Патмос – остров Откровения. Апостол любви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
  • 5. Жанровая сцена. Миниатюра школы Басоли. XVII в., Лондон, Музей Виктории и Альберта.
  • Глава 2. Многовариантность изображения предмета
  • Глава 3
  • 6. Условный интерьер.
  • 7. Условный интерьер. За счет некоторого искажения передачи глубины улучшена передача вертикалей
  • 8. Усчовный интерьер. Ширина пола и вертикальные структуры (высота арок и т. П.) переданы безупречно, однако передача глубины предельно искажена, пространство сильно сжато
  • 10. Условный интерьер.
  • 11. Условный интерьер. Вариант перцептивной системы перспективы, в котором главным является безупречная передача вертикальных плоскостей (стен). Основные ошибки - увеличение ширин
  • Глава 4
  • Глава 4. Три ошибки изображения трехмерного пространства
  • Глава 4. Три ошибки изображения трехмерного пространства
  • 16. Неизвестный художник. Вечером в комнатах. Середина XIX в. Γίτ
  • 17. В. Д. Поленов. Церковь Св. Елены. 1882 г. Пт. Белые линии показывают, как сильно деформировал художник ренессансную систему перспективы
  • Глава 5
  • 18. Условный пейзаж. Правильно передана поверхность земли и горы. Ошибочно - вертикали: увеличены высоты деревьев и высота дома
  • 19. Условный пейзаж, ренессансная система перспективы. Сильно уменьшены горы и предметы дальнего плана, сжато пространство между дальним деревом и горами. Передний план сильно увеличен
  • 20. Условный пейзаж. Вариант системы перспективы, сохраняющий правильными силуэты показанных предметов. Увеличение ширины переднего тана. Горы показаны правильно
  • 21. Условный пейзаж.
  • 22. Поль Сезанн.
  • 23. Поль Сезанн. Картина «Гора Св. Виктории со стороны каменоломни Бибемус». Прорисъ.
  • 24. М. В. Федоров. Рисунок «Ростральные колонны перед Биржей» (слева) и соответствующая фотография (справа). Прориси
  • Глава 6
  • 27. Хокусай. Девушка, работающая над моделью Фудзи. Около 1824 г. Все пространство передано аксонометрически
  • 28. Андреа Мантенья. Мертвый Христос. Около 1470-1480 гг. Милан, галерея Брера. Тело Христа передано без перспективных сокращений
  • 30. Евангелист. Миниатюра Евангелия конца XV в. Нгм. Прорись
  • 31. Несение креста. Фрагмент иконы начала XVI в. Him
  • 32. Андрей Рублев. Троица. 20-е годы XV в. Гтг
  • 33. Введение во храм. Новгородская икона. Конец XV в. Гтг
  • Глава 7
  • 34. Рождество Иоанна Предтечи. Византийская икона. XV в. Гэ. Все предметы переданы в аксонометрии (исключение - увеличенные задние ножки)
  • 35. Ким Хондо. Автопортрет. Живопись на бумаге. XVIII в. Столик слева и расположенные на нем. Ящички переданы в легкой обратной перспективе
  • 3D. Рождество Христово. Иконы XV-XVI вв. Гтг. Фрагмент. Прорись. Ясли даны в подчеркнуто сильной обратной перспективе
  • 37. Разные изображения параллелепипеда. Слева - в аксонометрии. Справа от него различные варианты изображений, в которых учтено действие механизма константности формы
  • 38. Козьма, Дамиан и Иаков, брат Божий. XVI в. МиАр. Фрагменты иконы. Неглубокое Евангелие передано в сильной обратной перспективе, глубокий ларец - в слабой
  • Глава 8
  • 41. Л.П.Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 г. Гтг. Иллюзия пространственности создается, энергичным сужением дорожки, в то время как половицы даны почти параллельными линиями
  • 42. П. А. Федотов. Портрет н.П.Жданович. 1849 г. Грм.
  • 43. Схемы изображения глубокого пространства, начиная с очень близкого переднего плана. Слева - ренессансная, справа - перцептивная системы перспективы
  • 44. В. Бедное. Беление холстов. 1970. Прорись. Сдержанное перспективное сокращение холстов создает иллюзию покатости поверхности земли
