Презентация - правописание сложных имен прилагательных.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Тема:

Правописание сложных имён прилагательных.

Цель:

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.

Задачи:

  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

Оснащение урока:

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  • Карточки-задания

Ход урока:

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Послушайте текст:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

О каких людях шла речь в тексте?

Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – (курносый)
  • Голубые глаза – (голубоглазый)
  • Широкие плечи – (широкоплечий)
  • Красные щеки – (краснощекий)
  • Радуется жизни – (жизнерадостный)
  • Любит себя – (самолюбивый)

Что объединяет все эти слова? (способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

Д.Дидро

Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Комментарии обучающихся.

Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Проверяем (ответы групп)

(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)

Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут.

  1. Работа в группах по изучению материала урока

1 группа

  1. Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.
  2. Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:

Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).

2 группа

Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206.

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный
паровозный

  1. из сочетаний слов :

железнодорожный (железная дорога)
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием :

высокообразованный
быстротечный

Примеры

Раздельно

  1. качество с дополн. оттенком :

кисло-сладкий
горько-соленый

  1. оттенки цвета :

иссиня-черный
молочно-белый
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только) :

англо-русский
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на - ико :

физико-математический

3 группа

  1. Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные *** пишутся слитно: белокаменный от белый камень ; вагоноремонтный от ремонт вагонов ;

Сложные прилагательные *** пишутся через дефис:

бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый .

Сложные прилагательные, обозначающие *** пишутся через дефис.

головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
семилетний
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
черноволосый
черноглазый

безнадёжно-печальный
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
дворцово-парковый
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький

блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый

  1. Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент, интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы.

Проверим, что у вас получилось в ходе работы.

1 группа - связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно, демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.

  1. Организация самооценивания, обобщение изученного

Практическое применение учебного материала

На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете в команде (игра «Знатоки» ).

Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды (можно воспользоваться словарём).

Высоко-: высоковитаминный;

Глубоко-: глубокоуважаемый;

Мелко-: мелкозернистый;

Узко-: узкоспециальный;

Много-: многоотраслевой;

Толсто-: толстоногий;

Густо-: густонаселённый;

Крупно-: крупнопанельный;

Круто-: крутоизогнутый;

Остро-: остродефицитный;

Чисто-: чистошерстяной;

Выше-: вышеуказанный;

Ниже-: нижеподписавшийся.

Задание № 2 группе. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель

Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотистосерых, с нежными белыми краями.

Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...

Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто-серых, лёгких, бледно-лиловый, земледелец.

Подведение итога работы.

Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных прилагательных, о которых узнал и на уроке.

Объявление результатов.

  1. Домашнее задание

Выучить материал сегодняшнего урока.

По выбору :

Составить словарный диктант (20 слов).

Подготовить презентацию к теме урока.

Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.


  • сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, например: летописный (летопись), краеведческий (краеведение) ;
  • сложные прилагательные, образованные из таких сочетаний слов, в которых одно слово по смыслу подчинено по смыслу другому (связано способом согласования, управления или примыкания), например: широкоэкранный (широкий экран), чугунолитейный (литье чугуна), скороспелый (который скоро спеет) .

Примечания

  1. Сложные прилагательные, первая часть которых образована от наречий, следует отличать от обычных словосочетаний, состоящих из наречия и прилагательного (или причастия), пишущихся РАЗДЕЛЬНО, например: диаметрально противоположный, чисто русский, плохо скрываемый, отчетливо выраженный . В предложении первая часть сочетаний выступает в качестве отдельного члена предложения (отвечает на вопросы как? в какой степени? каким образом? ).

    В качестве первой части подобных словосочетаний выступают наречия абсолютно (абсолютно спокойный), безукоризненно (безукоризненно честный), жизненно (жизненно необходимый), исконно (исконно русский), истинно (истинно революционный), подлинно (подлинно научный), прямо (прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смертельно (смертельно ядовитый, смертельно бледный), строго (строго логический) и др.

