Что значит деепричастие. Что такое деепричастие? Деепричастие и оборот: примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

18. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
ВАРИАНТ 1.
1. В каком слове все согласные звуки являются мягкими? 1.Безмятежность 2)десятилетие 3)утешение 4)комментарий
2. В каком слове есть звук [з]? 1)Землемер 2)приморозит 3)сдаваться 4) зеленеющий
3. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
разморозивший, роскошный, замасливая, помешивали
порошковый, раскручивая, изнуряющий, иссякнет
искривлённый, приготовляя, припрятанный, заглохнувший
раскраска, предвечерний, заземление, подстриженный
4. Сколько морфем выделяется в слове родственница
1)3 2)4 3)5 4)6
5. Каков способ образования слова внизу.
1)Приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4)бессуффиксный
6. Пишется буква О
1) ум_лять значение
2)проволочное загр_ждение
3)предпол_гать
4) ур_внять в правах
5)возр_ждение
7. Пишется буква Е
1)поч_татель
2)расст_лать покрывало
3)выд_рать с корнем
4)непр_миримый
5)скр_сти
8. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ. Как н____(1) крути, а н____(2)куда н____ (3) денешься от забот. Н_ (4) один из них не последовал за новым учителем.
9. Отметьте номера предложений, где слова пишутся раздельно.
Все принимаются за работу; в нашей палатке так _ же все заняты.
Кругом всё было так__же тихо, как накануне.
И_ так, мне пора, я задержался.
Сам стар, за__то душа молодая.
Они долго спорили, за_тем притихли.
10. Какое сложное предложение состоит из двух неопределённо-лич ных?
Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благо дать.
Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли доста ются.
Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
11. Какое предложение не является безличным?
Мне холодно и страшно.
Жизнь хороша.
Жить хорошо.
Кругом сыро и грязно.
12. Отметь предложения, в которых НЕТ ошибок при передаче прямой речи. 1) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатле ния остались у него от поездки.
2) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.
3) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".
4) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.
5) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.
13. В каком словосочетании тип связи слов – управление? 1) Покупка дома; 2) второй номер; 3) учиться рисовать; 4) это дерево.
14. Какое предложение является сложным бессоюзным? 1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.
15. К какой группе односоставных относится данное предложение?
Без птиц же не было бы наших урожаев.
определенно-личное
неопределенно-личное
безличное
назывное
16.Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются запятыми. 1) Ухаживала за мной одна девушка полька из Кракова.
2) Славный сын украинского народа Богдан Хмельницкий возглавил освободительную войну.
3) Ему аккуратному читателю разрешалось брать сразу до десятка книг.
4) Балагур и весельчак он быстро располагал к себе людей.
1) Грузинские деревни_ это сплошные сады.
2) Эти равнины_ __словно море бескрайнее.
3)Прилёт журавлей признак весны.
4) Агата Кристи __ самый популярный автор детективного жанра.
5) Наш долг____совершенствовать знания
18. Отметьте номера слов с ударением на ПЕРВОМ слоге. 1) ре-мень 2)гна-ла 3) и-скра 4) а-рест
19. В каком ряду не все слова являются синонимами?
чахнуть, угасать, таять 2) одобрять, хвалить, хвастаться
3)хитрить, лукавить, лицемерить 4)устать, измучиться, изнемочь
20. К одной части речи относятся все слова в ряду
рисующий, слабый 4) светел, отдана
земля, земляной 5) уехать, размышлять
детвора, кухонный
21. Прослушайте текст и выполните задания.