  • 45. Аксонометрическое изображение куба. Слева - точный вид спереди, справа - в ракурсе
  • Глава 9
  • 46. Ю. Пименов. Перед выходом на сцену. 1965 г. Видно стремление к передаче горизонтальных поверхностей в соответствии со зрительным восприятием
  • 47. Ю. Пименов. Перед выходом на сцену. Схема перспективной конструкции. Хорошо видно сильное искажение (удлинение) вертикалей
  • 48. И. Е. Репин. Не ждали. 1884-1888 гг. Пт
  • 49. И. Е. Репин. Не ждали. Схема перспективной конструкции. Видно отсечение наиболее искаженно передающих зрительное восприятие углов комнаты
  • Глава 10
  • 50. Схема изображения интерьера.
  • 51. Схема изображения интерьера.
  • 52. Паоло Веронезе. Пир у Левита. Прорись. Схема обнаружения (по правилам ренессансной системы перспективы) трех горизонтов у картины
  • 53. Паоло Веронезе. Пир у Левита. Прорись. Схема перспективного построения, показывающая наличие одного горизонта у картины
  • 54. Г. В. Сорока. Кабинет дома в Островках, имении η. П. Милюкова. 1844 г. Грм. Пример строгого следования ренессансной системе перспективы
  • Глава 11
  • 57. Давид между Мудростью и Пророчеством. Фрагмент византийской миниатюры XI в. Прорись
  • 58. Схема изображения интерьера с помощью использования локальных аксонометрий
  • 59. Помпейская фреска tVстиля из дома Эпидия Сабина. Фрагмент. Прорись
  • 60. Барнаба да Модена. Сретение. Вторая половина XIV в. Мзви. Прорись
  • 62. Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос. Клеймо Царских врат из церкви села Софрино. XVII в. Гмзк.
  • 63. Новозаветная Троица. Икона первой половины XVI в. Спмз
  • 64. Возникновение оси схода в результате зеркальной симметрии изображения.
  • Часть II
  • Глава 12
  • 65. Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости
  • 66. Осирис у пруда с деревьями и виноградной лозой. Иллюстрация из Книги Мертвых. XV в. До н.Э. Прорись
  • 69. Эхнатон с супругой. Начало XIV в. До н.Э. (по Шеферу)
  • 70. Изображения супружеских пар. Слева - Древнее царство, справа - Новое царство (по Шеферу)
  • 74. Осел с сумками, висящими по бокам
  • 75. Шествие слуг, несущих продукты усопшему. Рельеф из мастабы в Сакарре. Около 2340 г. До н. Э.
  • 77. Египетские корабли в стране Пунт. Рельеф из храма Хатшепсут. Вторая половина XV в. До н. Э. Прорись
  • 79. Руки госпожи и служанки. Фрагмент рельефа на саркофаге. Около 2040 г. До н.Э.
  • 80. Группа музыкантш. Роспись Фиванской гробницы. XV в. До н. Э.
  • 81. Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос. Клеймо Царских врат. 1425-1427 гг. Спмз. Прорись. Иерархическое увеличение фигуры Иоанна
  • 82. Томазо да Модена. Брат Угоне из Прованса. 1352 г. Тревизо, Санто-Никколо, комната капитула. Деталь фрески. Прорись. Информационный поворот верха пюпитра
  • 84. Закладка каменной церкви Св. Михаила в Новгороде. Миниатюра из «Древнего летописца». Т. II. Л. 494. XVI в. Прорись. Рисунок, в который включен план церкви
  • 87. Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Фреска из Ферапонтова монастыря. XVI в.
  • 91. Феофан Грек (?). Успение. Икона конца xtv в. Пт. Четкое разделение обычного и мистического пространства цветом
  • 92. Успение. Тверская икона. Первая половина XV в. Гтг. Мистическое пространство показано дважды
  • 93. Антоний Римлянин. Икона из Поволжья. XVI в. Гтг. Прорись
  • 94. Никифор Савин. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона XVII в. Гтг
  • 95. Чертеж южного фасада Успенского собора Московского Кремля
  • 96. Чудо Федора Тирона. Икона конца XV в. Грм. Прорись. Гармоничное сочетание рисунка и чертежных приемов
  • 97. Эшер. Бельведер. Литография. 1958 г.
  • 81. Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос. Клеймо Царских врат. 1425-1427 гг. Спмз. Прорись. Иерархическое увеличение фигуры Иоанна

