Св апостол иоанн богослов. Апостол и евангелист иоанн богослов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Храмовая икона св. апостола Иоанна Богослова.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

Икона св. апостола Иоанна Богослова на странице «Тайна основания» Книги «Церковь апостола Иоанна Богослова»

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век. Из книги Византийские иконы Синая.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника.

Иоанн Богослов. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38-40; Лк. 9; 49-50: Лк. 9, 54-56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8-9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21-22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35-36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1-18; 1 Ин. 5, 1-12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Помогали отцу, занимавшемуся рыбной ловлей (Мф 4:21) . Видимо, Зеведей не был бедным человеком, т.к. вместе с ним, кроме его сыновей, рыбачили и наемные работники (Мк 1:20) . Сначала Иоанн был учеником Иоанна Крестителя, к-рый и направил его к Иисусу. Т.о., Иоанн, как и Андрей, стал одним из первых учеников Христа (Ин 1:40) . Иоанн входил в число трех самых близких учеников Иисуса. Вместе с Петром и Иаковом он был свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк 5:37) , преображения Иисуса (Мф 17:1) , присутствовал при Его молитве в Гефсимании (Мк 14:33) . Вероятно, обоим сыновьям Зеведея было свойственно проявлять чрезмерное рвение, поэтому Иисус нарек их "Воанергес" - "сыны грома" (Мк 3:17) . Об этой черте их характера свидет-вует и их желание "огнем с неба" истребить самарян, отказавших Иисусу в гостеприимстве (Лк 9:54) , и просьба посадить их самих по правую и по левую руку от Него, т.е. предоставить им лучшие места в Царстве Божием (Мф 20:20,21; Мк 10:35 и след.) . Особенно заметна роль Иоанна в последние дни земной жизни Иисуса. На Тайной Вечере он, возлежа у груди Господа, спросил у Него, кто же окажется предателем (Ин 13:23 и след.) . Когда арестованного Иисуса допрашивал первосвященник, Иоанн, вместе с Петром, проник во двор дома Каиафы (Ин 18:15,16) , в то время как остальные апостолы в страхе разбежались. Он бесстрашно стоял у креста рядом с Марией, и Иисус перед смертью вверил Свою мать его заботам (Ин 19:26,27) . Иоанн был свидетелем смерти Иисуса. После воскресения Господа, когда женщины в испуге бежали от Его гробницы, Иоанн и Петр, войдя в нее, увидели лежащие пелены. Иоанн вошел в гробницу вслед за Петром, "и увидел, и уверовал" (Ин 20:1-10) . Видимо, по тому, как лежали пелены, Иоанн понял: то, что здесь произошло, не было делом рук человеческих. Впоследствии Иоанн присутствовал при явлениях Воскресшего, в том числе и у Тивериадского моря (Ин 21:1 и след.) . В разговоре с Иисусом Петр спросил Его, что будет с Иоанном. Господь ответил, что судьба Иоанна находится исключит. в Его руках. Неправильное истолкование Его слов породило мнение о том, что Иоанн не умрет. В книге Деяний св. апостолов Иоанн изображен действующим вместе с другими апостолами, и в первую очередь - с Петром. Они исцелили хромого, были схвачены храмовой стражей и предстали перед синедрионом, но затем были отпущены (Деян 3:1 - 4:23) . Вскоре после этого Иоанна вместе с другими апостолами вновь схватили, но затем все они были освобождены из темницы ангелом. После нового задержания и повторного допроса арестованных, избив, снова отпустили (Деян 5:17-42) . Позднее Иоанн сопровождал Петра в Самарию (Деян 8:14) . Наряду с Петром и Иаковом Иоанн почитался столпом (Гал 2:9) Церкви. Более о нем, не считая сведений, приводимых в его собств. писаниях, в НЗ ничего не говорится. Согл. заслуживающему доверия преданию, Иоанн был схвачен в Риме и отправлен в ссылку на о-в Патмос "за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа". Там он удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, к-рое и изложил затем в Апокалипсисе, см. Откровение Иоанна Богослова . Вернувшись из изгнания (Откр 1:9) , он возглавил церковь в Эфесе, где выступал против Керинфа, боролся с учением докетов и написал свое Евангелие. О времени и месте написания см. Послания Иоанна достоверных сведений нет. Апостол умер в глубокой старости в Эфесе. Иоанн был любимым учеником Иисуса (Ин 13:23; 21:20) . Бессмысленно задаваться вопросом о причинах этой любви, но плоды ее мы можем увидеть по тому, с каким проникновенным чувством Иоанн говорит о Господе и как трепетно рисует Его образ, известный тесному кругу учеников.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Апостол Иоанн" в других словарях:

    - … Википедия

    - … Википедия

    ИОАНН БОГОСЛОВ - [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… … Православная энциклопедия

    Апостол Иоанн (Эль Греко, 1594 1604) Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев (ивр. יוחנן‎ «Йоханан») один из 12 ти апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Память апостола Иоанна совершается в… … Википедия

Имя: Иоанн Богослов (Иоанн Зеведеев)

Дата рождения: 6 г.

