Борец против коррупции. Методы борьбы с коррупцией

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Пастухова Анастасия

Современные эффективные методы борьбы с коррупцией в России

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 78 имени А.С.Пушкина»

Направление (секция): право

Тема работы

«Современные эффективные методы борьбы

с коррупцией в России»

Пастухова Анастасия Евгеньевна

МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина», 11 класс,

город Набережные Челны Республика Татарстан

Научный руководитель: Шайдуллина Ландыш Накиповна

г. Набережные Челны

Введение……………………………………………………………………………………3

§1. Понятие коррупции. Её история в России…………………………………......6

§2. Виды и формы проявления коррупции………………………………................ 8

§1.Антикоррупционные законы РФ

Взгляды известных людей на данную проблему……………………………..9

§2.Современные методы борьбы с коррупцией в действии……………………13

Заключение……………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………………16

Введение

В XXI веке согласно общепринятой классификации страны мира на экономическом уровне подразделяются на развитые страны (сюда входят Западная Европа, Канада, США, Япония, Австралия и другие), развивающиеся страны (Юго-Восточная Азия, Аргентина и другие), страны с переходной экономикой (Россия, СНГ, Китай и другие).

Таким образом, наша страна входит в третью группу с низким показателем экономики. Поэтому мы задались вопросом: «Почему богатейшая природными ресурсами Россия находится на низшем уровне экономического развития? Или, может быть, аналитики ошиблись с расчётами?»

Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили обратиться к научной литературе и СМИ, чтобы найти ответ на наш вопрос.

Оказалось, что причин экономического отставания России несколько, одной из главных является коррупция. Коррупция и организованная преступность являются наибольшим социальным злом в обществе. В нашей стране в течение многих лет образовывалась благоприятная почва для процветания взяточничества и злоупотребления властью.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьёзную угрозу интересам национальной безопасности страны. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует её политической и экономической изоляции. Неужели нет современных эффективных методов борьбы с этой проблемой?

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Современные эффективные методы борьбы с коррупцией в России».

Объект исследования: коррупция в России.

Предмет исследования : методы борьбы с коррупцией в России

Целью нашего исследования является изучение современных эффективных методов борьбы с коррупцией.

В основу исследования была положена следующая гипотеза : Только жёсткие меры борьбы помогут справиться с коррупцией в России.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи :

1.Ознакомиться с термином «коррупция»

2. Проанализировать историю России с древних веков до наших дней.

3. Изучить антикоррупционные законы России и известных людей по данной проблеме.

4.Изучить успешный опыт зарубежного государства по борьбе с коррупцией.

5.Составить анкету, провести анкетирование, обработать данные.

6. Выявить современные методы борьбы с коррупцией.

Методологической основой исследования являются

антикоррупционные законы РФ

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы по исследуемой проблеме, сопоставление, анализ и синтез полученных данных.

эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов.

Данная научная работа относится к теоретическим исследованиям.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Проанализировали коррупционную деятельность в разные исторические периоды России;

Изучили антикоррупционные законы РФ и Сингапура;

Выявили современные методы борьбы с коррупцией.

Прикладная ценность работы состоит в возможности использования данной работы учителями истории и обществознания на своих уроках и учениками старших классов при подготовке к ЕГЭ и в качестве дополнительного материала на уроках права.

Апробация работы: данная работа была представлена в 9-в классе в качестве дополнительного материала по праву.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Глава 1. Коррупционная деятельность в России

§1. Понятие коррупции. Её история в России

Мы живём в России. Наша страна уникальна: она одна из самых богатых природными ресурсами государств, у неё великая история… На протяжении веков сменялись политические режимы и правители. Но как бы не назывался общественный строй, общечеловеческие непреходящие ценности: честь, порядочность, ответственность, справедливость, - останутся вечными.

В последние годы коррупция стала самой злободневной темой в общественной жизни России. Более половины граждан, опрошенных в ходе социологических исследований, относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу интересам национальной безопасности России..

Что же такое коррупция? Обратимся к различным источникам.

Коррупция (лат. corruptio) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. .

Коррупция (от лат. corruption – «подкуп») – злоупотребления (чаще всего должностных лиц), связанные с использованием своего положения в государстве или организации личных целях…

Коррупция как историческое и политическое явление известна давно, что даже привело к восприятию её как свойственной социуму объективной данности.

Термин "коррупция" возникает с момента, когда функции управления общественной и хозяйственной деятельности становятся самостоятельными.

