Многорукая богиня шива. Боги индийской мифологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Пробудившийся за последние 20 лет интерес к практике , показывает, насколько сильно влияние индуистской философии и стиля жизни в современном мире. В данной статье мы рассмотрим, кто такой Шива, какую роль он занимает в религии , какие существуют легенды о его рождении.

Кто такой Шива

Таково имя одного из главных индийских божеств , одновременно оно означает и космическое начало, и некую божественную энергию, и высшее сознание, и символ мужчины. Шива созидает мир, Вселенную - но он же может и разрушить ее, поэтому его еще называют Великим Разрушителем. Мир когда-то придет к своему завершению, к погибели, и Шива именно тот, кто доведет Вселенную до логического конца. Это его предназначение, его суть.

Знаете ли вы? Выше глаз Шивы, расположены 3 черточки - напоминание о том, что каждому предстоит разрушить три порока: эгоизм, карму и иллюзию.

Шива - всемогущий разрушитель, своей силой и энергией он превосходит таких великих божеств, как Вишну и Брахма. В некоторых индийских легендах и традициях Шива является абсолютным божеством.

Формы божества

Несмотря на кажущуюся ограниченность этого божества, его разрушение, согласно законам Вселенной, всегда порождает новую жизнь, новое начало. Поэтому Шива является не только разрушителем - он подготавливает почву для нового семени, новых зачатков. Как и у других индийских богов, у Шивы существуют несколько имен , каждое их которых раскрывает его отдельную грань, особенность, уникальность. Каждое из имен является воплощением божественного начала, величия - поэтому у последователей индуизма они вызывают особый трепет и благоговение. Рассмотрим же их подробней.

Махайоги (Великий Йогин)

Бог Шива в этой грани изображается с длинными волосами, одетым в шкуры зверей и живущим в уединении в Гималаях. Он всегда «погружен в существующую безначальность», его всегда окружают звери, но не люди, в результате чего его еще называют Богом аскетизма. По легенде, именно в этом месте Шива был сражен любовью, и воспылал чувством к Парвати, своей будущей жене.

Великий Йогин является покровителем всех - как в древности, так и в современном мире. Часто последователи Махайоги изображают Шиву сидящим на тигриной шкуре, с осыпанной пеплом головой и третьим глазом - нищий йог, бог, погруженный в глубочайшее созерцание.

Важно! Ввиду того, что Шива является разрушителем, практикуют проведение молитв его жене, богине Парвати - в случаях, когда человек борется с какой-либо сложностью, преодолеть которую у него уже нет сил, она может заступиться за него перед Богом.

Натараджа (Владыка танца)

В этой грани Шива является божеством с четырьмя руками, кружащим в непрерывном танце, которым он и рушит миры и Вселенную. Зачастую его облик заключен в светящуюся окружность - это символ сансары. В верхней правой руке он держит ударный инструмент, которым отстукивает энергию макрокосмоса, с противоположной стороны, в верхней руке находится огонь (один из периодов Покоя). На левой руке скрещенные особым образом пальцы образуют символ милосердия, а на правой - символ зашиты. Ногами божество упирается в уродца, карлика, который является символом невежества.

В то время как Натараджа танцует, все божества наслаждаются , внимают ему и помогают, играя на разных музыкальных инструментах.

Считается, что именно благодаря своему тантрическому танцу экстаза, Шива поддерживает и баланс, равновесие во всей Вселенной.

Символы Натараджи, Господа танца, особенно распространены в . Они представлены в виде изображений всевозможных статуй из дерева, стекла и драгоценных металлов. Почти в каждом доме можно встретить такую икону Натараджи - это символизирует ритмичное движение, экстаз, баланс, симметрию и полную душевную

Пашупати (Владыка животных)

Пашупати - еще одно отождествление божества, его имя. Пашупатья - одна из древнейших индуистских школ, возможно, даже самая старая. Первые последователи были аскетами, которые полностью посвятили себя служению Шиве. Впервые их упоминание встречается в еще доведической культуре. Примечательно, что в практику пашупатов входили тантрические танцы, подражание поведению животных, оргии и весьма эксцентричное поведение. Школа Пашупати перенесла упадок к концу I тысячелетия н.э.

