Перед своим подвигом александр матросов просто сказал. Александр матросов - биография, информация, личная жизнь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Александр Матросов в годы Второй мировой войны закрыл своим телом вражеский дзот, ценой собственной жизни спасая товарищей и дав возможность своему подразделению захватить стратегически важный плацдарм. Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. А. М. Матросова посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. 8 сентября 1943 года приказом наркома обороны СССР его имя было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навечно зачислен в списки 1-й роты.


Как и любая легенда, биография Александра Матросова имеет две версии: официальную и настоящую. Сначала вспомним первую из них. Александр Матвеевич Матросов родился в Днепропетровске. Отец его работал литейщиком на заводе. Позже биографию Саши «дополнили» тем, что отец был коммунистом, погибшим от кулацкой пули. Мать умерла, родственников у мальчишки не было. Он оказался на улице. Попал в детский приют где-то в Украине, потом оказался в России, в Ивановском детском доме. Позднее – в детской трудовой колонии в Уфе. В РККА призван в сентябре 1942 года, в октябре направлен в Краснохолмское пехотное училище. Вскоре курсантов отправили на Калининский фронт. В действующей армии Матросов находился с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. И. В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии). Сначала бригада находилась в резерве, а затем ее перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. 22 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт врага в районе деревни Чернушки и к 25-летнему юбилею создания Красной Армии любой ценой завладеть им. Солдаты сразу попали под сильный огонь трех немецких пулеметов в дзотах. Два из них подавили штурмовые группы, но третий дзот продолжал обстреливать лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда Матросов сам вызвался обезвредить огневую точку: подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал, но когда бойцы поднялись в атаку, снова ожил. Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. После атаки товарищи подобрали его: он лежал метрах в шести от горящего дзота, гранат не было, автоматный карабин – пуст. Боевая задача подразделения была выполнена. Несколько дней спустя имя Матросова стало известным всей стране: его подвиг был использован случайным журналистом для патриотической статьи. Командир полка узнал о подвиге из газет. Идя в бой, Матросов передал связному письмо, адресованное Лиде Кургановой, девушке, с которой он познакомился перед уходом на фронт: «Если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как наш генерал: в бою и лицом на запад». Его желание сбылось.

Однако в этой истории слишком много неточностей. Несколько несовпадений по датам и событиям заставляют задуматься о реальной картине. Во-первых, история об А. Матросове пронизана героикой повествования и добровольностью самопожертвования. Но тот, кто хоть один день служил в армии, знает, что любая добровольность выполняется только по приказу. Во-вторых, с местом прохождения службы и датой ее начала официальные историки напутали. Только в январе Александр Матросов попал в 91-ю Тихоокеанскую комсомольскую морскую бригаду 6-го добровольческого стрелкового корпуса имени И. В. Сталина. А с датой гибели перестарались уже фронтовые корреспонденты: погиб он 27 февраля, а написали 23-го. Зачем поменяли даты, объяснять, наверное, не надо даже тем, кто спал на уроках истории. Просто к 23 февраля Сталину во что бы то ни стало понадобился героический поступок. А тут – сирота с русской фамилией, что было немаловажным в годы войны. Матросов был далеко не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, однако именно его имя было использовано пропагандой для прославления героизма советских солдат. Тем более, что он подходил по всем параметрам: 19-летний комсомолец, симпатичный, боец, презревший смерть, настоящий кумир для последующих поколений.

Кем же был в действительности человек, более 60 лет назад закрывший собой вражеский дзот? Однозначного ответа, похоже, не существует. В годы «холодной войны» западногерманский журнал «Штерн» доказывал, что этот подвиг – фальсификация. Свои предположения высказали и наши соотечественники – один сначала превратил Матросова в «бродягу», затем – в «уркагана, лодыря, грубияна, дармоеда». Другой испачкал жизнь героя грязью. Есть также мнение, что никакого Матросова вообще не было.

Однако существуют иные, более достойные внимания версии. По одной из них отцом будущего героя был Матвей Матросов, зажиточный крестьянин, раскулаченный и высланный на поселение в казахские степи. «Сын за отца не отвечает», – любили повторять тогда фразу «вождя и учителя». И мальчик оказался в Ивановском детдоме, где не задержался. В возрасте двенадцати лет «беспризорный крестьянский сын А. М. Матросов», «зайцем» приехавший по железной дороге в Уфу, был отловлен милицией и помещен в детскую трудовую колонию. Позже он стал помощником воспитателя, вступил в комсомол. Однако за роман с одной из старших воспитанниц Александр был исключен из ВЛКСМ и уволен с педагогической работы. Он пошел работать на завод, а в восемнадцать лет добровольцем вступил в Красную Армию. В учебном полку прекрасно зарекомендовал себя, был восстановлен в комсомоле, в октябре 1942 года направлен на обучение в Краснохолмское пехотное училище. 7 ноября в бессмысленной атаке позиций противника, приуроченной к «годовщине Великого Октября», молодой боец был ранен, вышел из боя сам и вытащил на себе тяжело раненного товарища. Наградой стала медаль «За боевые заслуги». Из медсанбата он попросту сбежал, как только позволили раны. Командование полка влепило солдату выговор… и зачислило в разведроту. Накануне гибели Матросова представили к ордену «Красной Звезды», получить который он не успел. Его увенчала награда высшая – посмертно…

