Когда появится бжрк. Величие былой державы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Некогда поезда с ядерными ракетами были самым страшным оружием Страны Советов, за ними следила специальная группировка из 12 американских спутников, но все усилия были тщетны.

После развала СССР это уникальное оружие было постепенно уничтожено. И вот на днях стало известно, что Россия возрождает ракетные поезда, но уже на новом технологическом уровне. Проект получил название "Баргузин", а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов "Ярс". Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2020 года.

42.TUT.BY проследил короткую историю одного из самых грозных образцов оружия СССР.
АТОМНЫЕ ПРИЗРАКИ

Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар. Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось. За день поезд БЖРК (Боевой железнодорожный ракетный комплекс) мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.



Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав. Внешне вагоны ракетного поезда были похожи на обычные вагоны-рефрижераторы, отличить их неспециалисту было очень сложно. Даже случайно оказавшись рядом, можно было легко принять ракетный состав за обычный. Поэтому такие поезда назывались "призраками" и стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет "Першинг" в Германии.


"СКАЛЬПЕЛЬ" МОЩНОСТЬЮ В 900 ХИРОСИМ
Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ "Молодец". Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel. Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение "Молодца" от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка "скальпеля" была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.


ТАНЦУЮЩАЯ РАКЕТА ДЛЯ АТОМНОГО ЛОКОМОТИВА
При создании БЖРК конструкторам пришлось столкнуться со множеством проблем. Первая из которых – вес вагона с ракетой, который мог запросто повредить железнодорожное полотно. Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трехвагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение. Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали "танцем", продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют "пороховой аккумулятор давления").
ТРИ МИНУТЫ ДО АПОКАЛИПСИСА

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом! Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей. Такой мобильный и скрытный состав засечь было практически невозможно.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.


УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ
С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения. Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно. Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Тем более, что проведенный эксперимент с кодовым названием "Сдвиг" показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны. Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт.). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м. Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 Дб. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Понятное дело, что американцы не сидели сложа руки: была разработана секретная операция по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой. Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство "Скальпелей", а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем. Кстати, в это же время были ликвидированы – залиты бетоном – большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.



Поезд особого назначения

Еще несколько лет назад по сети Российских железных дорог ходили секретные составы . Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Поезда-призраки , или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы , - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.

Мало кто знает, что военные "бронепоезда" создавались и существовали и после Великой Отечественной войны. Каждый "спецпоезд" приравнивался к ракетному полку (!) и включал в свой состав три тепловоза "М62", три с виду обычных железнодорожных вагона-рефрижератора (отличительный признак - восемь колесных пар), командный вагон, и вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения и для размещения личного состава дежурной смены. Итого, в общей сложности - 12 вагонов.

Причем, каждый из "рефрижераторов" был способен выполнять пуск ядерной ракеты как в составе поезда, так и в автономном режиме. Следует сказать, что такой вагон сегодня можно увидеть в музее МПС - в городе Санкт-Петербурге.

Часто после "ночного гостя" рельсы железнодорожных путей так сплющивало, что приходилось чинить пути капитально, хотя на вагонах была надпись "для перевозки легких грузов" (по принципу "противника следует вводить в заблуждение").

Именно благодаря этим "спецпоездам" Министерство путей сообщения и было вынуждено реконструировать многие тысячи километров железнодорожных магистралей по всему СССР в кратчайшие сроки. Что послужило вообще толчком к развитию подобного рода военной техники.

Информация о создании американцами ракеты "MX" , - МБР нового поколения стала причиной для волнения советского руководства, после чего был отдано распоряжение о создании новых МБР и ускорены работы по ряду реализуемых проектов.

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

– материализация страхов самых мрачных времен «холодной войны». К середине 70-х годов прошлого века ни у Москвы, ни у Вашингтона не было сомнений, что содержимого их арсеналов вполне достаточно, чтобы уничтожить все живое на территории потенциального противника. Причем неоднократно. Количество американских стратегических и тактических боезарядов именно тогда достигло пика и приближалось к 30 тысячам, Советский Союз стремительно догонял Штаты (а к концу 70-х даже и благополучно перегнал).

