Храм мой молитвы наречется исаакиевский собор. Дом молитвы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Я родился и рос в Ленинграде, Петербурге, Питере. Много раз гулял у Исаакиевского собора. На фронтоне собора есть надпись —“Храм мой храм молитвы наречется”.

Это — цитата из евангелия.

И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников. (Мф 21: 12-13)

На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны заколоть пасхальных агнцев и принести жертвы Богу. В храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего для жертвоприношений. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались только еврейскими шекелями.

Пасха у евреев празднуется в честь исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу.

В прошлом году я ездил в Израиль на фестиваль. Там мне знающие экскурсоводы показали и рассказали, как все происходило в те времена. Пасха была едва не главным праздником. Съезжались отовсюду, прибывали из всяких дальних земель. Маленький Иерусалим с его узкими улочками забивали десятки, сотни тысяч паломников. Римские власти, опасаясь беспорядков, в такие дни усиливали охрану.

Теперь представьте, что в такой торжественный и святой день в храм, освященный тысячелетней традицией, врывается некто, переворачивает столы, бьет кнутом торгующих.

С нашей, современной точки зрения это — деяние вполне подпадающее под статью 213 Уголовного кодекса.

Этот поступок Иисуса — одна из основ христианства. Смысл его — очищение молитвенного дома от торговли — истолковали гораздо позже, но для современников, скорее всего, это было антиобщественным деянием и посягательством на святость храма.

Историю эту мы знаем из Евангелия.

У иудеев версия вообще другая. Храм жил своей жизнью, установленной законами Торы и освященной тысячелетней традицией. Эти законы тщательно соблюдались. Многочисленные паломники, заполнявшие Храм с утра и до позднего вечера, направлялись бдительной храмовой стражей по установленному пути.

Стража встречала каждого у ворот и давала точные указания, куда и как ему пройти, чтобы не нарушить святость места: с жертвой из животных — по одному пути, к жертвеннику, с денежным приношением — к сокровищнице. Запрещалось входить на территорию Храма с кошельком и с обычными “повседневными” деньгами.

На территорию Храма приносили только пожертвования и приводили животных, предназначенных для жертвоприношения. Вся предварительная деятельность была вынесена за пределы Храма. Жертвенных животных продавали и покупали на Овечьем рынке, около Овечьих ворот, на северо-запад от башни Антония.

В Храме царила торжественная тишина, нарушаемая только ритуальными возгласами священников и молитвами паломников. Любой нарушитель был бы тотчас же схвачен храмовой стражей и примерно наказан. Немыслимо, чтобы кто-то мог бичом наводить на территории Храма свои порядки и выгонять кого бы то ни было. (Конец цитаты)

Даже не понятно — по какой традиции у нас-то все устроено.

По какой церковной традиции мы живём?

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

„Храм Мой, храм молитвы наречется".

(Матф. 21, 13)

Так радостно поет св. Церковь в день великого праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, который мы совершаем торжественно 21-го ноября по нашему православному календарю.

Кто этот «храм одушевленный»?

Это - Пречистая Отроковица Мария, Которая в нежном трехлетнем возрасте была введена своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анною, согласно данному ими обету, в Иерусалимский храм.

Зачем и для чего?

«Тому уготоватися в Божественное жилище», то есть, для того, чтобы «воспитавшись во Святая Святых» стать достойной Божественного вселения, стать Материю нашего Господа и Спасителя.

Постоянно пребывая в тишине храма, в непрестанной, ничем не развлекаемой молитве и Богосозерцании, Она скоро созрела для того, чтобы сделаться «вместилищем Невместимаго» - стать чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное воплощение от Нее Сына Божия - Господа нашего Иисуса Христа.

Так вот, следовательно, каково огромное воспитательное значение храма Божия! Он делает людей святыми, достойными вселения в них Самого Бога. Но, если такое значение имел храм ветхозаветный, бывший только «сенью грядущих благ», по выражению св. Апостола Павла (Евр. 10, 1), то насколько выше и важнее - храм новозаветный - сама «Благодать и Истина» (Иоан. 1, 17)!

Недаром богомудрые отцы наши называли храм «училищем благочестия». Нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как во храме, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там - «самый воздух святой», по выражению одного из наших святителей.

«Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский: «ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями» («Моя Жизнь во Христе», том 2, стр. 65).

Таково ли отношение современных христиан к храму Божию, с такими ли чувствами и настроениями входят они в него, так ли ведут себя в нем и исходят из него действительно ли обновленными, «как бы небесными»?

