На что похожа буква ч. Тема логопедического занятия «Звук и буква Ч

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Буквы в картинках для детей.

Например, буквы в картинках пригодятся для надписи «С Днём Рождения!» Тут правда, нужно две буквы Д, но это ведь не так страшно. Буква А в картинках – конечно же буква А похожа на Арбуз! Зеленый, спелый, и вкусный! Буква Х в картинках сделана из Хлеба – хлеб всему голова, поэтому и тут пригодился. Буква Ч в картинках выглядит, как настоящие часы! И стрелочки у часов есть, и даже гирька! Буква Ш в картинках выглядит как шкаф! Буквы Щ у нас уже есть, но кто хочет, может дорисовать шкафу хвостик!

Конечно же, с помощью веселых и забавных картинок - живые буквы в картинках. Здесь мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на цветном принтере занимательные «живые буквы в картинках». Каждая из букв иллюстрирована в стиле слова, которое начинается с этой буквы. Это своего рода ребус-головоломка, которую очень интересно разгадывать вместе с ребенком.

Учителя довольны, потому что наличие одной такой мнемокартинки снимает целую массу проблем с запоминанием. 1 серия азбук - это попытка вызвать запоминание за счет яркой картинки. В этом случае информация более полная – с ребенком обсуждается, что твердый и мягкий звук записываются одной буквой. Кто это? Ужас на букву «Е»? Как можно запомнить то, для чего нет названия? Используя образы-ассоциации из пособия, мы играем в игру «Покажи букву телом». Есть особенности при изучении букв Е и Э. Буква Э изучается в начале, буква Е - позже. К моменту прохождения буквы Е, дети уже знают, что гласные буквы дружат парочками. Я очень надеюсь, что пособие «Азбука в картинках-ассоциациях» поможет вашим детям запомнить буквы легко и без напряжения.

Цели:

  • сформировать представление о звуке [ч’] как о мягком непарном согласном, познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Оборудование: иллюстрации с различными видами часов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа у доски.

– Обозначить гласные, поделить слова на слоги, поставить ударение в словах.

смородина клубника

2. Работа с лентой букв на с. 127.

– Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука.
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
– Буквы Я, Е когда обозначают два звука?
– Когда буквы Я, Е обозначают один звук?
–Назовите парные согласные.

III. Работа над новым материалом.

1. Звуко-буквенный разбор.

– Сколько слогов?
– Какой звук в конце слова?
– Гласный или согласный? Почему?

Грамоты не знает,
А весь век пишет.


(Ручка)

– Сколько слогов?
– Где находится звук [ч]? (В середине слова.)
– Сравните звонкий звук [д] и звук [ч]. Какой он, такой же звонкий или глухой?

2. Знакомство с буквами Ч, ч.

– Звук [ч] обозначается буквой Ч.
– На что похожа буква Ч?

Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. В. Степанов

3. Чтение слогов слияния.

ча чо чу

че чи

– Почему я разделила слоги на 2 группы? (Наверное, в одной строчек твердые слияния, а в другой мягкие.)
– Проверим наше предположение.
– Как произносится звук с гласными придающими мягкость согласным и не придающими мягкость согласным? (Одинаково.)
– Какой вывод можно сделать?

Вывод: буква ч обозначает один мягкий звук.

– Звук ч всегда мягкий, поэтому ему не нужны гласные я, ю, придающие мягкость согласным.
– Каким цветом на схеме обозначим Ч?
– Дайте полную характеристику букве Ч.

4. Беседа о часах.

– Чего никогда не воротишь назад?

Быстрая течет река
Через годы и века.
(Время)

– Чтение загадки с.128.
– Рассмотрите иллюстрацию. По какому принципу она поделена на две части? (Левая часть отражает старину, а правая – современность.)
– Какими часами пользовались в старину? (Солнечными, песочными, водными, механическими.)
–А теперь какие виды часов используют?

– Где на нашем микрорайоне есть уличные часы? (Торговый центр “Пассаж”.)

5. Чтение текста.

– О каких видах часов вы узнали из текста?
– Какие башенные часы вы знаете? Какие часы у нас в классе? Где на нашем микрорайоне есть уличные часы?
– Какое время показывают все часы на иллюстрации учебника? (10 ч. 15 мин.)
– О чем вы узнали из этого текста?
– Как можно озаглавить текст? (Какие бывают часы?)

6. Чтение слов, работа с родственными словами, выделение омонимов.

– Обратите внимание на сочетание ЧК. Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.
– Прочитайте слова из двух слогов; из трех слогов; с ударением на четвертом слоге (таких нет) .

Первый столбик.

– Какая разница в значении слов?
– Подберите к слову “речка” родственные слова (речонка, речной, речник, речушка, реченька).
– Какая общая часть в этих словах? Как называется общая часть родственных слов?
– Образуйте форму слова “речка”. Что изменяется в слове?

Второй столбик.

– Сравнить слова по значению.
– По какому общему правилу записаны все слова?
– Составить схему слова “тучка”.
– Какое слово тоже соответствует этой схеме? (Ручка.)

Четвертый столбик.

– Что означает слово “лисичка”?
– Составить схему.

Чтение стихотворения.

– О каких лисичках говорится в стихотворении?
– Лисички это еще и грибы.

Чтение текста “Ручки”

– Какое значение имеет слово “ручка”?

