"На такое способны только русские". Как ВДВ десантируют бронетехнику с людьми

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

© РИА Новости. Николай Хижняк

Ровно 40 лет назад под Псковом впервые была успешно испытана парашютная реактивная система "Реактавр", позволившая личному составу ВДВ десантироваться прямо в самой технике.

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем - майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым. Через 20 лет обоим за мужество при выполнении рискованного задания было присвоено звание Героев России. Фамилия Маргеловых оказалась навсегда связана с историей ВДВ.

Выигрыш времени в бою

Система десантирования экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1) на реактивно-парашютной тяге получила свое название от слов "реактивный Кентавр". "Кентавром" именовалась система снижения БМД-1 посредством парашютно-десантной платформы. Эксперимент проводили на парашютодроме Тульского учебного центра 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Никто и никогда прежде не выбрасывал с самолета боевую технику вместе с личным составом внутри. Идея принадлежала главкому ВДВ, Герою Советского Союза генералу армии Василию Маргелову.

На тот момент техника ВДВ в виде артиллерийских самоходных установок, боевых машин десанта, автотранспорта и инженерной техники доставлялась на землю двумя способами: посредством парашютно-десантных платформ и парашютно-реактивных систем. Последние при приземлении за доли секунды гасили скорость снижения тяжелых грузов и автоматически освобождали их от подвесных строп. Личный состав же опускался на парашютах отдельно.

Но для того, чтобы занять свои места в боевых машинах, в реальном бою экипажам иногда требуются минуты, которых враг может и не предоставить. Как выиграть время? Маргелов пришел к парадоксальному выводу: личный состав надо десантировать в самой технике!

Кто пожертвует собой?

Риск? Да, огромный. Многие в военном руководстве страны не одобряли эту идею. Кое-кто из многозвездных генералов даже крутил пальцем у виска: мол, главный десантник СССР дофантазировался до невозможного. Другие затею в принципе одобряли, но полагали, что технически она пока неосуществима.

Наконец, требовались смельчаки - ведь никто не мог гарантировать, что при приземлении они не разобьются. Приказывать же в таком деле нельзя. Это же не война - всего лишь эксперимент, пусть и очень опасный. На вопрос министра обороны маршала Андрея Гречко, кто же будет внутри спускаемой БМД-1, Василий Маргелов твердо ответил, что он сам. По-иному он ответить не мог. Он должен был сделать все, чтобы воздушно-десантные войска вышли на качественно новый уровень боевой подготовки.

Одни из лучших

Во время Великой Отечественной войны десантники зарекомендовали себя одними из наиболее стойких бойцов Красной Армии. С боями они отступали вглубь страны в начале войны, доблестно сражались в рядах защитников Москвы и Сталинграда, участвовали в Курской битве, принимали участие во взятии Вены и боях за Берлин.

Но несмотря на то что советские парашютисты в ходе войны неоднократно проводили воздушно-десантные операции, в большинстве сражений они воевали в качестве пехоты, пусть и весьма подготовленной. Поэтому после войны, с наступлением атомной эры, перед ВДВ встали новые задачи: стать тем, что сейчас называется войсками быстрого реагирования.

До 1954 года воздушно-десантными войсками страны поочередно руководили 7 генералов, среди которых можно отметить первого командующего ВДВ Дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова, а также Героя Советского Союза Александра Горбатова.

Войска дяди Васи

Однако, несмотря на боевые заслуги, командующие недолго задерживались в должности главкома ВДВ. В итоге кадровая чехарда негативно влияла на боевую подготовку вверенных им войск.

То, что к 80-м годам ХХ века ВДВ сделались самыми массовыми и боеспособными среди подобных в мире, - заслуга прежде всего человека, который их возглавлял многие десятилетия, - генерала Маргелова.

Не случайно в десантных войсках аббревиатура ВДВ до сих пор неофициально расшифровывается как "войска дяди Васи". "Наш Чапай", - с уважением называли подчиненные Василия Филипповича.

Как и большинство предыдущих командующих ВДВ, Маргелов был выходцем из других родов войск, однако с десантной спецификой был неплохо знаком - до своего назначения командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, а затем был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса.

Десантник в 40 лет

Любопытно, что первый свой прыжок с парашютом он совершил в 40 лет - перед тем как вступить в командование десантниками. При этом он заключил пари на несколько прыжков с другим новоиспеченным десантным комдивом, Героем Советского Союза генералом Михаилом Денисенко, который разбился при очередном парашютном прыжке в 1949 году. Маргелова же судьба хранила - до конца жизни он совершил более 60 воздушных приземлений.

