Жены мироносицы у гроба спасителя. Кто такие Жены-мироносицы? Мария Иаковлева и Сусанна

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

[греч. μυροφόροι γυναίκες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.

Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова (ἡ τοῦ Κλωπᾶ) и Мария Магдалина» вместе с ап. Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения (McCane . 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρία ἡ ᾿Ιακώβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки - «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.

Саломия, кроме Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20. 20-23).

Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10, евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба (см.: Nolland. 1998. P. 1191). Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством (Ibidem).

Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (᾿Ιωσῆτος - Иосета - Мк 15. 40) или Иосифа по греч. тексту (᾿Ιωσήφ - Мф 27. 56). На этот счет имеются 2 основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж. Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы (Κλεοπᾶς) (Hieron . De virgin. 13 // PL. 23. Col. 195c-196b; см. также: Zahn . 1900. S. 320-325). Согласно др. толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также - «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1) (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; см. также: Theoph. Bulg . In Matth. 27 // PG. 123. Col. 473). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» (Idem . In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). О том, что «другая Мария» и Богородица - одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св. Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает, напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей (см.: Crossan . 1973. P. 105ff.), пусть даже и приемных (согласно мнению, напр., Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 78. 8 // PG. 42. Col. 710-712; см. также: Глубоковский . 1999. С. 94-97).

Что касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии (Witherington . 1992. P. 582). Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехрист. автор Егесипп (сер. II в.; см.: Euseb . Hist. eccl. III 32. 4). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова (Bauckham . 2002. P. 204-206). Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной (Euseb . Quaest. evang. II 6 // PG. 22. Col. 948), однако это мнение не получило широкого распространения.

Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа (Paulien . 1992. P. 1105). Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников» (Кассиан (Безобразов). 2006. С. 337).

Мн. толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал (Aug. De cons. evang. III 24 // PL. 34. Col. 1201). В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается (см.: Beasley-Murray. 1999. P. 368 sqq.) Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п. (см.: Witherington . 1992. P. 582).

Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16. 3), ибо камень был «...весьма велик» (Мк 16. 4)» (Osborne . 1992. P. 678-679). «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации» (Ibidem). Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61) (Osborne . 1992. P. 679). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти - «...посмотреть гроб» (Мф 27. 61) (Hagner . 1995. P. 869).

Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц воскресения Иисуса Христа (Osborne . 1992. P. 682). Что касается Евангелия от Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л. ) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего» (Ibid. P. 682, 684-685). Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы (Schnackenburg. 1982. P. 335). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин... пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть» (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 778), призывая христиан подражать им.

Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами, сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом (Brown. 1997. P. 835).

В день памяти св. Ж.-м. в Регентской школе при МДА традиционно проходит вечер, посвященный Ж.-м. (Макарий [Веретенников], архим. Творческие вечера в Регентской школе // АиО. 2008. № 2(52). С. 326-327).

Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364; Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Crossan J. D. Mark and the Relatives of Jesus // NTIQ. 1973. Vol. 15. Fasc. 2. P. 81-113; Schnackenburg R. The Gospel According to St. John. L., 1982. Vol. 3: Comment. on Chap. 13-21. P. 300-335; Osborne G. Resurrection // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 673-688; Paulien J. Nicodemus // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1105-1106; Witherington B. Mary (2) // Ibid. P. 582; Brown R. E. Death of the Messiah: From Gethsemane to the Grave. L., 1994. Vol. 2: A Comment. on the Passion Narratives in the Four Gospels. P. 1012-1030, 1052-1098; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997; Hagner D. A. Matthew. Dallas (Tex.), 1995. Vol. 2: 14-28. P. 865-871. (WBC; 33b); Nolland J. Luke. Dallas, 1998. Vol. 3: 18:35-24:53. P. 1168-1194. (WBC; 35с); Beasley-Murray G. R. John. Nashville (Tenn.), 19992. P. 364-378, 388-391. (WBC; 36); McCane B. R. Burial Practices, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove; Leicester (UK), 2000. P. 173-175; Bauckham R. Gospel Women: Stud. of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 203-247, 257-311; Кассиан (Безобразов), еп . Лекции по НЗ: Евангелие от Иоанна. М.; П., 2006. С. 330-343.

