Понять надо быть не казаться. Надо быть, а не казаться

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим поговорить с вами об одной из главных проблем современного общества, которая заключается в том, что большинство людей стараются «казаться», а не «быть».

Современная культура навязывает нам определенный образ жизни, увидев который, возникает желание соответствовать ему. И это вполне закономерно.

Кому не хочется выглядеть сногсшибательно в дизайнерской одежде после посещения салонов красоты, припарковав свою роскошную машину возле дорогущего ресторана, и ловить при этом восхищенные взгляды мужчин и завистливые - женщин?

У мужчин будут немного другие атрибуты успеха, но картина существенно не меняется. Дорогая одежда, роскошные авто, шикарные девушки, невероятных размеров квартира со стильным дизайнерским интерьером и т.д.

Вот такой нам показывают идеальную жизнь и мы, чаще всего, на подсознательном уровне пытаемся ей соответствовать. Даже когда нам не нравятся отдельные ее элементы (например, силиконовая внешность), мы стараемся соответствовать идеальному образу в другом (машина/квартира/одежда/стиль жизни).

И вот здесь ключевой момент - «мы стараемся соответствовать», то есть мы стараемся казаться «красивой, успешной, независимой, богатой» и т.д.

Очень хорошо, когда ваши интересы и желания совпадают с этим образом. Тогда вы уже переходите с категории «казаться» в категорию «быть». То есть вы на самом деле являетесь тем, кем хотите выглядеть для окружающих.

Но в большинстве случаев этот идеальный образ очень далек от нашего настоящего «Я» с его недостатками и достоинствами. Поэтому мы это неидеальное «Я» стыдимся и прячем его подальше, «подгоняя» себя под идеальный образ и ожидания окружающих.

Кстати, в этом и заключается причина того, что сейчас все девушки красивы одинаково. Очень хорошо об этом сказала наша постоянная читательница Пряничек:

Мне всегда казалось, что я люблю красивых людей. Мне казалось, что у них не только лицо красиво, но и душа. Ведь не может же быть красивый человек безобразным внутри. И читая интервью с давно угасшими красавицами вроде Одри Хепберн, я всегда видела этот свет, льющийся изнутри.

А сейчас я вижу сотни красивых женщин, но они пусты внутри. Эти изогнутые брови и идеальный овал лица не вдохновляют меня, не заставляют завидовать их красоте. Как-то все так постановочно-подчеркнуто в их красоте, ненатурально, не красиво. Некрасивая красота.

Парадокс нашего времени….

Действительно, смотришь на девушку, и понимаешь, что она выглядит безупречно, но в глубине души понимаешь, что что-то не так в ней. А дело в том, что она старается «казаться» и делает себя похожей на сотни тысяч таких же (конечно, немаловажную роль здесь играет и пластическая хирургия).

Секрет красавиц прошлых веков - они «были» красивыми, а не пытались «казаться» ими. Они подчеркивали особенности своей внешности, и каждая была прекрасна по-своему. Они любили и принимали себя со всеми достоинствами и недостатками. И, конечно же, они были уверены в себе.

Сегодня же, очень часто за идеальной маской прячется неуверенная в себе девушка, которая так и не смогла полюбить и принять себя.

И это касается не только внешности.

Мы выбираем престижную работу, а не любимую…

Мы пытаемся показать идеальные отношения, вместо того, чтобы их создать…

Мы пытаемся казаться идеальными родителями идеальных детей, вместо того, чтобы быть любящими родителями детей со своими особенностями.

И этот список можно продолжать до бесконечности.

Знаешь, если казаться не тем, кто ты есть на самом деле, можно получить не ту работу, не тех друзей, Бог знает что еще. Не свою жизнь…. Майкл Каннингем

Мода меняется, образ жизни тоже, и человек постоянно «прогибается под изменчивый мир».

Стало модным быть добрым? Все массово начинают делиться записями в социальных сетях о помощи (при этом реально поможет 1 из 100). Никто же не знает, помог ты или нет, но вот окружающим ты «кажешься» добрым.

* Мы не хотим этими словами обидеть тех, кто действительно помогает.

И таких примеров можно привести множество.

Что же делать?

Нужно набраться смелости и сил и просто быть собой, без оглядки на мнение окружающих. Делать то, что вам нравится, и то, что вы считаете нужным.

Твое единственное обязательство на протяжении всей твоей жизни - быть самим собой.

Пусть у вас будут (по мнению окружающих) странные отношения, непослушные дети, непонятный интерьер дома, глупые увлечения и непрестижный отдых. Но это все будет ВАШИМ.

И самый главный признак, по которому можно определить, вы живете по принципу «казаться» или «быть» - это ощущение счастья. У ненастоящей жизни и счастье ненастоящее.