    УСЛОВНЫЕ ПОВОРОТЫ ПЛОСКОСТЕЙ ПРО- ЕКЦИЙ, широко используемые в черчении, теперь иногда приобретают облик условных поворотов от- дельных частей изображаемого для увеличения ин- формативности. На рис. 82, показывающем пишуще- го монаха Угоне, наклон пюпитра столь велик, что здесь очевидно желание продемонстрировать зрите- лю сам процесс письма со всеми его подробностями. Если фреска с пишущим монахом может быть назва- на использующей чертежные принципы лишь с из- вестными оговорками, то приведенные ниже иллю- страции дают примеры безусловно сознательного применения чертежных методов в иконописи.

    82. Томазо да Модена. Брат Угоне из Прованса. 1352 г. Тревизо, Санто-Никколо, комната капитула. Деталь фрески. Прорись. Информационный поворот верха пюпитра

    На рис. 83 можно видеть прорись иконы середины XVII в. «Троицкий монастырь». Это, безусловно, план монастыря, причем видно, что иконописец пре- следовал цель передать истинное расположение стен, башен, церквей и вообще всех строений, не пропус- кая даже совсем второстепенных. Сами строения да- ны в условном повороте, как это сделал бы и древне- египетский художник. Шествующие по монастырю святые даны в увеличенном по сравнению со здания- ми масштабе, с чем он бы тоже согласился. Следо- вательно, пользуясь введенной в предыдущей главе терминологией, это чертеж, а не рисунок. Элементы рисунка, передачи перцептивного пространства едва

    83. Троицкий монастырь. Икона середины XVII в. Спмз. Прорись. По сути это подробный план монастыря со строениями, показанными в условном повороте

    представлены, но все же они есть (их бы древнееги- петский художник не допустил): в нижней части ико- ны показана земля, видимая в ракурсе. В Египте она приняла бы облик опорной линии.

    Рассмотрим пример противоположного типа (рис. 84). Миниатюра второй половины XVI в., изо- бражающая закладку церкви, являющаяся, в соот- ветствии с введенным определением, рисунком, со-

    84. Закладка каменной церкви Св. Михаила в Новгороде. Миниатюра из «Древнего летописца». Т. II. Л. 494. XVI в. Прорись. Рисунок, в который включен план церкви

    держит в себе план фундамента возводимой церкви, то есть объект, показанный в условном повороте при виде сверху. Введение чертежных приемов в ри- сунок позволило миниатюристу передать важную, с его точки зрения, информацию: читателю летопи- си становится ясным, что закладывается не церковь вообще, а каменный, трехапсидный, четырехстолп- ный храм.

    Одним из распространенных чертежных приемов, связанных с условным поворотом плоскостей проек- ций, является такое изображение объекта, при кото- ром одна его часть видна с одного направления, а другая - с направления, перпендикулярного основ- ному. Типичный пример - изображение человечес- кой фигуры в живописи Древнего Египта. Нечто по- добное можно видеть и в иконописи. При изображе- нии на фреске «Троица» из Софийского собора в Киеве (рис. 85) круглого стола, покрытого скатертью, одновременно показан вид сбоку и вид сверху, правда не в виде окружности, а в виде полуокружности. Это

  • Апостол и евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его были люди благочестивые, жившие ожиданием Мессии, еще в отрочестве они обучили Иоанна Моисееву закону. Святой Иоанн с детства помогал отцу в его трудах по рыболовству и торговле. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества. Мать Иоанна, Соломия, согласно преданию – дочь святого Обручника Иосифа, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

    Товарищами и единомышленниками Иоанна были жители той же Вифсаиды, святые братья Петр и Андрей, впоследствии также святые Апостолы. Они вместе слушали проповедь Иоанна Крестителя и стали его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни своих занятий. Услышав свидетельство Иоанна Крестителя о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, Иоанн Богослов вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем (Ин. 1:35-40). Однако, постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом (Мф.4:21; Мк.1:19).

    Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51), видел преображение Господа (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28), слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы (Мк.14:33). Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса (Ин. 13:25). Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

    Апостолу Иоанну Богослову были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был успокаивать их, как несогласные с духом нового учения:

    Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
    Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
    ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54 - 56)

    Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес) (Мк.3:17).

    Предание отождествляет с Иоанном Богословом ученика (Ин. 18:15), который вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Его твёрдость в эти часы представляет контраст робости и отчаянию других апостолов, Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь опасениями собственной безопасности. Все остальные апостолы сочли дело своего Учителя проигранным и не почтили последних минут Его земной жизни. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. ...Боящийся несовершенен в любви», – напишет Иоанн Богослов позднее (I Ин. 4:18). Умирая, Христос завещал апостолу Иоанну сыновние обязанности по отношению к Богородице (Ин. 19:26).