Это имя раскрывает Шиву как покровителя всех , птиц, рыб, всей живности, существующей во Вселенной. Такое покровительство показано в изображениях Шивы-Пашупати - с ним всегда находится лань, либо в его руках, либо просто рядом с ним.

Согласно философскому подтексту, Пашупати является также властителем, пастырем всех живых душ - и человеческих в том числе. Иногда божество изображают сидящим на белом быке - этот бык ранее был человеком, но его бренное тело не могло вынести ту полноту экстаза, которое охватывало его, при приближении к Шиве. Поэтому он принял образ быка.

Другие божества настолько устрашались перед величием Шивы, что намеренно называли себя «Пашу» - «животное». Так они показывали свое низкое положение по отношению к всемогущему Шиве.

Такое имя божества раскрывает грань великого милосердия, сострадания Шивы. Согласно легенде, в океане во время пахтанья (одно из мифологических событий в индуизме), зародился опаснейший , который грозил неминуемой гибелью не только всем живущим, но и божествам и демонам. Божества попросили именно Шиву выпить яд, потому что ему одному он мог не навредить. Шива отхлебнул яд, и оставил его в своем горле, чтобы спасти всё живое - от этого его горло почернело, но он сам не умер. Поэтому Нилакантха-Шиву изображают с почерневшим или посиневшим горлом. Дословно Нилакантха переводится как «синешеий».

В северной Индии до сих пор существует храм синешеего Нилакантха-Шивы, он является местом паломничества многих индуистов.

Бхайрава (Ужасный)

В таком виде Шива изображается обнаженным, сидящим с сосудом для милостыни, созданным из головы Брахмы. Согласно преданиям, Бхайрава отсек одну из голов Брахмы за его пагубное сладострастие к младшей дочери. Это особо устрашающий эпитет божества, проявление его гнева. В этом олицетворении он страшный, черный, многорукий аскет, который символизирует выход за рамки и ограничение ума. Так как этот аспект божества включает в себя ужасы, смерть и грехи Вселенной и мироздания, его также называют Ужасным.

Махакала (Великий Черный)

Имя Шивы, обозначающее его пространственное и внепространственное измерение. Оно истребляет любую двойственность, настраивает внутреннее восприятие на вселенскую бесконечность, вечные процессы, макрокосмос. Считается, что те, кто поклоняется Махакале, избавляются от страха и .

«Кала» буквально обозначает «черный», поэтому Махакала в своих изображениях имеет угрожающий вид: украшения из змей, выпирающий живот, украшение из человеческих голов. Шива принимает такой ужасающий облик для того, чтобы уподобиться негативным существам, демонам, и сдерживать их вредоносную, опасную сущность и влияние. Махакала существует в местах пребывания мертвецов, и его тело осыпано пеплом из погребальных костров.

Как появился Шива

Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй - хранителем вселенной.

Легенды о рождении

О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:

  1. Шива - сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку - Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых - Бог Шива.
  2. Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
  3. Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
  4. Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных . Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и .

Знаете ли вы? Одним из главных предметов поклонения Шиве, для его последователей, служит фаллический символ этого божества - лингам.

О семье и женах

Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.

  1. Сати - самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати - дочь горного царя.
  2. . Одно из ее имен - Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
  3. Ганга . Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах - небесах, подземелье и самой . Это богиня располагает особым даром - смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.

Атрибуты многорукого и многоликого

Как и большинство индийских божеств, господь Шива имеет определенные атрибуты, которые отождествляют какую-либо грань его сущности. К ним относятся:

