Что нужно говорить прикладываясь к мощам. О чём просить Чудотворца? Как правильно молиться Святителю Николаю

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть некоторое количество святых, которых почитают веряне более всего. Среди них выделяют Святого Николая, образ которого находится практически в каждом доме рядом с ликами Богоматери и Иисуса Христа. Также в любом храме можно найти лик святого, приложиться и произнести ему молитву. Кроме того, каждый верующий обращается к нему со своими самыми заветными желаниями и надеется на сотворение чуда, ведь недаром его называют Чудотворцем.

Кто такой Николай Чудотворец

Есть такая информация, что сразу после смерти святого, начало исходить миро от мощей Николая Чудотворца, после чего к нему потянулись вереницы паломников.

У него есть несколько имен, но наиболее он известен именно как Чудотворец. Его считают покровителем сирот, путешествующих и заключенных. Этого святого очень хорошо знают дети, ведь это именно его с подарками они ждут перед Рождеством. Самым известным его рождественским подарком стало преподнесение приданного трем дочерям разорившегося богача. Таким образом, они смогли найти себе достойных мужей. Многие говорят о том, что это было рождественским чудом. И его считают прообразом Санта Клауса.

Люди обращаются к нему в молитвах для того чтобы:

  • умиротворить враждующих,
  • сотворить чудо,
  • исцелить от заболеваний,
  • уберечь от напрасной смерти,
  • спасти невиновно осужденных и т.д.

Где находятся мощи Николая Чудотворца

Умер святой в городе Миры, где и были похоронены его останки. Но так как со временем они начали мироточить, то было принято решение о постройке базилики над могилой. Затем чуть позже на ее месте возникла церковь Святого Николая, которая сбереглась и до наших времен. Именно в ней до 1087 года пребывали мощи Угодника Божьего. Но так случилось, что итальянцы из города Бари решили украсть мощи и перевезти их к себе на родину. Они забрали останки и перевезли их в город Бари, где поместили в церкви святого Стефана. Через год была построена и освящена новая церковь – Базилика святого Николая, в которой и до сегодняшнего дня находятся останки.

Так как во время своего набега из гробницы была похищена большая часть останков, то небольшие фрагменты местные жители старались спрятать. Но во время крестового похода итальянцы нашли их и вывезли в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая, где они и хранятся.

Также этого святого считают покровителем моряков. В русской православной церкви есть 3 дня почитания чудотворца Мирликийского:

  • 19 декабря – день смерти,
  • 22 мая – день привоза мощей в город Бари,
  • 11 августа – рождество.

Многие спрашивают о том, в каких храмах есть мощи Николая Чудотворца. Ответ на этот вопрос не сложен. Есть большое количество храмов, где находится хотя бы небольшая частичка мощей. Ознакомится с более детальным перечнем, можно на страницах интернета.

Как прикладываться к останкам

Если Вы все-таки решились на посещение храма с мощами святого, то стоит знать, как правильно приложиться к мощам Николая. Есть определенные негласные правила прикладывания к останкам святого, которые стоит знать каждому верующему:

  • подходя к лику, Кресту или Евангелию – не стоит спешить, толпиться и толкаться;
  • сумки и пакеты желательно кому-то оставить;
  • не принято прикладываться с накрашенными губами;
  • перед прикладыванием нужно сделать 2 поясных поклона, крестясь при этом, а третий – после; делать это надо не после целования, а после помазания.
  • при прикладывании не разрешается целовать святых в лик.

А самым основным правилом является, что совершать данные действия необходимо с чистыми помыслами, искренней верой и светлыми мыслями.

Паломники продолжают идти нескончаемым потоком. Очередь ко входу в главный православный храм страны растянулась почти на два километра. Чтобы стать частью этого исторического события, люди приехали со всей России. В нашей стране Николай Чудотворец - самый почитаемый и любимый святой.

Доступ к мощам открыли гораздо раньше чем планировалось - верующих собралось столько, что организаторы не стали ждать 14:00, и как только в храме Христа Спасителя закончилась торжественная литургия, двери храма распахнулись, очередь начала движение так, что уже около двух с половиной часов люди нескончаемым потоком идут к святыни. Верующие крестятся и прикладываются к мощам. Задерживаться нельзя - очередь большая, и у людей есть буквально несколько секунд, чтобы поклониться святыни. Ковчег установлен в середине храма, рядом большая икона Николая Чудотворца.

