Калоев самолет. Виталий Калоев: жизнь сначала

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Судьба Виталия Калоева сложилась трагически. Он потерял всю свою семью в авиакатастрофе. Погибли его жена и двое детей. Они летели на самолете в Испанию, где в то время работал Виталий Калоев. Сам архитектор винил в происшествии швейцарского диспетчера, которого затем убил. История произошла 16 лет назад, а теперь Виталий женился второй раз.

Виталий Калоев женился второй раз: о свадьбе

Виталий Калоев о жене не распространялся, но и ничего не скрывал. Его новую избранницу зовут Ирина, а свадьба прошла по осетинскому обряду. Свой выбор не идти в загс Калоев объяснил тем, что в загсе лишь получаешь бумажку. Для него она ничего не значит. А так приходят родственники, все знают. Виталий сказал, что хочет создать семью и спросил у Ирина дала согласие.

Еще до самой церемонии необходимо собрать выкуп за невесту. А сама Осетинская свадьба проходит сразу же и в доме невесты, и в доме жениха. Обычно это массовое гуляние с участием более 200 человек, знакомых, друзей и близких. На таком праздновании всегда царит веселье, на него может прийти любой неприглашенный сосед или знакомый, и ему не имеют права отказать. На торжестве всегда можно увидеть большой стол с едой и сладостями. Традицией стало и наличие кабана на праздничном столе. Но важнейшей составляющей остаются три пирога, которые символизируют воду, солнце и небо.

Виталий Калоев женился второй раз: о Виталии Калоеве снимают фильм

Уже выходил фильм, основанный на событиях того далекого 2002 года. Назывался он “Последствия», вышел в 2017 году. Но Виталия Калоева он разочаровал. Слишком много несоответствий и неправды. Фильм оказался абсолютно неинтересным для Виталия, а в трагедии виновной сделали стечение обстоятельств.

Сейчас же, в новом фильме «Непрощенный», историю собираются показать более реалистично и прислушаться к замечаниям героя. Напомним, сейчас он живет в Северной Осетии, вышел из тюрьмы в 2007 году, досрочно. Как он говорит, боль от трагедии никуда не ушла. Она лишь притупилась,выражается не столь ярко. Чтобы достоверно воссоздать события, показанные в фильме, режиссер лично встречался с Виталием. А главного героя сыграл Дмитрий Нагиев.

Виталий Калоев женился второй раз: подробнее о трагедии и судьбе

Два самолета врезались над Боденским озером. В 2004 году Калоев убил диспетчера авиакомпании «Скайгайд» Питера Нильсена, считая его виноватым в трагедии. Он сам признался в преступлении и был приговорен к восьми годам заключения. Сам же Виталий родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (Владикавказ).

А в 1991 году он женился. Затем его семья погибла в авиакатастрофе.На год он был помещен в психиатрическую больницу, где так ни разу и не провели анализов его состояния. К слову, простой народ был за правоту Виталия. А его слова в нынешнее время доказывают, что он в полном психическом здравии. В 2014 году он женился во второй раз, но детей у него нет. Недавно архитектор отпраздновал юбилей, ему исполнилось 60 лет. В этот день он получил награду «Во славу Осетии». На вопросы, почему он убил диспетчера, Виталий отвечает, что его дети и внуки живут счастливо, а у меня уже не будет ни внуков, ни детей.

Который не смог смириться с потерей семьи при крушении пассажирского самолета над Боденским озером 1 июля 2002 года.

1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа унесла жизни 71 человека. Погибли два пилота «Боинга», девять членов экипажа Ту-154 и 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.

В ту роковую ночь авиадиспетчер Петер Нильсен остался на дежурстве один. По некоторым данным, его коллега в нарушение правил уснул на рабочем месте. Когда грузовой самолет и пассажирский лайнер находились в небе над Боденским озером, Нильсен заметил, что их маршруты пересекаются. Но счет уже шел на секунды.

Авиадиспетчер отдал пилотам Ту-154 команды о снижение, и они сразу же приступили к выполнению его указания. Вместе с этим в кабинах обоих самолетов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS), которая скомандовала пассажирскому лайнеру набирать высоту, а грузовому, наоборот, снижаться. Российские пилоты решили продолжить выполнять указания диспетчера, но грузовой борт начал снижаться по команде TCAS. Пилоты известили об этом Нильсена, но он не услышал этого.

В 21:35 на высоте 10,6 метра «Боинг» врезался в фюзеляж Ту-154. Пассажирский самолет развалился в небе на четыре части. Грузовой борт потерял управление. Они упали в семи километрах друг от друга.