П. Ю. Лебедев

Гимнография

Прославление Ж.-м. в правосл. гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, т. к. Ж.-м. оказались первыми, кто пришли к Живоносному гробу и получили весть о Воскресении. Главным днем прославления Ж.-м. является 3-я Неделя (воскресенье) после Пасхи (нарочитое упоминание Ж.-м. есть и в каноне 5-й Недели после Пасхи, о самаряныне: в каждой песни канона здесь присутствует 1 или даже 2 тропаря, посвященные Ж.-м.), но они также вспоминаются в Великую субботу , а во весь год - в каждое из воскресений (если только воскресная служба не отменяется ввиду совпадения воскресного дня с двунадесятым Господским праздником).

В воскресных последованиях Октоиха Ж.-м. упоминаются по крайней мере в 1-2 стихирах , практически всегда - в седальнах на утрене, иногда - в икосах воскресных кондаков ; на литургии на блаженнах , как правило, также имеется тропарь (как правило, это 5-й по счету тропарь; иногда 2 тропаря), в к-ром прославляются Ж. м. В воскресных канонах упоминания Ж.-м., напротив, достаточно редки.

Правосл. гимнографы в песнопениях в честь Ж.-м. описывают подвиг Ж.-м., к-рые преодолели страх перед властями, пошли ко Гробу Христа и стали свидетелями явления ангела: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 1-го гласа), (2-й тропарь 3-й песни крестовоскресного канона 5-го гласа) и т. д. Подчеркивается, что они были первыми благовестницами Воскресения: (икос воскресного кондака 1-го гласа), иногда ярко представляется необычность этой ситуации - Ж.-м. благовествуют Воскресение тем, кто были избраны для благовестия: (1-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа). Горе Ж.-м. противопоставляется сменившей его радости о Воскресении: . Фраза: (1-я восточна на хвалитех воскресной службы 2-го гласа) относится к своего рода поэтическим преувеличениям, так же как и приписывание Ж.-м. изначального знания о Воскресении: (3-я восточна на хвалитех воскресной службы 4-го гласа). Сравнивается дерзновение жен и боязнь самого ап. Петра: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 5-го гласа). В некоторых песнопениях повествуется о явлении Христа Марии Магдалине (2-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа и др.). Особым образом тема Ж.-м. представлена в евангельских стихирах и воскресных эксапостилариях, пересказывающих соответствующие евангельские зачала.

А. А. Лукашевич

Иконография

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Евангелисты называют разное число участниц этого события, при этом не упоминая среди Ж.-м. Богородицу; однако святые отцы (напр., свт. Григорий Палама - Greg. Pal. Hom. 18) признавали Ее присутствие, что повлияло на иконографию. Отличается в рассказах также число ангелов. Апостолы Матфей (Мф 28. 2-3) и Марк (Мк 16. 5) упоминают об одном, апостолы Лука (Лк 24. 4) и Иоанн (Ин 20. 11-12) - о 2 ангелах в «блистающих» и «белых» одеждах; число стражников у Гроба не уточняется.

Самое раннее из известных изображений Ж.-м. у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256). В нем сочетаются повествовательное начало, раннехрист. символизм и условность: Ж.-м. изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом - 2 звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (2-я пол. V в.) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом,- данная схема впосл. получила название «Явление ангела женам-мироносицам», с вариациями в деталях удерживалась в течение 2 столетий.

На рельефе серебряного саркофага (IV в.) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены 3 Ж.-м. перед Гробом в виде здания, над к-рым находится полуфигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 г., Баварский национальный музей, Мюнхен) гробница изображена в виде 2-ярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Ж.-м., над которыми представлено «Вознесение Господне»: юный Христос поднимается по облакам, ухватившись за руку Бога.

В VI в. сцена у Гроба Господня по-прежнему воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения, при этом она включалась в Страстной цикл, напр., в мозаике в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526). Как все евангельские композиции этого ансамбля, «Явление ангела женам-мироносицам» изображено сокращенно: в центре - Гроб Господень в виде купольной ротонды (моноптер) с приподнятой плитой саркофага внутри, слева сидит крылатый ангел, справа стоят 2 жены; у них в руках ничего нет. В Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) представлена 2-частная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной 2-колонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа 2 женам, к-рые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизант. период стал самостоятельной иконографией: Господь идет вправо, благословляя 2 жен, припавших к его ногам.

Иначе представлено «Явление ангела женам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. ок. 600 г., Музеи Ватикана), где в 3 ярусах изображены 5 евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание - ротонда Воскресения, построенная имп. Константином I, в распахнутых вратах к-рой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат - ангел, слева - 2 жены, показанные в стремительном движении, одна из них - Богоматерь. Сцена с Распятием и женами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (кон. VI-VII в.; см.: Покровский. С. 407. Рис. 144).

