Биография марка шагала. Марк шагал

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

24 июня (6 июля) 1887 (Витебск) - 28 марта 1985 (Франция, Приморские Альпы, Сен-Поль-де-Ванс)

Художник, живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства

Один из лидеров мирового авангарда XX века, шедший в то же время самобытным путем, он сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.

Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. Талант художника проявился еще в ранней юности. В центре художественного мира Шагала, изначально автобиографичного и лирически-исповедального, - семья, дом, любимый Витебск. Этот мир проникнут духом национальной религиозной традиции, ощущением неразделимости быта и бытия, делающей образы родного дома и всего мироздания взаимозаменяемыми.

В 1906 Шагал учится в витебской художественной школе И. М. Пэна, но недолго, и в 1907 отправляется в Петербург, в школу Общества поощрения художеств (1907–1908), затем занимается в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками становятся М. В. Добужинский и Л. С. Бакст.

Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Все эти картины созданы еще под влиянием классической традиции и символизма, но творчество художника уже полно своеобразия и развивается в русле неопримитивистской стилистики. С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910.

Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». В первый парижский период сближается с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном и другими. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» - такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер). Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением».

Несмотря на бурную парижскую жизнь, Шагал упорно называет себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией. Новаторские приемы кубизма и орфизма - геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет - у Шагала направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы. Быт на его холстах освещен вечно живыми мифами, одухотворяющими круговорот бытия - рождение, свадьба, смерть.

В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне; посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912. Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе - 1913), и другие. В этих картинах художник проявляет себя как мечтатель, стирающий всякие границы между зримым и воображаемым, внешним и внутренним. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира.

Тогда же написанные полотна «Понюшка табаку» (1912. Частное собрание, Германия) и «Молящийся еврей» (1912-1913. Национальный музей, Иерусалим, Израиль) выводят Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

И наконец, в июне 1914 в Берлине открывается его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистскому движению в Германии.

Летом 1914 Шагал возвращается в Витебск, где его и застает Первая мировая война. Здесь в 1914–1915 художник создает серию «документов» из семидесяти с лишним работ, посвященных не только войне, но и написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены): «Вид из окна. Витебск», «Парикмахерская», «Дом в местечке Лиозно». В них он достигает синтеза чисто поэтических приемов и точного изображения действительности.

В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд, и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916). В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»); жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др. Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица - «Окно в сад» (ок. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), - а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914).

После революции Шагал становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске и оформляет город к революционным праздникам. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. Здесь он пробует себя в качестве театрального художника, некоторое время преподает рисование в подмосковной колонии беспризорников. В 1920–1922 он делает первый значительный шаг к монументальному искусству: пишет ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, где в 1921 проходит его персональная выставка, а в 1922 - совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом.

Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 Шагал обосновывается во Франции. С тех пор постоянно живет в Париже или на юге страны, которую покидает на несколько лет только с началом войны, 1941–1947 художник проводит в Нью-Йорке. Наезжает в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз бывает и в Израиле.

Со временем живописная манера Шагала становится все легче и раскованнее. Не только главные герои, но и все элементы образа взмывают вверх, образуя композиции цветных видений.

В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества - библейскую. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» - огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.

В 1933 в Базеле (Швейцария) проходит грандиозная выставка работ Шагала, которая закрепляет его известность в Европе. В этом же году в Мангейме по приказу Геббельса произведения мастера публично сжигают. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрашивают полотна Шагала предвоенных лет в апокалипсические тона: одной из ведущих тем его искусства становится распятие: «Белое распятие» (1938. Чикагский институт искусства, США), «Распятый художник» (1938–1940), «Мученик» (1940), «Желтый Христос» (1941).

В 1942 Шагал создает костюмы и декорации к балету «Алеко» на музыку П. И. Чайковского, поставленному Леонидом Мясиным, а через три года, в 1945, создает костюмы, эскизы занавеса и декораций к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».

Типичной работой Нью-йоркского периода творчества Шагала - периода Второй мировой войны - становится его картина «Перья и цветы» (1943). В 1944 умирает жена художника - и с этих пор ностальгический её образ часто появляется в творчестве Шагала: «Вокруг неё» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947).

В 1952 для шестидесятипятилетнего художника, тяжело переживавшего потерю Беллы, началась вторая молодость. Брак с Валентиной (Вавой) Бродской и счастливая семейная жизнь не могли не дать толчок к созданию новых произведений, вдохновленных к тому же путешествием по Средиземноморью. Шагал приступает к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ - из них большую известность в 1960–1962 приобретают иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя».

В последний этап своей жизни Шагал все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х создает по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-х - 1970-х им изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. Это и керамическое панно, и витражи капеллы в Асси (Савой), и витражи собора в Меце, и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе, и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала - росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) - радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посещает Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. В июле этого же года в Ницце в задуманном Шагалом здании был открыт музей работ художника «Библейское послание». Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

В 1977 художника награждают высшей наградой Франции - Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 - январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, запрещающих чествовать здравствующих художников, устраивается выставка по случаю 90-летнего юбилея Шагала.

Подробную биографию Марка Шагала, написанную его внучкой Мерет Мейер, можно найти .