(1) Брат же был неуклюж. (2) Широк в плечах и круглоголов. (3) Глаза у него были не золотистые, как у сестры, а серые, как туманное лесное утро. (4) Рождённый и выросший в городе, он почему-то превосходно имитировал крики зверей и птиц. (5) Та ким вот редким и бесполезным для города талантом обладал Во лодя. (6) Странная сдвинутая гармония отличала его от боль шинства одноклассников. (7) Ею он искупал физическую непри влекательность, которая, однако, в совокупности со сдвинутой гармонией, уже и не воспринималась как непривлекательность. (8) Всё в Володе было немного другим. (9) Он был добр и прост, никогда не кричал, не говорил глупостей. (10) Если что-то обе щал, всегда выполнял. (11) Ко всем, кто обращался к нему, от носился с участием, какого, собственно, и ждут люди, обращаю щиеся за чем-либо. (12) Но редко дожидаются... (13) Девочки дразнили Володю, однако же предпочитали его любому из кра савцев одноклассников. (14) Так манили Володины доброта и простота...
A. Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием данного текста? 1.Физическая непривлекательность Володи отталкивала от него всех окружающих.
2.Физическая непривлекательность Володи искупалась его доб ротой и простотой.
3.Володя обладал редким, но бесполезным талантом.
4.Володя очень отличался от своих сверстников.
Б. Какая пословица отражает основную идею текста? 1.Простота хуже воровства.
2.Не родись красивым, а родись счастливым.
3.Не родись пригожим, а родись хорошим.
4.Чем проще, тем лучше.
B. К какому стилю речи относится текст?
1.Публицистический 2. художественный 3. научный 4. официально-деловой Г. К какому типу речи относится текст?
1)Описание 2)повествование 3)рассуждение с элементами описания 4)повествование с элементами рассуждения
Д. Какие предложения не связаны между собой личным местоиме нием?
1)2 и З 2) З и 4 3)6 и 7 4)7 и 8
Вариант 2 .
1. В каком слове все согласные звуки являются мягкими?
1.Бюллетень 2. Режьте 3. Серебряный 4. Прищемит.
2. В каком слове есть звук [з"]?
1.разжиться 2. Заранее 3. Зеркальный 4. синтез
3.В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
выветривая, перепелиный, прослушавший, просмотренный
законный, прочитанный, подклеивая, прочный
заколачивающий, подробность, выворачивая, съеденный
всклоченный, прадедушка, заниженный, перелесок
4. Сколько морфем выделяется в слове соотечественница?
1)3 2)4 3)5 4)6
5. Каков способ образования слова подсчёт.
1.приставочный
2.суффиксальный
3.приставочно-суффиксальный
4.бессуффиксный
6. Пишется буква О 1) отр_слевойО
2)разделить пор_вну
3)упл_тить
4)вознагр_ждение
5)сапоги пром_кают
7. Пишется буква Е 1)сд_рать семь шкур
2)прим_рять соперников
3)щ_дящий режим
4)приобр_тённый
5)бл_стательный
8. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ Что н__(1) говори, а отдохнули мы летом прекрасно: н __ (2) нужно было н_(3) спешить, н_ (4) суетиться, н_ (5) нервничать.
9. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.
Самолёт во что_бы то ни стало нужно было вывести из тумана.
Мебель грубоватая, за_то прочная.
По_этому неудачному ответу не судите о моих знаниях.
Вы так_же веселы, как десять лет назад.
Жара ночью так_же невыносима,как и днём.
10. Укажи неопределённо-личные предложения. 1) Его все подробно расспрашивали о поездке. 2) Иду на помощь!
3) Снег лежит до самой кромки воды.
4)А тем временем нас увидят с самолёта и спасут.
5)В доме по вечерам никогда не зажигались огни.
11. В состав какого сложного предложения не входит безличное?
В глазах темно, и замерла душа.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно.
Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.
12. Отметь предложения, в которых НЕ допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
1) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приоб рести в магазине.
2) Я опасался дождя, но охотники сказали, что «Это не туча, а туман».
3) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.
4) Проснулся я от какого-то шума и спросил о том, что случилось.
5) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".
6) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.
13. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание? 1) Говорил улыбаясь; 2) смотрит на землю; 3) выполнить обязательство; 4) известный всем.
14 . Какое утверждение о предложении является ошибочным? Море глухо роптало, и волны взбегали на песчаный берег.
1) Предложение сложносочиненное;
2) предложение состоит из двух частей;
3) в первом предложении подлежащее – море, сказуемое – глухо роптало;