Возраст: 94 года

Дата смерти: 100 г.

Деятельность: один из Двенадцати апостолов

Семейное положение: не был женат

Иоанн Богослов: биография

Апостол Иоанн, позднее названный Иоанном Богословом, слыл особенно любимым учеником . Иисус выделял жертвенность и духовную чистоту Иоанна, в связи с чем Иоанн вошел в число особо приближенных ко Христу апостолов.


Сам Господь прозвал Иоанна «Сыном грома». Услышав зов спасителя, мальчик покинул дом родной и устремился за Проповедником. Именно Иоанн на последней трапезе Христа припал к груди Иисуса, а позднее в текстах книг доказал, что Господь олицетворяет собой любовь.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от . У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.


Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.


Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с и считались наиболее приближенными к Господу.

Христианское служение

Однажды на берегу Галилейского моря Христос читал проповедь для народа. В числе прочего люда подошел к Иисусу председатель местной Синагоги Иаир, который рассказал Спасителю, что дочь его находится при смерти. Господь проследовал к дочери Иаира, чтоб исцелить ее. По пути к дому Иаира вестник сообщил Христосу, что девушка умерла, но Иисус проследовал к ней и воскресил девицу. Свидетелями этого чуда стали только 3 из 12 апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.


Кроме того, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто находился у Животворящего Креста. Там Иисус поручил Иоанну заботиться о , как о матери родной.

Традиционно считается, что Иоанн Богослов стал автором пяти книг Нового Завета. Четвертая книга Нового Завета носит название Евангелие от Иоанна, хотя ученые сейчас выражают сомнения в авторстве книги. Долгое время Иоанн предпочитал устные проповеди, но после написания Евангелия от Марка и Луки Иоанна все чаще стали спрашивать о ранних деяниях Учителя, которые он и изложил в своей книге.

Позднее для широкого круга верующих было написано «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», вошедшее также в Новый Завет. Интересно, что эта книга также формально не имеет автора, хотя его и приписывают Иоанну Богослову. Отнести книгу авторству именно апостола Иоанна позволяет стиль речи, использование фраз и мыслей, как и в Евангелии от Иоанна. Датируется книга приблизительно 90-м годом нашей эры.


В основу книги легла тема любви в самом широком ее смысле. Кроме того, апостол Иоанн показывает Иисуса как Слово Божье. В 5-ой главе труда содержится первое в истории христианства упоминание о Святой Троице в следующей формулировке: «Отец, Слово и Святый Дух», поддерживая свое видение Бога-сына (Иисуса) Словом.

Однако исследователи, изучавшие «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», указывают на то, что эта мысль не принадлежит автору, а представляет собой вставку, сделанную гораздо позднее с целью утвердить учение о Троице. На страницах «Послания» автор старался донести главную мысль о единстве и неразделимости Боги и любви.


Авторство самой короткой книги Нового Завета принадлежит также Иоанну. Книга носит название «Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Учитывая, что на страницах «Послания» автор именует себя старцем, а датируется работа 90-ми годами 1 столетия нашей эры, а также общность стиля с предыдущими книгами, позволяет ученым отнести книгу к трудам апостола Иоанна.

По смыслу и содержанию второе «Послание» повторяет первое, но в гораздо более сокращенной форме. Во главу произведения ставится братская любовь между христианами и призыв опасаться пагубного влияния лжеучений. Особое внимание обращает на себя посвящение «Послания» «возлюбленной госпоже», но исследователи сходятся во мнении, что под таким именем подразумевается община христиан.


«Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» в общих чертах повторяет предыдущие книги и по стилю, и по тематике. Примечательно, что римский историк Евсевий Кесарийский, описывая историю христианской церкви, ни разу не упоминает о наличии в Новом Завете «Третьего соборного послания святого апостола Иоанна Богослова».

Первые упоминания о книге относятся ко второй половине IV столетия нашей эры, после Лаодикийского собора, посвященного вопросам церковного управления и христианского благочестия. В частности, 59-м правилом запрещается чтение библейских книг, не входящих в библейский канон Ветхого и Нового Заветов. В приведенном в следующем правиле списке как раз и появилось «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Однако в авторстве книги исследователи не сомневаются.