  • тело божества - оно осыпано пеплом, что является выражением начала Вселенной, которая выходит за рамки обыденного существования, не причиняя и страданий;
  • спутанные волосы на голове - соединение различных видов ;
  • Луна на голове (в волосах) - олицетворение над пониманием и разумением;
  • наличие 3 глаз : 1 - Солнце, 2 - Луна, 3 - огонь;
  • полуоткрытые глаза - бесконечность процессов и протекания . Если - зарождается новая жизнь, если закрыты - разрушается старая;
  • змеи на шее - символ трех стадий : настоящее, прошедшее и будущее;
  • Ганга в волосах - символ омовения, снятия и очищения от всех пороков;
  • правая рука божества - уничтожает зло, дает силу и благословение; примечательно, что точно неизвестно, сколько рук было у Шивы, по легендам - от четырех до десяти.
  • бык, сопровождающий Шиву - его постоянное средство перемещения, его спутник;
  • одежда из шкуры тигра - олицетворение победы над пороками и страстями;
  • барабан - отождествляет 2 способа существования - физическое и духовное;
  • ореол вокруг фигуры божества - олицетворение всей Вселенной;
  • лингам - фаллос, воплощение мужского начала, плодородия, плодовитости;
  • трезубец - оружие Шивы, олицетворяет 3 сущности бога: хранитель, создатель, разрушитель.

Верховный бог Шива: роль в индуизме

Шива (Сива), переводится с санскрита, как «милостивый». Несмотря на основную разрушающую сущность божества и грозный характер, его основная миссия - защита человека, одаривание его всеми благами и добродетелями. Шива входит в категорию божеств, наиболее почитаемых в индийской философии - многорукий бог индусов является великим , который в полной мере реализовал свою Божественную сущность.

Шива входит в триаду главных богов, наряду с Брахмой и Вишну, однако считается наиболее сильным и могущественным из них. Согласно индуистской , Шива разрушает существующий каждые 9 миллионов лет, давая толчок к развитию нового, непорочного .
Безусловно, он является наиболее ярким и противоречивым божеством в религии индусов, что делает его в глазах последователей еще более могущественным и сильным. Согласно легендам, никому не удавалось победить или свергнуть Шиву, все, и божества, и демоны, преклоняются перед ним.

Иногда Шива являлся в виде двуполого существа - многорукой богини. Такое наглядное противоречие как нельзя лучше оттеняет его божественную природу, и наделяет трепетом и восторгом его почитателей. Его роль в индуизме трудно переоценить, более того, именно вера в многорукого бога является основой религии индуизма.

Как верят последователи религии индуизма, повторение имени Бога Шивы с должным почтением просветляет ум и наделяет радостью и спокойствием, а во время пения духовная составляющая человека может принять форму Бога, наполниться им, стать его отражением. Такое единение с Высшими силами благоприятно влияет на жизнь человека, его , успех в обществе и многое другое. Поэтому , различные и пение мантр не теряют своей актуальности и в современном мире.

Шива – один из самых известных богов Индии. Вместе с Брахмой и Вишну он является частью индуистской Троицы – Тримурти. Брахму, Вишну и Шиву считают тремя проявлениями Единого Высшего Существа. Они являются «тремя в одном», соответствуя трём ипостасям западной Троицы: Отцу, Сыну и Святому Духу. Брахма олицетворяет аспект Бога творца, Вишну – хранителя и защитника, а Шива – разрушителя и уничтожителя.

Шива воплощает все эти аспекты для индусов, которые избирают его своим верховным божеством. Приверженцы Шивы почитают его как высшую Реальность, абсолютное Богоначало. Они видят в нём Гуру всех гуру, разрушителя мирской суеты, невежества, зла и злодеев, ненависти и болезней. Он наделяет мудростью и долголетием, воплощает самоотречение и сострадание.

Имя Шива происходит от санскритского слова, означающего «благой», «добрый» или «дружелюбный». Многообразие аспектов Шивы представлено во многих его именах. Так, индусский священный текст, называемый «Шива Пурана», приводит 1008 имён Шивы. Одно из них – Шамбху, что означает «великодушный» или «приносящий счастье». Другое имя – Шанкара означает «дарующий радость» или «благотворный». Как Махадева, он – «великий бог». Ишвара (Владыка) – имя Шивы, означающее, что Он обладает всей славой, присущей Божественному.

Пашупати – ещё одно имя, означающее «владыка скота». Как Владыка скота, Шива является пастухом, или пастырем, душ. Шиву изображают едущим верхом на белом быке, чьё имя Нанди, «радостный». Согласно индуистской традиции, Нанди был человеком, одним из приверженцев Шивы, принявшим форму быка, поскольку человеческое тело не являлось достаточно крепким, чтобы вместить его религиозный экстаз, возникающий в присутствии Шивы.