Во время битвы за Москву он командовал 1-м Особым лыжным полком морской пехоты. Будучи командующим ВДВ, Маргелов не забыл своих бравых матросов, введя в форму десантников тельняшку, как знак преемственности от одного храброго рода войск к другому. Еще одним ярким отличием десантника стал берет - вначале малинового цвета (по примеру западных парашютистов), а затем голубой.

Маргеловские реформы включали в себя не только перемены в обмундировании. Новый командующий ВДВ отказался от устаревшей доктрины использования десантных войск лишь в качестве средства для удержания плацдармов до подхода основных сил. В условиях современной войны пассивная оборона неминуемо приводила к поражению.

Новая боевая техника

Маргелов считал, что после выброски десантники должны вести активные, наступательные действия, не давая ошеломленному врагу прийти в себя, и контратаковать их. Однако для того, чтобы парашютисты могли широко маневрировать, их требовалось оснастить собственной бронетехникой, повысить их огневую мощь и обновить авиационный парк.

Во время Великой Отечественной, например, крылатая пехота воевала в основном с помощью легкого стрелкового оружия. После войны началось оснащение войск специальной авиадесантной техникой. К моменту вступления Маргелова в должность командующего на вооружении ВДВ состояла легкая самоходная артиллерийская установка АСУ-57 с модификациями.

Василий Филиппович дал задание ВПК разработать более современную артиллерийскую машину десанта. В итоге, АСУ-57 сменила АСУ-85, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. На поле боя требовалось и транспортно-боевое средство для передвижения личного состава в условиях радиоактивно зараженной местности. Армейская боевая машина пехоты БМП-1 не подходила десантным войскам из-за большого веса (13 тонн) при десантировании.

"Гром" десантных машин

В итоге, в конце 60-х годов на вооружение была принята БМД-1 (боевая машина десанта), чей вес был чуть больше 7 тонн, вооружение представляло собой полуавтоматическую пушку 2А28 "Гром", а экипаж состоял из семи человек. На базе БМД-1 были разработаны артиллерийские самоходки, машины управления огнем, разведывательные и командно-штабные машины.

Видавшие виды самолеты Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 стараниями Маргелова были заменены на мощные и современные Ан-22 и Ил-76, позволявшие брать на борт значительно больше десантников и боевой техники, чем раньше. "Дядя Вася" позаботился и об улучшении личного оружия парашютистов. Маргелов лично встретился с разработчиком знаменитого автомата Михаилом Калашниковым и договорился о создании "десантного" варианта АК, со складывающимся металлическим прикладом.

Сын вместо отца

После того, как министр обороны не согласился с участием главкома ВДВ в испытаниях системы "Реактавр", тот предложил в экипаж одного из своих пяти сыновей - майора Александра Маргелова. Александр Васильевич был сотрудником Научно-технического комитета ВДВ, отвечавшего за подготовку техники и личного состава к десантированию.

Личный пример сына Маргелова должен был убедить ВДВ в успешности нового варианта приземления. Другим участником эксперимента был коллега Маргелова-младшего по НТК ВДВ подполковник Леонид Щербаков.

23 января 1976 года впервые было осуществлено десантирование с военно-транспортного самолета Ан-12 БМД-1 на парашютно-реактивной тяге. После приземления экипаж сразу же произвел короткую стрельбу холостыми снарядами, демонстрируя свою готовность к бою.

Во время испытаний Маргелов на командном пункте непрерывно курил любимый "Беломор" и держал наготове заряженный пистолет, чтобы в случае неудачи застрелиться. Но все обошлось благополучно.

Сергей Варшавчик.

Первый в мире музей воздушно-десантных войск открыл обновленную экспозицию с рассказом об истории парашютного спорта и секретах успешного десантирования людей внутри боевых машин десанта четвертого поколения БМД-4М.

С 24 по 26 сентября в Рязани прошел фестиваль "Российской газеты", одним из этапов которого стало посещение музея ВДВ, размещенного в бывшем корпусе Рязанской духовной семинарии начала XIX века.

В военные годы под сводчатыми потолками старинного особняка располагался госпиталь, а 1972 году по инициативе командующего ВДВ генерала Маргелова здесь открылся музей, посвященный элитным войскам. Датой создания ВДВ считается 2 августа 1930 года, когда 12 военных летчиков одновременно прыгнули с парашютом и удачно приземлились, сохранив при этом личное оружие. Уже через несколько лет количество тренированных военных парашютистов в нашей стране превысило 50 тысяч человек, которые составили элиту вооруженных сил.