Казалось бы, баланс страха, который держится на «гарантиях взаимного уничтожения», достигнут. Однако военные доказывали политическому руководству, что, уничтожив стратегические силы противника внезапным первым ударом, агрессор имел-таки шансы уйти от ответа. Поэтому-то в ядерном противостоянии двух сверхдержав главной задачей на этом этапе стала разработка систем вооружения, которые гарантированно смогут уцелеть после первого удара. С тем, чтобы в ответ уничтожить противника, даже если уже не существует самой страны, которую они охраняют. БЖРК стал одной из самых удачных систем вооружения, созданных для нанесения «удара возмездия» .

Нельзя сказать, что само по себе размещение боевой баллистической ракеты на железнодорожной платформе – сугубо российское ноу-хау. Впервые с чемто подобным советские ракетчики столкнулись, еще когда разбирались с трофеями, доставшимися им после победы над Германией. В конце войны немцы экспериментировали с мобильными стартовыми комплексами своей ФАУ-2, в том числе пытались ее размещать как на открытых платформах, так и непосредственно в железнодорожных вагонах. В 50-60-х годах над проектами боевых железнодорожных комплексов работали самые известные наши ракетные конструкторы того времени – Семен Лавочкин, Михаил Янгель, Сергей Королев.

Правда, ничего путного из этого не вышло: имеющиеся на тот момент жидкотопливные ракеты были слишком громоздки и ненадежны. Даже после того, как с середины 70х годов армия и флот начали перевооружаться твердотопливными межконтинентальными баллистическими ракетами, создание БЖРК продолжало оставаться крайне сложной технической задачей. В итоге с момента выхода в январе 1969-го первого правительственного постановления о начале разработки железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 до окончательного принятия БЖРК на вооружение в ноябре 1989-го прошло больше двух десятков лет.

В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

Родились братья на Рязанщине, в поселке Лашма на берегу Оки. В семье было еще два брата. Вклад этой семьи в оборону страны трудно переоценить. В 1941 году, окончив школу в городе Касимов , Владимир ушел на фронт и воевал всю войну от первого до последнего дня. Был связистом, и эта военная специальность привила ему особую ответственность. В войну он чудом остался жив. Закончилась она для Владимира Уткина в октябре 1945 года. А осенью 1946-го, по примеру братьев Николая и Алексея, поступил в Ленинградский Военмех. Жили братья дружно, но трудно, подрабатывали на железнодорожной станции. Разгружали уголь и не думали о том, что когда-нибудь им придется загружать вагоны стратегическими ракетами.

После окончания института Владимир Уткин был направлен в военную промышленность, где требовались новые, свежие умы. Ведь теперь, с приходом “холодной войны”, линия фронта проходила через “Южмаш”, Байконур , Арзамас-17 и другие предприятия ВПК. В октябре 1961 года с трибуны XXII съезда КПСС вдруг неожиданно, в характерной для него эмоциональной манере Н.С. Хрущев обрушил на весь мир сокрушительное сообщение: СССР испытал на Новой Земле водородную бомбу мощностью 50 миллионов тонн тротила – это больше, чем было взорвано тротила за шесть лет Второй мировой войны всеми ее участниками.

Этим сообщением был дан сигнал американцам: хотя вы и превосходите нас в 10 раз по носителям ядерного оружия , но одна только такая бомба, доставленная до территории США, обеспечит неизбежность возмездия. Это все так, но при всех своих преимуществах ракетно-ядерное оружие было все-таки уязвимо, и нашим потенциальным противникам давно были известны стартовые площадки межконтинентальных ракет. Взорвись водородная бомба над районом ракетного базирования или над аэродромами стратегической авиации, и от былого ядерного могущества мало бы что осталось. Доктрина неотвратимости возмездия затрещала по всем швам. И тогда гонка вооружения началась на новом уровне: созданием шахт для ракет, которые могли бы нанести ответный удар, перенос их на подводные лодки, на борт стратегических бомбардировщиков.

