Значение «святой фока» в современном толковом словаре, бсэ.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Судьба "Святого Фоки" и его капитана

По материалам очерка С.И. Белкина «На ближних подступах к Полюсу»
(из книги «Одиссеи рыбацких шхун»,Санкт-Петербург, 1993)

На Новой Земле, где экспедиция к Северному полюсу старшего лейтенанта Г.Я. Седова провела первую, сравнительно успешную зимовку, давшую обширный и полезный научный материал, команда «Святого Фоки» сократилась до 17 человек. Седов отправил в Архангельск четверых больных, а с ними - "капитана" Захарова, которому, как выразился начальник, полярные экспедиции оказались не под силу. Вместе с ними Седов передал два цинковых ящика, обшитых деревом, - все научные материалы, собранные за время зимовки на Новой Земле. Кроме того, Седов передал письмо, в котором убедительно просил направить на Землю Франца-Иосифа судно с продуктами и топливом, необходимыми для продолжения экспедиции. Договоренность об этом была достигнута еще в ходе подготовки экспедиции.
Капитаном «Фоки» стал штурман Н. М. Сахаров. Идти было очень трудно - угля оставалось всего на 3-4 дня. Когда уголь кончился, разломали баню, бросили в топку плавник, который насобирали во время зимовки, но и это топливо кончилось, когда до Земли Франца-Иосифа оставалось всего 80-85 миль. Тогда в топку полетели доски, тросы, старые паруса, сало морского зверя, куски корабельных конструкций, но цель была достигнута. 31 августа «Фока» подошел к берегам Земли Франца-Иосифа.
Как и следовало ожидать, никакого судна здесь не было. К счастью, от предыдущих экспедиций оставалось немного угля, вернее угольной пыли - около 150 пудов - и некоторый запас моржового сала. С этим топливом пошли дальше, к острову Рудольфа. Моральное состояние экипажа было подавленное. Командный состав требовал возвращения, о чем составили специальный акт, но Седов оставался непреклонен. «Без полюса не вернусь»,- заявил он и сумел подчинить команду своей воле.
Снова на пути встали непреодолимые льды, и, пока не иссякли остатки топлива, корабль свернул с курса на норд в поисках удобной бухты. Такую бухту нашли и дали ей название «Тихая». Здесь «Фока» встал на вторую зимовку. Пребывание на Земле Франца-Иосифа явилось суровым испытанием и для самого Седова, и для его спутников. Угля оставалось всего З00 кг. Скудная и недоброкачественная пища, отсутствие свежего мяса привели к массовому заболеванию цингой, и этой участи не избежал и сам начальник. Но, несмотря на болезнь, он приказал начать подготовку к походу на полюс.
Выход был назначен на 2 февраля. Для полюсной партии Седов выбрал двух матросов поздоровее и посмышленее - Г.В. Линника и А.М. Пустошного, которых сразу освободил от всех работ и перевел на офицерское довольствие. Выступить решили на трех нартах, в каждых по восемь собак. Нартам дали имена «Передовая», «Льдинка» и «Ручеек». Общий вес груза на каждых нартах составил 60 пудов. Провизии взяли людям на пять, собакам - на 2,5 месяца. Перед выступлением Седов зачитал свой последний приказ: «На долю нас, маленьких людей, выпала большая честь... сделать посильные и научные, и идейные завоевания в полярных исследованиях на пользу и гордость нашего дорогого Отечества».
Уже с первых дней похода выяснилось, что из-за распухших от цинги ног Седов не в состоянии проходить более 10 км в день. Вскоре к болям в ногах добавились боли в груди - сказалось качество экипировки экспедиции. На седьмой день пути Седов уже не мог двигаться самостоятельно и был вынужден сесть в нарты. На все уговоры спутников повернуть он отвечал решительным отказом. Седов часто терял сознание, но когда приходил в себя, он сразу же смотрел на компас, чтобы убедиться, что его везут на север, а не на юг. Наконец, настал день, когда о продолжении похода уже не могло идти и речи. Разбили палатку, до которой Седов едва добрался ползком. Несколько дней бушевал сильнейший шторм, палатку занесло снегом, голова Седова почти все время лежала на коленях у матросов, которые около его груди держали зажженный примус. 