Верующие стали занимать очередь на Пречистенской набережной сегодня с шести утра. Чтобы избежать толкучки, пускают через рамки металлоискателей группами по 100-150 человек. Людей очень много, так, чтобы поклониться мощам, как говорят верующие, придется потрудиться - подождать и постоять. Сейчас к мощам подходят те, кто занимал очередь в восемь утра. Впрочем, как говорят люди, такое ожидание не в тягость. Многие молятся, поют псалмы, у людей в руках иконы Николая Угодника. Многие пришли с детьми. Люди приехали из разных регионов России.

Событие действительно уникальное - мощи святого Николая не покидали итальянский Бари на протяжении более чем 900 лет, и принесение мощей в Россию стало возможным благодаря договоренностям на исторической встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в феврале 2016 года на Кубе. Сегодня на торжественной литургии в храме Христа Спасителя, которую возглавил Патриарх, присутствовали и католические иерархи.

После службы Патриарх Кирилл обратился к верующим: «Святитель Николай помогает нам в наших земных путешествиях, но куда более важной является его миссия перед богом в предстательстве за всех тех, кто идет в путешествие по жизненному пути. И потому наша главная молитва к нему о том, чтобы он, молясь богу о тех, кто помнит его святое имя, испрашивал у Господа благословение на наш жизненный путь».

Очередь начинается у Крымского моста, это станция метро «Парк культуры», в двух километрах от храма. Если людей будет очень много, то очередь будет продолжаться в сторону Лужников. Так что тогда придется выходить уже либо на станции «Фрунзенская» или «Воробьевы горы». Кстати, о длине очереди можно узнать в Интернете - все поисковые системы без проблем сразу находят сайты, посвященные этому событию.

Паломникам помогают 10 тысяч волонтеров. Организованы пункты питания, обещают, что все будет по доступным ценам. Впрочем, никто не мешает взять с собой воду и небольшой запас продуктов. И никаких спецпропусков и вип-очередей, отдельная очередь будет для инвалидов-колясочников и тех, кто на костылях. С завтрашнего дня доступ к святыне будет открыт с 8 утра до 9 вечера. В Москве мощи пробудут до 12 июля, а затем на две недели будут перенесены в Санкт-Петербург.

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

09.06.2017

21 мая на более чем два месяца в Россию из итальянского города Бари прибыла часть мощей святителя и чудотворца Николая. Поклониться святыне в столичном Храме Христа Спасителя можно будет до 12 июля, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. За прошедшие три недели к честным мощам приложилось уже более полумиллиона паломников, ожидание в очереди, которая растянулась на несколько километров, составляет в среднем от пяти до семи часов. Своим опытом ожидания встречи со святыней и полезными советами делится Александр Казакевич.

Сразу скажу, что я все сделал неправильно. К мощам я приехал во вторник, к восьми утра. Простоял я восемь часов. Сейчас я знаю, как сделать так, чтобы стоять гораздо меньше. Много в этой очереди было похвального. Но было несколько досадных моментов, к которым надо быть готовым.


Всех приехавших запускают в огороженные пространства, «шлюзы». С прибывшими в одинаковое время с тобой ты должен будешь провести все время. Если нет ливня или урагана, то пребывание в очереди можно превратить в прекрасную многочасовую прогулку. Главное, не толпиться в голове своего отделения очереди. Там паломники стоят плечо к плечу, там некуда поставить ногу. А вот за их спинами такие же люди из очереди прогуливаются со стаканчиками кофе, непринужденно беседуют, устраивают легкие пикники, рассматривают окрестности, облокотившись на парапет даже с сигаретами (!!!) в руке. Видел молодых ребят, которые умудрялись на задворках очереди в своем шлюзе кататься на скейтбордах!

Много палаток с едой и много туалетов. Спиртного я не заметил. Есть врачи, скорая помощь. Вдоль очереди ходят волонтеры со словами утешения и иконой Николая Чудотворца. Всегда есть свободные парапеты вдоль реки, на которых можно в теплую погоду безопасно сидеть.


Стоящие в голове тоже могут расслабиться, если зайдут в специальные автобусы вдоль всего маршрута. А вот православным из конца очереди там мест не хватает (снова повторюсь, что речь идет не обо всей очереди, а только о той закрытой со всех сторон части, в которую ты попал). В автобусах можно укрыться при любой непогоде.

Имея опыт нескольких Великорецких крестных ходов, я был удивлен, когда увидел, что публика в этой очереди к мощам совсем другая. Она светская и неподготовленная. Почти ни у кого нет акафиста святителю Николаю, мало про кого можно сказать, что он пришел сюда, чтобы попросить о чем-то самом-самом важном. Это не значит, что таких людей не было, но никто не вздохнул рядом: «У меня дома больной, стою, чтобы он выздоровел…» или «Батюшка Николай, помоги мне с работой». Очень закрытые в этом плане были паломники. Редко кто перекрестится или прочитает молитву. Люди бы и не против, если бы им рассказали, как надо стоять, или раздали тексты. Поэтому в очереди много посторонних тем в разговорах, мало представления о молитвенной тишине. Паломники читали какие-то книги, отгадывали кроссворды, поступали так, как привыкли вести себя, когда надо скоротать время в метро или электричке.