Учись быть тем, кто ты есть на самом деле, и учись избавляться от того, кем ты не являешься.

В погоне за иллюзорным статусом и популярностью человек забывал хотя бы изредка останавливаться, чтобы взглянуть на свое отражение. Он хотел казаться лучше, чем он есть на самом деле. Что плохо в этом? Но через время уже совсем нельзя понять, что есть «Я», а что – лишь еще одна маска, которую «Я» натянуло на себя из лучших намерений.

Человек собирал эти маски всю свою жизнь. И однажды он осознал, что время на исходе, но вместо него жил кто-то другой. Ведь истинное «Я» так и не было открыто миру. Он боялся и скрывал то, что действительно имело значение. Он не дал проявить себя тому, ради чего был рожден. Он набросил на свою душу покрывало страха неприятия. И теперь он страдает, ведь на самом деле у него нет ни друзей, ни врагов…

Что проще: быть или казаться?

Что нас толкает придумывать себе образ за образом, что заставляет нас отказываться от своей сути? У человека есть лишь он сам, так почему и ради чего он пытается забыть это?

Говорят, казаться легче, чем быть. Но так ли это? Сколько энергии мы расходуем на поддержание определенного ореола?

Неуверенный в себе парень старается скрыть свою неуверенность и выбирает маску противоположную своему качеству. Однако, если в человеке есть уязвимое место, попытки решить эту проблему таким образом выглядят смешно и глупо. Наши истинные достоинства и недостатки исходят изнутри. Люди словно источают уверенность, обаяние, интеллектуальность, успешность. Когда неуверенный в себе парень хочет обмануть всех вокруг, ему приходится кривляться, дабы поддержать желаемый образ внешним поведением. И он начинает вести себя откровенно грубо и вызывающе. Он не знает, что такое настоящая уверенность, ведь он ее не чувствует. Тогда он просто одевает маску другой крайности, заменяет неуверенность чрезмерной самоуверенностью. Одно асоциальное качество прикрывает другим.

Результат такой подмены, очевидно, не принесет хороших плодов. Ведь эта клоунада не может выглядеть естественной. Наш неуверенный в себе парень допускает высокомерные и дерзкие высказывания, стараясь вызвать страх и уважение, а получает в ответ агрессию и непонимание.

Когда человек играет роль, его внешнее поведение противоречит внутреннему состоянию, и это приводит к нервному напряжению. Подсознание всегда знает правду и его невозможно обмануть или заставить замолчать. Таким образом, сталкиваясь с нежелательной реакцией от игры в самоуверенность, человек получает двойную порцию стресса. Так может, лучше быть тем, кем ты есть, и не пытаться казаться лучше?

Как мы убеждаем себя во лжи

Иногда мы настолько заигрываемся, что сами начинаем верить в свой образ. Тогда нить, ведущая к истинной причине нашего неестественного поведения обрывается, и формируется новый комплекс. Потому так часто заниженная самооценка часто живет в одной личности рядом с чувством завышенной важности, жестокость рядом с ранимостью, заносчивость рядом с неуверенностью.

Мы можем убедить себя в чем угодно, но лишь на время. Если внутренний конфликт не решен, он рано или поздно вернется. И нам придется опять делать выбор: начинать распутывать клубок наших комплексов или придумать себе еще несколько защитных шаблонов поведения, чтобы хотя бы на какое-то время отдалить момент осознания своего несовершенства.

Человек идет по дороге жизни. Когда по каким-то причинам ему становится больно, он придумывает себе образ. И этот образ помогает ему идти дальше. Так, сталкиваясь с осуждением, он одевает на себя маску. Возможно, это будет маска бунтаря, возможно, пофигиста, а может быть, моралиста. В любом случае, это попытка казаться, но не быть. Человек придумал для себя алгоритм поведения, наиболее подходящий для защиты от внешнего мира. Но разве может человек продумать все? Пройдет время и что-то напомнит ему о боли неприятия. Кто-то найдет его мораль несовершенной, кто-то поднимет на смех его натуру бунтаря, и маска равнодушия окажется бесполезной, когда тот, кто важен для него не примет и разделит его взглядов. Что может сделать человек? Укрыться под еще одной драконовой шкурой? А может, все же не отвергать свою сущность и помочь себе?

Быть

Нам кажется, что мы сильны и независимы, но почему мы впадаем в депрессию от того, что люди нас не понимают? Мы кричим о своем свободомыслии, но почему нас тревожит, что подумают окружающие? Мы заявляем о своей уникальности и оригинальности, но видим ли мы сами какую-то идею в нашем творчестве?

В жестокой борьбе с самой собой я искала ответ годами, «кем надо быть». И если правильнее быть собой, то кто же «Я»? Порой, нам так страшно показать себя миру. Мы боимся, что нас не примут, и этот страх заставляет нас искажать и деформировать собственную индивидуальность.