На борту погибшего пассажирского лайнера оказалась Светлана Калоева с детьми - десятилетним сыном и четырехлетней дочерью. На самолете «Башкирских авиалиний», следовавшем из Уфы в Испанию , они летели к отцу семейства, который на тот момент уже два года работал там по контракту в строительной фирме. Семья собиралась вместе провести отпуск.

Изначально планировалось, что жена и дети вылетят 29 июня, но к этому времени они не успели подготовить все необходимые для поездки документы. Когда же все было собрано, в аэропорту им предложили рейс с детьми из Башкирии , которые направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО . На борту оказалось три свободных места.

Муж и отец погибших Виталий Калоев позже сам прибыл на месте трагедии. Сообщалось, что он первым нашел разорванные бусы своей дочери, а через три километра - ее тело. Однако автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» Ксения Каспари рассказала RT, что он не участвовал в поисках, но видел фотографии найденных тел и на одном из первых узнал свою дочь. Писатель отметила, что она упала на дерево и казалась почти неповрежденной.

Как говорят родственники Калоевых, спустя полтора года после трагедии глава семейства так и не смог смириться с потерей близких. Он бросил работу за границей и переехал в Россию.

Ответственность за случившееся никто на себя не брал. У родственников погибших никто не просил прощения. Сам диспетчер отказывался признать свою вину. После авиакатастрофы его отстранили от работы, а в отношении компании SkyGuide и ее руководства швейцарские следователи провели уголовное расследование.

В мае 2004 году Германия опубликовала итоги расследования, где было заключено, что в столкновении самолетов виноваты швейцарские диспетчеры. Тогда Skyguide была вынуждена признать вину, и через два года после крушения директор диспетчерской компании все же принес извинения семьям погибших. Через три года всем виновным вынесли приговор.

Но к февралю 2004 года Калоев не дождался ни извинений, ни наказания виновных, поэтому единственным способом восстановить справедливость он видел самосуд.

Одержимый жаждой мести 48-летний Калоев прилетел в Цюрих 18 февраля 2004 года. Он поселился в гостинице в местечке Клотен, где проживал со своей семьей 36-летний авиадиспетчер SkyGuide Петер Нильсен. Некоторые СМИ сообщали, что россиянин в течение нескольких дней наблюдал за домом своей будущей жертвы и подбирал удачный момент для нападения.

Выбор пал на вечер 24 февраля. Калоев подошел к дому и постучал в дверь. Ничего не подозревающий Нильсен вышел на террасу вместе с женой и двумя детьми, заинтересовавшимися поздним гостем. В доме остался третий ребенок. Перед членами семьи Нильсена стоял россиянин, державший в руках фотографии своих погибших жены и детей. «Посмотри», - произнес он по-испански и протянул диспетчеру снимки. Но тот оттолкнул нежданного гостя, выбив фотографии из его рук. По некоторым данным, Нильсен даже засмеялся.

Что было дальше, по словам Калоева, он не помнит: пелена гнева захлестнула его, из глаз брызнули слезы. Но продолжение истории известно следователям. Увидев снимки на земле, россиянин достал складной нож и нанес стоявшему перед ним мужчине удары в грудь, живот и горло. Нильсен скончался на месте от 12 ножевых ранений.

Калоев даже не пытался скрываться. Он ушел, бросив во дворе дома нож, который на следующий день обнаружила полиция. Правоохранители обратили внимание на показания жены и соседей убитого, которые утверждали, что преступник говорил со славянским акцентом. Тогда было сделано предположение - убийство совершил кто-то из родственников погибших пассажиров Ту-154 из мести.

Калоева задержали почти сразу после преступления в гостинице. Следователь Паскаль Госснер тогда рассказал, что задержанный обратил на себя внимание еще во время мемориальной церемонии в городе Уберлингер в августе годом ранее - он расспрашивал всех о том, кто конкретно виновен в случившемся.

Сам убийца рассказал следователям, что хотел добиться от диспетчера извинений.

В октябре 2005 года Верховный суд Цюриха признал Калоева виновным в убийстве и приговорил к восьми годам с отбыванием срока в каторжной тюрьме (швейцарский аналог колонии строгого режима). Как отмечает Swissinfo, судьи пришли к заключению, что убийство было умышленным, так как преступник не остановился после первых ударов, а продолжил убивать Нильсена.

Едва ли можно утверждать, что Калоев раскаялся в содеянном. Корреспондент РИА «Новости» сообщил, что во время вынесения приговора подсудимый даже отказался вставать. «Меня обвиняют в том, что я похоронил своих детей. Зачем я буду вставать?» - заявил он.

Впрочем, тюремный срок для убийцы диспетчера оказался гораздо короче, чем предполагалось. Уже 8 ноября 2007 года Верховный суд Швейцарии постановил освободить Калоева.

