Психологическая несовместимость супругов. Непримиримые противоречия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Межличностные конфликты это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные , собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Психологическая несовместимость

Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений.

Наиболее распространенная причина конфликтов между студентами и преподавателями - неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Иногда студенты, считая оценку их знаний неадекватной, вступают в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и среди преподаватели высшей школы. Противоречия могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент - студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель - студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель, который может использовать для этого некоторые обязательные в этих случаях методики и требования:

    при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;

    в случае неудовлетворительного ответа студент должен осознать, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;

    ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента.

Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодей­ствии преподаватель - преподаватель, преподаватель - руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;

высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;

предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;

равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;

постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;

культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия между руководителем и лидерами.

Психологическая несовместимость

Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально- психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

Отдельные личности существенно различаются по своим психологическим особенностям. Эти отличия часто могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам.

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие - вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами - заносчивых капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает взаимоотношения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным - люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.

Вывод

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям – это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.

Литература

1. Масляев О. Психология личности. – Донецк, 1997.

2. Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалёва, А. А. Степанова. – М., 1981.

3. Роменець В. А. Психологія творчості. – К., 2001.

4. Щёкин Г. Основы психологических знаний. – К., 1994.

Наталья Капцова


Время на чтение: 9 минут

А А

Мечта каждой женщины – встретить ту самую половинку, с которой можно создать счастливую семью и жить «в горе и радости» до самых седин. И половинка действительно однажды «стучится в вашу дверь», но вот до самых седин дожить вместе получается не у всех – некоторые семейные лодки идут на дно. А все потому, что отсутствует «фундамент» отношений – совместимость между супругами.

Что это такое, и как найти гармонию в браке?

Что такое совместимость в отношениях супругов – признаки полной совместимости и гармонии в браке

Термином «совместимость» в данном случае можно назвать многоуровневую «пирамиду», в которой все уровни взаимозависимы и пересекаемы.

Основные из них:

  • Физиологическая совместимость. Первоначально она возникает при первой взаимной симпатии. К ней можно отнести понимание, что тебе нравится в человеке все – его внешность, запах, его жесты и мимика, манера речи и походка, и проч.
  • К 1-му пункту можно отнести и интимную близость. Или совместимость. Удовлетворение, получаемое обоими партнерами, говорит об их совместимости.
  • Психологическая совместимость. Она имеет серьезное значение и мощно влияет на них, независимо от наличия/отсутствия физической совместимости. В целом, не вдаваясь в философские рассуждения, суть данного типа совместимости можно выразить одной фразой – «они понимают друг друга с полуслова».
  • Интеллектуальная совместимость. Она также имеет немалое значение, учитывая, что начитанный человек с серьезными интеллектуальными возможностями, находящийся в постоянном поиске новых путей для саморазвития, просто не сможет долго строить свою жизнь с партнером, с которым не о чем поговорить, кроме как о меню на завтра. К данному типу совместимости можно отнести общие интересы, гармонию в совместном досуге, просмотр фильмов и прослушивание музыки, обсуждение новостей, и проч.
  • Бытовая совместимость. Он никогда не закручивает колпачок от зубной пасты и бросает его на раковине, а она не любит мыть посуду вечером. Он заваривает пакетик чая по 2-3 раза, а она предпочитает пить заварной чай. Он – любит сорить деньгами и живет одним днем, она – великий эконом. Бытовая несовместимость ломает семейные лодки в щепки, иногда на первом же году совместной жизни. И иногда просто из-за того, что посуда в раковине ежедневно остается на утро.
  • Социально-психологическая совместимость. История из рубрики «принц и нищий». Она – девушка из рабочего класса, он – представитель золотой молодежи. Данный союз в 80% случаев обречен на крах. Кроме того, имеет значение и окружение каждого партнера, статус, среда общения и проч.

Признаки совместимости в браке

Как понять, что вы – две половинки, которые сложились в жизни словно пазлы, а не посторонние люди, которые однажды обнаружат, что между ними нет ничего общего?

Каковы признаки совместимости?