Бык Нанди изображён в большинстве храмов Шивы. Обычно он сидит, глядя на Шиву. Нанди символизирует душу человека, стремящегося к Богу. Он также представляет душу, погружённую в глубокое созерцание Шивы как абсолютной Реальности. Шива помогает нам выявить нашу абсолютную Реальность.

Гора Кайлас является троном Шивы, а также местом расположения его райской страны. Эта величественная гора – самая высокая вершина Горного Хребта Кайлас в тибетских Гималаях. Индусы почитают Кайлас как самую святую гору в мире и совершают туда паломничества.

Шива полон контрастов. Он символизирует и созерцание, и действие. Его часто изображают в виде нищего йога, погружённого в глубокую медитацию.

Легенды гласят, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче – всё это пути к Нему.

Шива известен также как Мритьюнджая – Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желания рождают действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Как Маха Йог, или великий йог, Шива является Царём всех йогов, высшим воплощением духа аскетизма. Шива также олицетворяет собой движущуюся Вселенную. В индусском священном тексте «Курма Пурана» Шива говорит: «Я – создатель, бог, пребывающий в состоянии высшего блаженства. Я – вечно танцующий йог».

Согласно верованиям индусов, Шива исполняет множество разнообразных танцев. Один из них называется Тандава. Это – танец творения и разрушения. Шива, танцуя, приводит Вселенную в проявление, поддерживает её, а затем, тоже танцуя, выводит её из проявления в конце эпохи. Шива есть воплощение Ананды (высшего блаженства), отсюда и произошёл танец Тандава, которым Он наслаждается, используя весь Космос в качестве сцены.

Самое знаменитое изображение Шивы – это образ Натараджи, Царя Танцоров, или Господа Танца. Натараджи танцует в золотом чертоге в центре Вселенной. Этот золотой чертог олицетворяет сердце человека. Один из индусских гимнов, воспевающих танец Шивы, говорит, что «танцуя, он появляется в непорочном лотосе сердца».

Отношения между Шивой и его приверженцами носят очень личный характер. Несмотря на то, что он живёт на горе Кайлас, его излюбленное место обитания – сердца преданных.

Согласно индуистской традиции, когда боги решили позволить реке Ганг сойти с Небес, Шива принял весь удар огромного веса падающей воды на свою голову, чтобы этот гигантский поток не расколол Землю. Спутанные волосы Шивы лишили силы низвергающийся водопад. Он разделился на семь святых рек, и воды мягко сошли на землю.

Для индусов Ганг представляет освежающую реку духовной мудрости. Согласно индуистской традиции, когда боги решили позволить реке Ганг сойти с Небес, Шива, находясь в центре водоворота света – вращающейся вокруг него энергии, фактически являлся уравновешивающим фактором между небом и землёй для низвергавшейся реки, которая была рекой света, а стала земной рекой. Поэтому индусы считают воду в реке Ганг святой, волшебной, всеочищающей. Вознесённые Владыки учат, что эти семь святых рек представляют также семь лучей Святого Духа, исходящих из белого света.

Роль Шивы соответствует роли Святого Духа в западной Троице.

В древнем тексте говорится: «Осмыслите значение образа, который принял Шива, чтобы люди почитали Его. У Него в горле содержится смертельный яд, халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове – священная река, Ганга, воды которой могут исцелить все болезни везде и всюду (течение Ганги символизирует нектар бессмертия). На Его лбу – огненный глаз (глаз мудрости). На Его голове – прохладная и успокоительная Луна (полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум). На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые питаются животворным воздухом (праной)». Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Шива украшает ими Своё тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишён страха и бессмертен. Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Шивы, показывают нам, что Он – Вечен.

Шива является примером великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд, который, по легенде, он выпил, чтобы этот яд не отравил всё живое на земле. А на голове Он носит благословенную Луну, которую все встречают с радостью. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других.