7. Составить из букв слово.

– Неизвестно, как случилось, только буквы заблудились.

У Д А Ч А

Дети берут буквы и выстраиваются в ряд.

– Сколько в слове слогов? (Дети делят слово на слоги, встав между детьми.)
– Куда падает ударение?

8. Звук заблудился.

На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Синеет море перед вами,
Летают майки (чайки) над волнами.

9. Работа по учебнику (с. 131). Чтение текста “Мы учимся”.

– Чем мы занимаемся на уроках?
– Прочитайте пословицы на с. 131. Как вы их понимаете?

IV. Подведение итогов урока

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Лилия Верютина
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6–7 лет с нарушениями речи «Буква «Ч»

Цель – формировать знания о звуко-буквенном составе речи .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :познакомить с образом буквы , учить печатать букву , формировать навык чтения слог и слов с заданной буквой , совершенствовать навык слогового анализа слов;

коррекционно-развивающие : развивать мышление, внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, артикуляционную, мелкую и общую моторику;

коррекционно-воспитательные : формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность и самостоятельность.

Оборудование : плакат с изображением буквы Ч , плакат «На что похожа буква » , индивидуальные карточки с буквой Ч и гласными буквами , тетради по обучению грамоте.

Ход занятия:

1. Орг. момент

Добрый день, мои друзья!

Рада видеть всех вас я.

Друг на друга посмотрите

И улыбку подарите.

2. Характеристика звуков

С какими звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Со звуком [ч]) .

Дайте характеристику звука [ч] (Согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом) .

3. Дидактическая игра «Светофор»

Чебурашка заметил у вас на столах твердые и мягкие кубики и хочет поиграть. Если услышите слово со звуком [ч], какой кубик вы поднимите? (Зеленый)

(Чашка, чайка, чудо, мечта, начинка, калач, силач, цыпленок, яйцо, кольцо, огурец)

Чебурашка пришел к нам в гости. А чем принято угощать гостей? (Чаем) . Угостим Чебурашку и составим схему слова ЧАЙ. Во что мы нальем чай нашему гостю? (В чашку) Составим схему слова ЧАШКА. В какой же посуде мы заварим чай? (В чайнике) . Попробуйте первую схемудополнить так, чтобы получилась схема слова ЧАЙНИК.

Где стоит звук [ч] в этих словах?

5. Дидактическая игра «Назови ласково»

На прошлом занятии мы узнали, что звук [ч] – волшебный, он умеет превращать большие предметы в маленькие. А сегодня Чебурашка хочет сделать вам приятно и всех-всех назвать ласково. А поможет ему в этом волшебный звук [ч]. Чебурашка подойдет к каждому из вас, а вы скажете, как же вас назвать ласково так, чтобы в вашем имени появился звук [ч]. (Анечка, Лизочка, Артемчик, Женечка, Данечка и т. д.)

6. Знакомство с буквой «Ч»

Чебурашка принес фотографию звука [ч]. Она называется буква «Ч» . -Чем звуки отличаются от букв ? (Звуки мы слышим и произносим а буквы пишем и читаем )

На что похожа буква Ч ? (Ответы детей ) .

Посмотрите, на что еще может быть похожа буква Ч ? Назовите эти предметы.

Сейчас мы будем заселять звук Ч в звуковой домик. Все подойдите ко мне. Давайте выберем ему комнату. Какое окошко будет в ней? (Зеленое) Почему? (Потому что звук [ч]– мягкий) .

Поздравим букву Ч с новосельем ! (Хлопают в ладоши и кричат :«С новосельем!» 3 раза)

На новоселье нужно дарить подарки. Букве Ч подарим слова со звуком [ч] (По очереди называют слова, отходят на край ковра) .

7. Физминутка

Наш гость предлагает немножко размяться и потанцевать под его любимую песню. Как вы думаете, какая это песня? (Чунга-чанга)

Сейчас сядет тот, чье имя состоит из 2 слогов.

Сейчас сядет тот, чье имя состоит из 3 слогов.

8. Дидактическая игра «Подружи буквы »

Наша буква поселилась в дом и ей нужно подружиться с соседями. Поможем нашей букве (чтение слогов и коротких слов)

9. Веселые прописи

Послушайте скороговорку. Обведите к кружок все буквы Ч .

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ч ? (Из 2 – 1 вертикальные линии и 1 крючка)

Напечатайте 3 строчки букв Ч .

Найдите и обведите все правильно напечатанные буквы Ч .

10. Итог занятия

Вы сегодня хорошо потрудились, поэтому похвалите себя (Я –старательный, я – внимательный и т. д)

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» Конспект непосредственно - образовательной деятельности.

Экологическое и речевое развитие дошкольников 5–7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 Г. ХИМКИ ДО «Бибигон» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Грамоте учиться - всегда пригодится» для детей с нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Благодарного КОНСПЕКТ коррекционно - образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дружная семья» для детей 3–4 лет Цель: Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим» для детей 4–5 лет "Почему растаял Снеговик?" Цель: Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой, льдом и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей 5–6 лет «Ориентировка на листе бумаги» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Конспект непосредственно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности «Спички в доме» для детей 4–5 лет Форма НОД: коллективное занимательное дело. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей 2–3 лет «Снег идёт» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей 2-3 лет

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»