Что говорит Православная Церковь о рунах? Бесы в библии. Псалом Давида

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Бесы в славянской мифологии - злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.

В христианстве слово «Бес» стало синонимом слова «Демон». У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества.

Злобные духи, слуги Сатаны.

Под разными именами бесы существовали почти во всех мировых религиях. Несмотря на различные названия, у всех народов они считались невидимыми врагами человека, носителями всего самого скверного и неизменно вызывали ужас и отвращение. Именно эти качества обусловили славянское название бесов, на древнеиндийском языке звучащее как "вызывающий страх и ужас ".

В языческой мифологии Древней Руси бесами считались такие почитаемые боги, как Перун, Белес, Мокша, образы которых получили продолжение во многих других существах.

Корни славянского слова "бес" лежат в индоевропейском языке, где существует понятие "bhoi-dho-s", что буквально означает "вызывающий страх".

В христианских представлениях бесы - шпионы дьявола, бойцы его нечистого войска, противостоящие Святой Троице и небесной армии архангела Михаила. По преданию, бесы считались заклятыми врагами человека, они насылали душевные болезни (беснования), вызывали ссоры между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
Известна русская поговорка "Бес попутал", обозначающая нелогичный поступок.


Майков Игорь. Похититель Луны или Тихое Счастье

Злая сущность бесов, считавшихся причиной появления негативных явлений в обществе и душе человека, сопровождавших душевные болезни, семейные и социальные конфликты, не допускала каких-либо договоров с ними, а если такое случалось, то это могло принести человеку несчастья в будущем.

Достаточно вспомнить знаменитую поэму И.-В. Гёте "Фауст", где автор убедительно доказал опасность сделок с нечистой силой. Однако злое начало было присуще бесам не всегда: в сказаниях они появились в образах ангелов, а затем коварно изменили создателю, став помощниками дьявола.

Как напоминание об изначально ангельском прошлом у них сохранились крылья; в западной мифологии бесы имели крылья летучих мышей.

В то время когда они были ангелами, бесы обладали огромными знаниями, мудростью и могуществом. Сохранив все эти качества в злом образе, бесы умело использовали знания для коварных дел, глубоко проникая в мысли человека, направляя его деятельность во зло близким и обществу.
Подобно многим мифическим существам, бесы невидимы, но способны принимать любой облик, используя внешность для достижения собственных целей. Истинная сущность беса подробно описана в священных текстах различных религий, отличаясь лишь деталями.
Так, типичный бес - это рогатое существо, густо покрытое шерстью, с человеческими руками, с копытами на ногах и длинным хвостом.

У некоторых народов бесы наделены огромными ушами, крыльями (в качестве напоминания об ангельском прошлом) или длинными когтями. В облике славянского беса четко прослеживается его сходство с греческим сатиром и фавном: небольшие рожки, копытца, хвост.

Еще одно представление о бесах связано с религиозным фанатизмом. Например, славяне часто наделяли беса внешностью жителя мусульманских стран, таким образом подчеркивая свою неприязнь к иноверцам. В русской мифологии бесы представлялись эфиопами ("черными муринами"), поляками (ляхами) и даже немцами.

По преданиям, приближение беса отмечалось ощущением безысходности, странной тоски; человека мучила тошнота и судорожный смех без причины. В XV-XVI веках в некоторых европейских странах возникли слухи о бесах, принуждающих людей к плотскому совокуплению. Их мужские образы назывались инкубами, а женские - суккубами.


Бес. Кононенко В.А.

По христианским представлениям, особое внимание нечистая сила уделяла пустынникам и религиозным аскетам. Вероятно, по этой причине в период зарождения монашества отшельники поселялись в глухих лесах или в бескрайних степях, то есть в тех местах, где, по легендам, обитала нечистая сила.
Зная о том, что, подобно ангелам, бесы возникают и исчезают по своему желанию, отшельники старались сразиться с бесами-искусителями на их территории. Самой поучительной историей величия духа истинно верующего человека стала легенда об искушении Антония Великого, который считался основателем монашеского движения.


Иероним Босх. "Искушение святого Антония"

Бесы - в славянской мифологии враждебные человеку злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, рогами и копытами, со свиным рылом, окутанными смрадом или дымом.
По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных (чаще всего, свиней) или прикидываться человеком.
Характерна русская пословица: "У нежити своего облика нет, она ходит в личинах".
Само слово "бес" является общеприменимым ко всей нечистой силе. Душа неправедных (грешных) людей после смерти не могла попасть в Ирий (Вырий, Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции, безчестие, разврат, хаос и другие негативные явления, вызываемые этими проделками у живых людей служили пищей таким духам.
Бесы - это злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников Ангелы-хранители.