    Апостол Иоанн Богослов был одним из первых свидетелей Воскресения Спасителя. А после Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви (Гал. 2:9) и большую часть времени пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее Успения начинает проповедовать в других странах.

    Иоанн Богослов упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк.3:17), от Луки (Лк.6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13). О жизни апостола Иоанна Богослова после Успения Богородицы известно только из церковных преданий.

    Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

    Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём. Шли годы, все апостолы из двенадцати уже приняли мученическую смерть за свою веру, только апостол Иоанн оставался в живых и продолжал проповедовать. При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни.

    Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, по словам Христа перед Вознесением: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

    На острове Патмос во время молитвы на пустынной горе апостолу Иоанну было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира».

    После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес. Епископы и пресвитеры Эфесской церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя. По мнению Иоанна Богослова необходимо было предохранить верующих от этих учений.

    Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры - о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» (Ин. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

    Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). Главная мысль в его посланиях - христианам надо научиться любить: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).

    Являясь для окружающих примером любви, апостол Иоанн заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Любовь является главной особенностью духовного облика апостола Иоанна Богослова. Весь жизненный путь апостола - служение Любви.

    В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

    Апостол Иоанн Богослов пережил всех своих собратьев апостолов и скончался уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников и передавал им основы учения Христова. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!»

    Когда остальные ученики услышали эту историю, и решили раскопать место захоронения учителя, могила оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй раз), что тебе до того, ты иди за Мной». Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет» (Иоан. 21:22-23).

    Несмотря на то, что тело апостола Иоанна не было обнаружено, каждый год на могиле святого апостола 8/21 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных. Предполагаемая гробница Иоанна в Эфесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

    «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» – возвещал Дух Божий через святого апостола Иоанна, а его ученик Прохор записывал Благовестие.

    Происходило это на острове Патмос, куда апостола Иоанна сослали римские власти за горячее исповедание веры в Иисуса Христа. Предварительно власти пытались отравить Иоанна, но, выпив по приговору суда предложенную ему чашу со смертельным ядом, апостол остался жив. Тогда его отправили в котел с кипящим маслом, но и оттуда он вышел невредимым. Оставалось одно – сослать с глаз долой.

    Прибыв на Патмос, Иоанн первым делом отправился на пустынную гору молиться и поститься. И вот через три дня аскетических подвигов пещера, в которой жили Иоанн и его ученик Прохор, заколебалась, грянул гром, и скала треснула от гласа Божия. Прохор в страхе упал на землю. Апостол же поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» Так появилось Евангелие от Иоанна. Оно сразу же было переписано и распространено по всему острову.

    Прошло время, и апостол вновь удалился в пещеру для подвигов, он не ел десять дней и все время молился Богу, прося открыть, что ему следует делать дальше. И был голос свыше: «Иоанн, Иоанн! Потерпи еще десять дней, и будет тебе откровение многого великого». Иоанн провел еще десять дней без еды. И совершилось дивное: Ангелы от Бога сошли к нему и возвестили много неизреченного. Тогда апостол послал Прохора за чернилами в селение, а потом два дня говорил ему о бывших откровениях, которые ученик старательно записывал. Так люди узнали Откровение о конце мира.

    На руинах храма Артемиды

    Трещину в каменном потолке пещеры Апокалипсиса можно увидеть и сегодня. Она разделяет скалу натрое, что символизирует Святую Троицу. Сейчас здесь устроена церковь. Рядом возведен православный монастырь во имя апостола Иоанна Богослова, который был основан святым Христодулом в 1088 году. Разрешение на строительство (золотую буллу) выдал византийский император Алексей I Комнин, сейчас этот документ хранится в монастырской библиотеке.

    Местом для постройки обители был выбран холм с руинами храма Артемиды. Строительство продолжалось девятнадцать лет. За эти годы вокруг монастыря образовался небольшой поселок, положивший начало городу Хора. Величественная, окруженная массивными стенами с резными зубчатыми краями обитель, с бастионами и башнями, выглядит как неприступная крепость. И неспроста – Патмос не раз подвергался набегам пиратов, и тогда монастырские стены служили надежной защитой для всех островитян.

    В 1111 году святой Христодул скончался. Мощи первого игумена поместили в обители, они хранятся в часовне, названной в его честь.