Когда человек принимает себя, он принимает весь мир. И для него больше не существует неприятия. Для того, кто выбирает быть, а не казаться, чужда гордыня и ненависть. Пороки не существуют там, где нет сравнения.

Теперь я понимаю, быть собой – это проще, чем казаться кем-то. И теперь я делаю лишь то, что идет из моей души. Нет смысла стыдиться, нет смысла страдать от осуждающих взглядов, когда ты – это ты. Ты все равно не сможешь себя обмануть, но и не за чем. Человек – прекрасен и уникален. И все, что идет из его глубины, наполнено смыслом и красотой. А тот, кто смотрит осуждающе, просто не понимает этого, просто он сам не снял свои маски.

Вспомнила к месту Л. Н. Толстого: "…на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того, чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. Нет ни ничтожного, ни важного, все равно…"

Страшно быть пустышкой, видеть собственную никчемность за нагромождением многих слов, дел, вещей. Мучительно казаться, а не быть.
Куда бы я не двинулась, всегда на задворках души я вижу, как в кривом зеркале, большой мыльный пузырь. В этом отражении даже благородные страдания от осознания такой правды приобретают смешной и глупый характер, становятся очередной попыткой выглядеть лучше, значительнее, что-то из себя представлять.

Любое слово, поступок отравлен тщеславием. В самых лучших порывах, самых светлых побуждениях найдется нотка самолюбования: "Вот, какая я хорошая". Эта едва уловимая примесь сводит на нет все усилия и превращает светлый праздник, где должно быть торжество духа, в балаган и кривляние.

Это личная бездна, куда я погружаюсь, как только решаюсь быть более честной с собой. Хотя бездна, пожалуй, слишком сильное слово.
Так бывает не всегда, и, чаще всего, я нахожу повод отвлечься, убедить себя, что чего-то стою, делаю что-то значимое.
Какая же все это глупость.
_______________

Наверняка есть что-то истинное внутри, иначе душа не тосковала бы так, не металась.
Я хочу найти свое небо, свою высоту. Но не громкую, не шумную, не на показ. А тихую, неприметную для других, такую, что будет освящать все мое внутри.
Это тонкая радость души, которую не могут вызвать никакие внешние вещи.

Но как отделить зерна от плевел?
_______________

Первый шаг на пути к этому — смирение. Сложное для ума понятие и вызывает большое количество смысловых искажений. Часто смирение называют "принятием", но на мой взгляд, это представление более узкое.

Смириться, значит освободиться от иллюзий. Реальная картина жизни сталкивается [в нашем воображении] с представлениями о том, кем или какими мы должны быть. Попытка соответствовать образу, является настоящим внутренним насилием, которое мы совершаем над собой ежесекундно и откуда рождается большинство целей.
Смирившись, человек прекращает сопротивление, видит мир ясно и признает каждый момент как есть.

В смирении заложена глубокая исцеляющая сила, возможность освободиться от чувства вины.
Человек перестает судить себя и других, он легко прощает миру его несовершенство.
Но прощать, не значит игнорировать дурное или ложное. Желание быть лучше, взращивать в себе нравственность, раскрывать способность к любви, к состраданию — это базовая потребность души и основа для ее развития. Когда такое стремление идет под руку с чувством смирения, оттуда исчезают гордыня и тщеславие, качества, которые все портят противоположны настоящему смирению; здесь очень тонкая грань, которую трудно и, даже наверное, нельзя передать в словах, но можно почувствовать через опыт.

Как только мы недовольны собой или тем, что получаем, сразу смотри: нет смирения. Значит уже повисла в голове картинка с которой себя сравниваем и морщимся.
Когда сердце смирилось, мы делаем то, что нам по силам, спокойно идем вперед и благодарим за все, что у нас уже есть, даже за ошибки.

Я ищу свою высоту. Иногда ясно чувствую, как прикасаюсь к чему-то прекрасному, невыразимому. Но бывает погружаюсь в полную темноту, и тогда смирение помогает находить дорогу обратно; я начинаю испытывать глубокую любовь к себе, к людям, миру вокруг, к Богу. И страдание исчезает.

STEPHEN COVEY

PRIMARY GREATNESS

THE 12 LEVERS OF SUCCESS

Издано с разрешения FranklinCovey Company

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

FranklinCovey and the FC logo and trademarks are trademarks of FranklinCovey Co. and their use is by permission.

© FranklinCovey Company, 2015.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Эрик Бертран Ларссен

Вступительное слово Шона Кови

Будущее моего отца, Стивена Кови, было предопределено. Дед владел весьма успешной сетью гостиниц, и конечно же, старшему сыну – моему отцу – надлежало продолжить дело.

