Костер: пожарная безопасность и правила разведения в лесу. Правила разведения костра и меры безопасности Разведение костра обж

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Содержание Назначение костраНазначение костра Площадка для костраПлощадка для костра Средства для разведения огняСредства для разведения огня Заготовка топливаЗаготовка топлива Как разжечь костерКак разжечь костер Приготовление пищи в походеПриготовление пищи в походе


Назначение костра Его значение чрезвычайно велико: это тепло, возможность обогреться, просушить одежду и обувь; он необходим для приготовления пищи; это один из вариантов подачи сигнала спасателям; костер отпугивает хищников; он помогает успокоиться, почувствовать себя более защищенным.






Подготовка площадки для костра Если есть дерн, сними его, переверни травой вниз и уложи вокруг костра. Убери листву, хвою, траву вокруг костра на 1 1,5 м (могут загореться) если есть возможность, обложи его камнями. Сделай под костер подстилку из сырых бревен, песка, глины. (Иначе огонь проникнет в торфяник и начнется подземный пожар).


Нельзя! Костер нельзя разводить непосредственно около деревьев, в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой, на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов (сухих веток, листьев и т. п.), на торфяниках, а также в лесу на каменистых россыпях.




Перед походом каждый коробок спичек нужно упаковать в полиэтиленовую пленку, также поместить спичечный коробок в пузырек с герметично притертой пробкой (или резиновый мешочек, металлический футляр для спичечных коробков, которые защищают их от намокания и механических повреждений). Намокшие спички можно высушить в волосах под шапкой Отправляясь в поход на природу, необходимо иметь с собой спички, огарок свечи и зажигалку.








Топливо для костра Для приготовления пищи подходит валежник березы и ольхи, который горит ровно и почти без дыма. Если надо разнести большой костер, то наилучшими будут дрова из соснового, кедрового и елового сухостоя. Если нарублены поленья, надо хотя бы часть из них расколоть вдоль на две части, а если полено толстое, то и на четыре. Расколотые поленья быстрее разгораются. Мелкий хворост прогорает в первые две-три минуты; Осиновые и пихтовые дрова плохи тем, что слишком сильно стреляют искрами.


Общие советы: Используй для костра преимущественно сухостой хвойных пород. Если в лесу дождь, то сухими остаются небольшие нижние ветки хвойных деревьев, засохшие на стволе. Сырые и гнилые дрова дают много дыма, но мало тепла. Поваленные деревья часто бывают сырыми Дрова запаси заранее и побольше, чтобы не бегать ночью в поисках топлива; Топливом в безлесных районах тебе могут послужить сухие кусты, трава, камыш, кизяк






Общие советы более толстые дрова кладут сверху не очень плотно, чтобы обеспечить доступ воздуха. если костер долго не разгорается, надо его раздуть (увеличить доступ воздуха). Для этого подойдет шапка, миска, штормовка, веник из веток, в дождливую погоду костер разводят под прикрытием накидки или плаща, который держат двое туристов. чем сильнее ветер или дождь, тем плотнее укладывают растопку и дрова на костре в сырую холодную погоду можно (если позволяет запас дров) разложить два костра. Первый для приготовления пищи, второй для просушивания одежды и снаряжения около него обязательно нужно иметь дежурного, который будет поддерживать огонь и следить за тем, чтобы вещи не сгорели






Вопросы 1. Почему нельзя отходить от костра, пока он окончательно не прогорит и угли не будут залиты водой? 2. Какие меры для сохранения спичек сухими ты знаешь еще, кроме тех, что изложены в пара­ графе? 3. Какие способы добывания огня ты знаешь? 4. На рисунке на следующей странице ты ви­дишь ребят, которые выбирают место для костра. А как ты думаешь, где его следует разложить?


Подручные средства для разведения огня Если спичек не оказалось, ты можешь добыть огонь с помощью подручных средств. с помощью линзы: наводить солнечный луч нужно на трут (можно сделать из ваты, бинта, пуха, мелко растертой сухой бересты или сосновой коры). затлевший трут надо осторожно раздувать, пока он не загорится.


Кресало Можно добывать огонь также с помощью кремня и стального предмета (кресала). (В отсутствие кремня любой твердый камень может его заменить, а обух топора, напильник могут быть кресалом). Скользящими ударами стали по кремню надо высечь искры на трут, а затем осторожно его раздуть.