Американцы прятали в шахты свои "Титаны-2" , мы – "Р-16" . Но очень скоро стало ясно, что точно наведенная межконтинентальная ракета может достать цель и в шахте. Ракета "Першинг-2" способна была долететь к нам из Европы за 6-8 минут. Ровно столько времени требовалось, чтобы открыть 200-тонный люк нашей ракетно-ядерной шахты. Мы вовремя отвечали американцам, но они уже завершали создание ракет четвертого поколения «Трайдент-2?, и никакая инженерная защита не помогла бы выжить ракетным системам в случае ракетного нападения. Поэтому было принято решение о создании мобильных ракетных систем.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Двигатель решили сделать на твердом топливе, но подобных разработок в КБ тогда не было. Несмотря на колоссальные трудности, такой двигатель был создан. Далее: ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали. Тогда решили убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя – точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны . Тогда сконструировали металлический складывающийся обтекатель!

А ведь в составе «ракетного поезда» имеется еще и уникальный командный модуль, особенностью которого стала повышенная защита от мощного электромагнитного излучения контактной сети. Для него разработаны уникальные антенны спецсвязи, которые гарантированно обеспечивают прием сигналов боевого управления через радиопрозрачные крыши вагонов. Наружу-то их выводить было никак нельзя, поскольку БЖРК должен во всем походить на обычный поезд.

Наконец, надо было обеспечить полную автономность «ракетного поезда» во время его выходов на маршруты боевого патрулирования, протяженность которых достигает 1,5-2 тыс. км.

А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах . На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца . Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда? И главное – старт. Как сделать, чтобы огненный хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской температурой? И как решить эти вопросы? Решили!

Пороховой двигатель выталкивает ракету на небольшую высоту, включается двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна. Нашлось-таки главное решение, которое венчало все остальные и обеспечивало запас инженерной прочности на много лет вперед. Ведь к тому моменту никто в мире не смог создать ничего подобного. «Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу , – позже сказал Владимир Федорович. – Мы должны были сделать этот ракетный поезд и мы сделали его! » Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний – 12-й – сдан в 1992-м.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 7 полков (всего около 20 пусковых установок, все в районе Костромы). Составы находились на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развернуто три ракетные дивизии , вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебенкой.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения (”Сияние”) и молниезащиту (”Гроза”). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны (”Сдвиг”). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) – на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) – на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

По словам же тех, кому приходилось участвовать в его учебных запусках с северного полигона «Плесецк» , это феерическое зрелище. Получив приказ на запуск, «ядерный поезд» останавливается и фиксирует себя на железнодорожном полотне. Над составом поднимается специальное устройство, которое отводит в сторону контактную сеть. В это время в боеголовки ракет уже загружается полетное задание с уточненными координатами места старта и цели (ракета может стартовать с любой точки маршрута боевого патрулирования, в которой поезд находится в момент получения приказа).

Распашные крыши вагонов, в которых находятся в своих транспортно-пусковых контейнерах (ТПП) ракеты, отходят в сторону. Мощные домкраты поднимают ТПП в вертикальное положение. Получив команду на запуск, ракета выбрасывается из контейнера на 20-30 м пороховым аккумулятором давления, импульсы коррекции уводят ее чуть-чуть в сторону от пусковой, а потом включается маршевый двигатель, который с ревом уносит «Молодца» в небо, оставляя за собой густой шлейф дыма, характерный для твердотопливных ракет.

Стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов. Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка американцев провалилась.

Но времена изменились, в начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты. А сейчас приглядываются к тому, как можно будет обезглавить наш «Скальпель». Ракетные железнодорожные космодромы гонять по всей стране было признано нецелесообразным, принято решение о переводе «Скальпелей» на дежурство в закрытых зонах. Теперь, к радости американцев, все они там и находятся, и охраняют их разве что от грибников…

Да, американцы многого добились, они поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18 , «ласково» ими называемых «Сатана», и уникальный ракетный поезд «Скальпель» . Пришедший к власти Горбачев сразу же согласился, Ельцин последовал его примеру. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы превращались в металлолом. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях.

Назначенный директором головного института «ЦНИИМАШ» Владимир Уткин навсегда оставляет конструкторскую работу по созданию боевых ракетных комплексов, и судьба вновь сводит его с американцами, но теперь астронавтами. Встречаясь с ними, Владимир Федорович сказал: «Космос – это поле, где мы должны сеять только мирные семена и не лезть в этот космос ни с чем другим. И оттуда научиться жить на Земле так хорошо, чтобы вы видели и думали: «Чего они там, на маленькой Земле, делают?» И эти слова – не отступление от прежних позиций, а понимание того, что все свои работы по разработке ракетных комплексов он создавал вынужденно, в ответ на угрозу со стороны противной стороны, в интересах защиты Родины. Создавал паритет, который в конечном итоге помог и помогает сохранить мир от термоядерной войны.