«МОЙ грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя, сколько хотел».
Так с теплотой и трепетом всемирно известный художник Марк Шагал, 130-летие со дня рождения которого отмечалось вчера, описывал свой любимый и родной город Витебск. Впрочем, эти слова он без сомнений мог отнести и к Лиозно… К этому небольшому городскому поселку живописец имеет прямое отношение - там жила многочисленная родня. Некоторые исследователи его творчества спорят друг с другом, утверждая, что якобы на даче в деревне Заольша Лиозненского района он написал свою самую известную картину «Над городом». Спорят, к слову, не только из-за этого факта. Противоречиво само восприятие полотен мастера постмодернизма. Непривычное, непонятное, странное, легендарное, уникальное - такие разношерстные эпитеты летят в адрес творчества художника. Что ж, все они имеют право на существование.

В ЛИОЗНО в средней школе №1 работает музей народной славы. Руководит им Нина Тихомирова. Почти два десятилетия Нина Константиновна посвятила сбору биографических сведений о Шагале. Заинтересовалась художником неспроста. Во время приезда в Лиозно искусствоведов из Москвы в 1972 году Нина Константиновна услышала удивительную версию, будто знаменитый на весь мир художник родом из этих мест:

Марк Шагал бесспорно родился в Лиозно. А когда ему исполнился годик, родители переехали в Витебск. Этот факт подтвердил и поэт Андрей Вознесенский, когда выступал на конференции в Ленинской библиотеке в Москве в 1992 году. Я тогда задала ему единственный вопрос: так где же родился живописец? Тот убедительно ответил - в Лиозно. С тех пор буквально по крупицам собирала сведения в архивах, у местных долгожителей, среди которых и двоюродный племянник Шагала Самуил Эфрос.

Что ж, это одна из версий. По другой, более убедительной (Шагал сам подтверждал факт в своей автобиографии), родина его в Витебске. Но никто не оспаривает его любовь и к маленькому провинциальному поселку в сорока километрах от облцентра. По воспоминаниям старожилов, Шагал наведывался в Лиозно несколько раз. Приезжал и с первой женой Беллой. В поселке в начале XX века его родственники жили едва ли не через дом. Двоюродный племянник Самуил рассказывал Нине Тихомировой, что тот всегда был приветливым, общительным человеком. С виду очень импозантный, одевался с иголочки, белая рубашка и черный пиджак - неотъемлемый элемент гардероба. Вспоминал он, как Шагал ходил по местечку с мольбертом, что-то рисовал, а люди, привыкшие тяжелым физическим трудом зарабатывать каждую копейку, смотрели на него с удивлением и спрашивали: интересно, как этот человек собирается дальше жить? На что он будет содержать семью, неужели на эти картины?

Однако большую часть времени художник проводил на даче в деревне Заольша, где у него был дом. Сама природа располагала к творчеству. Вот что читаем о его первом знакомстве с деревней, которое случилось вскоре после свадьбы в 1915 году: «Наконец мы одни, в деревне. Сосновый бор, тишина, над деревьями - месяц. Похрюкивает в хлеву свинья, бродит лошадь. Сиреневое небо. У нас был не только медовый, но и молочный месяц. Неподалеку паслось армейское стадо, и по утрам мы покупали у солдат молоко ведрами. Жена, вскормленная на пирогах, заставляла все выпивать меня одного. Так что к осени на мне с трудом сходились одежды. В полдень наша комната была похожа на великолепнейшее панно - хоть сейчас выставляй в парижских салонах».

Нина Константиновна утверждает, что именно на даче он работал над полотнами «Дом в местечке Лиозно», «Аптека в Лиозно», «Смоленская газета», «Сельская улица». Даже картина «Над городом», якобы, родилась в Заольше.



«Дом в местечке Лиозно»


Вокруг нее как раз и ходят споры. Всеми известный факт: на ней панорамный вид Витебска. Однако двоюродный племянник Шагала говорил, что это не что иное, как Лиозно. Распознал горпоселок по церкви, которая видна на картине. Такая же была и в Лиозно до 1962 года. Однако факт проверить не представляется возможным, ведь населенный пункт после войны видоизменился.

Только по архивным документам Нине Константиновне удалось узнать, где располагался двухэтажный деревянный дом-усадьба семьи Шагала (деда и отца будущего художника) - между нынешними улицами Ленина и Гагарина за районным Домом культуры, магазин «Гастроном», владельцем которого был Елисей Шагал, - между современными кинотеатром «Свiтанак» и райисполкомом. Здесь же находились ряды, на которых бойко вели торговлю многочисленные родственники Марка Захаровича. Еще одна точка шагаловского маршрута - место, где размещалась парикмахерская, изображенная на знаменитой картине «Домик в местечке Лиозно», как раз на территории сада райисполкома, ближе к дороге. Сейчас, правда, лишь мемориальная доска, установленная на районном Доме культуры, да бюст близ военно-патриотического музея напоминают о том, что горпоселок связан с именем Шагала.

