Американские проекты атомных танков. Авианосец из айсберга, атомный танк и другая титаническая военная техника Атомный танк

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
В 1950-1960-е годы уже прошлого двадцатого века все три основных рода войск рассматривали возможность использования ядерной энергии в силовых установках. Так, армия планировала использовать ядерные установки для танков. Некоторые такие проекты касались установки небольших ядерных реакторов на бронированных машинах для выработки электроэнергии для питания как самого "ядерного" танка, так и целого конвоя боевых машин, экономя органическое топливо во время совершения марш-бросков. Предусматривалось создание и индивидуальных ядерных двигателей. Сначала скажем пару слов за США ...

TV1 -один из проектов танка с ЯСУ


На конференциях "Знак вопроса" рассматривались и атомные танки. Один из них, вооруженный модифицированной 105-мм пушкой Т140, получил обозначение TV1. Его вес оценивался в 70 тонн при толщине брони до 350 мм. Силовая ядерная установка включала реактор с открытым газовым контуром теплоносителя, работающим на газовую турбину, что обеспечивало 500 часов непрерывной работы на полной мощности. Обозначение TV-1 означало "гусеничная машина", и ее создание рассматривалось на конференции "Знак вопроса" III в качестве дальней перспективы. К моменту четвертой конференции в августе 1955 г. прогресс в атомной технологии уже обозначил возможность создания "ядерного" танка. Нужно ли говорить, что атомный танк обещал быть чрезвычайно дорогим, а уровень радиации в нем требовал постоянной смены экипажей для исключения получения людьми высоких доз облучения. Не смотря на это, еще в конце 1959 г. проводились исследования возможности установки ядерного реактора на шасси танка М103, правда, только в экспериментальных целях - башня должна была сниматься.


В целом, рассматривая проекты американских тяжелых танков 50-х годов, нетрудно отметить, что прорабатывавшиеся в них технические решения: гладкоствольные орудия, комбинированная многослойная броня, управляемое ракетное оружие, действительно нашли отражение в перспективных танках 60-х годов... но в Советском Союзе! Определенным объяснением этого является история проектирования танка Т110, показавшая, что американские конструкторы вполне могут создавать танки, отвечающие современным им требования и без использования "сумасшедших" компоновок и "экзотических" технических решений.


Конкретной реализацией этого стало создание американского основного боевого танка М 60, который при классической компоновке, нарезной пушке, обычной броне за счет использования передовых технологий позволил добиться заметных преимуществ не только перед тогдашними основными советскими танками Т-54/Т55, но даже перед тяжелым советским танком Т-10.

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV, проводившейся в августе 1955 года, развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй.

R32. Ещё один проект американского атомного танка


Броня была расположена под наклоном в 60° к вертикали, что примерно соответствовало уровню защиты обычных средних танков того периода. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль. R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48, несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей, чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения. Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года. Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца.

И на закуску, что называется. Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».


Разрабатывались ли боевые атомные танки в СССР лично мне неизвестно. Но называемый иногда в различных источниках атомным танком агрегат ТЭС-3 на модифицированном шасси тяжёлого танка Т-10 представлял из себя перевозимую на гусеничном шасси (комплекс из четырёх самоходов) атомную электростанцию для отдалённых районов советского Крайнего Севера. Шасси («объект 27») было сконструировано в ОКБ Кировского завода и имело по сравнению с танком удлинное шасси с 10 опорными катками на борт и более широкие гусеницы. Электрическая мощность установки 1500 кВт. Полная масса около 90 тонн. Разработанная в Лаборатории «В» (ныне — Российский научный ядерный центр «Физико-энергетический институт», г. Обнинск), ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

Один из модулей передвижной атомной электростанции ТЭС-3 на базе узлов тяжелого танка Т-10


Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах — 8,8 МВт (электрическая, с генераторов — 1,5 МВт). На двух других самоходных установках располагались турбины, генератор и остальное оборудование.Помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на ж/д платформах.ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Впоследствии программа была свёрнута. В 80-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.

Одни из источников -

Идея создания атомного танка, приводимого в движения ядерной силовой установкой, появилась в середине XX века, когда человечество наивно полагало, что найден идеальный источник энергии, безопасный, практически вечный и применимый даже в быту.

Кроме того, некоторые считают, что Объект 279 – это атомный танк СССР, хотя он обладал традиционным дизельным двигателем.