Версий множество, и среди них выделяется еще одна, весьма интересная. Выдвинули ее историки Башкирии. Почему именно они? Просто для башкирского народа и маленькой деревушки Кунакбаево Учалинского района официальное признание, что Александра Матросова звали Шакирьяном Мухамедьяновым, действительно важно. Значимость его подвига от этого не уменьшится. Зато следом за Салаватом Юлаевым он станет вторым национальным батыром Башкирии. Предполагают, что тот, кого позже назовут Матросовым, родился в семье Юнуса и Муслимы Юсуповых в 1924 году. В книге актов о рождении он зарегистрирован как Мухамедьянов Шакирьян Юнусович (по имени деда). Когда мать умерла, мальчику было не больше семи лет. Жили очень бедно, и нередко Юнус, взяв за руку сына, шел по дворам попрошайничать. Шакирьян плохо знал родной язык -- отец больше говорил на русском, потому что ходить побираться так было удобнее. С появлением у Юнуса третьей жены Шакирьян ушел из дома. Куда он потом делся, сказать сложно: бумаги всех детских домоа Башкирской АССР начала 1930-х годов не сохранились. Не исключено, что он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс Ульяновской области. Там и появились его первые следы как Сашки Матросова. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них гласил: если ты не русский, тебя всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии, подростки старались изменить свои родные фамилии и имена на русские. Позже в Ивановской режимной колонии Сашка рассказывал, как назвал своим родным городом Днепропетровск, хотя ни разу там не был. В колонии у него было несколько кличек. Одна из них – Шурик-Шакирьян (видимо, кто-то знал его настоящее имя). Вторая – Башкир. После окончания школы в 1939 году Матросова отправили в Куйбышев на вагоноремонтный завод, откуда он сбежал. Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. Он окончательно обрусел и называл себя Александром Матросовым – никто не спрашивал почему. В Куйбышеве его забрали в милицию, обвинив «в нарушении паспортного режима». Снова следы Матросова всплыли осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из документов, народный суд Фрунзенского района осудил его по статье 192-й УК РСФСР на два года лишения свободы. Он был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Матросов сидел в трудовой колонии в старой Уфе. В конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. Там Матросова приняли в комсомол.

Жизнь этого человека оплетена ложью. Подвиг приурочили к 25-й годовщине Красной Армии, а Александр был бойцом элитного 6-го добровольческого стрелкового корпуса им. Сталина – эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании государственного мифа. Десятилетиями никто не задумывался, что описанные события противоречили законам природы. Сейчас теоретически и практически доказано, что подвиг в том виде, в каком его представила пресса, состояться не мог. Ведь закрыть своим телом пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело. Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы физики, но способен на некоторое время заставить забыть о них. Как же в действительности развивались события? Рассмотрим наиболее достоверные версии происшедшего.

Как писала фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу перед дзотом. Вероятно, он смог взобраться на крышу огневой точки и попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за это время преодолели простреливаемое пространство. Тело также могло упасть таким образом, что закрыло немцам сектор обстрела. Подвиг солдат действительно совершил, но на амбразуру не бросался: такой способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.

Обстоятельства могли быть и несколько иными. Амбразура дзота представляет собой не окошко, из которого торчит ствол пулемета (в таком случае он был бы легко уязвим для осколков и пуль), а глубокую воронкообразную бойницу, уходящую в глубь толстых стен укрытия. Пулемет находится в камере и ведет огонь через отверстие воронки, расширяющей наружу сектор его обстрела. Бросаясь в амбразуру дзота (а не «на амбразуру»), разведчик как бы превращался в пробку. В принципе, его тело можно было вытолкнуть длинным шестом, имеющимся в хозяйстве гарнизона, но на это требовалось некоторое время. Следовательно, подвиг нашего героя не был актом отчаяния или следствием слепого порыва – в последние мгновения жизни он сумел оценить обстановку и принять единственно возможное решение.

Существует еще один вариант. Когда бросить гранаты в амбразуру дзота не удалось (они разорвались рядом, не причинив вреда), Матросов подобрался поближе и попал в «мертвую зону». Израсходовав боекомплект, он оказался в трудной ситуации: отползти не мог (попал бы под перекрестный огонь), а немцы могли взять его в плен. Поэтому он подобрался к амбразуре и бросился не на нее саму, а на ствол пулемета сверху. Навалившись всем телом, солдат вдавливает его в землю, не давая фашистам вести огонь. Дальше возможны два варианта событий: первый – немцы втаскивают через амбразуру Матросова внутрь, расстреливают и выносят труп наружу, второй – расстреливают его прямо через проем и сбрасывают тело с амбразуры. Сам эпизод борьбы и освобождения пулемета занимает некоторое время, так необходимое нашим бойцам.

Кем был этот человек, каково его настоящее имя, мы, видимо, не узнаем уже никогда. Да и так ли это важно? Ведь независимо от того, был он русским или башкиром, сыном коммуниста или раскулаченного крестьянина, прежде всего он был и остается героем – вопреки мнению скептиков.

Все версии о тайне личности Матросова подтверждены документами. Но поскольку в нашем государстве всегда любили наглядность и патетику, некоторые из них абсурдны, вызывают недоумение и вполне законную иронию: два музея предъявили в качестве экспоната подлинник комсомольского билета героя. Только на одном было написано: «Лег на огневую точку противника», на другом – «на боевую».


C детского сада все знакомы с легендой об Александре Матросове -
легендой о том, как храбрый советский парень грудью бросился на
амбразуру дзота (деревянно-земляная огневая точка), чем заставил
замолчать пулемет, и обеспечил успех своего подразделения. Но все мы
растем, появляются опыт и знания. И начинают появляться потайные мысли:
зачем бросаться на амбразуру дзота, если есть авиация, танки,
артиллерия. Да и что может остаться от человека, попавшего под
прицельный огонь пулемета, кроме фарша для мясорубки?


Миф или реальность?