Трение Огонь можно добыть трением. 1) «Лук». Для этого изготовь из молодой березы, орешника лук со свободно натянутой тетивой. Подпятником может служить камень с выемкой. Из древесины тополя, сосны, кедра, вяза, липы или ивы изготовь сверло (сделай его из сухой палки диаметром 1-2 см, верхний конец гладко заточи, а нижний оставь шероховатым). Из того же или более твердого сухого дерева изготовь доску (плаху) шириной до 10 см, длиной до 0,5 м. В двух сантиметрах от края доски сделай углубление (яму) для сверла, а от нее расширяющуюся прорезь, через которую получившийся при трении черный порошок будет попадать на подложенный трут. Тетиву лука оберни один раз вокруг сверла и, придерживая его верхний конец подпятником, перемещай лук вперед-назад, вращая таким образом сверло с легким нажимом до появления интенсивного дыма. Работу продолжай до тех пор, пока у тебя не появится уверенность, что искры попали на трут. 2) Если есть стальная проволока, то с ее помощью тоже можно добыть огонь. Продень проволоку под деревянным бруском и быстро-быстро перетягивай ее вправо-влево. Она будет нагреваться и зажжет трут


Советы В сырую холодную погоду можно (если позволяет запас дров) разложить два костра. Первый для приготовления пищи, второй для просушивания одежды и снаряжения (рядом с ним ставят палки, на которые можно повесить промокшие вещи). Около него обязательно нужно иметь дежурного, который будет поддерживать огонь и следить за тем, чтобы вещи не сгорели. Обувь ставится к огню внутренней частью (не подошвой). После сушки обувь должна оставаться слегка влажной и мягкой, ее нельзя доводить до твердого состояния.

Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Г. Гомеля

Правила
разведения костров

Учитель ОБЖ

Кравченко Анна Владимировна

Гомель, 2009

1. План-конспект занятия 3

2. Литература 15

3. Приложение 16

План-конспект занятия

ПРЕДМЕТ: Основы безопасности жизнедеятельности

КЛАСС: 7

РАЗДЕЛ: Правила пожарной безопасности

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

обучающая – способствовать формированию умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях; ознакомить с видами и типами костров, а также действиями в случае загорания сухой травы или веток; способствовать овладению знаниями противопожарной безопасности;

развивающая – создать условия для развития у учащихся умений анализировать, делать правильный выбор; формирование мышления, внимания и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса учащихся, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

воспитательная – воспитание ответственного отношения к противопожарной безопасности, личной безопасности и безопасности окружающих людей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи; развития навыков коллективной работы и совместного поиска решений; умения адекватно оценивать чрезвычайные ситуации.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный кабинет

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: коллективная, индивидуальная

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала

ВИД ЗАНЯТИЯ: комбинированный

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (учащиеся сознательно усваивают новые знания, понимают и запоминают);

ОБОРУДОВАНИЕ: парты в классе расставлены полукругом;

презентация к уроку в программе Power Point«Правила разведения костров»; видеоролик о природе; видеоролик «Отдых в лесу»;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

карточки, материал для проведения игровых приемов (рюкзак, походный дневник, кепки, «дрова»); рисунки на которых нарисованы: пожары (3 рисунка)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: физика, экология, биология, химия

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Учащиеся должны знать, как правильно развести костер; как определить место для костра; в чем опасность костра; виды и типы костров; знать места, где нельзя разводить костры;

Демонстрировать умение анализировать, делать выводы;

Владеть навыками речевой культуры, доводить информацию до собеседника посредством сообщения;

План занятия

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Объяснение программного материала.

А) В поход.

Б) Функции костра.

В) Правила разведения костров.

Г) Виды и типы костров.

Д) Дежурство у костра. Тушение костра.

Е) Запрет разведения костров в сухую погоду. Действия в случае загорания сухой травы или веток.

4) Закрепление программного материала.

5) Рефлексия.

6) Подведение итогов.

Ход занятия

Представление. Слайд 1. (Приложение 4)


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я приветствую, вас на очередном занятии по основам безопасности жизнедеятельности. На очень важном предмете для каждого человека, который ценит свою жизнь и жизни окружающих людей.

2) Сообщение темы и цели занятия.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРОВ ;

Слайд 2. (Приложение 4)

(учащиеся записывают тему занятия)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: способствовать формированию умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях; ознакомить с видами и типами костров, а также действиями в случае загорания сухой травы или веток; способствовать овладению знаниями противопожарной безопасности;

3) Объяснение программного материала.

А) В поход.

Сегодня я хочу научить вас правилам разведения костров в походных условиях. А для этого, давайте отправимся в поход.

Общение учителя с учениками . Слайд 3 . (Приложение 4)

Для похода нам понадобятся рюкзаки. У меня есть, (учитель показывает свой рюкзак) а у вас?-

Имеются? Учащиеся отвечают – имеются.

Походный дневник, … то есть ваша рабочая тетрадь.