    РАЗДЕЛЬНО пишутся словосочетания, включающие наречия на -ски , например: исторически важный .

  2. Ряд сложных прилагательных, первая часть которых образована от наречий, пишется СЛИТНО . Такие прилагательные имеют книжный характер и часто являются терминами, обозначая единое, цельное понятие, например: высокоидейный (спектакль), высококвалифицированный (специалист), вышеуказанный (пример), легкорастворимый (материал), малозначащий (факт), многообещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), слабовидящий (человек), труднодоступный (подъем). Если при таких прилагательных употребляются зависимые слова, то наречие и прилагательное пишутся обычно раздельно (т. е. становятся словосочетанием). Сравните: многообещающий студент (= весьма талантливый, перспективный) — студент, много обещающий , но не выполняющий своих обязательств ; труднодоступная (= почти недоступная) вершина трудно доступная даже для опытных альпинистов вершина .

С дефисом пишутся:

  • сложные прилагательные, образованные от имен , например: северо-восточный (северо-восток), орехово-зуевский (Орехово-Зуево) ;
  • сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, которые равноправны по смыслу, независимы друг от друга (связаны по способу сочинения), например: беспроцентно-выигрышные вклады (беспроцентные, но выигрышные), научно-технический прогресс (научный и технический), прядильно-ткацкая фабрика (прядильная и ткацкая), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, из которых образовано сложное прилагательное, можно вставить союз и или но );
  • сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, например: ярко-синий, серебристо-серый, лимонно-желтый, темно-коричневый, изжелта-красный ;
  • сложные прилагательные, первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико , например: химико-технологический, физико-математический, механико-математический (но: великорусский, великосветский ).

Примечания

  1. С дефисом пишутся сложные прилагательные обозначающие качество с дополнительным оттенком, например: горько-соленый (соленый и с горечью), почтительно-вежливый (вежливый и выражающий почтительность).
  2. С дефисом пишется ряд сложных прилагательных, части которых обозначают неоднородные признаки, например: военно-революционный комитет (военный революционный), массово-политическая работа (массовая политическая), научно-популярный журнал (научный популярный).Следует иметь ввиду, что среди сложных прилагательных много традиционных написаний, например: всемирно-исторический (но: всемирно известный ), народно-освободительный (но: народнохозяйственный ). Поэтому при сомнениях в написании следует обращаться к орфографическому словарю.

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

АВТО

РАДИО

БИО

1. От сложных существительных:

АВИА

ФОТО

ЗОО

ПЕШ Е ХОДНЫЙ; ПАР О ВОЗНЫЙ

АЭРО

МЕТЕО

АГРО

2. Из сочетаний слов:

ВЕЛО

СТЕРЕО

НЕО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)

ДРЕВНЕРУССКИЙ (ДРЕВНИЙ РУССКИЙ)

МОНО

ЭЛЕКТРО

МИКРО

КИНО

ГИДРО

МАКРО

Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на –И:

3. В сочетании с наречием:

ГОРИЦВЕТ, СОРВИГОЛОВА

исключение: ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

ВЫСОКО ОБРАЗОВАННЫЙ;

БЫСТРО ТЕЧНЫЙ

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Сложные названия, термины:

1 . Качество с дополнительным оттенком:

ДИНАМО-МАШИНА,

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

КИСЛО-СЛАДКИЙ;

ГОРЬКО-СОЛЕНЫЙ

2. Составные названия политических партий и направлений:

2 . Однородные прилагательные (и,но,не только ):

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

АНГЛО-РУССКИЙ;

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ

3. Сложные единицы измерения:

3. Оттенки цвета:

ГРАММ-КАЛОРИЯ,

ТОННО-КИЛОМЕТР

ИССИНЯ-ЧЕРНЫЙ; МОЛОЧНО-БЕЛЫЙ

4. Первая часть оканчивается на –ико:

ФИЗ ИКО -МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

1.Газ...фикация, агр...промышленный, общественно (политическая), (общественно) полезный, (лиро) эпический, тысяч...летний, электростанция, сорок...кило метровый, сорок...ножка, (пол) километра, (пол) озера, (полу) тьма, (полу) кеды, (время) исчисление, (вице) президент, (выставка) продажа, (двухсот) (пяти) (десяти) летие, (ред) коллегия, (Ростов) (на) Дону, (школа) интернат, (блок) схема, (жар) птица.