Владимир Федорович Уткин, дважды Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий, к сожалению, не дожил до своего 80-летия. В городах Рязани и Касимове, а также на Троекуровском кладбище Москвы, где похоронен Владимир Федорович, ему установлены памятники.

Да, он был великим конструктором, но о нем знал лишь узкий круг людей. Владимир Уткин создал ракету СС-18 – самую мощную и надежную в мире, которая несет 10 ядерных боеголовок и 40 ложных целей. До сегодняшнего дня американцы не могут сделать ничего подобного.

С созданием ракетного комплекса железнодорожного базирования «Скальпель» жизнь братьев Уткиных превратилась в легенду. Они удивительно талантливо, с невероятной изобретательностью выполнили порученное им страной дело.

Как это работало.

Выходил состав с "рефрежераторами", которые по внешнему виду ничем не отличались от настоящих. В каждом составе - три модуля. В каждом модуле - три вагона и маневровый мотовоз, тоже закамуфлированный под холодильник на колесах. На ходу или на любой стоянке пуски из этого состава не проводились, как сегодня пишут в российских изданиях. Поезд приходил в определенную точку железной дороги - места базирования. Модули отцеплялись от главного локомотива, и при помощи маневровых тепловозов "разбегались" по железнодорожным веткам в радиусе 80-120 километров. Обычно это был треугольник. На каждой его вершине, где находились бетонные тумбы, в течение 12 часов или сутки несли боевое дежурство эти ракетные комплексы. Затем обратно "сбегались" к тяговому тепловозу и двигались на следующую точку. А их на территории Союза было 200. Кстати, вагоны модуля были не расцепляемые: как их состыковали в Павлограде, так они и катались по необъятным просторам нашей бывшей огромной Родины. К тому же, они были полностью автономны. Кроме пускового вагона, в состав модуля входила 60-кубовая цистерна для топлива, изготовленная из нержавеющей стали. От нее уходили трубопроводы, что позволяло заправлять маршевые тепловозы прямо на ходу.

Пуск

Две трехметровые телескопические "лапы" выходили из-под днища вагона и опирались на специальные железобетонные тумбы, жестко фиксируя стартовый вагон. В самом вагоне имелась еще и платформа прицеливания, которая при фиксации вагона плотно упиралась в железнодорожное полотно, считывая координаты нахождения модуля. Таким образом, на каждой точке боевого дежурства каждая ракета получала четкую программу и заданную траекторию полета к реальной цели вероятного противника.

Когда пусковой вагон уже зафиксирован в определенной точке железной дороги, по команде оператора гидравлические домкраты заштыривания, освобождают его крышу. Затем синхронно срабатывают торцевые гидродомкраты, и вагон раскрывается словно сундук, только на две половины. В те же секунды начинает активно работать главный гидронасос главного гидродомкрата, и огромная "сигара" ТПК плавно становится в вертикальное положение и фиксируется боковыми кронштейнами. Все! Ракета к пуску готова!

Ракета несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа "MIRV" с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. (На Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью 10 кт.). Далность полета 10 тысяч километров.

Мариупольские машиностроители комплектовали эти поезда очень надежными системами ТВР (температурного и влажностного режима) и системами пожаротушения. Летные испытания ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего было произведено 32 пуска.

Кстати, за успешное проведение испытаний "Скальпеля" в Плесецке, группа ведущих украинских конструкторов и машиностроителей была представлена к высоким правительственным наградам. В основном награждали медалью "За трудовую доблесть", но вскоре им должны были присвоить почетные звания "Заслуженный работник транспорта СССР". Хотя по действовавшему тогда положению "дистанция" от награды к награде - не менее трех лет. Потребовалось особое ходатайство отраслевого министра о досрочном присвоении "заслуженных".