На лбу Шивы – три полосы бхасмы или вибхути . Смысл этого безмолвного напоминания в том, что человеку необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчёте на результат) и майю (иллюзию), а также три васаны (тонких желания):

– мирские («лока-васаны») – желание друзей, семьи, власти, богатства, славы, почёта, уважения,

– священных писаний («шастра-васаны») – духовная гордыня, бездумное накапливание знаний, умствование,

– телесные («веха-васаны») – желание иметь прекрасное телосложение, здоровье, красивое лицо, желание продлить свою жизнь потреблением снадобий.

Уничтожив эти загрязнения, можно приблизиться к Господу Шиве с чистым сердцем.

Шиву также символически изображают в форме лингама – символа, в большинстве случаев представляющего собой вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Слово «лингам» произошло от санскритского корня «ли», означающего «слияние», «растворение». Это форма, в которой растворяются все прочие формы. Шива – это Бог, благословляющий все существа самым желанным даром слияния с Абсолютом.

Шива является хранителем всего, что необходимо для процветания. Он награждает богатством мудрости. Шива пребывает в каждой мысли, слове и действии, ибо энергия, сила и разум, стоящие за ними, – это всё Он. Бог, проявляющийся как время, пространство и причинность, находится в нас.

Восклицание «Шивохам» (Я – Шива) провозглашалось теми душами, которые познали истину во вспышке просветления после долгих лет очищения ума подвижничеством. «Шивохам» означает «я – божественен».

Приверженцы Шивы считают, что Имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путём умственных рассуждений. Оно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения его гимнов.

Известный индуистский учитель XX века Шри Свами Шивананда (1887 – 1963) в своём знаменитом труде «Господь Шива и Его почитание» говорит о воздействии постоянного повторения имён Шивы и посвящённых ему гимнов:

«Постоянное повторение Шива-стотр и Имён Господа Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары (бессознательные впечатления). «Что человек думает, тем он и становится» – это психологический закон. В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на Его образе, ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остаётся в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Огонь обладает естественной способностью сжигать подверженные горению вещи; также Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне».

Источники:

1. Марк Л. Профет, Элизабет Клэр Профет. Владыки и их обители. – М: М-Аква, 2006. – 592 с.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

Почитание в Индии многорукого бога Шивы, одного из трех высших божеств индуистских верований, уходит своими корнями в далекое прошлое. Первоначально он считался разрушителем Вселенной, и несколько рук ему были даны для танцев и разрушений.

В переводе с санскритского Шива означает «благосклонный, милосердный». Он древнейший и один из главных богов в индуизме и наряду с этим он — главный бог в шиваизме, одной из двух основных ветвей индуизма. Он может покарать за грехи и может облагодетельствовать.

В основе почитания Шивы лежат древнейшие индийские племенные культы. Шива никому не подчиняется, он — бог и живет своей жизнью. А его жизнь — это танец. Во время танца Шива разрушает все вокруг себя. Он входит в экстаз и все быстрее и быстрее размахивает руками. Полный хаос царит в мире, звезды начинают падать на землю, все рушится. Потом Шива неожиданно преображается и начинает все воссоздавать. И лицо его приобретает состояние покоя, он улыбается.

Как повествует легенда, однажды Шива явился к старинным мудрецам-риши и попросил их поклониться ему как богу. Но в ответ риши наслали на него тигра. Шива одним ногтем сорвал с него шкуру и сделал себе накидку. Но и риши не испугались, они были всемогущи и изобретательны. Они наслали на него шипучую змею. Шива не побоялся змеи, он сделал из нее ожерелье. Риши не унимались, они сотворили злого карлика, дали ему в руки дубинку. Но Шива посмеялся над ними, опрокинул карлика, прыгнул ему на спину и стал танцевать. Тогда риши поняли, что не справиться им с этим всемогущим богом, пали ниц перед ним и стали ему поклоняться.

Позднее Шива отказался от грандиозных разрушений А и стал владыкой творческой энергии и источником жизни Вселенной, он — ее верховное существо, он обновляет мир и улучшает его.

Какую бы фигурку Шивы ни рассматривать, его руки всегда в движении, их положение означает какой-либо аспект божественной воли. В основном это передача поз оргаистического танца «тандава» — танца экстаза, внутреннего огня.