Имеется? Конечно, имеется, ведь мы уже записали тему занятия.

Хорошее настроение и заряд бодрости.

Имеются? Учащиеся отвечают – имеются.

И, конечно, ваше воображение.

Имеется? Учащиеся отвечают – имеется.

Ещё в походе нам понадобятся головные уборы, которые я вам приготовила.
Учитель раздает ученикам кепки, на которых заранее прикреплены «функциональные обязанности туриста во время похода».(см. Приложение 1)

Рассмотрите вашу кепку и найдите записку с возложенными на вас обязанностями во время похода.

Общение учителя с учениками .

Какая обязанность у тебя? А у тебя?

А кто из вас врач (завхоз)? Что обязательно должно быть в твоем рюкзаке?

(ответы учащихся)

А в моем рюкзаке собраны не только теплые вещи и продукты питания, но и полезная информация, разнообразные задания и мой большой опыт.

Слайд 4. (Приложение 4) (ребята с рюкзаками идут в поход)

Теперь я вижу, что вы готовы в путь. Ведь в походе каждый человек узнаёт для себя что-то новое, интересное, знакомиться с родным краем, любуется природой. Вперёд!

Звучит куплет песни Ю. Визбора « Изгиб гитары желтой».

Видеоролик о природе.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Лес - это национальное богатство, принадлежащее многим поколениям. Но в жизни порой то, что природа создавала десятилетиями, человек может разрушить за минуты. Оставленные непотушенные костры или окурки в местах отдыха, игры детей с огнем, неконтролируемое сжигание мусора владельцами приусадебных участков, выжигание сухой травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях – все это может привести к пожарам, результаты которых могут быть непредсказуемыми.

Наибольшую опасность для леса представляет небрежность или незнание правил разведения костров, а так­же забывчивость некоторых граждан затушить костер, остав­ляя место отдыха.

Я думаю что, многие из вас знают, как развести костёр, но не каждый знает, как это сделать правильно? Сейчас, во время привала мы всё узнаем.

Как командир отряда я объявляю - ПРИВАЛ.

Слайд 5 . (Приложение 4) (поляна, палатки)

А какой привал без костра?! Слайд 6. (костёр) (Приложение 4)

Скажите ребята, какие функции выполняет костёр? Для чего он служит? (ответы учащихся на фоне слайда 6)

Б) Функции костра. Слайд 7. (Приложение 4)

«Костёр – приспособление для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды» . Однако согреться, приготовить еду и просушить одежду можно и дома. А вот в полевых условиях (в походе) без костра не обойтись. Костёр - это больше, чем огонь. Это центр туристической стоянки. Костёр - это и сухая одежда, и горячая вода, и вкусная еда, и защита от комаров; это место общения, тепло, уют и песни под гитару. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра.

Ребята, вы хоть раз в жизни разводили костер?

Учащиеся вспоминают: как они сами разводили костры, или видели, как их разводят, или читали о том, как надо разводить костры.

А знаете ли вы особенности разведения костров в походных условиях?

И сегодня мы познакомимся с требованиями выбора места для костра, узнаем, где нельзя их разводить, познакомимся с видами и типами костров. И в этом мне поможет мой рюкзак, где с нужными в походе вещами, я всегда с собой беру полезную и практичную книгу.

Учитель достает из рюкзака и показывает учебник ОБЖ 7-8 классы.

Рассаживайтесь поудобнее! Приготовьте к записям ваши «дневники похода».

В) Правила разведения костров. Слайд 8 -9 . (Приложение 4)

Наиболее безопасным местом для костра является песча­ный берег реки или озера, открытая поляна. Вместе с тем необходимо учитывать направление ветра и его скорость. При сильном ветре искры от костра могут разлетаться, по­этому обращайте внимание на расстояние до ближайших де­ревьев. Особенно много искр разлетается при горении ели, сосны, от которых может загореться палатка, а так­же одежда и обувь, находящиеся на просушке.

От предполагаемого места под костер необходимо уда­лить не менее чем на 0,5 метра все, что может гореть: сухие ветки, траву и листья. Затем нужно снять дерн и отложить его в сторону. Сняв дерн по размеру будущего костра, мы заботимся, таким образом, о природе. Вспомните, сколько выгоревших пятен остается на земле после отдыхающих! А ведь для восстановления травяного покрова на выгоревшем месте необходимо много лет.

Выбрать место возле водоёма на песчаном берегу или на открытой поляне, с учётом направления ветра и его скорости;

Очистить место для костра от сухой травы, листвы и всего что может гореть на расстояние 0,5м.

Снять часть дёрна и положить его в стороне;

Если есть поблизости камни, то необходимо обложить костер камнями (быть внимательным, некоторые камни, нагреваясь, с треском лопаются);

На сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.