5 марта (20 февраля) 1914 года в 2 часа 40 минут Георгий Яковлевич скончался. У спутников даже не было сил доставить тело на судно, и они похоронили своего начальника прямо во льдах, в парусиновом мешке, обложив тело камнями и поставив крест, сделанный из лыж. На могилу положили флаг, тот самый, который Седов столь страстно мечтал водрузить на полюсе во славу своего Отечества. Эту самую северную русскую могилу на далеком острове Рудольфа нашли советские полярники в 1938 г. Отдав последний долг руководителю экспедиции, матросы повернули на юг и добрались до судна.
Началось возвращение домой. Лишенные опытного навигатора, каким был Седов, оставшиеся члены экипажа с трудом управляли судном и в конце концов посадили его на мель. Сняться с нее казалось, не было никакой возможности, уже подумывали о том, чтобы оставить «Фоку» и продолжить путь на карбасах, но тут вспомнили опыт стариков-поморов: завезли якоря за могучую льдину и начали шпилем подтягивать судно к якорям. Наконец их усилия увенчались успехом.
Во время обратного перехода произошло невероятное событие: на одном из островов обнаружили двух участников пропавшей без вести экспедиции Г.Л. Брусилова - штурмана В.И. Альбанова и матроса А.Э. Конрада. Путешественники были взяты на борт «Фоки» и доставлены на Большую Землю. Таким образом, благодаря «Фоке» мир узнал о научном подвиге Г. Л. Брусилова , о результатах его похода в Арктику.
17 августа «Святой мученик Фока» пришел в становище Рында на Мурмане, где моряки узнали, что Россия вступила в мировую войну. А через несколько дней корабль возвратился в Архангельск, откуда он вышел два года назад.
О том, как в официальных кругах оценили подвиг Седова, можно судить по высказыванию морского министра И. К. Григоровича: «Жаль, что не вернулся этот прохвост, я бы отдал его под суд за просроченный отпуск». Когда отец путешественника обратился в морское министерство, пытаясь выхлопотать себе пенсию за заслуги сына, ему ответили: «Морское министерство не имело и не имеет никакого отношения к полярной экспедиции».
Возвратившимся из похода матросам выплатили жалованье только два месяца спусти, и все это время они были вынуждены жить на полуразрушенном судне в голоде и холоде. И конечно, с такой же черствостью и безразличием отнеслись власти к судну, которое вошло в анналы истории. Администрация порта осмотрела судно и составила акт, сухие и скупые строчки которого оказались не в состоянии скрыть весь драматизм экспедиции, страшные испытания, выпавшие на долю старого корабля и находившихся на нем людей: «Комиссия нашла судно «Святой мученик Фока» в следующем состоянии. Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет... Все указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива».
Пожалуй, никакое патетическое описание не прозвучало бы сильнее этих казенных фраз. С болью пишет о своем корабле верный спутник Седова Владимир Юльевич Визе : «Наш дряхлый, но бесконечно милый «Фока» окончательно вышел победителем из двухлетней борьбы со льдами. Правда, он пострадал жестоко, но ведь рубцы и раны являются украшением для старого воина... Милый дорогой «Фока», ты напрасно напрягал свои старческие силы, чтобы с честью исполнить возложенный на тебя долг. И, наверное, ты бы не поступил так, если бы знал, что по возвращении в страну людей тебя ждет позорная смерть на мели в мутно-желтой Двине, что старые кости твои растащат жадные люди, стремящиеся нажить на них свои жалкие гроши».
Судьба «Фоки», действительно, оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда ее подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя, конечно, не нашлось. Долгое время всеми забытое судно сидело на мели, и жадные люди, о которых писал Визе , растащили все, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего «Фока» превратился в удручающего вида развалину.
