Исследовательские работы по теме дети войны. Исследовательская работа "юные герои большой войны"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное».

Конкурс исследовательских творческих работ

«Саратовская область. Год 1945-й»

Номинация: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Работу выполнили:

Искалиев Евгений

Байгалиев Руслан.

МОУ «СОШ с. Запрудное».

Руководитель:

Искалиева

Ольга Вячеславовна

2015 уч.год.

Исследовательская работа

« Дети войны»

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, посвящена наша исследовательская работа

«Дети войны».

Участники исследовательской работы:
обучающиеся МОУ «СОШ с. Запрудное» Искалиев Евгений 9класс, Байгалиев Руслан 7 класс, учитель истории Искалиева Ольга Вячеславовна.
Принципы исследовательской работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

Какой след оставила война в твоей семье?

В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?

Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна

Моя бабушка, Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна, родилась в 1935 году, с. Вольный Питерского района Саратовской области (в настоящее время этого села нет, но осталось только людское кладбище, недалеко от п. Борец), а через 6 лет началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье.

Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Бакаур Хали (отчество у него не было), мы остались вчетвером: мама - Бакаур Мария, я и две младшие сестры – Галя и Нина. В 1942 году в дом принесли похоронку о том, что отец погиб. Вся тяжесть легла на плечи мамы. В то время с работой не считались, женщины выполняли любую работу, чтобы прокормить своих детей. Мама работала конюхом в бригаде. Кушать практически ничего не было, я с соседскими девчонками (скрываясь от местной власти т.е тайком) ходила в поле, для того чтобы собрать колос. Этот колос прятали всюду: за пазуху, в карманы, в обувь. Как то весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели.

На скотном дворе у нас была одна корова, мама собирала молоко и сдавала государству. Нам ничего не доставалось.

В 1943 году, вспоминает бабушка, пошла в школу, в первый класс. Носить было нечего, с сестрой по очереди носили верхнюю одежду и обувь. Закончила только 2 класса пошла работать дояркой, так как мама сильно заболела. Надо было как-то выживать. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя, чтобы прокормись больную мать и двух младших сестер».

У моей бабушки не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. На быках отправляли молоко в районный центр, в ручную грузили солому, зерно носили на горбу. Работали в резиновых сапогах, которые промокали так, что не просыхали до следующего утра, от работы варежки быстро приходили в кусок лохмотьев. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху.

Так она проработала дояркой в бригаде до Победы! С приходом новой советской власти бабушку не раз награждали ценными подарками, денежной премией. Самый главный подарок, считает бабушка, в послевоенное время это была поездка на выставку ВДНХ в г. Москву (как лучший труженик животноводства).

В 1956 году вышла замуж, родила 5 детей. С дедушкой бабуля жила в мире и согласии, но в 1982 году дедуля умер, коварная болезнь оказалась сильнее. Одна воспитывала детей: учила, провожала в армию, встречала, всем сыграла свадьбы. Сейчас у моей бабушки 12 внуков и 7 правнуков. В праздники и выходные дни вы все с большим удовольствием собираемся у неё в доме.

В 1995 году в «Книге памяти» (том 6), со слезами на глазах бабушка увидела запись о своем отце, которую хранит «как зеницу ока». Слова благодарности бабушка говорит каждый год, в День Победы 9 мая, создателям этой книги. «Небольшая запись в книге напоминает мне память о погибшем отце», - говорит бабуля.

В этом году, моей дорогой бабушке, исполнится 80 лет. Она для меня образец мужества, стойкости, образец для подражания, на таких людей хочется быть похожим. Пусть живет долго, долго, в наше мирное время!

Искалиев Евгений, обучающийся 9 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Яцук (Похилько) Людмила Александровна.

Моя прабабушка родилась 3 марта 1925 года. Родители умерли рано, и маленькая девочка в 1933 году (тогда ей исполнилось 8 лет) попала в детский дом г. Борисполь Киевской области.

Из воспоминаний прабабушки: «В 14 лет меня отправили на самостоятельную работу в Новобухский район Николаевской области. Работали в поле: косили сено, вязали снопы, сеяли, пахали. Через два года началась война, на это время мне исполнилось 16 лет. Немцы захватили поселок и всех молодых людей строем повели на вокзал, погрузили в вагоны (в которых перевозили скот) и увезли на рабскую работу в Германию. Через 7 суток были в Германии. Там нас фашисты сортировали как товар, скот, отбирали тех, кто был покрепче в теле, спрашивали кто, что умеет делать.

