Кто такие деды и духи в армии. Неофициальные традиции в российской армии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Российская армия — это наша защита, огромная военная школа, свой мир, в котором есть свои традиции и законы. В каждой военной общине есть свои армейские традиции , обычаи. Под традициями понимаются общие привычки, нормы поведения, которые передаются от поколения к поколению. Служба в армии для каждого солдата — это отдельный отрезок жизни, не похожий ни на что, и который он будет всю свою жизнь вспоминать.

Армия наполнена своим юмором, своей культурой, о службе в ней вспоминают с гордостью и улыбкой. Сейчас попробуем примерно воспроизвести традиции названий солдат по периодам службы в рядах Российской армии.

С того момента, когда 18-летнего юношу призывают в ряды нашей армии, его называют «запахом». Важная задача «запаха» — полным ходом готовиться к присяге.

Все начинается с духа

После принятия присяги, его принято называть «дух» и такое клеймо над ним висит до полугода. Называют его «духом», потому что он становится похожим на духа, который должен выполнять все приказания старшины, зачастую выполняя грязную работу. Единственный способ моральной разгрузки за это время – это физические упражнения.

По истечению шести месяцев «духи» в армии становятся «слонами» . Между собой армейцы говорят, что только настоящий «дух» может иметь право называться «слоном». То есть надо пройти достаточно специфическую процедуру «посвящения в слоны»: шесть ударов бляхой. Как раз тогда, когда солдат отслужит полгода, приходят новые «духи».

Путь к «деду» очень тяжелый

«Дедам» есть чем заняться, так как пришли новички и надо срочно им показать, что есть к чему, а «слоны» могут заниматься уже более спокойным продолжением своей службы. Так как сейчас служат всего год, то можно было бы уже сейчас закончить наш рассказ званием «дембеля». Но история, на то она и история, чтобы познакомить читателей с ней, и мы расскажем еще немного об армейской иерархии .

Солдат, который отслужил уже полтора года, имеет право называться «черпаком» . «Слоны» должны ухаживать за ними. Но и чтобы стать «черпаком» надо пройти обряд поколачивания черпаками. Ради такого старшие не пожалеют времени и достанут их. Производится всего около двенадцати ударов. Главная задача – следить за «слонами» и «духами» в армии , чтобы те, не отлынивали от работы.

И как страшно бы не звучало, служивые «черпаки» по истечению времени превращаются в «дедов» . И тут не обходится без рукоприкладства! Аж, восемнадцать ударов стула стоит пережить солдатам, чтобы гордо носить звание «деда» в армии . Это звание гордо носят «вояки» , которые входят в интервал службы от полутора лет до начала «стодневки».

И наконец «дембель» . От начала «стодневки», проще говоря – финишная прямая. В первый вечер «стодневки» собираются «деды» и, согласно армейским традициям , за счет кулинарных способностей «духов» балуют себя различными угощениями. То же самое проводится на пятидесятый день до отбытия. Это примерная армейская иерархия . У всех они могут быть разные, у кого-то количество названий чуть меньше, чуть больше. Хочется еще отметить, говоря о традициях, что представитель каждой категории должен подшиваться. Количество и положение стежков зависит от статуса и звания солдата.

У солдат в армии - своя иерархия, свои негласные звания и продвижение по служебной лестнице. Дорасти до "деда" - не только отмотать положенные два года службы, но и пройти целый ряд обрядов и посвящений: ведь можно и перед увольнением так и остаться бесправным "духом", если не соблюдать неписаные законы.

Первые полгода в армии солдат - ровным счетом никто. "Дух" бесплотный. "Салага". "Шнурок"... Правда, успешно пройденное "первое крещение" может существенно облегчить жизнь новобранцу. В одних частях этот обряд называют "свечка", в других - "клизма". Суть же этого испытания одна и та же: присягнувшие днем на плацу на верность Родине бойцы ночью в казарме держат суровый экзамен. Со вставленным между ягодиц стручком красного перца они должны тихохонько пролежать всю ночь. Чтобы "дедушек", значит, не разбудить и не потревожить.

Если утром испытуемый продемонстрирует неизвлеченную перчину и сможет ходить, то ему присваивают звание "перца". Если не сможет или, не дай боже, попытается симулировать, то так и останется "духом", удел которого - стирать "дедам" носки и заправлять чужие койки.

Второй обряд посвящения ожидает молодого бойца через полгода службы: "деды" торжественно переводят его в разряд "черепа". Салагу ставят на табуретку посреди казармы или укладывают на кровать лицом вниз. Приспускают штанишки и... всего лишь бьют по мягкому месту солдатской бляхой. По окончании ритуала седалище превращается в сплошную гематому со следами двадцати четырех звезд: "деды" бьют во всю силу - год назад они сами прошли через это испытание. Теперь посвященный обретает новые права и возможности. Он уже сам может шугать "духов" и получает поблажки от старших.