Те же жадные люди распродавали но кусочкам не только «Фоку», но и саму память об экспедиции Седова. С публичного торга продавали медвежьи шкуры, винтовки, мореходные инструменты, пианино со шхуны. «Палатка старая из шелка-сырца, рваная, с прожженной дырой» - так объявил распорядитель аукциона - была продана мяснику на фартуки. А ведь это была та самая палатка, в которой встретил смерть на пути к полюсу Георгий Яковлевич Седов!
Тем временем под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После Октябрьской революции был поднят вопрос о реставрации исторического корабля, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить «Фоку» уже было невозможно.
Сохранились три модели шхуны. Одна из них находится в Архангельском историческом музее, вторая - в Музее Арктики и Антарктики в Петербурге, третья - в областном музее города Донецка. В этих же музеях хранятся куски подводной части корпуса. Имя Г.Я. Седова увековечено на географической карте, на которой есть архипелаг, залив, мыс, пик, поселок Седово. В честь отважного первопроходца назван ледокольный пароход, который в тридцатых годах совершил уникальный 812-дневный дрейф в Северном Ледовитом океане; затем имя Седова получило учебное судно, ледокол, а также теплоход.
В 1937 году, в год, когда страна отмечала 70-летие со дня рождения Седова, с острова Рудольфа, на котором перестало биться мужественное сердце рыцаря Арктики, стартовала воздушная эскадра Шмидта - Водопьянова, достигшая района Северного полюса и основавшая первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс-1». Так советские полярники отметили юбилей своего славного предшественника.
Ровно через 25 лет, в год 85-летия со дня рождения Седова, советская атомная подводная лодка достигла полюса подо льдом, а столетний юбилей Георгия Яковлевича был ознаменован самой выдающейся победой за всю историю мореплавания: впервые атомный ледокол «Арктика» пробился напролом сквозь льды к Северному полюсу. Что и говорить, замечательные совпадения! Дело жизни Г. Я. Седова достойно продолжили его потомки.
Из географических объектов именем Георгия Яковлевича Седова в Арктике названы:
северный входной мыс бухты Тихая на о. Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа;
пик в юго-западной части северного острова Новой Земли (назвала Северная гидрографическая экспедиция в 1925 г.);
бухта на о. Норд арх. Норденшельда (названа в 1939 г. экспедицией на г/с «Норд»);
бухта и островок в губе Дыроватая на западе о. Вайгач (назвал в 1902 г. А.И. Варнек);
залив на Карском побережье северного о-ва Новой Земли (открыл в 1910 г. В.А. Русанов . Название дано в 1925 г. экспедицией Института по изучению Севера на парусно-моторном судне «Эльдинг» под руководством Р.Л. Самойловича);
залив на западном побережье северного о-ва Новой Земли (в 1912 г. Г.Я. Седов назвал залив «губой Суворина» в честь одного из организаторов его экспедиции. Настоящее название дано в 1914 г. участниками экспедиции Седова).
Кроме того, в честь ледокольного парохода «Г. Седов » названы:
архипелаг у входа с запада в пролив Красной Армии между островами Комсомолец и Октябрьской Революции (открыт в 1930 г. экспедицией Всесоюзного арктического института на ледокольном пароходе «Г. Седов». Первоначально назван в честь советского военачальника С.С. Каменева (1881-1936), а в 1937 г. переименован в честь открывшего его ледокольного парохода);
пролив между островами Правды и Нансена архипелага Норденшельда, где ледокольный пароход «Г. Седов » укрывался ото льдов при выгрузке имущества полярной станции «Остров Правды». (по книге Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики, Санкт-Петербург, 2003).