Бес - славянское обозначение "без", а дальше следует любое положительное понятие, например: без... совести (безсовестный, бессовестный - абсурдная, но "официально утвердившиеся" ошибка, толи умышленно внёдрённая в великорусский язык, толи оставшиеся в нём по какому-то недоразумению), без...Бога (безбожный, подумайте сами может ли быть бес... божный), без... праведный (безправедный - правильно, бес... праведный - такая же нелепица, может ли бес быть праведным и жить по Пра-Ведам и Прави?), без... чести (безчестный - верно, бесчестный - честный Бес, комментарии в данном случае вообще излишни, может ли Бес (Слуга Сатаны) который постоянно обманывает людей быть честным?) и т.д. Но есть и слова, где употребление "бес" будет вполне уместно, например, бесподобный - то есть бесоподобный.

По мере распространения христианства языческие представления о враждебных духах соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога ("падшие ангелы").
В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. В древних преданиях так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола (Сатаны). Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю.
Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям.

В народе известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей. Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть, в редких случаях может и погубить. Особенная активность бесам приписывается в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти. Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу.
Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая когда он оступиться, его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: "Бес попутал" и т.п. Чтобы уберечься от бесов, язычники носили на шее амулет, христиане же крест.

Широко известно стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Бесы":

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!.." - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?"
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

Хвостатые гости

Однажды к вдове, которая собрала к себе на посиделки несколько девиц, заявились пятеро молодых людей и начали угощать всех присутствующих сладостями.
В это время у одной девицы как-то нечаянно выпало из рук веретено. Нагнувшись его поднять, она с ужасом заметила: у всех молодцов видны хвосты, а на месте сапог лошадиные копыта!
Девица мигом смекнула, что это бесы. Сделав вид, будто ей хочется пить, она взяла кружку, приглашая других своих подружек пойти с ней в сени попить воды, но те отказались.
Вышедши в сени, девица эта побежала на село за подмогой. Пока она созвала людей, пока привели попа и явились опять к вдове, все находящиеся тут были уже почти бездыханны. Долго приводили их в чувство, уже отчаялись было. Мельникова дочь даже поседела - так напугали ее гости с хвостами и лошадиными копытами. А тех молодцов и след простыл.

Борис Забирохин

Кумова кровать

Жили-были мужик да баба, и был у них сын. И так обедняли они, что хоть по миру иди. Мужик думал-думал - что делать, как хлеба добывать? - и надумал: стал учиться колдовству. Учился-учился и таки выучился с чертями водиться.
Вот пришло ему время женить сына. "Дай, - говорит он, - пойду да сосватаю у своих приятелей-чертей". Пошел и сосватал за сына опившуюся девку, что возит у чертей воду с прочими опойцами. Дело сделано, по рукам ударили, начали пиво варить. Нечистые завели свата и жениха в богатые каменные хоромы свадьбу играть и разослали позыватых звать гостей на пир, на веселье.
Со всех сторон наехало видимо-невидимо чертей; собрались и начали пить, есть, веселиться. Сват с самим сатаною в переднем углу сидит. Вот начали молодые дары дарить. Сатана много на отдарье положил казны и говорит свату:
- Ну, сватушка, подарил я молодого деньгами. Подарю и слугою. Вишь, один мужик продал нам своего сына и расписку на том дал; коли хочешь, кум, я тебе с сыном подарю эту расписку.
Кум бил ему челом, а сатана созвал всех чертей и спрашивает: у кого расписка? Указали на одного черта, а тот знай себе запирается, не хочет отдавать расписки. Сатана приказал его раздеть и бить за утайку железными прутьями. Как ни били, как ни колотили его - не могли ничего сделать, стоит на своем, да и только. Сатана и крикнул:
- Тащитека его на кумову кровать!
Черт так напугался, что сейчас же достал расписку и отдал сатане, а сатана - куму. Вот сват и спрашивает сатану:
- Какая это у вас кумова кровать, что даже черт напугался?
- Да так, кум, простая! Кровать эта сделана для нас, чертей, и для наших сватов, сродников, кумовьев; она вся огненная, на колесах и кругом вертится!
Сват убоялся, вскочил с места и давай бог ноги. А сатана ему вслед:
- Куда, кум, торопишься? Посиди, побеседуй с нами. Да ведь не уйдешь от нас; пожалуй, и притащат милого!

***

Славянская мифология.



