Вот, например, мы - заграницей, таковы ли мы, так ли себя ведем?

Храмы мы строим. И надо признать, что ревность к этому у многих из нас, слава Богу, еще есть. Где бы ни поселились русские люди, в более или менее значительном числе, там почти всегда является мысль о сооружении храма. Так до сих пор, по крайней мере, было. И в этом и только в этом - залог нашего духовного возрождения, без которого не видать нам России - настоящей России, как ушей своих!

Храм - это небо на земле: в храме «силы небесныя с нами невидимо служат».

Храм это Дом Божий, это - дом молитвы.

Поэтому и приступать к делу постройки храма и вести ее, а затем и посещать храм, уже сооруженный, надо с молитвой и благоговением. Ничему земному, низменному, страстному здесь не должно быть места, ибо Храм это есть великая Святыня Божия .

Великое и торжественное, глубоко-умилительное и радостное священнодействие освящения храма (полным чином) должно быть совершаемо поэтому только над достойно -сооруженным храмом, с тем, чтобы он навсегда так и оставался православным храмом, без всякой мысли о какой-либо передаче или продаже его в неправославные руки, для какого-либо иного, земного его использования, что делают в наше время только современные гонители веры и Церкви - безбожные коммунисты и что является кощунством и святотатством.

Увы! Приходится признаться, что у многих русских людей уже утрачено ясное сознание святости храма Божия, и для многих он является почти что обыкновенным зданием, куда хоть и приходят молиться Богу, но не в этом видят единственную и самую главную цель его сооружения. Главное видят теперь во взаимообщении - встрече друг с другом, как в каком-то «клубе». Вот почему часто можно видеть перед храмом и вокруг храма больше людей, чем внутри самого храма, особенно в хорошую летнюю погоду. Тут знакомые встречаются друг с другом, сообщают друг другу последние новости, политические деятели обсуждают политические вопросы, торговцы обделывают свои торговые сделки и т. д. и т. д. И при этом многие без стеснения тут же, в непосредственной близости храма курят, так что табачный дым проносится иногда движением воздуха внутрь самого храма, смешиваясь с благоуханием кадильного фимиама. И весьма громко иной раз разговаривают совсем забывая, что тут же рядом в храме произносятся священные слова молитв и воспеваются священные песнопения, которые они могут заглушить своим шумным разговором.

Вот почему так ратуют теперь некоторые прихожане за сооружение под храмом нижнего помещения для таких «клубных» встреч и для развлечений молодежи - полуподвального помещения, которого в таком виде никогда не знали православные страны на протяжении всех веков христианства. Здание храма все свято, ибо самые стены его при освящении помазуются величайшей после Святых Даров Тела и Крови Христовых святыней - святым миром. В стенах храмового здания допустимы поэтому только святые слова молитв, священные песнопения и церковная проповедь - все то, что направлено к освящению и назиданию верующих, и нечего другого, что нарушало бы святость места и должное благоговение.

Но и внутри самого храма, и даже во время богослужения, многие в наше время как бы забывают, где они находятся и для чего пришли туда. Приходят иногда много позже начала богослужения и уходят ранее его окончания, ходя по храму неблагоговейно и производя шум, здороваясь и довольно громко разговаривая со знакомыми. Далеко не все теперь понимают, что в храм надо приходить и в соответствующей, вполне приличной одежде, ничем не смущающей и не коробящей взоры молящихся. Особенно это надо сказать относительно женщин и девиц, которые приходят иногда в храм донельзя неприлично одетыми, чтобы не сказать полураздетыми, и совершенно безобразно-накрашенными, не стесняясь иной раз в таком непристойном виде подходить даже к святой чаше для причащения.

Почти совсем забыт теперь древний церковный обычай, в силу которого мужчины и женщины не должны стоять в храме вперемешку, а мужчины должны занимать места в правой половине храма против иконы Христа-Спасителя, а женщины - в левой половине - против иконы Божией Матери, причем женщины должны быть в храме с покрытой головой.

Стыдно сказать, но в инославных храмах часто бывает гораздо больше благочиния и благоговения в этом отношении, чем во многих наших русских православных храмах! Может быть, отчасти это объясняется тем, что пастыри наши боятся потерять свою и так немногочисленную паству, делая соответствующие замечания и внушения. Но это все же - их непременный святой долг, за неисполнение которого они дадут ответ перед Богом. Можно ведь найти и соответствующую мягкую форму для подобного рода внушений, но оставлять этого так нельзя. Бог строго взыщет и с виновников и с попускающих такое кощунственное неуважение к святости храма.