Но отец чувствовал тягу к учительству. Тяга была непреодолимой – все в нем взывало к тому, чтобы быть услышанным. И он решил преподавать, чего бы это ему ни стоило. В своих учениках он видел потрясающий потенциал, его снедала потребность дать этому потенциалу воплотиться. Но он не мог забыть о том, чего желал для него дед, и решил с ним поговорить. Однако боялся, что дед его не поймет.

И вот однажды мой отец решился и сказал деду, что на самом деле мечтает стать учителем. Дед ответил: «Прекрасно, сынок. Из тебя получится великий педагог. Честно говоря, я ведь и сам не так уж люблю бизнес». Так доктор Кови и стал университетским профессором, писателем, а по сути – одним из выдающихся мировых мыслителей в таких областях, как лидерство, организационное управление, семейные вопросы. И все потому, что нашел в себе смелость ответить на собственную потребность и обрести собственный голос.

Он и другим помогал обрести свой голос. Однажды я попросил отца дать определение тому, что такое руководство. И он ответил: «Руководство – это способность сообщить другому человеку, в чем состоит его ценность и его потенциал, и сделать это так четко и наглядно, чтобы человек, получив заряд вдохновения, сам разглядел в себе эти качества». Я впервые услышал именно такое определение, и оно меня растрогало. Почему? Да потому что эти слова много говорили о нем самом. Он всегда умудрялся дать мне понять, в чем моя ценность и в чем заключается мой потенциал, даже когда я не видел этого в себе сам. Он заставлял меня чувствовать себя всесильным, чувствовать, что у меня есть важная миссия. И такие же чувства он пробуждал в моих братьях и сестрах и во всех, кто его окружал. Он верил, что у любого человеческого существа есть его собственное предназначение, что каждый из нас бесконечно ценен и обладает необыкновенными возможностями и что каждый из нас уникален.

Мой отец был великим учителем – прежде всего он учил нас своим примером и своими словами. Его взгляды определили всю мою жизнь. Он постоянно говорил мне о том, что существуют только два жизненных пути – жизнь, исполненная истинного величия, и жизнь величия ложного. Истинное величие – это то, что человек представляет собой на самом деле: его характер, цельность, настоящие мотивации и желания. Ложное величие – это популярность, титулы, положение в обществе, слава, состояние и почести.

Отец учил меня не думать о ложном величии и сосредоточиться на величии истинном. Он также говорил о том, что ложное, вторичное величие часто – хотя и не всегда – сопровождает тех, кто добился величия истинного, и что истинное величие уже само по себе является наградой, поскольку дарует мир в душе, ощущение собственной значимости и глубокие, полные смысла взаимоотношения. Эта награда значительно перевешивает те блага, которые приносит ложное величие, – деньги, известность и то эгоистичное, наполненное сиюминутными удовольствиями существование, которое мы так часто называем «успехом».

Я пишу это предисловие спустя три года после смерти отца. Но его голос – глубокий, проникновенный – сохранился в этих эссе. Готовя их к печати, мы практически ничего не меняли – тексты остались такими, какими были, только что выйдя из-под его пера. Мы просто расположили их в таком порядке, чтобы получился последовательный рассказ о том, как прожить жизнь, исполненную истинного величия. Некоторые из эссе были написаны, когда отец работал над «Семью навыками высокоэффективных людей», и это потрясающе – наблюдать, как то, что было впервые им сформулировано в этих набросках, превратилось в идеи, изменившие мир бизнеса и жизни миллионов людей. В этой книге вы найдете удивительные и вдохновляющие размышления о том, как от дешевой мишуры того, что зовется «успехом», перейти к жизни осмысленной, полной душевного спокойствия, удовлетворения и мудрости.

Жизнь многих из нас полна проблем, разочарований, неудовлетворенности. Но то, что зачастую выдается за «решение» проблемы, на самом деле – лишь поверхностное средство. Эта книга предлагает настоящее исцеление в мире, где правят аспирин и лейкопластырь.

Мне приходилось сталкиваться с болезненными жизненными испытаниями, и я на собственном опыте убедился, что то, чему меня научил отец – а именно об этих принципах и говорится в книге, – дало мне и моей семье мужество и уверенность двигаться вперед, работать и быть счастливыми. Эти принципы помогут и вам.

Предисловие

Когда «Титаник» отправлялся в свое первое – и последнее – плавание, на его палубах находилось 614 шезлонгов. Каждое утро команда раскладывала эти шезлонги и расставляла их таким образом, чтобы пассажиры захотели в них погрузиться, понежиться на палубах. Пассажиры были вольны переставлять шезлонги в соответствии со своими желаниями.

Понятно, что когда «Титаник» начал тонуть, никому и в голову не пришло «переставлять шезлонги в соответствии со своими желаниями».