Рядовой Александр Матросов совершил свой подвиг 23 февраля 1943 года в
бою близ деревни Чернушки под Великими Луками. Посмертно Александру
Матвеевичу Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Подвиг был совершен в день 25-й годовщины Красной Армии, а Матросов был
бойцом элитного Шестого добровольческого стрелкового корпуса имени
Сталина, — эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании
государственного мифа. Вопреки распространенному мнению, Матросов не был
бойцом штрафного батальона. Подобные слухи возникли, потому что он был
воспитанником детской колонии для малолетних в Уфе, а в начале войны
работал там же воспитателем.


В первом донесении о подвиге Матросова сообщалось: "В бою за деревню
Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический
поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил
продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление
продолжается". Этот рассказ с небольшими изменениями воспроизводился и
во всех последующих публикациях.


На протяжении десятилетий никто не задумывался, что подвиг Александра
Матросова противоречил законам природы. Ведь закрыть своим телом
пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в
руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор
сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело.



Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы
физики, но он способен на некоторое время заставить народ забыть об этих
законах. На протяжении Великой Отечественной войны свыше 400
красноармейцев совершили тот же подвиг, что и Александр Матросов, причем
некоторые — раньше его.


Нескольким "матросовцам" повезло — они остались в живых. Будучи
ранеными, эти бойцы забрасывали неприятельские дзоты гранатами. Можно
сказать, проходило своеобразное соревнование частей и соединений, каждое
из которых считало за честь иметь своего Матросова. Благо, что записать
человека в матросовы было очень несложно. Для этого годился любой
командир или красноармеец, погибший поблизости от неприятельского дзота.



В действительности события развивались не так, как сообщалось в
газетных и журнальных публикациях. Как писала по горячим следам
фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу
перед дзотом. На самом деле все происходило следующим образом:


Матросов смог взобраться на дзот (очевидцы видели его на крыше
дзота), и он попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через
вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить
отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за
это время преодолели простреливаемое пространство. Немецкие пулеметчики
вынуждены были спасаться бегством. Подвиг Александр Матросов
действительно совершил, ценой жизни обеспечив успех атаки своего
подразделения. Но грудью на амбразуру Александр не бросался — такой
способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.


Однако для пропагандистского мифа эпический образ бойца, презревшего
смерть и грудью бросившегося на пулемет, был необходим. Красноармейцев
побуждали идти в лобовые атаки на неприятельские пулеметы, которые даже
не пытались подавить в ходе артподготовки. Примером Матросова
оправдывалась бессмысленная гибель людей.


Александр Матросов — кто он?


Но и это ещё не все. Оказывается никакого "Матросова" не было и в помине.



Памятник Александру Матросову на месте его упокоения в Великих Луках.

Юнус Юсупов, несмотря на свою инвалидность (он воевал еще в Гражданскую и
вернулся оттуда без ступни), всегда отличался бойкостью, поэтому никого
не удивил факт, что он женился на одной из кунакбаевских красавиц по
имени Муслима, которая была гораздо его моложе. В 1924 году у них
родился сын, которого нарекли Шакирьяном. А в книге актов о рождении
(таков был порядок) записали по имени деда — Мухамедьянов Шакирьян
Юнусович. Шакирьян получился бойким и проворным малым — в отца, и мать
частенько повторяла: "Вырастет молодцом. Либо, напротив, будет
вором...". Несмотря на то что из-за крайней бедности их сын всегда хуже
остальных был одет, он никогда не унывал. Плавал лучше всех; а когда с
пацанами, чтобы узнать, кто сколько раз женится, пускали по воде гладкие
камушки, у него всегда выходило больше всех "невест".


Он мастерски играл в бабки, здорово бренчал на балалайке. Когда мать
умерла, Шакирьяну было не больше шести-семи лет. Точные данные
установить невозможно, поскольку ни в Кунакбаевском сельсовете, ни в
Учалинском районном отделе Загса не сохранилась большая часть
документов: они были уничтожены пожаром. Спустя какое-то время отец
привел в дом другую жену, у которой был свой сын. Жили по-прежнему очень
бедно, и нередко Юнус, взяв за руку родного сына, ковылял по дворам:
попрошайничали. Тем и кормились. Шакирьян плохо знал родной язык, потому
что отец больше говорил на русском. Да и ходить побираться так было
удобнее.


У Юнуса тем временем появилась уже третья жена, и Шакирьян ушел из
дома. Время было тяжелое, голодное, мальчишка, возможно, сам решился на
это. Имеются, правда, сомнения: мол, похлопотала мачеха, чтобы
избавиться от лишнего рта в семье.


Куда потом делся Шакирьян, сказать сложно: бумаги всех детских домов
Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но не исключено, что
он попал в детский приемник распределитель по линии НКВД, откуда его
направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там,
говорят, и появились его "первые следы", и там он уже был Сашкой
Матросовым. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них
гласил: если ты не русский, а национал, тебе никогда не поверят и
всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии,
подростки, особенно пацаны, всячески старались изменить свои родные
фамилии и имена на русские.


Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом
откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом
город, в котором ни разу не был. Это несколько приоткрывает завесу,
откуда во всех справочниках и энциклопедиях появился город
Днепропетровск как место рождения Александра Матросова.


В Ивановской колонии у него было несколько кличек: Шурик-Шакирьян —
кто-то, по-видимому, знал его настоящее имя, Шурик-Матрогон — он любил
носить бескозырку и матросскую форму, и Шурик-машинист — это было
связано с тем, что он много путешествовал, и именно его посылали на
вокзалы ловить сбежавших колонистов. Еще Сашку дразнили "башкиром". Еще
вспоминают, что он здорово выбивал чечетку и умел играть на гитаре.


В Ивановский режимный детдом Саша Матросов был доставлен 7 февраля
1938 года. С первых дней ему там что-то не понравилось, и он сбежал
обратно в Ульяновский детский приемник. Через три дня его все же вернули
назад.