Но надо отдать должное, за все восемь часов стояния я не слышал ни одного упрека, ни одного бранного слова. Невероятно трепетное и спокойное отношение друг к другу, хотя всем было тяжело, и раздражение, конечно же, накапливалось. Очень много приезжих. Они встали ночью и прибыли на первых электричках. Сейчас я знаю много нового из их разговоров про огороды, удобрения и т.п. Простые душевные люди, которые не были готовы стоять столько времени. Милые тетки, у которых через три часа ноги просто звенели от усталости. А впереди еще пять часов стояния! И долгое возвращение домой! Конечно, тяжело.


Возраст разный. Молодежи было много. Обычно ожидание передвижения вперед, в соседний шлюз, длилось около тридцати минут. Но были остановки по часу. Невыносимые. Сразу появлялись разговоры о спецавтобусах с блатными пассажирами, которых везут вне очереди, а мы в это время ждем так долго. Я таких специальных автобусов, честно говоря, не видел. Блатные были, но их совсем немного: пиджаки с пузиками «выгуливали» к мощам свои семейства. Скорее, это неприятное исключение. Отдельно от нас двигалась социальная очередь с инвалидами и грудными детьми. Грудными оказывались не все дети. Мне кажется, что провозили в колясках детей до двух лет. Их все время пускали, а нас – нет! По этой причине возникли даже скандалы в общей очереди. Потому что наступил момент, когда про основную очередь реально забыли на час с лишним. Именно забыли: мы уже попали в самый последний отсек и должны были войти к мощам.

Вначале все ждали довольно тихо, хотя среди нас были отъезжающие на вокзалы и в аэропорты. Был мужчина, которого из-за того, что он пришел сюда, увольняли с работы! Люди стали возмущаться и требовать, чтобы их пропустили. А что такое требовать и ругаться в такой момент? Это растерять благодать. Но сил реально не было. Мы же видели, как опустели все подходы к Храму Христа Спасителя, а потом увидели пустую площадь перед ним. Это в три часа дня! Вся многотысячная очередь почему-то остановилась. Чуть позже я услышал, как шеф охраны ругался с подчиненными, что они ему не сообщили о том, что все паломники уже прошли и надо пускать новых. Эта безобразная ситуация привела к тому, что паломники мигом забыли обо всех плюсах.

А плюсов было много: все, от кого зависит очередь, очень вежливые, услужливые, спокойные, добросердечные. Всегда шли навстречу. Мы реально ни в чем не нуждались. Но хотелось еще и двигаться к мощам. А движения не было. Я молчал из последних сил, потому что знаю: без трудностей ничего получить нельзя.


Очень важно, если вы соберетесь в эту очередь, приготовьте заранее записки, чтобы потом не терять время и силы в храме. Обязательно напишите дома записку со словами «Молебен Святителю Николаю». Ее можно будет отдать после поклонения мощам, и ее прочитают прямо у ковчега. Возьмите, что хотите приложить к мощам: икону, крест, нательный крестик, косынку. Нужно будет прикладываться самому и прикладывать предметы одновременно. На это у вас будет три-пять секунд.


Когда нас пустили, все было легко и достойно. Несколько секунд у мощей – немного. Но на самом деле я и все мои спутники простояли возле мощей все эти восемь часов ожидания в очереди!

Возьмите в очередь акафист Святителю Николаю – легче пройдет время. Не забудьте воду и шоколадку, чтобы были силы. Но это все можно купить на каждой остановке. Просто не всегда хочется отвлекаться и выходить из очереди. В авангард очереди проходите, только когда увидите Храм Христа Спасителя. До этого местоположение паломника в загончике роли не играет (если только у вас нет цели занять на время остановки места в автобусе). Туалеты – на каждом шагу. Они, можно сказать, сопровождают очередь.

Если не возьмете покрытия для головы, сгорите!

Теперь о том, когда лучше приходить. На сайте Никола2017 (официальный сайт принесения в Россию мощей святителя Николая – прим.) я этого не нашел, возможно, просто не увидел: открывается проход к мощам, как мне сказали, в семь утра. Но лучше не занимать очередь утром. Не повторяйте моих ошибок! Вечером очередь меньше. Главное, попасть в нее до 17 часов. Но если вы обоснуете охранникам, что у вас особая ситуация, вас пропустят и позже.