Первый в мире ранец-парашют русский изобретатель Глеб Котельников запатентовал во Франции в 1911 году. Изделие получило название РК-1 (Русский Котельниковский первый). Говорят, что испытания своего изобретения Котельников проводил в Париже, сбросив с Эйфелевой башни бедного русского студента, который после приземления остался жив.

Сначала ранцы были металлическими и не очень удобными. Суеверные летчики поначалу отказывались ими пользоваться. Однако вскоре ранцы стали выпускать из более практичных и пластичных материалов, спасая жизни пилотов и пассажиров аэростатов. Во второй декаде ХХ века парашют стал обязательным атрибутом практически любого летчика, при этом конструкции лучше, чем у Котельникова, никто в мире так и не придумал. Все последующие модели были лишь усовершенствованными репликами творения нашего изобретателя.

Экспозиция музея содержит уникальные кадры 1930-х годов, на которых видно, как первые парашютисты совершают прыжки с внешнего корпуса самолета. Сейчас страшно представить, как десантники умудряются не падать в полете на высоте 350 метров при скорости 250 километров в час, держась рукой за единственную веревку. Судя по всему, при таком способе десантирования происходило немало несчастных случаев. Ударившись головой о металлический корпус самолета при прыжке, солдаты в воздухе теряли сознание. Они не могли вовремя раскрыть парашют и разбивались. Летные трагедии сподвигли конструкторов создать механизмы принудительного раскрытия парашютов, которые впоследствии спасли немало жизней.

По иронии судьбы, именно с Францией связана история не только парашюта, но и десантирования тяжелой боевой техники с экипажем внутри.

Первое в мире десантирование людей внутри боевой машины десанта (БМД-1) произошло 5 января 1973 года на полигоне 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии "Слободка".

Для защиты жизни членов экипажа внутри БМД были установлены несколько видоизмененные аналоги космических кресел "Казбек-Д".

Секрет успешного десантирования людей внутри БМД заключается в использовании специальных парашютных систем. Комплекс получил название "Кентавр". Такое десантирование значительно сокращало время приведения машины в боевую готовность, - рассказал "Российской газете" представитель музея ВДВ Владимир Немировский.

Подобный способ десантирования в разы повышал боеспособность армии, давая ей возможность молниеносной высадки на заданной территории и стремительного нанесения удара.

Накануне учений командующий ВДВ генерал Маргелов был настолько уверен в надежности и безопасности конструкции машины, что хотел сам участвовать в первом спуске. Однако министр обороны Гречко категорически отказался рисковать генералом. Тогда внутри машины оказались преподаватель десантного училища подполковник Леонид Зуев и сын генерала Василия Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов. Десантирование прошло успешно. После этого на эмблеме Тульской дивизии ВДВ появилось изображение кентавра.

Невиданный боевой успех ВДВ мечтали повторить многие страны, однако нигде среди военных не нашлось добровольцев. Единственным государством, решившимся на аналогичный шаг, стала Франция. Как рассказал экскурсовод Владимир Немировский, после отказа военных участвовать в эксперименте французское правительство распространило объявление среди заключенных, приговоренных к смерти, обещая смельчаку президентское помилование.

На авантюру согласился один приговоренный. Преступника поместили в боевую машину и сбросили на парашюте с самолета. Во время приземления доброволец погиб. После этого президент Франции выполнил свое обещание, вручив родственникам указ о его помиловании посмертно. Но дальнейшие опыты с десантированием людей внутри техники во Франции решили не проводить.

Сейчас десантирование идет с применением машин уже не первого, а четвертого поколения, - рассказал Немировский.

Так, в этом году испытания, проведенные Минобороны на площадке под Рязанью, подтвердили возможность десантирования БМД-4М из самолетов ИЛ-76. По данным военного ведомства, во время учений был применен способ приземления под названием цуг, при котором длина приземления оказывается в полтора раза короче длины при других способах спуска БМД.

Время на чтение: 4 мин

МОСКВА, 30 мая - РИА Новости, Николай Протопопов. Высота - 800 метров, многотонная машина выкатывается из самолета и до раскрытия парашютов несколько секунд находится в свободном падении. У самой земли срабатывают реактивные двигатели, сбрасываются подвесные стропы, БМД мягко касается поверхности и… резко трогается с места, прикрывая наступающих десантников шквальным огнем. О том, как российская "крылатая пехота" десантируется внутри техники и почему ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить, - в материале РИА Новости.