ЧТО говорили родные об увлечении живописью юного Марка? Не одобряли. Как-то раз дед наткнулся на его рисунок обнаженной женщины, и отвернулся, как будто это его не касалось. «Тогда я понял, что дедушка, так же, как моя морщинистая бабуля, и вообще все домашние, просто-напросто не принимал всерьез мое художество (какое же художество, если даже не похоже!) и куда выше ценил хорошее мясо», - пишет художник в автобиографии.

Творчество Шагала противоречиво и для современников. Однако неоспорим тот факт, что в работах есть свой, индивидуальный почерк. Заместитель директора Арт-центра в Витебске (здесь собрана богатая коллекция графики художника) Ирина Логунова особенности шагаловских полотен видит в мастерском владении цветом:

Он один из лучших колористов. Есть расхожее выражение: самые лучшие краски, которые он использовал, - это краски любви. Да, он любил своих героев, места, которые изображал. В этом весь Шагал. Не так просто воспринимать его живопись, потому что не находим в ней привычный образ человека и природы. Ближе нам реализм в чистом его виде - Исаак Левитан с его пейзажами, Иван Шишкин. А здесь вроде бы знакомые сюжеты, но положены они на нереальную, выдуманную канву. Поэтому, может, не каждому понятны его стиль, его видение мира.

Мастерское владение цветом художника подтверждает Геннадий Исаков, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. Однако академического начала, по словам Геннадия Петровича, Шагалу все же недоставало. Не мудрено, ведь учился он урывками - по нескольку месяцев. Может, не хватало усидчивости. И это в его картинах читается. Но не только поэтому художник многим непонятен. Да, несмотря на всяческие попытки загнать его в рамки одного художественного стиля - импрессионизма, постмодернизма, у него был свой стиль:



«Над городом».


- С одной стороны - реализм, (мы ведь узнаем людей, животных), но какой-то странный с точки зрения организации композиции. Летающие люди, извозчики, которые прогибаются, скрипачи сидят на крыше, муж, который будто вот-вот переломает супругу… Все это сложно понять. Но можно пытаться. Да, в мире много художников, и каждый выбирает сам, какое искусство ему ближе. Не нужно, как в том произведении, лукавить и не признавать, что король-то голый, и слепо, пользуясь данью моде, рукоплескать Шагалу. Но вот какая вещь - искусство и создано, чтобы приподнимать человека. Поэтому можно, по крайней мере, пытаться возвыситься.

В чем значимость Шагала? В его неуемной жажде искусства. Он стал единственным в мире художником, и это должно льстить землякам, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле. Это ли не мировое признание? Но не только в этом его заслуга. В 1919 году в Витебске Шагал открывает художественную школу, куда впоследствии приезжают даже московские живописцы. Затем и художественный музей. Его базу, кстати, использовал даже Малевич в работе со студентами. Отвечал Шагал и за художественное оформление города: по его эскизам делали декорации ко многим праздникам. Это три направления, отмечает Геннадий Петрович, стали самыми яркими в жизни Шагала витебского периода.

ВИТЕБСК и Лиозно видели в Берлине, Париже, Москве. На картинах Шагала. Не в этом ли значимость художника? Для себя определила шагаловскую уникальность - он сумел преподнести и показать красоту родного края иностранцам. Простой художник из небольшого по мировым меркам Витебска.

Или все-таки Лиозно?..

В ТЕМУ

В Национальном художественном музее открылась выставка «Марк Шагал: цвет любви», которая продлится до 12 сентября. Представленные на ней литографии были исполнены в 1950-1960 годы как иллюстрации к различным изданиям, но изданиям, посвященным самому Шагалу. Отсюда весь богатейший ряд сюжетных тем, который отличает творчество Шагала: пейзажи Витебска, Парижа, Сен-Поль-де-Ванса, влюбленные пары и мать и дитя, фантастические существа и символические животные, музыканты и, конечно, образ самого мастера. На выставке представлены одиннадцать цветных и одна черно-белая («Деревня») литографии из числа тех, что вошли в монографию «Шагал» известного французского художественного критика и историка искусства Жака Лассеня, с которым художника связывала многолетняя дружба.

СПРАВКА «СГ»

Празднования юбилея художника начались уже с января. Сначала открылась выставка, посвященная немецкому художнику Герману Штруку, у которого в 1922 году Шагал обучался искусству гравюры. Затем прошла презентация IV Шагаловского сборника. Накануне майских праздников в Арт-центре заработала выставка «130 лет - 130 шедевров. Ретроспектива творчества Марка Шагала из собрания музея». На днях преобразилась и витебская улица Покровская, на которой расположен Дом-музей Шагала. На заборах и фасадах появились поэтические и прозаические цитаты художника, которые, с одной стороны, служат арт-объектом, а с другой - заставляют взглянуть на Витебск по-новому в попытке понять истоки невероятной любви и тоски художника по малой родине.


День рождения.

Детство

6 июля 1887 года (24 июня по старому стилю) в Витебске, в простой еврейской семье родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем - гимназию, несмотря на то, что в царской России детям евреев запрещалось обучаться в светских школах. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.

Вот чуть-чуть о Юделе Моисеевиче Пэне . Российский и белорусский живописец, педагог, видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века. Это его автопортрет.