«Я очень рад этому. Это, конечно, акт справедливый, потому что человек прошел ужасную муку и совершил преступление в результате невероятных мучений. И это акт гуманизма», - сказал радио «Маяк» адвокат Генрих Падва , представители адвокатского бюро которого участвовали в защите Калоева.

Через пять дней после освобождения Калоев вернулся в Москву, а на следующий день прилетел в родной Владикавказ. В аэропорту собрались сотни жителей Северной Осетии и около ста журналистов. Глава Северной Осетии Таймураз Мансуров встретил его прямо на взлетной полосе.

«Я знал, что меня ждут родные, что за меня болеют земляки, но даже не подозревал, что встреча будет такой масштабной. Мне даже стало неудобно от такого внимания. Столько людей радовались моему возвращению», - говорил тогда Калоев «Газете.Ru».

Всего через два месяца после своего освобождения председатель правительства Северной Осетии назначил бывшего заключенного россиянина заместителем министра строительства и архитектуры республики.

История Калоева вдохновила как российских режиссеров, так и западных. 7 апреля 2017 года в американский прокат вышла картина «Последствия», главную роль в которой исполнил Арнольд Шварценеггер . По сюжету жена и дочь главного героя погибают в авиакатастрофе по вине авиадиспетчера Пола (Скут МакНэри). Полу и его семье приходится скрываться от публичного гнева и в частности от главного героя, который хочет во что бы то ни стало найти диспетчера.

Сам Калоев заявил, что разочаровался после просмотра этого фильма. По его словам, помимо игры Шварценеггера его расстроило то, что на протяжении всего фильма главный герой пытается вызвать к себе жалость. При этом сам Калоев жаждет не жалости, а справедливости.

Он предположил, что создатели картины намеренно пытались обойти стороной ошибки руководства авиакомпании, сделав из авиадиспетчера жертву обстоятельств. «Фильм абсолютно неинтересный», - резюмировал Калоев.

В российской версии кинокартины, снятой по этой истории, роль Калоева исполняет Дмитрий Нагиев . Лента «Непрощенный» увидела свет лишь в 2018 году, хотя работа над ее созданием началась еще в 2016. Как отмечал режиссер Сарик Андреасян , перед началом работы над лентой со сценарием ознакомился сам Калоев и «дал свое благословение».

Прошло 15 лет со дня трагедии над Боденским озером. Фильм «Последствия» вновь напомнил всему миру о поступке безутешного отца Виталия Калоева. Тогда общественность разделилась на два лагеря. Одни оправдывали его действия тяжелейшим состоянием и аффектом. Другие считали жестоким убийцей, который убил диспетчера на глазах у жены и детей. Как сейчас живет потерявший всю семью Виталий Калоев, и чем закончилась эта ужасная история? Узнаем все подробности и попробуем разобраться в этом неординарном происшествии.

Биография

Родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (Владикавказ). Отец был школьным учителем - преподавал осетинский язык. Мать работала воспитательницей в детском саду. Виталий был младшим в многодетной семье - всего было три брата и три сестры. Школу окончил с отличием и пошел учиться искусству архитектора. Во время учебы подрабатывал на стройке прорабом. До перестройки трудился архитектором и принимал участие в строительстве военного городка «Спутник».

В тяжелые годы после распада СССР собрал собственный строительный кооператив. С 1999 года проживал в Испании, где проектировал дома для своих соотечественников.

Семья

Виталий Калоев женился в 1991 году на Светлане Пушкиновне Гагиевой. Девушка окончила экономический факультет и успешно построила карьеру. Начав с должности простого сотрудника банка, она дослужилась до начальника отдела. 19 ноября 1991 года в семье появился первый ребенок. Мальчика назвали Константином в честь деда по отцовской линии. 7 марта 1998 года родилась Диана. Имя сестричке выбирал Костя. В школе мальчик хорошо учился и тянулся к космонавтике и палеонтологии.

Несчастливый рейс

Виталий Калоев девять месяцев не видел родных и с нетерпением ждал их прилета в Испанию. Он успешно работал в Барселоне и к прибытию семьи успел сдать проект. Светлана с детьми никак не могла купить билеты в Москве, пока не появились места на том самом самолете «Башкирских авиалиний».

Поздней ночью 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета: пассажирский «ТУ-154» и грузовой «Боинг-757». Погибли оба экипажа, погибли дети - 52 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет. Почти все они были учащимися уфимской школы для особо одаренных детей. Они летели в Барселону. Путевками их наградили за успехи в учебе и блестящие результаты в школьных олимпиадах.