Почти космонавты

Десантирование в БМД - опасный и сложный процесс, каждый этап которого подробно описан в инструкциях и регламентных документах. Даже опытные военнослужащие-парашютисты проходят специальный курс обучения. Экипаж готовит боевую машину лично: укладывает купола парашютов, устанавливает составные части комплекса, занимается так называемой швартовкой, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

Десантники тренируются в специальных амортизационных креслах еще вне машины - принимают позы "ожидания" и "изготовки". Это как примерка ложементов космонавтами.

"Когда снаряженная машина загружена в самолет, бойцы занимают места в креслах, застегивают привязные ремни и ожидают сигнала на десантирование, - рассказывает РИА Новости офицер ВДВ, ветеран боевых действий Александр Шерин. - За несколько минут до выброски экипаж получает команду на принятие "позы изготовки" - ремни должны быть подтянуты, голова и спина плотно прижаты к креслу. Вообще, технологией десантирования людей в бронетехнике на сегодня обладает только Россия. Остальные не отваживаются".

Отделившись от самолета, машина резко ныряет вниз, экипаж испытывает состояние невесомости, а когда раскрываются парашюты и БМД принимает горизонтальное положение, у бойцов возникает ощущение скатывания с горы. Все это подробно описано в инструкции.

То, что БМД наконец приземлилась, десантники понимают по сильным перегрузкам и глухому удару о землю. Сразу же срабатывают пиропатроны, ветер оттаскивает парашюты в сторону. Экипаж выбирается из кресел, занимает свои места и приступает к выполнению поставленной задачи.

Выброска боевых машин десанта во время совместных учений десантников России, Белоруссии и Сербии

Первый полет

Впервые боевую машину десанта с экипажем сбросили в январе 1973-го на базе 106-й гвардейской дивизии ВДВ, дислоцированной под Тулой. С военно-транспортного Ан-12.

"Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и стал потихоньку вытаскивать "Кентавра", - вспоминал сын легендарного командующего ВДВ Герой России Александр Маргелов. - Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, потом основные парашюты".

По его словам, в состоянии невесомости бойцы перевернулись вниз головой. "Особенно ненужной показалась довольно приличных размеров гайка, "всплывшая" прямо между нами, - рассказывал Маргелов. - При приземлении испытали резкий, перекатывающий удар. Головы в шлемофонах мгновенно "выбили морзянку" по заголовникам, и все замерло. Навалилась тишина. Через мгновение мы, не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем. На всех этапах десантирования, приземления, движения, стрельб сохраняли полную боеготовность и доказали, что десантники могут воевать с наибольшим боевым эффектом".


Выброска боевых машин десанта во время учений на военном полигоне Раевский под Новороссийском

Время - жизнь

Десантировать технику с людьми в ВДВ научились не сразу. К началу 1970-х действовали раздельно - идущие впереди "Илы" сбрасывали "броню", а следом, с других бортов, высаживались бойцы. Но у этой схемы есть серьезный недостаток - экипаж мог приземлиться в пяти километрах от собственной машины. На поиск техники и приведение ее в боеготовность уходило слишком много драгоценного времени.

Это снижало эффективность десанта - противник мог уничтожить большую часть войск сразу после приземления. От командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова поступила вводная: резко сократить время приведения в боевую готовность техники после приземления. Единственное решение - сброс боевых машин вместе с экипажем.


Летно-тактические учения ВДВ в Псковской области

К разработке специальной парашютной системы под кодовым названием "Кентавр" научно-технический комитет ВДВ приступил летом 1971-го. После выброски из самолета автоматически раскрывались пять куполов площадью 760 квадратных метров каждый - и БМД, установленная на платформе, опускалась на землю.

Для снижения ударных перегрузок в машинах установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов "Казбек-Д". Технические испытания с манекенами и собаками дали положительные результаты.

Система работала, но руководство Минобороны считало, что риск слишком велик. Ведь в случае отказа парашютной системы все внутри боевой машины обречены - экипаж никак не сможет спасти себя в нештатной ситуации. Убедить министра обороны СССР маршала Андрея Гречко в безопасности десантирования техники с людьми на борту генералу Маргелову удалось только после того, как одним из членов экипажа - наводчиком-оператором - он назначил сына.

В конце 1972-го Минобороны все же одобрило систему "Кентавр". При первом десантировании под Тулой удалось достичь главной цели - БМД была готова к бою и произвела выстрелы через считаные секунды после приземления. Но к реальным боевым условиям парашютная система "Кентавр" была еще мало пригодна. Во-первых, она весила больше двух тонн (при весе БМД-1 в семь тонн). Во-вторых, перевозка и погрузка системы в самолеты требовала большого количества автомобильного транспорта, личного состава, и главное, на это уходили долгие три-пять часов. Не устраивала командование ВДВ и низкая скорость снижения техники на многокупольной парашютной системе.