После окончания школы в детском доме в 1939 году Матросова отправили в
Куйбышев на вагоноремонтный завод. А там — гарь, дым... Это было не по
Сашке, и спустя какое-то время он ушел оттуда по-английски. Не
попрощавшись.


Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. К
тому времени он окончательно обрусел и всем представлялся Александром
Матросовым. Его никто особо не переспрашивал "почему" — было не принято
задавать много вопросов. Сашка поправился, был аккуратно одет: на голове
— бескозырка, под рубашкой виднелась тельняшка.



Памятная стела на месте подвига Александра Матросова у деревни Чернушки (Локнянский район, Псковская область).


Еще будучи в Куйбышеве, его вместе с другом забрали в милицию,
обвинив "в нарушении паспортного режима". Снова следы Матросова всплыли
осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из сохранившихся до наших дней
документов, народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8
октября по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов
был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде
из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Забегая вперед,
скажу, что лишь 5 мая 1967 года Судебная коллегия Верховного суда смогла

КАК БАШКИРСКИЙ БЕСПРИЗОРНИК ШАКИРЬЯН МУХАМЕДЬЯНОВ СТАЛ ГЕРОЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАТРОСОВЫМ

27 февраля 1943 совершил свой подвиг Александр Матросов. Долгие годы официальные идеологи замалчивали настоящее имя и происхождение героя. Чем они их так не устраивали, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Идеология любой империи всегда нуждалась в мифах, для которых подлинность фамилий или точность дат - дело десятое. Имя одного из таких героев - Александр Матросов, автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. Каноническая легенда на этот счет гласит: 23 февраля 1943 года под-

Разделение, где служил боец, получило задачу атаковать опорный пункт противника в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области.

Путь ему преградили три вражеских дзота. Первый подавила штурмовая группа автоматчиков. Второй дзот был уничтожен бронебойщиками. Но пулемет из третьего продолжал обстреливать лощину, и атака захлебнулась. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Обстрел прекратился. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов бросился к амбразуре, закрыв ее своим телом.

Ну а дальше реальная история начала обрастать удивительными и не совсем достоверными подробностями. Начнем с того, что путаница произошла с датой подвига. В некоторых официальных изданиях говорится, что Матросов (будем пока называть его так. - Прим. ред.) погиб 23 февраля. Однако в краеведческом музее уточняют: реальная дата подвига - 27 февраля. Откуда взялась разница в четыре дня?

Оказывается, к части был прикомандирован корреспондент одной из дивизионных газет (первой о подвиге А. Матросова рассказала газета Калининского фронта «За Родину!», автором публикации был И. Шкадаревич. - Прим. ред.). Подробно описав случившееся, он перепутал (?) дату события. Сразу стал очевиден новый смысл происшедшего: подвиг, цена которому жизнь, оказывается, был посвящен 25-й годовщине со дня рождения Красной Армии. Такое вот жертвоприношение…

Дальше - больше. Начал гулять слух, что Матросов до армии был отпетым уголовником. Когда Сталину доложили о поступке рядового, великий вождь, попыхивая трубкой, глубокомысленно заметил: такой человек не мог не быть комсомольцем. И более того, якобы главнокомандующий поперек газетного листа, где был опубликован рассказ о подвиге, написал следующее: «Пример, достойный подражания!»

В тот же день в ЦК ВЛКСМ на имя Матросова задним числом выписали комсомольский билет. Откуда появилась эта история - тоже непонятно. Может быть, потому, что в Центральном музее Советской армии на самом деле хранились два комсомольских билета, в которых была указана одна и та же фамилия - Матросов. Отличались они тем, что в одном было написано «лег на боевую точку противника», а во втором - «лег на огневую точку противника». Какой из этих документов можно считать подлинным? Выяснить это в музее, увы, не представляется возможным - опасаясь за сохранность экспонатов, здесь неизменно пользуются копиями.

Между тем народное заблуждение в том, что Матросов не был комсомольцем, осталось. На самом деле в Коммунистический союз молодежи Александр вступил, еще будучи курсантом Краснохолмского пехотного училища (Оренбургская область), куда был направлен, когда его призвали на военную службу - уголовника не послали бы учиться. Удалось отыскать воспоминания Аркадия Григорьянца, помощника начальника политчасти учебного заведения, который уверял, что «именно из его рук Александр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на них словами - «лег на огневую точку противника». Он же уточнял, что легендарную надпись сделала Людмила Викторовна Попова, которая в годы войны служила инструктором политотдела бригады.

Все эти нестыковки и откровенные недоразумения и послужили поводом для самых различных версий о происхождении и судьбе героя. Среди них есть рабоче-крестьянская, романтическая, патриотическая и т.д. Какая же из них наиболее правдоподобная? Об этом чуть позже, но единственное, на чем, кажется, сходились все составители официальных биографий - это то, что Матросов был русским. Но так ли это?

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Было принято считать, что Александр Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске. Отец - рабочий, был убит кулаками. Как следствие ребенок остался без надзора, а потом оказался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Следующей «остановкой» стала Уфимская детская колония. Между тем не удалось найти ни одного документа, подтверждающего именно это место рождения будущего героя. Есть и другое толкование: его отец был зажиточным крестьянином, которого после раскулачивания отправили в Казахстан, где он и пропал.

Сын сбежал, беспризорничал. Во время своих скитаний оказался в Уфе. В колонии он быстро стал примером для остальных воспитанников: отличным производственником, спортсменом, политинформатором, самодеятельным поэтом и даже знатоком классики. Дескать, заслушивался музыкой из балета «Лебединое озеро», восхищался арией Германа из «Пиковой дамы» и т.д.