«Бог поругаем не бывает» (Галат. 6,7).

В храмах все должно быть не произвольно и не как попало, а «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40).

На нашей грешной земле, особенно в нынешнее время так исполненной всевозможных грехов и беззаконий и самых страшных и безобразных преступлений, Святый Храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от бурь и непогод жизни, от всей житейской нравственной грязи и найти себе успокоение и мир душевный в молитвенном общении с Самим Богом, который Сам в нем невидимо пребывает, а потому все наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.

В храм нужно входить благопристойно одетым, с духовной радостью, со смирением и кротостью, приходя к самому началу богослужения. Войдя в храм, сразу же встать на свое обычное место, сотворить молитвенно три поясных поклона (а в будни, как положено, три земных) и ни с кем не здороваясь особо, тем более за руку, сделать всем общий молчаливый поклон. Идти по храму надо тихо и спокойно, не озираясь по сторонам, а проходя перед Царскими Вратами, на мгновение перед ними остановиться и сделать поклон, осенив себя благоговейно крестным знамением. Креститься нужно по-настоящему, как полагается, а не как попало и небрежно, что, к сожалению, теперь вошло в моду, особенно у нашей светски-настроенной интеллигенции. Полагать на себе крестное знамение и творить поклоны нужно одновременно со служащими и со всеми молящимися, внимательно следя за богослужением и вслушиваясь в слова молитв и песнопений.

В церкви - богослужение общественное, и поэтому все должны молиться вместе со всеми и именно о том, о чем молится вся церковь. Что делают в храме другие, это не нужно замечать и за этим не следует наблюдать: нужно смотреть только за самим собой и молить Бога о прощении своих собственных грехов. Сидеть в храме допустимо только в случаях болезни или крайнего переутомления, упадка сил.

К св. Причащению нужно подходить с чувствами величайшего благоговения и смирения, скрестив на груди руки и отнюдь не крестясь перед чашей, чтобы как-нибудь нечаянно ее не задеть или не ударить (что случается). Причастившись, поцеловать чашу и, отойдя, выпить теплоту, вкусив частицу антидора. Из храма не уходить, не выслушав или не прочитав благодарственных после причащения молитв. Совершенно недопустимо женщинам и девицам причащаться, имея накрашенные губы: это - кощунственное оскорбление величайшей святыни св. Даров Тела и Крови Христовых.

В день св. Причащения не следует плевать, есть слишком много и упиваться спиртными напитками, и надо всячески вести себя благоговейно и благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятаго».

О, если бы все это соблюдалось нашими русскими людьми, как должно! Вся жизнь наша тогда бы преобразилась, стала иной, лучшей, и мы сподобились бы всепрощения и благоволения Божия, заслужив и спасение нашего несчастного страждущего Отечества, об избавлении которого от ига лютых безбожников мы только много разглагольствуем и на наших общественных и политических собраниях и в частных разговорах, но - увы! - реально ничего по-настоящему не делаем, чтобы привлечь к нам милость и благоволение Божие, без коих ничего доброго и ожидать нам нельзя, да и быть не может.

«Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью », говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский: «Церковь - его стихия» («Мысли о Церкви, стр. 114).

Вот и усвоим себе получше и покрепче такое понятие о церкви и, ревностно сооружая себе храмы Божии, будем помнить, для чего они строятся.

«В церкви мы вытрезвляемся от мiрскаго обаяния», так поясняет это тот же наш великий праведник: «от опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся. Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!»

Храмы Божии нужны нам для того, чтобы самим нам стать одушевленными храмами Божиими, в чем и состоит наше назначение - цель нашей жизни, как об этом нас ясно учит Слово Божие: «Не весте ли, яко Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16).

Вот для чего мы и должны их строить, а не для чего бы то ни было другого, тем более - суетного, чисто-земного….

Будем помнить, что величайшее событие рождения в мiре Сына Божия, пришедшего на землю спасти человека, стало возможным только потому, что избранная славным орудием для этого чудесного события Чистая Отроковица была введена Своими родителями в храм Божий и получила воспитание в храме.

Как же после этого не любить нам храма Божия, не благоговеть перед его святыней трепетно и со страхом Божиим?!