Одним из ранних скульптурных изображений Шивы считается полутораметровая фигура, найденная в храме Гудималламе на севере штата Мадрас. Ее возраст свыше двух тысяч лет до нашей эры. Бог Шива представлен молодым, полным энергии и сил. На его лице улыбка, но на плечах у него чудовище с выпученными глазами, называемое Якши. Стоит богу начать свой танец экстаза, и он стряхнет с плеч это чудище.

Первые бронзовые изображения Шивы датируются I в. до нашей эры. Их создавали, очевидно, буддистские монахи. Его лепили сначала из воска, затем покрывали глиной и ждали, когда она высохнет. После чего ее разрезали на две половинки, удаляли воск, соединяли обе половинки и через специальное отверстие заливали металл. Когда металл застывал, глину разбивали и приступали к обработке фигурки. Такие бронзовые скульптурки создавались для храмов, почитавших многорукого Шиву.

Иногда в руках Шива держит трезубец, маленький барабан, боевой топорик или лук. Это все атрибуты его деятельности. Они нужны ему, если придется участвовать в каком-либо действии. Иногда встречаются изображения Шивы с тремя глазами. По легенде, третий глаз появился у него, когда он медитировал, а его жена Парвати подошла к нему сзади и руками закрыла глаза. Солнце померкло, подул ветер. Но Шива — бог, он должен видеть все и всегда, и у него на лбу появился третий глаз. И снова на небе воссияло солнце, и мир стал еще прекраснее.

Шива является третьим богом в индуистском триумвирате. Триумвират состоит из трех богов: Брахма – создатель вселенной, Вишну – ее хранитель, роль Шивы заключается в том, чтобы разрушить вселенную и воссоздать ее заново.

У Бога Шива есть 1008 имен, вот некоторые из них: Шамбху (милостивый), Махадев (Великий Бог), Махеш, Рудра, Неельканта (Синее горло), Ишвара (Высший Бог), Махайоги.

Также Бог Шива известен как Мритьюнджая – тот, кто побеждает смерть. А также как Камаре – разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто разрушает желания – способен победить смерть, потому что желания порождают действия, действия порождают последствия, последствия порождают зависимость и отсутствие свободы, все это приводит к новому рождению, ведущему к смерти.

Как выглядит Бог Шива

Бог Шива имеет четыре руки и три глаза. Третий глаз, расположен посреди его лба, он всегда закрыт и открывается только, когда Шива гневается и готов к разрушению.

Часто Бога Шиву изображают с коброй на шее и запястьях, что символизирует власть Шивы над самыми опасными существами в мире, он свободен от страха и бессмертен.

На лбу у Шивы горизонтально нарисованы золой три белые линии (вибхути), послание которых заключается в том, что человеку нужно избавиться от трех нечистот: анава (эгоизм), карма (действие с ожиданием результата), майя (иллюзии).

Луна на голове у Шивы символизирует то, что он полностью контролирует разум.

Средством передвижения у Бога Шивы является бык Нанди (в переводе с санскрита - счастливый). Бык Нанди символизирует чистоту, справедливость, веру, мудрость, мужественность и честь.

У Шивы есть Тришул - трезубец, функцией которого является сотворение, сохранение и разрушение вселенной.

Несмотря на то, что Бог Шива – является разрушителем, его обычно представляют как улыбающегося и спокойного.

Иногда Бога Шиву изображают разделенным на части, одна часть мужская, а другая женская – это его жена Парвати, которая также известна как Шакти, Кали, Дурга и Ума. Парвати научила Шиву любви и терпению, она усмиряет его раздражение и гнев. У Шивы и Парвати есть сыновья – Картикея и Ганеша . Говорят, что Шива и Парвати живут на горе Кайлас в Гималаях.

Танец Бога Шивы

Танец - важная форма искусства в Индии, и Бог Шива считается его хозяином. Его часто называют Богом танца. Ритм танца символизирует баланс во вселенной, которым мастерски управляет Бог Шива. Его самый важный танец - Тандав. Это космический танец смерти, который он совершает в конце века, чтобы разрушить вселенную. Танец Шивы – это танец творения, разрушения, утешения и освобождения.

Самым известным образом Шивы является образ Натараджи, Короля танца или Господа танца. Натараджа танцует в золотом дворце в центре Вселенной. Этот золотой дворец представляет собой сердце человека.