Теперь, когда мы говорим о том, что кто-то «переставляет шезлонги на “Титанике”», мы имеем в виду совершение бессмысленных и тривиальных действий вместо того, чтобы делать что-то важное, что-то, что может изменить жизнь. Потому что это последнее дело в жизни – переставлять шезлонги на тонущем корабле. Последнее – в буквальном смысле.

Но почему тогда это первое, чем занимаются многие из нас?

«Переставлять шезлонги» – означает выдавать видимость за действительность, больше волноваться о внешнем имидже, чем о внутреннем содержании, располагать приоритеты в обратном порядке.

Это то, чем все мы занимаемся. Делаем все шиворот-навыворот.

А результат? Стрельба мимо цели, разрушенные карьеры, разбитые семьи, плохое здоровье, обанкротившиеся компании, утраченная дружба, жизнь, погребенная под обломками неверных решений.

Именно это и произошло на «Титанике», затонувшем в 1912 году и унесшем с собой 1517 жизней. Требование «Безопасность – прежде всего» оказалось последним в ряду приоритетов. Корабль на полной скорости шел по опасным ледяным полям. Спасательных шлюпок на всех не хватало. Учений по безопасности никто не проводил, поэтому, когда случилась катастрофа, пассажиры понятия не имели, что делать.

История «Титаника» очередной раз подтверждает истинность высказывания Гете: «Наиболее важные дела никогда не должны подчиняться наименее важным».

Сколь многие из нас предпочитают выдвигать на первый план то, что на самом деле ничего не значит?

Сколь многие из нас позволяют собственным интересам брать верх над теми, за кого мы отвечаем?

И как часто мы любезничаем с теми, о ком потом, за их спиной, не стесняемся говорить гадости?

И не бываем ли мы более сердечными и справедливыми по отношению к посторонним, чем к нашим близким – тем людям, которые значат для нас куда больше, нежели чужаки?

И не стремимся ли мы урвать побольше, но отдать поменьше?

Не приносим ли мы долговременный успех в жертву сиюминутному успеху? И неужели мы на самом деле ценим внешний лоск, мишуру успеха (палубные шезлонги) превыше мира в душе и удовлетворения от реальной пользы, которую можем принести (спасение корабля)?

Стивен Кови считал, что истинное величие – это такой успех, который сопровождает настоящий вклад человека. Внешние же атрибуты успеха – положение в обществе, популярность, имидж – это суть величие ложное. Когда вы наблюдаете за поступками и поведением знаменитостей, известных спортсменов, крупных боссов, киноактеров и прочей подобной публики, вы лицезрите блеск ложного величия.

Истинное величие – оно внутри, оно не бросается в глаза. Истинное величие – в самой сути человека. Ложное величие носит внешний характер. Как учил доктор Кови, «Многим из тех, кто обладает ложным величием – то есть общественным признанием своих талантов, – не хватает как раз истинного величия и положительных качеств». И рано или поздно это проявляется в их взаимоотношениях с другими людьми – с партнером по бизнесу, с супругом или супругой, другом или с собственным ребенком, переживающим подростковые проблемы. Вот тут-то и проявляется истинный характер. Эмерсон однажды сказал: «То, как ты выглядишь, заглушает то, что ты хочешь сказать».

Настоящий жизненный успех приходит тогда, когда жизнь наполнена истинным величием – когда человек руководствуется долгом, честью, достоинством, стойкостью, самопожертвованием и служением, невзирая на материальное вознаграждение и обстоятельства. Таковы естественные, универсальные, нерушимые принципы. Они неизменны для всех, везде и во все времена. Погоня за ложным величием, если не обладаешь величием истинным, ничего не дает. Успешную жизнь на зыбучем песке не построишь, как не построишь ее на внешних атрибутах славы. Построить ее можно только на гранитном основании незыблемых принципов.

Однако ирония в том, что часто – хоть и не всегда – ложное величие сопровождает величие истинное. Люди, наделенные добрыми и положительными качествами, становятся победителями уже потому, что окружающие им доверяют. Их упорный труд, как правило, приносит хорошие и надежные результаты, а порой и процветание. Благодаря своей рабочей этике они завоевывают любовь и преданность. И это естественный итог истинного величия. Хотя, конечно, гарантий не существует: добропорядочные люди, как и все прочие, тоже могут, например, заболеть, их могут преследовать неудачи. Множество хороших, порядочных людей упорно работают всю свою жизнь, однако финансового успеха так и не достигают. Но те, кто стремится к истинному величию, наслаждаются особым чувством удовлетворенности и покоя, которых не могут достичь жаждущие ложного величия, поскольку последние в глубине души понимают, что им не хватает чего-то очень существенного.