Еще через полгода "череп" становится "черпаком" - таким же манером, но получает уже вполовину меньше ударов, да и не с такой силой. Бьют не бляхой, а половником, заблаговременно утащенным из столовой. Говорят, что эта традиция пришла с флота: у кока были помощники, которых он за различные провинности лупил черпаком чуть пониже спины.

Разменяв полтора года службы, ты становишься "дедушкой" - казарменным полубогом. Можешь сам с молодыми развлекаться от скуки: работой и службой ведь "дед" не обременен. Днем может отоспаться в каптерке, а ночью шутки шутить. Например, "велосипед" посмотреть: спящему солдату вставляют между пальцами ног спички или кусочки ваты и поджигают. Бедолага дергает от боли ногами, а "дедушка" смеется: похоже, будто крутит педали.

Еще "деды" любят "сушить крокодила". Это когда "дух", зацепившись руками и ногами за спинки кровати, зависает над лежащим внизу весельчаком. Тот может и пощекотать, и ногой попинать - "крокодил" должен удержаться, во что бы то ни стало. В противном случае его ждет суровое наказание. Могут сделать "лося" (новобранец сводит ладони на лбу, а "дед" лупит его по "рогам"), могут "дрозда выпустить" (бьют в грудную клетку, иногда ногой). Некоторые "деды" заставляют "духов" "смотреть телевизор". Солдат стоит на полусогнутых ногах, в вытянутых руках держит табуретку, на которой стоит трехлитровая банка с водой. Это и есть "телевизор" (нужно еще пересказывать, что там показывают). "Телепередача" рассчитана на 5-10 минут, но, как правило, больше трех никто не выдерживает. А это чревато "лосем" или "дроздом"...

Есть в армии и мирные развлечения. Чаще всего играют в "дембельский поезд". Всю ночь три молодых солдата обхаживают "дедушку", который якобы едет домой. Один покачивает койку, издавая при этом звуки перестука колес поезда. Второй бегает вокруг кровати с фонариком и веткой, имитируя мелькающий за окном пейзаж. Третий исполняет роль проводницы: поправляет одеяло, взбивает подушку, приносит чай и сигареты, поет колыбельные песни. Если "дедушке" жарко, то его обмахивают газетой, если холодно - укрывают одеялом. Утром пассажира "дембельского поезда" встречают с букетом полевых ромашек и с веселой песней.

Иногда разбуженный чьим-то храпом "дед" открывает "охотничий сезон". Один из молодых солдат получает приказ "убить тигра". Вооружившись подушкой, "охотник" со всеми предосторожностями подкрадывается к храпящему и с громким криком лупит своим "оружием" по голове, после чего прячется под кровать. Уже оттуда следует доклад: "Товарищ "дедушка", "тигр" убит. Разрешите идти спать?.."

В танковых войсках "деды" учат молодых водить по ночам "танки". "Духи" ползают под кроватями с куском танковой гусеницы - траком - и забавно гудят и тарахтят, будто танковый дизелек. Иногда их заставляют устраивать "стрельбы" и "лобовые атаки": со стороны это выглядит забавно.

В десантных войсках весьма популярна игра в "подбитый самолет". Лежащий на койке нижнего яруса "дед" наблюдает за полем "боя", на верхней устраивается сам "самолет". Еще один новобранец "стреляет" из табуретки по верхнему ярусу: "Та-та-та-та...". "Подбит!", - кричит "старик" и пинает ногами сетку с матрацем над головой. "Самолет" стремительно пикирует вниз и при ударе о пол громко кричит: "Бабах!" Стрелок-табуретчик докладывает: "Товарищ "дедушка"! Самолет противника по вашему приказанию сбит. Потерь среди личного состава нет..."

В некоторых частях "шнурков" заставляют по ночам работать "парикмахерами" - делать газонам модные прически. "Ежик" должен быть строго определенной высоты, скажем, 2,3 сантиметра. Солдаты вооружаются линейками, ножницами и расческами: если ошибешься, можно получить новую задачу - чистить плац зубными щетками...

Когда до дембельского приказа остается 100 дней, наступает заключительное посвящение: "деда" переводят в "дембеля". Его заботливо укладывают на кровать и бьют шесть раз по причинному месту... ниткой. Теперь каждый вечер после отбоя кто-то из молодых солдат будет забираться на тумбочку и кукарекать оттуда на всю казарму: "Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи!" Скоро "дедушкам" домой - в обычную жизнь без армейских чудачеств.

Армейская дедовщина основана на жесткой неуставной иерархии солдат, построенной на длительности фактического срока службы с момента призыва. Все приведенные ниже неуставные ранги и звания относятся к периоду двухлетнего срока военной службы.

Низшая ступень армейской иерархии - военнослужащие до присяги. «Запах» или «Дух бесплотный» на армейском жаргоне. Неуставные права те же, что и у «духов», то есть никаких. По уставу такой военнослужащий должен готовиться к принятию присяги, по неуставным обязанностям - должны терпеть различные "шутки" старослужащих, которые в этот период обычно не чрезмерны.

Вторая ступень - военнослужащие после присяги и до полугода службы: «Дух»; - наиболее распространенное название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Воробьи», «Чеки», «Чекисты» - внутренние войска; «Карась» - флот.