Но… оставим в стороне эти байки, потому что самой убедительной, скорее всего, можно считать «национальную версию», которую высказал, а потом и сумел доказать башкирский журналист Рауф Насыров. Во время одной из командировок он случайно услышал от Даута Хидиятова, председателя Кунакбаевского сельсовета, историю о том, что настоящее имя Матросова - Шакирьян, что он был башкиром по национальности, а родом из села Кунакбаево.

Как напишет позднее Рауф Хаевич в своей книге (сегодня это раритетное издание, найти которое оказалось довольно сложно. - Прим. ред.), этот рассказ и стал отправной точкой для долгого и кропотливого журналистского расследования. Найти какие-либо серьезные документы, касающиеся происхождения героя, ему, к сожалению, не удалось. Однако этот недостаток он с лихвой восполнил многочисленными воспоминаниями земляков Матросова.

В ходе встреч удалось, в частности, установить, что парень родился в 1923 году, а его отцом был Юнус-агай - человек, как описывают его современники, с большим если не чувством юмора, то воображением - точно. В частности, один из односельчан, с улыбкой рассказывал, что Юнус-агай был мастер придумывать разные небылицы. Например, байку о том, как спасал Ленина в пустыне. Будто бы за это вождь одарил его богатством, которое Юнус зарыл в огороде, но потом забыл где. Другой его рассказ касался того, как он летел с Лениным и Сталиным на самолете, а керосин кончился. Приземлились, и пошел тогда Юнус на охоту, набил зверя, устроил ужин, а вдобавок еще и притащил бочонок с горючим.

«Вот так я спас вождей!» - хвалился агай, а дети верили. Шакирьян пошел в отца: был таким же выдумщиком и фантазером. Кто-то даже припомнил слова матери, которая повторяла, что ее сын «вырастет либо молодцом, либо, напротив, вором…».

Удалось также выяснить, что отец Матросова был женат несколько раз. Со своей первой супругой (ее звали Муслима) он даже побывал в Сибири, где их якобы избили кулаки, отчего он всю оставшуюся жизнь хромал. По другой версии, его травмированная нога - результат ранения на Гражданской войне. Ко всему прочему с годами Юнус начал плохо видеть. Его жена часто болела, а вскоре умерла. От нее в наследство остался сын Шакирьян. После этого Юнус еще два раза женился. В последний раз это произошло в 1929 году. В 1932 году мальчик пошел в школу, а вскоре мачеха решила избавиться от пасынка - семья тогда по-настоящему голодала. Она-то и отвезла мальчика в детский дом, где просто оставила в коридоре. О каком приюте идет речь - теперь сказать сложно. Говорили, правда, что паренек сам ушел из дома.

В дальнейшем его следы обнаружились в Ивановском (!) детском доме Ульяновского района - в ходе расследования удалось даже найти фотографа, который вспомнил, как однажды, заехав туда, запечатлел мальчика с голубем. Этот снимок потом был опубликован в районной газете, и многие из жителей Кунакбаево узнали на нем Шакирьяна. Нашлись свидетели, которые встречали Матросова в трудовой колонии, которая располагалась в Старой Уфе. Здесь он уже был помощником воспитателя, командиром группы.

Тут же надо заметить, что краски, которыми живописали пребывание Матросова в спецучреждении, оказались отнюдь не розовыми. С другой стороны, жизнь в колонии была не сахар и весьма далека от той, которую рисуют на экранах идеологически выдержанных кинофильмов советских времен. Приходилось отстаивать не только собственное достоинство, но и жизнь. По словам бывшего колониста Петра Халтурина, которого зачислили в команду Матросова, от будущего героя ему тоже доставалось. И вот характерный диалог, который приводится в книге:

«- И Саша дрался?

Конечно, куда деваться… Бандит был по кличке Белый, который, говорили, сбежал из Бирска, чтобы наказать Сашку, да не сумел…»

Попутно прояснилось и происхождение фамилии Шакирьяна - «он все время ходил в тельняшке». По словам другого источника, многие из колонистов в те времена записывались под чужими фамилиями, не говоря уже об именах. Скорее всего, в русскоязычной среде имя Шакирьян легко трансформировалось в Шурку, а дальше уже - Сашка или Александр.

«СОВСЕМ УРУС СТАЛ»

Вспомнили люди, как он, уже колонистом, приезжал в деревню. При этом подросток уже хорошо разговаривал по-русски - «совсем урус стал», но не забывал и родной язык. Однако неизменно просил называть его Матросовым. Кто-то из селян даже приводил такую подробность: на теле юноши была татуировка в виде тельняшки. В последний раз Шакирьян побывал в родном селе накануне войны, в июне 1941 года. Был одет по-городскому: в тельняшке, поверх нее рубашка с закатанными рукавами, в черных брюках, ботинках.

Когда пришел на речку, где купались дети, то его встретили радостными криками: «О, Шакирьян вернулся!»

На что он спокойно сказал: «Ребята, ваш агай теперь не Шакирьян, а Саша. Так и зовите…»

«- Каким ветром тебя занесло?

Эх, ребята, где я только не бывал. А сейчас прибыл с Украины.

Ты же вроде в детском доме жил?

По этим словам можно было недвусмысленно понять: Шакирьян не понаслышке был знаком с бытом беспризорника. Этот факт обыграли в начале 60-х годов XX века в своих книгах П. Журба (повесть «Александр Матросов») и А. Бикчентаев («Орел умирает на лету»), за что бдительная общественность нещадно высекла писателей на страницах газет. По мнению этой самой «общественности», подлинный герой должен иметь безукоризненную анкету, «наслаждаясь арией из «Лебединого озера».