Столкновение

Эта катастрофа стала самой страшной трагедией в истории гражданской авиации XXI века. Столкновение самолётов произошло в небе над Германией, поэтому следствие проводилось немецкой прокуратурой и федеральным бюро по расследованию авиапроисшествий. Потребовалось два года, чтобы установить причину катастрофы. Для немцев главными были два вопроса - каким образом произошло опасное сближение двух самолетов и почему система предупреждения столкновений не смогла предотвратить катастрофу?

Комиссия установила, что столкновение самолетов стало следствием ошибки диспетчера компании «Скайгайд», противоречий в инструкциях международной организации гражданской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений. А также из-за неверных действий экипажа «ТУ-154». Дальнейшее расследование доказало несостоятельность обвинений в адрес российских летчиков, и вина за столкновение с них будет снята. Однако судьба другого россиянина, суд над которым состоялся в конце октября 2005 года, уже ясна. лишила его семьи и веры в справедливость.

При самом поверхностном взгляде на выводы комиссии видно, что результаты расследования крайне противоречивы. Если в момент катастрофы пилоты следовали указаниям диспетчера, то виноват диспетчер. Если в критической ситуации летчики действовали вопреки указаниям с земли, значит виноваты сами летчики, а диспетчер тут совершенно ни при чем. Этот странный факт так и остался бы незамеченным, если бы не одно драматическое происшествие в маленьком швейцарском городке Клотен.

Убийство Петера Нильсена

24 февраля 2004 года в пригороде Цюриха Клотене на пороге собственного дома был зверски убит некий Петер Нильсен. Убийца нанес жертве многочисленные удары холодным оружием, которое позднее обнаружили недалеко от места происшествия. Им оказался сувенирный нож стоимостью 54 Соседка убитого показала, что какой-то незнакомец за несколько минут до происшествия спрашивал у нее на плохом немецком языке, где проживает Петер Нильсен.

По горячим следам был составлен фоторобот подозреваемого. Однако свидетелей преступления найти не удалось. Это было странно, потому что Клотен представляет собой небольшую деревню, в которой дома стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга. Улицы, подходы и подъезды видны из окон, как на ладони, а вся жизнь протекает на виду у соседей. Версию об ограблении швейцарские полицейские сразу отбросили. Преступник или преступники ничего в доме не тронули. Для чего тогда нужно было лишать жизни простого жителя швейцарской деревушки?

Установление личности убийцы

Ответ пришел в тот момент, когда стало понятно, что Петер Нильсен и есть тот самый диспетчер, чьи ошибочные команды привели к столкновению двух самолетов. Уже на следующий день полиция арестовывает российского гражданина Виталия Константиновича Калоева. Согласно данным швейцарского следствия, обвиняемый накануне вечером направился к дому диспетчера и имел разговор с соседкой. Мужчина позвонил в дверь, и когда хозяин дома вышел, то попытался с ним поговорить. Затем произошла ссора, и Калоев первый достал нож. Виталий Калоев убил диспетчера, нанеся ему 12 ножевых ранений. Изначально первым подозреваемым стал другой россиянин - Владимир Савчук. Он тоже потерял всю семью в авиакатастрофе, но имел железное алиби. В день убийства он находился в России.

Причины и мотивы

Мотивом преступления, по мнению швейцарских правоохранительных органов, могла стать личная месть россиянина. В Калоев потерял всю свою семью - жену и двоих детей. Но своей вины в убийстве диспетчера он не признал. Из материалов следствия. «Я постучал, назвал себя и жестом показал, чтобы меня пригласили в дом. Он не захотел меня приглашать и принял вызывающий вид. Я промолчал, достал из кармана фотографию моих мертвых детей и протянул ему, сказав, чтобы он посмотрел». Что было после этого, Калоев не помнит. На допросе он заявил: «Я не помню, что на самом деле произошло. Но когда я вижу доказательства, то думаю, что это я убил мистера Нильсена». Швейцарская прокуратура посчитала эти слова россиянина официальным признанием своей вины. Однако часть фактов вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему Калоев ехал убивать диспетчера, прихватив с собой неудобный перочинный нож? Почему Нильсен ждал, пока убийца вытащит оружие и раскроет его, вместо того, чтобы скрыться в доме?

Трагедия Виталия Калоева

Россиянин в числе первых прибыл на место крушения самолета и рвался обследовать место аварии вместе со спасателями. Узнав, что этим рейсом летела вся его семья, ему дали разрешение пройти на оцепленную территорию. Он долго бродил между обломков самолета, пытаясь найти жену и детей. Наконец в трех километрах от места падения он нашел бусы младшей дочери, а затем и саму Диану. Чуть позже он же обнаружил тело своего сына. Позднее выяснилось, что мальчик упал прямо рядом с перекрестком, мимо которого проезжал Виталий, но он не узнал в нем своего ребенка. Свидетели и видеосъемка служили лучшим доказательством невыносимого горя мужчины: он задыхался в рыданиях и буквально не владел собой в эти страшные дни. Он до последних часов не покидал место авиакатастрофы. Виталий Калоев не просто потерял свою семью - он потерял свою жизнь.

