Племя чероки. О духовности чероки

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

О взаимоотношениях англосаксов и индейцев на территории США в начале XIX века. Поначалу статья произвела впечатление тенденциозной, однако при проверке изложенных в ней сведений все сведения подтвердились и обнаружилось кое-что еще более неожиданное (по крайней мере, для меня).

Вот, например, что пишет википедия про индейцев чероки :
----------
К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство.
...
В 1825-1826 годах вождь племени чероки - Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.
....
Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов, создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.
По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента называемого по традиции «Великим вождем».
----------

Вот так выглядел Секвойя - духовный лидер народа чероки в 1830-х годах, нечто вроде Кирилла, Мефодия, Гуттенберга и Махатмы Ганди в одном лице. Интересно, что не он получил имя в честь огромного дерева, а наоборот, дерево секвойя названо открывшим его ботаником Штефаном Эндлихером в честь гениального индейца.

А вот так выглядела газета "Чероки Феникс" (кликабельно):

Обратите внимание, что газета двуязычна, каждая статья присутствует в ней в двух экземплярах: на английском языке и на языке чероки. National Committee и Council, постоянно упоминаемые в текстах статей - основные органы власти государства чероки, а материал данной газетной полосы содержит перечень законов, принятых этими органами в ноябре 1825 года. В этот перечень входит, например, закон о том, какой высоты должен быть забор, чтобы проникновение на огороженную территорию считалось противозаконным. Или разъяснение, что в связи с реорганизацией легкой кавалерии, обязанности, возложенные на эти подразделения, не отменяются, а должны по-прежнему выполняться соответствующими офицерами.

Каждый закон подписан двумя высшими лицами государства чероки - президентом Гувисгуви, также известным как Джон Росс (большинство его портретов сделаны после 1860 года, там он гораздо старше):

и спикером парламента Ганундалеги, более известным среди англосаксов как майор Ридж:

Pathkiller, упоминаемый в конце каждой статьи - великий вождь Нуннехидини, старый и больной, примерно как Ельцин в 1999 году, но формально сохраняющий высший пост в государстве чероки и визирующий все законы и распоряжения.

Вот такое государство уничтожили англосаксы в 19 веке.

В котором «белая» группа более старших людей представляла семь кланов. По словам Пэйна, эти люди несли ответственность за религиозную деятельность , как, например, исцеление, очищение и молитвы , а места в этой группе передавались по наследству. Другая группа людей помоложе, называемая «красной», несла ответственность за военную деятельность. Военная деятельность называлась «грязной», и поэтому после битвы её участники для возвращения к обычной жизни должны были пройти очищение у представителей «белой» группы. Эта иерархия исчезла задолго до XVIII века. Причины её исчезновения обсуждались: предполагалось, что иерархия исчезла после восстания чероки против священников, известных как Ani-kutani (англ.) русск. (чероки - ᎠᏂᎫᏔᏂ, Ani- - приставка, означающая группу людей; значение части -kutani неизвестно), которые начали совершать преступления .

Другой важный источник знаний о ранней культуре чероки - материалы, написанные в XIX веке лекарями, называемыми didanvwisgi (чероки - ᏗᏓᏅᏫᏍᎩ). Материалы были написаны в 1820-х годах - после создания Секвойей слоговой азбуки для языка. Первоначально, только didanvwisgi использовали эти материалы, потому что они (материалы), как считалось, обладали необычайной силой . Позже записи были широко использованы другими представителями племени чероки.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи . После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII - начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремёслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В 1825-1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки из 85 знаков, созданную им в 1821 году, которая используется для записи языка чероки до сих пор. В 1828 году он начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки. Богатые индейцы владели плантациями и сотнями чернокожих рабов; вели аристократический образ жизни.

В начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов федеральное правительство США решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи . Во время принудительной депортации в 1838-1839 годах, получившей название «Дорога слёз », погибло около 4 тысяч индейцев.

После депортации чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, и почти все учителя были чероки. В целом, «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

Ещё до депортации по примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «верховным вождём». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тыс. граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В 1889 году разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 году открыта для иммиграции ещё другая часть.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами . Впоследствии эта гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящее время классификации, язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалаги (ᏣᎳᎩ, «настоящие люди»), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee («живущие в горах»), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто - народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи .

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon («живущие в стране пещер»).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрёл статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Численность

Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину, и в начале XIX века численность чероки, согласно переписи, не превышала 16 тыс. человек. Последующая насильственная депортация племени на индейские территории в Оклахоме уменьшила численность народа почти на четверть. Гражданская война в США , в которой племя чероки раскололось на противоборствующие фракции, вновь уменьшила численность народа.

Перепись 1990 года выявила 308 132 чероки, из них чистокровных - 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине . По данным переписи 2000 года, численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо , составляла 729 533 человек .

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек, и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

См. также

Примечания

  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. «Unrecognized Cherokee claims cause problems for nation.» Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)
  • 27.04.2018 : 4601 :

    В индейских легендах есть рассказы про странных луноглазых людей (Moon-Eyed People) с бледной кожей, которые будто бы построили некоторые одни из самых древних сооружений в Америке.

    Легенды о луноглазых людях ходят среди племен чероки , которые являются одними из древнейших индейских обществ. На момент прибытия европейцев в 16 веке, чероки населяли территории штатов Алабама, Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Южная Каролина, Теннесси и Вирджинии на юго-востоке Соединенных Штатов.