Меня послали работать на завод в г. Вагенс (механический цех) по выпуску автомобилей. На заводе работали люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки, французы, итальянцы. Численность рабочих составляла 7 тысяч человек.

На работу ходили строем, под конвоем. Лагерь был обнесен двойной колючей проволокой, охранных вышек было 6 точек, каждый час немцы делали обход с собаками и вели перекличку. Спали на двухъярусных койках, матрасы были набиты соломой.

Каждый день подъем был в 6 00 часов, работу начинали в 6 30 часов и заканчивали в 18 30 часов. Кормили 3 раза в день: утром 0,5л.суп брюквенный, в обед 0,75л суп брюквенный, вечером 300 грамм черного хлеба. Пробыла там 4 года. О том как шла война, мы ничего не знали. Но страшные воспоминания остались в моей памяти навсегда.

После освобождения попала в совхоз «Орошаемый» Питерского района Саратовской области в августе 1945 года».

В 1996 году прабабушка получила удостоверение о том, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (см. приложение1).

Огромное спасибо нашему государству, правительству, что не оставили без внимания этих несчастных «детей войны». Их труд, в фашистских лагерях, был оплачен в виде компенсации немецкими марками (см. приложение 2).

К большому сожалению моей прабабушки, на данный момент, нет в живых. Умерла она в 2004 году. Наша семья всегда помнит о ней. На её могиле, 9 мая, всегда красуются алые тюльпаны.

Я горжусь своей прабабушкой! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На её долю в самое прекрасное время жизни – детство, упал тяжелый груз войны. За это ей огромное спасибо! Низкий поклон! И вечная память!

Байгалиев Руслан, обучающийся 7 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Михайленко (Киреева) Зинаида Алексеевна.

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Когда началась война моей бабушке Михайленко (Киреева) Зинаиде Алексеевне было всего лишь один год от роду. Родилась она 13 июня 1940 года в с. Алексашкино Питерского района Саратовской области. Самой войны бабушка не видела, но в детской памяти остались некоторые воспоминания. Маленькое детское сердце узнало голод, разруху, горе.

Вот что она рассказывает (из воспоминаний её бабушки Агеевой Анны Григорьевна) : «Моя мама, Киреева Клавдия Петровна, работала трактористкой, папу, Киреева Алексея Яковлевича, призвали на фронт, и мы с мамой, бабушкой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня и моей сестры. Мать работала с утра до поздней ночи. Продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало».

«Единственное, что врезалось в детскую память, - говорит бабушка, когда почтальон в 1943 году принесла похоронку. Бабушка заставила нас с сестрой забраться на русскую печь. В доме собрались соседи, родственники, все плакали, кто то приговаривал «проклятая война», кто говорил «судьба такая», а мама лежала на койке, повернутая к стене, и горько плакала. После похоронки отца, приехали люди из сельского совета, и сообщили что государство будет выделять пайки раз в месяц, как вдове погибшего солдата. Получали 0.5 сахара, 0,5 масло и 1кг крупы, тогда для нас это был большой праздник. Бабушка Анна (мамина мать) сама шила нам одежду, мы с сестрой помогали ей по хозяйству: заготавливали дрова, кололи их колуном (он был очень тяжелый), с колодца носили воду, стирать ходили на речку «Салянка».

В основном нашим воспитанием занималась бабушка, так как мама работала с утра до ночи. Она у нас была грамотная, по ночам с лампадкой читала «толстовские книжки». Вот так и жили» -закончила свой рассказ бабушка, смахнув рукой слезу.

Шли годы, бабушка росла, взрослела. Окончила 10 классов, получила педагогическое образование. Вышла замуж, родила двоих детей. Всю свою сознательную жизнь проработала воспитателем в детском саду. Сейчас она на заслуженном отдыхе, имеет статус «Ветеран труда Саратовской области». Но каждый год, 9 мая, бабуля вспоминает этот день со слезами на глазах. Память о погибшем отце напоминает ей «Книга памяти» (см.приложение1).

В 2015 году 13 июня, моей бабушке исполнится 75 лет. Я желаю ей крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой!