4) во втором предложении грамматическая основа – волны взбегали.
15.Какое из предложений является сложносочиненным (знаки препинания не расставлены)? 1) Веселей и громче всех смеялся сам студент и он же скорее всех и перестал.
2) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
3) Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь.
4) Зашевелились тревожно и зашумели и застонали заскрипели над головой сосны
16.Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются запятыми.
1) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности.
С ним добродушным богатырём Наташе ничего не было страшно.
К нему юнцу придёт со временем уважение к морщинам и сединам.
Жил Воронцов с женой знаменитой петербургской красавицей.
17.Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска НЕ ставится тире.
1) Утренние холодные росы в августе __ предвестники сентябрьских заморозков.
Элен красива внешне, а княжна Марья внутренне.
Расточать восторги ___ признак ограниченности понимания и вкуса.
Снег __ словно шёлк.
Безумство храбрых __ вот мудрость жизни.
18.Отметьте номера слов с ударением на первом слоге 1)спа-ла 2)дво-ю-род-ный 3)шо-фёр 4)бар-мен
19. Какая пара слов не является антонимами?
баснословный, мизерный 2)благоговейно, непочтительно
3)равнодушие, индифферентность 4)сумасбродство, благоразумие
20.К одной части речи относятся все слова в ряду
детвора, кухня 4) размышляя, уехать
рисующий, слабый 5) отдана, светел
земля, земляной
21. Прослушайте один раз текст и выполните задания.
(1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин.
(3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боро вицкий холм, Марьина роща, Серебряный бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.
(7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жи лой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день. (9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему призна нию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.
A. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Дома из камня практичнее и гигиеничнее.
Географические названия хранят память о древнем ландшаф те страны.
Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое место.
Деревянное строение могли построить на Руси в течение од ного дня.
Б. Каков стиль и тип речи текста?
1)разговорный стиль; повествование 2)художественный стиль; повествование
3)научный стиль; описание 4)публицистический стиль; рассуждение
B. В каком предложении выражена основная мысль текста? 7, 8 2) 1,2 3) 3, 4 4)9, 10
Г. Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, содер жится в тексте?
1 2)2 3) 3 4) 4 Д. В каком предложении слова употреблены в переносном зна чении? 1)6 2) 7 3)11 4) 13
19.Итоговое тестирование
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) пчела;
2) ночью;
3) змея;
4) иволга.
2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) приморье;
2) загорелый;
3) завистливый;
4) пренебрегать.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»? 1) грандиозный;
2) актуальный;
3) принципиальный;
4) влиятельный.
4. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) досуг;
2) балуясь;
3) понявший;
4) отдано.
5. В каком предложении есть деепричастие?
1) Лиловые облака, протягиваясь к западу, едва пропускали красные лучи.
2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
3) Солнце пригревает все сильнее и сильнее, и на пригорках появились первые проталины.
4) Слуга, поскакавший за ним, воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. (А.Пушкин)
6. В какой строке во всех случаях пропущена буква е?
1) пр_следование, расст_лить, согрева_мая солнцем, за зеленеющ_м полем;
2) пр_мудрый, зам_рли, обрабатыва_мое изделие, на открывш_мся форуме;
3) пр_задуматься, ореш_к, он дыш_т, побывать в оранжер_е;
4) пр_возмочь, подв_ргать, повел_вать, над виднеющ_мся лесом.
7. В какой строке во всех словах нужно писать ь?
1) назнач(ь)те, роскош(ь), восем(ь)ю, о медвеж(ь)ей берлоге;
2) достич(ь), вер(ь)фи, навзнич(ь), сем(ь)сот;
3) съеш(ь)те, фонар(ь)щик, вскач(ь), нян(ь)чить;