Мздоимство упоминается в русских летописях уже в XIII веке. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Иван Грозный впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрела широкий размах и коррупция, и жёсткая борьба с ней. Характерны является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин.

Во время царствования Романовых коррупция являлась не малой статьёй дохода и мелких государственных служащих, и сановников.

К началу второй половины XIX века основным законом, определяющим круг преступного поведения и устанавливающим его наказуемость, было уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В разделе «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной» названного Уложения содержалась глава VI «О мздоимстве и лихоимстве».

Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 года не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Ленин лично редактировал первый законодательный акт советского государства, направленный на борьбу с взяточничеством, - декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 года «О взяточничестве». Декретом предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет принудительными работами на тот же срок). Практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями.

§2. Виды и формы проявления коррупции

Итак, согласно определению Большого словаря иностранных слов, « Коррупция (лат. corruptio) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. ».

Коррупцию можно классифицировать по видам (коррупция в сфере государственного управления, парламентская коррупция или покупка голосов избирателей, коррупция на предприятиях) и формам проявления (взяточничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём; злоупотребления должностными полномочиями; незаконное участие в предпринимательской деятельности).

Глава 2. Методы борьбы с коррупцией

§1.Антикоррупционные законы РФ.

Взгляды известных людей на данную проблему.

Коррупция во всех её проявлениях представляет собой реальную угрозу общественным и государственным интересам. Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых проблем российского государства и общества.

Для борьбы с коррупцией Государственная дума разрабатывает законы, а прокуратура следит за их исполнением. Вот основные из них, которые призваны бороться с коррупцией во всех её проявлениях.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 5 сентября 1997 года (в ред. Федеральных законов от 30.03.1999 N 55-ФЗ, от 10.07.2001 N 89-ФЗ)

Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов "

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В каждой стране есть люди, мнению которых простые граждане прислушиваются. Вот «крик души» некоторых из них.

«Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ». Медведев отметил, что эти показатели в действительности являются лишь «вершиной айсберга», и пояснил, что в России много «скрытых», так называемой латентных преступлений в этой сфере. «Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет», – подчеркнул он. (Д.А. Медведев, Президент РФ)

«Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить». (Э. Севрус, русский литератор)

«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества». (В.Г.Короленко, русский писатель)

«Очистить бюрократию от коррупции - всё равно, что освободить тело от скелета». (М.Мамчич, афорист)

«Коррупция - это допинг бюрократии». (И.Красновский, афорист)

«Нужно менять психологию общества нашего, потому что чиновничий аппарат наш - это часть нашего народа. Давайте будем говорить откровенно, нам их не привезли из другой галактики». (В.В. Путин, премьер-министр Правительства РФ)

"Недостаточно только выявить нарушителя и наказать его; нужен целый комплекс мер", - отметил генпрокурор. «В числе первоочередных мер, Чайка отметил необходимость ужесточить контроль за доходами и имуществом госслужащих, обеспечить дополнительную проверку этой информации кадровыми службами и "строго спрашивать". "Именно пренебрежение к этим органам создает возможности для коррупции" (Ю.Я.Чайка, Генеральный прокурор РФ)

«План будет эффективным, если только будет учтен международный опыт по борьбе с коррупцией», - считает Жириновский. В частности, по его мнению, необходимо резко сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, как это практикуется в Европе. Когда десятки тысяч наличных денег ходят «по карманам», это может являться причиной коррупции» (В.В.Жириновский, лидер партии ЛДПР)

§2.Современные методы борьбы с коррупцией в действии

Целью нашего исследования является изучение современных эффективных методов борьбы с коррупцией.

Нам необходимо изучить литературу по данной проблеме, опыт другой страны, которая успешно решила проблему коррупции, и полученные результаты анкетирования среди населения.

Рассмотрим опыт Сингапура в антикоррупционной борьбе. Достижения этого государства в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции.

В Сингапуре были ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.

В этом государстве в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору нет нужды – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи, должен суметь в суде сам доказать, что он не виновен.

Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить.

Правовая система Сингапура настроена на профилактику коррупции. С чиновниками, особенно из правоприменительных органов, проводятся регулярные беседы о ловушках коррупции.

Способна ли на это нынешняя российская власть?