В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 44, 78 об., сер. IX в.) Ж.-м. у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X-XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа женам-мироносицам» (пластина из слоновой кости, X в., ГЭ; фрески Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между 2 деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают Ж.-м. В визант. традиции композиция называется «Херете» (χαίρετε - радуйтесь) по приветственному слову воскресшего Христа, обращенного к Ж.-м. (Трапезундское Евангелие - РНБ. Греч. № 21+21 А, 2-я пол. X в.).

В средневизант. период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела женам-мироносицам». Иконография последней сцены в визант. искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в к-рой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI-XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре (см.: Byzance: L"art Byzantine dans les collections publiques françaises. P., 1992. P. 333-335). Предположительно пластина происходит из Фаросской ц. Большого дворца в К-поле. В 1241 г. она была привезена в Париж кор. Людовиком Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой ангел указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из 2 частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь - плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жены компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на эмали Пала д"Оро (XI в., собор Сан-Марко в Венеции), на миниатюре сир. Евангелия XII в. (Lond. Brit. Mus. Add. 7169. Fol. 12), на фреске Спасского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.).

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизант. формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Ж.-м. изображены справа от ангела, крупная фигура к-рого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня - небольшие фигуры 2 Ж.-м., прижавшихся друг к другу. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор) представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, к-рый, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.

Др. вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (1425). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть к-рого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят 3 Ж.-м. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в рус. искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в., НГОМЗ), только саркофаг расположен под др. углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Ж.-м. стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены 3 воина в доспехах (икона 2-й пол. XVI в., КГОХМ), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ). На иконах кон. XV - нач. XVI в. число Ж.-м. увеличено до 7, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, к-рая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского мон-ря, 1457, ГТГ). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию рус. искусства, стало изображение 2 ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в., ГРМ). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Лит.: LCI. Bd. 2. Sp. 54-62; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 482-494.

Н. В. Квливидзе

В третье воскресенье после Пасхи Православная церковь вспоминает жен-мироносиц . Известно, что в дореволюционной России этот день отмечался, как Женский праздник. Эти женщины сейчас незаслуженно забыты многими. Предлагаю вспомнить их жизнь, чтобы понять, в чем была их святость, чему следует нам у них учиться. Ведь жены-мироносицы – это не абстрактное определение, а реальные женщины, о которых рассказано в Евангелии, в Деяниях Апостолов, в житиях святых, в преданиях.

Итак, в этот день вспоминают Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных.

Жены-мироносицы — верные ученицы Христа

Слушая проповеди Иисуса, наблюдая его жизнь, исцеление больных, слушая мудрые поучения, эти женщины уверовали в Него, как в Сына Божиего. В Евангелии упоминается, что они с плачем сопровождали своего Учителя на Голгофу, они были у креста рядом с Богородицей и Иоанном – единственным из учеников, оставшимся верным до конца. Один из Апостолов Его предал, другой отрекся, все остальные попрятались в ужасе, когда схватили их наставника. А ведь Он открыл им божественные тайны, дал дар исцелять людей и изгонять бесов. Женщинам такого дара не было. Тем не менее, они не предали Его. Присутствовали они и при снятии с креста, и при положении во гроб. Не успели только помазать тело благовониями, так как наступала суббота и праздник Пасхи.

Перед самым рассветом на следующее утро они пришли ко гробу с благовониями, — драгоценным миром для помазания. Поэтому их стали потом называть мироносицами (несущими миро). «Кто же нам отвалит камень?» — печалились они. Да, мужчин опять с ними не было. Но камень был уже отвален, и ангел сообщил, что Иисус воскрес: «Что вы ищете живого среди мертвых?»


В Евангелии сказано, что первой пришла ко гробу, опередив других женщин,

Раскаявшаяся грешница

Она была родом из небольшого города Магдала, стоявшего на берегу Геннисаретского озера. В настоящее время на его месте стоит поселок Медждель. О ее детстве и юности ничего не известно. В церковном Предании упоминается, что это была молодая красавица, которая вела грешную жизнь. После встречи со Спасителем ее жизнь кардинально изменилась.

В Евангелии сказано, что Иисус Христос изгнал из нее семь бесов. С того момента Мария Магдалина раскаялась в своих грехах и стала верной ученицей Спасителя. Именно ей первой явился воскресший Христос, именно с ее слов узнали о воскресении Господа апостолы.

Потом она будет нести эту благую весть многим народам, и Церковь станет называть ее равноапостольной. Это она, подарив императору Тиверию красное яйцо, заложила традицию дарить друг другу на Пасху крашеные яйца.