Почему Бог Шива синего цвета

По одной из версий Бог Шива выпил смертельный яд, чтобы спасти всех живых существ. Его жена Парвати увидела, что яд начал быстро распространяться, вошла в горло Шивы в виде Махавидьи и удержала распространение яда. Таким образом, горло у Шивы стало синим, и он стал известен как Неельканта (Синее горло).

Синее горло Бога Шивы символизирует, что человек должен не пускать и помешать распространению яда (в виде негатива и пороков) в теле и разуме.

Господь Шива — Бог всех. Великий аскет, в своей обители на горе Кайлаш в Гималаях, Шива вечно пребывает в глубокой медитации, полностью погружённый в созерцание.

Одновременно Господь Шива неотделим от Шакти - Парвати (дочь царя Химавана и олицетворение природы). Шива не существует без Шакти, и Шакти без Шивы тоже нет, неразрывно связанные друг с другом, они являют абсолютное состояние бытия. Они Отец и Мать для всего Мироздания и для каждого живого существа.

Господь Шива добр и милосерден. Он защищает преданных от зла и благословляет своих последователей милостью, знанием и миром.

Внешность и атрибуты Господа Шивы

Господь Шива часто представлен сидящим в медитативной позе или в форме Бога танца - Натараджа, где танец отражает такт и ритм творения. Его также изображают с несколькими руками и в положение каждой заложен особенный смысл.

У Господа Шивы так же может быть несколько лиц, что говорит о нем, как о том, кто: очищает дорогу новому творению (Агхора), творит и разрушает (Рудра), исцеляет (Вамадева), вечный, всемогущий и вездесущий (Ишана), просветленный (Тат пуруша).

Шива - Трехокий (даже находясь в медитации, он никогда не закрывает свой взор на мир) и Синегорлый (он удерживает яд, чтобы помешать тому, разрушить весь мир).

Каждый из символов и атрибутов, связанных с Господом Шивой означает особый аспект его Высшего Существа.

Тришула . Трезубец, который обычно Господь Шива держит в руках — один из основных его атрибутов и символизирует три его силы: волю, действие, знание, а также его тройственную природу: Творца, Хранителя и Разрушителя Вселенной. Существуют и другие значения Тришулы - это три времени, три гуны материальной природы. Как оружие трезубец - инструмент наказания преступивших закон, который действует на трёх уровнях - духовном, тонком и физическом.

Джата (спутанные волосы) . Струящиеся волосы представляет Шиву как бога Ветра (Вайю) который являясь тонкой формой дыхания, присутствует во всех живых существах. Это говорит о том, что Шива тот, без которого никто не может жить. Он Пашупатинатх.

Полумесяц . Голову Шивы украшает серп пятидневной Луны. Это показывает силу жертвоприношения Сомы — представителя Луны. Полумесяц символизирует, присущую Господу Шиве силу творения наряду с силой разрушения. Луна также мера времени, то есть, полумесяц символизирует управление временем.

Ганга . Шива носит Священную реку Гангу на своих волосах. Согласно легенде Шива позволил великой реке спуститься на Землю по его волосам, чтобы смягчить силу её потока и принести очистительную воду людям. Ганга также символизирует плодородие - один из творческих аспектов Рудры.

Третий глаз . Шива известен, как трёхокий Господь - Триамбака. Солнце - его правый глаз, Луна - левый, а третий глаз Шивы на лбу, это глаз мудрости - огонь. Третий глаз может найти зло, где бы оно ни скрывалось, и уничтожить его.

Кобра обвивающая шею говорит о том, что Шива покоритель смерти, он находится за её пределами и является зачастую единственным прибежищем в случае бедствия. Он проглотил яд калакута для благополучия Вселенной. Змея вокруг шеи также символизирует дремлющую энергию Кундалини. Свернувшаяся в три кольца вокруг шеи Шивы кобра показывает три времени - прошлое, настоящее и будущее. Змея смотрит направо - значит, божественные вечные законы разума и справедливости сохраняют естественный порядок во Вселенной.

Вибхути . Священный пепел, нанесённый тремя линиями на лоб (трипундра) символизирует бессмертие души и проявленную славу Господа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»