, тропический вид климата расположен к засухам. Рек почти нет, во время гроз небольшие участки равнин наполняются водой на короткое время. Часто происходят песчаные бури. Все это сильно влияет на жизнь обитателей страны.
Обучение населения затрудняется тем, что преподавание ведется преимущественно на французском языке. Представители тубу понимают колониальный язык, однако усваивание учебных программ не представляется для них легким. Правительство страны установило обязательное начальное образование для всех жителей с 1960 года. Несмотря на это, процент учащихся в школах ничтожно мал. Продвижению образовательной программы сильно мешают гражданские войны на территории Чада. Несмотря на наличие месторождений нефти и драгоценных металлов, ВВП страны является очень низким. Преобладают сельскохозяйственные виды деятельности, которые дают 57% ВВП.
Представители тубу, живущие на горном плато, занимаются в основном скотоводством. Они ведут кочевую или полукочевую жизнь. Внутри племени это считается привилегированным занятием. Кочевники стоят выше в общественной иерархии, чем крестьяне. Тубу разводят верблюдов, лошадей, ослов. В основном эти животные нужны для передвижения. Также используется в пищу их молоко. В некоторых районах разводят овец, коз. Отдельные племена тубу населяют оазисные регионы:

  • Кавар
  • Куфра
  • Феццан.

Там более благоприятный климат для земледелия. В оазисах выращивают ячмень, просо, пшеницу, рис, хлопок, сахарный тростник, кукурузу. Используется ручной труд. Распространен общинный тип землепользования. Также культивируется финиковая пальма, плоды которой являются основной пищей тубу. Жители саванн промышляют охотой и собирательством. Из ремесел развиты:

  1. Кожеделие.
  2. Изготовление музыкальных инструментов.
  3. Производство ритуальных масок.
  4. Резьба по слоновой кости.
  5. Ювелирное дело.

Из змеиной и крокодиловой кожи делают сумки, обувь, седла, различные аксессуары. Из бычьей кожи шьют емкости для воды и вина. Ювелиры производят массивные украшения из драгоценных металлов: золота, серебра, меди. Широко распространено изготовление статуэток из бронзы, латуни, слоновой кости. Существует ткачество. Производятся хлопковые материалы для изготовления национальной одежды. Основу социального устройства тубу представляют семейные общины. При заключении браков девушки приходят в дом мужа. Счет родства ведется по отцу. Имеет место многоженство, также распространены браки внутри семьи (кросскузенные). В каждой общине есть вождь. Она делится на свободных членов, зависимых и знатных.


Традиции

Хотя официально считается, что тубу исповедуют ислам, многие традиции у них сохранились с доисламских времен. Интересным является свадебный обряд. Ухаживания за понравившейся девушкой начинаются с того, что молодой человек ворует одно из ее украшений. Так он показывает ей, что желает стать ее мужем. После этого он должен принести подарки отцу девушки. Затем начинаются переговоры о размере выкупа, который жених заплатит семье невесты. Определяется сумма выплаты, которую разрешается не только отдать в виде денег или товара, но также отработать. Это может занимать длительное время: 1-2 года.
Выкуп за невесту больше рассматривается не как плата за потерю дочери, а как гарантия успешного брака. В случае его расторжения все свадебные подарки возвращаются в семью жениха. Со свадьбой связано множество затрат, так как она продолжается целых 7 дней. После свадьбы молодые супруги некоторое время находятся в семье жены, чтобы ее родители убедились, что муж хорошо с ней обращается. Несмотря на разрешение иметь несколько жен, многие семьи моногамны, так как на содержание нескольких жен необходимо большое количество средств.
Внутри семьи муж и жена имеют практически равные права. Решения принимает мужчина, но мнение жены при этом учитывается. У тубу приняты необычные для исламских семей отношения. Если жене не нравится что-то в поведении мужчины, она уходит к родителям, а вернуть ее можно только с помощью многочисленных подарков. Женщина является полноправной владелицей дома. У кочевников шатер имеет право ставить только жена, а без ее разрешения в дом никто не входит. Женщины занимаются сбором фиников, приготовлением пищи, ухаживают за домашними животными. Мужчины пасут скот, предпринимают дальние поездки с целью торговли. Интересным фактом является то, что одежду для всей семьи изготавливают мужчины. В горной местности ее делают из шкур животных.


Женщины тубу отличаются агрессивностью. Возможно, причина этому - жизнь в тяжелых условиях, полных лишений и трудностей, постоянные военные конфликты. Многие дамы ходят вооруженными. При себе у них имеется нож или заточенный рог животного. Они могут дать отпор незнакомому мужчине, что уважается внутри племени. Жены часто вмешиваются во внутренние проблемы общины. Также они могут выяснять отношения с соплеменницами при помощи оружия.