Американские разработки

Итак, концепция атомных танков начала развиваться в США на конференции Question Mark III в Детройте в июне 1954 года. Предполагалось, что ядерный реактор сделает запас хода практически неограниченным и позволит технике быть боеспособной даже после длительных маршей. Разрабатывалось два варианта, в первом предлагалась специальная машина, подающая питание другим во время длительной езды. Второй вариант предполагал создание танка с атомным реактором внутри, защищённым со всех сторон мощной бронёй.

TV-1 и TV-8

В результате проработки второго результата, появился проект TV-1 массой 70 тонн и лобовой бронёй 350 мм. Силовая установка состояла из реактора и турбины, и была способна работать более 500 часов без заправки. Вооружался танк 105-мм пушкой T140 и несколькими пулемётами.

В августе 1955 года провели конференцию под номером Question Mark IV, на которой появился усовершенствованный и облегчённый проект R32, отличающийся уменьшенной на 20 тонн массой, расположенной под большим углом 120 мм бронёй и 90 мм пушкой Т208. Танк был защищён на уровне современных ему средних танков, зато обладал запасом хода более 4000 без дозаправки. Как и в случае с предшественником, дело ограничилось проектом.

Планировалось переоборудовать М103 в ядерный танк для различных испытаний, но машину так и не построили.

Также в США создали интересный атомный танк Chrysler TV-8, предусматривающий размещение экипажа и большинства механизмов вместе с ядерным реактором внутри огромной башни, установленной на максимально уменьшенный корпус с приводящими в движение электродвигателями внутри. Справедливости ради стоит заметить, что первая версия танка оснащалась 300 сильным восьмицилиндровым дизельным двигателем, вращающим генератор. Помимо необычного внешнего вида, TV-8 должен был плавать благодаря водоизмещению башни. Вооружался он 90 мм пушкой Т208 и 2 7,62 пулемётами. Очень прогрессивным для своего времени решением стала установка камер внешнего вида, призванных спасти глаза экипажа от вспышек взрывов снаружи.

В СССР также велись работы, хоть и менее активно. Иногда считается, что на базе Т-10 был создан советский атомный танк, построенный в металле и прошедший испытания, но это неверно. В 1961 года построили и сдали в эксплуатацию ТЭС-3, являющуюся транспортабельной атомной электростанцией, передвигавшейся на удлинённом шасси тяжёлого танка и обеспечивающей питание самой себя вместе с питанием военных и гражданских объектов в районах Крайнего Севера и Сибири.

Стоит упомянуть ещё раз так называемый танк для атомной войны Объект 279, на деле вряд ли способный выдержать взрыв и защитить свой экипаж.

Также иногда вспоминаются некий танк с ядерными снарядами. Наверное, им можно назвать Т-64А, с установленной в башне пусковой установкой, способной стрелять как обычными ТУРС, так и тактическими ракетами с ядерным зарядом. Эта боевая машина получила название Таран, обладала массой 37 тонн, экипажем из 3 человек и предназначалась для выведения из строя вражеских сил с недосягаемой для них дистанции.

Несмотря на обилие проектов, атомный танк так и не был создан. Почему? Хотя бы потому, что малейшее повреждение в бою превращало его в небольшую ядерную бомбу, с гарантией уничтожавшую свой экипаж и союзников вокруг. Даже без повреждений приходилось постоянно менять экипаж, чтобы избежать чрезмерного облучения. Такие недостатки оказались критичными и даже в наше время нет возможности их преодолеть.

Russia to Develop Nuclear Round for T-14 Main Battle Tank

Самый смертоносный танк России, основной боевой танк третьего поколения Т-14, а так же основа для бронетранспортеров на универсальной системе шасси Armata, может стать еще более смертоносным в ближайшем будущем.

По неподтвержденным сообщениям медиа «Уралвагонзавод» (российский оборонный подрядчик и крупнейший в мире производитель танков) не только модернизирует новые версии таинственного Т-14 новым 152-миллиметровым орудием, способным использовать ядерный боеприпас, но так же разрабатывает урановую танковую броню.

Военным экспертам пока не ясно, насколько далеко продвинулись русские в этом вопросе. То есть находится ли атомный субкилотонный 152-мм снаряд в стадии разработки, или речь уже идет о его возможном боевом применении.

Использование тактического ядерного оружия на поле боя не является частью официальной российской военной доктрины. Однако в последние годы Россия добилась значительных успехов в разработке тактических атомных боеприпасов.

Текущая версия T-14 вооружена гладкоствольной пушкой 2А82 калибра 125 мм, способной стрелять мощными боеприпасами на эффективном расстоянии до семи километров и с частотой до 10 выстрелов в минуту. 152-мм пушка 2А83 будет иметь гораздо меньшую скорость стрельбы.