(учащиеся записывают в тетрадь пункты слайда 8-9 )

Но я как бывалый турист скажу вам, что костёр всегда:


  • надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём;

  • может выйти из под контроля, если относиться к нему пренебрежительно;

  • потенциально опасен, и нельзя об этом забывать.
По информации, предоставленной мне центром пропаганды МЧС Гомельской области, только с начала 2009 года произошли возгорания в лесах и на торфяниках. Выгорели торфяники на площади - 27,53 га , лес – 803,92 га, кустарники – 465,44 га. Наиболее пожароопасные районы в Гомельской области: Лельчицкий, Ельский, Житковичский, Наровлянский.

А как же всё-таки правильно развести костёр?

Как правильно развести костер. Слайд 10. (Приложение 4)

Для разжигания костра нужны спички и дрова.

Учитель из рюкзака достает материал для проведения игровых приемов (спички и «дрова» - счетные палочки). У учащихся на партах уже лежат «дрова».

На парте у каждого из вас имеется материал для костра (растопка и дрова), давайте правильно его сложим. А мне будет помогать в этом представитель отряда костровых.

(представитель отряда костровых подходит к столу учителя). Повторяйте наши действия.

1. сначала помещаем растопку

2. укрываем сверху шалашиком.

3. если идет дождь, постарайтесь накрыть растопку бумагой.

Больше всего подходят дрова из сосны и березы. Лучше всего для костра отыскать сухо­е дерево. Дров должно быть заготовлено в достаточ­ном количестве. Параллельно с дровами заготавливаем и растопку, чтобы легче и быстрее развести костер. Для растопки подойдут мелкие и сухие, толщиной со спичку, ветки сосны и ели, сложенные в пучки. На подготовленное место сначала помещаем растопку и укрываем сверху шалашиком. Шалашик образуют тонкие и сухие ветки с небольшими просветами между ними.

Затем поджигаем растопку двумя вместе сложенными спичками с той стороны, откуда дует ветер. По мере разгорания костра подкладываем сначала ветки, а затем уже и заготовленные дрова, сохраняя форму шалашика. Когда пламя будет сильным и появятся раскаленные угли, тогда можно подкладывать более толстые дрова, в том числе и сырые. Но при этом не нужно увеличивать размер костра больше, чем подготовленное для него место.

Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы – оргстекло, бумага, резина.

Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.

Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья.

Кто не справился с заданием? Кому нужна помощь друга? (в случае необходимости учащийся помогает своему соседу по парте)

А сейчас я вас познакомлю с видами и типами костров. Посмотрите на экран.

Г) Виды и типы костров

Виды костров: Слайд 11. (Приложение 4)


  • пламенные;

  • жаровые;

  • дымовые.

Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения, жаровые – для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми, если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошек и для подачи сигналов.

Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое. Мы рассмотрели виды костров, а есть ещё и типы.

Типы костров: Слайд 12-16. (Приложение 4)


  • - «шалаш» - для приготовления пищи.

  • - «колодец» или «решетка» - для приготовления пищи.

  • - «звездный» - для обогрева на ночь и приготовления пищи.

  • - «камин» - для обогрева и просушки вещей.

  • - «нодья» - для обогрева на ночь

  • - «полинезийский» - устраивается в углублении в земле при дожде и сильном ветре, давая много углей и золы. Ис­пользуется для приготовления пищи.

А теперь закрепим пройденный материал. Учитель достает из рюкзака секундомер.

За 10 секунд вам необходимо сложить костер любого типа. Время пошло.

Учащиеся складывают костер. Отряд костровых проверяют правильность выполнения действий.

А какой тип костра ты сложил? А ты? Хорошо!

Я, как опытный турист, хочу обратить ваше внимание, что не везде можно разводить костры.

Записываем в наш дневник похода: Костры запрещается разводить :

Слайд 17. (Приложение 4)

Давайте подумаем, где нельзя разводить костры? И я с этим вопросом обращаюсь к отряду спасателей. Ответы отряда.

Необ­ходимо знать, что правилами пожарной безопасности запрещено разводить костры на старых горельниках (местах, где уже был пожар), хвойных молодых посадках, на нефтепроводах. Особенно запрещены костры в сухую погоду при сильном ветре, вблизи скирд сена или соломы. Нельзя также разводить костры на торфяниках, под нависающими ветками, а также около лежащих на земле веток, сучьев, деревьев и старых пней. Дело в том, что в старых пнях тление сохра­няется долгое время. При ветре оно раздувается и затем переходит в сильный огонь, который впоследствии и может явиться причиной лесного пожара.