Учения десантников России, Сербии и Белоруссии в Краснодарском крае

Реактивная тяга

Поэтому конструкторы приступили к разработке более современной бесплатформенной парашютно-реактивной системы "Реактавр". Для плавного и быстрого спуска боевой машины на землю здесь применяется легкий купол площадью всего около 540 квадратных метров, система монтируется и перевозится непосредственно на БМД, а скорость приземления, достигающая 25 метров в секунду, гасится у самой земли практически до нуля реактивными двигателями.

Испытания "Реактавра" зимой 1976-го под Псковом на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии прошли успешно, и систему приняли на вооружение. Проект, в разы повысивший эффективность десанта при выполнении боевых задач, получил продолжение. К концу 1990-х для Воздушно-десантных войск создали комплекс ПБС-950 "Бахча", главное преимущество которого - возможность десантирования БМД-3 с экипажем в полном составе.

Минобороны России продолжает работы по совершенствованию парашютных систем для десантирования техники. В этом году на вооружение ВДВ должна поступить новая парашютно-бесплатформенная система "Бахча-У-ПДС", предназначенная для выброски БМД-4М, БТР-МДМ с экипажем внутри.

В иностранных армиях системы десантирования техники вместе с экипажем пока не прижились. По некоторым данным, советский эксперимент пытались повторить французы. В качестве "подопытного" пригласили преступника, приговоренного к смертной казни. В случае успеха испытаний ему пообещали помилование. Но при десантировании доброволец погиб.


Десантирование парашютным способом боевой техники Уссурийского соединения Воздушно-десантных войск в ходе тактических учений в Приморье

В нескольких фотографиях с моими комментариями, я расскажу вам о процессе десантирования боевой техники воздушно-десантных войск, на примере БМД (Боевая Машина Десанта). Данный пост не будет затрагивать подготовку машины к десантированию, только все, что следует после выполнения команды "сброс", а также практически не будет содержать технических и специальных терминов для удобства чтения незнакомых с войсковой аббревиатурой людей...

Размыкание замка крепления к корпусу самолета и вытягивание десантной платформы происходит с помощью выброшенных куполов, чья работа начинается с малого купола (вытяжного).




Для десантирования боевой техники применяется две системы, одна использует специальную "подушку" для смягчения соприкосновения с землей, вторая (практически не применяемая сегодня) использует реактивную тягу, для торможения. Многокупольная система (МКС) смотрится в небе очень красиво...




Не менее красиво и на земле.




Десантированию техники и личного состава предшествует десантирование разведподразделений, осуществляющих разведку и зачистку (при необходимости) площадки приземления. В условиях учений, технику и личный состав на земле встречают "помощники" - технический персонал, осуществляющий помощь в подготовке машин к движению.




Траки обернуты специальными чехлами, а также скреплены стяжками. Технический персонал освобождает гусеницы от чехлов и стяжек. В боевой ситуации это все осуществляется экипажем машины.




Первым к боевой машине прибегает механик-водитель. Поиск машины осуществляется с помощью специального радиомаяка. Люк механика-водителя находится впереди, но открывается только изнутри. Соответственно, чтобы попасть внутрь машины, механику необходимо открыть специальным ключом башенный люк.

Механик-водитель облачен в специальный термокостюм, выдерживающий высокие температуры. Остальной экипаж одет обычным образом.




Механик-водитель БМД в "походном" положении сиденья. На фото боец в десантном шлеме. Десатный шлем от танкового шлемофона отличается наличием наушников и ларингофона (варианта микрофона, считывающего голос с горловой части).




Запуск двигателя осуществляется с помощью аккумуляторов, а в случае невозможности такого запуска - с помощью пневмосистемы. Задача механика-водителя в максимально короткий срок завести двигатель машины, подготовив ее к движению. При десантировании БМД находится в нижнем положении системы управления клиренсом. Для начала движения и отделения от основы платформы машину необходимо перевести в нормальное положение (поднять).




Механик-водитель осуществил запуск двигателя, подъем машины, переодел десантный шлем на шлемофон и готов к выдвижению к месту сбора (встречи с экипажем).




Кроме экипажа, в БМД может размещаться десант. Десантный отсек расположен сзади. Десантный люк расположен сразу за башней.




После укомплектования экипажем и десантом, БМД выдвигается на место сбора войскового соединения или начинает выполнение поставленной боевой задачи.




Все фотографии кликабельны для просмотра в полном размере. Фотографии сделаны автором на полковых учениях 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Рязанской области.