4) развлеч(ь)ся, фальш(ь), невтерпеж(ь), восем(ь)десят.
8. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
1) реш_тка;
2) деш_вый;
3) боч_ночек;
4) толч_тся.
9. В каком слове пропущена одна буква н?
1) полуде_ый зной;
2) броше_ый камень;
3) лома_ая линия;
4) вы всегда рассея_ы.
10. В каком словосочетании тип связи слов – управление?
1) ранняя пшеница;
2) смотрит молча;
3) уехал отдыхать;
4) читаю книгу.
11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
2) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
3) Жизнь прекрасна и удивительна.
4) Волга самая большая река в Европе.
12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?
1) Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.
2) Иногда мертвой змеей проплывает жердь, или бревно.
3) Ночью ветер злится, да стучит в окно.
4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину и ночь, и звезды, и луну.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В результате быстрого таяния снега (1) возможно (2) наводнение.
В мае месяце (3) возможно (4) будут заморозки.
1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3.
14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
1) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.
3) В Мещерском крае нет никаких особенностей кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
4) Стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.
15. Рассмотрите предложения с прямой речью. В каком из них допущена ошибка при расстановке знаков препинания?
1) «Нет, – сказал Ваня, – я не могу ехать сейчас».
2) «Ну хорошо, хорошо!» – засмеялась Валя: «Я никому не скажу».
3) «А ваше имя как?» – спросила помещица.
4) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».
16. В каком примере допущена ошибка при замене прямой речи косвенной?
1) Я спросил ее наконец, имеет ли она известия от своего сына.
2) Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.
3) Чичиков говорил, что он давно не брал в руки шашек.
4) Базаров ответил Павлу Петровичу, что спорить – не наше дело, сперва надо место расчистить.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
1) Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.
2) Шесть человек вышли к полюсу на лыжах. 3) Шли больше месяца. 4) До полюса дошли пятеро. 5) Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.
6) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело. 7) То была палатка, брошенная Амундсеном. 8) Норвежец опередил англичан.
9) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног. 10) Тогда всем поровну был роздан яд.
11) На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Ото. 12) У него началась гангрена обеих ног. 13) Каждый шаг вызывал острую боль. 14) Ото знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. 15) И он нашел выход.
16) В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:
17) «За последние сутки мы сделали всего три мили. 18) (Не)смотря на (не)человеческую боль, Ото (не)отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли (бы). 19) Вчера к ночи мы остановились. 20) Ото дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. 21) Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. 22) Он не вернулся. 23) Он поступил как благородный человек».24) В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами: 25) «Я обращаюсь ко всему человечеству. 26) Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача. 27) Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека».
17. Из предложений 17–19 выпишите слово (слова), в котором(ых) буква с обозначает звук [з].
18. Из предложения 5 выпишите слово (слова), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.
19. Выпишите из текста предложение 18. При списывании раскрывайте скобки. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20. Среди предложений 1–9 найдите предложения с обособленными членами. Напишите их номера.
21. Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, зачем люди сознательно идут на риск, открывая новые земли, ископаемые, прокладывая новые пути? Нужно ли это? Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения

Русский язык отличается богатством и разнообразием. Во многом это обусловлено наличием в нем большого количества частей речи. В одном предложении может указываться не только основное, но и добавочное действие благодаря использованию деепричастия.

Эта категория слов позволяет насытить текст информацией, придать ему дополнительные оттенки, сделать его глубже и объемнее. Деепричастие как часть речи помогает автору меньшим количеством слов нарисовать сочную образную картину.

Деепричастие является особой формой глагола. Оно отличаются от других частей речи такими признаками:

  1. Не изменяется по числам, падежам, родам.
  2. В предложении обозначает не главное действие (это делает глагол), а второстепенное. Отвечает на два вопроса: что делая? что сделав?, выполняет функцию определения.
  3. Имеет грамматические признаки сразу двух категорий – и глагола.

Примеры: Рассказывая, она приятно улыбалась. Машина, развернувшись, подняла много пыли. Собирая ягоды, они незаметно вышли на дорогу.

Значение деепричастий в речи

Значение деепричастий в речи обусловлено их функцией выражать добавочное действие. Обычно оно присоединяется к глаголу-сказуемому.

В редких случаях к именному сказуемому, которое может выражаться существительным или кратким прилагательным. Оно дополняет, уточняет главное действие, которое описывается в предложении.

По правилам русского языка, действия глагола-сказуемого и описываемого деепричастием могут касаться только одного и того же субъекта.

Пример: Поужинав, воины ложились спать, пустивши по траве спутанных своих коней.

Это часть речи как особая форма глагола обозначает действие, но второстепенное. Оно как бы характеризует, уточняет, эмоционально окрашивает его, передает в лаконичной и яркой форме разные качественные оттенки.

  • бежит, подпрыгивая;
  • сказал, усмехаясь;
  • пела, наслаждаясь;
  • решили, не подумав.

Часть речи, обозначая действие, одновременно называют его признак. Это дополнительное действие никогда не совпадает с основным, на которое указывает сказуемое.

Деепричастие как часть речи

Например, в предложении «Человек говорил, усмехаясь» видно, что субъект говорит (главное действие) и усмехается (второстепенное действие). Каким образом человек говорил? – Усмехаясь. Передается признак, эмоциональная характеристика главного действия.

Интересный факт! До 18 века деепричастные формы не использовались в письменной речи, но зато были неотъемлемым признаком народного творчества.

Разновидности

От глаголов деепричастия позаимствовали вид – совершенный или несовершенный. Такой признак показывает на прохождение действия во времени.

Если второстепенное действие уже совершилось, закончилось, предшествовало главному действию или совершалось сразу же за ним, – то это совершенный вид. К таким словам ставится вопрос: что сделав?

  • обрадоваться, увидев одноклассника;
  • окончательно проснуться, громко чихнув;
  • уйти, хлопнув дверью.

Несовершенный вид указывает, что второстепенное действие происходит по времени одновременно с главным. Вопрос этого вида – что делая?

  • смотреть в окно, широко улыбаясь;
  • шагать по улице, разговаривая с другом;
  • писать работу, слушая музыку.

Деепричастия бывают переходными и непереходными. Это также признак, доставшийся от глагола.

Интересные факты о деепричастии

Переходным оно является в том случае, если к нему можно присоединить существительное в винительном падеже без предлога. Действие как бы переходит на предмет. Можно будет поставить вопрос что? (написав стихи, читая журнал, обходя трещины).

К непереходным деепричастиям таких существительных подобрать не получится, или они будут с предлогами (гуляя в саду, умываясь по утрам, дойдя до железной дороги).

Деепричастия имеют еще один грамматический признак от глагола – возвратность. У возвратных деепричастий только одно отличие – они имеют постфикс -сь, например, радуясь, заботясь, обнимаясь.

От наречия данная часть речи взяла себе неизменяемость по родам, числам, падежам, а также свойство присоединяться к личным формам глаголов, в некоторых случаях к неопределенной форме. Например: говорит, поворачиваясь; думать, потирая подбородок.

Порядок образования

Эта часть речи формируется от основы глагола присоединением определенных суффиксов.

Для получения несовершенного вида надо взять глагольную основу настоящего времени и суффиксы -а; -я.

Примеры: дума-я, крич-а, получа-я, списыва-я.

Слова могут образовываться от глаголов неопределённой формы путем присоединения суффикса -ва-.

  • поливат + ть – поливая;
  • сознава + ть – сознавая;
  • отстава + ть – отставая.

Деепричастия несовершенного вида не формируются в таких случаях:

  • от глагольной основы, в которой много согласных, например, льют, мнут, жмут. Исключение составляет мчаться – мчась;
  • от глагольной основы, которая заканчивается на г; к. Например, бегут, текут;
  • от глагольной основы настоящего времени, которая заканчивается на шипящий, или неопределенной формы с окончанием на з; с; ст. Примеры: пахать – пашут; скажут – сказать; хлестать – хлещут.

В литературной речи уже не используются деепричастия, образованные при помощи суффиксов -учи; -ючи. (Они смотрели на него строго, осуждаючи.) Такие варианты применяются в особенных случаях для имитации простонародной речи.