Вряд ли возможно воспроизвести сингапурскую антикоррупционную стратегию целиком, так как город-государство имеет свою неповторимую историю, географическое расположение. Если вести борьбу с коррупцией в России только в авторитарном стиле, то где гарантия того, что наши политические лидеры окажутся столь же последовательными, как их сингапурские коллеги? И что жители России, большинство из которых считают коррупцию нормой, окажут им поддержку?

Изучив опыт работы Сингапура по данной проблеме и мнения политиков, попытаемся создать свою систему методов антикоррупционной борьбы для нашего государства, учитывая уже имеющиеся у нас законы и не учитывая менталитет граждан.

Основные эффективные методы борьбы с коррупцией для России:

1.Закон, который наделил бы суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить.

2. Правовая система, настроенная на профилактику коррупции.

3.Введение презумпции коррумпированности для российских чиновников.

4.Повысить независимость судебной системы, поднять зарплаты судьям.

5. Необходимо резко сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, как это практикуется в Европе (по предложению В.В.Жириновского).

Заключение

Тема нашей работы - «Современные эффективные методы борьбы с коррупцией

в России».

Коррупция (лат. corruptio) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

Реальная борьба с коррупцией - это не кампания, для проведения которой назначены сроки. Это направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно. «Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения» (Президент РФ Д.А.Медведев).

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу - только жёсткие меры борьбы помогут справиться с коррупцией в России. Для её доказательства было недостаточно только изучить литературу по проблеме коррупции, антикоррупционные законы РФ и опыт Сингапура в этом вопросе. Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учителей МАОУ «Лицей №78 им.А.С. Пушкина»(14 человек). Вопросы анкеты были составлены самостоятельно. Результаты анкетирования вы можете увидеть в приложении.

Самым интересным вопросом был, на наш взгляд, пятый: «Представьте себе, что Вы – влиятельный российский законодатель. Какие эффективные меры борьбы с коррупцией Вы бы предприняли?». На него ответили так: 72,75% - изымание денег в 10 раз больше, чем сама взятка (похожее предложение выдвинул президент РФ Д.А.Медведев), 18,25% - сажать надолго в тюрьму, 9% - смертная казнь. Свои варианты ответов были следующие – «изымание денег и конфискация имущества», «ссылка в Сибирь на лесоповал», «пожизненное лишение руководящей должности и престижной работы» («желтый билет»), «профилактические меры среди населения».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Список используемой литературы

1. Антикоррупционное и правовое воспитание издательство «Магариф-вакыт»,2010

Приложение

Анкета

Уважаемый учитель!

Просим Вас помочь в научной работе, ответив на данные вопросы. Вам необходимо выбрать (обвести) один из вариантов ответа. Большая просьба отвечать честно. Анонимность гарантирована.

1.Выберите правильное определение термина «коррупция»

а) активное использование должностным лицом своих полномочий, так же бездействие, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей.

б) п рямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.

в) должностное преступление, заключающееся в получении взятки.

2. Какой, по Вашему мнению, вид коррупции распространён в РФ?

а) коррупция в сфере государственного управления

б) парламентская коррупция или покупка голосов избирателей

в) коррупция на предприятиях

3. Какой самый коррумпированный город страны?

а) Санкт-Петербург

б) Ханты-Мансийск

в) Москва

4. Сталкивались ли Вы с коррупцией? Если да, то с какой формой проявления коррупции Вы сталкивались?

а) нет, не сталкивались

б) сталкивались, с взяточничеством

в) сталкивались, со злоупотреблением должностными полномочиями

г) сталкивались, с незаконным участием в предпринимательской деятельности

5. Представьте себе, что Вы - влиятельный российский законодатель. Какие эффективные меры борьбы с коррупцией Вы бы предприняли?

а) сажать надолго в тюрьму

б) смертная казнь

в) изымание денег в 10 раз больше, чем сама взятка

г) свой вариант_________________________________

6. Как Вы думаете, в какой сфере деятельности коррупция процветает больше всего? (выберите несколько ответов)

а) военные закупки

б) дошкольное и школьное образование

в) предпринимательство

г) строительство дорог

д) театральное и художественное искусство

Спасибо!

Результаты анкетирования

Свой вариант:

1.«изымание денег и конфискация имущества»

3.«пожизненное лишение руководящей должности и престижной работы» («желтый билет»)

4.«профилактические меры среди населения»

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. Коррупция в России стала системой государственного управления.