Родственница святого семейства

Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва , ми­ро­но­си­ца, по пре­да­нию Церк­ви была близкой родственницей Иосифа, Обручника Пресвятой девы Марии.

Они некоторое время жили в одном доме и были дружны, как сестры. Потом три сына Марии Клеоповой станут учениками Христа. Иаков и Иосия были в числе первых учеников. Симеон – апостол от 70-ти – был вторым епископом Иерусалимской церкви.

Мария Клеопова была при страданиях Иисуса до конца.

Мать святых апостолов

Святая праведная Саломия мироносица была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака.

Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Внимательно прочитав Евангелие, мы узнаем, что она вместе с сыновьями ходила за Иисусом, помогая им в странствиях и слушая учение Христа. Саломия так любила своих сыновей, что даже дерзнула просить Иисуса посадить их по правую и левую руку в Царстве Своем. Понятно, это не понравилось другим ученикам. А Иисус терпеливо объяснил, что Царство Небесное отличается от царства мира сего. Ведь Он понимал любящее материнское сердце и не осудил ее. Саломия же до конца была предана учителю. Она находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Сестры близкого друга Иисуса

Праведные Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого Иисус воскресил на четвертый день после его смерти.

Иисус был другом Лазаря и часто останавливался в их доме. Марфа была очень заботливой и гостеприимной хозяйкой. Мария же всегда жадно слушала Его учения.

Именно в честь этих сестер была названа Марфо-Мариинская обитель в Москве. Они – образцы служения и проповеди.

Когда начались гонения, Марфа и Мария сопровождали своего брата Лазаря, помогали ему в благовествовании Евангелия в разных странах.

Придворная дама

Святая Иоанна Мироносица была придворной дамой. Ее муж Хуза, занимал должность домоправителя царя Ирода.

Предание повествует о том, что когда во дворце Ирода убили Иоанна Крестителя, эта женщина спрятала его голову и тайно похоронила ее, чтобы спасти от поругания. Можно предположить, что Хуза развелся с ней за этот поступок. А может быть, она сама покинула дворец и стала следовать за Христом, служа ему и апостолам своим богатством. Некоторые исследователи полагают, что сын царедворца, которого исцелил Иисус, был сыном Хузы и Иоанны. В таком случае не удивительно, что благодарная мать оставила все и стала служить ему до конца.
Она стала свидетельницей явления ангелов, возвестивших о Воскресении Иисуса Христа, и рассказала об этом апостолам.

Богатая женщина

О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Вот такими были они, мироносицы. Что примечательно, среди них были молодые и старые, бедные и богатые, праведные и грешные. Это заботливые сестры, дочери, матери первых апостолов и их сподвижников. Им близки и понятны были проповеди Господа, говорившего о любви, смирении, служении людям. Господь не дал им даров, как апостолам. Но именно им первым стала известна благая весть о Его Воскресении.

До революции в России третье воскресение по Пасхе всегда отмечалось, как праздник всех женщин – матерей, сестер, дочерей, бабушек. Он напоминал, какой должна быть женщина – заботливой, любящей, верной до конца. Она должна прощать мужчинам их минутные слабости и помогать в их трудах.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3: 1–2).

Именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.

В статье использованы материалы с сайтов:

https://www.pravoslavie.ru

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных - вспомним с трудом...

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

justify;line-height:13.5pt;background:white"> у Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина Святая мироносица Мария Клеопова
Святая мироносица Саломия
Святая мироносица Иоанна

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.


Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад - подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью - это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении - невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

Из числа величайших православных икон особенно выделяется лишь небольшое их количество. Икона «Жены-мироносицы» - как раз одна из таких.

Этот образ описывает события Страстной недели и относится к иконам, связанным с Пасхой и ее постпраздничным периодом. Именно поэтому он так известен в церковном православном мире.

История иконы

В Страстную субботу, когда тело Христово должно было лежать во гробе, к нему пришли жены-мироносицы. Тела Христова там, естественно, не оказалось, потому что он вознесся на Небеса, но не как обычный смертный — не только душой, но и телом.

Версий того, кто был этими самыми мироносицами, несколько. Описаны эти версии в Евангелии: кто-то из апостолов утверждал, что это была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова. Кто-то упоминал Соломию, Иоанну. В любом случае, женщин было несколько. Они не отвернулись от Христа, который был казнен. В те времена у знакомые того, кто был казнен, тоже могли подвергнуться преследованию, потому практически все отвернулись от Спасителя. Осталась рядом с Богородица, жены-мироносицы, Иосиф, пара праведных людей и один апостол. Именно поэтому мироносицы так почитаются в христианстве.