И все-таки, несмотря на то что Насыров начал свои поиски в конце 80-х годов прошлого века, для русскоязычного читателя его публикации оставались по большей части неизвестными. Причина, полагаю, кроется в том, что многочисленные статьи и расследования публиковались в газете на… башкирском языке. Отсюда и главное - недоверие к «национальной версии» о происхождении батыра Шакирьяна. Более того, по словам людей, знавших Насырова и знавших о его поисках, «старшие товарищи» не раз призывали его одуматься и не ворошить прошлое.

Дескать, есть канонический образ «светловолосого, голубоглазого русского парня» с родины известного Генерального секретаря, поэтому не надо разрушать, а тем более бросать националистический отблеск на биографию героя. Неудачей окончилась и попытка Насырова найти понимание в Москве. При этом авторитетные эксперты (в том числе и старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР Н. Борисов) единодушно соглашались, что «вся биография Матросова - выдумка».

Как писал потом Борисов, «дата подвига была умышленно приурочена к 25-летию Красной Армии в целях пропаганды. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах подвиг датируется 27 февраля 1943 года, а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл 25 (!) февраля». Но откуда тогда взялся «светловолосый, голубоглазый, русский парень»?

И этому есть объяснение: дело в том, что при множестве фотографий - самое малое четырех-пяти, найденных в различных детдомах, тиражировался только один тщательно отретушированный снимок, где были подведены глаза, губы. Понятно, что «корректировка» ни сколько не умаляет значения поступка солдата, прикрывшего своим сердцем Отечество. Но в данном случае речь идет не о стремлении принизить подвиг, а о желании вернуть народу подлинное имя героя, чтобы, кроме имени Салавата Юлаева, вспоминали в Башкортостане еще и своего Шакирьяна.

Вдогонку следует сказать, что в сентябре 1942 года колонист Мухамедьянов (к тому времени уже А. Матросов) был призван в армию и направлен в Краснохолмское пехотное училище. Службу проходил в 5-й стрелковой роте второго батальона. Курс военных наук был рассчитан на полгода, и уже в марте молодые лейтенанты должны был отправиться в войска, но этого не случилось. В январе 1943 года было официально объявлено, что училище закрывается, а половина его личного состава рядовыми будет отправлена эшелоном на Калининский фронт. Матросов с товарищами попал в 91-ю Тихоокеанскую (!) комсомольскую добровольческую бригаду имени Сталина. Сначала Александр был направлен в комендантский взвод, а потом продолжил службу в строевом подразделении. В ходе поисков удалось даже найти свидетеля последнего боя Матросова.

«Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю - «языка» мы брали в деревне Чернушки, - слышим крик наших солдат «ура!» - вспоминает Пётр Александрович Огурцов (1920 г.р., г. Балаково Саратовской области). - Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою.

Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?

Сашка говорит:

Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.

Я говорю:

Сашка, он ведь скосит.

… Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило - от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост - и вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров, «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994). - Прим. ред.)

Таково подлинное описание боя, которого нет (!) ни в одной официальной книге. И еще одну важную деталь называет Насыров: в воспоминаниях ветерана есть упоминание о том, что «по ходатайству комсомольцев и командования было написано письмо на имя Сталина о присвоении Матросову звания Героя Советского Союза».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

После всего случившегося выражение «подвиг Матросова» стало поистине крылатым, хотя справедливости ради следует отметить, что Шакирьян не был первым, кто ценой жизни заставил замолчать вражеский пулемет. Согласно архивным документам, в этом скорбном списке под номером один стоит имя Александра Панкратова, политрука танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. А за всю историю войны подобный подвиг совершили свыше 300 человек. Были вообще уникальные случаи, когда люди оставались живыми, но это уже мало кого интересовало. Для тогдашней идеологической машины гораздо важнее был герой погибший, нежели живой.

Короче, вся официальная слава досталось Матросову. К слову, через год такой же подвиг на территории Великолукского района, совершил рядовой, татарин Газинур Гафиатулин - его фотографию и сегодня можно увидеть в городском краеведческом музее. И еще одно имя - на этот раз Ильи Коровина, который тоже повторил подвиг Матросова. Это произошло 8 марта 1944 года, во время прорыва оборонительной линии «Пантера». За свой подвиг сержант был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза, и его останки сейчас покоятся в братском захоронении в деревне Жидилов Бор, что почти на самом берегу Псковско-Чудского озера.

Впрочем, это уже история и, увы, наша короткая историческая память. Именно во время поездки в Великие Луки автор этих строк с удивлением узнал, что в этом городе на мемориальном воинском кладбище захоронен и Матвей Кузьмич Кузьмин - самый старший по возрасту Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 84 (!) года. Как гласит короткая биографическая справка, родился Матвей Кузьмич 3 августа 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области, в семье крепостного крестьянина.

Так и оставшись крестьянином-единоличником, что удивительно, до войны он жил охотой и рыбалкой, а прославился тем, что 14 февраля 1942 года повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя отряд гитлеровцев под пулеметный огонь наших войск. Очерк о случившемся принадлежит перу известного писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Правда, злые (очень злые!) языки утверждают, что все было не так, однако в самом музее решительно отвергают подобные домыслы и придерживаются канонической версии.

Тем не менее Музей боевой комсомольской славы имени А. Матросова, который находился на балансе ЦК ВЛКСМ, был посвящен именно Матросову. Сооруженный рядом со старинной крепостью, в самом центре Великих Лук, этот бетонный куб, чем-то напоминавший мавзолей, вполне справлялся с задачами того времени: вдохновлять и направлять. Здесь принимали в пионеры, комсомольцы, напутствовали на дальнейшие трудовые подвиги стройотряды. Но пришли иные времена, и с 1992 года главный Музей боевой комсомольской славы перестал существовать, благополучно… влившись в муниципальную структуру.