Несмотря на свой малый жизненный опыт, я уже встречалась с коррупцией и не раз. Из повседневной жизни примеров достаточно, но самый простой это ситуация в ГАИ: нарушая правила ПДД, мой знакомый должен был выплатить штраф в объеме 5000 рублей, но он дал взятку в размере 3000 рублей, и никакого штрафа ему выплачивать не пришлось.

Я считаю, что методы борьбы с коррупцией должны быть заимствованы из опыта других государств.

1. Отмена презумпции невиновности. На опыте Гонконга.

«Расскажи, откуда деньги?»

Руководство поняло: без жёстких мер не справиться, поэтому для чиновников просто отменили презумпцию невиновности. Фактически комиссия против коррупции работает по законам военного трибунала: если у них есть «обоснованные подозрения», они могут поместить под арест любого госслужащего. Также в законодательстве закреплено: в случае, когда и чиновник и его семья живут на широкую ногу, имеют виллы с бассейнами, счета за границей, он обязан ДОКАЗАТЬ комиссии, что получил эти средства законно. Если не докажет, не предоставит документы - получит 10 лет тюрьмы.

2.Необходимо сократить количество денег в наличном обороте и перейти на электронные расчеты, как это практикуется в Европе. Когда десятки тысяч наличных денег ходят «по карманам», это может являться причиной коррупции

3.Лишить чиновников неприкосновенности. Опыт Сингапура

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников. Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10000 сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

4. Запрет возврата чиновников на госслужбу после поимки во взяточнистве. Я считаю это наиболее эффективный способ, т.к. хоть и чиновник не может больше вступить на ту же должность, но что ему будет мешать воровать на новой должности? На мой взгляд, человек, уже пойманный " за руку" в подобных делах, запросто будет делать это на новом месте.

5. И последнее, если не хочешь чтобы в твоей стране воровали, сам не воруй и не давай взятки. Зачем, например, ходить в автошколу и сдавать экзамен в ГАИ, если можно позвонить знакомым, которые за определенную сумму воспользуются своими должностными полномочиями и сделают тебе права? Начать нужно прежде всего с самовоспитания.

На мой взгляд все эти методы будут эффективными. На данном этапе развития борьбы с коррупцией, следует пересмотреть уголовное законодательство, избавиться от двусмысленности законов, а также увеличить ответственность государственных служащих.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

В МВД России борьбой с коррупцией занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПКМВД России) (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»), одним из направлений деятельности которого является противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности. Среди основных функций и полномочий ГУЭБиПК МВД России можно отметить осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности; осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; документирование преступлений экономической и коррупционной направленности. Таким образом, ГУЭБиПК МВД России наряду с Росстатом, Минэкономразвития России занимается изучением коррупционных проявлений в России. Следует признать, что задекларированные полномочия правоохранительного органа полностью соответствуют основным направления противодействия коррупции, закрепленным в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Совместно с ГУЭБиПК МВД России функции по противодействию коррупции в системах МВД России и ФМС России осуществляет Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России), в обязанности которой входят предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности в МВД России и его ведомствах.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Одной из основных функций ФСБ России является разработка мер по борьбе с коррупцией в пределах своих полномочий и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.

Для организации работы по исполнению Национального плана противодействия коррупции ФСБ России ранее взаимодействовало с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Были приняты меры по реорганизации структуры и оптимизации деятельности подразделений, осуществляющих работу по борьбе с коррупцией . В августе 2008 г. был создан Департамент собственной безопасности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, среди функций которого - организация и осуществление деятельности по противодействию коррупции в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, а ее функции, полномочия и штатная структура переданы МВД России.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

В ФТС России создано специальное Управление по противодействию коррупции, среди функций которого можно назвать: осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности таможенных органов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений и нанесению ущерба экономическим интересам и экономической безопасности Российской Федерации и др.

Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации

В МЧС России существует территориальные комиссии по предупреждению и пресечению коррупции и снятию излишних административных барьеров при развитии предпринимательства, которые обеспечивают противодействие коррупции как во внутренней структуре МЧС России, так и во внешней среде.

Функции по противодействию коррупционным проявлениям в уголовно-исполнительной системе возлагаются на управление собственной безопасности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции (п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Согласно приказу Генпрокуратуры РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» ответственность за координацию деятельности подразделений самой Генеральной прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции, в том числе за реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, лежит на Управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

Национальный план противодействия коррупции на 2016- 2017 гг. (п. 4-7) включает ряд поручений прокурорам и прокуратуре, которые, в целом, сводятся к анализу законодательства и правоприменительной практики в контексте антикоррупционной деятельности, а также организации мероприятий, направленных на укрепление международного сотрудничества в области противодействия коррупции.