Одежда

Мужчины одеваются традиционно для кочевнических племен. Их костюм состоит из широких штанов и длинной рубахи. Их шьют из белой или бежевой ткани, иногда - синей. На голове носят тюрбан. Девушки носят длинные платья с национальными мотивами: растительными, зооморфными рисунками. Также распространена одежда типа индийского сари - длинные полосы материи обматывают вокруг тела, закрывая ими всю фигуру. На голову повязывают платки. Это делается больше для защиты от песка и солнца, так как женщины тубу могут не покрывать голову, в отличие от мусульманских. Наряды выбираются ярких расцветок: синие, зеленые, оранжевые, малиновые. В городах носят одежду на европейский манер: длинные юбки с облегающими кофточками. Девушки любят украшать себя бижутерией. Это бусы, браслеты, кольца в носу, подвески на голову.

Особенности

Отличительной особенностью тубу является редкостная выносливость. Они способны преодолевать несколько десятков километров в день под палящим солнцем. При этом весь их дневной рацион составляют несколько фиников и травяной чай. У представителей этого племени зафиксирована большая продолжительность жизни, чем у других племен. Они отличаются хорошим здоровьем и долголетием. Этим феноменом заинтересовались бельгийские ученые, которые решили исследовать физиологию народа. Они предприняли 80-километровый поход вместе с кочевниками через пустыню. Люди тубу шли пешком или ехали верхом на верблюдах.

Бельгийцы путешествовали в комфортабельных джипах, оснащенных кондиционерами. Также у них была европейская еда, напитки и все необходимое. Тем не менее уже в середине пути бельгийцы чувствовали себя крайне уставшими и измотанными тяжелой дорогой. Они страдали от палящего солнца, жаркого ветра и песка. К концу поездки их состояние было близким к шоковому. Когда у представителей тубу измерили давление и другие показатели, оказалось, что они в норме. Кочевники чувствовали себя хорошо и не показывали признаков усталости. Европейцы не смогли раскрыть секрет выносливости, хотя сделали предположение, что дело в употреблении верблюжьего молока и питательных веществ, содержащихся в финиках. Возможно, дальнейшее изучение полученных экспедицией данных поможет ученым решить эту загадку.

Тубу (тиббу, теда; в переводе с араб. - "скальный человек") - народ, живущий в Центральной Сахаре (главным образом в Республике Чад, небольшие группы - в Нигере и Ливии). Численность - более 350 тысяч человек. Делятся на две основные группы: теда (на севере) и даза (на юге), говорящих соответственно на языках теда и даза, относящихся к сахарской семье (нило-сахарская макросемья). Исповедуют ислам.

Тубу - полукочевники, сочетающие скотоводство (у теда - верблюды, у даза - крупный рогатый скот) с земледелием (в руслах вади сеют пшеницу, ячмень, просо, табак, хлопок, смоква, используя для полива воды временных потоков). Распространены сбор дикорастущих плодов и охота. Живут в деревянных хижинах (ферринг), крытых листьями пальмы.

Для этнографов и медиков по настоящее время остаются загадкой некоторые особенности организма представителей этого малоизученного африканского племени. Так, они реже всех в мире болеют онкологическими заболеваниями, а также обладают невероятной выносливостью. О них говорят: "Тубу хватает одного финика в день. На завтрак он съедает кожуру, на обед - мякоть, а на ужин - косточку". И в этом утверждении есть немалая доля правды.

Действительно, рацион тубу более чем скромен. По утрам они пьют отвары из трав и кореньев. В обед довольствуются небольшим количеством проса с маисовым маслом или с кокосовым соусом. Ужин у них тоже не отличается особым изобилием: чтобы утолить голод, тубу хватает всего несколько фиников. И так каждый день. Тем не менее их выносливость поражает воображение.

Для людей племени тубу характерен еще один феномен: оказывается, у них самая высокая продолжительность жизни в мире, а смертность среди младенцев - самая низкая в Африке. Кроме того, практически у всех членов племени до самой старости зубы сохраняются целыми и здоровыми. Объяснить эти особенности организма тубу довольно сложно. Возможно, связано это с тем, что они почти совсем не едят мяса...

Британский генетик Марк Хейбер (Marc Haber) обнаружил, что тубу имеют неандертальские гены. В то время как евразийцы имеют ~ 2% неандертальских генов, центральноафриканцы имеют ~ 0,5% неандертальских генов. Хейбер утверждает, что африканцы, которые несут неандертальскую ДНК, показывают на генный поток от евразийцев, так как найденная у африканцев неандертальская ДНК встречается среди тех африканцев, которые имеют Y-хромосомную гаплогруппу R1b.