Сейчас это городское учреждение культуры насчитывает в фондах хранения более 30 тысяч единиц артефактов. Как и прежде, сюда приходят ветераны, что вполне объяснимо: на войну пришлась их молодость. Как ее не вспомнить? По своему статусу музей также является центром патриотического воспитания молодежи, поэтому в канун дня рождения Матросова сюда приходят те, кому еще нет 18. Во всяком случае, им теперь доподлинно будет известно, почему в центре города, над самой Ловатью, высится монумент рядовому по фамилии Матросов, которого в родной Башкирии звали просто - Шакирьян.

МНЕНИЕ

Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история»:

«Подобных секретов, увы, в нашей истории остается немало. Не многие, например, знают подлинные имена тех, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Среди них был, в частности, и уроженец Псковской области. Специалистами Института военной истории Министерства обороны РФ документально подтверждено, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом установили бойцы группы капитана Макова.

Это случилось 30 апреля 1945 года. В ее состав входил и наш земляк - Михаил Минин. За этот подвиг и другие военные заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист был датирован 7 мая 1945 года, однако командование ограничилось орденом Боевого Красного Знамени (18.05.1945). Уроженец Палкинского района, он ушел на фронт в июле 1941 года. Прошел путь от Ленинграда до Берлина.

Дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта. Его подвиг широко освещался в газетах, журналах, литературе, кино и стал в русском языке устойчивым выражением («грудью на амбразуру»).

Александр Матвеевич Матросов
Дата рождения 5 февраля (1924-02-05 )
Место рождения
  • Екатеринослав , Украинская ССР , СССР
Дата смерти 27 февраля (1943-02-27 ) (19 лет)
Место смерти
  • Чернушки , Локнянский район , Калининская область , РСФСР , СССР
Принадлежность СССР СССР
Род войск пехота
Годы службы 1942-1943
Звание
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Александр Матвеевич Матросов на Викискладе

Биография

Согласно официальной версии , Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе Екатеринославской губернии Украинской ССР , ныне город Днепр , административный центр Днепропетровской области Украины .

Настоящее имя Матросова - Шакирьян Юнусович Мухамедьянов , а место рождения - деревня Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана) . Фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при определении его в детский дом. При этом он сам носил тельняшку и называл себя Сашка Матрос.

Официальный ответ из органов внутренних дел Украины, свидетельствует о том, что в 1924 году ни в одном из днепропетровских загсов рождение Матросова Александра Матвеевича не было зарегистрировано .

Предвоенные годы

Александр Матвеевич Матросов был осуждён по статье 162 УК РСФСР . В режимную колонию поселка Ивановка Майнского района Ульяновской области подростка доставили 7 февраля 1938 года. После окончания в Ивановском детдоме школы, в 1939 году Матросова отправили в Куйбышев работать формовщиком на завод № 9 (вагоноремонтный завод), но вскоре он оттуда сбежал.

8 октября 1940 года народный суд 3-го участка Фрунзенского района города Саратова осудил Матросова по части 2 статьи 192а УК РСФСР и приговорил к двум годам лишения свободы. Он был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из Саратова в 24 часа, продолжал находиться в городе. Матросов был направлен в Уфимскую детскую трудовую колонию № 2 при НКВД СССР, куда прибыл 21 апреля 1941 года. В конце апреля 1941 года в колонии была вскрыта группа несовершеннолетних заключённых, готовившихся к групповому побегу (около 50 чел., в том числе Матросов), осуждён был только организатор. Работал учеником слесаря до 5 марта 1942 года. После начала Великой Отечественной войны фабрика колонии начала выпуск оборонной продукции (спец-укупорки). 15 марта 1942 года назначен помощником воспитателя и избран председателем центральной конфликтной комиссии колонии.

5 мая 1967 года Судебная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор от 8 октября 1940 года.

В начале войны

Инструктор политотдела 91 отдельной стрелковой бригады старший лейтенант Петр Ильич Волков сообщил в политотдел о подвиге А. Матросова.

В результате упорных боёв 27 февраля 1943 года частями 91-й бригады заняты три населенных пункта: Чернушка Северная, Чернушка Южная, Чёрное Северное и высота с отметкой «85,4». 28 февраля шли бои за Чёрное Южное и Брутово. Потери бригады за 27 февраля 1943 года: 1327 человек, из них убитых: комсостава - 18, младшего комсостава - 80, рядового состава - 313. К исходу дня 28 февраля 1943 года наступление под Локней было остановлено. Локня была освобождена через год - 26 февраля 1944 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года красноармейцу Александру Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» .

Александр Матросов стал первым советским воином, зачисленным навечно в списки части.

Подвиг

Официальная версия

27 февраля 1943 года 2-ой батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года - Псковской области). Как только советские солдаты прошли в лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника - три пулемёта в ДЗОТах перекрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй ДЗОТ уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего ДЗОТа продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону ДЗОТа поползли красноармейцы Пётр Александрович Огурцов (род. 1920, г. Балаково, Саратовская область) и Александр Матросов. На подступах к ДЗОТу Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из ДЗОТа вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к ДЗОТу и своим телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.

Альтернативные версии

В постсоветское время стали рассматривать и другие версии события.

Согласно одной из версий, Матросов был убит на крыше ДЗОТа, когда пытался закидать его гранатами. Упав, он закрыл вентиляционное отверстие для отвода пороховых газов, что и дало возможность бойцам его взвода совершить бросок, пока пулемётчики пытались сбросить его тело.

В ряде публикаций высказывалось утверждение о непреднамеренности подвига Александра Матросова. Согласно одной из таких версий, Матросов действительно пробрался к пулемётному гнезду и пытался расстрелять пулемётчика или хотя бы помешать его стрельбе , но по какой-то причине упал на амбразуру (оступился или был ранен), тем самым временно загородив обзор пулемётчику. Воспользовавшись этой заминкой, батальон смог продолжить атаку.