Счетная палата Российской Федерации

Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», т.е. ее полномочия по противодействию коррупции Законом не раскрыты. Совместно с Правительством РФ Счетной палате РФ поручено принять меры по усилению общественного контроля за использованием бюджетных ассигнований бюджетов; определить показатели для оценки эффективности реализации программ по противодействию коррупции, а также обеспечить систематический контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на осуществление мероприятий по противодействию коррупции.

Судебная система Российской Федерации

Судебные органы в лице Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, военных судов активно участвуют в противодействии коррупции в рамках своих полномочий. Однако в Национальном плане отсутствуют конкретные поручения судебной ветви власти. Также отсутствуют поручения и Следственному комитету РФ, в структуру которого наряду с Управлением по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики включено Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, для реализации государственной антикоррупционной политики в органах государственного и муниципального управления по решению Президента РФ могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений эти органы передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке (п. 5 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»), В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» практически во всех органах государственной власти были организованы соответствующие Комиссии.

Институты гражданского общества

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» важная роль в противодействии коррупции отводится «институтам гражданского общества» (ст. 1), которые, по мнению законодателя, должны играть активную роль в противодействии коррупции в России. Однако исходя из состояния криминогенной ситуации приходится констатировать весьма скромное воздействие такого элемента системы противодействия коррупции. Обязательным спутником и первоисточником гражданского общества является правовое государство, т.е. государство, имеющее в своей основе диктатуру права. Между тем, масштабы коррупции в России, правовой нигилизм и массовая правовая безграмотность свидетельствуют об отсутствии такой диктатуры права в российском государстве и, как следствие, о слабости гражданского общества.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какова роль системы управления противодействием коррупции и чем вызвана ее актуальность?
  • 2. Что собой представляет антикоррупционная система России?
  • 3. В чем назначение организационно-управленческого механизма антикоррупционной деятельности?
  • 4. Назовите основные инструменты государственного управления процессами противодействия коррупции.
  • 5. Какую функцию в государственном управлении процессами противодействия коррупции выполняют Национальная стратегия, Национальный план и система институтов противодействия коррупции?
  • 6. В каком Федеральном законе и когда сформулированы основные положения об организационных основах противодействия коррупции?
  • 7. При каком высшем государственном органе и с какого времени действует Совет по противодействию коррупции?
  • 8. Укажите задачи, которые решает Совет по противодействию коррупции.
  • 9. Для каких целей при Совете по противодействию коррупции создан Президиум и кто его возглавляет?
  • 10. Перечислите вопросы, отнесенные к ведению Президиума Совета по противодействию коррупции.
  • 11. В каких органах государственной власти действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов?
  • 12. Каково содержание методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции, разработанных Правительством РФ совместно с Советом по противодействию коррупции?
  • 13. Кто контролирует исполнение Национального плана противодействия коррупции? Перед каким органом власти он отчитывается?
  • 14. Является ли серьезным препятствием на пути распространения коррупции в государстве наличие совещательного органа при Президенте РФ в виде Совета по противодействию коррупции?
  • 15. Перечислите функции по борьбе с коррупцией, возложены на Комитет по безопасности и противодействию коррупции Федерального Собрания РФ?
  • 16. Какие функции по противодействию коррупции осуществляют Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания, в чем их отличия от Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции?
  • 17. Какое управление в МВД России занято борьбой с коррупцией?
  • 18. Какой орган осуществляет работу по борьбе с коррупцией после упразднения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков?
  • 19. Какое управление для борьбы с коррупцией создано в ФТС России?
  • 20. В какой мере раскрыты Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» полномочия по противодействию коррупции Счетной палаты РФ?
  • 21. Назовите органы реализации государственной антикоррупционной политики в органах государственного и муниципального управления, которые могут формироваться по решению Президента РФ.

ВВЕДЕНИЕ - 3

ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ В РОССИИ

1.1. Понятие и виды коррупции в России - 5

1.2. Состояние, динамика и структура коррупции - 7

1.3. Характеристика личности, совершающей коррупцию - 10

1.4. Причины и условия коррупции - 12

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

2.1Усовершенствование законодательства - приоритетная мера борьбы с коррупцией - 17

2.2. Необходимость разработки национального плана - 19

2.3 Национальная стратегия противодействия коррупции - 23

2.4 Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы - 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 50

Введение

Коррупция сегодня рассматривается как одно из самых важных препятствий для политического и экономического развития России и за последние годы количество исследований причин и средств борьбы с коррупцией быстро увеличивается.