    Само происхождение племени чероки всегда было острым вопросом среди ученых. По одной из гипотез язык чероки относится к группе языков ирокезов и чероки прибыли к Южным Аппалачам из северных районов, где обитали другие племена ирокезов. По другой гипотезе чероки жили на своей территории тысячи лет.

    Чероки с самого начала имели особые контакты с белыми переселенцами и они были в числе "пяти цивилизованных племен" вместе с чикасо, чокто, крики и семинолами, которые еще в начале 19 века приняли многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

    Они также рассматривались особо из-за своих загадочных легенд про бледнокожий и луноглазый народ, который будто бы когда-то обитал в Аппалачах и был изгнан чероки со своих земель.

    В 1797 в своей книге американский ботаник, врач и естествоиспытатель Бенджамин Смит Бартон описывал легенды чероки и предполагал, что луноглазые были названы луноглазыми из-за того, что их глаза были плохо приспособлены к дневному свету, зато они хорошо ориентировались в темноте. Кроме того у них были и другие отличия от индейских народов.

    Эти необычные статуи из Аппалачей вероятно изображают луноглазых людей

    Бартон приводит слова некоего полковника Леонарда Марбери, который говорил, что когда чероки прибыли на земли луноглазых, они обнаружили там людей, которые почти не могли видеть в дневное время. Воспользовавшись этим, чероки быстро победили луноглазых и прогнали их прочь.

    Помимо легенд о дневной слепоте луноглазых, рассказывалось про их очень бледную кожу и о том, что они прибыли сюда в древние времена и создали многие сооружения доколумбовой эпохи, от которых сейчас остались лишь руины. После нападения чероки, луноглазые ушли куда-то на запад и пропали.

    Еще одна книга, написанная этнографом Джеймсом Муни в 1902 году, описывает "нечеткие, но стойкие легенды и традиции" о таинственных древних людях, которые предшествовали культуре чероки в Аппалачах.

    Предполагается, что в национальном парке Форт-Маунтин (штат Джорджия) находится то, что когда-то были построено луноглазыми и от чего сейчас осталась лишь кучка камней, растянувшаяся на 270 метров. Но изначально это вероятно была большая каменная стена. Среди камней еще можно разглядеть вырубленные ступени.

    С луноглазыми некоторые исследователи связывают и самый крупный индейский "мегаполис"- Кахокию , называя их ее основателями. Сейчас от Кахокии осталась лишь группа из 109 курганов, расположенная у города Коллинсвилль в штате Иллинойс на берегу Миссисипи.

    1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

    2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

    3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

    4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

    5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

    6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

    7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

    8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

    9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

    10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

    11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

    12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

    13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

    14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

    15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

    16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

    17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

    18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

    19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

    20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

    21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

    22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

    23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

    Открытие Америки европейцами положило начало жесточайшим войнам и попыткам порабощения местных племен. Аборигенов изгоняли из коренных мест обитания, считали людьми второго сорта, загоняли в резервации, убивали и продавали в рабство. Не многие индейские народности сумели пережить гонения, лишения и открытый геноцид, сохранив при этом свою самобытность, традиции, культуру и национальную идентичность. Среди этих немногих наиболее многочисленными являются племена индейцев чероки и навахо.
    Сегодня мы расскажем подробнее о людях народности чероки. Как они адаптированы в современном мире, чем занимаются, с какими трудностями им приходится бороться и чего им удалось достигнуть.

    Как живут индейцы чероки сейчас
    Историческим местом обитания чероки были Аппалачи. Поэтому основная часть представителей этого народа до сих пор проживает в штатах Теннеси, Северная Каролина и Оклахома.
    В настоящее время численность чероки составляет около 300 тыс. человек. Из них чистокровными являются только 15 тыс. Всего же потомков чероки, включая метисов и самбо, насчитывается около 730 тысяч.
    Сами чероки именуют себя «тсалага», что означает «честные люди». Однако этимология слова, скорее всего, восходит к «чалаке» — «живущие в горах», как их называли соседи из племени чокто.

    Чероки – народ родственный ирокезам. Их язык – единственный ещё употребляемый из южноирокезских языков. В нём используется слоговое письмо из 85-ти знаков, которое изобрёл в 1826 году вождь чероки по имени Секвойя.
    Сейчас немногие чероки умеют говорить на родном языке, но другие составляющие своей культуры они хранят очень трепетно.
    Крупнейшая резервация индейцев этого племени находится на территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис, расположенного в Аппалачах. Её административным центром является город Чероке. Все вывески и указатели в нём написаны на языке чероки и продублированы на английском. Сама резервация больше похожа на деревню. Основным доходом её местных жителей является сфера туризма.
    С 1995 года чероки владеют шестью игорными домами, доходы от которых освобождены от налогов и составляют значительную часть бюджета племени.

    Чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, это и помогло им приспособиться к новым условиям и выжить в соседстве с завоевателями. Помимо собственной письменности, в первой половине 19 века они утвердили свою конституцию и свод законов, выборное правительство и президента. Тогда же они создали сеть бесплатных школ с учителями чероки.
    В 1999 году чероки приняли новую конституцию. Также у них появилась возможность реализовать своё право иметь представителя в Конгрессе США.
    Чероки продолжают хранить традиции предков и обучать молодёжь родному языку.
    Что касается религии, то большинство чероки приняли христианство в результате активной работы миссионеров в прошлом. Однако в последнее время они всё больше интересуются исламом.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»