Языческие "божества" суть бесы
Ничтожная суть язычества очень сильно отражена в житие святых Киприана и Иустины. Сии святые есть истинные (не вымышленные) исторические персонажи жизненные события которых сохранены для наших (и будующих) времён.
В 3 веке по Рождестве Христовом в Антиохии жил известный философ и маг Киприан, родом из города Карфагена. Родители его были язычники. Они посвятили Киприана для служения Аполлону.
С семилетнего возраста Киприан учился у чародеев. В девять лет родители послали его для приготовления к жреческой должности на гору Олимп. Язычники считали Олимп жилищем богов. Там были многочисленные идолы, и в них обитали бесы.
На Олимпе Киприана научили разнообразным видам колдовства. Он знал имена всех нечистых духов и облик, в котором они являются. Киприан мог с помощью бесов изменять свойства воздуха, призывать гром, дождь или снег, наносить вред садам, полям и виноградникам, наводить на людей болезни. Киприану являлись многочисленные полчища бесов, с самим князем тьмы во главе. Одни из нечистых духов прислуживали своему господину, другие - были посылаемы в мир для совращения людей и для причинения им другого вреда.
Он вызывал разные призраки и привидения, и беседовал с ними. Киприану являлись и те бесы, которые принимали образы языческих богов и богинь.
Киприан, когда служил нечистым духам, пребывал в самом строгом сорокадневном посте. Лишь однажды, после захода солнца, он съедал немного дубовых желудей.
Достигнув пятнадцати лет, Киприан слушал уроки семи самых знаменитых языческих жрецов. После - он отправился собирать яыческую ученость по всему свету. Киприан, в дополнение к прочим своим уменьям, научился вызывать из могил мертвецов и заставлял их говорить. В 20 лет - Киприан учится в египетской столице Мемфисе. В 30 лет - осваивает астрологию под руководством вавилонских жрецов.
Киприан вернулся в Антиохию и здесь служил идолам. Ему вновь явился сатана. Князь бесов был милостив к магу, потому что тот часто приносил ему жертвы. Киприан рассказывал: "Обещал он мне поставить меня князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни - во всем помогать мне; при этом дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил, он обратился ко мне со словами: "мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай меня - и пускай все бесовские старейшины удивляются тебе". Множество злых духов различных степеней покорно стояли у его престола. И я, подобно им, всего себя отдал ему, повинуясь всякому его велению".
Во время жизни в Антиохии, Киприан причинил людям множество вреда. Одних - он соблазнил ложным языческим учением, других - прельстил колдовскими чудесами. Он приготовлял яды и губил человеческие жизни чародейством. В жертву бесам он закалывал юношей и девушек. Язычники почитали Киприана как главнейшего жреца и великого мудреца. Они обращались к Киприану со своими нуждами, и он содействовал им - в гневе, вражде, мести, зависти, и во всех других порочных чувствах.
В то время в Антиохии жила девушка по имени Иустина. Отец ее был языческий жрец.
И вот, однажды, Иустина сидела у окна в своем доме. Мимо проходил диакон по имени Праилий. Он сказал Иустине о Христе - Его Рождестве, Распятии и Воскресении. Эта проповедь пала на добрую почву. Иустина стала ходить в церковь. Слушая Слово Божие, она укрепилась в вере Христовой, а потом - убедила и свою мать Клеодонию, и престарелого отца Едесия. Едесий и сам давно уже размышлял о том, что не могут быть богами идолы, не имеющие ни души, ни дыхания, и сотворенные человеческими руками.
Однажды ночью Едесий увидел сон: великий сонм светоносных Ангелов, а посреди них - Христос. Христос сказал Едесию:
- Придите ко Мне, и Я дам вам Царство Небесное.
На другой день Едесий и его жена и дочь пошли к епископу Оптату. Они просили научить их Христовой вере и совершить Святое Крещение. Едесий рассказал о видении. Епископ возрадовался, наставил все семейство в правилах веры, крестил и причастил Святых Тайн Христовых. Когда Едесий укрепился в вере - епископ поставил его в пресвитеры. Едесий прожил в вере полтора года, и тихо почил.
Иустина же полюбила Христа более, нежели все земное. И диавол стал вредить Иустине, видя ее добродетельную жизнь.
Аглаид, сын богатых и знатных родителей, увидел Иустину, когда она шла в церковь. Аглаид был пленен ее красотой, а диавол вложил в сердце юноши нечистые намерения. Аглаид стал повсюду встречать Иустину и говорить ей льстивые речи. Но девушка избегала его, и даже не разговаривала. Аглаид просил ее выйти за него замуж. Но Иустина отвечала:
- Мой жених - Христос. Ему я служу и ради Него храню чистоту. А Он - и душу мою, и тело охраняет от всякой скверны.
Аглаид, обуянный страстью, хотел похитить девушку насильно. Он подговорил нескольких безрассудных юношей. Они подстерегли Иустину на пути в церковь, схватили и потащили в дом к Аглаиду. Иустина стала громко кричать и бить похитителей. Соседи выбежали из домов и отбили девушку у похитителей. Аглаид считал себя оскорбленным. Он пришел к Киприану и просил у него помощи, обещая большую плату. Киприан заверил, что девушка в скором времени сама будет искать Аглаида.
Юноша ушел обнадеженный, а Киприан привел одного из нечистых духов. Киприан был уверен, что этот демон сумеет разжечь страстью сердце Иустины.
Бес обещал исполнить это, и сказал горделиво:
- Для меня это нетрудное дело - заразить нечистой страстью девушку. Я не раз потрясал города, разорял дома, производил отцеубийства и детоубийства, поселял вражду и великий гнев между людьми, и многих целомудренных людей научил жить по вожделениям плоти.
Он дал Киприану сосуд со снадобьем и велел окропить из него дом Иустины. Киприан отдал снадобье Аглаиду, Аглаид окропил дом, и ночью бес вошел туда, чтоб склонить душу Иустины к рабству страстям.
Иустина в это время стояла на молитве. Она вдруг услышала в своем теле бурю телесной похоти. Она поняла, что это диавольское наваждение, и стала молиться Христу:
- Сохрани твою овцу, Добрый Пастырь, и не предай на съедение зверю, который хочет поглотить меня. Даруй мне победу на злое вожделение моей плоти.
Иустина молилась всем своим существом - и бес с позором бежал от нее. Страсть оставила девушку, а посрамленный бес пришел к Киприану.
- Я не мог одолеть ее, потому что видел на ней знамение, которого устрашился, - сказал бес волшебнику.
Киприан тогда направил к Иустине более злобного беса. Но Иустина возложила на себя трудные подвиги. Она носила власяницу и строго постилась. И второй бес, равно как и первый, не имел никакого успеха.
Тогда Киприан призвал одного из бесовских князей. Тот принял вид женщины, вошел в Иустине и стал говорить ей о супружестве. Бесовский князь говорил, что Священное Писание прославляет брак, потому что он установлен Самим Богом.
Иустина узнала обольстителя. Она осенила себя знамением Креста Господня и все сердце свое обратила ко Христу. Бесовский князь исчез и явился Киприану.
- Неужели и ты, бесовский князь, не можешь одолеть девушку? - спросил Киприан.
- Мы не можем смотреть на Крестное знамение, - ответил нечистый дух, - Оно, словно огонь, опаляет нас.
- Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас, - сказал Киприан в великом гневе.
Тогда бесовский князь принял образ Иустины и пришел к Аглаиду, чтобы утешить его. Но едва лишь Аглаид произнес имя девушки - бесовский князь исчез. Самое имя Иустины сделалось страшным для бесов.
Киприан обратил Аглаида в птицу, чтобы тот проник в дом Иустины. Но едва лишь Иустина взглянула в окно - бес испугался и оставил Аглаида, и тот оказался на краю крыши, и не разбился лишь потому, что молитва Иустины спасла его. Киприан и сам обращался - то в женщину, то в птицу, но сила оставляла мага, едва лишь он достигал дома Иустины. Он наводил всевозможные бедствия на дом Иустины, ее родственников, и поразил ее тяжкой болезнью.
Мать плакала над девушкой, но та утешала ее словами пророка Давида: "Не умру, но жива буду, и повем дела Господни".
Киприан, продолжая злобствовать, навел на город тяжелые болезни. Пошли слухи, что жрец мстит Иустине за отказ выйти замуж за Аглаида. Граждане убеждали девушку не противиться жрецу, но та ответила, что бедствия скоро кончатся. По ее молитве, прекратились болезни в городе, и все больные выздоровели. Многие люди уверовали в Христа, а над недавно страшным магом Киприаном - открыто смеялись.
А Киприан убедился, что нет силы, которая бы могла преодолеть силу Креста Господня и Имени Христова.
- Ныне я понял, что ты ничтожество, - сказал Киприан диаволу. Диавол принялся бить бывшего чародея. Киприан тогда вскричал:
- Боже Иустины, помоги мне!
Он осенил себя Крестом - и диавол отскочил, словно пущенная из лука стрела.
Более он не смел приблизиться к Киприану, устрашенный Именем Божиим.
Киприан сжег все свои колдовские книги и крестился. Иустина же благодарила Бога за обращение Киприана.
Епископ Анфим, видя великую преданность Киприана Христовой вере, принял его в церковный клир. В скором времени Киприан стал епископом, а Иустина - диакониссою.
В 268 году Киприан и Иустина были казнены за исповедание своей веры и причислились к сонму мучеников за Христа.