А сейчас я проверю находчивость и сообразительность начинающих туристов и предлагаю следующее задание.

Найдите ключ к заданию и решите его. Слайд 18. (Приложение 4)

Ответы принимаются в письменном виде в вашем походном дневнике.

Вам даётся 2 минуты. Время пошло.


  • на протенефдахво;

  • на прозовогадах;

  • под минакро редееввь;

  • вблизи хойсу вытра, говсто насе или ломысо, рыхста пней;

  • на фяторкахни;
Кто справился с заданием? Загляните в дневник своего товарища и помогите ему. (учащиеся записывают в дневник похода свои ответы )

Проверьте себя: Слайд 19. (Приложение 4)


  • на нефтепроводах;

  • на газопроводах;

  • под кронами деревьев;

  • вблизи сухой травы, стогов сена или соломы, старых пней;

  • на торфяниках;

А еще в моем рюкзаке есть серьёзная книга, которая называется «Кодекс РБ об административных правонарушениях», выдержку, из которой я зачитаю:

Статья 15.58. Разжигание костров в запрещенных местах

Разжигание костров в запрещенных местах - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

(Одна базовая величина составляет - 35000рублей.)

Впереди нас ждет ночлег. Присаживайтесь ближе к костру. И тихонечко подпевайте любимую туристами песню. Звучит куплет песни

Слайды с красивыми фото во время походов. (50 сек)

Слайд20 – 26. (Приложение 4)

Д) Дежурство у костра. Тушение костра.

Чтобы не произошло несчастных случаев, и не возник пожар в лесу, необходимо организовать дежурство у костра. Дежурный должен вести постоянное наблюдение за огнем.

Оставляя место отдыха, обязательно нужно потушить костер. Для этого залейте его водой или присыпьте землей. Не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что не осталось ни одного тлеющего уголька или головешки. Если ранее был снят дерн, то уложите его на прежнее место.

В случае загорания рядом с костром сухой травы, листьев или веток необходимо как можно скорее погасить этот огонь.

А теперь предлагаю провести физкультминутку.(2 варианта)

1.Сидя на своих местах, вытяните ноги. Поднимите руки вверх и потрясите кистями рук. Поставьте ноги на место. Займите исходное положение. Наклонитесь влево и коснитесь пола. Примите исходное положение. Наклонитесь вправо и рукой коснитесь сиденья (снизу) своего стула. И достаньте спрятанную информацию.

2. Мы сидели и писали

Мышцы тела все устали

Потянулись и зевнули

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево -

Стало гибким наше тело.

Ножки вытянули вперёд

Влево, вправо, поворот,

Влево, вправо, поворот,

И на место их поставили.

Тело влево наклонили,

А затем и вправо,

Где рукою мы достали

Спрятанную информацию.

(На сиденье (снизу))

Учащиеся достают карточки разного цвета с текстами. (Приложение 2.)

Ознакомьтесь с содержанием вашей карточки, какого она цвета и какой у неё номер. Учащиеся, на столах которых оказались карточки синего цвета, прошу вас четко и громко прочесть правила по порядку. Итак,

Во время стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на синих карточках)

Уходя со стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на оранжевых карточках)

1.) костер нужно тщательно затушить, залить водой или присыпать землей.

2.) закрыть костёр ранее снятым дерном,

3.) снимаясь окончательно, надо убедиться, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода.

4.) за собой уберите мусор, оставьте порядок, и в добрый путь.

Теперь, сделаем запись в наших походных дневниках. Смотрим на экран. Слайд 27. (Приложение 4)

(учащиеся записывают в дневник похода пункты слайда 27)

Хитрости для кострового. Слайд 28. (Приложение 4)

А у кострового есть свои маленькие хитрости. Внимание на экран.

Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.

Е) Запрет разведения костров в сухую погоду. Действия в случае загорания сухой травы или веток.

Ребята, а ведь не всегда можно разводить костры! У кого красные карточки?

(учащиеся зачитывают правила на красных карточках)

Известно, что лесные пожары в большинстве случаев происходят по вине человека. В связи этим в летний период при очень жаркой сухой погоде местные органы власти принимают специальные постановления по ограничению доступа в лес. На это время запрещается вообще разводить костры в лесах по причине повышенной пожароопасности. Для массового отдыха населения могут быть выделены менее опасные участки. Поэтому, собираясь в лес в эту пору, нужно позвонить в местный исполком или службу МЧС и получить необходимую информацию.

Действия в случае загорания сухой травы или веток.

Взлетает в прозрачное небо дымок:

Туристы в лесу разожгли костерок,

И песня с дымком понеслась в высоту

Про искры, что гаснут порой на лету.

Туристы ушли – не потухли уголья.