Поддержка и помощь

Калоев отлично помнит все моменты нахождения на месте трагедии. Он вспоминает, как сначала его не хотели допускать до поисков, но потом ситуация изменилась. Волонтеры и полиция просто не выдерживали нахождения на этой территории. Люди падали в обморок, и их отстраняли. Когда он обнаружил место падения своей Дианы, то стал трогать землю, пытаясь понять, здесь осталась душа его ребёнка или уже ушла на небо. Пальцами он нащупал бусинки и спросил у немецкой женщины, можно ли поставить памятник Диане на этом месте? Мгновенно начался сбор средств и позднее архитектор поставил на этом месте памятник всем жертвам катастрофы. Он представляет собой разорванную нитку бус.

Сомнительное лечение

После задержания Калоева поместили в психиатрическую больницу. За все время пребывания там Виталия не было ни одной независимой экспертизы, которая объективно оценила бы состояние россиянина и методы его лечения. Целый год он провел в клинике. Что за это время стало с его памятью? Ясно одно - даже после многих месяцев лечения, Калоев Виталий Константинович так и не взял на себя ответственность за гибель диспетчера Нильсена. По версии следствия, россиянин хотел отомстить за смерть жены и двоих детей. Это серьезный мотив. Но почему же тогда Калоев тянул с местью почти полтора года, ведь имя диспетчера он узнал в первые дни после катастрофы?

Приговор

26 октября 2005 года история Виталия Калоева вновь появилась на страницах всех печатных изданий. Россиянина приговорили к восьми годам лишения свободы. Мировая общественность снова вспомнила те страшные дни и трагедию над Боденским озером. Сами жители Швейцарии не ожидали такого сурового приговора. В тюрьму к россиянину пачками приходили письма, в которых люди выражали свою поддержку и желали ему скорейшего освобождения. С некоторыми людьми он вел переписку, в частности с одной швейцарской женщиной. Она слала ему открытки и подбадривала все эти два года. Дети ее подруги рисовали ему картинки. На родине в Осетии народ негодовал и требовал пересмотра дела. На одних только косвенных уликах и без признания Калоева лишили свободы на целых восемь лет.

Освобождение

Швейцарские власти не стали препятствовать освобождению россиянина после двух лет заключения. За примерное поведение он был отпущен на свободу и вернулся домой. В Северной Осетии его встречали как национального героя. Первый делом мужчина поехал на кладбище, где долго плакал у могилы жены и детей. Годы не смогли стереть из его памяти и сердца всю боль и обиду. Теперь он мог спокойно рассказать о том, что ему пришлось перенести за те полтора года. Ему не нужна была денежная компенсация. Все, что он хотел, - услышать слова извинения от самой компании. Не добившись от них и слова раскаяния, он отправился домой к диспетчеру. Но тот повел себя нахально и выбил из его рук фотографии мертвых детей. Дальнейшие события он не помнит, но даже если его руки действительно в крови, то сделал он это отнюдь не ради забавы. Судьба Виталия Калоева была очень тяжелой, и он сполна заплатил за это преступление.

Другая жизнь

Вернувшись домой, Калоев получил должность заместителя министра архитектуры и строительной политики республики. Он живо принимал участие во многих общественных мероприятиях. Все, кто знал и общался с Виталием, характеризуют его, как доброго и отзывчивого человека. Никогда не пройдет мимо чужого горя. Во время войны в Южной Осетии он был замечен в рядах ополченцев, но подтверждать эту информацию никто не стал.

Многих интересует, где проживает Виталий Калоев и что с ним сейчас происходит. На данный момент в его жизни произошли благоприятные перемены. В 2014 году Виталий Калоев женился второй раз. Его супругой стала добрая, порядочная женщина. Он не разглашает подробности своей семейной жизни. Известно только, что он по-прежнему живет в том же доме, где проживала его прежняя семья. В свой юбилей (60 лет) он получил медаль «Во славу Осетии». На все вопросы о его поступке и семье Нильсена он отвечает так: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?». Каждый сам для себя решает, насколько сильна вина Виталия Калоева перед другой семьей.

1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета – грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа над Боденском озером унесла жизни 71 человека. На грузовом «Боинге» было только два пилота, а на Ту-154М под управлением экипажа из 9 человек из Москвы на отдых в Барселону летело 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.