Формы совершенного вида получаются путем присоединения других суффиксов. К неопределенной форме добавляются -в; -вши; -ши.

Примеры: поня-ть – понявши, написа-ть – написав.

Суффикс -ши присоединяется к неопределенной форме с окончанием основы на согласную букву: истечь – истекши. Суффикс -вши используется для преобразования возвратных глаголов в деепричастия (влюбиться – влюбившись).

Если в основе глагола есть суффикс -ну, то возможно два варианта деепричастия, оба будут правильным. Промокну-ть – промок-ши, промокну-в. Также двойной вариант возможен при употреблении суффиксов -а; -я вместе с -в; -вши.

Примеры: заразиться– заразясь, заразившись; склонять – склоня, склонив.

Важно! Деепричастные обороты считаются принадлежностью письменной речи. В живом общение такие конструкции выглядят неуместно, искусственно и потому не употребляются.

Правила правописания

Часть речи от глагола взяла не только много грамматических признаков, но и правила написания:

  1. Частица НЕ пишется раздельно с данными словами, кроме вариантов, когда без НЕ употребление невозможно. Не слыша, не сломав, не получив. Ненавидя (исключение).
  2. Сохраняют ту же букву перед суффиксом, которая была у глагола в неопределенной форме или каком-то времени. Например, выздоровел – выздоровев, подбоченился – подбоченившись, замешкался – замешкавшись.
  3. Ударение в слове должно стоять на том же месте, где стояло изначально в глаголе, например, поднЯть – поднЯв, продлИть — продлИв.
  4. От других слов отделяется запятыми. Огромные хлопья снега, кружась, слетали с высокой сосны. Осмотревшись, путешественники двинулись дальше по узкой тропинке.

Деепричастия совершенного вида

  • Как призраки, в зеркале вод отражаясь, зеленые ивы стоят.
  • Густой туман, нахлынув из ущелий, залил все вокруг.

Полезное видео

Подведем итоги

Лингвисты спорят, куда отнести деепричастие – к самостоятельной части речи или к особой форме глагола. В любом случае специалисты сходятся во мнении, что это явление обогащает письменную речь, делает ее более полной и разнообразной. Подобные формы есть в латинском и французском языках, встречаются в других языковых группах.

Вконтакте

Грамматическое значение деепричастия, его морфологические признаки, синтаксическая роль обусловлены главной особенностью этой части речи - соединять значения и признаки глагола и наречия.

Признаки глагола Признаки наречия
  • обозначает добавочное к основному действие;
  • образуется от глагола, сохраняя его признаки
  • вид (совершенный и несовершенный)
  • Мери сидела на своей постели,скрестив руки Цепляясь за кусты, мы стали карабкаться (М. Лермонтов)
    Скрестить, скрестив - глагол и деепричастие сое. в. (что сделать? что сделав?). Цепляться, цепляясь - глагол и деепричастие несов. в (что делать? что делая?)
  • -возвратность (цепляясь - возвр. цепляя - невозвр.);
  • деепричастие распространяется существительными, наречиями. местоимениями (блестя (как?) ослепительно, цепляясь (за что?) за кусты, увидев (кого?) его)
  • Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот
  • Таким образом, деепричастие образует словосочетания:
    • дееприч. + сущ
    • дееприч. + мест
    • дееприч. + нареч
  • одновременно характеризует основное действие, показывая как? когда? почему? и т. д. оно происходит;
  • не изменяется;
  • деепричастие относится к глаголу-сказуемому (сидела (что сделав? как?), сцепив);
  • в предложении бывает только обстоятельством:
  • Возвратясь, я нашел у себя доктора.(обстоятельство времени).
    Не зная броду, не суйся в воду (обстоятельство УСЛОВИЯ)

Как найти деепричастие (деепричастный оборот)

  • Образовано от глагола.
  • Имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши
  • Обозначает добавочное действие.
  • Относится к глаголу-сказуемому
  • Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.
  • Имеет зависимые слова, к которым от деепричастия можно задать вопрос (см. ).