Макет шхуны "Св. муч. Фока" в историческом музее Г.Я. Седова в поселке Седово (бывшая Кривая Коса)

святые православной церкви: 1) священномученик, епископ Синопский; обратил многих ко Христу. После разных мучений Ф. был брошен в горячую баню, где и скончался в 117 г., при Траяне. В 403 или 404 г. мощи Ф. были перенесены в Константинополь. Память 22 сентября и 22-го июля. 2) Ф. вертоградарь - св. мученик; жил в гор. Синопе и занимался садоводством. Умеряя до крайности свои нужды, Ф. питал собиравшихся к нему нищих; любил также оказывать гостеприимство странникам. Около 320 г. за распространение христианства усечен мечом. Память 22 сентября.

  • - визант. император с 602. Будучи сотником визант. войск на Дунае, возглавил восстание, поднятое воинами осенью 602 против имп. Маврикия. Восставшие, подступившие к Константинополю, были поддержаны столичными димими...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Византийский император в 602- 610 гг., ум. 4 окт. 610 г. Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии...

    Все монархи мира

  • - слово, прибавляемое ко всем снастям, парусам и рангоуту, принадлежащим фок-мачте. Фока-брасы - снасти бегучего такелажа, привязанные к нокам фока-рея для его поворачивания...

    Морской словарь

  • - святые православной церкви: 1) священномученик, епископ Синопский; обратил многих ко Христу. После разных мучений Ф. был брошен в горячую баню, где и скончался в 117 г., при Траяне...
  • - частицы, прибавляемые к названиям парусов, такелажа и рангоута, находящимся ниже марса фок-мачты, напр. фок-гафель, фок-штаг, фок-ванты...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - частицы, прибавляемые к названиям парусов, такелажа и рангоута, находящимся ниже марса фок-мачты, например фок-гафель, фок-штаг, фок-ванты...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - , византийский император с 602. Будучи центурионом византийского войска на Дунае, возглавил воинов, восставших в 602 против императора Маврикия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "" - моторно-парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу. Провела 2 зимовки в районах Нов. Земли и Земли Франца-Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914...
  • - византийский император с 602. Будучи центурионом, возглавил восстание 602 византийских войск на Дунае и занял престол. Проводил политику террора по отношению к аристократии. Низложен и казнен Ираклием...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ФОКА phoque m. Теленок морской или Фока или тюлень. Сл. комм. 1790 7 109...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - фо/ка-ги/к,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - Ф"...

    Русский орфографический словарь

  • - "тюлень", только др.-русск. . Из греч. φώκη ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - ФИК-ФОК, м. . Штучка, штуковина, броская вещица. Общеупотр. разг. «фик-фок » - что-л. сбившееся на бок, напр. шляпа...

    Словарь русского арго

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 имя...

    Словарь синонимов

"Фока святой" в книгах

«Святой мученик Фока»

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

«Святой мученик Фока» Альбанов заболел, метался в горячке. Купание в проливе и нервное напряжение не прошли для него даром. Конрад приводил в порядок базу, готовился к зимовке.20 июля 1914 года выздоравливающий штурман вышел из дома подышать свежим воздухом, бросил взгляд в

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ

Из книги Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или… автора Бёме Якоб

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ Благосклонный читатель, здесь хочу я искренне пригласить тебя покинуть твои мечтания и не заглядываться на языческую мудрость, а также не

2. Император Фока (якобы 602–610 годы)

Из книги автора

2. Император Фока (якобы 602–610 годы) «До своего стремительного взлёта на трон (при императоре Маврикии, то есть „Чёрном“ - Авт.) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и

2. ИМПЕРАТОР ФОКА (ЯКОБЫ 602–610 ГОДЫ)

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

2. ИМПЕРАТОР ФОКА (ЯКОБЫ 602–610 ГОДЫ) «До своего стремительного взлета на трон (при императоре Маврикии, то есть «Черном» – Авт.) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и

Фока (? - 610, имп. с 602)

автора Дашков Сергей Борисович

Фока (? - 610, имп. с 602) До своего стремительного взлета на трон Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае. Обладая среди солдат известным влиянием, он входил в одно из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с

Никифор II Фока

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Никифор II Фока (912–969, имп. с 963)Император Никифор II происходил из могущественного и знатного рода Фок, исправно дававшего Византии крупных военачальников. Сам Никифор, с 954 г. доместик схол, прославил себя успехами на полях сражений. Весной 960 г. синклит и император

Император Никифор Фока

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Император Никифор Фока В 963 г. в Константинополе умер император Роман II. Его малолетние дети, Василий II и Константин VIII, поступили под опеку матери. Фактически же всеми делами при дворе распоряжался евнух Иосиф Вринга, бывший воспитатель Романа II и влиятельный царедворец.

XX. ФОКА-УЗУРПАТОР (602–610)

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

XX. ФОКА-УЗУРПАТОР (602–610)

ФОКА (?-610)

Из книги 100 великих диктаторов автора Мусский Игорь Анатольевич

ФОКА (?-610) Византийский император с 602 года. Будучи центурионом (сотником), возглавил восстание византийских войск и занял престол. Проводил политику террора по отношению к аристократии. Низложен и казнен Ираклием.Последние годы VI века и начало VII века отмечены в Византии

НИКИФОР II ФОКА

автора

НИКИФОР II ФОКА Византийский император, правивший в 963-969 гг. Род. в 912 г. Умер11 дек. 969 г.Никифор происходил из могущественного и знатного рода Фок, давшего империи нескольких крупных военачальников. Сам он с юности участвовал во многих сражениях, был стратигом Анатолика, а в

ФОКА

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

ФОКА Византийский император в 602- 610 гг. Умер 4 окт. 610 г.Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии. По свидетельству Кедрина, он имел маленький рост и безобразную фигуру, густые щетинистые брови, сросшиеся на

Фока

БСЭ

Фока Варда

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

«Фока»