«Братие, други!» - взывает к нам наш дивный праведник св. Иоанн: «Любите церковь: в церкви - ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключем из приснотекущаго источника Духа Святаго, - ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава - в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо церковь!» («Мысли о Церкви», стр. 20).


В праздновании светлых дней памяти Великого равноапостольного князя Владимира, 1000-летия его преставления и памяти Великой равноапостольной княгини Ольги - крестителей Отечества нашего, Руси-России. В Православной вере и православной культуре, особо, как гвоздем по стеклу, воспринимаешь остроту политического ножа, которым некоторая часть либеральных активистов, официальных лиц и чиновников пытается отрезать от Русской Православной Церкви исторически, культурно и духовно ей принадлежащие, но поруганные «активистами в прошлом», православные храмы нашего града Святого Петра. Общая ориентация этой части нашего населения, имеющей даже российское гражданство, настолько нетрадиционна, что часть оная не чувствует ни дух русского языка, ни дух русской культуры, ни дух Русской Православной Церкви.
Это нечувствие духа веры, духа России и это не понимание того, что православный храм по определению есть дом молитвы почти всегда с одинаковой силой проступает, когда заходит разговор с ними и о Благовещенской церкви, и о Исаакиевском соборе, и о Церкви во имя мученика Дмитрия Солунского, и о Церкви памяти усекновения главы Иоанна Крестителя и Предтечи Господнего, как и многих других православных церквей.
Однако, достаточно знания одной только истории Александро-Невской Лавры, чтобы устыдиться своего желания отторгнуть Лаврскую Благовещенскую церковь от литургической жизни Лавры, духовного источника города Петра, его сердца. Фактически вся духовная жизнь нашего города столетиями вращалась вокруг этого духовного очага. Грубо вторгаясь в историю и дух Благовещенской церкви, современные либеральные любители истории Петербурга, грубо попирают народную память о городе и память о наших национальных героях: Александре Невском, а также великом полководце Александре Васильевиче Суворове.
Совсем недавно эти же «активисты от искусства» утверждали, что Благовещенская церковь более подходит для городской скульптуры, чем для литургического действия и молитвы. Их «активисты от власти» вполне креативно воспринимали это кощунство. Понадобились годы для того, чтобы «активисты» смогли серьезно удовлетворить свое право говорить. Но культура создается, прежде всего, для того, чтобы люди цивилизации, люди культуры все более системно и все глубже понимали свой язык, свою культуру, свой дух, и свою веру, прежде всего. А не для того, чтобы заменить дело разговорами, так сложилось, что многие «активисты» все происходящее стараются переложить на совесть советского периода и его последствия, как будто ими можно оправдать и текущий саботаж передачи православных храмов в лоно Русской Православной Церкви.
«Дом мой домом молитвы наречется». Эти слова написаны и на фронтоне Исаакиевского собора, но на деле для литургии и молитвы там сейчас созданы совершенно вокзальные условия и обстановка. Конечно, можно молиться и на вокзале, и в открытом поле, но считать это культурным и цивилизованным достижением могут люди только бездуховные (нетрадиционной ориентации), которые хотят дело заболтать и заговорить. Некоторые из них договорились до того, что Исаакиевский собор никогда Православной Церкви не принадлежал. Вспомнить же, что было время, когда Русская Православная Церковь и Собор не были отделены от Государства, очень трудно, потому что для этого одного только желания говорить не достаточно. Дух храма и дух музея едва ли можно совместить. Также как невозможно совместить дух храма и дух коммерческой наживы, забавы и развлечений.
Приведу еще пример с уничтоженной Церковью «Дмитрия Солунского» на Греческой площади и пример с до сих пор поруганой Церковью «Усекновения главы Иоанна Крестителя» на Лесном пр., д. 16. Оба храма оскверняются до сих пор, там, где у них были алтари и места упокоения усопших, теперь «раскованные» по-современному люди веселятся, танцуют и поют «попсу». Даже по светским законам это кощунство и незаконно. Неужели же властям и предпринимателям невозможно найти более нравственно подходящее место для веселья, танцев, песен, «попсы» и игр? Возникает вопрос: Почему центры веселья, игр и попсы не размещают в Бизнес-инкубаторах? Что дух Бизнес-инкубаторов более целомудренный и более противоречит духу веселья, игр, попсы, азарта и рыночной выгоды, чем дух Православного храма?
Храм по определению есть дом молитвы. И эта евангельская истина есть та лакмусовая бумажка, реакция на которую определяет духовно-культурное содержание активистов, интеллигенции и чиновников, понимают ли они духовную основу нашей культуры и цивилизации, и для чего им нужна Россия и российские храмы и музеи?
Наша современная городская власть, хочется надеяться, ориентирована на возрождение духовных ценностей Православия и Русского мира, на возрождение храмов, памяти наших великих предков, памяти наших духовных учителей и наших великих полководцев. Проблему восстановления полнокровной литургической жизни Благовещенского храма, храма святого Александра Невского и других указанных храмов с их святынями, в том числе, поклонения могиле Александра Васильевича Суворова, мощевикам Дмитрия Солунского, Иоанна Предтечи, Иоанна Кронштадтского в названных храмах надо решить как можно скорее.
Чтобы наши музеи нашли свое достойное место, они должны достойно себя вести относительно духа и истории нашей страны. Кроме того, если мы возвращаемся к нашим духовным истокам, то, конечно, около могилы и креста с мощевиком надо людям иметь возможность полнокровно молиться.
Чтобы власти смогли решить вопрос, связанный с получением музеем и другими коммерческими организациями подходящих помещений вне православных храмов, достаточно властной доброй воли. Понятно, что историческая справедливость должна при этом восторжествовать.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-13 И войдя Иисус в церковь, изгна вся продающия и купующия в церкви, и трапезы торжником испроверже, и седалища продающих голуби. И глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется, вы же сотвористе и вертеп разбойником

Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея - задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: кое знамение являеши нам (Ин. II, 18) ? а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, - молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме, и называли Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, не смотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исаии: дом Мой дом молитвы наречется. И не этим только показывает Христос Свою власть, но и тем, что исцеляет различные болезни. Приступиша, говорится, к Нему хромии и слепии, и исцели их . И здесь Он являет Свою силу и могущество. Но иудеи не трогались и этим, но видя и последние чудеса Его и слыша отроков, прославляющих Его, сильно негодовали и говорили Ему: слышиши ли, что сии глаголют ? Христу лучше бы надлежало сказать им: слышите ли, что сии глаголют? Ведь отроки воспевали Его, как Бога. Что же Христос? Так как иудеи противоречили столь очевидным знамениям, то Христос, чтобы сильнее обличить их и вместе исправить, говорит: несте ли чли: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ? И хорошо Он сказал - из уст, так как слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала несовершенным еще языком их. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины убедительно и с верою, - и вместе немало утешало и апостолов. Именно, чтобы апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам, отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба! Итак, поелику много было причин, от которых раздражались иудеи, например, толпы народа, изгнание из храма торгующих, чудеса, пение отроков, то Христос опять оставляет их, чтобы утишить их гнев, и не хочет предлагать им Своего учения, чтобы они, снедаемые завистью, не пришли еще в большее негодование от Его слов.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Храм – это обиталище Бога, следовательно – домъ молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертепъ разбойниковъ. Боголюбивая молитва – это выражение и излияние боголюбия. Самостная молитва – это слуга грехолюбивого самолюбия. Настоящая молитва всегда богоустремленна, и поэтому человеколюбива, потому что всегда помогает и умножает то, что есть в человеке божественного и богоустремленного. Поскольку храм – дом молитвы, он есть тем самым школа бессмертности человеческой, школа беспредельности человеческой, школа вечности человеческой ибо он обессмертствует, обезграничивает, овечнует то, что в человеке есть богоустремленного, богообразного.

В переносном смысле: душа – это обиталище Бога, если она домъ молитвы, если она молитвенная. Молитвенная же значит, что она богоустремленная и желает жить с Богом и в Боге. Но душа превращается в вертепъ разбойниковъ, если она не молится: ее окрадывают и разграбляют, ее делают больной страсти как разбойники. И все, что относится к ней, относится к вертепу разбойников. Сребролюбие, самолюбие, ненависть, похоть, гордость, пакость, злоба, зависть и остальные грехи превращают душу в вертеп разбойничий. Если появляется в душе какое бы то ни был евангельское желание или богоустремленная мысль, страсти как разбойники набрасываются на нее со всех сторон, чтобы ее уничтожить и погубить. Большим трудом душа превращается в домъ молитвы = в обиталище Бога. Как? Принуждением себя к молитве, постепенным приучением себя к святым добродетелям евангельским, пока они не станут составной частью нашей души и не вытеснят из нас всех разбойников = все страсти. А добродетели эти суть: вера, молитва, пост, любовь, кротость, смирение, терпение и другие. В этом святом лике добродетелей – молитва предводительница.