Тут ветер повеял с соседнего поля,

Он искры раздул,- загорелась трава-

И лес запылал, как сухие дрова.

(Во время чтения стихов учитель на доске укрепляет 3 рисунка пожара в лесу.)

В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар возле костра (загорелась сухая трава, листья, ветки), и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его потушить. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой тканью (одеждой). Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток лиственных пород. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону очага пожара. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть.

(Во время объяснения учитель закрывает рисунок с пожаром другим рисунком, на котором изображено средство пожаротушения: ведро с водой, мокрая ткань, веник)

Чтобы не допустить пожара в лесу – необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности.


  1. Закрепление программного материала.

Для того чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю посмотреть следующий видеоролик, героями которого стали ученики нашей школы и указать ошибки.

Видеоролик « Отдых в лесу». Состоит из двух частей. В первой части (найди ошибки) (ответы учащихся). Во второй части (проверь себя).

5.Рефлексия.

Задача: инициирование обратной связи с учащимися, направленной на выяснение отношения их к уроку.

Осталось несколько минут до конца урока и сейчас мы подведём итоги. Сегодня на уроке мы узнали: о функции костра; о выборе и подготовке места для костра в походе; о правилах разведения костров; о видах и типах костров; о дежурстве у костра; как и чем можно потушить костёр; о запрете разведения костров в сухую погоду и действиях в случае загорания сухой травы или веток.

Учащимся предлагается зафиксировать своё состояние на уроке, выразить отношение к уроку.

Предлагаю поиграть в блиц - турнир. На каждый вопрос вы должны дать 3 ответа. Все ваши ответы я соберу в рюкзак, для того чтобы вместе с вашим хорошим настроением передать ученикам других классов. И так…

1. Назовите 3 места где можно разводить костер?

2. Назовите 3 места где нельзя разводить костер?

3. Назовите 3 способа тушения костра?

4. Назовите 3 действия, если вы увидели, что огонь перекинулся на сухую траву?

5. Назовите 3 полезных навыка, которые вы получили во время занятия?

6. Назовите 3 момента, которые вам больше всего понравились на занятии?

6.Подведение итогов .

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Ребята, огромное спасибо за хорошую работу на занятии.

(Учитель анализирует работу как класса в целом, так и отдельных учащихся.)

Наш поход благополучно подошел к завершению. Мы с вами достигли намеченной цели. И перед тем, как закрыть свой рюкзак в знак признательности, хочу вручить на память каждому из вас памятку с правилами противопожарной безопасности в лесу. (Приложение 3)

На фоне слайда 29. (Приложение 4) и песни « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» вручаются памятки.

Все молодцы! До свидания!

Литература


  1. Методическое пособие по обучению школьников правилам пожарной безопасности Министерства народного образования РБ, МВД РБ. – Минск, 1992.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-8 классы: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Н.Н.Яковлева (и др.); под науч. ред. Н.Н.Яковлевой. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007.

  3. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения с 11-летним сроком обучения. - Минск, 2008.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / М.К.Мишкевич. - Минск: Национальный институт образования, 2009.

  5. Береги лес! Гомельское областное управление МЧС / Центр пропаганды и обучения.

  6. Безопасность жизнедеятельности /Авт.-сост.И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – М.:Издательство деловой и учебной литературы – Мн.: Амалфея, 2004.

Приложение 1

Функциональные обязанности туриста во время похода:

1) отряд костровых – 4 ученика

2) отряд спасателей – 4 ученика

3) отряд пожарных – 5 учеников

4) повар – 3 ученика

5) завхоз – 1 ученик

6) врач – 1 ученик

7) помощник врача – 1 ученик

8) отряд экологов – 3 ученика

9) фотограф – 1 ученик

10) журналист – 1 ученик

11) командир отряда – 1 ученик

Приложение 2

Во время стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на синих карточках - одно правило на отдельном листе)

1) никогда нельзя оставлять костер без присмотра!

2) на ночь надо организовать дежурство у костра.

3) приготовленное про запас топливо необходимо держать метрах в трех-пяти от горящего костра.

4) нельзя разводить очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например).

5) необходимо следить за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду.

6) надо запастись водой, если поблизости есть водоем.

Учащиеся, на столах которых оказались карточки оранжевого цвета, прошу вас четко и громко прочесть правила по порядку. Итак,

Уходя со стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на оранжевых карточках - одно правило на отдельном листе)

1) костер нужно тщательно затушить, залить водой или присыпать землей.

2) закрыть костёр ранее снятым дерном,

3) снимаясь окончательно, надо убедиться, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода.

4) за собой уберите мусор, оставьте порядок, и в добрый путь.