В ближайшее время в , я продолжу свои повествования.


Благодарю за организацию съемок Пресс-клуб МО РФ и лично Дмитрия Петракова.

Этот день в истории:

5 января 1973 г Впервые в истории на парашютодроме "Слободка" близ Тулы впервые в мировой истории была на практике осуществлена идея десантирования людей внутри боевой машины десанта (БМД-1) - комплекс "Кентавр" . Идея и практическая реализация десантирования людей внутри боевых машин принадлежит легендарному командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову, отправившему на первую объездку "Кентавра" своего сына. В первом экипаже были - Леонид Гаврилович Зуев и Александр Васильевич Маргелов
Ни одна армия мира не освоила этот способ десантирования
5 января 1973 г! Этот День можно считать "Началом Новой Эры" в истории наших ВДВ!!!
Сын нашего Бати стал "космонавтом ВДВ"! Никто, кроме нас!!!

Герой России Александр Маргелов. Полковник ВДВ в отставке. Сын основателя современных воздушно-десантных войск генерала Армии Василия Маргелова. В январе 1973 года во время испытания комплекса "Кентавр" первым в истории вместе с подполковником Зуевым десантировался из самолёта, находясь внутри боевой машины десанта.
Экипаж в составе командира подполковника Леонида Зуева и наводчика-оператора старшего лейтенанта Александра Маргелова с использованием передового комплекса "парашютная система - боевая машина - человек, получившего кодовое наименование "Кентавр", десантировались с неба на голову условного противника, находясь внутри боевой машины БМД-1 Десантирование выполнялось из самолета Ан-12 с использованием многокупольной парашютной системы и парашютной платформы П-7. Экипаж внутри боевой машины во время десантирования находился в специальных космических креслах типа "Казбек-Д". Первому в мире десантированию людей внутри боевой техники предшествовала череда испытаний и проверок надежности комплекса "Кентавр", в том числе и с десантированием внутри БМД животных.
Уже через два года после первого успешного эксперимента в ВДВ в январе 1976 года, также впервые в мировой практике вместе с подполковником Щербаковым десантировался внутри БМД, испытывая новый комплекс "Реактавр" без индивидуальных средств спасения, было осуществлено десантирование внутри БМД уже всего экипажа боевой машины в количестве 6 человек на парашютно-реактивной системе без использования парашютной платформы.
Только через 20 лет за мужество, проявленное при испытаниях военной техники, Александру Маргелову было присвоено звание Героя России. На фото: За сутки до эксперимента. Командир экипажа гвардии подполковник А.Г.Зуев и наводчик-оператор лейтенант А.В.Маргелов


Юмористический фотоколлаж В.Романова на тему Кентавра


Группа участников первого «Кентавра» после удачного эксперимента


ВДВ – «возможны двести вариантов», один из них – «кверху гусеницами». Экипаж «Кентавра-5» с честью выдержал испытание. 1974 г., г. Гайжунай Литовской ССР


Без экипажа это не «Кентавр», а просто БМД-1 перед загрузкой в Ил-76


«Кентавр» спустился на землю. «Счетчик» командующего включен – на расшвартовку отпущено всего 2 минуты


КСД в воздухе... Рядом «парит» майор А.А.Петриченко, заслуженный мастер парашютного спорта, отделившийся от комплекса в соответствии с заданием

Почему проект назван "Кентавр"? Потому, что механик-водитель похож не этот персонаж единым целым с машиной.


Мраморы Элгина мифологическая битва лапифов с кентаврами. Греция, Парфенон. 440 до н.э.


В августе 2011 года вышла в свет книга А.В. Маргелова «Десантавры – космонавты ВДВ» . *
Эта книга-альбом рассказывает о том, как разрабатывались и испытывались различные системы десантирования техники для наших ВДВ.

Впервые в истории Воздушно-десантных войск изданы в одной книге - фотоальбом и мемуары Героя России, полковника Александра Васильевича Маргелова, единственного в мире офицера-десантника, который участвовал в десантировании в 3-х различных комплексах: "Кентавр", "КСД", "Реактавр". Бронницкое отделение общероссийской общественной организации "Боевое братство" под руководством ветерана боевых действий Патрушева Николая Владимировича подготовили подарок легендарному десантнику Герою России А.В. Маргелову, в честь его 65-летия (родился 21 октября 1945 года) - книгу воспоминаний о дерзких проектах генерала армии В.Ф. Маргелова, который первый в мире разработал и осуществил десантирование боевые машины с экипажем.