Определенные особенности имеет и социальное устройство племени тубу. Например, несмотря на то, что при решении тех или иных вопросов решающий голос остается за мужчинами, женщины тоже принимают активное участие в общественной жизни племени. Они также отличаются агрессивностью. Более того, многие из них носят при себе "холодное" оружие. Это может быть или обычная палка, или заточенный рог антилопы, а иногда и специальный женский нож, похожий на меч. И для этого у женщин имеются все основания. Дело в том, что у мужчин тубу считается чуть ли не за честь украсть беззащитную женщину. Правда, сделать он это может лишь в том случае, если не знаком с семьей этой женщины.

В семье существует четкое разделение труда. Поскольку женщина в племени тубу считается владелицей и хранительницей дома, то только она имеет право поставить палатку. Более того, без ее разрешения никто не имеет права войти в жилище, В ее обязанности входит также сбор зерновых и фиников, стряпня и дойка коз.

А вот дойкой верблюдов занимаются обычно мужчины. В обязанности мужчин входят уход за скотом, его перегоны с одного пастбища на другое, а также торговля. И еще мужчины племени обязаны шить одежду себе, жене и детям.

Как и все мусульмане, тубу могут иметь несколько жен. И тем не менее обычно мужчина ограничивается одной супругой, И прежде всего, по чисто материальным причинам, которых несколько. Во-первых, очень велики расходы на брак. Во-вторых, из-за своей воинственности разные жены не смогут жить под одной крышей, а значит, для них необходимо предоставить отдельные жилища. И, в-третьих, мало какой мужчина тубу сможет содержать несколько семей и несколько домов.

Источники: Бернацкий А.С. Загадочные племена и народы мира. - М.: Вече, 2017. 272 с.
Материалы Википедии.

Они живут в самом сердце Сахары, на безводных плато Тибести и Тенере, где нет даже песка, потому что обжигающий ветер сгоняет его прочь. Окрестный пейзаж напоминает снимки лунной поверхности — безжизненные кратеры, камни, небытие. Ближайший оазис с тремя десятками финиковых пальм - в трехстах километрах.

И все же люди племени тубу кочуют именно здесь, на стыке Чада, Нигера и Ливии. Часть этнографов полагает, что тубу являются древнейшими обитателями Африки. Осенью прошлого года к ним отправилась международная экспедиция. Цель: попытаться выявить загадку тубу.

Эта поездка, организованная тремя бельгийскими университетами, никак не походила на прогулку. Две с половиной тысячи километров по пустыне позволили ученым убедиться на собственном опыте в том, что тубу действительно обитают в экстремальных условиях - этим термином обозначают предел, за которым человеческая жизнь невозможна. Никто из группы не смог бы провести здесь и нескольких дней, если бы в снаряжение экспедиции не входили специально оборудованные палатки, переносные холодильники с автономным питанием и вездеходы с кондиционерами. А ведь за плечами большинства медиков, экологов и этнографов был опыт нескольких предыдущих поездок в удаленные уголки мира - в частности, на Новую Гвинею и в Амазонию.

Основные вопросы были следующие: каким образом тубу сопротивляются обезвоживанию организма? Чем они питаются? Что обеспечивает их фантастическую выносливость - кочевники совершают переходы в 80-90 километров по каменистой пустыне, где температура редко опускается ниже 45 градусов в тени? Если бы тень сыскалась...

Это далеко не полный перечень загадок, хранителями которых являются люди тубу. Они отличаются отменным долголетием. До преклонного возраста сохраняют зубы. У них необычайно низкая для Африки детская смертность.

Тубу прекрасно сложены. У них тонкие черты лица - прямой нос, ровные губы, живые глаза. Правда, от постоянных укусов мошкары, не дающей покоя ни днем ни ночью, белки глаз, особенно у детей, постоянно красные.

Базовый лагерь экспедиция разбила в местечке Бильма; тубу приходят туда за солью, чтобы потом на верблюдах перевозить ее в страны, лежащие южней Сахары.

Контакты с тубу установились быстро. А когда летчик небольшого самолета, приданного экспедиции, предложил четырем старейшинам прокатиться в крылатой машине, отношения сделались совсем дружескими.

Медики брали на анализ кровь - около четырехсот проб, помещенных сразу же в холодильник. Диетологи внимательно изучали пищу тубу. Уже здесь исследователей ожидали первые сюрпризы. Местная пословица гласит: «Тубу довольствуется фиником в день - утром он съедает кожуру, днем - мякоть, а вечером - косточку». Пословица оказалась недалекой от истины. Меню тубу, не меняющееся в течение года, состоит из густого травяного отвара наподобие чая, который они пьют на завтрак, нескольких фиников на обед и горсти вареного проса, к которому добавляется иногда пальмовое масло или соус из тертых кореньев, - на ужин. Всё.