2. (Дальне) восточный, (взаимо) выгодный, (военно) обязанный, (выше) указанный, (военно) полевой, (народно) хозяйственный, (зимо) стойкий, (траги) комедия, Комсомольск (на) Амуре, (мясо) молочный, (электро) снабжение, (высоко) идейный, (бледно) лиловый, (полу) финал, (научно) исследовательский, (чисто) шерстяной, (искренне) преданный, (пятнадцати) летний, (англо) русский, (жаро) понижающий.

3. (Горно) лыжный, (жизне) радостный, (много) миллионный, (глубоко) уважаемый, (чисто) русский, (тяжело) больной, (гоголь) моголь, (верти) хвостка, (весенне) полевой, (вице) консул, (водо) очистительный, (время) препровождение, (борт) проводник, иван (да) марья, (ясно) видящий, (всемирно) известный, (низко) поклонник, (иссиня) черный, (высоко) образованный, (пресс) конференция.

Проверьте себя

1. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) Наш спектакль, по()моему, всем понравился.

В) Биология, по()мнению моих одноклассников, мало кому пригодится.

С) Поступайте по()своему усмотрению.

D) Я, право()же, не хотел никого обидеть.

2. Укажите сложные слова со слитным написанием:

    мелко)калиберный, (бело)каменный, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (профессорско)преподавательский, (чисто)русский, (северо)западный

    военно(полевой), (мясо)молочный, (иссиня)черный, (англо)русский

3. Укажите сложные слова с написанием через дефис:

    (пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)

    (всемирно)известный, (чисто)русский, (общественно)полезный

    (зимо)стойкий, (чисто)шерстяной, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (дальне)восточный, (взаимо)выгодный,(выше)указанный

4. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) У меня диплом инженера()строителя

В) В XVIII веке мореплавателей манили не()открытые острова

С) На площади не расцвели (пол)газона роз

D) В залив входил (ледо)ход

Глоссарий

По-русски

Қазақша

In English

Бейбіт, тату

Миротворец

Бейбітшіл

Разрешение

Рұқсат, рұқсат қағаз

Саясаткер, саясатшы

Общественность

1) көпшілік; 2) әлеумет

Публичный

Бұқаралық; ашық

Общественные явления

Қоғам құбылыстары

Public phenomena

Почтенный, почтенный человек

Абыройлы; қария

Respectable, respectable person

Почтительный

Насыщенный

Қанық, қою

Задание на СРС:

Задание на СРСП:

Литература

    Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

    Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.- М.: «Русский язык». Курсы, 2006. - 336 с.

    Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 240 с.

    Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

    Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 224 с.

    Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

    Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

    Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

    Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

    Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз. Курсы, 2007. - 192 с.

    Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. -

2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Б ГУ, 2007. - 470 с.

    Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

    Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

    Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

    Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

    Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

Восстановите начальные реплики диалогов на основе ответных реплик.

1. - __________________________

    Я советую тебе поехать в Крым. Там прекрасные санатории, дома отдыха, море, горы, фрукты. Думаю, что там ты сможешь прекрасно отдохнуть.

2. - __________________________

    Мне трудно тебе что-либо посоветовать. Это не моя специ­альность.