Эта трагедия лишила Виталия Калоева всей семьи – в ней погибла его жена Светлана, 10-летний сын Константин и 4-летняя дочь Диана. Виталий ждал их в Барселоне после 9-месячного расставания и на следующий день был уже на месте трагедии. Полицейские сначала не хотели пускать его на оцепленную территорию, но не стали препятствовать, когда узнали о летевших на упавшем самолете родственниках.

Калоев помогал проводить поисковые работы. National Geographic сняла по этому поводу документальный фильм, в котором рассказывается о том, что Виталий сначала сам нашел порванные бусы дочери, а после этого и ее тело. Диана оказалась в 3 километрах от места, где упал самолет.

Почему самолеты столкнулись

Оба воздушных судна летели над Германией, но за их движение в этом месте отвечала частная компания Skyguide из Швейцарии. В ту ночь в ее диспетчерском центре в Цюрихе находилось лишь два авиадиспетчера. Прямо перед столкновением один из них отправился на перерыв, и дежурить остался только 34-летний Петер Нильсен, которому пришлось работать сразу за двумя терминалами. Рядом с ним была также ассистентка, но она никакой роли не сыграла, да и не могла этого сделать.

В диспетчерской была отключена часть оборудования, и Нильсен пропустил момент опасного сближения двух самолетов, летевших на одной и той же высоте – 11 000 метров. Он меньше чем за минуту до пересечения их траекторий попытался исправить ситуацию и передал на Ту-154М команду на экстренное снижение, но было уже поздно. На последних секундах пилоты обоих самолетов смогли увидеть друг друга, каждый из них полностью отклонил штурвал, но и это не помогло.

Расследование показало, что:

  • диспетчер не обеспечил самолетам безопасное эшелонирование, его команда на Ту-154М поступила слишком поздно;
  • в Skyguide знали о нехватке персонала для работы в ночную смену и не решали проблему; несколько лет компания мирилась с тем, что по ночам управление воздушным движением ложилось на единственного диспетчера, пока его коллега отдыхал;
  • в день столкновения оборудование, которое подсказывает диспетчерам об опасном сближении самолетов, отключили для выполнения технического обслуживания;
  • в диспетчерском центре Skyguide был отключен основной телефон, а дублирующий оказался неисправным; из-за этого Нильсен не получил предупреждения об опасном сближении самолетов от своих коллег из немецкого города Карлсруэ, которые также следили за воздушным движением на его участке ответственности; оказалось, что в Цюрих из Карлсруэ звонили для этого 11 раз.

Современные самолеты оснащаются системой TCAS (Traffic collision avoidance system), которая в автоматическом режиме меняет высоту, если есть риск опасного сближения с другим бортом. Она сработала на обоих воздушных суднах. Нильсен передал Ту-154М команду снижаться, и пилоты выполнили ее, несмотря на то, что TCAS информировала о необходимости набрать высоту. На грузовом «Боинге» автоматика отработала в штатном режиме и тоже повела самолет вниз, но диспетчер не услышал этого сообщения, потому что в том самый момент с ним на связь вышел другой борт.

Убийство авиадиспетчера

В 2003 году в немецком Иберлингене на месте падения самолетов проходила траурная церемония, посвященная годовщине трагедии. Во время нее Калоев, по словам сотрудников Skyguide, вел себя возбуждено, чем напугал руководителя диспетчерской фирмы. Говорили и о том, что Виталий ездил в офис компании, общался с ее сотрудниками, спрашивал их о виновности диспетчера и добивался встречи с ним.

24 февраля 2004 года Калоев пришел к Нильсену домой, где и убил его на глазах жены и троих детей. После этого Виталий не пытался бежать, на следующий день его задержали в гостиничном номере. Своей вины он не признал, хотя и отрицать ее не стал. Калоев при даче показаний говорил о том, что действительно пришел к Нильсену с фотографиями членов семьи и потребовал извинений. Диспетчер ударил его по руке, снимки оказалась на земле. Дальнейших действий Виталий не помнит. Из отчета полиции известно, что Нильсен получил 12 ранений складным ножом и умер на месте.

26 октября 2005 года Калоева осудили и по действующим в кантоне Цюрих законам приговорили к 8 годам тюрьмы. Однако через два года его освободили за примерное поведение. В аэропорту на родине в Северной Осетии Виталия встретили очень тепло.

После преступления и наказания

Информации о дальнейшей жизни Виталия Калоева после возвращения домой из швейцарской тюрьмы было немного. Во время войны в Южной Осетии (08.08.08) его заметили среди ополченцев в поселке городского типа Джава. Сам Виталий это не комментировал, но его брат рассказал, что он находился там по работе – строил Зарамагскую ГЭС.