Вы церковь Бога Живаго (2 Кор. 6:16) : ναός, temple, храм. Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников . Ты - Церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? - Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо она вносит в душу вещественное, царство вещей: деньги, яства, голубей, книги (см.: Ин. 2:14), - и из дома Отчего делает вертеп разбойников… Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты… Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш - человеческий, разбойнический. Господи, да приидет Царствие Твое и да изгонит разбойников из души моей.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом мой домом молитвы наречется »; а вы сделали его вертепом разбойников

Сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, - приводя свидетельство Писания (Ис. 56:7) , - что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок (Иер. 7:11) . Так написано и в другом Евангелии (Ин. 2:16) . Относительно этого места прежде всего надо узнать то, что, по предписанию закона, в этом святейшем во всем мире храме Господа, куда стекался народ из всех почти стран иудейских, приносились бесчисленные жертвы, - особенно в праздничные дни, - из баранов, быков и козлов; в то время, как бедняки, чтобы не остаться без жертв, приносили птенцов, голубей и горлиц. В большинстве случаев было так, что те, которые приходили издалека, не имели жертвенных животных. Таким образом, священники придумали, каким образом брать добычу от народа, и стали на месте продавать всякого рода животных, необходимых для жертвоприношений, так что они за один раз и снабжали неимущих, и сами снова получали обратно то, что было продано. Но такие обороты их часто оказывались неудачными вследствие недостаточности покупателей, которые сами нуждались в средствах и не имели не только жертвенных даров, но даже и средств, чтобы купить птиц и дешевых подарков. Поэтому [священники] поставили там и меновщиков монеты, которые под поручительство ссужали деньги [нуждающимся]. Но так как законом было предписано (Лев. 25:36 ; Втор. 23:19) , чтобы никто не брал лихвы и потому не мог пользоваться деньгами, отдаваемыми в рост, ибо они не только не давали никакой прибыли, но даже могли быть потеряны; поэтому они измыслили другой способ, так называемых колливистов (Collybistas). Латинский язык не имеет выражения для передачи смысла этого слова. Колливой у них называлось то, что мы называем tragemata, то есть маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода. Таким образом, колливисты, не имея возможности при отдаче денег в рост брать лихвы, брали взамен разные предметы, так что то, чего не позволялось [брать] в виде денег, они требовали предметами, которые приобретались за деньги, как будто не об этом проповедовал Иезекииль, говоря: Не берите лихвы и сверхдолжного (Иез. 22:12) Господь, видя в доме Отца Своего такого рода сделки, или разбойничество, побуждаемый пылом духа, - согласно тому, что написано в Шестьдесят восьмом псалме: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10) , - сделал себе бич из веревок и выгнал из храма большую толпу людей со словами: Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников . В самом деле, разбойник - тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл (juxta historiam). А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте (см. Мф. 10:8). Он также опрокинул столы меновщиков монет. Обрати внимание на то, что вследствие сребролюбия священников алтари Божий называются столами меновщиков монет. И опрокинул скамьи продавцов голубей, [то есть] продающих благодать Святого Духа и делающих все, чтобы пожирать подчиненных им людей, о которых Он говорит [или: говорится]: Которые пожирают народ Мой, как хлебную пищу (Пс. 13:4) . Соответственно простому смыслу голуби не были на сидениях, а в клетках; на сидениях могли сидеть только продавцы голубей. А это почти бессмысленно, потому что понятием сидение (cathedra) указывается преимущественно на достоинство учителей, которое сводится ни к чему, когда бывает смешано с прибылями. То, что мы сказали о Церквах, каждый пусть понимает в отношении к самому себе, ибо апостол говорит: Вы храм Божий есте, и дух Божий живет в вас (1 Кор. 6:15) Пусть не будет в доме сердца нашего торговых сделок, ни продажи, ни купли, ни жадности к подаркам, чтобы не вступил Иисус в строгом гневе и не очистил наш храм только с помощью бича, чтобы сделать его домом молитвы из пещеры разбойников и из дома торговли.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им; написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой - обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: «дом Мой - домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» , ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития. Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники - то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства. Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евагрий Понтийский

Будь внимателен к себе, дабы ради выгоды, пустого удовольствия или преходящей славы не высказаться тебе о чем–либо неизреченном и не быть изверженным из священных притворов, уподобившись продающим в храме птенцов голубей.

Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения.

Евфимий Зигабен

И вниде Иисус в церковь Божию и изгна вся продающыя и купующыя в церкви, и трапезы торжником испроверже и седалища продающих голуби

Подобное говорит и Иоанн, но он говорит в начале Евангелия, а Матфей и другие – под конец. Очевидно, что Христос совершил это дважды и в различное время. Тогда иудеи говорили Ему: кое знамение являеши нам? – а теперь они молчат. И обрати внимание на их небрежность: они торговали в храме. Одни продавали нуждающимся необходимое для жертвоприношения, т.е. овец, волов, голубей, как объявил Иоанн, и другое подобное, а другие – покупали. Торжники (κολλυβισται) – это люди, имеющие мелкие деньги; их также многие называют меновщиками, потому что κολλυβος мелкая монета и κολλυββιζω – значит «менять». Итак, Христос вошел в храм с большой властью, как Домовладыка, и удалил вышеупомянутых и все вышеупомянутое, показывая Свою власть над всем, которую Он, как Бог, имел, и смелость, так как был безгрешен, – затем, заботясь о благолепии Своего храма, – показывая отвержение кровавых жертв, и научая нас смело действовать в защиту Церкви.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей

Об очищении Христом иерусалимского храма здесь говорится во второй раз. О первом очищении рассказано было Иоанном (2:13-22) . События, рассказанные евангелистами, так сходны, что подавали повод не только к обвинениям евангелистов в так называемых передержках, но и к глумлениям и издевательствам по поводу того, что они здесь совершенно перемешали одно и то же событие, относя его то к началу служения Христа (Иоанн), то к концу (синоптики). Такие возражения делались, по-видимому, не только в новое время, но и в древности, и вызывали опровержения. Так, обсуждая этот факт, Златоуст утверждает, что были два очищения, и в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея - задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? А здесь молчат, хотя Христос и укорил их, - молчат потому, что все уже дивились Ему.

С мнением, высказанным Иоанном Златоустом, согласны многие как древние, так и новые экзегеты (за исключением, конечно, отрицательных критиков, и притом лишь некоторых); мнения, что евангелисты здесь рассказывают об одном и том же событии, в настоящее время придерживаются немногие. В самом деле, ни синоптики, ни евангелист Иоанн не могли ошибочно перемешать такого важного события, как очищение храма. Последнее вполне подходит и к началу, и к концу служения Мессии. Первоначальное очищение могло произвести сильное впечатление и на начальников, и на народ; но потом, как это обыкновенно и везде бывает, злоупотребления опять развились и сделались вопиющими. Второе очищение поставлено в едва заметную связь с ненавистью начальников храма, которая повела к осуждению и распятию Христа. Можно даже сказать, что ничто больше не содействовало такому концу, как обстоятельство, что Спаситель Своим поступком сильно затронул различные имущественные интересы, связанные с храмом, потому что известно, что нет труднее и опаснее борьбы с ворами и разбойниками. И не будучи священником, Спаситель, конечно, не входил теперь в сам храм. Неизвестно даже, входил ли Он во двор мужчин. Местом событий был, несомненно, двор язычников. На это указывает и само выражение, употребленное здесь всеми синоптиками, το ίερόν (прибавка θεού в других местах не встречается - здесь она сделана для особенной выразительности), которое, в отличие от ό ναός, или собственно здания храма, обозначало все вообще храмовые постройки, в том числе и двор язычников. Торговля могла происходить только во дворе язычников, что и выражается через πωλοΰντας καί αγοράζοντας εν τω у Матфея и Марка. Здесь продавались жертвенные животные, ладан, масло, вино и другие принадлежности храмового богослужения. Здесь же стояли “столы меновщиков” - κολλυβιστών, слово, встречающееся у Ин. 2:15 и еще только здесь у Матфея и Марка в Новом Завете. Торжники (κολλυβισταί), по Феофилакту и Зигабену, - то же, что меняльщики (τραπεζίται), а κολλυβος - дешевая монета вроде обола или сребренника. Они назывались еще (по Зигабену) καταλλάκται (менялы). Что касается до скамей (καθέδρας), то некоторые думали, что они поставлены были во дворе язычников для женщин или приносились ими самими, так как будто бы они занимались преимущественно продажей голубей. Но в евангельском тексте на женщин нет никакого намека, а скорее можно предполагать здесь мужчин, потому что причастие “продающих” (των πωλούντων) у Матфея и Марка мужского рода. Дело просто объясняется тем, что “скамьи” или лавки были нужны для клеток с голубями, а потому и стояли в храме. Интересное аллегорическое толкование дает здесь Иларий. Под голубем он разумеет Духа Святого; а под скамьею - кафедру священника. “Следовательно, Христос опрокидывает кафедры тех, которые торгуют даром Святого Духа.” Всех этих торговцев “изгнал” (έξέβαλεν) из храма Христос, но “кротко” (tamen mansuetus - Бенгель). Это было чудо. На такой поступок не решились бы и многочисленные воины (magnum miraculum. Multi milites non ausuri fuerant, Бенгель).