Среди славных страниц истории Воздушно-десантных войск освоение десантирований БМД с размещенными внутри экипажами занимает законное место. И как же может быть иначе? Именно в ВДВ зародилась эта дерзкая, непостижимая для многих, а потому страшная, идея посадить гвардейцев в БМД без парашютов и других индивидуальных средств спасения. Эта грандиозная задача была поставлена Командующим ВДВ Героем Советского Союза генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым в начале 1970-х, сразу при поступлении в ВДВ БМД-1. Идея была поддержана его единомышленниками-десантниками, теми, кто осознавал, что значит быстрое приведение боевых машин, а, следовательно, и подразделений десанта, в готовность к бою после приземления.
Задача оказалась архисложной. Но советская оборонная промышленность и военные специалисты в кратчайшие сроки успешно с нею справились. В боевом отделении БМД-1 были установлены космические кресла (в несколько упрощенном варианте) "Казбек-Д", военные медики (Государственный НИИ авиационной и космической медицины) изучили все стадии десантирования и дали рекомендации по преодолению перегрузок.
Несмотря на решение технической проблемы, на пути первого экспериментального десантирования двух членов экипажа внутри БМД-1 на серийных парашютно-платформенных средствах встал ГосНИИ ВВС им. Чкалова, который проводил государственные испытания средств десантирования. Он мотивировал это тем, что в боевой машине нет средств индивидуального спасения экипажа.
Многих трудов Командующему стоило убедить министра обороны А.А. Гречко дать разрешение на первое десантирование. Маршал не соглашался ни в какую, опасаясь за жизнь людей. Командующий предложил свою кандидатуру на участие в эксперименте, но получил категорический отказ.
- В таком случае, товарищ министр, будет прыгать мой сын Александр, офицер-десантник, сотрудник Научно-технического комитета ВДВ и мастер парашютного спорта, преподаватель нашего десантного училища майор Леонид Зуев. Александр занимается экспериментом в НТК, а Зуев уже начал экспериментировать в училище, за что "удостоился кляузы" от политработников. Ну, я его и взял готовиться лично к этому уникальному прыжку.
- Но почему все-таки сын? - спросил Гречко.
- Много я видел слез матерей, оплакивающих своих погибших мужей и сыновей. А поскольку дело новое и очень рискованное, где все может случиться, я лично несу всю ответственность и отвечаю головой за исход эксперимента.
Комплекс "парашют-машина-экипаж" получил имя "Кентавр". Впервые в мировой практике экспериментальное десантирование двух членов экипажа внутри БМД-1 из самолета АН-12 состоялось 5 января 1973 г. на базе 106-й гв. вдд под Тулой. Экипаж в составе подполковника Леонида Зуева и старшего инженера-лейтенанта Александра Маргелова на деле подтвердил правильность результатов исследований и технических решений отечественной науки и военной медицины. После этого десантирования на гербе Тульской дивизии появился Кентавр...
Рассказывают, что на Западе попытались повторить подобный эксперимент. Во Франции в боевую машину был посажен заключенный, приговоренный к смертной казни. Машина разбилась - "приговор привели в исполнение". Много позже эксперимент провели и в США. Однако результат был настолько плачевен, что больше на Западе попыток никто не делал.
Потом в СССР были другие эксперименты и штатные десантирования экипажей боевых машин и артиллерийских расчетов внутри и совместно с боевой техникой ВДВ.
Среди них достойное место занимает беспримерный прыжок с личным парашютом из снижающегося комплекса совместного десантирования (КСД) офицера НТК Александра Петриченко. Как и в комплексе "Кентавр", КСД боевая машина десантировалась на парашютно-платфор-менных средствах, но на торце платформы крепилась кабина на четверых человек, что позволяло разместить сразу шесть членов экипажа. Теоретически эти четыре человека в случае необходимости могли покинуть комплекс на личных парашютах. Вот это и решил проверить Командующий в ходе войсковых полковых учений 26 августа 1975 г. В войсках это было уже не первое десантирование КСД, но такой прыжок выполнялся в первый и последний раз! В последний потому, что заслуженный мастер парашютного спорта А. Петриченко после покидания комплекса с трудом избежал попадания под оснастку, болтающуюся под платформой на металлических тросах. После получения отрицательного заключения опытного парашютиста КСД некоторое время использовались в войсках для десантирования гаубиц и пушек с расчетами, пока вся артиллерия не была переведена на базу гусеничных боевых машин. А. Петриченко совершил поистине подвиг, который так и не был оценен по достоинству.