Кроме того, «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» посвящается уже не христианским общинам в целом, а конкретно Гаию. Однако личность Гаия, которому посвящена книга, не установлена. Также не раз в «Послании» упоминается некий Диотреф, занимающий высокую должность в Церкви. Действия Диотрефа, не принимавшего странствующих христиан и даже угрожавшего им «административным взысканием» вплоть до отлучения от церкви, Иоанн Богослов осуждал.

Перу Иоанна Богослова принадлежит также «Книга Откровения Иисуса Христа», известная еще как «Апокалипсис Иоанна» или «Откровение Иоанна Богослова». Эта работа завершает Новый Завет. В отличие от всех предыдущих книг Иоанна, Апокалипсис раскрывает тему событий, которые будут предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа на землю. В числе таких событий автор упоминает как природные катаклизмы (низвержение огня с неба и пр.), так и чудеса (явления ангелов, воскрешение мертвых людей).


Также в Апокалипсисе автор не раз упоминает свое имя – Иоанн, а также рассказывает о события, свидетелем которых он стал. Пребывая на небольшом греческом острове Патмос в Эгейском море, Иоанн услышал из-за спины глас, приказавший ему написать в книгу то, что видел. В связи с этим, авторство Апокалипсиса иногда приписывают Иоанну Патмосскому, которого, впрочем, отождествляют с Иоанном Богословом.

Тем не менее, исследователи спорят об авторстве «Откровения», поскольку стиль и язык книги существенно отличаются от «Соборных посланий» и Евангелия. Однако Митрополит Иларион объясняет этот факт тем, что автор столкнулся с необходимостью писать о реалиях Нового Завета языком и символами из Старого Завета.

Кроме того, немецкий богослов и исследователь христианства Вильгельм Буссе провел анализ текстов, в результате которого установил, что синтаксис и лексические обороты соответствуют более ранним текстам Иоанна Богослова, тем самым подтверждая его авторство. Согласился с Буссе и российский исследователь, работавший над толкованием текстов Священного Писания, Александр Павлович Лопухин.


Современные исследователи все же ставят под сомнение тот факт, что «Апокалипсис Иоанна» написан именно Иоанном Богословом. Так, в книге протоиерея Русской православной церкви Александра Владимировича Меня «Читая Апокалипсис», а также Дональда Гатри «Введение в Новый Завет» четко прослеживается мысль о том, что среди апостолов насчитывалось по меньшей мере 3 Иоанна, которые позднее слились в единый собирательный образ.

Подробности биографии Иоанна Богослова стали известны из церковных писаний. После смерти Девы Марии Иоанн стал проповедником, путешествующим по городам Малой Азии в сопровождении ученика по имени Прохор. Учитывая, что проповеди Иоанна Богослова зачастую сопровождались чудесами, обращенных в христианство становилось все больше.

Когда Римский император Нерон начал гонения христиан, Иоанна арестовали и направили в Рим. Суд постановил казнить проповедника, однако, выпив яду, Иоанн остался жив. Тогда судьи постановили посадить апостола в котел с кипящим маслом, но и тогда Иоанн Богослов остался невредим. Тогда старика-проповедника отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море в сопровождении ученика.


Корабль, на котором плыл Иоанн с учеником и вельможи, попал в шторм, и знатный юноша выпал за борт. Апостол долго молился о судьбе юноши, а утром волны вынесли его на берег живого и невредимого.

Прибыв на остров, апостол Иоанн обратил в христианство большую часть жителей, проведя ряд чудесных исцелений, а также изгнал бесов из имеющихся на острове языческих храмов. Жил проповедник со своим учеником в пещере в отдалении от людей, где предавался молитве. Там не раз Иоанн слышал глас Господа, приказывавший ему писать книги во славу Бога. На острове жил и местный колдун Кинопс, обращавший жителей в язычество. После молитвы Иоанна Богослова волны Эгейского моря навсегда поглотили Кинопса, а остальные местные жители приняли христианство.

Смерть

В конце I столетия нашей эры Иоанн вернулся из ссылки, а приблизительно в 100-м году скончался. Долгое время Иоанн Богослов оставался единственным живым апостолом, видевшим Иисуса, другие апостолы приняли мученическую смерть гораздо раньше.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.


Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой , Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери . Одновременно со своим старшим братом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика . Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Константинополь. 985.

Преставление ап. Иоанна Богослова. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Византия. XII.

Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

Византия. XIV.

Собор свв. апп. Икона. Византия. 1 четверть XIV в. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва.

Дечани. Ок. 1350.

Погребение ап. Иоанна. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»