Толковая Библия.

1. Почему собор называется Исаакиевским?

Известно, что современный Исаакиевский собор далеко не первый в истории Санкт-Петербурга. До него были, по меньшей мере, три Исаакиевские церкви. Первая церковь была построена ещё при Петре I в 1707 году. Император решил ее назвать в честь своего небесного покровителя – Исаакия Далматского: день памяти Исаакия совпадает с днем рождения Петра (30 мая).

2. Кто был архитектором современного Собора?

Неудачный проект Третьего Исаакиевского Собора закончился тем, что император Александр I стал искать другого архитектора для возведения нового храма, но при условии, что три освященных алтаря останутся нетронутыми. Только что прибывший из Франции Огюст Монферран, тут же был назначен на эту должность. И в 1818 году по его проекту начинается строительство Исаакиевского Собора, которое закончится лишь через 40 лет в 1858 году при Александре II.

3. Самое необычное в Исаакиевском Соборе…

Пожалуй, самым странным кажется наличие витража в восточной части Храма. Идея поместить витраж, изображающий Воскресшего Христа, принадлежала немецкому архитектору Лео фон Кленце. Создавался витраж в Мюнхене по эскизу немецкого художника Генриха Мария фон Гесса. В 1843 году был установлен в Исаакиевском Соборе. Дело в том, что витражное искусство было свойственно католической церкви и готическому стилю, но никак не православным храмам. Считается, что такое необычное сочетание западного и восточного мира, то есть католичества и православия, следовало ожидать именно в эпоху расцвета романтизма в России.

4. Что изображено на потолке Собора?

Исаакиевский собор сверху донизу украшен настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой. Если встать прямо под куполом и поднять глаза наверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брюллова - плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по леву – Иоанн Богослов. Дальше по кругу идут небесные покровители Дома Романовых. В самом центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Многими искусствоведами данный сюжет трактуется как обожествление власти Романовых. Также известно, что данную роспись К.Брюллов выполнял 4 года.

5. Что увидел Иезекииль?

На западном своде центрального нефа изображена роспись Ф. Бруни - «Видение пророка Иезекииля». В самом центре стоящим на камне изображен сам пророк Иезекииль, которому, по библейскому преданию, явился Господь Бог и вывел его в поле, полное костей. И сказал Бог, чтобы пророк изрек слова Его, что вдохнет Он жизнь в них. Изображен тот самый момент, когда Иезекииль произносит слова Господа перед мертвецами. Мертвецы - это дом Израилевых, которых Господь обещал вывести из гробов своих. В данном сюжете видят прообраз вечной жизни и воскрешения.

6. Что написано на фасаде Собора?

На северном фасаде изображен барельеф «Воскрешение Христа»: виден сам Христос, по обе стороны от него ангелы, а позади ангелов люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выведена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь».

На западном фасаде изображена «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Фигура Исаакия, благословляющего императора и его жену, находится в правой части барельефа. За ним преклоняются воины. В левом углу барельефа находится фигура, держащая в руках модель собора – это архитектор О. Монферран. Под барельефом надпись: «Царю царствующих»

Южный фасад украшен барельефом «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по обе стороны от нее волхвы, пришедшие на поклонение. Под барельефом надпись «Храм мой храм молитвы наречется»

На восточном фасаде находится барельеф на сюжет, как Исаакий Далматский останавливает императора Валентина. В центре видна фигура императора на коне, слева от него Исаакий. Позади Исаакия изображены воины, сковывающие ему руки. И надпись под барельефом: «На тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»

7. Собор в цифрах

Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн
Площадь Собора составляет 4000 квадратных метра
Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого убранства - 100 килограмм
Вес верхней колоннады – 67 тонн
Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.

Текст: Дина Борисова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»