Благо – исповедать Господа и петь имени Твоему, Вышний, Возвещать утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь, На десятиструнной псалтири, с пением, на гуслях. Ибо Ты, Господи, возвеселил меня творением Твоим, и делами рук Твоих я буду восхищаться. Как величественны дела Твои, Господи! Дивно глубоки помышления Твои! Муж безумный не познает и неразумный не уразумеет сего. Тогда как грешники выросли, как трава, и все делающие беззаконие появились, чтобы исчезнуть в век века, Ты же Вышний во век, Господи! Ибо вот, враги Твои, Господи, ибо вот, враги Твои погибнут и рассеются все делающие беззаконие, И вознесется, как у единорога, рог мой, и старость моя будет умащена тучным елеем. И посмотрит око мое на врагов моих, и о восстающих на меня лукавых услышит ухо мое. Праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, умножится. Насажденные в доме Господнем, они процветут во дворах Бога нашего, Умножатся еще в старости честной и будут блаженны. Да возвестят они, что праведен Господь Бог наш и нет неправды в Нем.

92. В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида.

Господь воцарился, в благолепие облекся, облекся Господь силою и препоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. От века престол Твой уготован: Ты от века существуешь. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: Дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь, Откровения Твои весьма истинны. Дому Твоему, Господи, подобает святыня на долгие дни.