Явный - явственный 136

1) такой, который открыто выражен, высказан, который известен, виден всем 136

2) такой, который очевиден, ясен для всех, понятен всем: 136

явственная борьба, необходимость, нужда, примета... 137

явственное желание, ощущение, противоречие, стремление, удовольствие 137

СТИХИ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 219

Молитва 225

Фотографии друзей 226

Грузинская песня 227

Вершина 230

В 1877 году Александр поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1882 году и получил приглашение остаться преподавать на кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он стал работать преподавателем физики, математики и электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний. 242

С 1901 года Попов - профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Также Попов был Почётным инженером-электриком (1899) и почётным членом Русского технического общества (1901). 243

В 1905 году учёный Совет института избрал А. С. Попова ректором. 243

Текст по специальности «Связь» 243

20. Александр Белл 243

Александр Белл – американский ученый, изобретатель и бизнесмен, основоположник телефонии. 243

Телефон, самое знаменитое из изобретений Белла, сделал его богатым. Но большая часть научных трудов и изобретений Белла была посвящена усовершенствованию средств общения для глухонемых. Он читал лекции и занимался с глухонемыми учениками, многих из которых научил говорить… 243

Александр Белл родился 3 марта 1847 года в шотландском городе Эдинбурге. В 13 лет Белл окончил Королевскую школу в Эдинбурге. А в 16 лет получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. Еще в Шотландии Белл начал интересоваться возможностью передачи сигнала по каналам электросвязи. 243

В 1876 году он получил патент, описывающий «метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Фактически речь шла о телефоне. 243

В 1877 году он вместе с двумя партнерами основал компанию «Белл телефон», а год спустя представил работу первого телефонного коммутатора. 243

Белл скончался 2 августа 1922 года в своём поместье близ города Баддек. После его смерти все телефоны Соединённых Штатов были отключены на минуту молчания в честь памяти Белла. 243

Можете ли вы рассказать о творениях природы, глядя на которые кажется, что их создал человек, а не стихия? Придумайте и разыграйте диалоги, в которых мож­но использовать пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать»

1. Ваш друг не знает, как и где провести летние каникулы. Вы советуете ему поехать в горы. Но он не соглашается с вашим советом.

2. У вас скоро отпуск. Обратитесь к своему другу за советом и узнайте у него, куда вам лучше поехать.

По мере того как усложняется наука и техника и расширяется область их применения, всё более усиливается и опасность их воздействия на природу, на организм человека. Од­на из этих опасностей состоит в том, что уровень шума в городах непрерывно повышается. По данным специалистов, в крупных городах он ежегодно увеличивается на один процент. Шум ока­зывает разрушительное воздействие на наше здоровье и на всю окружающую среду.

Длитель­ное интенсивное воздействие шума на человека ослабляет его нерв­ную систему. От шума сосуды головного мозга сужаются, что вы­зывает головную боль. Шум может ускорить развитие некоторых болезней. У человека от длительного воздействия шума понижа­ется слух и даже ухудшается зрение.

Ещё в прошлом столетии выдающийся учёный Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество вынуждено будет бо­роться с шумом так же решительно, как оно боролось с чумой и холерой. Это время уже наступило.

В некоторых городах для снижения уровня шума удачно ис­пользуют рельеф местности; автомобильные магистрали прокла­дываются по дну городских оврагов. Во многих городах строи­тельство новых заводов и фабрик осуществляется за чертой горо­да; туда же постепенно переносятся и старые заводы. Это в значи­тельной мере уменьшает шум на городских улицах.

Поиски путей борьбы с шумом продолжаются непрерывно. Снизить уровень шума, уменьшить его вредное влияние на чело­века - значит, в конечном итоге, укрепить здоровье человека, улучшить условия его жизни, увеличить её продолжительность.

(По материалам периодической печати)

Обеспокоить, обозлить - _______________________________

Отрицательная черта - _______________________________

Переполненность -_______________________________

Ненавистный - _______________________________

Достоинство- _______________________________

Чувствовать беспокойство - _______________________________

Остановиться и стоять не по своей воле –_______________________________

Подталкивать сзади -_______________________________

Транспортная проблема:

Криминальная ситуация:

Социальные проблемы:

Экологические проблемы:

Грамматический комментарий

В русском языке огромный лексический пласт принадлежит сложным именам прилагательным, правописание которых может вызвать затруднения и спровоцировать ошибку. Однако их не стоит бояться, потому что есть четко определенные правила.