Искалиев Артур, 18 лет студент Саратовского технического университета им. Ю.А. Гагарина.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя школа» Кореневского района Курской области

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Дерюгина Елена Николаевна, учитель начальных классов

с. Пушкарное, 2018 год

Оглавление:

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.

Введение

    Актуальность исследования.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге .

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому наша работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Цель исследования : д оказательство несовместимости понятий «дети» и «война»; выявление трагичности судеб детей военного лихолетья.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны;

Убедиться, что война отняла у детей детство.

3. Гипотеза : война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.

Чтобы более четко увидеть разницу в понятиях «война» и «дети», мы сравнили их.

Что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно?

Детство, детство, детство - это смех и радость.

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство – это краски радуг.

Детство, детство, детство - это я и ты.

Что же такое война?

Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.

Это липкая слякоть, привычная злая усталость,

Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.

Эти сравнения еще раз подтверждают наши предположения, что война и дети понятия несовместимые. В этом же убеждают нас слова А.Т Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Так ли это? Задаем себе вопрос и начинаем искать ответ.

Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Но они стоят рядом.

4. Объект исследования :

события Великой Отечественной войны на территории села Пушкарное

Кореневского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей нашего села в годы войны

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Мы постараемся показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

    Основной раздел:

Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет.

И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам .

Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.

В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка...

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах .

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну.

Нами, учениками четвертого класса были опрошены жители нашего села, на момент войны которым было от 6 до 13 лет: Прищепа Лидия Николаевна, Чертков Петр Павлович, Реброва Пелагея Ивановна с помощью анкеты-опросника.

Ф.И.О

    Дата рождения

    Учились ли в школе? Образование (сколько классов)

    Сколько вам было лет, когда началась война?

    Как вы узнали о начале войны?

    Как жили и чем занимались в период военных лет

    Где и кем работали Ваши родители

    Воевали ли ваши родные и близкие

    Вернулись ли они с фронта

    Интересные случаи из жизни

    Помните ли День Победы 1945года

    Как жили после войны

    Чем вы увлекаетесь сейчас

    Сколько у вас сейчас детей и внуков

    Какие награды вы имеете

Вот воспоминания некоторых из тех, с кем мы встречались и беседовали:


Из воспоминаний Прищепа Лидии Николаевны (10.08.1934г)

«Родилась я в многодетной семье, в селе Пушкарное. Мама Лагутина Клавдия Егоровна работала в колхозе, папа Лагутин Николай Петрович работал в Киеве инженером на стройке. Когда началась война, мне было 7 лет. Папу забрали на фронт, а мы остались жить в Пушкарное. Помню как вошли немцы в наше село. Все жители вышли на улицу, шли два немца и один из них на русском языке говорил: « Чего стоите? Уходите. Выносите вещи, завтра село будут палить». А утром село загорелось. Дома поджигали с четырех сторон. И наш дом сгорел, только торчала печка. Нас эвакуировали в село Благодатное. Поселились у родственников. Хатка была маленькая, а нас много. Спали на земляном полу. Есть было нечего. Мама ходила по ночам за картошкой в село Пушкарное. Однажды и я пошла с ней. Ночь. Темно. Снаряды рвутся, кругом стреляют. Набрали картошки и стали возвращаться. И вот на минуту тишина. В этой тишине можно было услышать стоны раненых солдат и вой волков, доносившихся с острова по воде. Страшно… После освобождения села мы вернулись домой. Жили в землянке, было сыро и холодно. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из гнилой картошки пекли. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству.

Воспоминания Черткова Петра Павловича вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: « Родился я 8 февраля 1928 г в селе Пушкарное. Мои родители колхозники. Семья многодетная. Учился я в Пушкарской начальной школе. Имею образование 4 класса. Когда началась война, мне было 13 лет. Отца и старшего брата забрали на фронт. Гул немецких самолетов прервал спокойную мирную жизнь людей. Самолеты бомбили село, а затем на мотоциклах и машинах появились немцы. Они ходили по домам, отбирали у местных жителей яйца, кур, молоко. Затем расселились по домам и продолжали бесчинствовать. Мы дети должны были из леса привозить дрова, ухаживать за лошадьми, возить сено. У немцев была маленькая лошадка. Мы ее увели и спрятали в камышах на болоте. Затем нас эвакуировали в село Благодатное. Я и многие односельчане моего возраста записались на курсы. Нас учили держать оружие и стрелять. Окончились курсы и отправили в город Конотоп. В Конотопе я нес службу по охране вагонов на железнодорожной станции. Считаюсь участником тыла. Имеет юбилейные награды ко Дню Победы.