В некоторых частях после уставной присяги может проводиться так же и неуставная. В этом случае «Дух» со шваброй вместо автомата должен торжественно зачитать что-нибудь подобное:

Я, салага, бритый гусь,

Я торжественно клянусь:

Сала, масла сам не жрать,

Старикам все отдавать...

Главные неуставные обязанности «Духов» - это «шуршать», то есть выполнять все «грязные» работы по части, а также быть бесправными объектами для психологической разгрузки старослужащих, которая в лучшем случае проявляется в простом «каче» (значительные физические нагрузки) и в беспрекословном выполнении абсурдных приказаний. А так же «духи» должны быть объектами традиционного «юмора» «Дедов».

Например, одно из стандартных армейских развлечений - «Лось музыкальный». «Дух» ставит руки ко лбу в виде рогов лося (ладонью одной руки к кисти другой) и припевает: "Вдруг как в сказке скрипнула дверь...", получает удар по «рогам» и продолжает "...все мне ясно стало теперь".

Русский солдат славится своей смекалкой, и подобных ритуалов великое множество. "Ловить бабочек", "Сушить крокодила" и так далее - в разных частях солдаты развлекаются по-разному.

Третья ступень - военнослужащие от полугода до года службы. «Слон» - аббревиатура от: солдат, любящий ох...нные нагрузки. Это общепринятое название. В некоторых родах войск называют по-другому: «Ворон» - внутренние войска; «Борзый карась» - флот.

В «Слоны» обычно переводят из «Духов» шестью ударами по заду бляхой солдатского ремня (так как солдат отслужил уже шесть месяцев). Удары осуществляет «Дед».

Неуставные обязанности: «Слон» либо работает также, как и «Дух», либо «тянет стодневку» какому-нибудь «Деду», который назначил его своим личным «Слоном». Такой «Слон» должен постоянно выполнять за своего «Деда» элементарные повседневные дела (заправлять кровать и т.д.), раздобывать ему сигареты или ещё что-нибудь. Ну и стандартные ритуалы разумеется, типа: "Разрешите доложить, сколько дедушке служить" в различных формах и с жестким наказанием за ошибку.

«Слоны» и «Духи» не имеют права ушивать военную форму по фигуре и носить руки в карманах.

Четвертая ступень - военнослужащие от года до полутора лет службы. «Черпак». Название происходит скорее всего от черпака (половника), которым солдата переводят в «Черпаки» из «Слонов». Чтобы принять статус «Черпака» солдат должен выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Также распространено название «Череп». На флоте аналог - «Годок».

Неуставные обязанности: «Черпак» должен следить за тем, чтобы «Духи» и «Слоны», у которых нет «Дедушки», не отлынивали от работы.

«Черпак» - это уже привилегированный статус.

Пятая ступень - военнослужащие от полутора лет службы до начала стодневки. «Дед». Это самый привилегированный статус. Имеет практически не ограниченную власть над «Запахом», «Духом» и «Слоном».

Перевод в «Деды» носит символический характер, и осуществляется исключительно по желанию самого новоиспеченного «Деда». Схема перевода стандартная - 18 символических ударов стулом по мягкому месту.

Основные правила дедовщины, касаемые самих «Дедов»:

  • 1. Дед всегда прав.
  • 2. Если Дед неправ, то смотри пункт первый.
  • 3. Дед не должен прикасаться к предметам, которые используются для уборки помещений (тряпки, ведра, швабры...).

«Дед» обычно ходит по части в ушитой по фигуре выцветшей военной форме. (Новя форма - признак «Духа»).

«Дед» обычно имеет личного «Духа» или «Слона», который выполняет за него повседневную работы и считает дни до приказа.

Шестая ступень - военнослужащие от начала стодневки до увольнения.

«Дембель» - имеет все права «Деда». Отличия только в ритуалах: считаются дни не до приказа, а до конца службы и т.д.

Процедура перевода «Деда» в «Дембеля» осуществляется так: будущего «Дембеля» бьют по мягкому месту ниткой через слой матрасов и подушек, а он кричит словно от боли, либо кричать вместо него должен «Дух».

Вот и вся иерархия в целом, испытанная десятилетиями. Как говорится: "Каждый мужчина должен пройти это". Начинать службу конечно тяжеловато, но зато перспективы у всех хорошие... После перехода российской армии на однолетний срок службы все эти звания и ранги скорее всего канут в лету и останутся только в народном фольклоре.

Например, такая армейская поговорка:

«Если ты без сна опух, значит, ты конечно Дух; если спишь ты кое как, значит ты уже Черпак; если ты проспал обед, значит ты конечно Дед.»

Или, например, эта армейская песенка, которая очень хорошо описывает неуставные ранги дедовщины:

Гоп-стоп, зелень - скачать

С другой стороны, даже после реформы солдаты скорее всего быстро приспособятся к изменившейся ситуации и вместо устаревших правил придумают что-нибудь новое. Вряд ли в России возможно что-то принципиально другое. Как говорят французы - се ля ви...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»