Имена прилагательные, образованные путем сложения двух основ, пишутся слитно, если:

1. Произошли от слитно пишущихся существительных. Например:

  • новороссийский (Новороссийск), краснодарский (Краснодар), свободолюбивый (свободолюбие).

2. Произошли от словосочетаний, типами связи между которыми изначально были подчинение или сочинение. Например:

  • железнодорожный (железная дорога), законнорожденный (рожденный в законном браке), красноармейский (красная армия), деревообрабатывающий (обрабатывающий дерево), мясозаготовительный (заготавливающий мясо), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа) и др.

К этой же группе относятся прилагательные, обозначающие единое понятие, в том числе и терминологический единицы. Они образованы от словосочетания типа «наречие + прилагательное». Например:

  • дикорастущий, вечнозеленый, глубокоуважаемый, малоупотребительный и т.д.

Примечание 1. Прилагательные, образованные от сложных имен собственных, пишутся с маленькой буквы.

Примечание 2. Сложные прилагательные, образованные от слияния наречия с простым прилагательным, часто путают со словосочетаниями типа «наречие + прилагательное (или причастие)», которые, естественно, пишутся раздельно. Например:

  • детски доверчивый, плохо скрываемый, дико досадная, вечно молодой.

Отличаются такие словосочетания от сложных прилагательных тем, что не носят устойчивого характера.

3. Являются терминологическими единицами, образованы от нескольких основ, характер которых значения не имеет. Например:

  • тазобедренная (кость), голеностопный (сустав), старославянский (язык), глухонемой и т.д.

Имена прилагательные, образованные путем слияния двух основ, пишутся через дефис, если:

1. Произошли от имен существительных, написание которых изначально было через дефис. К этой группе также относятся сложные прилагательные, образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. К этой же группе относятся названия географических объектов (чаще всего населенных пунктов), образованные от сочетаний личных имен и отчеств, имен и фамилий. Например:

  • дизель-моторный, социал-демократический, алма-атинский, орехово-зуевский, северо-восточный, бурят-монгольский;
  • лев-толствоский, александр-пушкинский, стивен-кинговский, чак-полановский и т.д.
  • ерофей-павловичский

Примечание 1. Исключением является прилагательное «замоскворецкий», которое пишется слитно.

Примечание 2. Все вышеперечисленные подгруппы прилагательных, образованных от имен собственных, пишутся слитно, если в них появляется приставка:

  • подалмаатинский, заореховозуевский.

2. Произошли от двух или более равноправных слов:

  • беспроцентно-выигрышный, садово-огородный, мясо-молочный, букетно-конфетный (период в отношениях), сине-бело-красный (флаг) и т.д.

2. Произошли от двух основ и обозначают либо качество с дополнительным оттенком, либо оттенки цветов и полутона. Например:

  • раскатисто-громкий, переливчато-напевный, задорно-звонкий;
  • бледно-розовый, сине-зеленый, светло-оранжевый, темно-голубой, изжелта-красный, иссиня-черный, дымчато-серый и т.д.

3. Входят в состав географических названий с первыми частями северо- (северно-), южно- (юго-), восточно-, западно-, например:

  • Северо-Кавказский, Южно-Корейский, Восточно-Китайский, Западно-Украинский и т.д.

Примечание 1. Все остальные прилагательные, образованные от двух и более основ, пишутся через дефис. Например:

  • Литературно-художественный (кружок), политико-массовая (пропаганда), словарно-технический (отдел) и т.д.

Примечание 2 . Слова, первой частью которых является основа «сам-», «сама-» тоже пишутся через дефис. Например:

  • Сам-третий, сама-пята и т.д.