автора Автор неизвестен

«Фока» Лодка «Фока» («Foca») - единственная итальянская подводная лодка, которая имела три гребных вала. Она приводилась в движение бензиновыми моторами «ФИАТ». 26 апреля 1909 года, когда лодка стояла в порту Неаполя, от взрыва паров бензина на ней вспыхнул пожар. Чтобы не дать

«Фока»

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

«Фока» Лодки «Фока», «Атропо» и «Зоеа» («Zoea») итальянские подводные минные заградители, построенные в конце 30-х годов. Согласно проекту, 100-мм орудие каждого корабля было установлено на поворотной башне, размещенной позади боевой рубки. Позже орудие перенесли на



СВЯТОЙ ФОКА СВЯТОЙ ФОКА

«СВЯТО́Й ФО́КА», моторно-парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова (см. СЕДОВ Георгий Яковлевич) к Северному полюсу (см. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС (в географии)) (1912-1914). Провела 2 зимовки в районах Нов. Земли и Земли Франца-Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • СВЯТИТЕЛИ
  • СВЯТОПОЛК Изяславич

Смотреть что такое "СВЯТОЙ ФОКА" в других словарях:

    СВЯТОЙ ФОКА - моторно парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912 1914). Провела 2 зимовки в районах Нов. Земли и Земли Франца Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914 … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯТОЙ ФОКА - моторно парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912 14). Провела 2 зимовки в районах Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    «Святой Фока» - моторно парусная шхуна экспедиция Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912 14). Провела 2 зимовки в районах Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914 … Энциклопедический словарь

    Фока (значения) - Фока (др. греч. Φωκάς) мужское имя греческого происхождения. Именины: июля 22 (августа 4), сентября 22 (октября 5). Известные обладатели Святой Фока (IV век) Фока (византийский император) узурпатор (602 610 гг.). Византийский род Фока,… … Википедия

    Фока - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Фока (др. греч … Википедия

    Святой Владимир

    Фока святой - святые православной церкви: 1) священномученик, епископ Синопский; обратил многих ко Христу. После разных мучений Ф. был брошен в горячую баню, где и скончался в 117 г., при Траяне. В 403 или 404 г. мощи Ф. были перенесены в Константинополь.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ай-Фока - с греческого святой Фока 1) голая гора с плоской вершиной и изрытыми оврагами склонами, в междуречье рек Ворон и Шелен, у моря 2) протяженный мыс со складчатыми обрывами над морем, южное продолжение г. Панаянын Каясы, в 5,5 км к ЮЗ от села… … Топонимический словарь Крыма

    «Св. Великомученик Фока» - СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФОКА (Святой Фока) дерев. зверобойное судно, построенное в 1870 в Норвегии. Во доизмещ. 273 т, машина мощностью 100 л. с., парусное вооружение, скорость 7 узлов. В 1912 С. В. Ф. под командов. кап. Захарова направился из… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Владимир I Святой - Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века … Википедия

Книги

  • Седов. Вперед на полюс! , Григорьев Алексей. Вы держите в руках книгу, рассказывающую о героической полярной экспедиции 1912-1914 годов, которой руководил старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов. Это история захватывающего путешествия…

Выбор прототипа для постройки модели пал на парусно-паровую двухмачтовую шхуну <Святой мученик Фока> абсолютно случайно. В тот момент, когда было принято решение создать нечто летающее, ездящее или плавающее, ближе всего оказался журнал <Моделист Конструктор> №9 за 1986 год. Данный номер предлагал к рассмотрению помимо <Фоки> один из туполевских торпедных катеров, гоночный катер класса F3E, предлагалась методика расчета самодельного СЛА, еще пара статей на тему кордовых. Кстати, в этом же номере обнаружились две статьи по парусной тематике: <Такелаж - как настоящий> и <Ванты для парусника>.
При всем богатстве выбора, как говориться, другой альтернативы быть не могло. К тому же парусный раздел судомоделизма до этого времени был мною незаслуженно оставлен без внимания.

Немного истории.