В своих картинах Юдель Пэн показал жизнь еврейской бедноты («Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат», «После забастовки»). После 1905 года в творчестве Пэна появляются религиозные мотивы — «Еврейский раввин », «Последняя суббота ». В 1920-х годах создает картины «Сапожник-комсомолец» (1925), «Сват» (1926), «Швея» (1927), «Пекарь» (1928).

Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года . Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством. Похоронен на Старо-Семеновском кладбище в Витебске.

Это портрет Марка Шагала, под которым стоит подпись " Ю. М. Пэн" 1914 г.

Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники - эта простая и трудная, но такая "основательная" жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.

Санкт-Петербург

В 1907 году, с 27 рублями в кармане, Мойша Сегал отправился в российскую столицу. Поскольку российская дискриминационная политика в отношении евреев в Санкт-Петербурге была гораздо жестче, молодой человек часто был вынужден прибегать к помощи со стороны влиятельных евреев. Кроме того, он был очень ограничен в средствах и жил бедно, порой на грани нищеты. Но все эти тяготы, конечно, имели мало значения для молодого художника, попавшего в водоворот художественной жизни столицы на стыке двух революций.

Общественные революционные настроения всегда воплощаются и в культурной жизни - выходят авангардистские журналы, служившие тогда своеобразными объединяющими центрами для новых идей, организуются новаторские выставки, открываются двери для знакомства с современным западным искусством: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом, итальянским футуризмом и многими другими течениями. Все это оказывает огромное впечатление на становление молодого художника.

Но, познавая и впитывая все новое, Мойша держится в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать свой собственный неповторимый стиль.

В его ранних работах уже очевиден поиск собственного изобразительного языка. Уже начинает появляться сказочность и метафоричность образов в жизненно-бытовых сюжетах: "Рождение", "Смерть", "Святое семейство".



Рождение (1910 г) Смерть (1908 г.)

Святое семейство (1909 г.)

За несколько лет жизни в Санкт-Петербурге он учился в частной школе Зайденберга, работал в редакции еврейского журнала "Восход", два года учился у Льва Бакста в школе Званцевой. По воспоминаниям Шагала, именно Бакст дал ему "прочувствовать дыхание Европы" и побудил ехать на учебу в Париж. Также Мойша посещал класс художника-новатора Мстислава Добужинского. Весной 1910 года состоялась первая выставка в редакции авангардистского журнала Апполон.

Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 1866 - 1924 г) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор , мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов С.П. Дягилева.

Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств , подрабатывая иллюстрацией книг.

На первой своей выставке в 1889 году принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение « Мир Искусства ». В 1898 г. совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Две наиболее известные картины Бакста.

Ужин Портрет Зинаиды Гиппиус

Летом 1909 года в Витебске Марк Шагал познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.
"... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа...". Марк Шагал, "Моя жизнь" .
Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.

Париж

В августе 1910 года Максим Винавер, депутат Государственной Думы 1905 года и меценат, предлагает художнику стипендию, дающую возможность отправится на учебу в Париж. По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Теперь он - Марк Шагал, на французский манер.
Первый год он снимает студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Шагал посещает различные классы в свободных художественных академиях, пишет ночами, а днем пропадает на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров: Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других. Прекрасно чувствуя цвет, он быстро осваивает и использует приемы фовизма. "Теперь ваши краски поют" , - говорит его петербургский наставник Бакст.

В 1911-м Шагал переезжает в "Улей", здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной Выставки 1889 года и ставшее своеобразным сквотом-артцентром и приютом для множества бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился со многими представителями парижской богемы - поэтами, художниками; здесь он осваивает приемы новых веяний - кубизма, футуризма, орфизма, как всегда, перекраивая их на свой лад; здесь делает первые действительные успехи: "Скрипач", "Посвяжение моей невесте", "Голгофа", "Вид Парижа из окна".

Скрипач. 1911 - 1914 гг.

"Посвящение моей невесте (Моей суженой)" 1911 г.


"Голгофа" 1912 г.


"Вид Парижа из окна" 1913 г.

Несмотря на полное, с головой погружение в парижскую художественную среду, он не забыл и родного Витебска. "Понюшка табаку", "Продавец скота", "Я и деревня" пронизаны ностальгией и любовью.

"Понюшка табаку" 1912 г.

"Продавец скота" 1912 г.

"Я и деревня" 1911 г.

Весной 1914-го года Шагал везет свои работы, несколько десятков холстов и около ста пятидесяти акварелей на выставки в Берлин. Несколько личных и совместных с другими художниками выставок проходят с большим успехом у публики. Затем он уезжает на побывку в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но начинается Первая Мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок.

Россия

Брат Беллы Яков Розенфельд содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место в Военно-Промышленном Комитете в Петрограде. Творчество Шагала в эти бурные годы очень многогранно: навещая родной Витебск, он погружается в ностальгию и с новой энергией и новым опытом берется за бытовые повседневные мотивы ("Окно в деревне").

Окно в деревне. 1915 г.

Но идет война, он видит раненых, видит людские горести и лишения и тоже изливает свои чувства на холст "Война" 1915 г.