Запрет разведения костров в сухую погоду.

(учащиеся зачитывают правила на красных карточках - одно правило на отдельном листе)

1.В летний период при очень жаркой сухой погоде запрещается разводить костры в лесах по причине повышенной пожароопасности.

2.Для массового отдыха населения могут быть выделены менее опасные участки. Для этого нужно позвонить в местный исполком или службу МЧС и получить необходимую информацию.

Приложение 3

Как не допустить пожара в лесу? (памятка )

2. Для одиночного похода (не только из-за вероятности пожара) рекомендуется приобрести складную саперную лопату с чехлом и заточить ее края. Таким образом, она послужит вам и лопатой, и топором.

3. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще.


  • Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте.

  • Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни.

  • Костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, стенкой из камней.

  • Помните, костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ.

  • Необходимо знать, как выбрать место для костра или постараться использовать попавшееся старое кострище.
Приложение 4

Представлено в презентации.

При возникновении экстремальной ситуации автономного существования большую пользу может принести вовремя разведенный костер. Он даст возможность обогреться при низкой температуре воздуха, приготовить горячую пищу и питье, что особенно важно при наличии в группе раненых. Костер - это еще и чисто психологический успокоитель, от которого веет надеждой, уверенностью в благополучном исходе дела. Одним словом, уметь разводить огонь в любом месте и при любых погодных условиях очень важно.

Но бывают ситуации, когда ни у кого из пострадавших не оказывается зажигалок, спичек или они безнадежно отсырели, т.е. отсутствует один из элементов «треугольника огня» (см. 1.3). В этом случае придется добывать огонь одним из способов, указанных на рисунках 140- 144.

Проще всего добыть огонь, нанося по камню твердой породы (кремний, серный колчедан и др.) скользящие удары кресалом. В качестве кресала можно использовать металлические предметы: напильник, обратную сторону лезвия ножа, лезвие топора. Направление ударов должно быть таким, чтобы искры попадали на

трут - легковоспламеняющийся или тлеющий материал (рис. 140). От его качества зависит успех дела. Поэтому трут можно заготовить заранее и носить с собой в герметической упаковке.

Сделать трут можно из кусочка медицинской ваты, пропитав его концентрированным раствором калиевой селитры и хорошо просушив. Трут можно изготовить также из куска чистошерстяной или хлопчатобумажной ткани. Его сушат на слабом огне до тех пор, пока он не начнет обгорать по краям. Не давая ткани воспламениться, ее снимают с огня и помещают в герметическую упаковку.

Если нет заранее заготовленного трута, то его можно изготовить в экстремальной ситуации, используя мелкую сухую бересту, первичную сосновую или кедровую кору, древесную пыль со ствола, изъеденного насекомыми, камышовый и птичий пух, - одним словом, все, что начинает тлеть или воспламеняется при попадании на них искры.

Если есть возможность, трут перед использованием можно смочить бензином, спиртом или каким-нибудь другим горючим материалом.

Несколько других способов добычи огня основаны на эффекте выделения тепла при трении. Наиболее продуктивный из них - способ сверления. Для этого необходимо изготовить лук, «сверло», опору и подпятник (рис. 141). Лук можно сделать из любой ветки длиной около метра, диаметром 2 - 3 см. В качестве тетивы на нем может быть прочная веревка, узкая полоска от разрезанного ремня.

Для изготовления опоры надо расколоть пополам чурбак твердой породы дерева (лучший материал - сухая лиственница). Желательно из этой же породы дерева сделать и «сверло». Для этого подойдет сухая ветка диаметром 1 - 2 см и длиной 15 - 20 см. Верхняя часть «сверла» должна быть обточена виде сферы или конуса с углом примерно 60°, нижняя - в виде конуса с углом 30°. Под таким же углом на поверхности опоры, в 1,5 - 2 см от края, делают небольшое углубление, куда вставляют «сверло» нижним концом. Подпятником «сверло» прижимается к опоре. Поэтому он должен быть сделан также из твердой породы дерева, а лучше - использовать камень с небольшим углублением. После этого «сверло» захлестывают тетивой лука.

Вращать «сверло», двигая лук взад-вперед, надо вначале медленно, постепенно увеличивая скорость. При этом «сверло» не слишком сильно прижимается через подпятник к опоре. Вначале появляется в месте углубления дымок. Но работу надо продолжать еще некоторое время, пока не появится некоторое количество коричневого порошка в углублении. Нагретый порошок может по краям углубления вспыхнуть. Если этого не происходит, то следует осторожно раздуть порошок, приложить к нему заранее приготовленный трут. Работая вдвоем (рис. 142), можно обойтись и без лука. В остальном порядок работы остается тем же.