Приступив к изучению материалов упомянутого номера <МК> я выяснил, по крайней мере для себя, что оказывается <СВ. МУЧ. ФОКА> (именно так выглядело начертание названия судна на его бортах, спасательных кругах, штурвале и корабельных принадлежностях) это то судно, на котором Г.Я Седов в 1912 - 1914 годах намеревался достигнуть Северного Полюса.
Построенное еще в 1870 году в Норвегии судно предназначалось для морского промысла в Ледовитом океане. При спуске на воду оно получило название <Гейзер> и под этим именем плавало вплоть до 1890 года, затем несколько раз меняло владельцев из числа зверопромышленников, и было приписано к Мурманской научно-промысловой флотилии.
10 июля 1912 года на деньги, пожалованные лично императором, Седов фрахтует и снаряжает <Фоку> для экспедиции к Северному Полюсу. Идея этой экспедиции не нашла поддержки Главного географического управления и Морского министерства поэтому правительство отказалось финансировать данный проект. Положение спасло создание комитета по сбору средств для экспедиции. Во главе комитета стояли издатели ведущих газет.
Наверное, именно этот факт явился причиной того, что в ходе 2-ой, трагической для исследователя зимовки на Земле Франца-Иосифа, Седов переименовывает <Фоку> в честь редактора газеты <Новое Время>. Судно стало называться <Михаил Суворин>. На судне под этим именем, спалив в топке все, что хоть как-то могло гореть, экспедиция вернулась в Архангельск.

по материалам журнала Моделист-Конструктор и информации из глубин мировой сети

Постройка модели

С самого начала было принято решение строить ходовую модель. Гребной винт, паровая машина, лебедки для управления парусным вооружением. Эти наполеоновские планы, к сожалению, пришлось урезать ровно на паровую машину. Не все сразу, как говорится:). В остальном - движемся к намеченной цели.

Часть 1. Корпус.

Для создания корпуса модели был выбран наборный метод. Этот метод совмещает в себе и простоту технологического цикла, и возможность применения доступных материалов, не требует создания дополнительной оснастки, не требует нудной и пыльной подгонки и доводки корпуса по лекалам: ну не нравится мне эта процедура.
Отсканировав картинку теоретического чертежа корпуса, импортирую ее в AutoCAD. На изображение проекций корпуса наношу сетку, по ней определяю реальный масштаб и привожу его вместе с картинкой к масштабу изготавливаемой модели. Далее вручную обвожу контуры шпангоутов, контуры продольных сечений, контур киля и штевней (рис.1).

Рис. 1

При обводке пользуюсь линией Spline, в качестве узловых точек использую точки пересечения контура с горизонтальными линиями сетки. В этом случае каждая узловая точка сплайна будет лежать в соответствующей плоскости чертежа продольных сечений корпуса. Если все сделать аккуратно, это избавит от ошибок при построении 3D модели.
В принципе это не обязательно. И AutoCAD не обязателен, и 3D не обязательно. Кому это не интересно можно сразу переходить к переносу очертаний шпангоутов и киля на фанеру:
Итак, ставлю на <ровный киль> контур штевней и киля. Да, я забыл упомянуть, обрисовывая эту линию сплайном, узловые точки тоже ставлю на соответствующих пересечениях с продольными плоскостями.
Устанавливаю шпангоуты с сеткой на свои места. Соединяю сплайном соответствующие узловые точки шпангоутов по сетке в горизонтальной плоскости, начиная от форштевня (рис.2). В результате получаю контуры сечений в продольной плоскости. Сравниваю их с теоретическим чертежом. Совпадают? Здорово! Едем дольше. Кое-что не совпадает - ищу причину.

Рис. 2

Оказалось, теоретический чертеж немного кривоват, надо его подправить. Критерий правильности обвода на этом этапе один, все линии 3D модели должны быть плавными и гармоничными, любой скос, любая вмятина будет заметна. Для исправления пользуюсь одновременным перемещением узловых точек пересекающихся сплайнов только по линии сопряжения плоскостей этих сплайнов, иначе конструкция может сломаться как карточный домик:)
Прикидываю, какая толщина обшивки будет, и на эту величину сужаю контуры шпангоутов операцией Offset. Все, далее работаю с получившимися контурами шпангоутов. Линии продольных сечений уже не нужны, и их можно удалить, однако для красоты оставляю.
Соединяю сплайном крайние верхние точки шпангоутов, получается 3-х мерный контур бака и планширя фальшборта. С вида сверху переношу верхний контур транца.
Приступая к этапу прорисовки внутренних контуров шпангоутов (рис. 3), пришлось определяться с некоторыми конструктивными параметрами будущего корпуса. Ширина футоксов и высота кильсона выбирались исходя из достаточной жесткости конструкции, наличие или отсутствие палубного бимса определялось необходимостью организации доступа к исполнительным механизмам. Палубные обратные кницы, необходимые для обеспечения жесткости конструкции, отрисовывались <на глаз>. Толщина топтимберсов в районе фальшборта определялась по чертежу вида сверху и вида спереди, в районе надстройки полуюта - <на глаз>.