93. Псалом Давида. В четвертый (день) недели.

Бог отмщений Господь, Бог отмщений явился. Восстань, Судия земли, воздай воздаяние гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: “не увидит Господь и не узнает Бог Иакова”. Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким, со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешному яма. Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все, держащиеся ее, правые сердцем. Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто встанет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: “поколебалась нога моя”, тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему): Они будут преследовать душу праведника и неповинную кровь осудят. Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежной помощью моею. И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог наш.

Слава:

94. Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев.

Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалмах воскликнем Ему, Ибо Бог – велик Господь и Царь велик по всей земле, В руке Его все концы земли, и вершины гор Его же, Ибо Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали. Приидите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас. Ибо Он есть Бог наш, а мы – народ пажити Его и овцы руки Его. Ныне, если голос Его услышите, Не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне, Где (говорит Господь) “искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели дела Мои. Сорок лет Я негодовал на род тот и сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих. Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”.

95. Хвалебная песнь Давида. Когда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев.

Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! Воспойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его. Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его. Ибо велик Господь и весьма славен, страшен для всех богов. Ибо все боги язычников – бесы, а Господь небеса сотворил. Исповедание и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его. Принесите Господу, отчизны народов, воздайте Господу славу и честь! Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его. Поклонитесь Господу во дворе святом Его. Да подвижется от лица Его вся земля! Скажите народам, что Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется, будет Он судить народы по правде. Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да придет в движение море и что наполняет его! Возрадуются поля и все, что на них, тогда возрадуются все деревья дубравные От лица Господа, ибо Он грядет, ибо Он грядет судить землю, судить вселенную по правде и народы по истине Своей.

96. Псалом Давида. Когда земля его устроялась. Не надписан у Евреев.

Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся многочисленные острова! Облако и мрак вокруг Его, правда и суд – основание престола Его. Огонь пред Ним пройдет и попалит вокруг врагов Его. Осветили молнии Его вселенную, увидела и вострепетала земля. Горы, как воск, растаяли от лица Господа, от лица Господа всей земли. Возвестили небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. Да постыдятся все поклоняющиеся истуканам, хвалящиеся идолами своими. Поклонитесь Ему, все Ангелы Его! Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дщери Иудеи ради судов Твоих, Господи. Ибо Ты – Господь Вышний над всею землею, весьма превознесся над всеми богами. Любящие Господа, ненавидьте зло! Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешника избавит их. Свет воссиял праведнику и правым сердцем – веселие. Веселитесь, праведные, о Господе, и исповедайте память о святыне Его.

Слава:

97. Псалом Давида.

Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь: спасла его десница Его и святая мышца Его. Явил Господь спасение Свое, пред народами открыл правду Свою. Вспомнил Он милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: увидели все концы земли спасение Бога нашего. Воскликните Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и пойте! Пойте Господу на гуслях, на гуслях и гласом псалма! Трубами коваными и звуком трубы роговой вострубите пред Царем – Господом! Да придет в движение море и что наполняет его, вселенная и все живущие в ней! Да рукоплещут вместе и реки, горы да радуются От лица Господа, ибо Он идет, ибо идет судить землю, судить вселенную по правде и народы по правоте.

98. Псалом Давида.

Господь воцарился: да трепещут народы! Сидящий на херувимах (воцарился): да подвижется земля! Господь на Сионе велик и высок Он над всеми людьми. Да исповедают имя Твое великое, ибо оно страшно и свято. И честь Царя суд любит. Ты уготовал правоту, суд и правду в Иакове Ты совершил. Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо оно свято. Моисей и Аарон во священниках Его и Самуил – в призывающих имя Его: они призывали Господа, и Он слушал их. В столпе облачном говорил Он им, ибо хранили заповеди Его и повеления Его, которые Он дал им. Господи, Боже наш! Ты слушал их. Боже! Ты милостив был к ним и воздавал за все дела их. Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь на горе святой Его, ибо свят Господь Бог наш.

99. Псалом Давида. Хвалебный.

Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью. Знайте, что Господь – Он есть Бог Наш, Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы пажити Его. Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его. Ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его.

100. Псалом Давида.

Милость и суд воспою Тебе, Господи! Пою и разумею о пути непорочном: когда придешь ко мне? Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего, Не полагал пред очами моими дела законопреступного, творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал. Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел. Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною; ходящий непорочным путем – сей служил мне. Не жил внутри моего дома поступающий гордо; говорящий неправду не был прав пред глазами моими. Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех делающих беззаконие.

Слава:

По 13-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 8:

Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя.

Слава:

Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй, суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши, помилуй мя.