Многие люди путают успех и ложное величие. Они из кожи вон лезут, чтобы получить все то, что будет говорить об их успехе, но не желают признаваться себе, чем они являются на самом деле. Настоящий успех стоит дорого, но платить эту цену они не хотят, поэтому ищут окольные пути, которые позволили бы им добиться успеха без большого труда. Они создают ложное впечатление. Они притворяются друзьями.

Очень многие могут признать, что время от времени и их посещали подобные мысли. Однако отрицательные черты, такие как эгоизм, лень, прокрастинация, нечестность, тоже влекут за собой последствия.

В наш век ложного величия опросы общественного мнения значат куда больше, чем этические убеждения, и внешний лоск имеет намного большее влияние, чем внутреннее содержание. И все же глубоко в душе мы чувствуем, что успешная жизнь – это жизнь в соответствии с принципами, что внешний успех – ничто, если в его основе нет внутреннего успеха. Мы хотим, чтобы наши дети достигли внутреннего успеха. Мы хотим того же и для самих себя. «Согласно опросам Института Гэллапа, более 90 процентов взрослых американцев придерживаются идей честности, демократии, терпимости к представителям других рас и культур, патриотизма, дружбы, семейных ценностей, моральной смелости и Золотого правила нравственности» , .

У этого интуитивного представления есть и вполне научные основания. Ученые, занимающиеся изучением навыков и выявлением отличительных черт, лежащих в основе успеха, отныне не фокусируются исключительно на уме и таланте: многие видят в качестве основной особенности, ведущей к успеху, именно характер. Возьмем, к примеру, знаменитый проект «Перри», в ходе которого исследователи в течение нескольких десятков лет наблюдали за детьми, чтобы выявить факторы, которые способствовали воплощению их жизненных целей и призвания. Проект стартовал в 1965 году в Мичигане, объектом изучения стали 123 ребенка дошкольного возраста . Ребятишек учили «сосредоточенно выполнять зачастую скучные задания… следовать плану… откладывать вознаграждение». Другими словами, им прививали характер. Спустя полвека эта методика дала себя знать в том, как сложилась жизнь участников проекта. По сравнению с ровесниками из той же среды – а именно из весьма неблагополучного района с преимущественно афроамериканским населением – у них был гораздо более высокий уровень образования, в два раза более высокая трудовая занятость и значительно более высокий доход; при этом их в два раза реже приводили в полицию и арестовывали.

Интересно, что изначально целью проекта «Перри» было поднять IQ детей. Но этого как раз и не произошло, зато произошло другое – значительно вырос их SQ (success quotient) – коэффициент успеха, что лишний раз подчеркивает ценность и значение характера.

Стивен Кови был убежден, что характер – куда более значимый фактор в достижении успеха, нежели талант, ум или обстоятельства. Поэтому он посвятил свою деятельность тому, чтобы люди во всем мире признали эту основополагающую истину и в соответствии с ней меняли свою жизнь. Тысячи и тысячи добились этого с помощью тренингов или просто внимательно изучив его книги. Сегодня этими принципами овладевают совсем молодые люди в школах и колледжах на всех континентах – для них компания FranklinCovey разработала полноценный обучающий курс «Лидер во мне». Результаты можно с полным основанием назвать замечательными, поскольку те, кто занимался по этому курсу, сознают разницу между истинным и ложным величием и учатся жить, добиваясь истинного величия.

Как принципы истинного величия становятся частью нашего существования? Разве характер не заложен в нас от рождения и возможно ли его изменить?

Да, это непросто, но характер можно изменить. Как учил доктор Кови, мы в силах выбирать собственный образ действий. Человеческий характер можно уподобить кулинарному рецепту: чашка наследственных свойств, столовая ложка окружения, несколько унций удачи, но вы вольны решать, что приготовить из этих ингредиентов.

Ключ к успеху в том, чтобы твердо придерживаться незыблемых принципов и прекратить совершать даже краткие вылазки в сторону. Когда ваша цель – не сворачивая двигаться на север, вы следуете стрелке компаса. Любое отклонение – и вы уже бредете куда угодно, только не к северу. Такова жестокая реальность. Реальностью, как и успехом, управляют те же принципы, и когда вы преступаете их, вы страдаете от последствий.

Нарушив один из принципов, вы не обязательно сразу почувствуете вину или даже неловкость. Более того, вы можете ощутить то, что ученые называют «восторгом мошенника», – радость, что все сошло вам с рук. Многие испытывают удовольствие от того, что им удалось смухлевать с налогами, обмануть бухгалтерию, представив липовые счета за командировку, наговорить о ком-то гадостей. Такие люди чувствуют себя куда выше всех этих жалких простаков, которые не мошенничают и никого не обманывают. Но даже они в глубине души сознают, что нанесли окружающим большой вред – а на самом деле навредили самим себе, потому что подобные действия не проходят бесследно для их характера.