Рис. 3

Линия палубы бака, шкафута, надстройки полуюта и юта была взята с изображения разреза судна по вертикальной продольной оси. Контур палубы получил, соединив точки пересечения внутреннего контура топтимберсов и верхнего контура бимсов. Далее разворачиваю контур палубы на горизонтальную плоскость и получаю <выкройку> палубы. То же самое делаю с транцем, разворачивая его на соответствующую плоскость.
Я распечатывал контуры на плоттере, поэтому все скомпоновал на одном листе (рис. 4), естественно можно распечатывать на форматках А4 с последующей склейкой.

Рис. 4

Киль со штевнями и шпангоуты я вырезал из листа 4 мм фанеры. Со шпангоутами проблем никаких не было, а вот толщину киля надо было увеличить как минимум вдвое. Дело в том, что после установки шпангоутов на киле и протяжке трех поясов стрингеров жесткость конструкции на кручение оказалась недостаточной, и, прежде чем я успел приклеить некоторое число планок обшивки, мне приходилось постоянно контролировать увод корпуса, постоянно контролировать <пропеллер>. Отсюда мораль: пока не обеспечена достаточная жесткость корпуса на изгиб, кручение, растяжение и срез, нельзя снимать корпус со стапеля, ни под каким предлогом:)
В качестве стрингеров использовались сосновые рейки сечением 4х4 с боков шпангоутов и 3х3 под палубой. Планширь фальшборта и палуба бака вырезались из цельного листа 1 мм фанеры.
Т.к. в начале работ с моделью я не планировал вести фотосъемку - фотография стапеля и этап сборки скелета отсутствует. На рис. 5 я попытался как-то реабилитироваться. :)

Рис. 5

В качестве материала для черновой обшивки была выбрана все та же миллиметровая фанера. Полоски 6 мм шириной резались на гильотинных офисных ножницах формата А4. Длина реек оказалась равной 350 мм поэтому при обшивке корпуса длинной почти 700 мм приходилось использовать по две рейки на пояс. Фанера резалась таким образом, что из трех ее слоев шпона два крайних резались поперек, а средний вдоль. Получились прутки с гибкостью лучшей, чем прутки из шпона толщиной 0.5 мм. Таким образом, не пришлось прибегать к распариванию реек.
Обшивка проводилась в несколько этапов. На первом этапе был обшит участок вблизи киля и фальшборта (рис. 6).

Рис. 6

Для формовки транца позади последнего шпангоута был вклеен кусок застывшей монтажной пены очень высокой плотности. Получить такой материал можно впрыснув в емкость с водой порцию монтажной пены. Застывание происходит очень быстро и плотность получаемого материала достаточно высокая.
Приклеенному куску пены придал сначала форму транца, приклеил сам транец, а затем обточил пену со стороны днища. На рис.7 виден этот участок корпуса с уже наложенными несколькими рядами реек. Сборку вел с помощью клея Момент-Столяр и портняжных булавок. Булавки из сталистой проволоки толщиной 0,4 мм втыкались и вынимались с помощью маленьких плоскогубцев. Кстати, не смотря на достаточно серьезный изгиб реек в районе транца, воткнутые в пену булавки вполне справлялись со своей задачей.

Рис. 7

Палуба также вырезалась из миллиметровой фанеры по контуру виртуальной развертки.
Можно было ее обрисовать по строящемуся корпусу, но я решил проверить точность сборки и процент <попадания>. К счастью, все сошлось достаточно точно. На рис. 8 и 9 хорошо видны стыки между рейками обшивки и фиксацию приклеиваемой палубы. Для удобства установки дейдвуда и обработки изнанки палубы часть обшивки решил установить по окончанию выполнения этих работ.

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10. Так выглядит корма с изнанки. Пена срезана по уровень палубы юта.

Рис. 11. Приклеивание планширя в районе кормы.

Рис. 12. Вырезаются люки для доступа к сервоприводам: модель-то ходовая.