Еще он видит как в военные годы обострились гонения на евреев и рождаются ряд очень религиозных работ.

"Красный еврей" 1915 г.


"Праздник Кущей (Суккот)" 1916 г.

Лирические холсты, созданные в эти годы, переполнены любовью к Белле. Также в это время Шагал начинает писать автобиографическую книгу "Моя жизнь".


"День рождения" 1915 г.

"Розовые любовники" 1916 г.

"Прогулка" 1917 год - 1918 год

"Белла в белом воротничке" 1917 год


9 августа 1918 года В Петрограде, на заседании, посвященном учреждению Министерства Искусств, Марку Шагалу предлагают пост заведующего изобразительным искусством, но он отказывается. Однако, при содействии Луначарского, соглашается на другое предложение: уполномоченный по делам искусств в Витебской губернии. К годовщине Октябрьской революции, как оказалось, отличный организатор, Шагал с огромным энтузиазмом разукрасил Витебск, "выводя искусство в массы". Также в это время публикуется его статья "Революция в искусстве". В полную силу под его руководством в Витебске работает Свободная академия, ставшая крупным творческим центром. В ней преподают многие известные художники, местные и приезжие. Но, однажды, вернувшись из Москвы Шагал обнаруживает, что Свободная Академия превращена в Академию Супрематизма. Это было первым итогом усиливавшегося недовольства со стороны новой власти.

В 1920-м Марк с Беллой и дочерью Идой, которая родилась у них в 1916 году, переезжает в Москву, где принимает активное участие в театральной жизни столицы - готовит эскизы декораций для спектаклей. Убежденный противник супрематического искусства, Шагал, в то же время, находясь в центре новых культурных веяний, значительно пересматривает собственную манеру письма, во многом сближаясь с новым, "революционным" стилем. Однако, партийная критика, которой также способствуют откровенность и бескомпромиссность художника, возрастает, хотя и не принимает пока открытых форм, все-таки Шагал - художник с мировым именем и с этим приходится считаться.

1 января 1921 года проходит премьера спектакля "Миниатюры" по мотивам пьес недавно скончавшегося известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Шагалу по этому случаю поручают оформление небольшого зала, в котором планируется представить постановку. Он выполняет роспись стен, потолка, занавеса девятью монументальными картинами, являющимися, по замыслу художника, призывом к культурному возрождению еврейского театра. "...Наконец-то я смогу развернуться и выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра ". Но его шаг остался непонятым, нападки и критика со стороны "подлинно революционных" художников и партии нарастали и уже через год Народный Комитет Просвещения направляет Шагала преподавать рисование в колонию для беспризорных. Непонимание и неприятие режимом вынуждают художника покинуть страну.

Франция

После отъезда Шагал, Белла и Ида в течение года живут в Берлине, ставшем пристанищем для эмигрантов из России и других стран. Сначала художник пытается получить деньги, причитающиеся ему за выставку 1914 года, но безуспешно - инфляция сделала свое дело. Все, что ему удается вернуть - это три картины и десяток акварелей.
Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предлагает художнику издать книгу "Моя жизнь" с авторскими иллюстрациями. Шагал принимает предложение и с головой погружается в освоение искусства гравюры. А в конце лета этого же года приходит письмо от его старого парижского друга: "Возвращайся, ты известен. Воллар ждет тебя."
Вернувшись в Париж, Шагал обнаруживает еще одну потерю: большинство картин, благодаря которым он теперь известен, оставленные в "Улье" восемь лет назад, утеряны. Он собирается с силами и тщательно, восстанавливая по памяти, рисункам и репродукциям, пишет заново часть работ первого парижского периода: "День рождения", "Я и деревня", "Над Витебском" и другие.

Амбруаз Воллар, страстный книголюб, коллекционер, издатель, после войны задумывает выпуск серии книг, иллюстрированных знаменитыми современными художниками и предлагает Шагалу сотрудничество. Шагал выбирает "Мертвые души" Гоголя и прекрасно справляется с заданием. Метафорично-фантастическая графика мастера как нельзя лучше отражает острую гоголевскую сатиру.

В Париже Шагал вновь сходится со старыми друзьями и заводит новых. Будучи очень общительным и веселым человеком, он легко находит общий язык со всеми, однако это не мешает ему по обыкновению оставаться в стороне от разнообразных течений и объединений. На предложение сюрреалистов присоединиться к ним, он отвечает отказом: "намеренно фантастическая живопись мне чужда". Уставы, манифесты и лозунги он обходит стороной, предпочитая чистую свободу творчества.
Известность принесла ему и свободу материальную - теперь он путешествует с семьей по Франции и странам Европы, обретая чувство умиротворенности и покоя после всего пережитого. Новые картины радостны, светлы и легки: "Деревенская жизнь", "Двойной портрет", "Ида у окна".

"Деревенская жизнь" 1925 год

Двойной портрет с бокалом вина

Надо сказать, что в этот период он создает не так много картин, поскольку большую часть времени и сил отдает иллюстрированию "Мертвых душ", "Басен" Лафонтена и Библии.