В 1991 году список положили на стол Михаилу Горбачеву, которому через неделю-две предстояло расстаться с президентским креслом главы сверхдержавы. Что тогда думал Михаил Сергеевич, - одному ему известно. Но с кандидатами в "заслуженные" он поступил в свойственном ему духе принятия непредсказуемых решений. Горбачев решил: последним гражданином, трещавшего по швам, Советского Союза, кому он присвоит это высокое звание "заслуженного", будет … Алла Борисовна Пугачева. Подпись - Президент СССР…

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования “Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой “Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.

Новый боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин » готовится к финальной стадии испытаний. После их успешного завершения БЖРК поступит в Российскую Армию и встанет на боевое дежурство. Обнаружить такой поезд с ракетой на широких российских просторах вероятному врагу будет практически невозможно. В его основе — большой опыт разработок аналогичных комплексов и новейшие технологические решения.

Новость об успешном испытании БЖРК «Баргузин» несколько поспешила быть обнародованной. Первоисточником являлся сайт передачи Андрея Караулова «Момент истины», и каких-либо подтверждений не было, хотя новость разошлась по многим сайтам. Затем «Интерфакс» связался сМинистерством обороны по своим каналам, и выяснилось, что, хотя испытания запланированы на нынешний год, пока пусков не было. Однако до конца года остается еще два месяца.

«Необходимо на новом изделии подтвердить реализуемость «минометного» старта изделия и его последующего увода в сторону от ракетного поезда, в котором находятся люди и технологическое оборудование, после чего будет запускаться маршевый двигатель МБР».

Хотя журналисты немного и поспешили, разработка идёт полным ходом, так что обсудить «Баргузин» можно и сейчас.

Стоит кратко вспомнить его предшественника - БЖРК 15П961 «Молодец »:

Хорошее видео, но в конце - подтасовка: комплексы, оказывается, «прослужили около 20 лет и по окончании гарантийного срока эксплуатации их расформировали ». Принятие на вооружение первого ракетного полка с РТ-23УТТХ - октябрь 1987 года, и почему же не производили новые поезда, а дожидались конца гарантии? Да и после гарантии можно было провести профилактику/модернизацию, как это делали с ракетами.

Увы, из 12 ракетных поездов два были переделаны в музейные экспонаты (находятся в Техническом музее «АвтоВАЗа» и в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга ), а остальные были уничтожены, несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году.

Уж очень не нравился Вашингтону «Молодец» (по классификации НАТО - «Скальпель»): стратегические ракеты с ядерными боеголовками катаются по железной дороге, и попробуй найди. А если и найдёшь - то попробуй помешать запуску. В 1991 году поставили эксперимент: неподалёку от «Молодца» сложили кучу из противотанковых мин, вывезенных некогда из Германии , высотой около 20 метров и подорвали. Мощность взрыва составила около килотонны, в результате возникла воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров - а сразу после взрыва ракета была запущена в штатном порядке.

Впрочем, некорректно сводить причины только лишь к желанию ублажить Вашингтон. Да, трудно отслеживаемые БЖРК вызывали желание уничтожить их «договорным способом» - у самих США уже тогда специалистам были понятны проблемы с современными МБР, да и вообще с военными разработками. Скажем, аналог «Молодца» Пентагон так и не сумел разработать (проекты «Peacekeeper Rail Garrison» и «Midgetman»), между тем как у китайцев что-то потихоньку получается.

Но дело также и в том, что ракеты 15Ж61, которые использовал «Молодец», выпускались на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»), который после уничтожения СССР остался на территории Украины , где и деградирует до сих пор. Понятно, что надеяться на надёжность украинских поставщиков было бы крайне наивно и до майдана .

Надеяться на надёжность украинских поставщиков высокотехнологичной продукции крайне наивно.

Кроме того, «Молодец» имел свои недостатки - например, всё же был заметен, так как из-за веса ракет состав тянуло сразу три тепловоза, а вагоны с пусковыми установками имели дополнительные оси, так что с обычным рефрижераторным составом его спутать было сложно. Устарело, естественно, и навигационное оборудование.

Поэтому было принято решение не пытаться восстановить проект «Молодец», а сразу разработать современный вариант - «Баргузин».

Сообщалось, что по плану в 2016 году было лишь создание документации, но, как вы уже знаете, уже вскоре начнутся испытания системы запуска. Всё логично: специфика была отработана ещё на «Молодце»: механизм отвода электрических проводов, миномётный взлёт, отвод выхлопа ракеты в сторону при старте.