    Одиннадцать инкунабул

    Монастырь Иоанна Богослова продолжал действовать и в период, когда Патмос попал под власть турецкого султана после 1453 года. Спустя почти два века монахи с Патмоса посетили Россию. Они встретились с царем Алексеем Михайловичем и преподнесли ему в дар дивный камень с изображением Пресвятой Богородицы, выпавший из рук Ангела, когда апостол Иоанн писал Евангелие. Святыня была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля.

    Сейчас в монастыре Иоанна Богослова проживают 37 монахов, все они уроженцы острова Патмос. Уникальность ситуации заключается в том, что монастырь и жители острова существуют как одна семья, помогая друг другу.

    Обитель обладает редким и обширным собранием рукописных и старопечатных книг, первые из которых появились еще при первом игумене. В начале XII века здесь насчитывалось 330 рукописей, из которых 267 были на пергаменте. Самые ранние относятся к V веку. В наше время монастырская библиотека – одна из крупнейших христианских библиотек мира. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул (книг, изданных в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года), около 1200 печатных книг XVI– XVIII веков и несколько тысяч современных.

    Тайна смерти

    После длительной ссылки на Патмосе Иоанн решил вернуться в Эфес. В этом городе по выпавшему ему жребию после Успения Божией Матери он проповедовал Евангелие и захотел продолжить свою деятельность, предостерегая христиан от возникающих ересей.

    В Ефесе Иоанн обратил ко Христу множество людей и сотворил неисчислимые чудеса. Здесь прошли последние годы земной жизни апостола. Однако смерть его покрыта великой тайной.

    Согласно житию, изложенному святым Дмитрием Ростовским, когда апостолу исполнилось более ста лет, он пришел с семью своими учениками в некое место и, отойдя на расстояние брошенного камня, начал молиться. Потом ученики, согласно воле апостола, выкопали ему крестообразную могилу. Преподав последние наставления и поцеловав каждого, Иоанн сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ей». Ученики покрыли его сначала до колен, а когда он снова поцеловал их, покрыли его до шеи, потом положили на его лицо покрывало и, поцеловав еще, с великим плачем покрыли полностью. Узнав об этом, братия из города пришли сюда и раскопали могилу, но ничего не нашли.

    С тех пор каждый год 8 мая (по старому стилю) из гроба Иоанна появлялось благовонное миро или «розовый прах», который по молитвам святого апостола подавал исцеление болящим.

    Местом захоронения апостола считается холм Аясолук. В первой половине VI века по повелению императора Юстиниана I на могиле возвели базилику.

    Дни памяти святого апостола и евангелиста Иоанна 21 мая, 13 июля (Собор двенадцати апостолов), 9 октября (преставление)

    По мнению некоторых толкователей Апокалипсиса, перед концом мира на землю вместе с пророком Илией и праведным Енохом будет послан апостол Иоанн, который не умер, а был взят на небо живым. Указания на это можно найти в церковном Предании, а также в Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе.

    В блокнот паломнику:

    Монастырь св. Иоанна Богослова

    Греция, о. Патмос, Хора

    Храм св. Иоанна Богослова

    Горный Алтай, о. Патмос, село Чемал.

    Галина Черёмушкина

    Патмос - небольшой остров из архипелага Додеканес, известность которого несоизмерима его величине.

    Почти две тысячи лет устремляются паломники на остров, ставший местом общения апостола Иоанна с Богом, чтобы посетить ту самую пещеру, где была написана завершающая Новый завет книга, которая известна всему миру как «Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις - «откровение»).

    Апостол любви

    Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

    Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников, которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей - Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой.

    Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них - Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос, место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.

    После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни.

    Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) - так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому-то именуют его «Апостолом Любви».

    Пещера Апокалипсиса

    Фото с сайта - www.agelostravel.gr

    Уединившись в пещере, после десятидневного поста и молитвы, продиктует апостол Иоанн своему верному ученику Прохору слова произнесенного Свыше «Откровения о последних днях человечества и судьбах мира». По преданию, запись текста Откровения сопровождалась землетрясениями, следы которых и сегодня видны в пещере.

    Иоанн Богослов диктует святому Прохору текст «Апокалипсиса». Фото с сайта - www.patmosislandinfo.gr

    Откровение Иоанна Богослова наполнено страшных видений и предсказаний, а его образы и знаки - всадники Апокалипсиса, трубящие ангелы - во все времена привлекали мистиков, толкователей и художников.