По требованию Командующего уже в ходе подготовки первых "Кентавров" началась разработка парашютно-реактивной системы. Работа, продолжавшаяся не один год, увенчалась успехом - такая система (ПРСМ-915) была создана! Преимущества ее были очевидны: всего один купол в 540 кв. м (вместо 4-5 по 760 кв. м на КСД и "Кентавре") и блок реактивных двигателей мягкой посадки (плюс дополнительное оборудование) размещались непосредственно на корпусе машины, которая своим ходом выдвигалась с экипажем на аэродром и своим ходом загружалась в самолет. Причем скорость снижения такой системы достигала 25 м/с (на МКС - 5-6 м/с), что делало ее практически неуязвимой от огня противника.
Двадцать третьего января 1976 г. на базе 76-й гв. вдд под Псковом было проведено историческое экспериментальное десантирование комплекса "Реактавр" с двумя членами экипажа: командир - майор А. Маргелов, механик-водитель - подполковник Л. Щербаков. Зимнее время было выбрано не случайно - расчет был на глубокий снег на площадке приземления, который должен был смягчить приземление. Однако испытателей как следует "приложило" на укатанную ледяную дорогу, так что перегрузка прошлась по ним в полную меру. К счастью, это особо не повлияло на последующие действия экипажа: элементы вождения и стрельба были выполнены четко, в соответствии с задачей. ВДВ получили новое средство десантирования, значительно повышающее их боевые возможности. Члены экипажа были представлены к званию Героя Советского Союза, но только через 20 лет они стали Героями уже России.
Позже заводом "Универсал" были созданы бесплатформенные средства десантирования, сочетающие в себе надежность парашютных систем, легкость и маневренность, как при использовании ПРС. В присутствии Командующего ВДВ вблизи подмосковной деревни Медвежьи озера 22 декабря 1978 г. было проведено экспериментальное десантирование "Кентавра" на бесплатформенных средствах десантирования (ЗП-170) - командир экипажа подполковник Юрий Бражников, механик-водитель - гвардеец срочной службы Василий Кобченко. Десантирование показало высокую надежность системы ЗП-170 и подтвердило прекрасные эксплуатационные характеристики, не уступающие парашютно-реактивной системе. Больше того, конструктивно был решен сложнейший вопрос исключения опрокидывания боевой машины при боковом сносе системы. До настоящего времени ЗП-170 является единственной системой, позволяющей десантировать боевую машину на воду. Однако Командующий Маргелов не успел принять систему ЗП-170 на вооружение войск.
Работа по претворению в жизнь идей генерала В.Ф. Маргелова продолжалась. Были отработаны десантирования бронеобъектов на сушу и на воду при ветре до 15 м в секунду, десантирование боевой техники и грузов со сверхмалых высот (правда, без экипажей), наконец, десантирование полного экипажа внутри БМД-3.
Двадцатое августа 1998 г. в ходе показательных тактических учений 104-го гв. пдп 76-й гв. вдд впервые в войсковой практике в десантировании приняли участие гвардейцы-десантники: 22-летний старший лейтенант Вячеслав Конев (командир экипажа), младшие сержанты Алексей Аблизин и Замир Билимихов, ефрейтор Владимир Сидоренко, рядовые Денис Горев, Дмитрий Кондратьев, Зураб Томаев. И как всегда в подобных случаях - добровольцы.
Десантирование происходило на новой бесплатформенной парашютной системе ПБС-950 разработки того же завода "Универсал" (ныне - московский конструкторско-производственный комплекс "Универсал"). Непосредственно новую систему создавали специалисты 9-го отдела завода (ныне - 2-й отдел) под руководством начальника отдела Петкуса Генриха Владимировича, подписи которого стояли на листах готовности первого и последующих "Кентавров".
Прошло немного времени, и уже только что назначенный новый командующий ВДВ генерал-лейтенант Александр Колмаков присутствует на очередном десантировании полного экипажа внутри БМД-3. Это произошло в ходе Центрального сбора руководящего состава воздушно-десантных служб Министерства обороны 24 сентября 2003 г. на базе 106 гв. вдд.
Всего на конец 2004 г. было проведено около пятидесяти десантирований экипажей и артиллерийских расчетов в различных системах десантирования, в которых приняло участие более 110 человек. Многие участники подготовки и проведения таких десантирований - ученые, инженеры, офицеры, генералы - стали лауреатами Государственной премии СССР, были награждены орденами и медалями, удостоились ученых званий. Честь им и хвала, патриотам России, тем более тем, кто до сих пор, невзирая на все выпавшие беды, высоко держит знамя Советской Российской Науки и дорожит Честью защитника Родины и воина-десантника!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»