Морфологический разбор деепричастия

План разбора
  1. Часть речи. Общее грамматическое значение
  2. Морфологические признаки:
    1. начальная форма (неопределенная форма глагола)
    2. вид, возвратность
    3. неизменяемость
  3. Синтаксическая роль
Образец разбора

Письменный разбор(в скобках указаны варианты ответа - В).

Журча, еще бежит за мельницу ручей (А. С. Пушкин).
I. Журча - особая форма глагола - деепричастие (В: деепричастие), бежит (что делая? как?) - журча - обозначает добавочное действие.
II. Н. ф. - журчать (В: не указывается).
Несов. вид, неизм. ф. (не изменяется).
III. бежит (как?)-журча (обстоятельство образа действия).

Устный разбор

Журча - особая форма глагола - деепричастие .
Во-первых, оно обозначает добавочное к основному действие (бежит и журчит), образуется от глагола журчать. Начальная форма - журчать (В: не указ.)
Во-вторых, имеет морфологические признаки: несовершенный вид, не изменяется.
В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.

Образование деепричастий

Несовершенного вида Совершенного вида
  1. Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом.
  2. Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):
    • читая - читают
    • летя - летят
    • будучи - будут
    • узнавая - узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)
  3. От некоторых глаголов [бьют, рвут, берегут, текут и др.) деепричастия не образуются.
  1. )Обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом.
  2. Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:
    • загрустив - загрустить
    • принесши - принести
    • обманувшись - обмануться
    К суффиксу -в возвратный суффикс -ся
  3. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):
    • просохнув - просохнуть
    • просохши - просох
    • отперев - отпереть
    • отперши - отпер
    От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):
    • придя - придут
    • прочтя - прочтут

Не выделяются запятыми (не обособляются)

  • Одиночные деепричастия, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия: Лежа читать вредно, нужно читать сидя.
    • Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении (здесь деепричастие сохранило значение добавочного действия: читать и сидеть)
    • Они шли не торопясь (то есть медленно).
    • Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).
    Деепричастие не обозначает добавочного действия, а обозначает только признак действия;
  • Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие (бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя и др.).Такой оборот заменяется одним словом.
    • Он бежал сломя голову (то есть быстро)

Также ознакомься с правилом -
Пройди тест на знание частей речи -
И еще один тест на знание частей речи -

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы.
Деепричастие сохраняет глагольный признак - переходность.

Примечание.
Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным.

Деепричастие, как и глагол, может определяться наречием.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Примечание.
Некоторые ученые считают деепричастия самостоятельной частью речи, так как они не имеют многих грамматических признаков, свойственных глаголу.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие , которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом - сказуемым.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а (-я) .
После шипящих употребляется суффикс , а в остальных случаях - -я.
От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи .

Примечания.

  1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) - выдавая.
  2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
    • от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:
      бить ― бьют, рвать - рвут, шить - шьют, жечь - жгут и др.
      Исключение:
      мчаться - мчатся - мчась;
    • от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут и др.;
    • от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать - пишут, хлестать - хлещут и др.;
    • от глаголов с суффиксом -ну-: блёкнуть - блёкнут, мокнуть - мокнуть, тянуть - тянут, гаснуть - гаснут и др.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое, как правило, совершается до начала действия. выраженного глаголом - сказуемым.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, -ши. От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь). Деепричастия с основой на согласный образуются с суффиксом -ши.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы неопределенной формы и от основы прошедшего времени (когда они не совпадают).
  2. К суффиксу -в возвратный суффикс -ся не присоединяется.
    У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а (-я) от основы будущего времени.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов сохранились формы с суффиксами -в, -вши, -ши (возвратившись, настроившись, пришедши, приведши, принёсши, простившись, приобретши, увидев, увидевши, услышав, услышавши). если существуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом -а (-я) как менее громоздкие.
  2. Иногда деепричастия с суффиксами -в, -вши образуются о глаголов несовершенного вида, но они употребляются редко (бывши, евши, не имев).

Морфологический разбор деепричастия.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма глагола)
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»