Тому, кто нарушает принципы бережливости и тратит больше, чем следует, грозит нищета. Тому, чьи дурные привычки нарушают принципы, по которым существует его тело, кто неправильно питается и пренебрегает физическими упражнениями, грозят болезни и физическая немощь. У того, кто нарушает принципы доброты и уважения, будет больше врагов, чем друзей.

Конечно же, ни одно из этих последствий не бывает стопроцентно неизбежным. Но если вы взглянете на жизнь сквозь беспристрастный, реалистичный фильтр вероятности, то увидите, что такие последствия настигают очень и очень часто.

Принципы, управляющие вашей действительностью, не подвергаются сомнению. Они находятся за пределами вашего контроля. Им все равно, верите вы в них или нет, – они просто существуют. И потому вы гораздо быстрее преуспеете в жизни, если будете подстраиваться под эти принципы и перестанете пытаться их игнорировать.

Это означает, что вам следует пристальнее взглянуть на свой характер и разобраться, что вас мотивирует. Вам следует перенастроить свои побуждения и черты характера в соответствии с принципами, которые приносят успех; и поработать над такими отрицательными чертами, как склонность к прокрастинации, зависть или эгоизм.

На самом деле непросто зайти в «таинственный сад» жизни, как называет его Стивен Кови, и разобраться, что в нем произрастает. Непросто перенастроить свое существование в соответствии с истинными принципами, но это – единственный путь к настоящему успеху.

Принципы подобны рычагам. Вам вряд ли удастся сдвинуть с места огромный валун, но с помощью рычага вы сможете это сделать. И чем длиннее и крепче рычаг, тем легче вам будет это сделать. Как сказал Архимед, «Дайте мне достаточно длинный рычаг, и я переверну мир» . Такие принципы, как честность, желание помогать и стремление правильно расставлять приоритеты, наделены огромной силой. Лишь упорно и настойчиво применяя эти рычаги, вы можете рассчитывать на то, что вам удастся сдвинуть со своего пути к успеху самые серьезные препятствия – такие недостатки характера, как эгоизм, виктимизм и отступление от истинных приоритетов. Если вы человек прямой, честный, окружающие будут вам доверять. Если вы будете внимательны, а не равнодушны к людям, будете им помогать, то добьетесь лучших результатов и получите от людей больше. Если вы начнете ставить на первое место истинные приоритеты, вам не придется расплачиваться растраченным временем и впустую прожитой жизнью.

В этой книге Стивен Кови рассказывает о том, как пройти важный путь от одержимости ложным величием к сосредоточенности на истинном величии. Он описывает двенадцать рычагов, обладающих большой силой воздействия, – двенадцать принципов, согласно которым живут поистине успешные люди. Вы узнаете, как усвоить эти принципы, сделать их по-настоящему своими.

Итак, вот они:

Цельность

Следование приоритетам

Самопожертвование

Служение

Ответственность

Лояльность

Взаимозависимость

Многообразие

Непрерывное обучение

Самообновление

Наставничество

Первый рычаг – цельность , состояние, при котором человек един и неделим. Внутренний мир цельной личности не отличается от ее внешнего облика. У цельной личности нет тайных помыслов и скрытых побуждений. Такие люди, как говорил доктор Кови, «полностью интегрировали в свое существование весь набор правильных принципов».

Истинного успеха можно добиться только тогда, когда цель образует единое целое с внутренней сущностью. Как только вы установите для себя такую цель, вы будете способны достичь истинного величия.

Перечисленные двенадцать рычагов помогают перейти от кажущегося успеха к успеху реальному; отбросить глубоко укорененные сомнения и стать уверенным человеком, чувствующим, что в жизни есть твердое основание в виде естественных принципов.

Почему мы говорим о двенадцати рычагах?

Еще в глубокой древности мыслители составляли списки полезных принципов. На память приходят учение Аристотеля о добродетелях и тринадцать добродетелей, о которых писал Бенджамин Франклин. В наши дни выдающийся психолог Мартин Селигман, основываясь на научных экспериментах, выделил двадцать четыре свойства характера, определяющих полноценное существование.

Двенадцать рычагов Стивена Кови – результат исследований, долгой работы и общения с тысячами людей по всему земному шару. Кови считал эти рычаги фундаментальными и непреложными и перечислял их, руководствуясь определенной иерархией. Как уже говорилось, цельность – это основа истинного успеха вместе с вкладом – тем значимым и позитивным наследием, которое мы оставляем после себя. Следование приоритетам позволяет нам создавать этот вклад, не распыляясь на мелочи.

Добиться того, что станет истинным наследием, невозможно без самопожертвования . Служение людям означает необходимость подняться над собственным «я» и почувствовать вкус истинного успеха.