При этом новый ракетный поезд становится нераспознаваемым: в нём используются ракеты РС-24 «Ярс» . Хотя они имеют лишь 4 боеголовки, а на 15Ж61 их был десяток, сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, а вдвое больше. Конечно, всё равно получается 24 против 30.

Однако не надо забывать, что «Ярсы» - это более современная разработка, и вероятность преодоления ПРО гораздо выше. При этом вес ракет практически вдвое меньше, и вес вагона получается сравнимым с обычным. Поэтому снаружи маскировка идеальная, а сам состав может тянуть двойной локомотив. Обновлена и система навигации: уже не надо задавать заранее координаты целей, всё можно оперативно поменять.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 км, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами вплоть до «часа Х». Время «автономки» - месяц.

Почему же США так настаивали на уничтожении «Молодцев» и теперь очень недовольны «Баргузином»? Всё дело в концепции войны: если Россия всегда играет от обороны (хотя, конечно, нельзя забывать, что в некоторых случаях обороной может быть и превентивный ядерный удар), то военная доктрина США - всегда атакующая. И если с ядерным оружием у Пентагона дела всё хуже и хуже, да и его использование не будет одобрено другими значимыми странами, не говоря уж об ответной ядерной атаке, то концепция «Быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike, PGS) предусматривает массированный глобальный удар неядерными силами.

Военная доктрина США - всегда атакующая.

Происходит «разоружение»: неядерными, но мощными взрывами уничтожаются известные военные и гражданские цели, после чего результат отличается от использования ядерного оружия разве что отсутствием радиоактивности. Подчеркнём именно глобальный характер такого нападения - будут уничтожаться и промышленные центры, а не только военные объекты. Наглядный пример из прошлого: бомбардировки Дрездена США и Великобританией. Военного смысла они не имели, функция чисто устрашительная (как и применения атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки впоследствии).

И вот против такой атакующей стратегии «ракетные поезда» - очень хорошее «противоядие», поскольку их не получится уничтожить точным ударом, и в ответ на агрессию «Ярсы» взлетят - и, соответственно, прилетят. До 2020 года должно быть принято на вооружение 5 полков БЖРК «Баргузин» - это, соответственно, 120 боеголовок.

Впрочем, надо отметить, что, разумеется, БЖРК тут не является неким чудо-оружием: если вдруг Вашингтон коллективно сойдёт с ума и санкционирует такой залп по России, то его массовость будет очевидна - и, соответственно, в ответ можно сразу запускать ракеты с ядерными боеголовками, и не только с поездов. Т.е. получаем тотальную ядерную войну, в которой начинать с неядерных зарядов как-то странно, вероятность уничтожения противника для США меньше при гарантированности своей. Поэтому «быстрый глобальный удар» против России всё равно не работает, но может быть применён к стране поменьше. А вдруг в таких странах тоже научатся делать ракетные поезда? Плохой пример подаёт Россия, никакой жизни агрессору.

Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник – «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных из неназванного источника, на данный момент никакой реальной информации о прекращении работ над комплексом “Баргузин” нет. Заметим, Минобороны России данный вопрос никак не комментирует.

Но не так давно “Российская газета” со ссылкой на непонятный источник сообщила, что на Землю , а под угрозой находятся Самара, Казань и Нижний Новгород. В результате, ссылаясь на “Российскую газету” приготовиться к страшной и мучительной смерти жителям Казани, Самары и Нижнего Новгорода стали советовать многочисленные региональные СМИ…

Нехорошая история. Как-то больше верится министерству обороны РФ. Напомню, год назад, в декабре 2016 года, минобороны сообщило – бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно. По официальному сообщению, пуск был осуществлен не собственно ракетой “Ярс”, а, как было уточнено, его малогабаритной моделью. Эти испытания явились этапом перед началом более серьезных работ по созданию комплекса. Они должны были подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе.

Что же произошло за прошедший год? Действительно ли Россия сворачивает развертывание “ядерных поездов”?

Маловероятно. Скорее всего, боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» переходит на, так сказать, подземно-тоннельный уровень . Тот самый, на который давно ушли, к примеру, разработки лазерного оружия.