В 1931 году художник с семьей посещает Палестину, открывая для себя землю предков и ощутив вблизи центр своей веры. Эти несколько месяцев, проведенных на Святой Земле, по словам художника, произвели на него самое сильное впечатление за всю жизнь. Вернувшись в Париж, он приступает к новому проекту, иллюстрированию Библии, в котором, уже состоявшийся как художник и как человек, он обдумывает и осознает на офортах библейские символы и сюжеты.

За окном - конец 30-х. Из Германии уже отчетливо доносятся речи Гитлера и грохот нацистских сапог. Принимаются новые антисемитские законы, в Мюнхене проходит выставка "Дегенеративное искусство", на которой представлены и работы Шагала. Европа снова погружается во мрак войны. Благодаря помощи Чрезвычайного Комитета по спасению и американского консула в Марселе, Шагал с семьей и картинами отплывает на пароходе в США.

США

В Америке, принявшей множество эмигрантов из Европы, резко возрастает интерес к европейской культуре. В Нью-Йорке, ставшим своеобразным портом для беженцев, организуются выставки, объединенные общей темой "искусство в изгнании". Пьер Матисс, сын знаменитого художника, предоставляет Шагалу свою галерею для работы и выставок. Шагал работает в это время в основном над незавершенными картинами, привезенными из Старого Света.
Весной 1942 года Леонид Мясин, хореограф и бывший танцор "Русского балета", приглашает Шагала к участию в оформлении балета "Алеко". Художник выполнил задние декорации и четыре огромных красочных фона, воссоздающих сказочную атмосферу пушкинской поэмы. Шагалу также заказывают оформление спектакля "Жар-птица" Джорджа Баланчина, однако его декорации не понравились Игорю Стравинскому и предпочтение было отдано Пикассо. Но костюмы по эскизам Шагала, изготовлением которых занималась Ида, были приняты.

В августе 1944 года семья Шагалов с радостью узнает об освобождении Парижа. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Но буквально через несколько дней, 2 сентября Белла умирает от сепсиса в местной больнице. "Все покрылось тьмой". Художник совершенно оглушен настигшим горем и только спустя девять месяцев он берет в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: "Свадебные огни" и "Рядом с ней".

"Свадебные огни"1945 год

Он переезжает в маленький домик в городке Хай-Фоллз, где через некоторое время приступает к работе над иллюстрациями для "Тысячи и одной ночи". В результате получаются тринадцать чудесных сверкающих гравюр, своим красочным богатством прекрасно гармонирующих с арабскими сказками.

Франция

В 1945 году Ида, пригласила в помощь переводчицу с французского и дочь бывшего британского консула Вирджинию Макнилл-Хаггард. Вирждиния была почти вдвое младше художника, но внешне она чем-то напоминала Беллу. Шагал же не выносил одиночества. И между ними вспыхнул роман. В 1946 году у них родился сын Дэвид (Давид) Макнилл. Вирджиния прожила с Шагалом около 7 лет, переехала с ним в Париж, однако потом покинула художника вместе с сыном. Благодаря успеху в Соединенных Штатах, в том числе и финансовому, в 1948 году Шагалу наконец-то удается окончательно переехать в такую уже родную и дорогую сердцу Францию. К сожалению, друг и постоянный заказчик художника Воллар умирает в начале войны. Однако парижский издатель Терьяд выкупает наследие Воллара и издает наконец-то многолетние труды Шагала в сфере оформления книг. Благодаря этому в 1948 году выходят "Мертвые души" Гоголя, в 1952 - "Басни" Лафонтена, а в 1956 Библия на французском языке. Библейская тема постоянно будет сопровождать творчество художника и Шагал будет возвращаться к ней в течение позднего периода своей жизни. Помимо 105 офортов (1935-1939 и 1952-1956 годов) к изданию французской Библии он создаст еще множество картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы. Все это составит "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце Шагалом будет открыт своеобразный музей, а правительство Франции признает этот "храм" официальным национальным музеем.

В 1952 году художник знакомится с Валентиной Бродской, которая становится просто "Вавой" и официальной женой художника. Их брак оказывается счастливым, хотя Белла все равно остается музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествует, в том числе по Средиземноморью - Греции и Италии. Он восхищается средиземноморской культурой: фресками, работами иконописцев, все это вдохновляет художника на создание цветных литографий к произведению древнегреческого писателя Лонга "Дафинс и Хлоя" (1960-1962 года), а также на увлечение монументальными техниками фресок и витражей. С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он становится своеобразным "Андреем Рублевым" своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой "Четыре времени года" (1972).

"Роспись плафона для Парижской оперы"1963 год - 1964 год

В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - в Сен-Поль-де-Вансе. В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит СССР несколько своих работ. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора!

До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

Галерея картин Марка Шагала


Прогулка

Les Amoureux En Gris huile sur toile

Над городом


Я и деревня

Летящая повозка


Солдат

Солдаты

Продавец скота


Le Saint Cocher de fiacre

La Naissance

Dédié à ma fiancée

De la Lune, Le Village Russe

la marchande de pain


Le Songe

Le Peintre et les Fiancés

Небо Парижа

La Reine du Cirque

Царь Давид

Вечер у окна

La Madonne du village

Bonjour Paris

Aleko, Un champ de blé par un après-midi d"été


Le Village en Feu

Les Mariés de la tour Eiffel

L"Acrobate

Village russe


Les Amoureux

L"Ecuyère de Cirque

Juif à la Torah Gouache

la Maison bleue


Bella au col blanc

Autoportrait à la Palette

Mania en mangeant Kasher

Le Poète allongé

Le Juif en Rouge

День рождения


Le Violonniste

Художник.