«Армата» — это первый новый танк руских, разработанный Россией после распада Советского Союза. Сообщается, что танк оснащен новой активной системой защиты, включающей в себя новое поколение активной брони, предположительно способной противостоять самым современные в мире противотанковым пушкам и противотанковым ракетным комплексам.

Кроме того, как мы уже указывали в другой статье, Т-14 в конечном итоге будет полностью автоматизированной боевой единицей, оснащенной необитаемой башней и при необходимости управляемой дистанционно:

«Универсальная система шасси Armata представляет собой платформу для более десятка различных гусеничных машин, включая самоходную гаубицу, инженерную машину и бронетранспортер. 70 процентов гусеничной бронированной техники Сухопутных войск России планируется заменить на транспортные средства, основанные на универсальной системе шасси Armata».

Правда пока подлинные боевые возможности Т-14 неизвестны и останутся такими до тех пор, пока не будут проверены в реальном бою.

В 2016 году Министерство обороны России заказало первую партию из 100 Т-14 и намерено закупить к 2025 году до 2300 танков Т-14 . Однако, похоже, это только официальные финансовые и производственные возможности России. По оценкам экспертов, с 2018-го года Россия может производить таких танков не более чем по 120 единиц в год. В настоящее время в Сухопутных войсках России состоят на вооружении около 20 единиц Т-14. Пока не ясно, начато ли серийное производство танка.

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.

И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.

Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.

Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину - от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря - стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

* * *


Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным - он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб - такие попадания выдерживал и борт.

Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе - 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления - их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы - их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять - даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.


И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке - в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

* * *

Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад - в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.

Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, - приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.

Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.

По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева - его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта - этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.

Виталий Карюков

В середине 1950-х годов в рамках работ по созданию танка, применимого в условиях ядерной войны, конструкторы из американской компании Chrysler представили необычный проект танка под обозначением TV-8.
Конструкция танка TV-8 – модульная, нижнюю часть можно отделить от основного корпуса для облегчения транспортировки. Кроме того, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, и орудие с пулеметами, и двигатель - все расположено в массивной башне. Танк предполагал наличие экипажа из четырёх человек, но при необходимости им могли управлять всего два человека - водитель и стрелок.


Сперва предполагалось, что в кормовой части башни будет электрогенератор, который будет питать два двигателя гусеничных движителей, потом рассматривали вариант газотурбинного двигателя, наконец остановились на паровом двигателе, получающем тепло от небольшого атомного реактора, установленного, опять же, в башне.
Танк Chrysler TV-8 был оснащен 90-миллиметровым орудием T208 с гидроцилиндрами. Боеприпасы хранились за стальной переборкой, которая отделяла их от отсека экипажа. Два коаксиальных пулемета 30 калибра были расположены впереди, а на крыше находился пулемет 50 калибра, который управляется с пульта дистанционного управления.

Танк TV-8 был оборудован внешними видеокамерами, которые ретранслировали изображение на экраны в отсеке экипажа. Это было сделано, чтобы экипаж видел окружающую обстановку без необходимости открывать любые люки. Также это должно было защитить экипаж от вспышки тактического ядерного взрыва.
Броня танка состоял из двух слоев вокруг боевого отделения. Внешняя часть была многослойной броней, которая должна была защитить внутренний слой путем отвода струи разрывающихся на ней кумулятивных снарядов. Изогнутая форма башни должна была обеспечивать ее сильную рикошетность. Внутренний слой брони представлял из себя традиционную толстую металлическую обшивку.


Несмотря на свои 25 тонн веса, танк Chrysler TV-8 мог плавать. Движение по воде должно было производиться с помощью реактивных водометов.
Проект по созданию танка Chrysler TV-8 так и не был реализован. Компания Chrysler не смогла убедить американских военных, что этот необычный танк имеет какие-либо заметные преимущества по сравнению с традиционными боевыми машинами. В 1956 году проект TV-8 был свернут.

Тактико-технические характеристики танка Chrysler TV-8
Боевая масса: 25 тонн;
Экипаж: 4 человека;
Размеры: длина - 8,9 м; ширина – 3,4 м; высота - 2,9 м;
Вооружение: 90-мм орудие Т208; коаксиальный пулемет 0,3 калибра (спаренный), с дистанционным управлением пулемет 0,5 калибра;
Двигатель: Chrysler V-8 паровой двигатель, работающий от атомного реактора, расположенного в башне

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»