В Северной Осетии Калоев, ранее работавший главой строительного управления Владикавказа, а затем уехавший в Испанию проектировать коттеджи для выходцев из родной республики, получил пост заместителя министра архитектуры и строительной политики. В 60 лет он ушел на пенсию, получив перед этим медаль «Во славу Осетии».

Культурный след

Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».

Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).

В апреле 2017 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.

19 июля 2018 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.

Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.

P.S. В конце 2018 года у Виталия родилась двойня: мальчик и девочка. Новую супругу зовут Ирина.


В следующем году на экраны выйдет голливудский фильм «478», в котором Арнольд Шварценеггер сыграет роль осетина Виталия Калоева. В основе фильма лежит авиакатастрофа над Боденским озером, в которой погибли жена и дети Виталия, и убийство диспетчера Питера Нильсена, которого Калоев считал виновным в смерти близких ему людей. В связи с предстоящим выходом фильма Виталий Калоев пообщался с журналистами, рассказал, чего он ждет от киноленты и поделился обстоятельствами этого громкого дела.

В 2002 году в авиакатастрофе над Боденским озером Виталий Калоев потерял семью.
Из-за ошибки сотрудника авиадиспетчерской компании Skyguide столкнулись два самолета, погиб 71 человек, в том числе жена и двое детей Калоева.
Спустя 478 дней он убил авиадиспетчера Питера Нильсена и следующие четыре года провел в швейцарской тюрьме.
Спустя 13 лет о тех событиях в США сняли фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Это драма о человеке, чья жизнь в одночасье разрушилась. Прототип героя Шварценеггера крайне редко общается с журналистами, но Виталий Калоев нашел время, чтобы рассказать о своей судьбе.

Теперь свободного времени у него станет больше. Недавно он отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

«Виталий Константинович Калоев, о чьей судьбе известно на всех континентах земного шара, удостоен Медали “Во Славу Осетии”, - сообщает сайт министерства строительства и архитектуры республики. - В день своего 60-летия он получил эту высшую награду из рук заместителя председателя правительства республики Северная Осетия-Алания Джанаева Бориса Борисовича».

Новости из Голливуда и Владикавказа пришли во второй половине января с разницей менее двух недель. «Фильм основан на реальных событиях: авиакатастрофа в июле 2002 года и то, что произошло через 478 дней», - указывает профильный сайт imdb.com.
В авиакатастрофе погибли жена Виталия Светлана и их дети - одиннадцатилетний Константин и четырехлетняя Диана. Все они летели к главе семьи в Испанию, где Калоев проектировал дома.
А 22 февраля 2004 года его попытка поговорить с сотрудником авиадиспетчерской компании Skyguide Петером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

«Я постучал. Нильсен вышел, - рассказывал Калоев репортерам "Комсомольской правды" в марте 2005 года. - Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь.
Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон.
Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось».

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно - в ноябре 2008 года.

Во Владикавказе замминистра Калоев вел федеральные и международные проекты: телебашня на Лысой горе - красивая, с канатной дорогой, крутящейся смотровой площадкой и рестораном - и Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью.
Что от меня зависело - это уже второй вопрос». Развернутых суждений о том, что не зависит от него, Виталий избегает. Фильм «478» - не исключение. Арнольда Шварценеггера Калоев, в принципе, ценит за роли «больших, добрых мужиков». При этом прототип уверен: Шварценеггер (в фильме - Виктор) сыграет то, что написано в сценарии, от которого Виталий ничего хорошего не ждет.
«Если бы это было на бытовом уровне - один вопрос. Но тут Голливуд, политика, идеология, отношения с Россией», - говорит он.

Главное, о чем просит Виталий: не надо показывать, что он куда-то бежал, - как в европейском фильме по тому же сюжету. «Открыто пришел, открыто ушел, ни от кого не прятался. Все в материалах дела есть, все отражено».

Авторы голливудского фильма уверяют, что в роли Виктора Шварценеггер раскроется по-новому - не как «последний герой экшена», а в качестве чисто драматического артиста. Собственно, если следовать реальным событиям, по-другому и не получится. «В десять утра я был на месте трагедии, - свидетельствует Калоев. - Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».