Слайд 1

Правописание сложных имен прилагательных
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна

Слайд 2

Цели урока:
Повторить, что такое «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»; Повторить основные способы образования сложных прилагательных; Изучить правила написания сложных прилагательных.

Слайд 3

Имя прилагательное:
часть речи
обозначает признак предмета
отвечает на вопросы: какой? какая? какое? чей? чья? чьё?
изменяется по родам, числам и падежам
по значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные
Качественные прилагательные бывают в краткой и полной форме, имеют сравнительную и превосходную степень

Слайд 4

Способы образования сложных прилагательных
1. Сложение основ:
2. Суффиксальный способ:
3. Слияние слов словосочетания в одно слово
слов, составляющих словосочетание: древнерусский (Древняя Русь)
независимых слов: историко-архивный (исторический и архивный)
слов, образующих цвета и оттенки): сине-зелёный бледно-голубой
от сложного существительного: лесостепной (лесостепь +н) юго-западный (юго-запад + н)
малоисследованные проблемы (ср. мало исследованные наукой проблемы)

Слайд 5

Способы написания сложных прилагательных
СЛИТНО
ЧЕРЕЗ «ДЕФИС»

Слайд 6

Слитно:
1. Прилагательные, у которых одна из частей отдельно не употребляется: быстротечный всеядный

Слайд 7

2. Прилагательные, которые образованы от сложных существительных, пишущихся слитно: водовозный (водовоз) железобетонный (железобетон)
Слитно:

Слайд 8

3. Прилагательные, у которых первая часть – числительное: пятистопный трехкилограммовый
Слитно:

Слайд 9

4. Прилагательные, у которых первая часть – наречие на О или Е: скороспелый нижеперечисленный
Слитно:

Слайд 10

5. Прилагательные, которые образованы из сочетаний слов с подчинительной связью: краснолицый (красное лицо – согласование) станкостроительный (строить станки – управление) близстоящий (стоящий близко – примыкание)
Слитно:

Слайд 11

Через дефис:
1. Прилагательные, образованные из сочинительных словосочетаний: русско-немецкий (русский и немецкий) афро-американский (африканский и американский)

Слайд 12

Через дефис:
2. Прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета, качества, признака: ярко-красный серо-голубой

Слайд 13

Через дефис:
3. Прилагательные, начинающиеся со слов юго-, северо-,южно-, северно-, западно-, восточно-: юго-западный Восточно-Сибирский

Слайд 14

Через дефис:
4. Прилагательные, которые образованы от существительных, пишущихся через дефис: пол-литровый (пол-литра) унтер-офицерский (унтер-офицер)

Слайд 15

Через дефис:
5. Прилагательные, образованные из сочетаний имени и отчества, имени и фамилии, двух фамилий: конан-дойлевский жюль-верновский

Слайд 16

Через дефис:
6. Прилагательные, у которых основа первой части оканчивается на –ИКО: физико-математический историко-краеведческий ИСКЛЮЧЕНИЯ: великосветский, великорусский

Слайд 17

Через дефис:
7. Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки: научно-популярный военно-политический

Слайд 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 19

Задание 1. «Корректор». Задание: найдите ошибки в рассуждениях. 1) Северовосточное пишется слитно, т.к. образовано от северовосток. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно,тоже пишутся слитно. 2) Лесопарковая от лесопарк (а не от лесной и парковый). Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, пишутся слитно. 3) Разно-цветные от разные и цветные. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друг, пишется через дефис. 4) Музыкально-развлекательная от музыкальный и развлекательный. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис. 5) Ближне-восточный от ближний и восточный. . Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис.

Слайд 20

Задание 2. Образуйте сложные прилагательные от данных сочетаний: 8 часов – ... 200 литров – ... 365 дней – … 42 километра – … 72 миллиарда - …
Язык Древней Руси - … Техника по строительству судов - … Обряды старой Руси - …

Слайд 21

Ресурсы:
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию content.schools.by›zhazhelka http://www.tepka.ru/russkij_yazyk_6/62.html

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»