Воспоминания Ребровой Пелагеи Ивановны : «Я, Реброва Пелагея Ивановна родилась 18 мая 1933года в селе Благодатное, Кореневского района, Курской области. Во время Великой Отечественной войны проживала с мамой Бинюковой Капиталиной Никитичной и сестрой. Мой папа Бинюков Иван Глебович умер до войны. Когда началась Великая Отечественная война мне было 8 лет, а сестре 12, но все тяготы войны пришлось пережить, когда к нашим родным местам подошли немцы, когда шли бои и были бомбежки и нам приходилось прятаться, как сейчас помню я пряталась под лопухом. Но для меня это было уже укрытием.

С моей мамой произошел такой случай. В нашу деревню пришли немцы и стали ходить по домам с проверками не прячутся ли военные. Постучали в дверь, мама не успела открыть дверь, как немец ногой выломал ее, раньше замков не было и дверь подпирали коромыслом. Оно переломалось и попало немцу в голову, он подумал, что его хотели убить. Стал ее тащить к колодцу, так они расправлялись с неугодными им людьми, но в это время наши солдаты вошли в село и ему самому пришлось спасаться бегством. Нас спрятали соседи у своих родственников подальше от дома.

В мае 1943 года нас эвакуировали в село Черемушки Льговского района. Поселили нас в заброшенный сарай, там не было ни дверей, ни окон, ни пола, спали на земле. Еды не было, питались растениями и просили по домам, чаще всего ложились спать голодными. Так мы жили в эвакуации, пока не вернулись домой.

Домой вернулись осенью 1943года. Дом стоя без дверей и окон. Сарай спалили немцы, пришлось обустраивать свой дом к зиме. Продуктов питания не было, скотину угнали немцы. И все тяготы голода пали на мою сестру. Она ходила побираться в Хомутовский район и кормила меня с мамой. Зимой 1944года у мамы отказали ноги и она не ходила. Я ухаживала за мамой, а сестра добывала продукты. Весной сосед Алексей Ипполитович достал картошку и поделился с нами семенами. Соседи помогали обрабатывать огород: садить и копать картошку. Наступила осень, мы собрали свой первый послевоенный урожай. Вот только тогда мы вдоволь наелись картошки. Мне это очень запомнилось. В то время жили все очень дружно, всем во всем помогали переживать голод, разруху и холод. Но человеческие отношения помогли все пережить и выжить.

Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, мы узнали, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.

Архивные материалы.

Из материалов «Зала боевой славы» я узнал, что с воинами – фронтовиками постоянно были связаны школьники . …. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров. Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны.

Интервью одноклассников.

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? Мои сверстники отвечали по-разному.

Андрей Ребров : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов учительницы, уроков литературного чтения и окружающего мира. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие годы. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Алексей Малай: «О войне я знаю в основном из книг. Очень люблю читать книги на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. Герои книг призывают нас любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Анна Дрозд : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь более 27 миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с голодом, чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное».

4. Заключение.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Память – великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

    изучили литературу, архивные документы,

    встречались с ветеранами войны и труда, односельчанами;

    часть материала была презентована 5 марта 2018 года на митинге у Братской могилы в селе Пушкарное.

В своей исследовательской работе мы много узнали о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.

О люди! Помните всегда, Что нет страшней войны – на свете Своими жизнями за всё В ней платят маленькие дети

Использованная литература:

1. Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти Кореневского района

3. Интернет – ресурсы

Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В начале войны на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ. Тогда мне было 13 лет. Я пошла в 5 класс.. Двоих парней из 7 класса призвали в армию.

Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Учеников кормили в школе. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе ученики собирали деньги на самолёт и танк. Как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Выходных не было. Почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

« Я родилась 1 июля 1928 года в селе Нижняя Хила Шилкинского района Читинской области. Семья переехала на рудник Арбагар, там находятся угольные шахты. В семье было 4-го детей. В 1941 году, когда объявили войну, родители нам об этом сказали. Мы восприняли это спокойно, потому что ещё не знали бед. Сразу же началась светомаскировка. Летом на территории школы построили бомбоубежище. На каждой улице, за огородами были выкопаны зигзагообразные щели для убежищ взрослого населения. Тогда мне было 13 лет. Осенью этого года мы помогали убирать урожай в ОРСе (отдел рабочего снабжения, при шахтоуправлении). Я пошла в 5 класс. Школа была семилетней. Двоих парней из 7 класса призвали в армию. Один из них был убит, а другой вернулся инвалидом. Когда шло много породы с углём, мы ходили отбирать её на шахту. Этот уголь шёл в комхоз. Учеников кормили в школе (только тех, кто учился) за счёт шахтоуправления. Давали тарелку супа и 50 грамм хлеба. Папа и брат работали в шахте, у них была бронь, мама занималась хозяйством. Шахтёры работали по 12-16 часов в сутки. Мы с братом обеспечивали свою семью углём, соломой и водой. Хлеба по карточкам детям давали по 400 грамм, а отцу 1200 грамм. В 1942 году в Холбоне, в 7 километрах от нас развернули госпиталь. Начались сборы постельного белья, матрасов, подушек. Учащиеся ставили им концерты. Так же женщины и девочки шили кисеты, вязали носки и варежки и отправляли всё на фронт. Кто как мог - все помогали фронту. В1942- 43 гг. в школе собирали деньги на самолёт и танк. В1942г., как только начались каникулы, нас отправили в совхоз. Жили в сарае. Затем отправили в колхоз. Сначала на прополку хлеба, картофеля, овощей, а затем на уборку урожая, ребята постарше 15-16 лет косили. Мы, девчонки, вязали снопы. Кормили неплохо. Мылись в речке. Выходных не было. В сентябре пытались убежать, но бригадир нас остановил и вернул обратно. А бежать собрались, потому что почти у всех порвалась обувь. Работали до первого октября, потом начинались занятия в школе. Тетрадей не было, писали на старых газетах. В 1944 году меня позвали работать официанткой в столовую. Работала без выходных. Так же была посудомойкой и уборщицей. Мы носили рабочим обед - спускались в шахту. Так же ездили в деревню за крапивой. Из неё варили рабочим суп. Проработала там всё лето. В октябре я пошла в 8 класс. Мама сильно заболела, и в начале 1944 года, зимой мне пришлось бросить школу и заниматься хозяйством. В начале 1945 года мама умерла.

Ученица 11 «Б» класса г.о. Тольятти, Кажакова А.

Ученица 11 «Б» класса, г.о. Тольятти, Велиева А.

Научный руководитель:

Никитишина Ирина Вячеславовна,

Учитель истории г.о. Тольятти

I. Введение

II.Основная часть

1.Великая Отечественная война. Начало

2.Образование в блокадном Ленинграде

3.Недетские подвиги

4.Дети в концлагерях и за колючей проволокой

III.Заключение

IV.Список используемых источников

V.Приложения

Введение:

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе года смертельных боёв, года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Цель

Выявление роли детей во время Великой Отечественной Войны, степень участия непосредственно в военных действиях, а так же нравственные истоки их героизма. Расширения представления о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи

1. Углубленно изучить теоретический материал о жизни детей во время Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать данную информацию.

3. Систематизировать информацию и составить реферат.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше, Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира. В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.

Введение

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была народная, и это убедило нас, участников встреч с детьми военного времени. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…

Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: раскрыть теоретически и обосновать практически жизненную позицию советских детей в годы ВОВ, степень участия в военных действиях и в тылу, истоки их героизма.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую, краеведческую, художественную литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему психолого-нравственных аспектов детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования : образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Основная часть

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Кстати, четвертый, точнее, первый юный герой Леня Голиков - единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.

В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы. Хотя повесть Валентина Катаева "Сын полка" была написана еще в 1944-м, известной она стала гораздо позже.

С конца 50-х, начали появляться книги о других пионерах-героях - так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста "Когда смерть не страшна" про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная "пионерская" книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский - "Улица младшего сына", про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен.

Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем. Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К-сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

Дети на фронте и в оккупации.

Дети блокадного Ленинграда.

Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. 28 мая 1990 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве мемориального комплекса памяти погибших детей. Но оно, к сожалению, осталось лишь на бумаге. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.

Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.

Володя Дубинин

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Марат Казей

Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи.

Марат во время войны оказался в партизанском отряде, ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Продолжение следует

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»