На вопрос «может, больше себе надо прощать?» прямого ответа нет. Есть размышление о том, что принесло Виталию Калоеву известность «на всех континентах земного шара»: «Если человек на что-то пошел ради близких и родных - жалеть об этом потом нельзя. И себя жалеть нельзя. Пожалеешь себя на полсекунды - пойдешь вниз, опустишься. Особенно, когда сидишь: торопиться некуда, общения нет, в голову всякие мысли лезут - и такие, и такие, и такие. Не дай бог себя жалеть».
О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал еще восемь лет назад: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Кажется, более всего Калоев жалеет немецких волонтеров и полицейских из лета 2002 года: «У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах - они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать - кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

Немцы, по словам Виталия, «вообще очень душевные люди, простые». «Я как заикнулся, что хотел бы на месте, где моя девочка упала, памятник поставить, - моментально одна немецкая женщина стала помогать, начала сбор средств», - говорит Калоев. И тут же возвращается к дням поиска: «Я руки на землю положил - пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле - или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник - с разорванной ниткой бус».

Виталий Калоев пытается вспомнить всех, кто помогал ему.
Получается не вполне: «Очень много ребят отовсюду давали деньги, к примеру, моему старшему брату Юрию - чтобы он лишний раз приехал в Швейцарию, навестил меня».
Два года в камеру к Калоеву каждый месяц присылали «сотню местных денег в конверте, на сигареты»; на конверте - буква W, тайну которой благодарный адресат хочет узнать до сих пор.
Специальная благодарность - естественно, Таймуразу Мамсурову, главе Северной Осетии в то время: «Назначил в министерство здесь, помогал там. Не побояться приехать, как считалось, к уголовнику, убийце на суд в Цюрих, чтобы поддержать, для руководителя такого ранга - дорогого стоило». Особая признательность - Аману Тулееву, губернатору Кемеровской области: «Он три или четыре раза просто давал денег, часть своей зарплаты. И в Москве тоже дал, чтобы я чуть-чуть приоделся».

И письма, напоминает Калоев, шли отовсюду - из России, Европы, Канады и Австралии. «Даже из самой Швейцарии я получил два письма: авторы очень извинялись передо мной за то, что произошло. Когда меня освобождали, сказали, что я могу взять с собой 15 килограмм. Перебрал письма, убрал конверты - все равно одной почты больше двадцати кило. Посмотрели, сказали: “Ладно, бери и почту, и вещи”».

«Швейцарцы депортировали Калоева тихо и незаметно.
«Я прилетел, не ожидал, что меня в Москве так тепло встретят. Может быть, это и лишним было - но в любом случае приятно», - говорит Виталий Калоев восемь лет спустя.

«Научить жить после этого нельзя, - уверяет он, когда речь заходит о родственниках погибших в авиакатастрофе над Синаем. - Боль, может быть, притупилась чуть-чуть - но она не проходит. Загнать себя работой можно, работать надо - на работе человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям».

Прием по личным вопросам у замминистра Калоева, естественно, практически не прекращался все восемь лет: национальная традиция плюс статус знаменитого земляка. Попросить денег на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную, - перечисляет Виталий. - Знаю ведь и министров-коллег, и их замов - обращаешься к ним. Получалось не всегда, но что-то выходило. Процентов на сорок-пятьдесят». Меньше всего отказывали школам, откуда приходили за новыми окнами либо за капремонтом. Или же вовсе за лекцией от заместителя министра - «для старшеклассников, о том, какие принципы должны быть в жизни человека».

Отдельной строкой - звонки Калоеву из колоний. «Откуда они узнавали мой телефон, я не знаю. “Не можешь ли сигарет прислать?” - конечно, пришлю. Был человек по фамилии Кузнецов, узбека одним ударом в Питере свалил, когда тот к его сыну стал приставать. Организовали телемост, я выступил в его поддержку».

Сейчас больше всего Виталий хочет, чтобы его оставили в покое: «Частным человеком хочу прожить - всё, даже на работу не хожу». Во-первых, сердце: шунтирование. Во-вторых, Виталий в прошлом году женился, через тринадцать лет после трагедии. Единственное, чего он хотел бы «из публичного» - приехать на День Победы в Москву, влиться в «Бессмертный полк» с портретом отца: Константин Калоев, артиллерист.

«Меня много провоцировали на тему, чем отличается, к примеру, Башкирия, откуда большинство погибших в том самолете, от Осетии, Осетия - от центральной России, - говорит Виталий. - Имели в виду, конечно же, вывести на разговоры о кровной мести и тому подобных вещах. Я всегда отвечал так: абсолютно ничем не отличается, потому что мы все россияне. Человек, который любит свою семью, своих детей, сделает для них все. Таких, как я, в России много наберется. Если бы я не поехал и до конца не прошел этот путь - я ведь хотел просто говорить с ним, принять извинения - то после смерти мне не было бы места рядом с моей семьей. Я не хотел бы, чтобы меня похоронили рядом с ними. Я был бы этого недостоин. А для них мы и так все - русские. Непонятные, страшные русские».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»