Во время пути каравана рядом на «джипе» ехали несколько врачей. «От усталости мы не могли высидеть за рулем, - вспоминает один из них. - А тубу размеренным шагом двигались вперед. К концу 40-километрового перехода сердечный ритм и давление были такими же, как вначале».

На остановке семейству тубу предложили отведать приготовленного по-европейски мясного бульона. Попробовав его, кочевники с отвращением стали плеваться. Вкус мяса им незнаком. Как могут они обходиться без животного белка? Загадка.

Все данные, полученные в результате поездки в Сахару, будут тщательно изучены. Но помогут ли микроскоп и химические анализы выявить тайну поразительной выносливости обитателей пустыни?

Племена тубу и зувайя между Чадом и Ливией

Пустыня Сахара - это не только туареги. Это еще и юго-восточная окраина Ливии. Когда-то, во второй половине XX века, М. Каддафи, увлеченный борьбой с Западом, открыл свой «африканский фронт борьбы против империализма», бросив часть войск на юг и юго-восток страны, чтобы вытеснить оттуда «западных колонизаторов», в основном французских и американских.

С точки зрения Триполи, наибольшую опасность для Африки представляло то обстоятельство, что южносахарские страны были объявлены сферой «жизненных интересов» США, где сооружались военные базы и наблюдалось вмешательство США и Франции во внутренние дела «приливийской» Африки. М. Каддафи уповал при этом не столько на политические меры, сколько на военную силу, что не находило понимания африканцев. Ливия, например, начала претендовать на часть территории Чада, объявив «своей» 114 тыс. кв. км района Аозу, который был захвачен ливийской армией в 1973 г. На территории Ливии вплоть до 1987 г. находились базы тех чадских боевиков, которым ливийцы оказывали военную и политическую поддержку. В 1979 г., когда в Нджамене к власти пришло правительство национального единства во главе с Гукуни Уэддеем, вождем племени тубу, принявшим ислам. Ливия согласилась с его предложением о демаркации границы. Но внутри Чада не все были согласны с этим решением.

В течение 80–90-х гг. внутри Чада началась борьба между ведущими лидерами Г. Уэддеем и Х. Хабре, на интересах которых играли Франция и США, что привело к их вмешательству в конфликт, на что негативно среагировал М. Каддафи, так как тубу-ливийца невозможно отличить от тубу-чадца, тем более что племя тубу, насчитывающее около 400 тыс. чел, контролировало часть территории Ливии, Чада, Нигера и даже Судана, что давало повод и Ливии претендовать на соседние земли. Но по вопросу о границе между Ливией и Чадом за период с конца еще XIX века было заключено несколько соглашений бывших колонизаторов, до сих пор вызывавшие споры.

С тех пор ливийские и чадские племена не раз воевали между собой. Племя тубу и племя зувайя враждовали давно. Тубу особенно жестоко подвергалось притеснениям, пока в конце мая 1994 г. Ливия и Чад не подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и постепенно восстановили добрососедские отношения.

И вот после смерти М. Каддафи вся сложная проблема ливийско-африканских отношений вдруг снова возникла. Опасность войны тоже. И не только с туарегами. В конце февраля 2012 г. старейшины племен из разных концов Ливии начали переговоры о прекращении вооруженных столкновений на этнической почве на юго-востоке страны, собравшись в городе Куфра. С 12 февраля 2012 г., когда начались вооруженные стычки в районе 40-тысячного города Куфра, где живут две самые крупные колонии племен тубу (афро-черные) и зувайя (арабы), с обеих сторон погибли свыше 100 человек, сотни получили ранения. Кровопролитие не удалось остановить даже армейским подразделениям, направленным туда Переходным Национальным советом, т. е. новой властью Ливии, для урегулирования ситуации.

В марте 2012 г. туда прибыли и эксперты ООН и вроде бы было достигнуто соглашение о прекращении огня. Представитель племени тубу Абу Бакр Садык заявил представителям СМИ, среди которых был и корр. ИТАР-ТАСС П. Мыльцев, что в течение марта будет подписано новое соглашение, которое «решит проблему раз и навсегда». Однако ситуация в Куфре, даже на время, когда писались эти строки, так и оставалась напряженной, как констатировали эксперты ООН, с которыми поддерживалась связь.

Западные наблюдатели единодушны в выводах, что боестолкновения на этнической почве на юго-востоке Ливии, где число племен превышает полсотни, представляют собой серьезный вызов для переходного правительства страны. Оно на протяжении всего времени посткаддафиевского пребывания у власти сталкивается с проблемой отсутствия безопасности из-за большой численности вооруженных группировок, действующих на бесконечных просторах пустыни Сахара и враждующих между собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»