Вырез под дейдвудную трубку (рис. 13) выполнялся с помощью прямошлифовальной машинки с удлинительным тросом. Как оказалось, очень полезная машинка, и рейку подточить, и паз высверлить, а с помощью удлинителя можно подлезть в самые труднодоступные места модели.

Рис. 13

Рис. 14. Примерка. Судомоделисты со стажем без труда узнают в этой трубке колено телескопической антенны радиоприемника:)

Второй мой серьезный промах после <пропеллера>. Не до конца продумав технологию обшивки и порядок следования реек я столкнулся с тем, что мне не к чему оказалось крепить рейки среднего пояса в районе между первым и вторым шпангоутом. В случае с кормой там все было видно и ясно с самого начала, а тут пришлось мудрить. Решив опять использовать пену (рис. 15), я вообще чуть все не испортил. Я влил монтажку в нишу и радостный схватился за фотоаппарат. Самое интересное ждало меня впереди. Пена застывает при впитывании влаги, поэтому застывание идет с поверхности и чем глубже, тем дольше. При этом пена расширяется. В начале, расширяясь, она выталкивает достаточно мягкую, воздушную массу, а по мере застывания пена становится очень нехорошим поршнем. Последствия этого процесса стали для меня очевидны, когда рейки вокруг отверстий начали менять свой естественный прогиб, пришлось в буквальном смысле вычерпывать полузастывшую массу и не отходить от модели до полного прекращения роста <раковой опухоли> :) Очень помог влажный компресс на нос модели и рюмочка чаю в качестве успокоительного создателю.

Рис. 15.

Рис. 16. Вот как это выглядело после эпопеи с монтажной пеной

Завершающий этап черновой обшивки сводится к примерке, подгонке и притирке энного количества клинышек и выточек. В результате на рис. 17 бок корпуса выглядит ощетинившемся ежиком.

Рис. 17

Рис. 18. Вот такая у меня получилась укладка реек в районе скул.

Внутреннюю поверхность корпуса я покрыл двумя слоями стеклоткани 0,03 мм на эпоксидной смоле. Эпоксидная смола для первого слоя разводилась этиловым спиртом в соотношении одна часть готовой смолы и одна часть спирта. Изнаночная часть палубы была покрыта до полной укладки реек. Темные полосы на стыках реек (рис. 19) это поменявший свой цвет клей <Момент-Столяр>. Это происходит при взаимодействии этого клея с клеевыми слоями фанерных реек. На внешней поверхности клеевые следы вытирались влажной губкой, поэтому таких полос там не видно.

Рис. 19

Далее шлифовка и шпатлевание, а потом опять шпатлевание и шлифовка. Корпус получился достаточно ровным, да и выведения поверхности под покраску не требовалось, поэтому особой чистоты поверхности не добивался. В основном была выведена линия вдоль киля и штевней. Шпатлевка <Пиноколор> акриловая водоразбавляемая, имитирует цвет древесины, поэтому может быть использована по чистовой обшивке из шпона.

На рис. 20 шпатлевка с колером под березу.

Рис. 21. Начинаю обшивать надстройку полуюта.

Рис. 22. Еще один вид с уже обшитой надстройкой. Хорошо видно, что придется добавлять имитаторы шпангоутов вдоль фальшборта.

Рис. 23. Вклеенный пяртнерс бизани. Видна дейдвудная трубка и лужи застывшей смолы.

Рис. 24. Весьма тщательно пришлось оформлять окантовку люков. Сформован желоб, в который закладывается уплотнительный шнур.

Рис. 25. Вот, примерно так это выглядит со стороны. В качестве уплотнительного шнура был взят резиновый шнур диаметром 3 мм, который достаточно широко используется рыбаками.

Ну, и в завершении рассказа о постройке корпуса шхуны <СВ. МУЧ. ФОКА>, приведу перечень использованных мною материалов:

  • фанера пятислойная толщиной 4 мм;
  • фанера трехслойная толщиной 1 мм;
  • рейки сосновые 4х4 и 3х3;
  • рейки сосновые 25х4;
  • стеклоткань 0.03 мм;
  • жгут резиновый, диаметр 3 мм;
  • трубка латунная тонкостенная, внутренний диаметр 4 мм;
  • клей ПВА <Момент - Столяр>;
  • клей эпоксидный <ЭДП>;
  • шпатлевка акриловая водоразбавляемая <ПИНОКОЛОР>;
  • булавки, канцелярские прищепки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»