Так что есть все основания поразмышлять именно в этом направлении…

Для чего России нужны БЖРК?

Нужны ли России “ядерные поезда”? Да, конечно.

Их создание в СССР стало вынужденной мерой после того, как в США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По подводным лодкам оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. в океанских просторах они неуловимы, сами же они могли приближаться к нашей береговой линии вплотную, держать под прицелом основную территорию страны. Паритетно ответить СССР не мог.

За прошедшие десятилетия страны НАТО сумели покрыть моря и океаны сетью гидроакустических станций, отслеживающих перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения… Порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их совсем не ждали. Однако, проблемы глобальной скрытности это не решало.

Основой советских РВСН являлись шахтные пусковые установки. Понятно, они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Между тем, самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы . Внешне, особенно сверху, БЖРК ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза – так ведь многие поезда тянут два локомотива… В общем, идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно.

Боевые ракетные поезда легко терялись на необъятных просторах, могли уходить в многочисленные подземные тоннели – неиспользуемые или специального военного назначения. Так, только вдоль железнодорожной линии от Аши до Златоуста (Южный Урал) находятся более 40 тоннелей и подземных штолен, позволяющих укрыть любой железнодорожный состав от наблюдений из космоса… В случае необходимости поезд мог быть выдвинут из тоннеля и подготовлен к стрельбе за 3-5 минут. Если сигнал на ракетный пуск застигал поезд в пути, он экстренно тормозил, у вагонов выдвигались опоры, провода железнодорожной контактной сети раздвигались и производился залп!

У железнодорожников БЖРК получили литеру “поезд номер ноль”. Ракетные поезда “Молодец”, каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, стояли на вооружение с 1987 года. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel .

К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра. Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Новое поколение БЖРК “Баргузин”

Работы над БЖРК под названием “Баргузин” в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад рассматривает нашу страну как главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО, а ракеты “Булава” для стратегических подводных лодок нового поколения на тот момент не оправдывали надежд – при залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в “молоко”. Специалисты позже разобрались, в чем дело, и на данный момент проблема решена, но в 2012 году ситуация была неясной. Именно это активизировало работы по ракетным ядерным поездам.

К 2016 году, по заявлению Главкома РВСН Сергея Каракаева, проектирование нового БЖРК под условным названием “Баргузин” было завершено. По словам Каракаева, “Баргузин” будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года. В конце 2017 года, по его словам, Верховному главнокомандующему РФ В.В. Путину должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения.

Разработку БЖРК вел Московский институт теплотехники, где создавались “Тополь”, “Ярс” и “Булава”. Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали. Главное – ракеты стали легче. Это позволило убрать демаскирующие признаки – усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. Возможно, увеличилось общее число ракет на одном поезде. По сути, БЖРК стали сухопутной стратегической лодкой, поставленной на рельсы. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.

Как ранее сообщалось, железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет оснащен МБР РС-24 «Ярс». Были названы сроки принятия комплекса на вооружение.

«У нас есть современная ракета , достаточно малогабаритная, чтобы разместить ее в обычном вагоне литерного поезда, и вместе с тем имеющая мощное боевое оснащение. Поэтому пока создавать для «Баргузина» другие ракеты не планируется»,

– сообщал источник из ВПК. Он отметил, что главное сейчас – за три-четыре года создать на новой технологической основе сам железнодорожный комплекс и успешно испытать его с «Ярсом».

По данным источника, первый «Баргузин» может быть поставлен на боевое дежурство в начале 2018 года. «Если все будет идти штатно, по графику, то при должном финансировании «Баргузин» может быть принят на вооружение на рубеже 2019-2020 годов», – добавил источник. Ранее другой источник сообщил, что один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет и будет приравниваться к полку.

Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о различных аспектах работы и развития своего рода войск, а также затронул тему перспективных проектов.

Стратегический “поезд №0” должен стать дейсвительно невидим для технической разведки

БЖРК «Баргузин» должен объединить в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. С. Каракаев отметил, что комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец». Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.

Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ) и в Удмуртии, где планируется производство ракетного комплекса. За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава».