"Наперекор всем трудностям нашего мира во мне сохранились часть той одухотворенной любви, в которой я был воспитан, и вера в человека, познавшего Любовь. В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству, Цвет Любви".

Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился 6 июля 1887 года в Витебске, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье.

Отец художника Хацкель (Захар) Мордух работал грузчиком в лавке торговца селедками. Человек он был глубоко религиозный, тихий и добрый. Мать Фейга Ита, дочь мясника из Лиозно, в отличие от мужа была женщиной словоохотливой, веселой и деятельной. Шагал в своем характере и творчестве объединил черты и отца и матери.

Марк Шагал - урождённый Мойше Шагал, или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В 1906 году Марк поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье.

В 1907 году Марк уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Николаем Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 году Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.

В 1910 году, уезжая в первый раз в Париж, он злится на отца:


- Послушай, у тебя взрослый сын, художник. Когда ты перестанешь надрываться как проклятый на своего хозяина? Видишь, не умер же я в Петербурге? Хватило мне на котлеты? Ну, так что со мной станет в Париже?


- Уйти с работы? - возмущался отец. - А кто будет меня кормить? Уж не ты ли? Как же, знаем.

Мама хваталась за сердце:


- Сынок, не забывай отца с матерью. Пиши почаще. Проси, что понадобится.

В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.

Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге. За те четыре года в Париже Шагал написал "Я и деревня" (1911), "Автопортрет с семью пальцами" (1912), "Скрипрач" (1912) и др. Часто в его картинах фигурировали неброские герои приятной наружности, с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора.

В 1911-13 гг. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине.

Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России. В 1914 году при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После ее открытия Шагал уехал в Витебск; в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 года.

В 1915 году Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал ее своей музой. Белла тоже стала частой героиней его картин, таких как "Двойной портрет со стаканом вина" (1917) и "День рождения" (1915-1923).

Мама Беллы была крайне недовольна выбором дочери: «Пропадешь ты с ним, доченька, пропадешь ни за грош. Художник! Куда это годится? Что скажут люди?»

Белла и Марк провели медовый месяц в деревенской райской тишине. «В полдень наша комната была похожа на великолепное панно - хоть сейчас в Париже выставляй». Потом вспыхнула Первая мировая. У Шагала отобрали паспорт и посадили писарем в какую-то военную контору.


«Немцы одержали первые победы. Удушающие газы достигали меня даже на службе, на Литейном проспекте. Живопись заглохла». Узнав о том, что где-то в центре идет погром, Шагал побежал туда. Он должен был видеть это своими глазами.


«Вдруг из-за угла прямо передо мной вырастают громилы - четверо или пятеро, вооруженные до зубов. - Жид? - Я колебался секунду, не больше. Ночь, откупиться нечем, отбиться или убежать не смогу. Моя смерть была бы бессмысленной. Я хотел жить…» Его отпустили. Не теряя времени, он побежал дальше в центр. И все увидел: как стреляют, как грабят, как сбрасывают людей в реку. «А потом, - пишет он, - на Россию надвинулись льды. Мадам Керенский бежал. Ленин произнес речь с балкона. Зияют дали. Огромные и пустые. Хлеба нет».


У них с Беллой родилась дочка, Идочка. Есть было нечего. Несколько лет они метались между Витебском, Петроградом и Москвой. У родителей жены отняли все. Тещу забрали. Мама умерла. Отца задавил грузовик. Последние кольца жена поменяла на кусочек масла.


Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Там было человек пятьдесят сирот. «Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. И вот их-то я учил рисованию. Как жадно они рисовали! Набрасывались на краски, как звери на мясо. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал! Товарищ Шагал!» Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».

Шагал поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).

В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, и активно включился в организацию новой культурной жизни России. В 1918 году Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников.

Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Эти разногласия переросли в открытый конфликт, и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов!» («Поздравляем!») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.

В 1921 году Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках В 1921-22 гг. принимал активное участие в художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 году в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).

В 1922 году Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 году; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт», март-июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).

В конце 1923 году Шагал поселился в Париже, где познакомился со многими авангардистскими поэтами и художниками — П. Элюаром, А. Мальро, М. Эрнстом, а также с А. Волларом, меценатом и издателем, который заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии.

Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 году отправился на Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль; во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Тогда же побывал в Египте. В 1924 году участвовал в альманахе «Халястре», издававшемся П. Маркишем.

В 1920-30-х гг. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и другие), а также изучал классическое искусство. В 1933 году в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В том же году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937-39 гг. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в июне 1941 года, на следующий день после нападения Германии на Советский Союз, по приглашению Музея современного искусства он переехал в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала. В 1942 году Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 году — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

В 1944 году скончалась жена Шагала Белла. Марк Шагал долго не мог заставить себя взять кисть в руки, все начатые работы в мастерской были поставлены лицом к стене. Только после года молчания, Шагал вновь возвращается к работе.