  • Вы духовно совместимы. Ваши цели, потребности, взгляды и мнения, интересы и установки едины и согласованы.
  • Вы совместимы по свойствам характеров и эмоциональной сферы , и способны существовать в едином бытовом пространстве без конфликтов.
  • Вы едины в вопросах воспитания детей и организации функций семьи.
  • Вы получаете обоюдное удовольствие от интимной близости и просто от присутствия партнера рядом с вами, а ваши темпераменты (аппетиты) одинаковы.
  • У вас нет разногласий по вопросам национальности и вероисповедания.
  • У вас нормальные и ровные отношения с родственниками партнера (обоюдные).

Подытоживая, можно сказать, что полная совместимость партнеров – это их совместимость во всех сферах жизни и аспектах.

При совпадении менее чем на 70-80% говорят о плохой совместимости и высоком риске развода.

Факторы психологической совместимости партнеров – что обеспечивает гармонию в отношениях супругов?

Как отмечено выше, психологическая совместимость наиболее важна в совместной жизни супругов. Счастливый союз строится на устойчивости отношений, которые невозможны при отсутствии всех составляющих психологической совместимости.

Какие факторы обеспечивают гармонию в психологии супружеских отношений?

  1. Эмоциональная сторона.
  2. Степень привязанности супругов друг к другу.
  3. Степень социальной зрелости.
  4. Психофизический уровень супругов. Идеально, когда в паре совпадают и темпераменты, и биологический ритм жизни, и особенности работы органов чувств. Напряженность же бывает в отношениях, где он – сова, она – жаворонок (или наоборот). Или где он – холерик, а она – флегматик.
  5. Сходство характеров. Чем ближе супруги друг к другу по характеру, тем безопаснее и увереннее они чувствуют себя вместе. Именно в этом случае работает принцип взаимодополняемости.
  6. Совместимость.
  7. И, конечно, общий культурный уровень, включающий общие интересы.

Признаки несовместимости в отношениях супругов – не упустить момент!

Как понять, что вы несовместимы?

Основными признаками несовместимости партнеров являются следующие:

  • Генетическая несовместимость.
  • Борьба за финансовые ресурсы. То есть, ссоры, возникающие на почве – кто из двоих зарабатывает и кто тратит. Материальные склоки убивают любое позитивное начало в молодой семье.
  • Интеллектуальная несовместимость. Например, она, утонченная и интеллигентная, любит читать классиков, пишет философские статьи, ходит в театр и цитирует Бродского, а он не понимает, чем Букварь отличается от «Войны и мира», ковыряет вилкой в зубах, проникновенно сыплет матерком и считает работу в гараже пределом мечтаний.
  • Чувственная несовместимость. У каждого супруга периодически возникает желание сбежать хотя бы на время подальше от партнера. Также иногда обоих посещает мысль – «мы стали друг другу чужими».
  • Разные менталитеты. Он воспитан в семье богатых мусульман, она – в семье атеистов из рабочего класса. У каждого свои взгляды на жизнь, принципы и ценности. Каждый считает свою позицию правильной. Непримиримость с позициями друг друга рано или поздно приведет к разрыву.
  • Неспособность общаться. Он при конфликтах замыкается в себе. Она способна выражать недовольство только криком и слезами. Неспособность разговаривать – причина распадов многих пар.
  • Нравственная несовместимость. Она – верующая, тихая, неспособная на конфликт, оскорбление, ругательства. Он – полная противоположность.
  • Бытовая несовместимость.



Причины психологической несовместимости партнеров – так кто виноват?

Список причин психологической несовместимости может быть бесконечным. И нельзя выделить виноватой какую-то одну сторону, потому что в несовместимости характеров никто виноватым быть не может.

Другой вопрос, если обоим супругам вполне по силам изменить ситуацию путем компромисса и уступок, но у обоих нет желания – в этом случае о какой-либо совместимости говорить просто не приходится.

Итак, почему супруги могут быть психологически несовместимы – основные факторы:

  • Нет искры. Физиология – на 5 баллов, материально-бытовых ссор не бывает, одна культура и религия, отличные отношения с родственниками с обеих сторон, но… нет любви (искры). Такие отношения чаще всего обречены на расставание.
  • Не о чем говорить.
  • Противоположные интересы, мнения, задачи.
  • Разные типы личности , «пропасть» в характерах.
  • Вредные привычки. В данном случае, речь идет не только о курении и прочих вредных привычках, но об иных хронических недостатках (сильный храп, неряшество, рассеянность и проч.).
  • Незрелость – возрастная, личностная, социальная . Один уже в 18 лет способен брать на себя ответственность и принимать серьезные решения самостоятельно, а для другого в 40 лет только детство заканчивается.