Пришли они к гробу Господнему для того, чтобы совершить древний еврейский посмертный обряд. Они не убоялись последствий своего деяния, потому и были возвеличены Господом за свой смелый поступок и веру.

Как выглядит икона и в каких храмах она есть

На иконе всегда изображается Дева Мария, а также сами мироносицы. Их бывает трое, семеро или пятеро. На иконе есть гроб Господень, в котором нет тела. В гробу лежит только плащаница и хитон. Иногда изображаются те двое учеников, которые не отреклись от Спасителя, а также сам воскресший Господь.

Стоит отметить, что в большинстве православных храмов есть такая роспись или иконы. Многие церкви называются в честь жен-мироносиц. Помолиться перед данной иконой получится практически в любом городе России и даже за ее пределами. Вы можете посетить даже то самое место, где был обнаружен пустой гроб с одеждой Христа внутри. Тот храм так и называется — храм Гроба Господнего в Иерусалиме. Именно там появляется из года в год Благодатный огонь.

В чем помогает икона

Данная икона показывает, как важна сила веры. Не стоит отрекаться от Господа и от веры, даже если это сулит вам лишь опасности и беды. Тех, кто при жизни был крепок в своей вере, Господь принимает к Себе всегда. Непоколебимость веры — это показатель того, насколько сильно вы любите Господа, насколько близки вам Его принципы и Его учение.

Данная икона — это отражение человеческой сущности, ее сильных и слабых сторон. Важно не то, находились ли вы с Богом всю свою жизнь, а то, остались ли вы с ним в самый страшный час. Апостолы учились у Христа всему, что он говорил, а потом предали его. Конечно, это не полноценное предательство, которое совершил Иуда, но это неправильный шаг. Икона «Жены-мироносицы» помогает не сомневаться в своей вере, а лишь укреплять ее изо дня в день.

Молитвы перед иконой

Разрешено чтение любых молитв, обращенных непосредственно ко Христу или Заступнице. Есть молитвы также, которые адресованы самим мироносицам. Вот простейшая из таких:

«Вы остались рядом с Христом, потому что прощение и свет получили Господень. Наделите нас, грешных рабов Божьих, верой своей и непреклонностью великой. Пусть жизнь наша будет полна добра и равенства, ибо никто не уникален в положении своем относительно Бога нашего. Все мы рабы Божьи, и все мы просим прощения у милостивого Отца, Сына и Святого Духа. Услышь нас, Господи, да помоги благодать обрести вечную. Аминь».

Дата празднования иконы

Третье воскресенье после Пасхи — это день жен-мироносиц. В этот день вспоминается история женщин, которые восславили Господа после смерти. Это и день иконы, соответственно, тоже. В православии этот день отводится для того, чтобы отдать дань уважения этим женщинам, которые не убоялись последствий своей веры. Они являются для православных людей особым символом веры.

Также этот день является неким православным аналогом 8 марта, потому что в этот день принято поздравлять матерей, бабушек, сестер, жён. Каждая женщина является в какой-то мере мироносицей, потому что любовью своей освещает жизнь своих близких. Многие скептики говорят, что роль женщины в православии низка, равно как и в любой религии, но это не так. Об этом празднике знают практически все, но не все знают, что жены-мироносицы оказали самыми верными последовательницами веры в Христа. Женщины должны демонстрировать свою преданность, за которую в этот день их восхваляют мужчины.

В этот день желательно посетить церковь, чтобы помолиться об укреплении веры и за здравие всех близких. Чтение молитв дома тоже имеет огромный вес, поэтому не поленитесь помолиться, даже если у вас нет возможности посетить храм. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На третьей неделе после Пасхи отмечается праздник, установленный в память женщин, которые в период земной жизни Спасителя неотступно следовали за Ним, возложив на себя все Его житейские заботы, а после погребения, в первый день по окончании субботы, ранним утром пришли туда, где был гроб Господень, чтобы по иудейскому обычаю умастить тело Спасителя благовонным миром. Здесь их ждала счастливая весть о Его воскрешении. Именно этих служительниц Божьих являет нам икона «Жёны-мироносицы».

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о мнения исследователей расходятся. По одной версии она Клеопы ― брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной ― сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня - Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи - сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней ― три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Народные традиции

Праздник Жён-мироносиц всегда был любим на Руси. В этот день, кроме всех установленных Церковным Каноном богослужений, широко бытовали действа, связанные с народными обычаями. Устраивались своего рода девичники, участие в которых принимали также и замужние женщины. По традиции основным угощением на них была яичница. В деревнях этот день почитали как бабий праздник и всех женщин считали именинницами.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»