И ныне: Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имеяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Темже страхом припадаю Тебе, вопия болезненно: молитвами Рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святый, Иже в вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и Аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Ст. 5-6 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:5–6) . Так как он сказал, что идол – ничто и нет другого Бога, а между тем были и идолы и так называемые боги, то, чтобы не подумали, что он отвергает очевидное, присовокупляет: «ибо хотя и есть так называемые боги» : хотя и есть (боги), не просто (боги), а так называемые, т. е. не действительно существующие, а только так называемые. «Или на небе, или на земле». На небе разумеет солнце, луну и остальной хор светил, потому что язычники поклонялись и им; а на земле – бесов и всех обоготворенных людей. «Но у нас один Бог Отец» . Прежде не употребил слова: Отец, когда сказал: «нет иного Бога, кроме Единого» ; А теперь, когда решительно отверг их (языческих богов), прибавляет и это слово. Потом приводит важнейшее доказательство божества, именно: «из Которого все» . Отсюда видно, что эти (идолы) – не боги: «боги , – говорит (Писание), – которые не сотворили неба и земли, исчезнут» (Иер.10:11) . Далее предлагает и другое не менее важное (доказательство): «и мы для Него» . Словами: «из Которого все» он указывает на сотворение и приведение из небытия в бытие; а словами: «и мы для Него» указывает на веру и соединение с Ним, как он говорил и выше: «от Него и вы во Христе Иисусе» (1Кор.1:30) . Мы от Него двояким образом: по бытию и по вере, которая также есть творение, как он говорит в другом месте: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека» (Еф.2:15) . «И один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» . Сказанное надобно опять разуметь и о Христе; чрез Него род человеческий приведен и из небытия в бытие, и от заблуждения к истине, так что выражение: «Которым» не значит – без Христа; мы сотворены Им чрез Христа. Самые названия, употребленные апостолом, не надобно разуметь так, будто бы исключительно принадлежали – Сыну название Господь, а Отцу название Бог.

В Писании часто употребляется одно вместо другого, например, когда говорится: «сказал Господь Господу моему» (Пс.109:1) ; и еще: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой» (Пс.44:8) ; и еще: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим.9:5) . И во многих других местах эти названия употребляются одно вместо другого. Если бы каждое из них исключительно принадлежало одному Лицу, если бы Сын не был Богом и таким Богом, как Отец, а был бы только Сыном, то Павел, сказав: «но нам один Бог» , напрасно прибавил бы слово: Отец, для означения Нерожденного, потому что для этого достаточно было бы сказать слово: Бог, если бы оно принадлежало Ему одному. Не только это, но и другое еще можно сказать. Если же бы ты сказал, что Бог назван единым, а следовательно имя Бога не свойственно Сыну, то смотри: и о Сыне сказано то же самое; и Сын назван единым Господом; однако мы не говорим, что поэтому имя Господа свойственно Ему одному. Потому, какое значение имеет слово: один по отношению к Сыну, такое же и по отношению к Отцу; как то, что Сын называется одним Господом, не препятствует Отцу быть Господом и таким же Господом, как Сын, так и то, что Отец называется одним Богом, не препятствует Сыну быть Богом и таким же Богом, как Отец. Если же кто спросит: почему (апостол) не упомянул о Духе? – то мы ответим: потому, что он говорил к идолослужителям и опровергал их учение о множестве богов и множестве господ. Потому Он и назвал Отца Богом, а Сына Господом. Если же он не решился здесь назвать Господом Отца вместе с Сыном, чтобы не думали, что он признает двух Господ, равно назвать Богом Сына вместе с Отцом, чтобы не подумали, что он признает двух Богов, то удивительно ли, что он не упомянул о Духе? Он здесь имел в виду язычников и доказывал, что мы не признаем многобожия; потому и повторяет часто слово: «один» : «нет , – говорит, – иного Бога, кроме Единого» , и: «нам один Бог и один Господь». Отсюда видно, что он, из снисхождения к немощи слушателей, употребил такой образ речи и из-за этого не упомянул о Духе. А если бы не так, то и в других местах не следовало бы упоминать о Духе и поставлять Его наравне с Отцом и Сыном. Если бы (Дух) не был равен Отцу и Сыну, то особенно не следовало бы поставлять Его наравне (с Ними) в крещении, в котором преимущественно открывается достоинство Божества и сообщаются такие дары, которые сообщать свойственно одному Богу.

Таким образом я показал причину, почему здесь умолчано (о Духе). Если же не так, то ты скажи: почему Он поставляется наравне (с Отцом и Сыном) в крещении? Не можешь указать другой причины, кроме той, что Они равночестны. Потому (и Павел), когда нет подобной надобности, смотри, как поставляет Их вместе, говоря: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор.13:13) . И еще: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же» (1Кор.12:4–6) . А здесь он обращает речь к язычникам, и притом к слабейшим из язычников, и потому пока умалчивает (о Духе). То же делают и пророки по отношению к Сыну: они нигде ясно не упоминают о Нем по немощи слушателей.

Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози и господие мнози

Аще бо и суть , не на деле суть, а суть глаголемии , именуются так, называют их так: боги, а на деле они не суть то.– На небеси боги,– или воображаемые мечтательные существа, или солнце, луна, звезды.– На земли боги – земные твари или люди, чем-либо прославившиеся и почитаемые за богов.– Якоже суть бози мнози и господие мнози . Опять суть не на деле, а почитаются такими. Этим говорится как бы: ибо вот смотри, сколько богов и господ чтится всюду. Боги и господы – не высшие и низшие боги, а одно и то же значат: кому-кому не воздают божеской чести? – И все это – мечты. Святой Златоуст говорит: «Так как он сказал, что идол есть ничто и нет другого Бога,– а между тем были и идолы, и так называемые боги,– то, дабы не подумали, что он отвергает очевидное, присовокупляет: аще и суть глаголемии бози – хотя и есть боги, не просто боги, а глаголемии, то есть не действительно существующие, а только так называемые. Или на небеси, или на земли . На небе разумеет солнце, луну и прочие светила, ибо язычники поклонялись и им; а на земле бесов и всех обоготворенных людей».– Феодорит пишет: «Еллины утверждают бытие многих богов, их же именуют и господами, но они вовсе не существуют, известны же по одним именам. По еллинскому баснословию, одних богов называли небесными, как то: Дия, Аполлона, Иру, Афину, а других земными, как то: источники, реки, так называемых нимф, Иракла, Диониса, Асклипия и тысячи других».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо хотя и есть предметы, коим воздается богопочтение, на небе или на земле , как уже сказал я, так как на небе солнце и луна называются богами, и другие также предметы на земле, - но для нас один Бог Отец, из Коего все создано, и один Господь Иисус Христос, чрез Коего все создано.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него

Поскольку сказал, что нет иного Бога, между тем, как эллины говорили, что богов много, то, дабы не почли его явно противоречащим, говорит: хотя и есть так называемые боги, то есть которых называют так, но которые по истине не суть боги. Или на небе , как то: солнце и луна и прочие звезды, которые были боготворимы эллинами. Или на земле , как то: некоторые из людей, признанных ими за богов. Но у нас один Бог Отец, из Которого все : этим указывает на то, что Он Творец; и мы для (εις) Него : этим указывает на веру в Него и на усвоение Ему. Как бы так сказал: и мы обратились к Нему и привязались к Нему.

И один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Все приведено в бытие чрез Сына, и мы также чрез Него приведены в бытие и в благополучие, то есть сделались верующими, и перешли от заблуждения к истине. Слыша слова один Бог Отец и один Господь Иисус Христос , не подумай, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа Сыну. Ибо безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог (Рим. 9:5); равно и Отец называется Господом, например, в словах: сказал Господь Господу моему (Пс. 109:1). Но поскольку у апостола речь с эллинами, чтящими многих богов и многих господ, то он ни Сына не назвал Богом, чтобы они, привыкшие к многобожию, не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, дабы не подумали, что и у нас много господ. По этой же причине, то есть щадя немощь слушателей, не упомянул здесь и о Духе, подобно как пророки ясно не упоминали о Сыне по немощи иудеев, дабы они не подумали о рождении страстном. Поэтому постоянно прибавляет: один; говорит: нет Бога, кроме Единого ; и: один Бог ; и один Господь . Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодор Мопсуестийский

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много

Прекрасное дополнение - так называемые . Ибо оно показывает, что «боги» это не подлинное их наименование, и на самом деле они таковыми не являются.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им

Здесь Ап. несколько ограничивает свою мысль о ничтожестве язычества. Есть так называемые боги . Фантазия язычников населила божествами и небо и землю, с ее горами, морями, источниками и лесами. Но это боги - только по названию, по имени; существование их - мнимое! Они существуют (есть) - только в воображении их почитателей. - Так как есть много богов и господ много . Здесь Ап. хочет сказать, что если отдельные мифологические божества есть не иное что как только образы, созданные человеческой фантазией, то все-таки за этими образами стоят действительно существующие силы, с которыми приходится считаться. Что же это за силы? Ап. смотрит на язычество вообще как на дело злых духов, которые отклонили человечество от Бога и образовавшуюся после этого в сердцах людей пустоту заполнили ничтожными и нечистыми образами фантазии. Он говорит поэтому, что жертвы свои язычники приносят бесам (X:20) , что бесы - мироправители тьмы века сего (Еф VI:12) , что сатана есть бог этого мира (2Кор. IV:4) . Таким образом, выражение: много богов может обозначать у Апостола высших духов царства тьмы, а выражение: господ много - духов низшего разряда, стоящих в распоряжении первых - Не противоречит ли высказанный здесь Апостолом взгляд на происхождение язычества той теории, какую мы находим в 1-й главе послания к Римлянам? Нет, противоречия тут нет, а есть только пополнение к той теории. Там Ап. объясняет происхождение язычества чисто психологически, не упоминая о влиянии в этом деле злых духов. Он делает это для того, чтобы выяснить греховность самого человечества, которое все было проникнуто грехом и создало потому такое греховное дело как идолопоклонство. Здесь же, для того чтобы дать некоторые практические указания коринфянам, он указывает прежде всего на бесовское влияние в деле создания язычества. - Но у нас … этим богам и господам, существующим только в воображении и однако имеющим за собою известную реальность, Ап. противопоставляет Единого Бога и Единого Господа. - Отец - по отношению ко Христу и верующим. - Из которого все , т. е. все происходит только от Бога. - И мы для Него (εις αυτόν) т. е. в Нем мы имеем цель своего существования. Ап. хочет здесь показать не величие и совершенство Божии, а разъяснить, что ничего не может осквернить верующих (даже и мясо принесенное в жертву идолам ср. 10). В самом деле, как может что-нибудь происшедшее от Бога воспрепятствовать человеку в исполнении своего назначения, своего служения Богу? - И Один Господь … Как Бог противопоставляется языческим главным божествам, так и Христос противополагается божествам второго разряда, являющимися посредниками между этими высшими божествами и миром. - Которым все . О Боге было сказано, что из Него (εξ αυτου̃) все, о Христе - чрез Него (δι ου̃). Но как там, так и здесь речь идет о творении мира, где Бог был Первовиновником, а Сын Божий - орудием, исполнителем (ср. Ин I:3; Кол I:15-17). - И мы Им . Здесь слово мы представляет собою противоположение слову все . Ап. здесь указывает на духовное творение или на искупление (ср. Кол I:18-22). Таким образом, по его представлению, в физическом отношении мы - от Бога и чрез Христа, а в духовном - чрез Христа и для Бога. - Это место важно как доказательство того, что Апостол имел уже в раннее время то же представление о Христе, какое он высказывает в своих позднейших посланиях (Колоссянам, Ефесянам, Филиппийцам).