Государственные реформы после развала Советского Союза и переход на новые модели управления в России способствовали росту коррупционных преступлений на фоне глубокой трансформации экономических отношений, тотальной приватизации и формирования новых социальных групп.

На сегодняшний день большинство российских и зарубежных исследователей коррупции достаточно аргументировано рассматривают ее как понятие, имеющее не только правовое, криминологическое, но и социально-общественное, а также политэкономическое значения.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие. Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон..

Наиболее узкую область занимает коррупция в ее криминологическом смысле, так как она ограничивается теми гранями общественно-социальных и политэкономических значений, которые выражают ее асоциальную, общественно-опасную и уголовно-противоправную сущность. Таким образом, коррупция в ее криминологическом значении тождественна коррупционной преступности.

В данной работе будут рассмотрены проблемы коррупции и борьбы с ней. Будут исследованы виды, причины и условия коррупции. Автор рассмотрит современное состояние коррупции в России, её динамику и структуру. Будет дана объективная оценка современной ситуации связанной с коррупцией в нашей стране в целом за прошедший 2010 год. Особое внимание будет направлено на методы борьбы с коррупцией в России.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ В РОССИИ

1.1 Понятие и виды коррупции в РФ

Корру́пция (от лат. corrumpere - портить) - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) даёт определение понятию коррупции в России, до его принятия Российское законодательство не включало термин «коррупция» в число уголовно-правовых понятий.

Что объяснялось трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по этому вопросу вряд ли могли быть однозначно приняты в нашей стране.

Виды коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

1.2 Состояние, динамика и структура коррупции

История коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

С переходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и приватизации государственной и общественной собственности число должностных злоупотреблений существенно возросло.

Решающую роль в данном процессе сыграла порочная практика распределения кредитов, трансфертов, товаров, сырья, предоставления различных видов льгот. Это же касается и лицензирования различных видов деятельности, организации аукционов, конкурсов и т.д. Приватизация в целом оказалась пораженной противоречивыми действиями должностных лиц.

В последние годы не смотря на общий рост коррупции и преступлений с ней связанных стало должное внимание уделяться этой проблеме в нашей стране. Совершенствуется законодательная база, ведётся пропаганда в средствах массовой информации. Хочется верить что это не пустая показуха и по данной проблеме наметится тенденция хотябы к общему улучшению ситуации.

Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции - между членами одной организации - придаёт ей черты организованной преступности.

Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью

Начальник

* Процент от взяток подчинённых - стабильный доход

* Нет непосредственного участия в даче взятки

* Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст

* Если подчинённого поймают - тот может выдать начальника

Подчинённый

* Шире возможности - больше взятки

* Под покровительством начальника брать взятки безопаснее

* Организованная группа - отягчающее обстоятельство

* Отдаёт процент от взяток

Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы.

На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

  • · выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
  • · надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
  • · осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • · поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;
  • · участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
  • · мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации включает в себя три основные элемента:

  • 1. Антикоррупционная реформа правовой системы Российской Федерации и совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией
  • 2. Профилактика коррупции путем исключения коррупционных рисков и возможностей, которые существуют в системе государственной власти и управления, в социальной сфере и экономике
  • 3. Воспитание антикоррупционной культуры в обществе и укрепление общественной поддержки борьбы с коррупцией

Совместными усилиями государства и общества необходимо добиться решения следующих задач:

  • 1. Завершение административной реформы, укрепление механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти и муниципального управления, стимулирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
  • 2. Совершенствование правовой системы и укрепление диктатуры закона (совершенствование уголовного законодательства, правоохранительной и судебной системы, системы исполнения наказаний, предупреждение финансовых преступлений и укрепление контроля за отмыванием денег).
  • 3. Совершенствование системы управления государственными финансами, государственной собственностью и другими национальными ресурсами (бюджет, налоги, таможенная система, процессы приватизации, система государственных контрактов, государственный внешний и внутренний финансовый контроль и пр.).
  • 4. Повышение прозрачности отношений в бизнесе.
  • 5. Развитие антикоррупционной культуры в обществе и общественной поддержки мероприятий по борьбе с коррупцией.

На сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции.

Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»