Стоит отметить , что, как ни странно, психологическим несовпадением может стать и совместимость натур и характеров. Например, два ярко-выраженных лидера в семье – это всегда крен семейной лодки. Также как и два флегматика, которые на пару «плюют в потолок» и ждут перемен.

В целом же, о психологической несовместимости можно говорить при отрицательных ответах на следующие вопросы:

  1. Способны ли вы разговаривать с супругом «ни о чем» (просто болтать за ужином, на прогулке, в дороге)? Вам есть, о чем поговорить? Способны ли вы беседовать 2-3 часа подряд, не теряя интереса друг к другу?
  2. Считаете ли вы, что у вас крепкая взаимная любовь?
  3. Можете ли вы представить вас обоих в старости с внуками?
  4. Спокойно ли вы относитесь к бытовым вредным привычкам друг друга (немытая посуда, разбросанные вещи и проч.)?
  5. Схожи ли ваши результаты в IQ-тестах?
  6. Хорошие ли у вас отношения с родственниками партнера (и у него – с вашими)?

Если ответов «Нет» набралось более 3-х — значит, в вашей семейной жизни пора что-то менять.



Можно ли добиться совместимости в любовных и супружеских отношениях – что же делать, если семейная лодка дала крен?

Супружеские отношения по сути своей невозможны без доверия, взаимопонимания и… компромиссов .

Последняя составляющая – самая важная. Если двое начали жить вместе — значит, о полной несовместимости говорить не приходится.

Конечно, идеальных пар не существует, всегда есть различия, и в одном из типов «совместимости» обязательно будут расхождения. Но они легко преодолимы, если оба партнера способны идти на компромисс и искать решение, приемлемое для обоих.

В отношениях всегда кому-то приходится уступать, и только те отношения станут крепкими и нерушимыми, в которых уступать умеют оба . Главное – слышать, слушать, говорить друг с другом и руководствоваться тем, что ваш партнер – это та самая половинка, с которой вы хотите прожить счастливую жизнь до седин.

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Причин психологической несовместимости может быть много: несовместимость моральных и нравственных норм поведения, отрицательные черты характера, дурные привычки, невоспитанность, грубые манеры поведения и многое другое.
а) Причиной сложного психологического климата в коллективе является взаимное непонимание (или недопонимание) между коллегами по работе. В этом случае деловое замечание или рекомендация воспринимаются как выпад, посягательство на личное достоинство. Психологические исследования показали, что подобные реакции связаны с возникновением ложных образов ситуации или других людей, они-то и вызывают неадекватное реагирование, толкование поступков, мнений.
б) Особенности характера работающих часто приводят к психологической несовместимости и даже конфликтам. В коллективах встречаются люди с тяжелым характером, склонные к интригам, ссорам. Они создают конфликты в коллективе. Нередко это связано также с их неадекватной самооценкой, искаженным образом "Я". Заметим, что особенно конфликтны лица с завышенной самооценкой (они авторитарны, безапелляционны, склонны пренебрегать мнением окружающих, грубы) и заниженной самооценкой (у них обычно имеются внутриличностные конфликты, которые искажают восприятие реальности и существующих взаимоотношений, что обусловливает их активное включение в межличностные конфликты). В последнем случае необходима помощь психолога.
в) Другой причиной является стремление любой ценой завоевать признание окружающих, занять престижное или выгодное положение. Подчеркнем, что лица, дестабилизирующие климат коллектива, могут обладать и совершенно противоположными качествами - избыточным конформизмом (в этом случае приходится сталкиваться с беспринципным поведением) или негативизмом (оказание бессмысленного упорного сопротивления любым действиям коллектива, независимо от реальной ситуации).
г) Отмечены случаи, когда психологическая несовместимость возникает вследствие доминирования негативных психических состояний у членов коллектива в процессе их деятельности (стресс, утомление и т.п.). В этом случае некоторые качества личности и черты характера как бы усиливаются: лица общительные становятся чрезмерно болтливыми и наоборот, немногословные вообще перестают общаться, уходят в себя, у лиц со слабым типом нервной системы возникают спонтанные реакции, нецеленаправленные действия или даже уход от активных действий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»