После окончания войны, в 1947 году Марк Шагал возвращается во Францию и поселяется на вилле “Холм” недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу Средиземного моря.

Мемуары Беллы «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 году. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 году, впервые после войны, в Париже; за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В 1948 году Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа. В 1952 году женился на Валентине Бродской. В 1948 году на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.

В 1951 году Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалиме, побывал также в Тель-Авиве и Хайфе. В 1977 году Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.

С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года — мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958-60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960-62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.

В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. С 1950-х гг. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.

Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально, но органично переосмысленных и образующих единое целое. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе. От своего первого учителя И. Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашел выражение и в особенностях его образного строя. В первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

В первые годы творчества местом действия его произведений является Витебск — улочка, площадь, дом («Мертвый», 1908, Центр Помпиду, Париж). В этот период в пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствуют черты гротеска. Они напоминают театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового; формат картин приближается к квадрату («Шаббат», 1910, Музей Людвига, Кельн).

Первый период пребывания в Париже (1910-14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями, из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние; в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала; они часто сочетаются с черным, иногда составляющим фон.

Последовавший затем «русский период» (1914-22) был временем обобщения накопленного опыта. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914-18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.

Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги своей жизни; он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой.

Почти до конца 1920-х гг. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923-27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926-30, опубликовано в 1952 году).

В эти годы Шагал продолжал заниматься живописью, писал много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923-26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

В 1931 году Шагал создал по заказу А. Воллара 39 гуашей — иллюстраций к Библии, в которых отчетливо видны изменения образного строя: Шагал отказался от реминисценций темы «штетла» (см. Местечко), его пейзажи монументальны, а образы патриархов вызывают в памяти портреты старцев Рембрандта.

В конце 1930-х гг. ощущение надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях» («Белое распятие», 1938, Институт искусства, Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи). Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора); ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам.

В позднем творчестве Шагала преобладает религиозная тематика. Выполненные в 1950-60-х гг. 17 больших полотен, вошедших в цикл «Библейские образы», отчасти основывались на более ранних работах Шагала («Рай», «Авраам и три ангела», «Песнь Песней», все — Музей «Библейские образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кельн).

Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета, использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.

Живопись Шагала 1970-80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника в прошлое — к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе — галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели — размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража.

В 1964 году Шагал разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления Paris Opera, а через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera. В 1967 году он участвовал как художник в постановке "Волшебной флейты" Моцарта в Мetropolitan Opera. В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977 году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника.

На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, в начале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории — например, поэма «Памяти еврейских художников — жертв Катастрофы». Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала — в переводах с идиш и написанных по-русски — опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма», М., 1989).

Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства.

Шагал прожил долгую жизнь: почти сто лет. Он был свидетелем страшных событий, но безумства XX века не помешали художнику воспринимать мир со светлой грустью подлинного мудреца.

Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере.


Он сказал о себе: «Я жизнь прожил жизнь в предощущенье чуда»

Лишь та страна моя - что в сердце у меня.
В которую как свой, без всяких виз и видов,
Вхожу. Моя печаль и горечь ей видна.
Она, моя страна, меня уложит спать,
Она меня укроет благоуханным камнем.
Я думаю, сейчас пойди я даже вспять -
Я все равно уйду вперед, Туда,
К высотным, горным Вратам.


Шагал - один из немногих художников, которые сформировали целую эпоху в искусстве. Трудно назвать человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом великом человеке с невероятным воображением и уникальным видением своего места в живописи. До сих пор Шагал - это уникальное явление, хотя бы приблизиться к уровню которого не удалось еще никому.

Родился будущий признанный лидер авангардизма на окраине Витебска, бывшего одним из небольших местечек Российской губернии, в 1887 году. Это было время массового гонения на инородцев и страшнейших еврейских погромов, что вызывало массовую эмиграцию еврейского населения в другие страны, с более лояльным отношением к представителям иудейского вероисповедания. Но для маленького Мовше все это было впереди. Он получил традиционное для еврейских детей образование, изучив Тору, Талмуд и освоив древнееврейский язык. После окончания четырех классов училища Шагал проходил обучение искусству живописи в Витебске в школе Юделя Пэна.

Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург - тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.

В 1911 году начинается полоса жизни художника, во время которой его постоянно бросало из одного города и страны в другую. Сменив свое еврейское имя Мовше Хацкелевич на более европейское по звучанию Марк Захарович, он уезжает по стипендии учиться в , вернувшись в 1914 домой в Витебск и как раз попав на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца. По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу.

В 1920 году он переезжает в начинает работать над оформлением театральных представлений, а в 1922 году едет в Литву на собственную выставку вместе со своей семьей. Тогда и начинается путешествие Шагала на Запад. Он перебирается в , а затем во , где в 1937 году получил гражданство. Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой.

С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США.

Марк Захарович Шагал прожил большую жизнь и оставил значительный след в искусстве авангарда. Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»