  • Левит 17:7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их.
  • Втор. 32:17 приносили жертвы бесам , а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
  • 2Лет. 11:15 и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.
  • Пс. 105:36; Матф. 4:9; Луки 4:7; 1Кор. 10:20,21; 1Тим. 4:1; Откр. 13:4;

Запрет поклонения

  • Лев. 17:7 чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их.
  • Зах. 13:2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.
  • Откр. 9:20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

Одержимость Саула

  • 1Сам. 16:14-23 14. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. 15. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; 16. пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя. 17. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. 18. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним. 19. И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. 20. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу. 21. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. 22. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. 23. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
  • 1Сам. 18:10-11; 19:9-10

Двое мужчин из Гергесинской страны

  • Мат. 8:28-34 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
  • Марк. 5:2-20 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4. потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5. всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6. увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7. и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. 10. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. 11. Паслось же там при горе большое стадо свиней. 12. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. 13. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. 14. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. 15. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. 16. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. 19. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. 20. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Немой

  • Матф. 9:32-33 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. 33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

Слепой и немой

  • Матф. 12:22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
  • Луки 11:14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

Дочь Хананеянки

  • Матф. 15:22-29 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
  • Марк. 7:25-30 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; 26. а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. 27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. 29. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. 30. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Мальчик эпилептик

  • Матф. 17:14-18 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
  • Марк. 9:17-27; Луки 9:37-42

Мужчина из синагоги

  • Марка 1:23-26 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. 26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
  • Луки 4:33-35 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 34. оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 35. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

Мария Магдалена

  • Марка 16:9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
  • Луки 8:2-3 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Стадо свиней

  • Матф. 8:30-32 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Прочие случаи изгнания Иисусом

  • Матфея 4:24 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
  • Матфея 8:16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
  • Марк. 3:22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
  • Луки 4:41 41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Власть изгонять бесов дана Апостолам

  • Матф. 10:1 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
  • Марк. 6:7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
  • Марк. 16:17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

Изгнаны учениками

  • Марк. 9:38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
  • Луки 10:17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Петром

  • Деян. 5:16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

Павлом

  • Деян. 16:16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. 17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
  • Деян. 19:12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Филиппом

  • Деян. 8:7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

Ученики не могли изгнать

  • Марк. 9:18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
  • Марк. 9:28-29 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Сыновья первовященника Скевы пытаются изгонять

  • Деян. 19:13-16 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. 14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. 15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? 16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.

Притча о человеке, в которого вернулись нечистые духи

  • Матф. 12:43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Иисус ложно обвинен в одержимости Бесами

  • Марк. 3:22-30 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; 25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. 27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. 30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.
  • Иоан. 7:20; 8:48; 10:20;

Бесы свидетельствуют о том, что Иисус Сын Божий

  • Матф. 8:29 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
  • Марк. 1:23,24 В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
  • Марк. 3:11; 5:7; Луки 8:28; Деян. 19:15

Враги человека

  • Матф. 12:45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Отправлен разжечь вражду между Авимелехом и между жителями Сихема

  • Суд. 9:23 И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху,

Лживый дух в устах пророков

  • 3Цар. 22:21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. 23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

Веруют и трепещут

  • Иак. 2:19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Будут судими на великом суде

Наказание

  • Матф. 8:29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
  • Матф. 25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
  • Луки 8:28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
  • 2Пет. 2:4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
  • Иуды 1:6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
  • Откр. 12:7-9 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»