В других вариантах обсуждалась проблема рациональности попытки закрыть амбразуру своим телом при наличии других способов подавления вражеского огня . По мнению бывшего командира разведроты Лазаря Лазарева , человеческое тело не могло послужить сколько-нибудь серьёзным препятствием для пуль немецкого пулемёта. Он также выдвигает версию, что Матросов был сражён пулемётной очередью в момент, когда он приподнялся, чтобы бросить гранату, что для находившихся позади него бойцов выглядело как попытка прикрыть их от огня собственным телом .

Данные версии опровергаются рассказами очевидцев. В частности, Пётр Огурцов, пытавшийся подавить немецкий ДЗОТ вместе с Матросовым, полностью подтверждает официальную версию подвига своего товарища.

Пропагандистское значение

В советской литературе подвиг Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. По идеологическим соображениям дата подвига была перенесена на 23 февраля и приурочена ко Дню Красной армии и Флота , хотя в именном списке безвозвратных потерь 2-го отдельного стрелкового батальона Александр Матросов записан 27 февраля 1943 года вместе с ещё пятью красноармейцами и двумя младшими сержантами, да и на фронт Матросов попал только 25 февраля.Его именем названо большое число улиц, площадей и т.д. В этот же день - 27 февраля 1943 года командир взвода из 2-го отдельного стрелкового батальона (в котором служил Матросов), Лукьянов Михаил Павлович совершил такой же подвиг у д. Черное.

Люди, совершившие аналогичные подвиги

Аналогичные подвиги в годы войны совершили более 250 человек, при этом 45 человек совершили это подвиг до Матросова; семь человек после совершения подобного подвига остались в живых, хотя получили тяжёлые ранения. Поэтому высказывание "повторил подвиг Александра Матросова" само по себе абсолютно бессмысленное по двум причинам:

  • 1) Потому что 45 человек это подвиг повторить не могли, так они его совершили раньше Матросова.
  • 2) Повторить подвиг можно только того, кто его совершил самым первым, т.е. все остальные, в том числе и сам Матросов только повторили подвиг Александра Панкратова .

Награды

Память

  • Похоронен в городе Великие Луки .
  • Имя Матросова 8 сентября 1943 года присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. После окончания Великой Отечественной войны полк дислоцировался в Таллине (в/ч 92953). В 1994 году 254-й Гвардейский стрелковый полк имени Героя Советского Союза Александра Матросова был переведен в г. Ельню Смоленской области и до 2000 года расформирован. 23 февраля 2004 года 752-й мотострелковый полк 3 мсд постоянной готовности в Нижнем Новгороде переименован в 254-й гвардейский мотострелковый полк имени Александра Матросова, затем преобразован в 9-ю отдельную мотострелковую бригаду (в/ч 54046), которая к 2010 году расформирована.
  • На месте гибели Александра Матросова установлен мемориальный комплекс .
  • Памятники Александру Матросову установлены в следующих городах и прочих населённых пунктах:
    • Ишеевка - в одном из поселковых парков.
    • Ишимбай - в Центральном парке культуры и отдыха им. А. Матросова (третья версия памятника) ;
    • Краснодар - в школе № 14, носящей его имя.
    • Курган - у бывшего кинотеатра имени Матросова (ныне техцентр Toyota), памятник (1987, скульптор Г. П. Левицкая) ;
    • Октябрьский - памятник Александру Матвеевичу Матросову в посёлке Нарышево, в его же честь названа улица в городе;
    • Салават - бюст Матросова (1961), скульптор Эйдлин Л. Ю.;
    • Санкт-Петербург (в Московском парке Победы и на улице Александра Матросова);
    • Сибай , Республика Башкортостан, бюст;
    • Севастополь (памятник в Балаклаве);
    • Уфа - памятник в парке им. Ленина (1951, скульптор Эйдлин Л. Ю. ); бюст на территории школы МВД (бывш. детская трудовая колония № 2); мемориал А. Матросову и М. Губайдуллину в Парке Победы (1980, скульпторы Л. Кербель , Н. Любимов, Г. Лебедев);
    • Галле (Саксония-Анхальт) - ГДР (1971, повторный отлив памятника Матросову в Уфе) .
  • Памятный знак:
  • Именем Александра Матросова назван ряд улиц и парков во многих городах России и стран СНГ.
  • ОАО «РиМ» (Рудник имени А. Матросова) - Магаданская бизнес-единица компании «Polyus Gold International » (Тенькинский район Магаданской области).
  • Именем Александра Матросова назван пассажирский теплоход компании Пассажирречтранс, выполняющий рейсы по Енисею на линии Красноярск - Дудинка.
  • Музей Александра Матросова (г. Уфа, открыт в 1968 году в детской трудовой колонии № 2, ныне в Уфимском юридическом институте МВД России) Были каска и саперная лопатка, принадлежавшие А. Матросову. В 1990-е экспонаты переданы в создаваемый Музей боевой славы, утрачены. Уцелела железная койка, на которой спал колонист Саша, несколько справок, копии писем .
  • Музей комсомольской славы им. Александра Матросова (г. Великие Луки).
  • В 1944 и 1963 годах выпущены почтовые марки.
  • В 1983 году к 40-летию со дня гибели Героя выпущен почтовый художественный маркированный конверт.

Фильмы

  • «Александр Матросов. Правда о подвиге» (Россия, 2008).

Произведения

  • Анвер Бикчентаев . Право на бессмертие . - М. : Советский писатель, 1950. - 288 с.
  • Бикчентаев А. Г. Орёл умирает на лету. Уфа, 1966.
  • Насыров Р. Х. Откуда ты родом, Матросов? Уфа,1994

Зачислен в в/ч 53129 МПК-332 Петропавловск - Камчатский

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»