Самая маленькая очередь, естественно, в непогоду (даже в ураган люди стояли). Меньше всего людей во второй половине дня в воскресенье!!! В будни прибывает много паломнических групп. В воскресенье их мало.


После того, как вы приложились к мощам, можно задержаться в храме на акафист. Бог в помощь!

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21: 00.

В Россию впервые в истории привезли частицу мощей самого почитаемого россиянами святого - Николая Чудотворца. Святыня пробудет в России до 28 июля.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване. С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек. В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне. "Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь", - сказал священник.

4 часа среднее время стояния в очереди

Кажется, что организаторы предусмотрели все. Специальный сайт nikola2017.ru , где можно посмотреть, где сегодня начинается очередь, ознакомиться с правилами доступа к святыне, найти телефоны штаба, прочитать о святом. Следуя инструкции, смотрю сводку о состоянии очереди на сайте. На 12.00 конец очереди следовало искать в районе метро "Фрунзенская".

Ориентировки, конечно, условные, количество стремящихся поклониться предугадать нельзя. В 16.00 конец очереди было проще искать у станции "Парк культуры". У турникетов на выходе стоят две девушки в салатовых накидках - это волонтеры. У них можно расспросить дорогу. "Прямо и направо, там увидите", - советуют они. На выходе из метро снова встречают "салатовые" девушки. Они рассказывают более подробно: "Прямо, там светофор и бульдозер, перейдете дорогу и увидите". Светофор и бульдозер нашлись, а вот конец очереди - нет.

Пробую быть волонтером, указывающим верный путь. Пока идем, спрашиваю паломниц, зачем им эти поиски. Они отшучиваются. Но одна из них, Марина из Москвы, говорит, что у нее мечта простая - выйти замуж. Ее мечта созвучна большинству россиян, для которых семья одна из главных причин счастья, а еще дети и здоровье (ВЦИОМ).

За безопасностью паломников следят более двух тысяч блюстителей порядка. Вежливая охрана в камуфляже подсказывает, как найти вход. Постовой регулирует движение, отдавая приоритет пешеходам. Волонтеры помогают на протяжении всей очереди. Дежурит "скорая помощь". Для тех, кто не успел прихватить с собой бутерброд, организовано платное питание на полевых кухнях.

Некоторые паломники дежурят ночью, для них приготовлены специальные автобусы, но смысла в ночевке нет, в среднем очередь движется от двух до четырех часов, - рассказали "РГ" в пресс-центре штаба. - Внутри храма дежурят волонтеры, которые тоже могут оказать необходимую помощь. Приложиться к святыне следует один раз, не задерживаясь.

Доступ к мощам открыт до 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00. При большом потоке паломников организаторы советуют встать в очередь до 17.00, чтобы успеть попасть в храм до закрытия.

Николай Чудотворец, он же Николай Угодник, он же Николай Мирликийский - жил около 1600 лета назад. Согласно житию, он творил чудеса еще при жизни. Разорившемуся богачу, который не мог выдать замуж трех дочерей, подбросил мешочек с золотом. Спасал моряков от бури и тонущих от неминуемой смерти. Свое большое наследство он потратил на помощь нуждающимся. Считается, что Николай Чудотворец стал прообразом доброго старичка, который приносит рождественские подарки.

О чем просят

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Кто идет без очереди

Льготным проходом могут воспользоваться только люди с ограниченными возможностями, которые могут передвигаться на колясках или костылях. Инвалида на коляске может сопровождать только один человек. С собой возьмите паспорт, справку об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации). Проход для инвалидов находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу возле ресторана "Ваниль").

Справка "РГ"

Кто последний?

При умеренном потоке паломников очередь начинается от станции метро "Парк Культуры" - на выходе следует повернуть направо и пройти до Крымского моста к Пречистенской набережной. Обратите внимание, что проход от метро "Кропоткинская" закрыт. Если количество желающих прикоснуться к святыне будет большим или очень большим, очередь будет продлена по набережной в сторону Лужников, тогда нужно будет проехать до станции метро "Фрунзенская", а возможно, и до "Воробьевых гор".

Что взять с собой?

Чтобы выстоять в очереди с относительным комфортом, не забудьте взять запас воды и бутерброды. Не лишним будет зонт, который спасет и от дождя, и от солнца. Разумным будет посмотреть прогноз погоды и одеться соответствующим образом. Главное - удобно. Если есть медицинские показания, не забудьте взять с собой лекарства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»