Простота этого способа не гарантирует быстрого успеха. А он зависит от многих факторов: правильного подбора древесины, качества трута, силы давления на «сверло», погоды и т.д. Как правило, успешным такой способ может быть только летом в сухую погоду.

В случае наличия у пострадавших ружья можно поджечь трут выстрелом. Для этого из патрона удаляют пулю или дробь, а также часть пороха. Гильзу забивают ватой, сухим мхом, шариком из ткани или мелкой бересты. Выстрел производят в землю рядом с уложенным трутом. Можно часть пороха высыпать на трут и постараться поджечь его, высекая искры кресалом.

Если при аварии транспортного средства аккумулятор или батареи остались невредимыми, то их можно использовать для получения огня (рис. 143). Короткое замыкание плюсового и минусового контактов даст мощную искру, способную воспламенить трут.

Задача значительно упрощается в ясную солнечную погоду. С помощью линзы от фотоаппарата, бинокля, очков можно сфокусировать солнечные лучи на трут и тем самым воспламенить его. Сфокусировав лучи на трут, линзу следует держать неподвижно (рис. 144). Для этого можно заранее приготовить какой-либо упор для руки.

Существуют и химические способы добывания огня, основанные на самовозгорании различных смесей. При аварии автотранспортного средства можно использовать антифриз (охлаждающая жидкость радиатора) и перманганат калия (марганцовка), который должен быть в автомобильной аптечке. Для этого чайную ложку марганцовки высыпают на бумагу или ткань, капают на нее 2 - 3 капли антифриза. После этого лист надо плотно свернуть, положить на землю, сверху положить трут. В процессе окисления выделяется большое количество тепла, способного воспламенить бумагу и поджечь трут. Не следует наливать много жидкости - от этого скорость нагрева уменьшается. Уменьшается скорость нагрева и при неплотно свернутой бумаге.

Такой же эффект дает соединение марганцовки с глицерином, который может оказаться в медицинской аптечке как средство, применяемое для смягчения кожи и слизистой оболочки при ее заболевании. Марганцовку в этом случае высыпают на сухую поверхность, капают на нее несколько капель глицерина. После появления дыма добавляют еще несколько капель глицерина, которые могут оказаться критическими - происходит яркая вспышка, от которой поджигают приготовленный трут.

Во всех случаях добывания огня следует вначале тщательно подготовиться. Для этого надо приготовить трут, мелкую растопку, мелкие и крупные ветки для последующего после возгорания трута разведения костра. Должно быть подготовлено и место для костра.

При разведении огня надо учитывать погодные условия и стараться максимально ликвидировать их негативное воздействие. При ветре надо отыскать тихое, закрытое место или построить ветрозащитную стенку. Сложно добывать огонь во время дождя, так как влажность воздуха очень высока и трут невозможно сохранить сухим. В такой ситуации способы добывания огня трением становятся малоэффективными, и если нет возможности использовать другой способ, то стоит дождаться прекращения дождя.

Разведение костра без спичек требует умения, большого терпения, и иногда этот процесс длится довольно долго. Однажды разведя огонь, надо стараться сохранить его на весь период автономного существования. Так поступали и наши предки, относясь к сохранению огня как к священной обязанности. Сохранить огонь, находясь на месте, несложно. Требуется постоянное дежурство по его поддержанию (под рукой всегда должны быть дрова). На ночь нужно собрать тлеющие головешки и угли в кучу, засыпать их слоем золы, сверху нагрести сухую землю. На случай дождя можно накрыть место костра тентом. Утром достаточно разгрести землю и золу и раздуть головешки. После этого несложно вновь развести костер. Надо позаботиться о том, чтобы вечером использовались дрова, дающие хорошие угли, а не прогорающие полностью. Можно использовать для этого сучковатое полено или корень небольшого дерева.

Труднее сохранить огонь, если группа (или один человек) находится в движении. Тлеющие угли, засыпанные золой, можно переносить в котелке, ведре или консервной банке. При отсутствии емкостей используется другой способ. С березы снимается кора на всю ее толщину - до древесины. На расправленную кору насыпают слой сухой земли, потом слой золы. На золу надо уложить тлеющие угли и засыпать слоем золы, затем - земли. После этого бересту аккуратно надо свернуть в рулон, плотно связать и закрыть торцы рулона берестой, деревянными пробками (рис. 145). Переносить такой рулон надо в вертикальном положении, предохраняя от встряхивания.

Используется и факел, в котором тонкие лучины перекладываются сухим мхом, плотно оборачиваются корой. Такой факел, толщиной до 15 см и длиной 70 см, будет сохранять огонь около 6 ч.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»