В современном мире все чаще и чаще пренебрегают естественным принципом ответственности . Никто не хочет брать на себя ответственность за собственный успех. Различие между теми, кто обладает истинным величием, и теми, чье величие ложно, становится совершенно очевидным, когда приходится держать ответ за провалы и неудачи: обладающий истинным величием делает шаг вперед и, ни на кого не перекладывая своей вины, берет ответственность на себя.

Лояльность – естественное последствие служения. Исповедуя принцип служения, вы выстраиваете глубокие и равноправные отношения с другими людьми. Вы взращиваете в себе доверие к людям, и в них растет доверие к вам. С доверием тесно связан и принцип взаимозависимости – это такая же константа, как закон гравитации. Любое действие имеет последствия. Последствия проявляются в каждый момент вашего существования, и баланс действий и последствий может быть позитивным или негативным. К вам относятся так, как вы относитесь к другим. Когда вы подрываете доверие, тем самым вы побуждаете подорвать доверие по отношению к себе. Расплата может прийти не сразу, но платить все равно придется.

Если вы хотите, чтобы ваш успех был максимальным, вы должны ценить многообразие . Чего бы вы ни коснулись – биологии или бизнеса, политики или производства, – всюду царит один и тот же закон природы: различия побеждают единообразие. Как говорил Стивен Кови, «если у двух человек одно и то же мнение, один из них становится лишним». Научившись ценить движущую силу многообразия, которое привносят в жизнь другие люди, вы сделаете еще один шаг по пути к успеху.

Без непрерывного обучения и самообновления вы рискуете впасть в стагнацию. Человек обновляется, когда занимается спортом, читает, проводит время с теми, кого любит, занимается духовными практиками, например медитацией. И в заключение следует сказать, что вы лучше усвоите принципы истинного величия, наставляя других – то есть не только служа личным примером, но и обучая.

Все вместе двенадцать рычагов делают жизнь проще, но плодотворнее. Используя их, вы укрепляете свой характер и влияние на других. На вашем жизненном пути еще встретятся громадные валуны, но ваши попытки сдвинуть их уже не будут тщетными.

Двенадцать рычагов отнюдь не являются итоговой суммой всех принципов успеха – существует и множество других. Но эти рычаги незаменимы и необходимы. Без них невозможно по-настоящему преуспеть. Эта книга поможет вам понять, что нужно сделать, чтобы они стали неотъемлемой частью вашей сущности.

Истинное величие – естественное следствие применения этих рычагов.

В добром действии заключена великая сила.

Понимающий друг имеет огромное влияние.

Ответственный работник наделяется все большей и большей ответственностью.

У цельной личности мощные моральные мышцы.

Как говорил Стивен Кови, «…Если вы хотите, чтобы ваш брак был счастливым, излучайте позитивную энергию и не прибегайте к негативной энергии. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток был более приятным в общении и сговорчивым, сами станьте более понимающим, сочувствующим, последовательным и любящим родителем. Если вы хотите большей свободы действий на работе, станьте более ответственным, отзывчивым и активным сотрудником. Если вы хотите, чтобы вам доверяли, будьте надежным. Если вы хотите добиться того, чтобы ваш талант признали, сфокусируйтесь на истинном величии характера».

Влияние Стивена Кови – это явление глобального характера. Начало ему было положено публикацией в 1989 году книги «Семь навыков высокоэффективных людей» – с тех пор миллионы руководителей, педагогов и семей во всем мире черпают в словах доктора Кови вдохновение и поддержку. Если его идеи кажутся вам знакомыми, это потому, что его язык стал языком нашего времени. Такие фразы, как «быть проактивным», «думать в духе выиграл/выиграл», «сначала стремиться понять, потом – быть понятым», определили культуру, в которой мы живем.

Однако вклад Стивена Кови гораздо больше, чем книга «Семь навыков». Издатели книги, которую вы держите в руках, изучили десятки опубликованных доктором Кови статей и выбрали те из них, в которых наиболее четко выражались его взгляды на принципы успешной жизни. Некоторые из этих статей ранее были недоступны широкому кругу читателей. И мы уверены, что размышления Стивена Кови помогут вам изменить вашу жизнь: она станет не просто хорошей, она станет великой.

Коллеги доктора Кови

. «Золотое правило нравственности» – общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Прим. ред.

Цитируется по статье Джессики Лэйхи «О пользе воспитания характера» в журнале The Atlantic за 6 мая 2013 года. Прим. авт.

На самом деле проект был начат в 1962 году в одном из самых неблагополучных районов Мичигана. Его целью был поиск новых развивающих методик обучения. Прим. пер.

В русской традиции эта фраза Архимеда звучит иначе: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Прим. пер.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»