    В.М. Васнецов. «Четыре всадника Апокалипсиса». Фото с сайта - www.yslish.com

    Пещера Иоанна Богослова находится на склоне холма, во времена апостола она была открытой, а с XI века над ней возвышается небольшой храм Апокалипсиса. Пройдя внутрь, можно увидеть огороженным то самое место, где сидел апостол Иоанн, когда получил Откровение, а рядом с ним под алым покровом тот аналой, за которым святой Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса.

    Фото с сайта - en.protothema.gr

    Пещера Апокалипсиса расположена рядом с монастырем Иоанна Богослова, и вместе с ним в 1999 году была внесена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.

    Монастырь Иоанна Богослова

    Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.

    Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос.

    В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу - разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.

    Фото: http://www.abi.gr/system/assets/000/000/721/gallery_large_patmos_mon_2.jpg?1280735045

    Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город.

    Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.

    Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

    В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году - тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.


    с. 346 ¦ 284. Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием.

    Начало XVI века. Школа Дионисия.

    В среднике, обрамленном шестнадцатью клеймами с изображением «хождения Иоанна Богослова», представлен Иоанн, диктующий Прохору. Разведя руки с раскрытыми ладонями, Иоанн обернулся к падающим из левого верхнего угла голубым лучам. Фигура склонившегося над книгой юного Прохора четко выступает на черном фоне пещеры в одной из зеленоватых крутых горок 1 . Средник окаймлен широкой алой полосой с белым орнаментом. Порядок клейм 2:

    1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»;
    2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле; буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь;
    3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения;
    4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»; владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается;
    5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане;
    6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына;
    7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида;
    8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса;
    9. Исцеление прокаженного;
    10. Иоанн крестит ефесцев;
    11. Обличение обычаев празднества Диониса, когди мужи «нападаху на жены несытым многоблудством»;
    12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками;
    13. Исцеление «огнем жгомаго»;
    14. Освобождение двенадцати юношей, прикованных к колонне и предназначенных в жертву бесу - волку (волк представлен слева внизу);
    15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору (см. средник);
    16. Погребение Иоанна.

    1 Иконография средника восходит к миниатюре, изображающей Иоанна Богослова с Прохором в Евангелии Хитрово конца XIV в. (ГБИЛ) (см. о ней: D. Ainalov , Trois manuscrits du XIV-e siècle à L"Exposition de l"ancienne Laure de la Trinité à Sergiev. - «L"art byzantin chez les slaves», deuxième recueil, dedié à la mémoire de Th. Ouspensky, première partie, Paris, 1932, стр. 244, табл. XXXVII. Иконография в целом схожа с меньшей по размеру иконой ГТГ первой четверти XVI в. (см. № 298). Однако иконы эти совершенно различны по колориту и стилю.

    2 Клейма определены по исследованию Н. П. Лихачева: «Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По лицевым рукописям XV и XVI веков», Спб., 1911.

    Композиции клейм тесно заполненные, многолюдные. Пропорции удлиненные. Для подробного развития сюжета один и тот же персонаж иногда изображается дважды и трижды (например, «Романа» и Иоанн в 4-м клейме повторены три раза, а Прохор - два). Излагая содержание «Хождения Иоанна Богослова», художник драматизирует представленные сцены. Краски прозрачные - охряные, сиреневые, розовые с преобладанием зеленых тонов. Первоначальные многочисленные пробела почти утрачены. Вохрение плавью, с подрумянкой, по бледно-оливковому санкирю. Поземы зеленые. Нимбы, фон и поля со следами золота.

    Доска липовая, дублированная. Паволока, левкас, яичная темпера. 132 × 98.

    Из московской церкви Троицы у Салтыковского моста 3 . с. 346
    с. 347
    ¦

    3 Церковь Троицы на Троицко-Введенской ул. у Салтыковского моста - новоблагословенная, единоверческая, построена в 1819 г. Стоящая рядом Введенская церковь построена в 1825 г. См. Путеводитель по Москве... под ред. И. П. Машкова, М., 1913, стр. 204.

    Поступила из музейного фонда МОНО в 1933 году.

    Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1954 году. с. 347
    ¦



    1. Иоанн Богослов и Прохор
    1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»
    2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле

      Буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь.

    3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения
    4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»

      Владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается.

    5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане
    6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына
    7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида
    8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса
    9. Исцеление прокаженного
    10. Иоанн крестит ефесцев
    11. Обличение обычаев празднества Диониса
    12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками
    13. Исцеление «огнем жгомаго»
    14. Освобождение двенадцати юношей, предназначенных в жертву бесу - волку
    15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору
    16. Погребение Иоанна

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»