БЖРК «Баргузин» по своим характеристикам будет превосходить систему «Молодец», однако будет иметь большое сходство с базовой. Главком РВСН отмечал, что стартовый вес новой ракеты не должен превышать 47 тонн, а габариты должны соответствовать размерам стандартных железнодорожных вагонов. Сравнительно малый вес ракеты является важной особенностью нового БЖРК, отличающей его от «Молодца» и дающей преимущество перед ним. Ракеты 15Ж62 весили более 100 тонн, из-за чего вагон с пусковой установкой оснащался специальным оборудованием для распределения нагрузки на соседние вагоны.

Такая конструкция агрегатов комплекса позволяла довести нагрузку на пути до приемлемых значений. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без сложных систем, соединяющих вагоны и перераспределяющих нагрузку. По общей архитектуре и внешнему виду новый БЖРК «Баргузин» будет весьма похож на комплекс «Молодец». Ввиду необходимости маскировки ракетный комплекс должен выглядеть, как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет размещаться все необходимое оборудование.

Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет.

Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты. Так как основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». Известные характеристики ракеты РС-24 «Ярс» позволяют примерно представить, какой будет ракета БЖРК «Баргузин».

Изделие «Ярс» имеет три ступени, общая длина – около 23 м. Стартовый вес – 45-49 т. Максимальная дальность пуска достигает 11 тыс км.

Подробная информация о боевом оснащении отсутствует. Согласно различным источникам, ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения. Ракета «Ярс» может использоваться как с шахтными, так и с мобильными пусковыми установками. Как и существующие подвижные грунтовые ракетные комплексы, железнодорожные системы имеют высокую мобильность. Однако использование существующей железнодорожной сети обеспечивает им гораздо большую стратегическую мобильность, поскольку состав с ракетами при необходимости может быть переброшен в любой район. С учетом размеров страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет.

Так будет ли ракетный поезд? Во-первых, он уже есть и различные модификации испытаны. Во-вторых, если поезд создается невидимым, то и делать это следует скрытно – тогда все получится. Ведь раньше именно так все и получалось…

2019-09-02T10:43:05+05:00 Alex Zarubin Анализ - прогноз Защита Отечества Люди, факты, мнения анализ,армия,ВКС,вооруженные силы,оборона,Россия Ракетный поезд "Баргузин" Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник - «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных... Alex Zarubin Alex Zarubin [email protected] Author Посреди России

Тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально созданный железнодорожный состав, в вагонах которого располагаются стратегические ракеты (в основном межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», применяется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) , единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного выпуска. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были разобраны и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по применению железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по данному направлению велись и в СССР, и в США.

История

В США

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х. Появление твердотопливной МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным пуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы. Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями - так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации - и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения.

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов передвигались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По итогам операции в 1961 был подготовлен проект и собран прототип железнодорожного состава, который мог нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта оказалась слишком высокой. Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением - дешевым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов применялись как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания.

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При проектировании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном результате было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а еще 50 - на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав - обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison) - должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, рассредоточенные по железнодорожной сети США и постоянно меняющие позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошел испытания, но к этому времени Холодная война уже окончилась, и в 1991 году вся программа была свёрнута. В наше время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Основным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Ведущими конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины.

В. Ф. Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, создавал ракету-носитель. А. Ф. Уткин создавал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу создателей, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК - Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).

"Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были расположить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен передвигаться по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?"
- В. Ф. Уткин, генеральный конструктор КБ «Южное»

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ проходили в 1985-1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было осуществлено 32 пуска. Было произведено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проходили в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные - офицеры и прапорщики.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

10-я гвардейская ракетная дивизия в Костромской области;
-52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край);
-36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край).
В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале - марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была собрана специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 - 2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления применения боевых железнодорожных ракетных комплексов.

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (разработчиком ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической базе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года закончит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, вооружённый МБР с разделяющейся головной частью, спроектированной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.

Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин».

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

БЖРК обладал также следующими минусами:

Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять базирование комплекса при помощи современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.

Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» - имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога - 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с применением электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.

Износ железнодорожных путей, по которым передвигался столь тяжёлый комплекс.

Сторонники эксплуатации БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 тыс. км. Одного изделия, содержащего 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

Расчёты, проводившиеся американскими специалистами, применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 000 км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при применении для нападения 150 МБР типа «Воевода».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»